Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка 2018

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Бухгалтеру » Перевозка

Перевозка



Перевозка

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

  • Стороны договора
  • Предмет и условия договора
  • Разновидности договора перевозки
  • Провозная плата
  • Бухгалтерский и налоговой учет договоров перевозки
  • Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

    Стороны договора

    Сторонами в договоре перевозки выступают перевозчик и отправитель.

    Деятельность перевозчика подлежит обязательному лицензированию.

    Статьей 7 Федерального закона № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения подлежит лицензированию, в том числе и «перевозка пассажиров и грузов».

    В соответствии со статьей 157.3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте (в том числе и перевозочной) без специального разрешения (лицензии) влечет за собой наложение соответствующих штрафных санкций, которые налагаются органами Российской транспортной инспекции.

    Постановлением Правительства Российской Федерации № 20 «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» (с учетом последующих изменений и дополнений) на транспортную инспекцию возложена обязанность лицензирования, в том числе и перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса. Постановлением Правительства Российской Федерации № 118 (с учетом последующих изменений и дополнений) было утверждено «Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации».

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с учетом последующих изменений и дополнений) лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском, внутреннем водном транспорте отнесено к компетентности Министерства транспорта Российской Федерации. При этом постановлением Правительства Российской Федерации № 85 утверждены «Федеральные авиационные правила лицензирования в области гражданской авиации», согласно которым лицензированию подлежит перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе.

    Предмет и условия договора

    Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если соответствующими транспортными уставами и кодексами не установлено иное.

    Например, статьей 142 Водного кодекса Российской Федерации № 167ФЗ установлено, что порядок использования водных объектов для транспортного судоходства должен устанавливаться органами исполнительной власти.

    Все вопросы торгового мореплавания регулируются Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, утвержденного Президиумом Верховного Совета СССР.

    Порядок перевозок железнодорожным транспортом устанавливается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 153ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и Уставом железных дорог Союза ССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 270, который фактически утратил свою силу в связи с принятием Федерального закона № 2ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации»

    Порядок перевозок автомобильным транспортом устанавливается в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 12.

    Разновидности договора перевозки



    Существуют следующие разновидности договора перевозки:

    - договор перевозки груза;

    - договор перевозки пассажира;

    - договор фрахтования;

    - прямое смешанное сообщение;

    - перевозка транспортом общего пользования;

    - договоры об организации перевозок;

    - договоры между транспортными организациями.

    Рассмотрим особенности этих договоров.

    Договор перевозки груза

    По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату.

    Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

    Договор перевозки пассажира

    По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

    Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа  багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

    Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

    - перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

    - провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

    - сдавать к перевозке багаж за плату по установленному тарифу.

    Договор фрахтования

    По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно Кодексу торгового мореплавания Союза ССР (действующему в части, не противоречащему ГК РФ), такая разновидность сделки как «таймчартер» (timecharter), относится к договорам аренды. Например, в письме Минфина России № 040308 разъяснено, что «договор фрахтования судна на время возможно рассматривать как договор аренды, а не как договор перевозки».

    Прямое смешанное сообщение

    Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

    Перевозка транспортом общего пользования

    Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

    При этом следует иметь в виду, что договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

    Договоры об организации перевозок

    Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

    По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец  предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

    Договоры между транспортными организациями

    Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

    Конкретный порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, а также соответствующими правовыми актами.

    Чем договор перевозки отличается от договора подряда?

    Пусть читателя не удивляет столь категоричная постановка вопроса, поскольку принадлежность договора к тому или иному типу договоров определяется не столько его названием, сколько его сущностью (его существенными условиями). В качестве примера приведем эпизод из арбитражной практики, приведенный в письме Правления ПФР № ЮЛ0911/4919ИН «О практике рассмотрения арбитражными судами и судами общей юрисдикции дел региональных отделений ПФР»:

    Организация заключила с физическим лицом договор, квалифицировав его как договор перевозки и в существовавшем в тот период порядке не начислило страховые взносы в ПФР. Однако суд квалифицировал этот договор как договор «подряда на выполнение работ по оказанию услуг», поскольку в договоре отсутствовали «существенные условия договора перевозки (согласованный объем перевозок, условия перевозки, сроки приема груза к перевозке)».

    Таким образом, существенными условиями договора перевозки являются: согласованный объем перевозок, условия перевозки, сроки приема груза к перевозке.

    Провозная плата

    За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено соответствующими правовыми актами.

    Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

    Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

    Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено соответствующими правовыми актами или договором перевозки.

    В тех случаях, когда соответствующими правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

    Государственное регулирование цен естественных монополий на транспорте

    Федеральным законом Российской Федерации № 1995 «О естественных монополиях» установлено, что государство осуществляет регулирование деятельности естественных монополий в ряде сфер, в том числе и в области железнодорожных перевозок.

    Поэтому и цены в этой отрасли устанавливаются с учетом утвержденных тарифов на перевозки.

    Бухгалтерский и налоговой учет договоров перевозки

    Учет у перевозчика

    Начисление вознаграждения за оказанные (отгруженные) клиенту услуги по перевозке грузов или пассажиров:

    Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»  Кт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

    Выделение НДС с выручки:

    Дт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»  Кт 68 «Расчеты с бюджетом»/субсчет «Расчеты по НДС».

    Начисление налога на пользователей автомобильных дорог:

    Дт 26 «Общехозяйственные расходы»  Кт 67 «Расчеты по внебюджетным платежам».

    Списание собственных издержек перевозчика:

    Дт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»  Кт 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы» и др.).

    Определение финансового результата (прибыль):

    Дт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»  Кт 80 «Прибыли и убытки».

    Начисление налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы:

    Дт 80 «Прибыли и убытки»  Кт 68 «Расчеты с бюджетом».

    Погашение задолженности плательщиком:

    Дт 51 «Расчетный счет» — Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    Следует подчеркнуть, что перевозчик обязан оформлять соответствующие первичные документы с подробным описанием объема и номенклатуры перевозимых грузов и маршрута. Все факты сдачи-приемки грузов также должны документироваться.

    Отраслевые особенности формирования издержек перевозочной деятельности регламентируются применительно к каждому из видов транспорта:

    - письмом Госналогслужбы России № ПВ417/67н «Об Особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли организациями автомобильного транспорта Российской Федерации», утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации № ВБ3/570;

    - письмом Министерства путей сообщения Российской Федерации, Минфина России и Минэкономики России «Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий эксплуатационной деятельности железных дорог Российской Федерации»;

    - «Отраслевой инструкцией по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта», утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации № ВА6/165; письмом Госналогслужбы России № НП601/245 «Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий воздушного транспорта Российской Федерации», утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации № ВА3/365.

    Учет у отправителя

    Отправителем может быть не только грузоотправитель, но и грузополучатель.

    Поэтому прежде всего необходимо однозначно определить цель, договора перевозки, поскольку от этого принципиальным образом зависит дальнейший бухгалтерский и налоговый учет:

    - если оплачена перевозка приобретенных внеоборотных активов, то произведенные затраты отражаются по дебету счета 08 «Капитальные вложения»;

    - если оплачена перевозка приобретенных оборотных активов, произведенные затраты отражаются по дебету счетов 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и др.; следует иметь в виду, что пунктом 6 «Положения о составе затрат» предусмотрено, что стоимость приобретаемых материальных ресурсов формируется не только из цен их приобретения (без НДС), но и всех сопутствующих расходов (комиссионные расходы, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями). Данный принцип формирования фактической себестоимости сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных изделий и тары предусмотрен и пунктом 49 «Положения о бухгалтерском учете»: при этом в фактическую себестоимость материальных ресурсов включаются также и расходы на транспортировку этих ресурсов, осуществляемые сторонними организациями. Пунктом 1 статьи 11 Закона «О бухгалтерском учете» также предусмотрено, что оценка имущества, приобретаемого за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;

    - если оплачена перевозка приобретенных товаров, предназначенных для последующей перепродажи, транспортные расходы могут учитываться по дебету счета 41 «Товары», при этом пунктом 2.2 «Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания», утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле и Минфином России № 1550/322, установлено:

    «Предприятию торговли при осуществлении закупок товаров самостоятельно (включая по импорту и по товарообменным операциям) разрешается при исчислении покупной стоимости поступающих товаров включать наряду с ценой, предусмотренной в договоре, транспортные расходы, таможенные пошлины и прочие расходы по закупке и транспортировке...

    Расходы, связанные с доставкой (включая погрузоразгрузочные работы) товаров и продуктов транспортом и персоналом предприятия торговли, подлежат включению в соответствующие статьи издержек обращения и производства...»;

    - если оплачены перевозки пассажиров или грузов, которые не связаны ни с текущей производственной деятельностью, ни с приобретением соответствующих активов, единственным источником этих затрат является чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, — т.е. в данном случае используется счет 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

    - если оплачена перевозка, непосредственно связанная с текущей производственной деятельностью коммерческой организации, реализацией продукции и товаров, эти затраты либо прямо включаются в издержки производства и обращения отчетного периода (счета 2026, 43, 44), либо предварительно аккумулируются на счете 31 «Расходы будущих периодов».

    Например, в себестоимость продукции (работ, услуг) согласно «Положению о составе затрат» могут быть включены:

    - затраты на транспортное обслуживание деятельности работников аппарата управления организации (подпункт «и» пункта 2);

    - затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования (подпункт «м» пункта 2);

    - затраты, связанные со сбытом продукции, в том числе и их транспортировкой до пункта, обусловленного договором (подпункт «у» пункта 2).

    На последней составляющей состава затрат остановимся подробнее.

    Подпунктом «у» пункта 2 «Положения о составе затрат» (в ныне действующей редакции) установлено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются «затраты, связанные со сбытом продукции: транспортировкой до пункта, обусловленного договором».

    В редакции данного документа и измененной постановлением Правительства Российской Федерации № 661, данное положение выглядело иначе: «затраты, связанные со сбытом продукции, транспортировкой до станции (порта, пристани) отправления»,

    В связи с этим необходимо не только четко указывать в договоре поставки пункт доставки, транспортировка продукции (товаров) до которого будет включаться в издержки производства и обращения, но и определять, на кого возлагается эта обязанность  на покупателя или продавца (при этом у продавца эти затраты могут быть учтены по дебету счета 43 «Коммерческие расходы», а у покупателя  скорее всего по дебету счетов учета товарно-материальных ценностей). В соответствии с предусмотренными в договоре поставки условиями о доставке товаров в дальнейшем и будут заключаться соответствующие договоры перевозки.

    Этот пример лишний раз наглядно иллюстрирует непосредственную связь между условиями хозяйственного договора и последующим его бухгалтерским и налоговым учетом.

    В подтверждение важности учета приведенных терминов в договорной и налоговой практике приведем один поучительный пример из арбитражной практики.

    Если в договоре поставки продукции на экспорт предусмотрено условие FCA (условие «франко-перевозчик»), при котором поставщик после передачи перевозчику груза ответственности за него не несет, поставщик фактически лишается права на налоговые льготы в части освобождения от НДС экспортированных товаров, поскольку он сам не осуществляет экспорт (т.е. пересечение границы товаром, являющимся собственностью продавца), а реализует товар иностранному юридическому лицу на территории Российской Федерации. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ при рассмотрении конкретного арбитражного дела, изложенного в постановлении ВАС РФ № 3620/96.

    Отметим еще два нюанса включения транспортных расходов в издержки производства и обращения.

    В письме Минфина России № 16001726 разъяснено, что «затраты на оплату чартерных рейсов, обусловленных необходимостью осуществления работ в части управления и контроля за производственным процессом, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты по транспортному обслуживанию работников управления». Аналогичное разъяснение содержится также в письме Минфина России № 16001718.

    Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области торговли, должны руководствоваться «Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания», утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле и Минфином России №№ 1550/322, которыми установлен принципиально иной, чем для остальных хозяйственных субъектов, принцип списания издержек отчетного периода на реализацию.

    В конце месяца сумма издержек обращения и производства, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Сальдо счета 44 «Издержки обращения» равно сумме издержек обращения, приходящейся на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.

    При этом сумма издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

    1)            суммируются транспортные расходы и расходы по оплате процентов за банковский кредит на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

    2)            определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

    3)            отношением определенной в пункте 1) суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (пункт 2)) определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров;

    4)            умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

    Учет у грузополучателя или организации, оплачивающей перевозку пассажиров

    Начисление вознаграждения за перевозку соответствующих грузов или пассажиров:

    Дт счетов учета затрат или имущества — Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    Выделение НДС на основании счета-фактуры перевозчика:

    Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»  Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    Перечисление перевозчику суммы вознаграждения (провозной платы):

    Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — Кт 51 «Расчетный счет».

    Учет у грузоотправителя

    Начисление вознаграждения за перевозку соответствующих товаров (продукции), отгружаемых покупателям:

    Дт 43 «Коммерческие расходы» (44 «Издержки обращения»)  Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    Выделение НДС на основании счета-фактуры перевозчика:

    Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»  Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    Перечисление перевозчику суммы вознаграждения (провозной платы):

    Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  Кт 51 «Расчетный счет».

    Списание коммерческих расходов на реализацию отгруженных товаров (продукции) — в части, приходящейся на реализованные товары (продукцию):

    Дт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»  Кт 43 «Коммерческие расходы» (44 «Издержки обращения»).

    Зависимость учета от условий договора

    Как уже отмечалось, от конкретных условий хозяйственного договора непосредственно зависит и бухгалтерский учет транспортных расходов у сторон.

    В качестве примера рассмотрим зависимость бухгалтерского учета транспортных расходов у сторон от распределения обязанностей по доставке товаров по договору поставки.

    Если условием договора поставки является «франко-склад поставщика» (или так называемый самовывоз), моментом перехода прав собственности на товар является дата отгрузки со склада поставщика, а транспортные расходы по доставке товаров до склада покупателя полностью несет покупатель и включает их в стоимость соответствующих приобретенных активов (0В, 10, 12, 41).

    Если условием договора поставки является «франко-вагон станция отправления», моментом перехода прав собственности на товар от поставщика к покупателю является дата погрузки товаров на станции отправления, а затраты на перевозку должны быть распределены следующим образом:

    - перевозка до станции отправления оплачивается поставщиком и отражается по дебету счетов 43 «Коммерческие расходы» или 44 «Издержки обращения;

    - перевозка с момента погрузки на станции отправления оплачивается покупателем и отражается по дебету счетов учета товарно-материальных ценностей (08, 10, 12, 41);

    Если условием договора поставки является «франко-вагон станция назначения», моментом перехода прав собственности на товар от поставщика к покупателю является дата прибытия товаров на станцию назначения покупателя, а затраты на перевозку должны быть распределены следующим образом:

    - перевозка до станции назначения покупателя оплачивается поставщиком и отражается по дебету счетов 43 «Коммерческие расходы» или 44 «Издержки обращения;

    - перевозка с момента прибытия товара на станцию назначения оплачивается покупателем и отражается по дебету счетов учета товарно-материальных ценностей (08, 10, 12, 41);

    Если условием договора поставки является «франко-склад покупателя», моментом перехода прав собственности на товар является дата сдачи-передачи товаров на складе покупателя, а транспортные расходы по доставке товаров до склада покупателя полностью несет поставщик и включает их в состав коммерческих расходов по сбыту продукции или в состав издержек обращения в торговле (43 или 44),

    Проблемы с формированием покупной цены на товары в розничной торговле

    Как уже отмечалось, затраты на транспортировку приобретенных оборотных активов включаются в их покупную стоимость.

    Если речь идет о сырье и материалах, которые в дальнейшем списываются в производство, особых налоговых проблем не возникает — проблемы возникают при формировании покупной стоимости товаров в розничной торговле.

    Если организация розничной торговли включает в покупную стоимость товаров транспортные расходы, связанные с доставкой приобретенных товаров, она неминуемо занижает налогооблагаемый оборот для исчисления НДС, который формируется не с торговой наценки, а с «суммы разницы между ценами реализации и ценами, по которым они оплачиваются поставщикам, включая сумму налога» (пункт 41 Инструкции «О порядке исчисления НДС»), Пункт 3 статьи 4 Закона «О налоге на добавленную стоимость» определяет облагаемый НДС оборот у организаций розничной торговли при реализации товаров «в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость».

    При этом следует подчеркнуть, что в соответствии со статьей 5 Закона «О дорожных фондах» объектом налогообложения налогом на пользователей автомобильных дорог является сумма «разницы между продажной и покупной ценами товаров» — без уточнения, что покупной ценой является сумма, оплаченная поставщику. Однако исходя из того, что «покупная цена» и «покупная стоимость» не являются синонимами, можно сделать вывод, что покупная цена должна включать в себя только оплату поставщику, в то время как покупная стоимость формируется по правилам бухгалтерского учета и помимо оплаты поставщику включает в себя также сопутствующие расходы, в том числе и транспортные.

    Таким образом, те организации розничной торговли, которые включают в покупную стоимость товаров затраты по их транспортировке, исчисляя сумму НДС при этом не с разницы между продажной и покупной ценами, а с разницы между продажной ценой и покупной стоимостью тем самым нарушают налоговое законодательство, занижая налоговые платежи по НДС, К сожалению, даже Минфин России не уделяет должное внимание этому налоговому нюансу, поскольку считает «покупную стоимость» и «покупную цену» синонимами. Например, в письме № 040305 разъяснено, что «предприятия розничной торговли рассчитывают налог на добавленную стоимость... с суммы разницы между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров».

    Для избежания попадания организаций розничной торговли в налоговое «болото неопределенности», чреватое штрафными санкциями, можно рекомендовать: либо включать все транспортные расходы в издержки обращения и списывать на реализацию пропорционально стоимости проданных товаров, либо возлагать все расходы по доставке приобретенных товаров на поставщика, который может их отнести на свои издержки реализации (43 «Коммерческие расходы» или 44 «Издержки обращения») и включить тем самым в договорную цену (покупную цену для покупателя — организацию розничной торговли).

    Статьей 792 ГК РФ установлено, что перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

    Если на территории Российской Федерации перевозочную деятельность осуществляет иностранное юридическое лицо, то согласно пункту 5.1.11 Инструкции «О налогообложении иностранных юридических лиц» российская сторона  источник дохода должна удержать налог на доходы за «перевозку всеми видами транспорта  фрахт» по ставке 6%.

    Если российская организация осуществляет транспортировку экспортируемых грузов за пределы СНГ или транзит иностранных грузов через территорию Российской Федерации, то согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 5 Закона «О налоге на добавленную стоимость» выручка от этих сделок освобождается от НДС.

    Что касается перевозки импортных грузов, то выручка перевозчика от этих сделок облагается НДС в общеустановленном порядке — вне зависимости от протяженности расстояния перевозки по территории Российской Федерации и зарубежных государств.

    Если транспортировку импортных грузов осуществляет иностранный перевозчик, то:

    - если услуги по транспортировке включены в контрактную стоимость товара, НДС уплачивается на таможне исходя из контрактной стоимости;

    - если услуги по транспортировке импортных грузов оплачиваются отдельно от стоимости товаров, источник выплат должен включить в оборот, облагаемый НДС, полную стоимость перевозки груза от места отправления до места назначения.

    Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

    Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

    Однако отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

    Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

    Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

    Ответственность сторон по договору перевозки

    В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную как ГК РФ, так и транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

    При этом следует иметь в виду, что соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны (за исключением случаев, когда возможность таких соглашений прямо предусмотрена транспортными уставами и кодексами).

    Перевозчик несет ответственность за:

    - неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или договором;

    - задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения;

    - причинение вреда жизни или здоровью пассажира;

    - за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа. В этом случае документами, объясняющими причины несохранности груза или багажа являются: коммерческий акт, акт общей формы и др.

    Отправитель несет ответственность за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств.

    Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

    - непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

    - прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.



    темы

    документ Бухгалтерская отчетность
    документ Бухгалтерские отчетности
    документ Бухгалтерские проводки
    документ Бухгалтерский анализ
    документ Бухгалтерский аудит
    документ Бухгалтерский баланс




    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Курс доллара на 2018 год
    Курс евро на 2018 год
    Цифровые валюты 2018
    Алименты 2018

    Аттестация рабочих мест 2018
    Банкротство 2018
    Бухгалтерская отчетность 2018
    Бухгалтерские изменения 2018
    Бюджетный учет 2018
    Взыскание задолженности 2018
    Выходное пособие 2018

    График отпусков 2018
    Декретный отпуск 2018
    ЕНВД 2018
    Изменения для юристов 2018
    Кассовые операции 2018
    Командировочные расходы 2018
    МСФО 2018
    Налоги ИП 2018
    Налоговые изменения 2018
    Начисление заработной платы 2018
    ОСНО 2018
    Эффективный контракт 2018
    Брокеру
    Недвижимость



    ©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты