Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2017 Изменения 2017
папка Главная » Менеджеру » Методология планирования

Методология планирования

Методология планирования

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

  • Планирование — центральное звено управления
  • Научные основы методологии планирования
  • Принципы и методы планирования
  • Система плановых показателей и их значение
  • Система и виды планирования в объединениях и на предприятиях
  • Характеристика нормативной базы планирования
  • Порядок составления народнохозяйственных планов и планов предприятий

    Планирование — центральное звено управления

    Плановое ведение хозяйства в условиях социализма — объективная необходимость и величайшее преимущество социалистического строя перед капиталистическим. Ленинская партия впервые в истории выступила организатором экономики, развивающейся по плану, свободной от кризисов и анархии производства. Принятие партией к неуклонному руководству разработанных В. И. Лениным научных принципов планирования и управления социалистической экономикой имело огромное значение. Практика социалистического строительства убедительно показала, что с плановым ведением хозяйства связаны все успехи нашей социалистической экономики. Советское государство под руководством КПСС с расширением масштабов народного хозяйства и усложнением его структуры всегда совершенствовало планирование, изменяло его организацию и методологию в зависимости от условий экономического развития и накопленного опыта. Совершенствование проводилось для того, чтобы лучше и целесообразнее использовать достижения науки и техники, ресурсы страны на благо общества. Значение, которое придается вопросам планирования, не случайно. Партия считает, что планирование в условиях социализма — центральное звено, сердцевина руководства народным хозяйством.

    Руководство народным хозяйством включает разработку политики в области экономического, технического, научного и социального развития общества и управления.

    Наиболее важной задачей, стоящей перед управлением, является обеспечение целенаправленного развития народного хозяйства Постановка цели на определенный период времени развития на родного хозяйства и выработка программы достижения этой цели обеспечивается посредством планирования. С его помощью определяется главная цель развития народного хозяйства, устанавливаются пропорции, темпы развития, материальные источники и трудовые ресурсы. Отсюда следует, что из сущности управления вытекает такая его важнейшая функция, как планирование, и то значение, которое придается партией вопросам планирования.

    Роль планирования, как важнейшей функции управления, относится не только к народному хозяйству в целом, но и к любому звену народного хозяйства — отрасли, объединению, предприятию, цеху, участку.

    Научные основы методологии планирования

    Методология планирования охватывает совокупность общих принципов и методов планового руководства народным хозяйством, разработки и осуществления государственных народнохозяйственных планов.

    Плановое руководство развертывается в ходе осуществления планов. Оно основывается на творческой деятельности коллективов, на систематическом выявлении и мобилизации новых ресурсов и исходит из анализа выполнения планов. Поскольку план обеспечивает целенаправленное развитие народного хозяйства и является программой достижения этой цели, то он должен основываться на экономических законах социализма.

    Сознательное и целенаправленное использование экономических законов в хозяйственной практике не может быть обеспечено» только методами составления планов, даже самыми совершенными. Здесь решающее значение имеют механизм хозяйственного функционирования планового руководства и научные методы ведения хозяйства.

    По своей сущности и методам планирование является научным. Научную основу планирования составляет сознательный учет и правильное использование в интересах народа объективных экономических законов. Познание механизма действия экономических законов на каждом этапе развития общества происходит путем теоретических исследований и в ходе практического планирования — от составления балансов народного хозяйства до планов загрузки рабочих мест. Познание экономических законов является необходимым условием их использования и достижения этим путем наибольшего экономического эффекта. Научная сущность планирования заключается не только в том, что хозяйственная деятельность социалистического общества основывается на объективных законах, но и в том, что общество должно постоянно изучать конкретные экономические процессы, в которых проявляются эти законы.

    Известно, что экономические законы объективны. Но это не значит, что система экономических отношений и связей будет образовываться и развиваться автоматически. Объективные законы проявляются в результате сознательной деятельности людей.

    Планирование представляет собой сознательную, субъективную деятельность людей. Поэтому оно может способствовать развитию производительных сил или сдерживать их. Все зависит от того, насколько люди при планировании сообразуются с действием экономических законов и их проявлением на данном этапе экономического развития общества.

    Научно-техническая революция оказывает воздействие на экономические связи, представленные в законах, и на формы их проявления. Этим объективно обусловливаются особенности действия экономических законов социалистического производства на современном этапе.

    Основной экономический закон определяет главное направление социалистической экономики, весь процесс расширенного социалистического воспроизводства. Поэтому он имеет определяющее значение и является законом движения всей экономики как системы. В реальной хозяйственной жизни нашего общества основной экономический закон проявляется в виде объективной необходимости постоянного развития и совершенствования производства в соответствии с растущими потребностями общества.

    Задачи и содержание планирования определяются прежде всего требованиями основного экономического закона.



    Научно-техническая революция предопределяет переход к качественно новому уровню и структуре потребления. Это требует расширения производства необходимого и прибавочного продукта за счет повышения производительности труда. В условиях ограниченности трудовых ресурсов переход к интенсивному типу расширенного производства может быть обеспечен на основе ускорения научно-технического прогресса.

    Следовательно, всемерное повышение производительности труда посредством внедрения нового высокопроизводительного оборудования, автоматизации процессов и механизации ручного труда, улучшения организации производства и труда становится объективной необходимостью.

    Если на предприятии внедряется новая техника, повышающая производительность труда, ассортимент и качество продукции соответствуют потребностям общества, улучшается использование действующих производственных мощностей, снижаются потери при использовании топлива, материалов, сырья и природных ресурсов, то все это отвечает требованиям основного экономического закона.

    Планирование, опираясь на всю систему экономических законов социализма, является непосредственным выражением закона планомерного развития народного хозяйства, который охватывает весь процесс общественного воспроизводства. Этот закон выражает объективную необходимость сознательного контролирования и направления обществом производства, распределения, обмена и потребления на основе единого народнохозяйственного плана. Отсюда вытекают возможности сознательного поддержания пропорциональности развития экономики и направления ее к достижению единых научно обоснованных целей.

    Пропорциональность и планомерность развития экономики тесно связаны между собой. Поэтому в условиях социализма каждой отрасли предоставляется такое количество средств производства, рабочей силы, денежных ресурсов, которое диктуется задачами расширенного социалистического воспроизводства. Обществу нужны не любые пропорции, а оптимальные, т. е. такие, которые позволяют обеспечить максимальный эффект при минимуме затрат» Система таких пропорций дает не просто сбалансированную экономику, а сбалансированную наилучшим образом. Здесь проявляется взаимосвязь закона планомерного развития народного хозяйства и закона экономии труда с постоянным повышением эффективности производства.

    К числу основных пропорций в социалистическом обществе относятся общеэкономические (соответствие между промышленностью и сельским хозяйством, производством и потреблением, потреблением и накоплением и др.), межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные, внутрипроизводственные и межгосударственные. Последние складываются в процессе разделения труда между социалистическими странами. Все виды пропорций взаимосвязаны. Они меняются в процессе развития общественного производства под влиянием технического прогресса, роста потребностей и их структуры, появления новых потребностей. Пропорции между отраслями, внутри отраслей и предприятий определяются при помощи норм. Нормы и нормативы используются на всех этапах и во всех звеньях плановой работы. Без них невозможно вести плановое хозяйство.

    Закон планомерного развития народного хозяйства действует в условиях товарно-денежных отношений и, следовательно, в сочетании с законом стоимости. Этот закон используется при планировании себестоимости, цен, прибыли, оплаты по труду, организации системы экономического стимулирования и хозрасчета.

    Важнейшим аспектом сочетания закона стоимости и закона планомерного развития является плановое регулирование цен. На основе цен осуществляются взаиморасчеты между предприятиями, государством и предприятиями.

    Использование законов стоимости и планомерного развития в их взаимодействии направлено на обеспечение дальнейшего роста производства для удовлетворения постоянно растущих потребностей общества. В этом взаимодействии раскрывается связь обоих законов с основным экономическим законом.

    В плановом руководстве используются другие экономические законы: закон неуклонного повышения производительности труда, закон распределения по труду, закон социалистического накопления и др.

    Улучшению механизма использования экономических законов на современном этапе способствует претворение в жизнь решений съездов КПСС по совершенствованию методов управления и планирования и постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принимаемых в целях реализации решений съездов партии.

    Принципы и методы планирования

    Принципы планирования — научное выражение важнейших черт и признаков планирования развития социалистического общества. Они раскрыты в трудах В. И. Ленина, в решениях КПСС и правительства СССР на основе обобщения опыта планового ведения хозяйства. Изложенные ниже принципы планирования вытекают из его научных основ. Они взаимосвязаны между собой.

    Принцип партийности или единства политики и экономики. Народнохозяйственное планирование органически связано с политикой КПСС. Опираясь на ленинские указания о единстве политики и экономики в плановой работе, наши планы развития всех звеньев экономики разрабатываются в соответствии с основными положениями Программы партии и Основными направлениями развития народного хозяйства СССР, утверждаемыми съездами Коммунистической партии Советского Союза. Эти партийные документы устанавливают цели народнохозяйственных планов, структуру экономики, направления использования ресурсов общества.

    Партийность планирования означает равнение на все прогрессивное, борьбу с отсталостью в технике, технологии и организации, отражение в планах наиболее полного использования всех производственных ресурсов, исключение попыток занижения планов предприятия, отрасли, устранение недостатков в планировании, недопущение ведомственного, местнического подхода к решению вопроса.

    Научность планирования. Она обеспечивается тем, что народнохозяйственное планирование базируется на марксистско-ленинской теории, на изучении и познании объективных законов развития общества и природы, на выводах и достижениях современной науки и техники. При планировании должны учитываться все основные направления технического прогресса. Последний осуществляется непрерывно и планомерно, поскольку очень важной экономической и политической задачей создания материально-технической базы коммунизма является полное использование возможностей научно-технического прогресса для ускоренного развития народного хозяйства, интенсификации всех его отраслей.

    Демократический централизм. Этот принцип в планировании означает правильное сочетание централизованного руководства развитием народного хозяйства с инициативой, творческой активностью масс и повышением их заинтересованности в достижении высоких конечных народнохозяйственных результатов.

    В современных условиях рассматриваемый принцип получил дальнейшее развитие. Наряду с последовательным совершенствованием централизованного планирования предприятиям (объединениям) предоставляется большая хозяйственная самостоятельность в области планирования, в выборе наиболее экономичных путей выполнения заданий государственного плана, в изыскании резервов для принятия более напряженного плана и соответственно увеличения фондов экономического стимулирования.

    Многочисленные формы социалистического соревнования также являются формой участия трудящихся масс в планировании народного хозяйства и в борьбе за осуществление планов.

    Принцип демократического централизма в планировании находит яркое выражение в действующем порядке разработки и утверждения планов.

    Директивный характер планов. Государственный план является планом-директивой, обязательной для всех исполнителей. После утверждения он приобретает силу юридического закона. Применение этого принципа предопределяет: глубокий анализ достигнутого уровня развития и научное обоснование тенденций развития в перспективе; научное обоснование плановых заданий исходя из перспектив развития и наличия ресурсов; единство интересов народного хозяйства и отдельных предприятий.

    Выделение ведущего звена плана. Принцип ведущего звена, сформулированный В. И. Лениным, используется в планировании. Отрасли, которые выделяются в качестве ведущего звена, получают в первую очередь и в увеличенном размере капиталовложения. Им обеспечивается преимущество в использовании материальных и трудовых ресурсов. Однако правильное определение приоритетов в развитии отраслей происходит на основе общей сбалансированности экономики. Если этим отраслям были бы установлены необоснованно высокие темпы развития, то это привело бы к появлению значительных диспропорций, которые замедлили бы, а не ускорили решение поставленных задач.

    Сочетание перспективного и текущего планирования. Идея сочетания долгосрочного и текущего планирования принадлежит В. И. Ленину. Этот принцип предполагает, чтобы система планов обеспечивала преемственность, совместимость и последовательность решения социальных, экономических и научно-технических проблем.

    Комплексность (системность) планирования. Комплексность планирования характерна для всех этапов нашего хозяйственного строительства, но полнота реализации этого принципа была неодинаковой. Общественное развитие по своему характеру является комплексным процессом, включающим политический, экономический, социальный, научно-технический и другие аспекты. Все эти процессы протекают планомерно и являются объектами планирования. В условиях развитого социалистического общества необходимость комплексного планирования стала особенно актуальной вследствие влияния научно-технической революции на все стороны общественной жизни. В современных условиях становится возможным и необходимым подлинно комплексное планирование, суть которого заключается в последовательно пропорциональном, гармоничном и сбалансированном развитии всех аспектов процесса развития общества.

    Комплексный принцип, как более высокая ступень научного планирования, характеризуется тем, что вся система причинно следственных связей в процессе развития народного хозяйства, межотраслевых производственных и производственно-территориальных комплексов и программ социального развития, охраны окружающей среды, обороны страны и др. учитывается в плане в совокупности всех условий их реализации.

    Сочетание отраслевого и территориального планирования. Одной из важных задач в руководстве народным хозяйством является согласованное территориальное и отраслевое развитие социалистической экономики, которое является необходимым условием ее эффективности. Решение этой задачи требует дальнейшего совершенствования территориального разреза планирования, охватывающего развитие как всего хозяйства на территории республик, так и отраслей экономики в территориальном разрезе.

    Социалистическая интеграция. В результате образования Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) созданы предпосылки для координации хозяйственных планов стран — членов этой организации. Координация планов позволяет использовать преимущества международного социалистического разделения труда, добиться специализации производства, ускорить развитие отдельных, наиболее важных отраслей на основе совместных усилий социалистических стран.

    Методы планирования — конкретные способы и приемы расчетов, применяемые для разработки отдельных разделов и показателей плана и для их координации. Методы планирования имеют большое теоретическое и практическое значение. Чем правильнее выбран метод и чем лучше он соответствует условиям данного производства, тем эффективнее может быть достигнута цель планирования.

    Обычно в практике возникает необходимость использовать комплекс различных методов и комбинировать их составные части.

    Основными методами являются: балансовый метод, метод технико-экономического обоснования плановых заданий на базе научно обоснованных норм и нормативов, метод вариантных приближений. Все эти методы связаны с оптимизацией плановых решений. При этом достигается лучшее использование экономических законов социализма.

    Балансовый метод планирования народного хозяйства является основным методом координации и увязки всех заданий народно хозяйственных планов. С помощью его достигается увязка потребностей и ресурсов всего общественного производства, координация смежных отраслей, обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех элементов народного хозяйства. В этом состоит экономическая сущность балансового метода.

    В практике планирования используются материальные, трудовые и финансовые балансы. Балансовый метод является основным не только при составлении планов народного хозяйства, но и для составления планов отраслей, объединений и предприятий.

    В энергетике составляются балансы производства и потребления энергии, производства энергии и энергоресурсов (топлива, гидроресурсов, атомного топлива), балансы мощностей и основных фондов и др.

    В балансах трудовых ресурсов обосновывается обеспечение рабочей силой планируемых масштабов производства. Финансовые балансы отражают образование и распределение доходов государства, населения, объединений и предприятий.

    Метод технико-экономического обоснования плана заключается в том, что все показатели обосновываются технико-экономическими расчетами. Тщательное обоснование планов — важнейший путь повышения их качества. Базой обоснования потребностей в различных ресурсах (рабочей силе, материалах, топливе, электроэнергии), обоснования использования производственных мощностей и т. п. являются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. Постоянное совершенствование нормативов, отражающих тенденции технического прогресса, научной организации производства и труда, позволит не только улучшить качество планирования, но и проводить его с помощью ЭВМ.

    Метод вариантных приближений заключается в том, что составляется несколько вариантов решения одной и той же экономической задачи плана, с тем, чтобы найти лучший вариант.

    Этот метод широко применяется в практике планирования, начиная с первых лет планового ведения хозяйства. Но количество вариантов, которые разрабатывались при подготовке плана или при решении частных экономических проблем, было весьма ограничено. Существовавшая счетная техника не позволяла разрабатывать большое число вариантов в целях их сопоставления и нахождения лучшего из них. Она не обеспечивала нахождение оптимального варианта в его полном смысле, а давала возможность отобрать сравнительно лучший, исходя из принятого критерия.

    Для получения общей или частной задачи плана необходимо выразить эту задачу математически, как экстремальную. При наличии большого числа переменных величин и ограничений решить такую задачу можно только с помощью электронно-вычислительной техники. Отсюда вытекает, что оптимизация планов неразрывно связана с развитием экономико-математических методов и современной вычислительной техникой.

    Система плановых показателей и их значение

    Система плановых показателей, единиц измерения и порядок их определения имеют важнейшее значение для планирования. От этого во многом зависит и степень научной обоснованности планов. Каждый показатель, по существу, является моделью какого либо экономического явления. Он должен наиболее полно отражать природу планируемых экономических процессов. Показатели не должны противоречить друг другу, должны быть взаимоувязаны с количественной стороны и составлять единое целое. Перечень показателей планов, единицы их измерения и точность расчета изменяются в зависимости от того, ведется ли расчет плана для энергосистемы в целом, отдельной электростанции, сетевого предприятия цехов электростанций или других подразделений, а также, на какой период составляется план (пятилетие, год, месяц, сутки). Каждый показатель является адресным, т. е. относится к конкретному исполнителю, определенному времени и месту. Показатели, применяемые в планировании, делятся на несколько групп.

    По экономической природе различают стоимостные и натуральные показатели. Необходимость такого деления вызвана товарным характером социалистического производства. Стоимостные показатели связаны с учетом в денежной форме затрат общественного труда на производство товаров (валовая и товарная продукция, объем реализации, себестоимость продукции).

    Натуральные показатели выражают свойства потребительной стоимости: массу, длину, объем, площадь и т. д. К ним примыкают и условно-натуральные показатели, например условное топливо.

    Показатели делятся на качественные и количественные в зависимости от того, какие стороны экономического явления они выражают. Качественные показатели, как правило, являются синтетическими, характеризующими обобщенные результаты хозяйственной деятельности (прибыль, рентабельность, производительность труда, себестоимость единицы продукции и т. п.), и технико-экономическими — характеризующими степень эффективности использования средств производства и рабочего времени (использование мощности, нормы затрат топлива, электроэнергии, удельная трудоемкость, фондоотдача и т. п.). Этими показателями пользуются в работе как для обоснования основных плановых показателей, так и для анализа экономических процессов на предприятии.

    Количественные показатели выражают численную меру экономического явления, например количество произведенных киловатт часов и гигаджоулей, численность работников, объем строительно-монтажных работ, число отремонтированных агрегатов и т. п.

    Кроме того, показатели плана делятся на директивные и расчетные. Директивные показатели характеризуют конечные результаты деятельности предприятия. Они имеют народнохозяйственное значение, являются для предприятия обязательным государственным заданием и планируются в централизованном порядке (объем реализации, основная номенклатура продукции, прибыль, рентабельность, фонд заработной платы и т. д.).

    Деятельность предприятия многогранна. Поэтому в плане должны быть предусмотрены не только конечные результаты работы предприятия, но и пути и условия их достижения. Для этого используется большое количество показателей, которые определяются самим предприятием (объединением) и называются расчетными, например численность всех категорий персонала, затраты на производство и другие количественные и качественные показатели. Важнейшие расчетные и директивные показатели называются основными. Роль расчетных показателей велика и требования к их точности и обоснованности значительно возросли.

    Все виды плановых показателей находятся в неразрывном единстве, поскольку характеризуют разные стороны взаимосвязанных экономических явлений. В то же время каждый показатель выполняет свои определенные функции. Вследствие этого при недостаточном учете в планировании природы и особенностей показателей возникает возможность проявления разнонаправленное действия тех экономических явлений, которые они выражают. Поэтому необходимо понимание экономической природы, места и роли каждого из них в плановой работе.

    Система и виды планирования в объединениях и на предприятиях

    Принцип сочетания долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования определил систему планов в нашем народном хозяйстве и их преемственность. Эта система включает в себя долгосрочные планы на 20 и 10 лет, пятилетние и годовые. Долгосрочные и пятилетние планы называют перспективными.

    Каждый из указанных планов выполняет свои определенные функции и соответственно конкретным условиям планового периода в них фиксируются главные задачи. Функции и главные задачи каждого вида плана предопределяют особенности методов их разработки, систему показателей и степень их детализации и сбалансированности в планах, адресности плановых заданий и т. д.

    Содержанием долгосрочного плана народного хозяйства на 20 лет является общая стратегия социально-экономического развития и целевые направления политики КПСС и Советского правительства в этой области. К ним относятся: создание материально-технической базы коммунизма в СССР; социальные программы создания изобилия материальных и духовных благ; программа охраны окружающей среды и др. При этом в плане целевые программы отражаются не просто как назревшие задачи, а в них обосновываются важнейшие параметры или параметры этапов качественных изменений; пути и ресурсы, необходимые для их осуществления; конечные результаты и последствия.

    Задачи социально-экономического прогресса, намеченные долгосрочным планом, реализуются через пятилетние планы, которые являются основной формой планирования на всех уровнях управления, включая предприятия и объединения.

    Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусмотрено усиление роли пятилетнего плана как главной формы планирования экономического и социального развития страны и основы организации хозяйственной деятельности. С этой целью в составе государственного пятилетнего плана стратегические задачи, намеченные в долгосрочном плане, конкретизируются и более детально обосновываются с помощью технико-экономических расчетов, системы научно обоснованных норм и нормативов, системы материальных, трудовых и финансовых балансов, балансов мощностей, денежных доходов и расходов населения; разрабатывается и утверждается система экономических нормативов, которая не подлежит изменению в течение пятилетки. Утверждаются лимиты капиталовложений, которые также не пере утверждаются в годовых планах. Оценка выполнения пятилетнего плана ведется нарастающим итогом с начала пятилетки; а показатели годовых планов должны быть не ниже заданий пятилетнего плана, установленных на этот год пятилетки.

    Для предприятий и объединений, как показала практика, постоянный рост эффективности производства не может быть обеспечен без разработки планов технического совершенствования на ряд лет. Поэтому уже в девятой пятилетке осуществлено доведение пятилетних планов с разбивкой по годам до объединений и предприятий.

    Ни одни перспективный план не может учесть всего конкретного многообразия, которое связано с повседневной хозяйственной деятельностью предприятия, трудящихся масс. Вследствие этого пятилетний план дополняется текущими планами (годовыми). Они разрабатываются на базе более широкого круга показателей, чем перспективные, и служат средством обеспечения выполнения пятилетних планов.

    Поскольку пятилетние планы стали основным документом, к ним предъявляются и соответствующие требования. Их детализируют и конкретизируют в такой степени, чтобы была возможна увязка с показателями годового плана (техпромфинплана).

    В зависимости от характера решаемых задач и способов их выполнения, плановая работа в энергетическом объединении и на предприятии подразделяется по видам: на технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

    Технико-экономическое планирование находит свое выражение в разработке пятилетних и годовых планов. В процессе этого вида планирования устанавливаются задания всем производственным единицам, а внутри них — всем подразделениям. Устанавливаются и ресурсы для их выполнения. В связи с этим различают планирование: заводское — планирование производственно-хозяйственной деятельности энергообъединения или электростанций и других предприятий энергосистемы как единиц, обладающих административной и юридической самостоятельностью; внутризаводское планирование деятельности подразделений предприятия; внутрицеховое планирование работы участков бригад, рабочих мест.

    Оперативно-производственное планирование является продолжением, развитием технико-экономического планирования и средством обеспечения выполнения заданий годового плана.

    Большую роль в обосновании планов, особенно перспективных, играет научное прогнозирование. Оно выступает как ступень и составная часть общего процесса планирования, один из элементов обоснования плана. В то же время между планированием и прогнозированием имеются существенные различия. Главное из них состоит в том, что прогнозы являются только предвидением, а не окончательным решением. В них даются наиболее реальные варианты, а включение в план того или иного варианта — это право планирующих и руководящих органов. Прогнозирование повышает качество планов и сокращает время на их разработку. Прогнозы бывают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. В энергетике применяется прогнозирование и на более короткие сроки, например гидрологических условий, суточных графиков нагрузки и др.

    Характеристика нормативной базы планирования

    Основой планирования производства является нормирование трудовых и материальных ресурсов, т. е. установление плановой меры их расходования.

    В теории и практике нормирования различают нормы и нормативы. Под нормами понимают максимально допустимую величину абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии или других ресурсов для изготовления единицы продукции (или выполнения работы) установленного качества в определенных организационно-технических условиях, например удельный расход топлива на единицу отпущенной с шин электроэнергии, норма обслуживания, норма времени на единицу работы.

    К нормативам относят показатели, которые характеризуют степень использования орудий труда, предметов труда, затрат труда на единицу времени, площади, объема, массы и т. п., например коэффициент использования оборудования по мощности и во времени, фондоемкость продукции, фондоотдача и др.

    В соответствии с системой прогрессивных технико-экономических норм и нормативов, создаваемой в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР нормы и нормативы формируются в следующие основные группы: нормативы эффективности общественного производства; нормы и нормативы затрат труда и заработной платы; нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии; нормы и нормативы использования производственных мощностей и нормы продолжительности освоения проектных мощностей; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы потребности и запасов оборудования, изделий и показатели использования оборудования; финансовые нормы и нормативы; нормы денежных (комплексных) затрат на производство (обслуживание, отчисления на целевые мероприятия и т. п.); социально-экономические нормы и нормативы; нормы и нормативы охраны окружающей среды.

    Значительное количество различных норм и нормативов требует более детальной систематизации внутри каждой основной группы. Например, в состав норм и нормативов затрат труда и заработной платы входят нормы времени на операцию, деталь, узел, изделие, вид продукции, вид работы, нормы выработки, нормативы численности и обслуживания, тарифные ставки, размеры должностных окладов, расценки на работы, долгосрочные на пять лет нормативы заработной платы на рубль продукции. Нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии подразделяются на нормы расхода в основном производстве; нормы расхода на вспомогательные и прочие нужды; нормативы и показатели использования материальных ресурсов; нормы расхода на ремонтно-эксплуатационные нужды; нормы расхода в строительстве, нормы запасов сырья, материалов, топлива и готовой продукции. В свою очередь каждая из этих подгрупп детализируется по видам продукции, работы, по видам основных фондов. Например, нормы расхода на ремонтно-эксплуатационные нужды подразделяются на ремонт и эксплуатацию орудий труда, производственных зданий и сооружений, непроизводственных зданий и сооружений, автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений.

    Нормативная база формируется до начала планового периода соответственно до составления плана на 10 лет, 5 лет и годового плана. По характеру распространения нормы могут разрабатываться как межотраслевые, применяемые в разных отраслях промышленности, отраслевые и местные, действующие только на данном предприятии или в объединении.

    Нормы расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии на очередной планируемый год разрабатываются предприятиями и объединениями с различной степенью детализации в специфицированном и сводном виде, т. е. для определения потребности в материальных ресурсах на конкретный вид изделия или работы и на все предусмотренные в плане виды продукции (работы).

    По масштабу применения нормы разделяют на индивидуальные и групповые. Индивидуальные нормы определяют расходы нормируемого вида ресурса на производство единицы продукции (работы), например расход топлива котлом на производство тепла; групповые нормы рассчитываются как средневзвешенные величины, например на производство тепла различными котлами.

    По способам разработки нормы разделяются на расчетно-аналитические, опытные и расчетно-статистические.

    Для повышения уровня сбалансированности планов и обеспечения режима экономии необходимо обеспечить прогрессивную нормативную базу. Поэтому на предприятиях и в объединениях нормативная база должна уточняться в соответствии с мероприятиями плана технического развития и организации производства на пятилетний и годовой периоды.

    Порядок составления народнохозяйственных планов и планов предприятий

    Плановые органы, опираясь на принципы социалистического планирования, осуществляют всю практическую работу по составлению проектов планов н контролю за ходом их выполнения. В порядке разработки и утверждения планов яркое выражение находит принцип демократического централизма в планировании.

    Порядок разработки планов утвержден постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования й усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Этот порядок основан на принципах и методах социалистического планирования и четко определяет инстанции, участвующие в составлении проектов планов на всех уровнях управления и сроки их представления.

    Перспективные планы экономического и социального развития составляются в изложенном ниже порядке. Академия наук СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике, Госстрой СССР разрабатывают комплексную программу научно-технического прогресса на 20 лет (по пятилетиям) и представляют эту программу в Совет Министров СССР и Госплан СССР не позднее, чем за два года до очередной пятилетки. Через каждые пять лет ь эту программу вносятся необходимые уточнения. Исходя из социально-экономических задач, определяемых партией на длительную перспективу, и комплексной программы научно-технического прогресса, Госплан СССР совместно с министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик разрабатывает проект основных направлений экономического и социального развития на 10 лет (по пятилетиям). На первое пятилетие показатели основных направлений разрабатываются с разбивкой по годам, а на второе пятилетие — на конец пятилетки. При этом в проектах основных направлений предусматриваются варианты решения крупных экономических и социальных проблем. Проект основных направлений экономического и социального развития СССР представляется в Совет Министров СССР за полтора года до основной пятилетки.

    В проекте основных направлений развития народного хозяйства на пятилетие формулируются главные экономические и социально-экономические задачи, направления развития экономики, намечаются важнейшие пропорции, объемы производства и темпы роста крупных отраслей народного хозяйства.

    В соответствии с проектом основных направлений экономического н социального развития СССР Госплан разрабатывает контрольные цифры по основным показателям и экономическим нормативам на предстоящую пятилетку с распределением по годам. Он доводит их до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик за год до очередной пятилетки, которые обеспечивают доведение контрольных цифр до объединения, предприятий и организаций в течение месячного срока. Руководствуясь контрольными цифрами, последние разрабатывают проекты пятилетних планов экономического и социального развития с распределением заданий по годам и направляют их в министерства и ведомства и Советы Министров союзных республик, где составляются планы по отраслям и республикам. Эти планы представляются в Госплан СССР.

    На основании проектов планов министерств и союзных республик Госплан СССР разрабатывает сбалансированный по всем показателям проект государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР (с распределением заданий по годам) и представляет его в Совет Министров СССР не позднее чем за пять месяцев до очередной пятилетки.

    В целях усиления роли пятилетнего плана как главной формы планирования экономического и социального развития разрабатываются балансы материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, финансовый план и баланс денежных доходов и расходов населения. Предусматриваются материальные и финансовые резервы для нужд производства и капитального строительства.

    Порядок составления годовых планов отличается от порядка составления пятилетних. Начинают их составление снизу — с производственных объединений (предприятий) и организаций. При этом основой для составления годового плана являются задания пятилетнего плана и экономические нормативы, предусмотренные в нем на данный год. Эти задания и нормативы конкретизируются. В годовых планах предусматривается внедрение новейших достижений науки и техники, использование внутрипроизводственных резервов, а также проведение экономических и организационных мер, обеспечивающих выполнение пятилетнего плана. В результате производственные объединения (предприятия) и организации составляют встречный план, превышающий задания пятилетнего плана, установленные на данный год. Встречные планы производственных объединений (предприятий) должны быть увязаны с материальными ресурсами. Они поступают в вышестоящие организации. Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик исходя из встречных планов производственных объединений (предприятий) и организаций и заданий пятилетнего плана составляют проекты годовых планов по отрасли и республике с распределением важнейших заданий по кварталам. При этом показатели годового плана должны быть не ниже показателей пятилетнего плана, установленных на данный год. Проекты годовых планов министерств и республик направляются в Госплан СССР, где составляется проект государственного плана экономического и социального развития, который представляется в Совет Министров СССР не позднее чем за четыре месяца до начала года.

    Проект основных направлений экономического и социального развития СССР на пятилетие публикуется, широко обсуждается, рассматривается и утверждается очередным съездом КПСС.

    Пятилетние и годовые государственные планы экономического и социального развития СССР утверждаются Верховным Советом СССР и после их утверждения становятся законом. В пятилетних и годовых планах промышленным министерствам, объединениям и предприятиям утверждаются показатели и экономические нормативы.



    темы

    документ Система качества
    документ Деятельность менеджера
    документ Качество продукции
    документ Стратегический менеджмент
    документ Ассортимент товаров



    назад Назад | | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Как получить квартиру от государства
    Как получить земельный участок бесплатно
    Потребительская корзина 2017
    Налоговые изменения 2017
    Повышение пенсий 2017
    Материнский капитал 2017
    Транспортный налог 2017
    Налог на имущество 2017
    Налог на прибыль 2017
    ЕНВД 2017

    Налог с продаж 2017
    Налоги ИП 2017
    УСН 2017
    Изменения для юристов 2017
    Земельный налог 2017
    Кадровое делопроизводство 2017
    НДФЛ 2017
    Налоговый вычет 2017
    Льготы 2017
    Производственный календарь на 2017 год
    Бухгалтерские изменения 2017
    Расчет больничного 2017
    Расчет отпускных 2017
    ФСС 2017
    Коды бюджетной классификации на 2017 год
    Недвижимость


    ©2009-2017 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты