Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Юристу » Обязательства 2018

Обязательства 2018

Обязательства 2018

Советуем прочитать наш материал Обязательства, а эту статью разбиваем на темы:

1. Обязательства 2018
2. Бюджетные обязательства в 2018 году
3. Отложенное налоговое обязательство в 2018 году
4. Учет бюджетных обязательств в 2018 году
5. Принятые обязательства в 2018 году
6. Денежные обязательства в 2018 году
7. Сведения о бюджетном обязательстве в 2018 году
8. Учет денежных обязательств в 2018 году
9. Казначейское обеспечение обязательств в 2018 году
10. Расходные обязательства в 2018 году

Обязательства 2018

Обязательство — это гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ). Стороны обязательства — должник и кредитор. Объект обязательства — действие (реже воздержание от действия).

В отличие от правоотношения собственности, которое является абсолютным, обязательство — относительное правоотношение. Оно возникает между конкретными лицами (например, банк — кредитор, клиент (заемщик) — должник). Если право собственности осуществляется собственником самостоятельно, то в обязательстве кредитор имеет право требования к должнику и для реального осуществления своего права нуждается в содействии обязанного лица — должника.

Обязательство является правовой формой имущественных отношений в динамике, опосредует процесс перехода материальных благ от одних лиц к другим, выполнение работ, оказание услуг. Для него характерна тесная связь с правом собственности. Распоряжаясь имуществом, собственник может заключать различные договоры (поставки, мены и др.), выступая в обязательстве в качестве стороны. В свою очередь, исполнение обязательства по передаче вещи прекращает право собственности у отчуждателя и создает его у приобретателя.

В период существования обязательства в его субъектном составе могут произойти изменения: например, в результате реорганизации юридического лица путем присоединения права и обязанности прекратившего существование юридического лица переходят к той организации, к которой оно присоединилось в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Это происходит в порядке общего (универсального) правопреемства.

Возможно изменение (перемена лиц в обязательстве) в результате частного (сингулярного) правопреемства. Так, по соглашению об уступке требования кредитор передает другому лицу свое право требования (ст. 382 ГК РФ). К новому кредитору право переходит в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту его передачи. Например, переходит право требовать не только возврата суммы долга, но и процентов, право залога и др.

По общему правилу согласие должника на уступку требования не обязательно. Однако законом, договором может быть предусмотрена необходимость получения такого согласия (п. 2 ст. 382 ГК РФ). Так, не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет для должника существенное значение (п. 2 ст. 388 ГК РФ). Например, заключен договор на выполнение научно-исследовательских работ с использованием лабораторного оборудования заказчика. Последний может передать свои права по данному договору с согласия исполнителя, который должен убедиться в том, что у нового кредитора (заказчика) имеется аналогичное лабораторное оборудование.

Хотя согласия должника, как правило, и не требуется, но в любом случае он должен быть письменно уведомлен об уступке требования. Не зная о состоявшейся уступке требования, должник, естественно, вправе исполнить обязательство первоначальному кредитору, и такое исполнение будет надлежащим (п. 3 ст. 382 ГК РФ).

Должник вправе выдвигать против требований нового кредитора все те возражения, которые он имел против первоначального кредитора (ст. 386 ГК РФ).

Например, он может ссылаться на частичное прощение долга (ст. 415 ГК РФ), истечение срока исковой давности и другие обстоятельства.

Закон предусматривает случаи, когда уступка требования не допускается вообще, даже с согласия должника. Речь идет о требованиях, неразрывно связанных с личностью кредитора (например, требования об уплате алиментов — ст. 383 ГК РФ).

Форма соглашения об уплате требования подчиняется правилам, установленным для соответствующей сделки (ст. 389 ГК РФ). Если сделка между первоначальным кредитором и должником была совершена в простой письменной или нотариальной форме, то и соглашение об уступке требования должно быть оформлено аналогичным образом. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована (п. 2 ст. 389 ГК РФ).

Кредитор, уступивший свое требование, не отвечает за неисполнение обязательства. Такую ответственность перед новым кредитором несет должник. Если первоначальный кредитор принял на себя обязательство отвечать за должника в качестве поручителя, применяются правила о поручительстве (ст. 390,363 ГК РФ).

Но в любом случае первоначальный кредитор отвечает за недействительность переданного требования (ст. 390 ГК РФ).

Субъективное право кредитора в обязательстве может перейти к другому лицу не по сделке, а в результате возникновения юридических фактов, указанных в законе. Наиболее часто встречающиеся основания такого перехода содержатся в ст. 387 ГК РФ. Например, если за должника обязательство исполнил поручитель, к последнему переходит право кредитора по обязательству.

Замена должника на нового осуществляется на основе сделки о переводе долга. Такое соглашение заключается между кредитором, первоначальным должником и новым должником в форме, аналогичной для уступки требования (по правилам ст. 389 ГК РФ). Новый должник имеет право выдвигать против требований кредитора все те возражения, которые имел первоначальный должник (ст. 392 ГК РФ).

Бюджетные обязательства в 2018 году

Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. В статье найдете проводки для учета принятых, принимаемых и отложенных бюджетных обязательства в бюджетном учете 2018 года.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа:

Этапы

Что сделать на каждом этапе

1. Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства

Получатель бюджетных средств (ПБС) заключает госконтракты и соглашения, формирует Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 0506101) и подает их в орган Казначейства России. После этого или одновременно ПБС заполняет Сведения о денежном обязательстве (ф. 0506102). Их направляют в орган Казначейства вместе с документами для оплаты госконтракта. Формировать Сведения (ф. 0506102) может и сам орган Казначейства. Бухгалтер отражает бюджетные и денежные обязательства в учете

2.Подтвердить денежные обязательства

ПБС формирует и подает в орган Казначейства заявку на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежное обязательство

3. Санкционировать оплату денежных обязательств

Специалисты органа Казначейства России проверяют заявку на кассовый расход и ставят отметку, которая разрешает санкционировать оплату денежного обязательства

4. Подтвердить исполнение денежных обязательств

Орган Казначейства оплачивает обязательство с единого счета бюджета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход.



ПБС принимает бюджетные обязательства, когда заключает госконтракты или другие договоры с организациями и гражданами. Обязательства принимайте в пределах суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которую распорядитель утвердил и довел до учреждения.

Без выделенных ЛБО нельзя планировать и начинать закупки. Но есть исключения.

Если ПБС исполняет публичные нормативные обязательства, их принимают в пределах доведенных бюджетных ассигнований.

Учет операций по санкционированию расходов бюджета отражайте на счетах:

• 501.00 «Лимиты бюджетных обязательств» – постановку на учет лимитов бюджетных обязательств;
• 503.00 «Бюджетные ассигнования» – принятие к учету бюджетных ассигнований;
• 502.00 «Обязательства» – учет бюджетных и денежных обязательств.

При этом в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:

• 1– текущий;
• 2– очередной;
• 3– второй год, следующий за текущим;
• 4– третий год, следующий за текущим;
• 9– иной очередной год за пределами планового периода.

Процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства ставьте на учет в органах Казначейства. Для получателей средств федерального бюджета Порядок установлен приказом Минфина России № 221н.

Учет бюджетных и денежных обязательств ведите по документам, которые подтверждают их принятие. Перечень документов смотрите в таблице (утвержден приказом Минфина России № 221н).

В текущем финансовом году обязательства принимайте с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены.

Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных до них ЛБО или бюджетных ассигнований.

В бюджетном учете отразите обязательства:

• по выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам – в объеме утвержденных на год ЛБО;
• по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами – в сумме начисленных обязательств или выплат;
• по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами – в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
• по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат – в сумме начисленных платежей;
• по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам – производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям: – в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии – если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами; – в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели – если договоры или соглашения не заключены;
• по другим расходным обязательствам – в сумме обязательств, которые подтверждены документами.

Чтобы принять обязательства, отразите их на счетах:

• 502.01 «Принятые обязательства»;
• 502.07 «Принимаемые обязательства»;
• 502.09 «Отложенные обязательства».

Рассмотрим в таблице, в каких случаях применять счета для учета обязательств:

Виды расходов

На каком счете отражать обязательство

Контракты (договоры), которые заключены по итогам конкурентных процедур: аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок

В момент размещения извещения о закупке в ЕИС отразите на счете 502.07. А после того как вы заключили контракт – перенесите на счет 502.01

Зарплата, налоги, другие выплаты, в том числе по контрактам (договорам), заключенным с единственным поставщиком

Расходы отразите на счете 502.01

Расходы, по которым создают резервы предстоящих расходов

Суммы созданных резервов отразите на счете 502.99. А когда вы используете резерв – перенесите его на счет 502.01



Денежные обязательства отражайте на счете 502.02 «Принятые денежные обязательства».

Оплату денежных обязательств проводите в пределах доведенных:

• бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам;
• ЛБО – по остальным денежным обязательствам.

По расчетам с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) обязательства принимайте в разрезе получателей авансовых платежей на основании:

• данных аналитических счетов счета 206.00 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. Не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 1.206.00.000 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;
• кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;
• дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00, счета 304.02, счета 304.03 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде.

По расчетам с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц) принимайте обязательства на основании:

• данных по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;
• дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

Не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 208.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

По обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей) принимайте на основании:

• кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;
• дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по перечислению платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

Не учитывайте показатели расчетов по излишне перечисленным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 303.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

Расходы на обслуживание долговых обязательств принимайте на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 301.00 в сумме:

• кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;
• дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании подтверждающих документов. Например, это:

• накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура – при поставке товаров;
• акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактура – если выполнены работы или оказаны услуги;
• исполнительный документ – исполнительный лист, судебный приказ;
• другие предусмотренные законодательством документы, которые подтверждают возникновение денежных обязательств. Например, универсальный передаточный акт.

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Содержание операций

Дебет счета

Кредит счета

1.

Приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на основании документов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг:

– на текущий финансовый год

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

– на очередной финансовый год

КРБ.1.502.21.000

КРБ.1.502.22.000

2.

Уменьшение принятых денежных обязательств в текущем году

Методом «красное сторно»

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

000 – код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов – указывайте нули.

Отложенное налоговое обязательство в 2018 году

Правила учета доходов и расходов предприятия в процессе определения налоговой базы по налогу на прибыль и в бухгалтерском учете различаются. Ряд хозяйственных операций, произведенных в отчетном периоде, приводят к возникновению расхождений между прибылью, исчисленной по правилам бухгалтерского учета, и налогооблагаемой прибылью предприятия. Случаи, когда прибыль в налоговой декларации меньше суммы бухгалтерской прибыли, а возникшая разница будет компенсирована только в последующих периодах, называются «отложенные налоговые обязательства».

При соблюдении всех правил расчета бухгалтерской прибыли предприятия и налогооблагаемой прибыли за один и тот же период возникают ситуации, при которых показатели прибыли для целей налогообложения и учета будут различаться.

Возникающие разницы при этом бывают постоянными и временными. Временные расхождения означают, что налогооблагаемая прибыль будет изменена на суммы возникших ранее разниц в последующих периодах. Отложенные налоговые обязательства – это временные положительные разницы, которые повлекут за собой увеличение налога на прибыль уже в последующих периодах, постепенно выравнивая расчетные значения налога на прибыль по данным бухгалтерского учета с налогом на прибыль, подлежавшим уплате по правилам налогообложения.

Причиной возникновения отложенных налоговых обязательств являются правомерно применяемые предприятием правила учета, при которых бухгалтерская прибыль в конкретном периоде будет отличаться от налогооблагаемой и разница станет постепенно погашаться в последующие периоды.

К числу причин возникновения отложенного налога на прибыль относятся:

• применяющиеся разные способы учета амортизации при исчислении налога на прибыль и в бухгалтерском учете;
• признание выручки и процентных доходов для налогообложения по кассовому методу, а в бухучете — по временной определенности фактов;
• различающийся учет процентов по кредитам и займам;
• прочие аналогичные различия в учете.

Порядок учета отложенных налоговых обязательств изложен в ПБУ 18/02(Приказ Минфина РФ N114н). Целью учета расхождений между фактически уплачиваемым налогом на прибыль и расчетным (условным) налогом по данным бухучета является соблюдение принципа полноты и непрерывности учета.

Обязанность по учету возникающих разниц возложена на все предприятия и организации, кроме тех, к которым применяются упрощенные формы учета. Отложенные налоговые обязательства указываются как часть долговых обязательств в балансе организации (строка 1420), а также в отчете о прибылях и убытках (строка 2430) в виде положительной или отрицательной разницы оборота по счетам учета, их отражающих.

Для учета целей бухгалтерского учета Планом счетов предусмотрен отдельный балансовый счет 77, в аналитическом учете обязательства раздельно учитываются по видам объектов учета, в оценке которых возникла налогооблагаемая разница. Отложенные налоговые обязательства подлежат учету по формуле:

Временная разница х Ставка налога на прибыль, действующая на отчетную дату, где временная разница исчисляется как разность между бухгалтерской прибылью организации и налогооблагаемой прибылью.

Бухгалтерскими проводками по счету 77 отражаются возникновение, движение и убытие отложенных налоговых обязательств.

Опе­ра­ция

Про­вод­ки

Воз­ник­но­ве­ние от­ло­жен­но­го на­ло­га на при­быль, умень­шив­ше­го налог в от­чет­ном пе­ри­о­де

Д-т 68 К-т77

Ча­стич­ное или пол­ное по­га­ше­ние воз­ник­шей раз­ни­цы при на­чис­ле­нии на­ло­га в по­сле­ду­ю­щих пе­ри­о­дах

Дт 77 Кт 68

Факт вы­бы­тия объ­ек­та учета, по ко­то­ро­му на­чис­ле­но обя­за­тель­ство

Дт 77 Кт 99

Учет бюджетных обязательств в 2018 году

Первый вариант (его можно называть «упрощенный») — это когда процедура учета бюджетных обязательств в территориальном органе федерального казначейства осуществляется на основании принятых к исполнению документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета. То есть на основании платежного документа, предоставленного получателем средств федерального бюджета, будь то заявка на кассовый расход, на получение наличных денежных средств или на перечисление денежных средств на карту. Данный порядок в основном применяется при оплате разовых платежей, возникающих в соответствии с законом о бюджете, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется.

С момента вступления Порядка в силу и до принятия последних изменений, внесенных в него приказом Министерства финансов РФ № 176н, данный вариант учета бюджетных обязательств был основным, охватывающим практически весь объем расходов федерального бюджета. Получателю средств федерального бюджета для осуществления кассовых расходов в территориальные органы Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета не требовалось предоставлять так называемые сведения о принятом бюджетном обязательстве. Присвоение номера бюджетного обязательства, его учет и исполнение осуществлялись органом Федерального казначейства на основании платежных документов в автоматическом режиме. В выписке из лицевого счета получателя средств в разделе 2.6 «Поставленные на учет бюджетные обязательства» отражался учетный номер присвоенного органом Федерального казначейства бюджетного обязательства и реквизиты документа, на основании которого было поставлено на учет бюджетное обязательство, то есть реквизиты платежного документа.

Второй вариант (назовем его «исполнительный») предусматривает ряд процедур по учету бюджетных обязательств, позволяющих отличить его от остальных. В Порядке описанию этих процедур посвящен отдельный раздел «Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, по исполнительным документам». Как видно из названия, данный вариант затрагивает исключительно учет бюджетных обязательств, возникающих при исполнении требований в соответствии с судебными решениями. Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих по исполнительным документам, является представленная должником в произвольной письменной форме информация на бумажном носителе об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа.

Орган Федерального казначейства на основании представленной получателем средств федерального бюджета — должником информации об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации самостоятельно формирует документ «Сведения о принятом бюджетном обязательстве» и присваивает учетный номер бюджетного обязательства. С этого момента при оплате по исполнительному документу в заявке на кассовый расход получатель средств федерального бюджета — должник указывает присвоенный этому бюджетному обязательству номер.

Если у должника при постановке на учет бюджетного обязательства недостаточно свободного остатка неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, орган Федерального казначейства принимает такое обязательство и не позднее двух рабочих дней доводит информацию о данном превышении до получателя средств федерального бюджета и его распорядителя (главного распорядителя) путем направления соответствующего уведомления. Таким образом, бюджетное обязательство принимается к учету, но о недостаточности лимитов бюджетных обязательств информируется не только получатель средств федерального бюджета, но и его вышестоящий распорядитель (главный распорядитель).

Третий вариант (назовем его «контрактный») предусматривает постановку на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета на основании представленного в территориальные органы Федерального казначейства по месту его обслуживания документа «Сведения о принятом бюджетном обязательстве» (далее — Сведения об обязательстве), оформленного клиентом после заключения государственного контракта, иного договора или предоставляемого вместе с документами для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам. Орган Федерального казначейства проверяет Сведения об обязательстве, присваивает учетный номер бюджетного обязательства, и клиент при дальнейшей оплате указывает учетный номер бюджетного обязательства в заявке на кассовый расход.

Клиент может также представить Сведения об обязательстве в орган Федерального казначейства по месту обслуживания одновременно с заявкой на кассовый расход. Территориальный орган Федерального казначейства проверяет представленные Сведения об обязательстве на заполнение предусмотренных полей и на соответствие показателей и реквизитов друг другу. При этом никакие дополнительные документы клиент не представляет.

При постановке на учет бюджетного обязательства на основании Сведения об обязательстве орган Федерального казначейства осуществляет проверку на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета сумме неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, отраженным на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств.

Как и при исполнительном варианте, при превышении бюджетным обязательством неиспользованного остатка доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств такое бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета принимается на учет не позднее двух рабочих дней после получения Сведений об обязательстве. Орган Федерального казначейства направляет уведомление о превышении бюджетным обязательством свободных остатков, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности до получателя средств федерального бюджета и распорядителя (главного распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета.

Данный вариант учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета не был введен с начала действия Порядка, сроки его ежегодно уточнялись. Изменения и дополнения, внесенные в Порядок приказом Министерства финансов РФ № 176н и приказом Министерства финансов РФ № 71н, окончательно подвели точку под этими ежегодными отсрочками.

Третий этап реализации Порядка является наиболее важным с учетом того, что органами Федерального казначейства в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов РФ № 87н, будут осуществляться дополнительные процедуры проверки при санкционировании расходов получателей средств федерального бюджета. В связи с этим особую важность приобретает информация, которую получатели средств федерального бюджета размещают в Интернете на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) после заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Учет бюджетных обязательств является еще одной ступенью развития казначейских технологий, позволяет своевременно и в полном объеме осуществлять процедуры планирования и исполнения федерального бюджета по расходам, сделать прозрачными и доступными для общественного контроля все расходы получателей средств федерального бюджета. Повышение эффективности бюджетных расходов, их планирование на долгосрочный период, а как итог — рост российской экономики — все это зависит в том числе от осознания всеми участниками бюджетного процесса важности учета бюджетных обязательств органами Федерального казначейства.

Принятые обязательства в 2018 году

Принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели (ст. 6 БК РФ) в пределах установленных лимитов. БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных ЛБО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В отличие от бюджетных, денежные обязательства — это совокупность обязанностей ПБС по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.
ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.

Принятие бюджетных обязательств казенными учреждениями происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными согласно действующему законодательству государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Для принятия БО казенному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:

• контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
• авансовый отчет;
• расчетную ведомость;
• РКО на выдачу денежных средств подотчет и иные документы.

Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.

Контракты, заключаемые ПБС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).

Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагаются штрафные санкции в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

Договорные отношения, которые заключаются сверх принятых ЛБО, на основании п. 5 ст. 161 БК РФ признаются недействительными.

За заключение БУ и КУ контракта, неподкрепленного обязательства и сверх установленных ограничений, последуют наказания и штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Бухгалтерам необходимо тщательно сверять поступающую на учет документацию (договоры, счета, РКО, авансовые отчеты) на предмет свободных лимитов. Особенно стоит быть внимательными в случае расходов, производимых подотчетниками наличными деньгами.

Проверяющие могут привлечь к ответственности и в случае фактического наличия лимита на дату принятия БО при отсутствии в момент заключения контракта (договора) утвержденной детализации по КОСГУ в бюджетной смете. Однако по настоящий момент при составлении текущих и плановых бюджетов КОСГУ не применяется.

Бывают и обратные ситуации, которые исключают наложение штрафных санкций:

1. Ситуации, закрепленные положениями п. 3 ст. 72 БК РФ.
2. Возникновение дополнительных БО во исполнение налоговых или судебных требований.
3. Погашение кредиторской задолженности предыдущих лет за счет текущих ЛБО (письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66).
4. Оплата налогов, взносов и авансовых платежей следующего года в рамках свободных ЛБО, установленных на текущий финансовый период (письмо Минфина России № 02-03-09/34753). В таких случаях обязательным условием является обоснование платежа.

Денежные обязательства в 2018 году

Денежные обязательства – это обязательства любого характера, содержание которых предусматривает обязательную выплату денежной суммы.

Если говорить в целом, то любое обязательство в конечном итоге может быть выражено в форме денежного обязательства. К денежным обязательствам причисляют не только договорные обязательства, но и такие обязательства, которые возникают в результате причинения ущерба или вреда. Подобные обязательства носят название деликтов по значению, то есть правонарушения. Объектом денежных обязательств соответственно являются денежные знаки, которые в данном государстве и на данный момент считаются законным средством платежа.

Денежные обязательства – это гражданские правоотношения, преследующие своей целью перераспределение денежных ценностей и включающие право требования кредитора к должнику о передаче в собственность некоторого количества денежных средств.

Денежные отношения с участием банка или какого—либо ещё профессионального участника фондового рынка называются банковскими денежными обязательствами. Такого рода обязательство по праву считается денежным, конечно если оно будет выражено в валюте национальной. Если обязательство было выражено в валюте иностранной, то тогда оно признается денежным в том порядке и на тех условиях, которые определены законом.

Невозможность исполнения денежных обязательств, наступившая вследствие:

1. отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено;
2. или недееспособности кредитора и отсутствия у него представителя;
3. или очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, в частности в связи со спором по этому поводу между кредитором и другими лицами;
4. или уклонения кредитора от принятия исполнения;
5. или иной просрочки с его стороны, тогда это позволяет должнику освободить себя от обязательства путем внесения его предмета в депозит нотариальной конторы или суда.

Денежные обязательства могут возникать не только по соглашению, но и по воле лишь одной из сторон, например в результате требования кредитора о том, чтобы были возмещены убытки, а также – помимо воли сторон – причинение вреда здоровью, обязательства вследствие неосновательного обогащения, находки или алиментов.

Рассмотрим более детально, что значит термин денежные обязательства.

Денежное обязательство представляет собой гражданское правоотношение, содержанием которого является право требования кредитора и обязанность должника совершить уплату определенной суммы денег на счет. Или если содержание денежного обязательства предполагает периодическое совершение нескольких платежей в погашение одного и того же долга. Предмет денежного обязательства – определенная сумма денег — проще говоря, долг.

Деньгами в юридическом смысле этого слова, то есть, предметом, подлежащим передаче во исполнение денежного обязательства, являются денежные знаки страны в которой осуществляется платеж.

Исполнение денежных обязательств в условиях инфляции требует постоянной корректировки сумм, выплачиваемых на протяжении определенного периода. Для договоров между юридическими лицами либо предпринимательских (коммерческих) договоров возможность учета инфляции закладывается непосредственно в самом письменном договоре.

Денежные обязательства, как правило, включают в себя условия об уплате процентов. Размер процентов, взыскиваемых за неисполнение денежного обязательства, определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, то в месте нахождения юридического лица учетной ставкой банковского процента, установленного на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

В процессе коммерческой и хозяйственной деятельности между юридическими лицами и гражданами неизменно возникают денежные обязательства. С правовой точки зрения обязательства – это отношения между сторонами, по которым одна сторона должна совершить в пользу другой стороны определенные действия, или же наоборот, воздержаться от совершения определенных действий. При осуществлении денежных обязательств такой обязанностью является уплата денег или воздержание от их уплаты. К числу денежных обязательств относятся, например, валютные сделки, обязательства платежа по определенному курсу, алиментные обязательства, обязательства, направлены на предоставление денежных знаков в определенной сумме денежных единиц (в последнем случае имеют место денежные обязательства в узком смысле слова, к которым относятся и расчетные сделки).

Основаниями для возникновения денежных обязательств могут быть различные юридические факты. Денежные обязательства могут возникать на основании договора, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, а также путем трансформации обязательств в денежные, в случае присуждения к выплате денежной компенсации в связи с нарушениями обязательств.

Обычно денежные обязательства являются двусторонними. Основаниями для возникновения денежных обязательств могут быть разные договоры и любые сделки, предусмотренные законом, судебное решение, установившее гражданские права и обязанности; приобретение имущества; причинение вреда другому лицу; необоснованное обогащение; иные действия граждан и юридических лиц.

Прекращение обязательства представляет собой прекращение прав и обязанностей участников правоотношений. Способы прекращения обязательств установлены законодательством государства, а именно – исполнение обязательства, предоставление отступного, зачет, новация, прощение долга, невозможность исполнения, прекращение на основании акта государственного органа, смерть гражданина, ликвидация юридического лица.

Когда должник исполняет соответствующие денежные обязательства, которые были предусмотрены договором, обязательства перед другой стороной на этом прекращаются и договор уже считается исполненным. Исполненными данные обязательства считаются и тогда, когда они приняты контрагентом по договору и имеются соответствующие документы, которые подтверждают исполнение денежных обязательств.

Денежные обязательства могут быть прекращены прощением долга кредитором своему должнику. Если такое имеет место, то прощение долга должно быть оформлено надлежащим образом, таким же, что и само денежное обязательство. Если обязательство оформлено письменно в форме договора, то и прощение долга должно быть оформлено также письменно. Обязательства могут быть прекращены и на основании акта государственного органа, также в результате смерти гражданина или ликвидации юридического лица, выступающего по договору должником или кредитором.

Гражданским законодательством государства предусмотрены меры обеспечения исполнения обязательств, в том числе денежных обязательств. К ним относятся: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток.

Сведения о бюджетном обязательстве в 2018 году

Согласно ст. 6 БК РФ расходные обязательства, то есть обязанность субъектов РФ, муниципалитетов и иных казенных учреждений по выделению денежных средств гражданам РФ или юрлицам из бюджета, называются бюджетными обязательствами (БО).

Учреждения принимают на себя такие БО в пределах утвержденных бюджетных лимитов путем подписания контрактов, договоров, соглашений с получателями бюджетных средств, а также на основании закона (п. 3 ст. 219 БК РФ). Учет БО ведет Федеральное казначейство на специальных лицевых счетах каждого получателя бюджетных ассигнований.

Основанием для фиксации обязательств в учете является надлежащим образом оформленная первичка, подтверждающая действительность их получения, а также документ «Сведения о бюджетном обязательстве», который оформляется в соответствии с Приложением № 1 к приказу Минфина № 221н. Форма самого документа приведена в Приложении № 3 этого же приказа.

Документ «Сведения о принятых БО» по форме 0531702, утвержденной приказом Минфина № 98н, утратил силу в связи с принятием порядка учета БО, утвержденного приказом № 221н.

Сведения о принятом БО оформляются получателями бюджетных ассигнований согласно правилам, утвержденным приказом Минфина № 221н. Заполненный бланк, зашифрованный электронно-цифровой подписью отправителя, передается в Казначейство по средствам телекоммуникационной связи. Обязательным приложением к нему является первичка, подтверждающая факт принятия обязательств.

Сведения о бюджетном обязательстве формируйте и подавайте в Казначейство в сроки, которые установлены пунктом 8 Порядка, утвержденного приказом Минфина России № 221н. Например, Сведения сформируйте и представьте в Казначейство: Сроки смотрите в таблице. Об этом сказано в пунктах 4, 5, 7, 8, 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России № 221н. В некоторых случаях бюджетные обязательства ставят на учет вместе с денежными обязательствами.

Учет денежных обязательств в 2018 году

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.

В соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, а также с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме № 02 06 07/155 «О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления», к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:

• обязательства по выплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в объеме утвержденных ЛБО;
• обязательства по оплате за счет средств соответствующего бюджета работникам, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников получателей бюджетных средств командировочных расходов (в том числе по выплате авансовых платежей), осуществлению иных выплат (суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (выплат);
• обязательства по осуществлению за счет средств соответствующего бюджета обусловленных законодательством РФ выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности РФ, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военно-служащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях (воспитанникам), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году (публичные обязательства, не относящиеся к нормативным), – в сумме начисленных обязательств (выплат);
• обязательства по уплате обусловленных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, иных выплат), предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, – в сумме начисленных обязательств (платежей).

Денежные обязательства – это обязанность получателя бюджетных средств уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в силу положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ). Следовательно, своевременная выплата заработной платы (денежного довольствия) является обязанностью казенного учреждения и данные обязательства переходят в разряд денежных обязательств.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции № 157н).

В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией № 157нпредусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. 6 «Санкционирование расходов экономического субъекта»).

Номер счета

Наименование счета

1 501 11 000

Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

1 501 14 000

Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

1 501 15 000

Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года

1 503 14 000

Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года



Бухгалтерией казенного учреждения в отчетном году будут сформированы по вышеприведенным счетам следующие бухгалтерские операции.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, зарегистрированы изменения лимитов бюджетных обязательств

1 501 15 000

1 501 13 000

Приняты бюджетные обязательства на основании договоров

1 501 13 000

1 502 11 000

Приняты денежные обязательства на основании счетов

1 502 11 000

1 502 12 000

Исполнены денежные обязательства

1 302 00 830

1 304 05 000



Так, например, обязательства по выплате денежного содержания (денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, принимаются к учету (отражаются по дебету счета 0 502 11 211) в объеме утвержденных ЛБО.

Исполнение денежных обязательств подтверждается платежными документами на списание денежных средств с лицевого счета организации и отражается на соответствующих счетах бюджетного учета: на счетах 1 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» и 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате».

Пример:

Годовой фонд оплаты труда за счет средств бюджета составляет 10 000 000 руб. Учреждение за ноябрь начислило работникам заработную плату в размере 500 000 руб. Данные денежные средства на выплату заработной платы за вычетом НДФЛ были перечислены в кассу учреждения (465 000 руб.). Не полученная работником в дни выдачи заработная плата была отнесена на депонент и зачислена на лицевой счет организации (40 000 руб.). Работник обратился за заработной платой в декабре. Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств

1 503 15 211

1 503 13 211

10 000 000

Приняты бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств

1 501 13 211

1 502 11 211

10 000 000

Начислена работникам заработная плата

1 401 20 211

1 302 11 730

500 000

Приняты денежные обязательства

1 502 11 211

1 502 12 211

500 000

Поступили денежные средства в кассу учреждения

1 210 03 560

1 201 34 510

1 304 05 211

1 210 03 660

465 000

Выдана работникам заработная плата

(465 000 - 40 000) руб.

1 302 11 830

1 201 34 610

425 000

Отнесена неполученная заработная

плата на депонент

1 302 11 830

1 304 02 730

40 000

Сданы депонированные суммы на лицевой счет

1 210 03 560

7 201 34 610

40 000

Скорректирована сумма начисленных денежных обязательств (метод «красное сторно»)

1 502 11 211

1 502 12 211

(40 000)

Зачислены депонированные суммы на лицевой счет

1 304 05 211

1 210 03 660

40 000

Поступили денежные средства в кассу учреждения для выдачи депонированных сумм

1 210 03 560

1 201 34 510

1 304 05 211

1 210 03 660

40 000

Выдана депонированная заработная

плата работникам учреждения

1 304 02 830

1 201 34 610

40 000

Приняты денежные обязательства

1 502 11 211

1 502 12 211

40 000



В заключение отметим, что информация о доведенных, принятых и исполненных бюджетных обязательствах находит свое отражение в отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Данную отчетную форму согласно п. 68 Инструкции № 191нучреждения, имеющие статус казенных учреждений, представляют своему главному распорядителю по итогам полугодия и года.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ № 162н. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ № 157н. Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ № 191н.

Казначейское обеспечение обязательств в 2018 году

Федеральное казначейство в целях реализации статьи 5 Федерального закона № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Федеральный закон № 362-ФЗ) сообщает следующее.

В соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального закона № 362-ФЗ перечисление средств по оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (далее — казначейское обеспечение обязательств), осуществляется в отношении средств, указанных в части 2 статьи 5 Федерального закона № 362-ФЗ и предоставляемых юридическим лицам, в том числе:

• на основании государственных контрактов, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Российской Федерации, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения;
• на основании государственных контрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в отношении государственных контрактов, заключаемых ими и подведомственными им получателями средств федерального бюджета, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения;
• на основании государственных контрактов, определенных решениями Правительства Российской Федерации, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения.

В соответствии с частью 10 статьи 5 Федерального закона № 362-ФЗ условие о казначейском обеспечении обязательств должно быть включено в условия указанных государственных контрактов, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения.

При этом в соответствии с требованиями пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации № 1705 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в указанных государственных контрактах получатели средств федерального бюджета не вправе предусматривать авансовые платежи.

Федеральное казначейство поручает руководителям территориальных органов Федерального казначейства провести работу с получателями средств федерального бюджета по включению в указанные государственные контракты условий:

• о казначейском обеспечении обязательств;
• о казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании указанных государственных контрактов, в сумме не менее суммы казначейского обеспечения обязательств, предусмотренной соответствующим государственным контрактом.

Расходные обязательства в 2018 году

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета, государственного внебюджетного фонда или территориального государственного внебюджетного фонда.

Ранее действовавшие редакции ст. 84-87 БК устанавливали открытые перечни расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, совместно финансируемых из бюджетов РФ, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов РФ и исключительно из муниципальных бюджетов. Эти перечни не совпадали с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления, на что обращалось внимание в научной литературе.

Действующая редакция ст. 84-87 БК корректно отражает правовой статус бюджетных расходов.

Каждый территориальный субъект бюджетного права имеет свои расходные обязательства, обусловленные его предметом ведения и полномочиями.

Расходные обязательства всех территориальных образований консолидируются в специальные реестры, вести которые обязаны соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 87 БК реестр расходных обязательств - это свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Перечень расходных обязательств Российской Федерации и юридические факты, на основе которых они возникают, установлены в ст. 84 БК.

Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

1) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Законом о принципах организации законодательных и исполнительных органов к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
2) заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Законом о принципах организации законодательных и исполнительных органов к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
3) заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;
4) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе:
- субвенций бюджетам субъектов РФ на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;
- субвенций бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. В отдельных случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации могут исполняться за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Правовой режим расходования средств региональных бюджетов установлен ст. 85 БК, согласно которой расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате:

- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ от своего имени договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ от своего имени договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Закона о принципах организации законодательных и исполнительных органов;
- заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) бюджетными учреждениями этого региона;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий Российской Федерации.

Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются региональными органами государственной власти самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита регионального бюджета.

В отдельных случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, или принимаемыми в соответствии с ними региональными законами, расходные обязательства субъекта РФ могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.

Кроме отмеченных юридических фактов основанием возникновения расходных обязательств субъектов РФ является принятие нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении региональными органами государственной власти полномочий, которые в соответствии с Законом о принципах организации законодательных и исполнительных органов подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления таких субвенций определен ст. 133 БК.

Расходные обязательства муниципального образования регулируются ст. 86 БК и возникают в результате:

- принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета;
- принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Названные расходные обязательства исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК.

Учитывая конституционные принципы разграничения предметов ведения и полномочий, бюджетное законодательство запрещает органам государственной власти субъектов РФ устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Исключение могут представлять случаи, установленные федеральными законами.

В свою очередь, органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными или региональными законами.

Вместе с тем органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств регионального бюджета (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными и региональными законами, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

темы

документ Общественная организация 2018
документ Общественное питание 2018
документ Объект строительства 2018
документ Объекты учета 2018
документ Обязательный аудит 2018




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты