Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Юристу » Налоговый арест

Налоговый арест

Арест

Вернуться назад на Арест

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

Налоговые органы давно и прочно закрепились в современном российском правовом поле как неприкасаемые с точки зрения административного законодательства организации, чьё доброе мнение зачастую значит больше, нежели само требования закона. Но это отнюдь не является правовым произволом, а наоборот находит своё закрепление в самом налоговом законодательстве. Так, в статье 32 НК РФ, посвящённой обязанностям налоговых органов, говорится о том, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Они и соблюдают, но создаётся такое впечатление, что соблюдают они только именно законодательство о налогах и сборах, а о другом и понятия не имеют.

Необходимо начать с определения возможных объектов ареста. Налоговый кодекс РФ однозначно определяет их круг в статье 77, где даётся определение понятию «арест имущества»: арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Таким образом, арестовано может быть только то имущество, которое принадлежит лицу на праве собственности. Не на праве оперативного управления, не на праве хозяйственного ведения, а именно на праве собственности.

Далее из статьи следует, что арест производится только в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Если буквально толковать эту статью кодекса, то приходишь к выводу, что налогообложению подлежит только имущество, находящееся на праве собственности. Однако это противоречит норме того же Налогового кодекса, содержащейся в статье 8, где объясняется понятие самого налога: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налицо коллизия в праве. Представляется, что верной в этом случае следует признать ст. 77 НК РФ, потому что отчуждение, что собственно и предполагает арест в перспективе, того, что не принадлежит тебе на праве собственности - довольно сомнительная процедура с точки зрения правомерности. Однако на практике весьма часты случаи, когда арест накладывается на имущество находящееся в режиме оперативного управления, хозяйственного ведения, и даже имущества, арендованного у собственника. Разумеется, налоговые органы в лице их руководителей привыкли в своей практике руководствоваться статьёй 8 НК РФ.

Также не совсем ясен вопрос о режимах арестованного имущества. Так, НК даёт понятия полного и частичного ареста имущества. В соответствии со ст. 77 п. 2 полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным же арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.


Чем должны руководствоваться при установлении режима арестованного имущества, остаётся загадкой.

Совершенно очевидно, что эти два режима в корне отличаются друг от друга, и от установления одного из них, в конечном счёте, будет зависеть не только успешное выполнение налоговых обязанностей, но и экономическая, деловая состоятельность организации. Здесь всё опять-таки зависит от произвола самого налогового органа, от его внутреннего убеждения.

В п. 5 этой же статьи говорится о том, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

В пункте 10 говорится: при производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости. То есть при невозможности оценить реальную стоимостную оценку того или иного имущества организации налоговый орган вправе арестовать любое имущество, которое, как кажется налоговому органу, необходимое и достаточное для исполненияобязанности по уплате налога.

Такого одностороннего либерализма не ожидали даже самые заядлые скептики.

Арестовывать имущество и назначать для него тот или иной режим ареста без оценки его рыночной стоимости - полномочие поистине чрезвычайное.

Статья 35 Конституции РФ гласит:

1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В статье 15 Конституции указано: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, никто, за исключением полномочного органа (в данном случае - только суда) не может лишить гражданина, организацию принадлежащего им имущества. В данном случае речь идёт как об ущемлении в праве распоряжения, так и во владении и пользовании таким имуществом. Арест, как мы знаем, предполагает ущемление во всех правах триады, составляющей право собственности.

Итак, налоговый кодекс противоречит главнейшему закону РФ: налоговые органы берут в свои руки функции правосудия. Конституция уже не имеет никакой высшей юридической силы и прямого действия. Представляется, что законодателю следует внести некоторые коррективы (нет, не в Налоговый кодекс). Следует поменять смысл некоторых положений Конституции.

Например: Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами до тех пор, пока налоговым органам не придёт в голову за счёт него пополнить статью расходов в федеральном бюджете на содержание налоговых органов, или что-нибудь в подобном роде.

Далее: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению налогового органа. Можно пойти дальше и сказать резче: всякий может быть лишён по решению налогового органа не только своего имущества, но и имущества других лиц, находящееся у него, скажем, по договору аренды.

Дальше: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации в части не противоречащей Налоговому кодексу, а также решению главы такого органа. Таким образом, действия налоговых органов приобретут хоть какое-то подобие законности в традиционном смысле этого слова.

По налоговому законодательству арест может быть произведён только при совпадении двух необходимых условий: в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Не совсем, однако, понятно, что понимать под неуплатой налога: сам ли налог как таковой, либо пени за просрочку и разнообразные многочисленные штрафы.

В этом случае, как и в любых других случаях смутности формулировок, следует руководствоваться правилами, установленными самим законодательным актом и смотреть, что в нём понимается под термином налог. И если налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, то, наверное, не стоило бы его путать с суммами денежных средств, взимаемых с налогоплательщиков в случаях нарушения налогового законодательства, просрочки времени уплаты налогов и так далее, то есть с пенями и штрафами.

Неудачность формулировки статьи 77 НК РФ даёт справедливое право сотрудникам налоговых органов накладывать арест на имущество при фактической уплате налога. Правда имеется постановление ФАС ЦО по делу N А68-123/АП-02 призывающее не накладывать арест на имущество выплатившей налоги организации, но что значит это постановление по сравнению с установленной годами и удобной схемой действий налоговых органов, когда они, действуя в законных рамках, могут в серьёзной степени повредить успешному функционированию любой не понравившейся им организации.

Следующее непременное условие наложения ареста это наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Здесь всё опять отдаётся на справедливый суд налоговиков. Достаточные основания полагать - конструкция довольно неоднозначная и хитрая для законодательства. Было множество примеров из судебной и административной практики, когда так называемые достаточные основания оказывались не такими уж достаточными, а зачастую и незаконными. Но по-прежнему наложение ареста происходит по старой схеме: существуют невыплаченные налоги, а уж достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество у налоговых органов, не заставят себя долго ждать.

Так, с одной стороны законодатель создаёт некоторую видимость демократизма, декларируя в Конституции широкие права и свободы граждан и организаций, с другой же ставит эти же права и свободы под сомнение и произвольное толкование "полномочных органов", отнюдь не судебных.

Налоги и сборы издревле являлись признаками развитого государства и государственной власти, основой, базисом для её суверенитета и независимости, и, в конечном счете, суверенитета и свободы народа, населяющего территорию этого государства, от нападок и влияний извне. Издревле являлись и сейчас являются. Кто же может поспорить с тем, что в России нет налогов? Налоги есть, да еще, какие налоги! Но сможет ли нас защитить от внешней угрозы и агрессии то государство, которое не в состоянии бороться с произволом и волюнтаризмом своих же собственных органов? Вопрос назрел. Однако, думается, отвечать придётся не политикам и чиновникам, а как всегда обыкновенным налогоплательщикам.

темы

документ Административно правовой статус
документ Расторжение брака
документ Наследство
документ Юридические факты



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты