Управление финансами

документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка


Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Юристу » Мобилизационность

Мобилизационность

Мобилизационность

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Мобилизационная подготовка
2. Мобилизационная подготовка и мобилизация
3. Мобилизационное предписание
4. Мобилизационный резерв
5. Мобилизационное задание
6. Мобилизационный план
7. Мобилизационные ценности
8. Мобилизационная готовность
9. Мобилизационная экономика

Мобилизационная подготовка

Мобилизационная подготовка это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мобилизация это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;
6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);
8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;
14) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;
18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;
24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Организации обязаны:

1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
2) создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники);
3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;
7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
- обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части;
- обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
8) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
9) создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Граждане обязаны:

1) являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы.

Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.

Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу, за исключением военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до 16 лет.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола - одного ребенка);
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Аппарат усиления военного комиссариата (далее - аппарат усиления) создается в мирное время и предназначен для обеспечения оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования.

Деятельностью аппарата усиления руководит начальник отдела военного комиссариата по муниципальному образованию.

Порядок подготовки и нормы привлечения граждан к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

В мирное время граждане привлекаются к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления не менее двух раз в год на основании договора, заключаемого с военным комиссариатом.

Военные комиссариаты информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований и руководителей организаций о количественном и персональном составе аппарата усиления, помещениях (зданиях), земельных участках, транспортных и других материальных средствах, необходимых для выполнения возложенных на военные комиссариаты задач, а также о планируемых мероприятиях по мобилизационной подготовке с привлечением аппарата усиления.

Мобилизационная подготовка и мобилизация

Важнейшей функцией Российского государства является поддержание обороноспособности на уровне соответствующем характеру военных угроз. Согласно положением Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы должны быть готовы к ведению локальных войн и к участию в вооруженных конфликтах.

Однако доктрина допускает, что локальные войны и вооруженные конфликты при определенных условиях могут перерасти в широкомасштабную войну.

Подготовка страны к войне представляет собой сложный, непрерывный процесс, связанный с решением политических, военно-стратегических и экономических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Основными составными частями подготовки страны к войне и организации обороны являются мероприятия мобилизационной подготовки и мобилизации.

Обратимся к основным понятиям мобилизации и мобилизационной подготовки. Мобилизация – латинское слово «mobile» т.е. подвижный, отсюда и происходит название «автомобиль». В общем, понятие «мобилизация» - это проведение необходимых мероприятий в короткие сроки по концентрации средств и ресурсов для достижения поставленных целей (например: спортивная команда мобилизовала свои силы и энергию и достигла определенного спортивного результата).

В Федеральном законе № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» определено, что под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребности государства и нужд населения в военное время. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Исходя из данных определений, в обобщенном виде, мобилизационная подготовка и мобилизация страны включает в себя:

· мобилизационную подготовку и мобилизацию экономики;
· мобилизационную подготовку и мобилизацию органов власти всех уровней и организаций;
· мобилизационную подготовку развертывания и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил и других войск.

Под мобилизационной подготовкой экономики понимается комплекс плановых мероприятий, проводимых в мирное время, по обеспечению текущих потребностей Вооруженных Сил, других войск и накоплению запасов вооружения, боеприпасов, военной техники, военного, военно-технического имущества и другой продукции на военное время, созданию и сохранению запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, развитию и сохранению мобилизационных мощностей.

Мобилизация экономики заключается в планомерном переводе всех отраслей экономики, объединений, организаций и предприятий на работу в условиях военного времени для всестороннего обеспечения потребностей обороны страны в вооружении, боеприпасах, техники и других материальных средствах, жизнеобеспечения населения страны и других нужд государства в военное время.

Мобилизация экономики страны включает в себя: развертывание военного производства, изменение экономических пропорций в интересах всемерного увеличения производства военной продукции, перестройку работы органов управления, средств связи, транспорта, сельского хозяйства всей инфраструктуры страны в целях обеспечения нужд государства в военное время. Мобилизация экономики предусматривает также перераспределение людских ресурсов для обеспечения мобилизационных потребностей Вооруженных Сил, других войск и работы оборонной промышленности, других отраслей экономики. При мобилизации экономики происходит изменение деятельности научных и опытно-конструкторских учреждений в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил и достижения военно-технического превосходства над противником, перестройка финансовой системы, торговли и предприятий сферы обеспечения в соответствии с потребностями войны. При мобилизации экономики повышается роль государственной централизации управления экономикой в целях концентрации ресурсов для обеспечения нужд обороны и государства.

Целью мобилизационной подготовки экономики является создание в мирное время военно-экономического потенциала адекватного военным потребностям страны и проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу экономики на работу в условиях военного времени.

Целью мобилизации экономики является своевременный, плановый перевод на работу в условиях военного времени всех отраслей экономики, объединений, организаций, учреждений и предприятий для выпуска продукции, в соответствии с мобилизационными планами (планами на расчетный год), для полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск в вооружении, технике и материальных средствах, а также населения в продовольствии, товарах, средствах защиты и других средств жизнеобеспечения в военное время.

Исходя из данных определений, мы с вами должны четко уяснить периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий (таблица).

Кроме того, вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации мы будем рассматривать по следующим уровням государственной иерархической системы:

1-й уровень – Государственный: представительная власть; исполнительная власть; экономические структуры федерального уровня;
2-й уровень – Субъектовый: представительная и исполнительная власть, экономика субъектов Российской Федерации;
3-й уровень – Муниципальный: органы местного самоуправления и экономика муниципального образования;
4-й уровень – Объектовый: объекты экономики: предприятия, учреждения и организации, имеющие мобилизационные задания.

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:

1.

Мирное время

выполняются мероприятия мобилизационной подготовки

2.

Переход с мирного на военное время

выполнение мероприятий мобилизации

3.

Военное время

выполнение мероприятий в соответствии с планами на расчетный год, военно-хозяйственным планом

4.

Переход с военного на мирное время

выполнение мероприятий демобилизации



Как и любая сфера деятельности государства, мобилизационная подготовка и мобилизация имеет свою законодательную и нормативную правовую базу. Правовой основой мобилизационной подготовки и мобилизации является Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороне», «О военной обязанности и военной службе», «О государственном оборонном заказе», «О гражданской обороне», Федеральный Конституционный закон «О военном положении».

Центральное и главное место в законодательной системе по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации занимает Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» №31-ФЗ. Содержание данного закона тесно взаимосвязано с выше перечисленными законами.

Конкретизация и реализация в жизнь основных требований и статей закона осуществляется путем издания иных нормативных правовых актов в виде Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, распоряжений и приказов федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), а так же нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений.

Более детально вопросы содержания нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации будут рассмотрены в последующей лекции.

Мобилизационная подготовка Российской Федерации, являясь составной частью подготовки страны к войне и организации обороны, должна осуществляется по следующим принципам:

1. Централизованное государственное управление мобилизационной подготовкой через систему мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, имеющих мобилизационные задания.
2. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с разделением источников финансирования мероприятий в области мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и внебюджетные источники.
3. Комплексное, взаимоувязанное и целенаправленное планирование и выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке Российской Федерации посредством разработки и реализации федеральных (региональных) целевых программ по мобилизационной подготовке экономики, государственного оборонного заказа и иных заказов на поставку продукции (работ, услуг) на контрактной (договорной) основе в пределах выделяемых на эти цели финансовых ресурсов и в соответствии с установленными заданиями мобилизационного плана экономики Российской Федерации.
4. Развитие и совершенствование в интересах мобилизационной подготовки Российской Федерации межгосударственных связей с государствами – участниками СНГ, подписавшими соглашение о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки.

Принципы мобилизационной подготовки сформулированы на основе научного осмысления опыта прошлого и обобщения достижений настоящего. Они имеют объективный характер, вытекают из логики организации обороны и безопасности государства и учитывают политические и экономические реалии сегодняшнего дня России. Принципы определяют систему требований к содержанию и совершенствованию мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации.

Из рассмотренных целей и принципов вытекают задачи мобилизационной подготовки экономики, основными из которых являются:

· создание и развитие военно-экономического потенциала страны, необходимого для укрепления военной мощи государства, материального обеспечения подготовки и ведения войны;
· подготовка всех отраслей экономики, запасов материальных резервов и трудовых ресурсов к переводу на работу в условиях военное время;
· подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного времени и в военное время;
· подготовка финансово-кредитной системы, системы денежного обращения и других систем обеспечения мобилизационной подготовки экономики к особому режиму функционирования в условиях военного времени;
· подготовка системы жизнеобеспечения населения в военное время;
· подготовка экономики к восстановлению после возможных потерь и разрушений в результате военных действий или чрезвычайных ситуаций.

При рассмотрении вопросов мобилизационной подготовки и мобилизации мы неоднократно обращались к таким понятиям как «военное положение» и «военное время». Рассмотрим два этих понятия и их взаимосвязь между собой.

Военное положение – это особый правовой режим деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, войск и организаций, независимо от форм собственности, предусматривающий ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей, а также осуществление системы мер по обеспечению режима военного положения.

Военное положение вводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях только в случае объявления войны Российской Федерации, агрессии против Российской Федерации со стороны какого-либо государства или коалиции государств.

Целью введения военного положения является сосредоточение всех сил и средств государства в интересах вооруженной защиты Российской Федерации и безопасности ее граждан.

Вся полнота власти на период действия военного положения сосредотачивается в органах государственной власти военного времени, усиливается контроль за экономической, политической и социальной деятельностью со стороны государства. В местностях, где развертываются или ведутся военные действий, с введением военного положения все функции органов государственной власти и управления переходят к военному командованию – военным советам главных командований фронтов, флотов, армий и флотилий, а там где нет военных советов – командирам корпусов и соединений. Военное командование осуществляет эти функции самостоятельно и через органы государственной власти военного времени соответствующих регионов, главы которых по должности входят в состав военных советов.

Введение военного положения осуществляется указом Президента Российской Федерации или лицом, исполняющим обязанности Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации обязан не позднее 24 часов с момента введения военного положения сообщить об этом Совету Федерации и представить доклад с обоснованием своего решения.

Совет Федерации обязан не позднее 48 часов с момента поступления доклада Президента Российской Федерации утвердить (отклонить) указ о введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местах. Военное положение отменяется указом Президента Российской Федерации.

На остальной территории, где не введено военное положение, или ее части, указом Президента Российской Федерации может быть введено чрезвычайное положение.

Для наиболее полного ознакомления с терминами мобилизационной подготовки нам осталось рассмотреть понятие военного времени: военное время – период в котором находится государство с момента объявления войны или фактического начала военных действий до объявления о прекращении военных действий, но не ранее фактического окончания военных действий.

Военное время составляет лишь часть временного периода военного положения (иногда эти понятия смешивают). Военное положение включает в себя предвоенный отрезок мирного времени, в течение которого задействуются план на расчетный год, собственно военное время, когда, в зависимости от ситуации может действовать либо скорректированный план на расчетный год, либо военно-хозяйственный план послевоенный промежуток времени, в ходе которого осуществляется переход к экономическим пропорциям мирного времени. Наличие периодов мирного времени является принципиально важным для понимания сути военного положения.

Мобилизационная подготовка экономики, являясь одной из основных сфер деятельности государства по укреплению обороноспособности, должна находиться в постоянном развитии и совершенствовании.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования мобилизационной подготовки экономики являются:

· совершенствование системы управления экономикой и подготовка ее к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного положения и в военное время;
· создание, совершенствование и эффективное функционирование системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;
· оптимизация и развитие потребных мобилизационных мощностей и объектов;
· создание, накопление сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;
· создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической документации для военного времени;
· сохранение и развитие объектов экономики, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
· подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в условиях военного положения;
· разработка и совершенствование нормативной правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в соответствии с мобилизационными планами.

Мобилизационное предписание

В связи с обостряющейся обстановкой на мировой арене, многие граждане России начинают задумываться о возможной мобилизации. Более всего этот вопрос тревожит ту часть мужского населения страны, которая уже отслужила в свое время в Вооруженных силах и в данный момент пребывает в запасе. Волнует он также и призывников.

В числе прочего, людей беспокоит возможность получить мобилизационное предписание. Что это за документ и для чего его выдают, рассказывается ниже.

В связи с тем, что большинство российских граждан не обладают достаточной информацией, они в тех случаях, когда им приходит мобилизационное уведомление, впадают в панику. Затем начинают выяснять – что это за документ.

Тревожность в основном обусловлена тем, что в соседней Украине все еще продолжается конфликт. Немало мужчин опасается, что он выльется в полноценную войну. Ситуация в значительной мере усугубляется сведениями, публикуемыми в прессе, Интернете. Возможность просматривать украинские телеканалы и местные новостные ресурсы в Сети только распаляет страсти.

В этой ситуации, если пришло предписание, нужно помнить, что оно не имеет ни малейшего отношения к украинскому конфликту. В военкоматах отмечают – эта деятельность проводилась на протяжении многих лет и является одной из основных их задач.

Как правило, военные комиссариаты таким образом проводят проверку своих данных по людям, находящимся в запасе. Мероприятие это сугубо плановое. Сверка данных необходима для того, чтобы, к примеру, исключить из резерва граждан достигших пенсионного возраста.

Рано или поздно указанный документ получают все граждане РФ, стоящие на воинском учете. Получение свидетельствует только о том, что данный гражданин входит в состав группы, формирование которой может произойти в самые сжатые сроки, в ситуации, если страна окажется в состоянии войны, и в связи с этим будет объявлена мобилизация.

При этом важно помнить – мобилизационное предписание вовсе не означает, что получатель непременно будет возвращен в ряды российской армии. В первую очередь таким образом военный комиссариат производит отсев годных резервистов.

Согласно российскому законодательству, в задачи военкоматов входит не только призыв на срочную службу граждан, достигших соответствующего возраста, но и осуществление мер, направленных на подготовку и проведение мобилизации как граждан, так и необходимых технических средств.

Всем, кому выдается этот документ, следует помнить – тревожится не нужно. Это в основном касается тех, кто стоит на воинском учете по месту жительства.

Получить такое извещение могут только военнообязанные лица следующих категорий:

• юноши и мужчины от 17 до 45 (в некоторых случаях до 60 лет);
• женщины, имеющие медицинское образование или владеющие определенными воинскими профессиями.

Обычно у таких граждан в паспорте стоит соответствующий штамп.

Документ представляет собой прямоугольный листок, как правило, розового либо сиреневого цвета. В нем содержатся такие сведения:

• фамилия, имя и отчество резервиста;
• год, месяц и день его рождения;
• дата получения;
• основания, на которых документ был направлен;
• звание получателя;
• войсковая специальность и ее номер по перечню;
• должность и ее кодовое обозначение;
• наименование команды приписки и ее порядковый номер;
• перечень обязанностей резервиста;
• список документов, которые при себе нужно иметь;
• место, где команда должна собраться.

Документ заверяется подписями ответственных лиц и круглой печатью военного комиссариата.

Извещение может быть получено разными способами. Вручение может произойти:

• непосредственно в военкомате после того, как был произведен вызов военнообязанного (повестка, телефонный звонок);
• на дому сотрудниками военкомата;
• с помощью кадровой службы предприятия.

Во всех случаях резервист должен будет дать расписку о получении извещения.

Как правило, в дальнейшем оно просто подклеивается к военному билету. В некоторых случаях в документе воинского учета проставляется пометка о получении предписания.

В мирное время от них ничего не требуется. Однако если в стране будет объявлена мобилизация, им вменятся в обязанность прибыть по указанному адресу и в определенное время.

О начале мобилизационных мероприятий должно быть сообщено особо. Делается это в соответствии с законодательной базой Российской Федерации. Там, в частности, указывается, что резервист должен прибыть, не дожидаясь специальной повестки. Следовательно, нужно просто быть готовым к этому и не тревожиться понапрасну.

Граждане обычно не видят разницы между предписанием и повесткой. В то же время она довольно существенна. Получив повестку, военнообязанный должен прийти в военный комиссариат с целью, указанной в ней.

Это может быть:

• прохождение медицинской комиссии;
• отправка к месту несения военной службы.

Статус предписания иной – оно всего лишь уведомление, конкретному гражданину, пребывающему в мобилизационном резерве, что может быть при необходимости призван в Вооруженные силы. Таким образом, по большей мере участь мобилизационного предписания пылится годами вместе с военным билетом где-нибудь в ящике.

Если находящийся в запасе гражданин, получив уведомления, не явился в военный комиссариат за предписанием, он может ответить по закону. Соответствующее наказание предусмотрено в Административном кодексе.

Первоначально, в зависимости от ситуации, могут оштрафовать на 100 или 500 рублей. При повторном нарушении взыскание пропорционально увеличивается. При этом важно помнить, что в этом случае, вероятнее всего, предписание будет передано по месту работы либо жительства.

При объявлении мобилизации неявка становится уголовным преступлением. При этом пострадает не только сам военнообязанный. Наказание также предусмотрено и для служащих военкомата, и прочих причастных к воинскому учету организаций.

Такое деяние, как неоповещение военнообязанных, совершенное по злому умыслу, может грозить виновному взысканием в размере от 500 руб. до 1 тысячи рублей.

Задержка в передаче перечней военнообязанных, ненадлежащее ведение дел, неотражение в отчетности изменений (к примеру, данных о смене места жительства), может обойтись штрафом от 300 руб. до 1 тысячи рублей.

Если будет доказано, что перечни военнообязанных были сознательно уничтожены, и из-за этого нормальный учет резервистов невозможен, то ответственное лицо может быть наказано взысканием в размере от 100 до 500 рублей.

К военным сборам не привлекаются, в частности, такие категории граждан:

• женщины, не владеющие военными специальностями;
• лица, получившие бронь от государственных органов и местных властей;
• сотрудники правоохранительных органов;
• пожарные;
• служащие МЧС;
• гражданский персонал военных и ряда других государственных организаций;
• представители высшего руководства страны;
• граждане, содержащие двух и больше детей;
• лица, постоянно проживающие за рубежом.

Также есть возможность обжаловать решение военного комиссариата в судебном порядке. В этом случае копия заявления в суд направляется в военкомат, из которого пришло извещение.

Обращение в суд бывает целесообразным в том случае, если имеются достаточно веские причины.

К таковым могут относиться:

• серьезные проблемы со здоровьем;
• травмы, повлекшие за собой лишение конечности и пр.

Мобилизационный резерв

Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности постановлено, что с этого года в ходе эксперимента начнется процесс создания российского штатного мобилизационного резерва. Со слов сенатора, эксперимент будет проводиться в течение 2-ух лет.

Использовать силы резервистов будут главным образом в ходе войны, в чрезвычайных ситуациях и в период масштабных учений. С целью подержания боеспособности периодически их будут вызывать на сборы в бригады или дивизии, где запасники будут переучиваться на новые виды техники и вооружения.

С первого дня нового года начал действовать новый закон о мобилизационном людском резерве, который предусматривает полностью добровольное вступление запасников в резервные войска. Происходить это будет таким образом. Солдату перед увольнением будет предложен контракт, который предусматривает периодическое возвращение в строй. Военные комиссариаты тоже набирают резервистов-контрактников. Офицеры также имеют возможность записаться в число штатных запасников.

Будет выплачиваться ежемесячное жалование. Постановлением правительства будет определен точный размер суммы. За штатными запасниками во время прохождения сборов будет сохраняться их средний доход на гражданке.

Также введены дополнительные выплаты, например ежемесячная надбавка к жалованию за постоянное пребывание в качестве резервиста. Надбавка — от 10% до половины военного оклада. Заключая контракт, резервист получает единовременную выплату. Стоит отметить: человек свои деньги получает независимо от того, находится он на воинских сборах или работает на гражданке.

Заключается первый контракт на 3 года. Далее срок возможно увеличить до 5-ти лет. Законодательно установлены четкие возрастные рамки пребывания в мобрезерве. Контракт не будет подписан с рядовыми и матросами или прапорщиками и мичманами, чей возраст будет более 42-ух лет. А вот офицеры младшего состава имеют возможность нести службу резервиста до 47-ми лет. Далее, майоры-подполковники – до 52-ух лет. Еще дольше служить смогут военные более высокого ранга – до 57-ми лет.

Военнослужащие, не изъявившие желание становиться контрактниками мобрезерва, поступят в мобилизационный людской ресурс.

Мобилизационное задание

Мобзадания накладывали на промышленность обязательства подготовить еще в мирное время такие производственные мощности, которые обеспечивали бы выполнение производственной программы военного времени. Иначе говоря, в них содержалась установка на развитие промышленности в соответствии с потребностями будущей войны.

Следующим этапом работы являлась организация материально-технического обеспечения мобзаданий, включавшая:

- распределение материальных фондов и денежных ассигнований;
- планирование капитального строительства;
- разработку мероприятий по подготовке промышленных кадров, снабжению предприятий дополнительным оборудованием, сырьем, инструментом и т.п.

Мобилизационное планирование в промышленности базировалось на принципах децентрализации мобилизационной работы по отраслям и территориям на возможно большем отчуждении ресурсов гражданской промышленности на нужды военной и на широком кооперировании производства военной продукции.

Необходимость децентрализации мобработы обусловливалась большой территориальной разбросанностью многочисленных предприятий. Принцип децентрализации означал, что мобработа должна пронизывать все звенья промышленности сверху донизу как по отраслевой линии - наркомат, главк, трест, предприятие, так и территориально - по линии республиканских, областных, районных моборганов с предоставлением достаточной самостоятельности в действиях отдельным предприятиям и моборганам. Большая часть предприятий была выделена в ведение областных и районных органов государственной власти с оставлением в непосредственном подчинении центральных органов только небольшой группы заводов, имевших особо важное оборонное значение. Координация рассредоточенных усилий, объединение их и направление к общей цели осуществлялось одним центральным органом общего руководства.

Широкое привлечение гражданской промышленности к производству военной продукции вытекало из предпосылки, что только отмобилизованная гражданская промышленность способна придать военному производству массовый характер. Другими словами, промышленность нужно готовить к войне так же, как и армию, т.е. необходимо иметь кадровые войска (военную промышленность) и хорошо подготовленное массовое пополнение (гражданская промышленность).

Основу мобилизационного планирования составляла разработка мобилизационных планов (далее МП) во всех звеньях промышленности. МП предприятия составлялся на основе полученного мобзадания и плана оборонного строительства. Он должен был обеспечивать быстрый переход предприятия на работу по графику военного времени. МП являлся оперативным планом действий на период мобразвертывания и на первый год войны. Разработка его включала выполнение расчетов потребного оборудования, площадей, рабочей силы, сырья и инструмента, составление вспомогательных планов перестановки оборудования, его ремонта, новой расстановки кадров, а также определение возможных сроков отмобилизования предприятия.

В прямой зависимости от сроков отмобилизования находились МЗ промышленности. На большие сроки отмобилизования нужны были и большие МЗ, что являлось невыгодным и обременительным для государства.

МЗ промышленности (запасы сырья, полуфабрикатов, оборудования, инструмента, приспособления и т.п.) предназначались для обеспечения быстрого и планомерного перехода предприятий к работе по программе военного времени и как гарантия бесперебойной работы на период транспортных затруднений. Размеры их имели экономические пределы. При плановом снабжении они должны были соответствовать потребностями производства с момента объявления мобилизации и до начала плановых поставок исходных материалов.

МЗ особо дефицитных материалов (цветных металлов, ферросплавов, предметов импорта) накапливались, как правило, на первый год войны, а по отдельным видам материалов и на больший срок. На военных заводах, имевших задачу начать массовое изготовление продукции по мобплану сразу же после объявления мобилизации, МЗ полуфабрикатов (деталей, узлов, агрегатов) создавались на период полного отмобилизования заводов-поставщиков плюс время на доставку от них грузов. Следовательно, МЗ военных заводов были значительно большими, чем на гражданских предприятиях. Если на последних неснижаемые запасы исходных материалов полагалось держать на уровне трехмесячной потребности производства, то на военных заводах МЗ создавались в пределах шестимесячной потребности.

Размеры МЗ, которые реально содержались на предприятиях в мирное время, ограничивались материальными фондами и денежными лимитами, выделявшимися для их задела. Поскольку это было связано с большими непроизводительными затратами денежных и материальных средств, острый недостаток в которых ощущался в течение всего довоенного периода, то лимиты на МЗ обычно урезывались, были намного ниже потребности, поэтому запасы накапливались чрезвычайно медленно и не достигали установленных норм.

В типичном варианте важнейшими составными частями мобилизационного плана предприятия являлись:

- производственная программа на первый год войны по всем номенклатурам мобзадания, а также по полуфабрикатам и деталям, заданным в порядке кооперирования;
- разработанный технологический процесс и технические условия на все изделия мобзадания;
- план организации и развертывания производства по графику военного времени (мобзадания цехам, перепланировка оборудования, перераспределение рабочей силы, организация контроля за качеством продукции и др.);
- обеспечение мобзадания рабочей силой, ИТР, предметами материального снабжения (МЗ и переходящие запасы исходных материалов, инструмента, полуфабрикатов, собственные ресурсы предприятия);
- обеспечение мобзадания внутризаводским транспортом и складскими помещениями, электроэнергией, паром и водой;
- предварительные заказы заводам-поставщикам;
- возможные сроки мобилизационного развертывания и организация ПВО предприятия.

В МП головных заводов дополнительно включались вопросы, вытекавшие из их обязанностей по отношению к заводам-поставщикам.

К элементам МП предприятия относились также мобрасписание и мобзаявка, в которых регламентировалось - кому, когда и что нужно делать после объявления мобилизации, а также разного рода заявки на материальное обеспечение. Заявки и планы поставок продукции по номенклатурам моботделы (мобсектора) предприятий представляли в свои главки и в районные моборганы, где они суммировались и передавались по инстанции в наркоматы, в областные и республиканские моборганы. На основе материалов наркоматов центральный моборган при ВСНХ составлял сводный МП промышленности.

Сводный МП промышленности представлял собой ведомость помесячных поставок военной продукции (по номенклатурам, предприятиям и их группам) в первый военный год. В качестве приложения к нему разрабатывался общий план мероприятий по материально-техническому обеспечению сводного МП (обеспечение отечественным и импортным сырьем, оборудованием, инструментом, рабочей силой, энергией, перевозками, суррогатирование и замена импортных материалов отечественными, организация системы снабжения, прикрепление предприятий к районам сырья и к территориальным снабженческим организациям и др.).

Сводный МП промышленности отражал только учтенные возможности по освоению мобзаявки НКО, которые, однако, могли существенно отличаться от реальных возможностей. Все зависело от того, насколько квалифицированно и полно они были выявлены и учтены, для чего, кстати, требовались серьезные технические знания и большой производственный опыт.

Разработанный промышленностью сводный МП представлялся в НКО для согласования сроков и объема промышленных поставок, оборонного строительства и его дислокации, размеров ассигнований на оборонное строительство, на импорт и финансирование мобплана в целом.

Возникавшие при этом взаимные претензии разрешало правительство при утверждении плана.

Утвержденный правительством МП промышленности служил основой для разработки плана снабжения Вооруженных Сил на первый год войны, которым и завершался цикл мобилизационного планирования. В его истоках находились оперативный план ведения будущей войны и план ее материального обеспечения (оперативно-материальный план войны), на основе которых разрабатывались мобзаявки НКО и МП промышленности. Последний, в свою очередь, давал необходимые отправные данные для составления плана снабжения Вооруженных Сил, являвшегося составной частью оперативно-материального плана. Так обнаруживается тесная связь и взаимозависимость МП промышленности и оперативно-материального плана будущей войны.

Контроль мобилизационной готовности предприятий осуществлялся по линии их прямого подчинения (высшими отраслевыми и территориальными моборганами), а также центральными управлениями НКО, в составе которых были специальные промышленные инспекции. Кроме того, для контроля привлекались военпреды предприятий, имевшие допуск к мобработе. Основными методами контроля являлись периодическое инспектирование и частичные пробные мобилизации промышленности.

Мобилизационный план

Органы, учреждения и предприятия, получившие от центральных наркоматов (ведомств) задания, дают нижеследующие указания подчиненным им учреждениям (предприятиям, организациям), подлежащим вывозу:

1) какие именно учреждения (предприятия) подлежат вывозу и куда именно и порядок их использования в местах размещения;
2) какие именно производственные объекты подлежат вывозу;
3) какие категории людского контингента подлежат вывозу;
4) продолжительность вывоза;
5) порядок вывоза (разгрузка, эвакуация);
6) срок представления заявок;
7) порядок свертывания в том случае, если данное учреждение (предприятие, организация) вывозится целиком;
8) порядок демонтажа мастерских и ликвидации имущества, не могущего быть по каким-либо причинам вывезенным;
9) способы обеспечения вывоза рабсилой (получение рабочих рук извне или своими силами);
10) способы обеспечения подвоза вывозимых объектов к станциям погрузки;
11) способы обеспечения упаковочным материалом.

Учреждения (предприятия, организации), получив задание, обязаны:

1) проработать вопрос о ликвидации производства;
2) установить, какие именно объекты подлежат вывозу, передаче органам военведа и НКПС, оставлению на месте и ликвидации;
3) проработать вопрос о целесообразном использовании вывозимых объектов и в определенный срок, устанавливаемый наркоматами, наметить и согласовать с подлежащими инстанциями районы и пункты (базы) их нового размещения;
4) установить порядок, очередность и сроки освобождения с производства оборудования и его демонтажа в соответствии со сроками вывоза, а также установить потребность в специалистах, необходимых для руководства работами по демонтажу установок, и потребность в рабсиле, необходимой для выполнения работ по демонтажу, упаковке и погрузке в вагоны;
5) произвести расчёт автогужевых средств, необходимых для подвоза грузов на станции и пристани погрузки;
6) произвести расчёт требуемых упаковочных материалов;
7) определить, каких квалификаций и профессий подлежат вывозу рабочие и технический персонал и в каком количестве, учитывая и их семьи (по средним данным);
8) определить потребность подвижного состава по дням погрузки;
9) на основании указанных выше данных составить ведомости объектов вывоза и объяснительные записки.

По утверждении СТО заявок ведомств на вывоз (ведомостей объектов вывоза) ЦМУ НКПС разрабатывает план эвакоперевозок и выписки из такового (ф. № 3) через местного уполномоченного рассылает соответствующим наркоматам и ведомствам для дальнейшей рассылки таковыми подлежащим вывозу учреждениям (предприятиям, организациям).

Учреждения (предприятия, организации) по получении и на основании выписок из плана эвакоперевозок обязаны разработать детальные планы вывоза, для чего:

1) уточнить номенклатуры вывозимого имущества;
2) истребовать бланки перевозочных документов;
3) составить сметы финансирования вывоза;
4) предусмотреть порядок демонтажа мастерских и ликвидации имущества, не могущего быть по каким-либо причинам вывезенным;
5) разработать соображения по обеспечению вывозимого рабсилой как за счёт собственных рабочих рук, так и получения извне;
6) произвести расчёт перевозочных средств, потребных для подвоза вывозимого имущества к станциям и пристаням погрузки;
7) предусмотреть обеспечение укупорочным материалом.

План вывоза учреждений (предприятий, организаций), являясь составной частью мобплана данного учреждения (предприятия, организации), вследствие своей сложности разрабатывается отдельно и слагается из следующих документов: записки по вывозу и дневника по вывозу со всеми к ним приложениями.

Записка по вывозу составляется в одном экземпляре и состоит в подробном и последовательном изложении всех соображений по выполнению вывоза учреждения (предприятия, организации).

Содержание записки по вывозу должно дать ответы на следующие вопросы:

1) цель вывоза тех или иных объектов с их подробной характеристикой, а также способы и порядок использования материальных и людских ресурсов;
2) какие объекты и из каких пунктов подлежат вывозу в периоды разгрузки и эвакуации по железнодорожным и водным путям;
3) базы (пункты) размещения вывозимых объектов с их подробной характеристикой, а также способы и порядок использования материальных и людских ресурсов;
4) подлежащей вывозу людской контингент;
5) мероприятия по обеспечению вывозимого имущества и людей помещениями;
6) количество предоставляемого подвижного состава по родам его (тоннажа) и по дням погрузки;
7) порядок, очередность и сроки ликвидации или демонтажа производства в соответствии с представленными для выполнения вывоза сроками;
8) расчёт и сроки погрузки имущества по вагонам;
9) расчёт автогужевых транспортных средств, потребных для доставки груза на станцию (пристань) погрузки;
10) расчёт рабтехсилы, потребной для выполнения работ по ликвидации производства, демонтажа, укупорки, перевозки и погрузки в вагоны;
11) расчёт потребных денежных сумм;
12) порядок и организация охраны вывозимого имущества;
13) порядок ликвидации имущества, не подлежащего вывозу.

Мобилизационные ценности

Формирование личности, обладающей крепким здоровьем, с общественно-трудовой целеустремленностью, является важной целью физического воспитания.

Стремление человека к своему здоровью не сводится только к заботе о здоровье или пренебрежению к нему. Отношение к своему здоровью как к ценности - высшее достижение физической культуры личности.

Ценность - философское понятие, оно определяет цель, к которой стремится человек. Ценность - понятие, которое введено в научный оборот немецким философом И.Кантом.

Человек, постоянно находится в ситуации выбора одного из альтернативных решений. Критерием такого выбора выступает ценность. Если мотивы конкретной деятельности задаются часто ситуацией, то ценности порождаются социальными и культурными условиями жизни и более глубинными факторами существования человека. "Ценность" от-ражает все то, что осознается и переживается личностью как актуальная значимость, как смысл, идеал, предстает как сущностная характеристика сознания и поведения человека.

Ценностные ориентации - предпочтение или отвержение определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения. Ценностные ориентации формируются на базе соотнесения опыта с бытующими в обществе моральными и культурными образцами и выражают жизненные притязания и престижные предпочтения, представления о должном.

Ценностные ориентации отражают систему устремлений личности, ее характер, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в сово-купности лежат в основе активности каждого человека.

Существенным элементом динамики ценностных ориентации является ценностное противоречие, когда у личности возникает противопоставление разных ценностей. Ценностное противоречие переживается и осознается личностью как трудность выбора и принятия решения.

Ценности физической культуры можно условно разграничить на интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физи-ческой активности, закаливания и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера относятся лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека.

Под технологическими ценностями физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оз-доровительной и спортивной тренировки, то есть все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.

К мобилизационным ценностям физической культуры относятся: способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение противостоять стрессам.

В жизни человеку бывают необходимы не только хорошо сбалансированные физические и духовные проявления, но и способность действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремальных ситуациях; готовность организма "пережить" резкие возмущения (болезнь, травму, аварийные ситуации, стихийные бедствия, социально обусловленные неожиданные или долгосрочные нагрузки на психику, физические перегрузки и т.п.). Вероятность возникновения таких критических ситуаций очевидна. Поэтому способ-ность организма к мобилизации в подобных условиях должна формироваться путем тренировки.

Ценности вырастают из потребностей. Осознание здоровья как величайшего блага, удовлетворяющего основные (биологические) потребности человека как основу удовлетворения других (социальных) потребностей человека, побуждает человека к его сохранению и укреплению.

Полнота и интенсивность многообразных интересов человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественных характеристик, определяющих образ и стиль жизни. В то же время наблюдается обратная зависимость - стиль жизни, степень и характер его активности в быту определят состояние здоровья человека.

Осознание здоровья как высшей ценности человека и личный опыт, отражающий взаимосвязь образа жизни и физических упражнений, формирует у человека желание в повседневных физических упражнениях.

Каждый человек, начиная заниматься физическими упражнениями, выбирает один из видов физкультурно-спортивной деятельности, который соответствует его биологической природе, социально-психологическим и возрастным особенностям.

В силу целенаправленного, избирательного характера интересов в сознании человека формируется относительно устойчивое представление о приоритетности занятий физичес-кими упражнениями, использовании различных видов спорта, форм организации занятий. Юноши желают заниматься спортивными единоборствами, видами спорта, связанными с проявлением силы и смелости, ловкости и быстроты. Девушки предпочитают виды спорта с элементами красоты, демонстрацией пластичности и гибкости. Часто интересы ха-рактеризуются полифункциональностью, т.е. установкой заниматься не одним, а несколькими видами спорта. Эти интересы могут иметь относительно устойчивую структуру во времени и пространстве.

Мобилизационная готовность

Основные направления мобилизационной подготовки и мобилизации касаются:

- экономики;
- органов власти;
- Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, специальных формирований.

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:

- в мирное время – мобилизационная подготовка;
- при переходе с мирного на военное время – мобилизация;
- в военное время – выполнение планов расчетного года;
- при переходе с военного времени на мирное время – демобилизация.

Мобилизационная подготовка – это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Общая мобилизация охватывает всю экономику и проводится на всей территории страны. При частичной мобилизации отмобилизовывается часть Вооруженных Сил Российской Федерации на определенном театре (театрах) военных действий, в регионах страны.

В зависимости от условий обстановки мобилизация может быть открытой и скрытой. Открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения. Скрытая мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил) без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.

Мобилизационный план – это совокупность документов, отражающих все основные мероприятия, обеспечивающие планомерное и своевременное выполнение мобилизационных заданий. Он разрабатывается в мирное время с учетом конкретных особенностей местных условий, а также возможной обстановки мобилизационного периода.

Мобилизационные задания (заказы) – задания по поставкам продукции (работ, услуг) в расчетном году для государственных нужд в составе мобилизационного плана экономики Российской Федерации, устанавливаемые Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и размещаемые в виде заказов на договорной (контрактной) основе за счет бюджетных источников финансирования в организациях (на предприятиях) — поставщиках, включая организации (предприятия), привлекаемые к выполнению этих заказов по кооперации.

Мобилизационные мощности (объекты) – мощности (объекты), максимальное (дополнительное) использование которых после завершения периода мобилизационного развертывания и перехода экономики на режим работы в условиях военного времени обеспечивает выполнения мобилизационных заданий.

Государственные заказчики. Государственными заказчиками по поставкам продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд по данным расчетного года являются федеральные органы исполнительной власти, определенные постановлением Правительства РФ.

Государственными заказчиками по мероприятиям мобилизационной подготовки экономики являются федеральные органы исполнительной власти и организации, определенные постановлением Правительства РФ.

Организации-исполнители – организации (предприятия), имеющие мобилизационные задания (заказы), поставляющие продукцию (работы, услуги) в расчетном году.

Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Феде рации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Состояние войны – объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

Военное время – наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Мобилизационная подготовка здравоохранения – составная часть мобподготовки экономики. Она включает в себя комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке органов управления, организаций, учреждений и предприятий здравоохранения к медицинскому обеспечению при защите государства от вооруженного нападения и нужд населения в военное время.

Общее руководство мобподготовкой системы здравоохранения осуществляет Министр здравоохранения и социального развития РФ. Один из заместителей министра обеспечивает повседневное руководство мобилизационной подготовкой системы здравоохранения.

Для организации и выполнения работ по мобподготовке в Минздравсоцразвития и его учреждениях создаются мобилизационные подразделения или назначаются мобилизационные работники.

Мобподготовка и мобилизации проводится в соответствии со следующими основными принципами:

- централизованное руководство;
- заблаговременность, плановость и контроль;
- комплексность и согласованность.

Задачи мобилизационной подготовки здравоохранения:

- разработка правовых и методических документов;
- подготовка учреждений, организаций и предприятий здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время;
- разработка мобилизационных планов;
- проведение мероприятий по подготовке спецформирований к отмобилизованию;
- создание и развитие мобилизационных мощностей (станций переливания крови, предприятий выпускающих продукцию медицинского назначения);
- создание, накопление и освежение запасов материальных ресурсов мобилизационного резерва;
- подготовка и организация мед обеспечения населения в период мобилизации и в военное время;
- создание запасных пунктов управления и подготовка их к работе в условиях военного времени;
- организация воинского учета в учреждениях и организациях здравоохранения;
- бронирование граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;
- проведение учений и тренировок по переводу здравоохранения на работу в условиях военного времени и выполнению установленных мобзаданий;
- повышение квалификации работников мобилизационных подразделений.

Основу мобподготовки здравоохранения составляет работа, направленная на выполнение мобилизационных заданий. Мобзадания устанавливаются на расчетный год Правительством РФ.

Минздрав РФ определяет заказы (планы поставок) органам управления здравоохранения субъектов РФ, НИИ, институтам гематологии и переливания крови, учреждениям, организациям и предприятиям федерального подчинения на договорной (контрактной) основе.

Руководящие органы исполнительной власти субъектов РФ определяют заказы учреждениям, предприятиям и организациям здравоохранения, расположенным на их территории, независимо от форм собственности (расширение производственных площадей, содержание мобрезерва мед имущества, заготовка препаратов крови и кровезаменителей, подготовка кадров, создание выездных бригад и донорских контингентов и т.д.).

Медицинские органы управления исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1. организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию медицинского персонала;
2. руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
3. обеспечивают исполнение Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации медицинского персонала;
4. разрабатывают мобилизационные планы органов управления, учреждений здравоохранения, специальных медицинских формирований;
5. проводят мероприятия по мобилизационной подготовке учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
6. проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;
7. заключают договоры (контракты) с организациями о поставке медицинской продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
8. при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
9. в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
10. оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
11. организуют и обеспечивают воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время медицинского персонала, пребывающего в запасе и работающего в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
12. вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;
13. обеспечивают предоставление военным комиссариатам сведений о регистрации учреждений здравоохранения.

Учреждения здравоохранения обязаны:

1. организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
2. создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники);
3. разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
4. проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
5. выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
6. при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу учреждения на работу в условиях военного времени;
7. оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
8. обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;
9. обеспечивать поставку медицинской техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
10. предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
11. создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время медицинского и другого персонала, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

Граждане обязаны:

1. являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
2. выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
3. предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На органы управления здравоохранения субъектов РФ могут возлагаться следующие мобзадания:

- развертывание органов управления по руководству тыловыми госпиталями (ТГ);
- отмобилизование ТГ;
- отмобилизование обсервационных пунктов;
- выделение оперативных коек в лечебных учреждениях;
- развертывание дополнительных коек в лечебных учреждениях;
- создание мобрезерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;
- заготовка донорской крови и ее компонентов;
- создание мобилизационных мощностей для производства бактерийных и иммунобиологических препаратов;
- подготовка медицинских кадров для Вооруженных Сил РФ, специализация и усовершенствование врачей;

Мобилизационная экономика

Мобилизационная экономика в сущности своей рассматривается как:

• экономика, целью которой является сосредоточение и использование собственных ресурсов для эффективного противодействия внешней угрозе. Как правило, это ущемляет другие отрасли и приводит к нарушению сбалансированности развития страны в целом;
• экономика, которая в полном объеме использует производственные ресурсы государства;
• антикризисная экономика, проведение которой связано с возникновением чрезвычайных обстоятельств.

Основным признаком, который служит предпосылкой для введения в действие мобилизационной экономики, является существование угрозы распада целостности государства, а также раскола общественного мнения.

Для формирования режима такой экономики мобилизуются ресурсы государства для достижения этих целей.

Основными принципами мобилизационной экономики являются:

1. Принцип главного звена. Предусматривает проведение политики ресурсной концентрации в тех ячейках экономической системы, которые напрямую влияют на проведение запланированных мероприятий. Накопление ресурсов происходит за счет менее значимых звеньев экономики.
2. Принцип «любой ценой». Означает приоритетное использование методов неэкономического воздействия на те субъекты экономической деятельности, которые оказывают влияние на скорость достижения целей.
3. Принцип командности. Предполагает объединение всех субъектов экономики в единую команду для совместного принятия решений.
4. Принцип дискретности. Состояние мобилизации не может длиться постоянно или долговременно, так как это неизбежно приведет к ослаблению уже достигнутых результатов. Поэтому она проводится в ограниченные сроки.
5. Принцип сознательности. Все субъекты должны осознавать необходимость процесса мобилизации и возможных жертв, приносимых ради общего блага.

Процесс мобилизации экономики характеризуется так:

• Присутствует высокая норма накоплений, то есть происходит инвестирование в производство.
• Формируется стратегия и тактика по осуществлению защиты от внешних факторов: изменения на мировом рынке (цены на нефть, финансовые мировые кризисы), целенаправленный подрыв экономики страны (торговые войны).
• Организовывается централизованное управление, увеличивается вмешательство государства в экономику.
• Осуществляется долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование.

Условия, позволяющие реализовать мобилизационную экономику:

1. Страна должна иметь ресурсно-сырьевой потенциал, достаточный для формирования высокопроизводительной мобилизационной системы.
2. В государстве должен быть высокий уровень развития производительных сил, способных реализовать экономический прорыв.
3. Страна должна быть обеспечена новейшими достижениями НТП.
4. Ресурсная мобилизация должна направляться на формирование внутреннего рынка, так как государство не может считаться международным конкурентом при внутренней неэффективности экономики.

темы

документ Воинская обязанность
документ Военный билет
документ Воинский учет
документ Отсрочка от армии
документ Альтернативная служба



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Налог на профессиональный доход с 2019 года
Цены на топливо в 2019 году
Самые высокооплачиваемые профессии в 2019 году
Скачок цен на продукты в 2019 году
Бухгалтерские изменения в 2019 году

Налоговые изменения в 2019 году
Изменения для юристов в 2019 году
Изменения для ИП в 2019 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2019 году
Административная ответственность в 2019 году
Алименты в 2019 году
Банкротство в 2019 году
Бизнес-планы 2019 года
Взносы в ПФР в 2019 году
Вид на жительство в 2019 году
Бухгалтерский учет в 2019 году
Выходное пособие в 2019 году
Бухгалтерская отчетность 2019
Государственные закупки 2019
Изменения в 2019 году
Бухгалтерский баланс 2019
Декретный отпуск в 2019 годуы
Аванс в 2019 году
Брокеру
Недвижимость


©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты