Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Юристу » Лицензия

Лицензия

Лицензия

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

1. Лицензия
2. Лицензия банка
3. Лицензия на оружие
4. Лицензия Россия
5. Алкогольная лицензия
6. Отозванные лицензии у банков
7. Образовательная лицензия
8. Виды лицензий
9. Страховая лицензия
10. Переоформление лицензии
11. Срок действия лицензии

Лицензия

В бизнесе.

Отдельные виды деятельности лицензируются, то есть, ими разрешено заниматься только после предварительного получения разрешения от властей — лицензии.

В России перечень лицензируемых видов деятельности установлен федеральным законодательством, а именно, Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и законом РФ «О связи». Как правило, законом устанавливаются общие принципы, и назначается государственный орган, уполномоченный выдавать лицензии, а порядок выдачи лицензий определяется подзаконными актами. Занятие лицензируемым видом деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере наказывается в уголовном порядке (ст. 171, 180 УК РФ).

Лицензия действует бессрочно (п. 4 ст. 9 ФЗ-99).

В патентном праве.

Патентной лицензией или лицензионным договором называется договор, содержащий в себе разрешение патентообладателя использовать принадлежащее ему изобретение (полезную модель, промышленный образец) другому лицу. По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объёме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

При исключительной лицензии лицензиату передаётся право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату; при неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

Для предотвращения злоупотребления патентными правами, в частности, неиспользования или недостаточного использования патентообладателем изобретения, ведущее к недостаточному предложению на рынке соответствующих товаров либо ограничения возможности использования зависимого патента, то есть в случае, когда патентообладатель не может использовать изобретение, на которое он имеет исключительное право, не нарушая при этом прав обладателя другого патента, возможна выдача принудительной лицензии, передающей право на использование изобретения третьим лицам или организациям без согласия правообладателя.

Процедуры и условия выдачи принудительных лицензий регулируются национальными законодательствами, в частности, в Российской Федерации — ст. 1362 ГК РФ.

Принудительное лицензирование также предусмотрено ст. 31 Соглашения ТРИПС, и, в частности, рекомендовано к использованию Всемирной организацией здравоохранения в рамках выполнения Декларации Доха по защите здоровья населения (Doha declaration on the trips agreement and public health).

В авторском праве.

В данной области лицензией именуют лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ), то есть договор, по которому обладатель исключительного права предоставляет лицензиату право использования (то есть право копирования, распространения экземпляров, переработку, передачу по проводам и прочие, предусмотренные законом исключительные авторские права) произведения предусмотренными способами в предусмотренных пределах. При этом исключительные права на произведение не отчуждаются, в отличие от «договора об отчуждении исключительного права» (ст. 1234 ГК РФ).

При предоставлении права использования программы для ЭВМ возможен особый порядок заключения лицензионного договора путём совершения конклюдентных действий (например, вскрытие упаковки носителя экземпляра программы) однозначно интерпретируемых, как согласие с изложенными условиями обёрточной лицензии. Российское законодательство относит такую лицензию к договору присоединения, описанному в статье 428 ГК РФ.


Лицензии, используемые в свободном программном обеспечении или в программном обеспечении с открытым исходным кодом являются реакцией сообщества разработчиков на установление копирайта на программное обеспечение и безвозмездно предоставляют определённые права каждому получившему экземпляр.

Экземпляры произведений, созданные правомерно — в соответствии с условиями лицензионного договора или же правообладателем самостоятельно, — называют в просторечии лицензионными. Копии, создание которых повлекло нарушение исключительных авторских прав, называют контрафактными или, в просторечии, пиратскими.

В российском образовании.

Лицензирование учебного заведения — это процедура, устанавливающая соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учебным заведением, условиям, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым Правительством Российской Федерации.

Процедуру лицензирования осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Например, соблюдение строительных норм и правил, а также санитарных и гигиенических норм, наличие требуемых оборудованных учебных помещений и территорий, выполнение условий обеспечения медицинским обслуживанием работников и обучающихся, наличие учебных планов по заявленным специальностям, установление объёмов учебной нагрузки, оснащённость учебного процесса, укомплектованность профессорско-преподавательского состава.

Положительным результатом данной процедуры является выдача государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности. Любое учебное заведение получает право на ведение образовательной деятельности только с момента её получения.

Следует отметить, что лицензия имеет приложение, в котором указывается перечень всех специальностей, по которым учебное заведение имеет право вести образовательную деятельность. Также в приложении к лицензии содержится информация о действующих филиалах головного вуза и их специальностей.

Если в приложении к лицензии головного вуза отсутствует информация о каком-либо филиале или, в частности, — отдельной его специальности, то учебное заведение действует незаконно. При обнаружении подобных нарушений лицензия, имеющаяся у учебного заведения, может быть аннулирована.

Лицензия банка

снованием для начала деятельности банка является получение лицензии на осуществление банковских операций.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление определенных видов банковских операций.

Права и обязанности по выдаче лицензий на проведение банковских операций и их отзыву возложены на Банк России. Новый банк должен быть зарегистрирован в Книге государственной регистрации кредитных организаций, которую ведет Банк России, и затем он вправе выполнять операции (ст.13 Закона о банках).

Лицензия на осуществление банковских операций учитывается в специальном реестре, который публикуется Банком России в официальном издании - «Вестнике Банка России» - не реже одного раза в год. В лицензии содержится информация и о том, какие банковские операции может выполнять данная кредитная организация. Такая лицензия выдается без ограничения срока ее действия.

В настоящее время существуют пять видов лицензий:

1. Простейшая - дает право проводить банковские операции со средствами в рублях без права привлечения средств физических лиц.
2. Вторая лицензия даёт право проведения операций в рублях с юридическими лицами, а также осуществлять валютные операции, но опять таки без права привлечения средств физических лиц.
3. Третья лицензия позволяет работать с ценными бумагами при наличии первых двух лицензий.
4. Расширенная - выдается через год успешной работы банка; при наличии всех трёх ранее полученных лицензий добавляется право работать со средствами физических лиц.
5. Генеральная - даёт право коммерческому банку выполнять полный набор операций, как в РФ, так и за рубежом.

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом ЦБ РФ, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Для получения лицензии необходимо наличие следующих условий:

а) выдается после государственной регистрации кредитной организации;
б) подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации (а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества).

Такое подтверждение оформляется в виде заключения территориального учреждения Банка России. После чего Банк России в трехдневный срок принимает решение о выдаче общей (банковской) лицензии и направляет в кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России по одному экземпляру данной лицензии. Кредитные организации могут иметь несколько видов лицензий. Это зависит от времени их существования и статуса организации (банк или небанковская кредитная организация).

Виды лицензий:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях;
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
- лицензия на осуществление банковского клиринга;
- лицензия на осуществление инкассации;
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях.

Существуют первичные и вторичные лицензии. Первые относится к основным видам операций, например, лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или в иностранной валюте, с возможностью привлечения денежных средств физических лиц или без нее. Вторичные же лицензии выдаются в порядке расширения деятельности организации для увеличения количества банковских операций.

В зависимости от содержания существуют:

- общая (банковская) лицензия, т.е. лицензия на осуществление банковских операций;
- лицензия на осуществление валютных операций;
- лицензия на размещение драгоценных металлов.

Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях;
2) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками;
3) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.

Кредитная банковская организация, имеющая лицензию на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющая установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала), вправе получить генеральную лицензию. Генеральная лицензия ЦБ РФ дает право создавать банку филиалы за границей и приобретать акции в уставном капитале кредитных организаций.

Она может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру капитала. При этом наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии. Кроме того, кредитная организация, имеющая генеральную лицензию и собственные средства (капитал) в размере не ниже суммы рублевого эквивалента 5 млн. евро, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. Такая кредитная организация вправе с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации (ст.105 Гражданского Кодекса РФ).

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия (бессрочная лицензия).

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти или Банка России.

Банковский закон, обеспечивая стабильность банковской системы и защищая интересы клиентов, дает возможность Банку России предъявить юридическим лицам, незаконно, без лицензии выполняющим банковские операции, иски: о взыскании с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций; о взыскании штрафа в двукратном размере данной суммы в федеральный бюджет; о ликвидации данного юридического лица.

Лицензия на оружие

1. Лицензия на приобретение длинноствольного оружия действует 6 месяцев (внизу лицензии будет указана дата окончания ее действия) – за это время Вы либо приобретаете оружие, либо сдаете ее (обязательно, иначе участковые "замучают") органам, выдающим лицензию на оружие. Помните, полученная Вами лицензия на оружие не ПРОДЛЕВАЕТСЯ, (в случае утери не ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ), а вновь оплачивается госпошлина и на основании ранее представленных Вами документов выдается новая лицензия(если срок действия ранее представленных документов не истек).
2. Лицензия на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны (короткоствольного) выдается на 5 лет. Самостоятельно в течение этого срока Вы приобретаете оружие в охотничьих магазинах на свой вкус (не более 5 единиц). В разговорной речи лицензию на короткоствольное оружие, как правило, называют "Открытой лицензией".
3. Не забудьте в течение 14 дней после приобретения гладкоствольного оружия сдать лицензию в органы, осуществляющие выдачу лицензии на оружие, а оружие, приобретенное по открытой лицензии зарегистрировать в данных органах в эти же сроки, иначе могут привлечь к административной ответственности.
4. Перерегистрация гражданского оружия осуществляется каждые 5 лет.
5. Всего Вы можете иметь 5 единиц гладкоствольного, 5 единиц короткоствольного и 5 единиц оружия с нарезным стволом. При необходимости иметь больше – оформляйте коллекцию.

Документы, которые необходимы для получения лицензии на оружие:

1. Карточка-заявление о выдаче лицензии на оружие (заполняется самостоятельно и только 1-я сторона Заявления).
2. Ксерокопия страниц общегражданского паспорта гражданина России (разворот 2 и 3 страниц, место жительства), плюс оригинал паспорта.
3. Фотографии 3х4 см (рекомендуется на матовой бумаге) – 2 шт. (одна на анкету, одна на карточку-разрешение).
4. Медицинская справка формы 046-1. (нужна не всем – ограничения написаны в разделе "Процедура получения медицинской справки").
5. Квитанция оплаты единовременных сборов.
Пункт с 1–5 применимы для оружия самообороны.
Примечание: при оформлении лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного оружия предоставляется дополнительно:
6. Ксерокопия охотничьего билета (1-я страница и страница с последней уплатой пошлины), плюс оригинал охотничьего билета.

Места приобретения гражданского оружия:

1. В охотничьем магазине. Самая простая схема – получаете лицензию на оружие в разрешительных отделениях; идете в магазин, отовариваете лицензию и сдаете ее в разрешительные органы; получаете карточку-разрешение на это оружие.
2. С рук. Более сложная схема (как правило, денежно выгодна, т.к. бывшие владельцы все же дешевле продают оружие, нежели аналогичное оружие в магазине): - получаете лицензию в разрешительных отделениях;
вариант I

берете у бывшего владельца оружия заявление о переоформлении его оружия на Вас и оригинал разрешения на хранение (хранение и ношение), оружия; идете в разрешительное отделение по месту жительства владельца; сдаете разрешителям свою лицензию, ксерокопию своего паспорта, заявление бывшего владельца и его карточку-разрешение на оружие; по мере готовности (разрешители сами заполняют оборотную сторону лицензии, ставят печати ОВД, т.е. выступают в роли охотничьего магазина) забираете лицензию; идете к бывшему владельцу оружия и забираете оружие; вместе с оружием идете на прием к своим разрешителям и сдаете лицензию; получаете карточку-разрешение на оружие.

вариант II
отдаете оригинал своей лицензии и ксерокопию своего гражданского паспорта бывшему владельцу оружия; он сам идет в свое разрешительное отделение, сдает Вашу лицензию, ксерокопию Вашего паспорта, свою карточку-разрешение на оружие и на месте пишет заявление о перерегистрации его оружия на Вас; по мере готовности лицензии, забирает ее у разрешителей (либо посылает за ней Вас); передает Вам заполненную лицензию на оружие и само оружие; идете с лицензией и оружием в свою разрешительную систему; получаете карточку-разрешение на оружие.

вариант III (наиболее предпочтителен для разрешителей)
Вы и бывший владелец оружия идете вместе в разрешительное отделение по месту его жительства, имея при себе оружие и документы, указанные выше; на месте оформляете заявление (иногда разрешители требуют заявления с каждого участника сделки-с одного "...Прошу переоформить...", с другого "...Прошу оформить..."); оговариваете с инспектором Ваши дальнейшие действия (либо вариант "а", либо вариант "б").

3. За границей. Пожалуй, самая сложная схема, но с другой стороны Вы можете приобрести за границей, понравившееся Вам оружие несравненно дешевле, нежели в московских охотничьих магазинах:

- получаете лицензию;
- отправляетесь за границу (возьмите с собой лицензию, в некоторых странах требуют ее предъявления, а в странах постсоветского пространства ее вообще заполняют охотничьи магазины);
- приобретаете (по Законам той страны, в которой находитесь) оружие;
- довозите его до нашей таможни; на таможне объявляете о приобретенном Вами оружии (таможня временно его изымет и выдаст соответствующий документ);
- в органе по сертификации гражданского и служебного оружия получаете свидетельство на право ввоза оружия;
- идете в УОЛРР , пишите заявление о выдачи Вам разрешения на ввоз оружия (не забудьте взять с собой лицензию, документ с таможни, паспорт на оружие, свой паспорт, свидетельство на право ввоза оружия);
- по мере готовности, забираете в УОЛРР разрешение на ввоз оружия и не заполненную лицензию (помните – таможня будет хранить Ваше оружие не бесплатно, поэтому в Ваших интересах поторопить разрешителей);
- на таможне предъявляете разрешение на ввоз оружия, справку об изъятии таможней оружия и забираете его;
- везете полученное оружие в орган по сертификации (указан выше) и получаете сертификат на данное оружие;
- несете указанный сертификат, лицензию и оплаченную пошлину в УОЛРР; - получаете в УОЛРР заполненную лицензию;
- в разрешительный отдел по месту жительства (там, где Вы получали лицензию) сдаете лицензию (и предъявляете разрешителям ввезенное Вами оружие);
- получаете карточку-разрешение на оружие (лицензия на оружие).

Лицензия Россия

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Для того чтобы получить лицензию, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

1. заявление о выдаче лицензии с указанием:

• наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя;
• лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
2. копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;
3. копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;
4. справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
5. документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Так, например, для получения лицензии на торговлю алкогольной продукцией в розницу, соискателем лицензии, наряду с документами, предусмотренными выше, в соответствии с Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, придется предоставить:

• характеристику объекта лицензирования (вид объекта, специализация, занимаемая площадь);
• заключение органов санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о соответствии торговых и складских помещений предъявляемым требованиям;
• справку о наличии контрольно-кассовой машины.

Но требовать от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных Законом и иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Размер такой платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

Нужно отметить, что лицензионные сборы составляют не последнюю строку бюджета Российской Федерации.

Итак, после получения заявления, лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Стоит отметить, что в некоторых случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен. Так, например, при лицензировании розничной торговлей алкогольной продукцией, в случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами. Также, в отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, руководитель органа лицензирования, срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может дополнительно продлить до 30 дней, о чем сообщается заявителю.

После принятия заявления и рассмотрения возможности выдачи лицензии соискателю, лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Алкогольная лицензия

Розничная продажа алкогольной продукции может осуществляться только при наличии лицензии на розничную торговлю алкоголем с соблюдением лицензионных требований и условий. Алкогольную лицензию выдает Департамент торговли и услуг города Москвы. Срок оформления лицензии на алкоголь: 1 месяц. Лицензии на алкоголь действует от 1 года до 5 лет. За каждый год лицензирования платится госпошлина - 40 000 руб. (ст. 45 НК РФ).

Лицензии и приложения к лицензиям выдаются на осуществление следующих видов работ:

• розничная продажа алкогольной продукции для потребления не на месте покупки;
• розничная продажа алкогольной продукции для потребления на месте покупки;
• розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов для потребления не на месте покупки;
• розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов для потребления на месте покупки.

Лицензии и приложения к лицензиям выдаются отдельно на каждый вид работ.

Лицензия выдается при определенных требованиях:

1. Уставный капитал 10 000 руб. – для предприятий общепита (бары, кафе, рестораны).
2. Уставный капитал 300 000 руб. для организаций, занесенных в Реестр малого предпринимательства.
3. Уставный капитал 1 000 000 руб. – для остальных организаций.
4. Общая площадь торгового зала - не менее 50 кв.м.
5. Удаленность места торговли от лечебных, учебных, детских учреждений, от общественных мест и спортивных организаций не менее чем на 100 м; а для организаций общественного питания это расстояние должно быть равно не менее 50 м.

Не допускается розничная торговля алкоголем:

• в детских, образовательных (в том числе в студенческих общежитиях) и медицинских организациях;
• на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
• в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
• в остановочно-торговых модулях, в палатках, киосках, ларьках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах;
• на рынках;
• несовершеннолетним;
• на объектах мелкорозничной сети в зонах отдыха в период с 1 апреля по 31 октября;
• в отдельно стоящих летних кафе;
• в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях.
• в организациях, которые не имеют для этих целей стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранной сигнализации, сейфов для хранения документов и денег, контрольно-кассовой техники.

Оформление алкогольной лицензии делится на 2 этапа:

1. Получение санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора (далее –СЭЗ);
2. Получение алкогольной лицензии.

Необходимые документы для получения СЭЗ:

• Копия Устава. Приказ о назначении директора. Копия свидетельства о государственной регистрации организации или ИП, осуществляющего заявленный вид деятельности, выписка из реестра, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
• Ассортиментный перечень реализуемой продукции или краткая пояснительная записка для предприятия общепита;
Договор аренды (субаренды) или свидетельство о собственности на помещение;
• План БТИ с экспликацией, технический паспорт объекта;
• Договор на вывоз и утилизацию бытовых отходов, на дез. работы;
• Список работающих. Наличие личных медицинских книжек на работников организации;
• Гигиенические сертификаты, санитарно-эпидемиологические заключения на сырье; • План организации производственного контроля за соблюдением правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических профилактических мероприятий (СП 1.1.1058-01).

Пакет документов для получения лицензии:

• Копия Устава.
• Копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
• Копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе.
• Справку налогового органа об отсутствии у соискателя лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (выданную не более чем за 90 дней до подачи заявления). В случае представления соискателем лицензии заявлений в отношении одного юридического лица на несколько объектов лицензирования представляется один оригинал указанной справки и копии в соответствии с количеством заявленных объектов.
• Копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии заявленного вида деятельности (работ, услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
• Копию действующего договора на охранные услуги - для соискателей лицензии, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
• Копию карточки регистрации контрольно-кассовой техники.
• Копию зарегистрированного в установленном порядке документа, подтверждающего право собственности или временного владения и пользования зданием, строением, помещением, транспортным средством, предназначенным для розничной продажи алкогольной продукции.
• Копии документов, характеризующих объект лицензирования (поэтажный план, экспликация справка БТИ о состоянии здания - форма 5, подтверждающих наличие стационарных торговых и складских помещений.
• Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии оплаченного уставного капитала (уставного фонда).

В случае если объектом лицензирования является павильон, дополнительно представляются:

а) копия договора аренды земельного участка;
б) копия договора купли-продажи (договора аренды и иные правоустанавливающие документы) павильона, если деятельность на объекте лицензирования осуществляет иное юридическое лицо, а не юридическое лицо, первоначально разместившее павильон.
в) копия акта о приемке объекта в эксплуатацию.

Отозванные лицензии у банков

Громкий скандал, которым обернулся отзыв лицензии у, казалось бы, вполне надежной финансово-кредитной конструкции под названием «Мастер-банк», в очередной раз заставил задуматься и вкладчиков, и заемщиков — а так ли надежно их финансовое будущее? И чем вообще чревато вложение/заем средств у банка?

Платить все равно придется.

Версий и предположений на тему: почему ждали, зачем не отозвали раньше и как вообще такое могло случиться — в прессе сегодня высказывается немало. Впрочем, заемщиков они не так чтобы интересуют — им важнее понять, что теперь будет с их кредитными обязательствами, кому предстоит платить долги и чем в итоге это будет чревато.

Общие инструкции для таких ситуаций «Занимаем. ру» на своем сайте уже разместил. Теперь пришло время более частной информации. Так, например, уже в конце прошлой недели появились сведения о том, что вплоть до 2 декабря клиенты «Мастер-банка», за которыми остался «кредитный должок», смогут погасить его либо наличными в одном из десяти отделений лишившейся лицензии (перечень можно найти на уже не работающем в полную силу, но все же пока существующем официальном сайте финансового института) компании, либо безналом — реквизиты имеются в том же разделе «О погашении задолженности перед «Мастер-Банк» (ОАО)».

Главное во всем этом потоке сведений одно — пока не наступит 2 декабря, заемщикам не будут предъявлены штрафные санкции — вне зависимости от того, юридическое или физическое лицо так некстати для себя оформило кредит.

Официально объявление звучит следующим образом: «…временной администрацией по управлению «Мастер-Банк» (ОАО) принято решение в период с 20.11.2013 по 02.12.2013 не применять штрафные санкции за несвоевременное внесение заёмщиками – физическими и юридическими лицами, физическими лицами – индивидуальными предпринимателями денежных средств в погашение требований по кредитным договорам (основной долг, проценты, комиссии)».

Незамеченный отзыв.

На фоне «Мастер-банка» практически незамеченной прошла другая история отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Впрочем, оно отчасти и понятно — челябинское ЗАО КБ «УРАЛЛИГА» такими масштабами деятельности, как корпорация семейства Булочников похвастаться не могло и не может (для подтверждения достаточно буквально двух цифр — в случае с «Мастер-банком» выплаты страхового возмещения вкладчикам должны превысить 31 млрд. рублей, в случае с банком «УРАЛЛИГА» речь идет о сумме «всего-то» в 450 млн. рублей — и вроде бы не более того).

Впрочем, заемщикам (а КБ «УРАЛЛИГА» оформлял займы и физическим лицам, и корпоративным клиентам, и малому бизнесу) от этого не легче. И от возвращения взятых в долг финансов их, естественно, никто не освобождал. Платить предстоит по той же схеме, что и клиентам «Мастер-банка»: пока действует временная администрация («с 20 ноября 2013 года … до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора»), платить по взятым у банка кредитам заемщик может либо досрочно, либо в порядке, предусмотренном заключенным с банком кредитным договором.

«Громкая» осень.

А вот крах Банка «Пушкино», случившийся 30 сентября, на слуху остается и по сей день. Причина отзыва лицензии, осуществленной ЦБ РФ, не оригинальна: рискованная кредитная политика, неверная отчетность, неплатежеспособное состояние. Кстати, несмотря на относительную «скромность габаритов», до свежей истории с «Мастер-банком» «Пушкино» называли «крупнейшим страховым случаем» в практике АСВ — Агентства по страхованию вкладов, которое, собственно, и берет на себя ответственность за возвращение определенной суммы средств прогоревшим вместе с кредитной организацией клиентам. 20 млрд. рублей — а проценты вкладчики получали, как отмечают эксперты, по принципу печально известных финансовых пирамид: старые за счет новичков.

Впрочем, вклады — это одно, а займы и их погашение — другое. Тем более что в прессе неоднократно проскальзывала информация о том, что буквально накануне банкротства Банк «Пушкино» весьма активно распродавал портфели розничных кредитов, а доля супер проблемных займов этой финансовой организации «по горячим следам» была оценена в более чем 15% от общего числа. Их (как и все прочие кредитные средства), по словам главы АСВ Юрия Исаева, эта организация «постарается вернуть обратно».

В этом смысле во взаимоотношениях «прогоревший банк – заемщик» сама собой возникает любопытная (если смотреть со стороны) коллизия. С одной стороны, в том же АСВ сразу же четко указали на один недвусмысленный момент: «Пушкино» за несколько дней до отзыва лицензии заключал сделки по продаже потребительских кредитов, при этом одним из покупателей стал «М Банк». Теоретически это означает, что ему и стали должны заемщики подмосковной финансовой организации. С другой стороны, уже в середине ноября, буквально за день до объявления ЦБ РФ о лишении лицензии «Мастер-банка», появилась информация о том, что АСВ обдумывает возможность оспаривания законности заключенной Банком «Пушкино» и «М Банком» сделки. И если такова процедура будет запущена, а портфель кредитов у «М Банка» изымут — как будут «пересчитаны» уже погашенные долги заемщиков?

Хотя, конечно, самый простой выход из положения в данной ситуации, как его описывают эксперты, обратиться со своим кредитным вопросом в те банки-агенты, которые выиграли конкурс на возмещение средств вкладчикам «лопнувшего треста», — ВТБ24, Рос сельхозбанк и Сбербанк…

В общем, заемщикам при любом раскладе следует однозначно делать две вещи: платить и не паниковать. Первое следует делать в соответствии с изначально определенным графиком платежей (когда определится финансово-кредитная организация — покупатель долгов, плательщиков уведомят об этом). Второе — для собственного спокойствия. Чего при любом раскладе делать не стоит — надеяться на то, что долг «забудется» в процессе банкротства (а это операция отнюдь не сиюминутная). НЕ забудется — это точно, а вот пени и штрафы могут набежать изрядные.

Образовательная лицензия

В законе установлено, что лицензия на образовательную деятельность нужна той образовательной организации, которая обучает по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования и дополнительного образования детей или если она осуществляет профессиональную подготовку, ведет профессиональное начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное образование, включая военное, а также научным организациям, занимающимся профессиональной подготовкой, образовательным подразделениям организаций.

Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование в общем порядке, получением отдельной лицензии.

Лицензированию не подлежат:

1) Разовые лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, после которых не предполагается итоговая аттестация, а так же не выдаются документы об образовании и (или) квалификации;
2) Индивидуальная трудовая деятельность, включая профессиональную подготовку.

Однако данная деятельность подлежит регистрации, так как сопровождается получением доходов и рассматривается как предпринимательская. Если лицо ведет такую деятельность, не зарегистрировавшись в установленном законом порядке, а полученный доход при этом превышает 250 тыс. руб., налицо основания для привлечения его к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ.

Первоначально образовательная лицензия выдаётся сроком до 3 лет, но не более срока зарегистрированного договора аренды. По просьбе заявителя образовательная лицензия может быть выдана на меньший срок.

Важно! В течение не более 20 дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами ГСЛиА создает экспертную комиссию, осуществляющую экспертизу условий лицензирования по месту нахождения образовательного учреждения (организации). Экспертиза проводится в течение не более 30 дней с даты создания экспертной комиссии. По результатам экспертизы подготавливается заключение, которое подписывают председатель и члены экспертной комиссии. Заключение экспертной комиссии рассматривается на заседании комиссий по лицензированию образовательных учреждений, которые принимают решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Лицензирование образовательной деятельности в настоящее время регламентировано следующими нормативно-правовыми актами: Законом РФ "Об образовании» (с изменениями) Положением о лицензировании образовательной деятельности, которое утверждено Постановлением Правительства РФ № 796. Федеральным законом РФ №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Образовательная деятельность в Российской Федерации в первую очередь регулируется Законом "Об образовании". Работать в данной сфере, кроме государственных и муниципальных, вправе и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, и относятся к некоммерческим организациям.

Таковыми являются:

1) Автономная некоммерческая организация;
2) Частное учреждение.

Гражданское законодательство определяет, что некоммерческая организация не преследует в качестве основной цели получение прибыли и распределение ее между участниками, вырученные средства используются только для достижения уставных целей. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, образовательных и иных целей.

Виды лицензий

В нашей стране для проведения некоторых видов деятельности необходимо получить официальное разрешение. Лицензирование проводится примерно в 100 областях. Поговорим о том, какие бывают виды лицензий. Для осуществления деятельности в области медицины необходимо получить специальную лицензию. Она выдается всем учреждениям, которые оказывают медицинские услуги. Различные виды лицензий на строительство нужны для осуществления любой деятельности такого рода. Без них строительство считается незаконным. Экологическая лицензия выдается на право использования природных ресурсов и богатств окружающей среды, а также на утилизацию вредных веществ.

Существует и пожарное лицензирование. Это разрешение на монтаж и дальнейшее обслуживание всех противопожарных систем любого уровня, а также проведение мероприятий по защите от огня. Одним из видов является и лицензия на организацию фармацевтической деятельности. Она включает в себя разрешение на продажу лекарственных препаратов. Для широкого круга видов предпринимательской деятельности тоже необходимо получать лицензию. Производственные процессы также подвергаются лицензированию. Иногда нужно получить разрешение на организацию и проведение деятельности предприятия, не связанной с производством. И, наконец, виды лицензий на организацию банковской деятельности. Эти специальные лицензии выдаются Национальным банком. Порядок получения регулируется соответствующим кодексом. С того дня, когда выдается лицензия, банк получает право осуществлять свою деятельность. Все выданные лицензии фиксируются в специальном реестре.

Туда же заносятся сведения и об отзыве разрешения. В лицензии перечисляются банковские услуги, которые разрешено оказывать банку. Здесь различают две категории лицензий. Одни выдаются банку, который только начинает свою деятельность. Другая категория включает лицензии на расширение перечня услуг, которые предоставляет организация в сфере банковских услуг.

Страховая лицензия

Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4) гласит, что на территории РФ осуществляется страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов РФ, что оно может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование – это мероприятия, связанные с представлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Федеральная служба страхового надзора выдает лицензии на такие виды страховой деятельности, как осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». А лицензирование деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, Федеральная служба страхового надзора производит в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ № 251. (Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций подробно рассмотрены в лекции «Обязательное медицинское страхование».)

Порядок лицензирования деятельности субъектов страхового дела согласно ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» состоит в следующем. Лицензия может быть выдана без ограничения срока ее действия или на определенный срок (временная лицензия).

Временная лицензия может выдаваться на срок:

1) указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года;
2) от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

Выдача лицензий осуществляется Федеральной службой страхового надзора на основании заявления и документов, поданных соискателем лицензии в Федеральную службу страхового надзора. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке. Соискатель лицензии несет ответственность за достоверность информации, указанной в этих документах. Федеральная служба страхового надзора имеет право проверить полученную информацию, направив в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ.

Перечень документов, необходимых для получения лицензий, является исчерпывающим и представлен в ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в данной статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Затем в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых документов, Федеральная служба страхового надзора обязана принять решение либо о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Соискатели лицензии, испрашивающие лицензию впервые, представляют в Федеральную службу страхового надзора документы, указанные в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:

1) заявление о представлении лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
2) учредительные документы соискателя лицензии (представляются в виде нотариально заверенных копий);
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников) (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере (представляются в виде нотариально заверенных копий);
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит (представляются в виде нотариально заверенных копий);
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
9) сведения о страховом актуарии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов. Федеральная служба страхового надзора рекомендует соискателям лицензии в заявлении указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления видов страхования (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора).

Получив лицензию, соискатель лицензии становится страховщиком. Если страховщику необходимо получить лицензии на дополнительные виды добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, то в этом случае он представляет в орган страхового надзора не весь перечень вышеуказанных документов, а только документы, предусмотренные подп. 1, 10–13. На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9 и 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), а также подп. 11 (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

Особенностью получения лицензии в Федеральной службе страхового надзора соискателями лицензий, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %, состоит в том, что кроме документов, указанных в подп. 1—13, они обязаны представить еще один документ. Этот документ – согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны пребывания иностранных инвесторов на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ. Или же такой соискатель уведомляет Федеральную службу страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране пребывания иностранных инвесторов.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора (Федеральную службу страхового надзора):

1) заявление о представлении лицензии;
2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (представляются в виде нотариально заверенных копий);
3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);
4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» предъявляет квалификационные и иные требования к должностным лицам, работающим у страховщиков (ст. 32.1). Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее 2 лет.

Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы по специальности не менее 2 лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории РФ.

Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в РФ, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела – юридического лица должны постоянно проживать на территории РФ.

В случае принятого Федеральной службой страхового надзора решения о выдаче лицензии со страховщика взимается плата в федеральный бюджет в размере 4 тыс. рублей (ст. 32.2 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). За выдачу дубликата лицензии, замену лицензии взимается плата в размере одной тысячи рублей. Плата вносится страховщиком после принятия решения о выдаче лицензии, и только затем выдается лицензия по установленной форме. При получении лицензии один экземпляр правил страхования и структуры тарифов с отметкой Федеральной службы страхового надзора возвращаются страховщику.

Иные документы или копии с них не выдаются. В случае отказа в выдаче лицензии Федеральная служба страхового надзора сообщает страховщику в письменной форме с указанием причин отказа, документы при этом не возвращаются.

Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии перечислены в ст. 32.3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела – юридических лиц;
2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, не устранённого нарушения страхового законодательства;
3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового надзора;
4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ;
5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового надзора;
8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
9) несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Решение Федеральной службы страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа. Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и должно быть принято не позднее срока, установленного Законом. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется соискателю лицензии с уведомлением о вручении такого решения.

Страховщик имеет право обжаловать действия Федеральной службы страхового надзора в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральная служба страхового надзора ежемесячно публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии на проведение страховой деятельности с указанием наименования страховщика, юридического адреса, даты выдачи лицензии, номера лицензии, видов страховой деятельности, разрешенных лицензией. В соответствии с п. 4.6 Условий лицензирования при внесении изменений в документы, на основании которых было принято решение о выдаче лицензии, страховщики обязаны в месячный срок сообщить об этом в Федеральную службу страхового надзора, представив подтверждающие документы.

Лицензия выдается по установленной форме и содержит следующие реквизиты:

1) наименование страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
2) наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;
3) территория, на которой он имеет право проведения этого вида (видов) страховой деятельности;
4) номер лицензии и дата ее выдачи;
5) подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать Федеральной службы страхового надзора;
6) регистрационный номер по Государственному реестру страховщиков.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче.

Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:

1) личного страхования;
2) имущественного страхования;
3) страхования ответственности;
4) перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.

Лицензия выдается на каждый вид страховых рисков, включенных в объекты страховой деятельности. Так, если страховщик намерен заниматься объектом страхования «личное страхование», а именно страхованием жизни, то он заявляет об этом в Федеральную службу страхового надзора и получает лицензию на право осуществления страхования жизни.

Если впоследствии страховщик решает заниматься страхованием от несчастных случаев и болезней, которое включено в тот же объект страхования «личное страхование», то он вновь обязан заниматься процедурой получения лицензии, которую выдадут на страхование от несчастных случаев и болезней. И так каждый раз: надумал заниматься страхованием средств наземного транспорта, то получай лицензию на страхование средств наземного транспорта, и т. д. На практике страховщики редко занимаются только одним видом страхования, поэтому они, обращаясь в Федеральную службу страхового надзора за лицензией, сразу заявляют о нескольких объектах страхования и видах страховых рисков. В таком случае на одном бланке лицензии может быть обозначено сразу несколько объектов страхования.

При появлении новых видов страхования страховщик вновь и вновь обращается за получением лицензий. В современных страховых компаниях можно увидеть стопку лицензий, в каждой из которых могут фигурировать как одно, так и несколько наименований объектов страхования. Если рассматривать добровольное и обязательное страхование, то на один и тот же объект страхования, являющийся объектом, например, добровольного страхования, на который у страховщика уже есть лицензия, необходимо получать отдельную лицензию в том случае, если этот же объект становится объектом обязательного страхования.

Так было массово, когда многие страховые компании, имеющие лицензии на добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев, устремились в Росгосстрах с заявлениями на получение права осуществлять обязательную «автогражданку».

Страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, представляют все вышеуказанные документы, кроме документов об экономическом обосновании, правил по видам страхования, расчета страховых тарифов.

Страховщики, уже получившие лицензии в Федеральной службе страхового надзора в установленном порядке, но обратившиеся за получением лицензий на новые виды страховой деятельности, не обязаны представлять:

1) учредительные документы;
2) документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справку банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);
3) положение о порядке формирования и использования страховых резервов (в экономическом обосновании страховой деятельности);
4) сведения о руководителе и его заместителях.

Переоформление лицензии

В соответствии с законодательством переоформление лицензии требуется в случаях:

1. Реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
2. Увеличения или уменьшения выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В связи с тем, что принят новый Федеральный Закон "О лицензирование отдельных видов деятельности". лицензии будут выдаваться на бессрочный срок, а не на 5 лет. Это значительно уменьшит нагрузку на лицензирующие органы, которые не всегда успевали рассматривать лицензионные дела в сроки установленные законодательством. Чтобы переоформить лицензию нужно соблюсти лицензионные требования лицензирующего органа. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление, о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату госпошлины за переоформление лицензии.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Комментарий.

1. Согласно действующему гражданскому законодательству, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Следовательно, права, связанные с такой деятельностью, возникают только с момента получения лицензии, а сделки, заключенные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, являются недействительными (ст. ст. 167, 173 ГК РФ).

Действие лицензии как документа, дающего разрешение на осуществление отдельных видов деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, ограничено определенным сроком. Пунктом 1 комментируемой статьи установлен минимальный срок, на который может быть выдана лицензия, - это пять лет. Минимальный срок действия лицензии является единственным из временных параметров, который специально оговорен в комментируемой статье, срок действия лицензии при его пролонгации предусматривается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В основном положения о лицензировании конкретных видов деятельности предусматривают пятилетний срок действия лицензии. Однако в Положении о лицензировании космической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 403, прямо указано, что лицензия может быть предоставлена на срок более чем 5 лет головной организации-разработчику (производителю), если государственным контрактом предусмотрен более длительный, чем 5 лет, срок выполнения работ по целевым программам (п. 8).

Пятилетний срок, по сравнению с ранее действовавшим законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, увеличен (ранее лицензия выдавалась на срок не менее трех лет). Как представляется, данное решение законодателя целесообразно и обусловлено необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, что отвечает реальным потребностям современного бизнеса.

Действие лицензии исчисляется со дня ее выдачи лицензирующим органом, а в соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом. В срок действия лицензии засчитывается время фактического бездействия лицензиата - при переоформлении лицензии, а также в случае приостановления действия лицензии. Истечение срока действия лицензии или ее аннулирование означают прекращение правомочий лицензиата.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока действия лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Для этого лицензиату - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

В заявлении указываются:

- организационно-правовая форма и полное наименование юридического лица или Ф.И.О., паспортные данные индивидуального предпринимателя;
- сокращенное наименование, фирменное наименование, место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя (с указанием почтового индекса);
- адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (с указанием оснований использования помещений и оснований изменения адресов мест осуществления деятельности);
- виды обособленных объектов с указанием видов осуществляемых работ на объекте;
- почтовый адрес лицензиата (с указанием почтового индекса);
- ОГРН;
- ИНН;
- данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр (кем выдан, дата, серия и N бланка);
- наименование, код подразделения, адрес налоговой инспекции (с указанием почтового индекса);
- ГРН;
- данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
- данные документа, подтверждающего внесение изменений в сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре;
- решение учредителя (иного уполномоченного органа юридического лица) (когда оформлено, утверждено, N решения), контактный телефон, факс, адрес электронной почты, подпись и дата.

Кроме того, к заявлению прилагается копия платежного поручения с оригинальной отметкой банка о принятии к исполнению платежа за рассмотрение заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития N 02И-395/05).

В ст. 11 комментируемого Закона законодатель указал, что заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное. Конкретно о случаях продления срока действия лицензии в статье указаний нет.

Но исходя из ее положений можно сделать вывод, что лицензиат должен подать заявление о переоформлении не позднее пятнадцати дней со дня наступления того или иного события, в конкретном случае - истечения срока действия лицензии. При этом переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления, то есть лицензиату будет необходимо 25 дней на то, чтобы получить новую лицензию, но не следует забывать, что срок действия прежней лицензии уже истек. В связи, с чем представляется, что положения ст. 11 комментируемого Закона не совсем корректны по отношению к случаям продления срока действия лицензии и требуют уточнения, а лицензиат, учитывая положения ныне действующего законодательства о лицензировании, дабы избежать неприятностей, должен заблаговременно позаботиться о продлении срока действия лицензии.

Важной новеллой ныне действующего Закона о лицензировании является то, что в комментируемой статье не предусматривается возможность лицензирующего органа отказать в продлении лицензии. Единственным основанием для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть только представление лицензиатом неполных или недостоверных сведений (ст. 11 комментируемого Закона). По ранее действующему законодательству лицензирующий орган был вправе отказать в пролонгации срока действия лицензии по заявлению лицензиата в случаях, если продление срока действия лицензии сопряжено с дополнительными лицензионными требованиями и если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Таким образом, налицо прогресс закона: убран один из административных барьеров на пути к осуществлению предпринимательской деятельности. Указанные положения подтверждаются и судебной практикой. Так, ФАС Уральского округа N Ф09-9907/07-С1 по делу N А07-5979/07 постановил, что, удовлетворяя требования о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, суды правомерно исходили из того, что пропуск предпринимателем срока на подачу заявления о продлении срока действия имевшейся лицензии не может являться основанием для отказа в удовлетворении данного заявления.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает также и бессрочное действие лицензии, которое устанавливается конкретными положениями о лицензировании. Из всех ныне действующих положений о лицензировании, о бессрочном действии лицензии говорится только в Постановлении Правительства РФ N 432 "О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках", а также в Постановлении Правительства РФ "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", где сказано: "лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", выданные до вступления в силу Федерального закона N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).

темы

документ Исполнительная власть
документ Правоохранительные органы
документ Ответственность субъектов предпринимательской деятельности



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты