Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Экономисту » Диверсификация экономики

Диверсификация экономики

Диверсификация

Вернуться назад на Диверсификация

Высшим руководством страны много лет регулярно отдаются поручения по преодолению существующей сырьевой зависимости, принимаются различные стратегии, программы и проекты, и формально Казахстан давно встал на рельсы диверсификации экономики и индустриально-инновационного развития. Однако параметры, заложенные в этих стратегиях и программах, оказываются необоснованными, а институты, созданные для их реализации, недееспособными.

Так, в 2009 году была завершена реализация 10-летнего Стратегического плана развития, согласно которому планировалось сформировать конкурентоспособный (на внутреннем и внешнем рынках) индустриальный комплекс страны. Намеревались создать и эффективный, технологически обновленный транспортный комплекс. Увы, практически ничего реализовано не было, многие актуальные проблемы обрели хронический характер и по-прежнему остры. Не дали системного эффекта особые экономические зоны, и технопарки. Структура экономики Казахстана не только сохранила, но и усилила свою сырьевую направленность.

Поспешная приватизация, неэффективное управление и отсутствие инвестиций в модернизацию привели к тому, что фактически исчезла легкая промышленность (ее доля в общем объеме производства с более 15% в 1990 году к 2011 году снизилась до 0,6%), не играет заметной роли в экономике страны машиностроительный комплекс (его доля сократилась с 16% до менее 3%). Из почти тысячи предприятий комплекса осталось немногим более ста. Причем действующие и планируемые инвестиционные проекты в этой отрасли представлены в основном «отверточными» производствами: сборка из импортных комплектующих локомотивов, автомобилей, комбайнов, тракторов, автобусов, строительной техники.

Только за истекшие 10-летие в структуре ВВП доля горнодобывающей промышленности увеличилась почти в два раза – с 11,4 до 20,7%, а доля обрабатывающей сократилась с 16,5 до 11,5%. При этом объем производства добывающей промышленности вырос в 48 раз, а обрабатывающей - в 7,6.

Причина неудач в том, что программы разрабатываются без научного обоснования, без концептуального видения перспектив развития отраслей. Вместо единой промышленной и структурно-инвестиционной политики существует набор отдельных, мало связанных между собой программ и проектов. Механизма трансформации доходов от нефтедобычи в развитие несырьевых отраслей как не было, так и нет.

В итоге доходы от реализации нефти, металлов и прочего экспорта остаются за пределами Казахстана или вывозятся в виде прибыли.

Кроме того, для развития и диверсификации экономики республики необходима реализация множества бизнес-проектов различного масштаба. Однако многие чиновники, преследуя собственные интересы, рассматривают реализацию госпрограмм исключительно как источник личного дохода и потому им выгоднее поддерживать проекты-гиганты: и отчитаться легче, и средства, которые в них крутятся «распилить» проще.

В итоге экономика лишилась практически всего, созданного в советское время высокотехнологичного сектора. И это понятно. Сырьевые компании готовы вывозить сырье, но не вкладывать средства в проекты по его переработке на территории республики. С 1993 обрабатывающая промышленность привлекла лишь 1,6% от общего объема прямых иностранных инвестиций. К примеру, у корпорации «Казахмыс» производственные фонды изношены на 40 – 60%, но китайский кредит в 2,7 млрд. долларов вкладывается не в создание новых переделов, а в увеличение добычи сырья с последующим его экспортом.

Инновационная экономика – это не строительство нефте- и газопроводов (только укрепляющих каркас сырьевой экономики), а спрос на инновации. Выпуск инновационной продукции в стране составил 1,2% от общего объема производства. Одной из причин этого является то, что разрушенная в 90-х годах система взаимодействия производства и науки по сей день не восстановлена. Между тем, в Программе инновационного развития страны ставится задача довести долю выпускаемой инновационной продукции до 10% от объема ВВП. Каким образом выйти на указанный показатель, имея на промышленных предприятиях страны лишь 13 организаций, выполняющих такие исследования и разработки, при отсутствии четких приоритетов развития инноваций и эффективной системы трансферта технологий, технической базы и квалифицированных специалистов, остается загадкой. Тем более что перечень большинства объектов, включенных в ГП ФИИР, трудно назвать инновационным, и они вряд ли способны радикально изменить сложившуюся структуру экономики.

Создание новых производств требует не только денег, но и комплекса сервисных услуг, которые предполагают использование дорог, электроэнергии, отопления, воды, газа, квалифицированных специалистов и т.д. Со всем этим большие проблемы. Таким образом, задача диверсификации экономики и увеличения доли несырьевого сектора в общем объеме производства и экспорта представляется достаточно сложной.

Для ее решения среднесрочная стратегия возрождения различных подотраслей обрабатывающей промышленности должна предусматривать сначала внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, потом переход на его производство на собственных мощностях, а затем развитие уже отечественных приоритетных технологий.

Необходимо критически оценить эффективность принятых ранее стратегий и программ, переосмыслить эти стратегические документы, создать реальные инструменты для их реализации. Для полноценной увязки разрабатываемых ведомствами программ с приоритетами развития республики в целом и регионов в частности целесообразно формирование координирующего органа в составе Министерства экономического развития и торговли. Установить персональную ответственность чиновников за реализацию принятых госпрограмм.

Диверсификация экономики напрямую зависит от того, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, «закачиваемые» в госпрограммы и проекты. Поэтому нужна реальная прозрачность расходования бюджетных средств ФНБ «Самрук-Казына» и жесткий контроль за его деятельностью.

Следует в полной мере использовать и даваемые Таможенным союзом и ЕЭП возможности для диверсификации казахстанской экономики. В частности, развивать конкуренцию для ухода от сырьевой направленности экономики. Сильная конкуренция на рынке будет вынуждать бизнес внедрять инновации.

Принимать и реализовывать инновационные программы должны не только компании с государственным участием, но и частные корпорации, которые следует «приучить» к направлению в исследования и разработки 3 – 5% их валового дохода. Для устранения технологической отсталости следует использовать применяемый в развитых странах механизм обновления основных фондов за счет лизинга. Однако по итогам последних двух лет рынок лизинга Казахстана сократился более чем вдвое.

Новые технологии – это не только «железо», это еще и люди с соответствующим профессиональным опытом, поэтому с целью выяснения потребностей в технических и рабочих кадрах в разрезе отраслей, профессий и регионов проводить постоянный мониторинг рынков труда. Главное в стране необходимо активно восстанавливать системную подготовку и переподготовку инженерно-технических кадров, способных обеспечивать высокий научно-технический уровень сложных производств.

тема

документ Финансовый менеджмент
документ Финансовый анализ
документ Финансовая система
документ Ликвидность
документ Инновационная деятельность




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты