Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения
папка Главная » Маркетологу » Основы ценообразования

Основы ценообразования



Основы ценообразования

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

  • Виды цен
  • Государственное регулирование цен
  • Свободные цены
  • Ответственность за ценовые правонарушения

    Виды цен

    В предыдущих темах вы познакомились с тем, что такое спрос и предложение, почему цена есть результат взаимодействия спроса и предложения, что такое равновесная цена. В данной теме, используя знания, которые вы накопили, углубляются представления о ценообразовании с точки зрения потребностей и интересов в деятельности субъектов предпринимательства.

    Вначале подчеркнем, что понятие «цена» в научной и учебно-методической литературе рассматривается как экономическая, так и как юридическая категория. Как экономическая категория «цена» раскрывается через учет конкретных факторов: уровень потребительского спроса на продукцию; эластичность спроса, сложившегося на рынке; реакцию рынка на выпуск продукции; меры государственного регулирования ценообразования; уровень цен на аналогичную продукцию других предприятий и т. д.

    «Цена» как юридическая категория выступает существенным условием определенных договоров, базой формирования многих других параметров, например, налога на добавленную стоимость, акцизов. Цена — по гражданскому праву — одно из существенных условий некоторых видов договоров. Поэтому цена является денежным выражением обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Она используется также для определения суммы договора либо денежного обязательства стороны, нарушившей договор или причинившей ущерб, возместить убытки или уплатить неустойку (штраф, пени).

    Деятельность предприятия, как объекта правового регулирования, по формированию цен подчинена правилам, установленным нормативными актами. Они различаются в зависимости от того, о какой цене идет речь — о регулируемой или свободной.

    Регулируемая цена — это цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Свободная (рыночная) цена — это цена, которая складывается на товарном рынке.

    Существуют различные классификации цен. Например, в зависимости от цены, присутствующей на оптовом или розничном рынке, выделяют оптовые и розничные цены; в зависимости от рынка — делятся на внутригосударственные и мировые.

    Разновидностью цены является тариф, представляющий собой цену на оказываемые услуги. Государство, создавая и используя механизм регулирования цены, преследует цель формирования цивилизованных рыночных отношений и конкурентной среды.

    В рамках хозяйственной деятельности предприятия устанавливают цены для своих подразделений, переведенных на внутрихозяйственный расчет. Такие цены называются внутрихозяйственными.

    Каждый вид цен складывается под воздействием различных факторов. Например, оптовые цены формируются по согласованию изготовителя с потребителем, включают в себя налог на добавленную стоимость, а при реализации продукции через посредников — снабженческо-бытовые надбавки (соглашение сторон, комиссионные сборы за посреднические услуги, транспортные услуги и иные расходы). Розничные цены формируются на базе отпускной цены, налога на добавленную стоимость и торговой надбавки. Последняя определяется продавцом с учетом ситуации на рынке и включает издержки обращения, транспортные и иные расходы, налог на добавленную стоимость.

    Государственное регулирование цен



    Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» положил начало формированию правовых основ рыночного государственного регулирования цен. В дальнейшем был принят целый ряд нормативных актов, изменений и дополнений к ним, которые обеспечивают государственное регулирование цен. Причем государственное регулирование цен осуществляется в основном на продукцию естественных монополий. Так, в соответствии с решениями Правительства РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. Они обязательны для предприятий всех организационно-правовых форм.

    В современных условиях действуют три перечня. Первый перечень — это продукция, товары, услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти (природный газ, кроме реализуемого населению, продукция ядерно-топливного цикла, продукция оборонного комплекса, драгоценные металлы, нефть, услуги почты и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом). Второй перечень — это продукция, товары и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это, например, коммунальные услуги и жилье и т. д.

    Третий — это перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Таким образом, директивное установление цен осуществляется следующими способами: определение предельного уровня цен; утверждение их фиксированного размера; установление предельного уровня рентабельности; применение предельного коэффициента изменения цены; определение минимального уровня; декларирование изменения цены (декларирование цен или объявление цены установлено для предприятий-монополистов, включенных в государственный реестр РФ).

    Действующим законодательством предусмотрено право организаций обращаться с просьбой в государственные органы о пересмотре тарифов, коэффициентов.

    В качестве общих принципов установлено, что цена формируется на уровне средней себестоимости производства, а ежемесячная индексация не должна превышать прирост цен производителей промышленной продукции в целом по РФ, определяемый Государственным комитетом по статистике РФ за предыдущий месяц. И все же отметим, что нормативными актами предусмотрено, что меры экономического управления ценами должны преобладать над директивными.

    Регулирование цен на товары и услуги предприятий-монополистов составляет специфическую область деятельности государства. Здесь действуют жесткие и четкие правила, применяемые к предприятиям, включенным в специальный Государственный реестр РФ предприятий монополистов, действующих на товарных рынках.

    Свободные цены

    Свободные цены устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно. При этом используются Методические рекомендации (Министерства экономики РФ) по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Эти правила применяются к ценам трех видов: свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки); ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо сбытовые и другие посреднические организации; розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.

    На отпускную или оптовую цену влияют: себестоимость; налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость; прибыль изготовителя или другого поставщика. Изменение свободной оптовой и отпускной цен осуществляется по согласованию с потребителями. Свободные цены (тарифы) фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями (владельцами) предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя. Законодательством предусматривается возможность фиксирования указанных цен (тарифов) в договорах на поставку продукции (товаров) и в других документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен.

    Отдельные особенности законодательством определены для формирования и применения свободных цен предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Применение монопольных цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монопольно высокой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена — это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца. В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством.

    Ответственность за ценовые правонарушения

    Обеспечение успешной и результативной деятельности хозяйствующего субъекта на рынке невозможно без четко скоординированной и эффективной ценовой политики. Она предполагает достижение следующих целей: максимизация рентабельности продаж; достижение рентабельности чистого собственного капитала предприятия; максимизация рентабельности всех активов предприятия; стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции; достижение наиболее высоких темпов роста продаж. Министерство экономики РФ (№ 118) разработало методические рекомендации по разработке ценовой политики, ибо для предприятия она основа стратегии ценообразования, которая учитывает следующие факторы: цены, которые могут обеспечить реализацию продукции; объемы реализации этой продукции, возможные при этих ценах; объемы производства этой продукции, которые необходимы при таких объемах реализации; средние затраты, которые соответствуют этим объемам производства; рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которая может иметь место при избранных ценах и достигнутых объемах производства.

    Законодательством предусмотрены санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен. Нарушением государственной дисциплины цен считается: завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.; завышение оптовых (отпускных) цен; завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиям по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами; завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), не предоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок; включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг; применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения; завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты определенные свойства; неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены такие предельные уровни; применение не зарегистрированных в Комитете РФ по политике цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные комплектующие изделия; применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

    Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен всеми хозяйствующими субъектами осуществляет Государственная инспекция по контролю за ценами Комитета РФ по политике цен и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    За отступление от установленного уровня цен могут быть применены следующие виды ответственности: лишение всех имущественных выгод, полученных в результате правового правонарушения; наказание, состоящее во взыскании в бюджет штрафов за допущенное правонарушение. Полученные в результате ценового правонарушения излишние суммы подлежат взысканию в бюджет в бесспорном порядке. Механизм такого порядка предусматривает, что органы ценообразования и контроля за ценами на основании проведенных ими проверок принимают решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями в результате нарушения государственной дисциплины цен, и взыскании штрафа. Данное решение исполняет налоговая инспекция, зарегистрировавшая предприятие в качестве налогоплательщика, которой и направляется это решение (в копии отправляется предприятию-нарушителю).

    В заключение отметим, что для субъектов предпринимательской деятельности чрезвычайно важно иметь собственную ценовую политику, которая бы учитывала, с одной стороны, внешние факторы — покупательский спрос, доходы потребителей, предпочтения потребителей, цену конкурентов, стадию жизненного цикла товара, налоговую систему, уровень инфляции, государственную систему регулирования цен, а с другой стороны, внутренние факторы — стратегию организуемого предпринимательского дела, цели маркетинга, издержки производства и обращения.



    темы

    документ Мерчандайзинг
    документ Жизненный цикл товара
    документ Управление разработкой нового товара
    документ Маркетинг торгово-посреднических услуг
    документ Виды рекламы




    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Курс доллара
    Курс евро
    Цифровые валюты
    Алименты

    Аттестация рабочих мест
    Банкротство
    Бухгалтерская отчетность
    Бухгалтерские изменения
    Бюджетный учет
    Взыскание задолженности
    Выходное пособие

    График отпусков
    Декретный отпуск
    ЕНВД
    Изменения для юристов
    Кассовые операции
    Командировочные расходы
    МСФО
    Налоги ИП
    Налоговые изменения
    Начисление заработной платы
    ОСНО
    Эффективный контракт
    Брокеру
    Недвижимость



    ©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты