Управление финансами

документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка


Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Экономисту » Антимонопольная политика

Антимонопольная политика



Антимонопольная политика

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



  • Монополистические действия и антимонопольная политика
  • Доминирующее положение хозяйствующего субъекта
  • Реклама как инструмент конкурентной борьбы

    Монополистические действия и антимонопольная политика

    На взаимодействие государства, предприятий и домашних хозяйств в сфере производства и потребления товаров и услуг решающее влияние оказывает конкуренция. Как вы уже знаете из темы № 11 «Конкуренция», она, прежде всего и определяет полноценное развитие рынка. Однако, для того чтобы потребности и интересы продавцов и потребителей наиболее полно удовлетворялись, необходимо, чтобы в стране осуществлялась соответствующая требованиям экономического развития антимонопольная политика. Без учета ее сущности, основных положений действующего законодательства об антимонопольной политике предприниматели и граждане будут всегда ограничены в достижении собственных целей.

    Действия предприятий на рынке могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, ущемление интересов других юридических и физических лиц. Такие действия классифицируются как монополистическая деятельность. Действующее законодательство к таким действиям относит: изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступа на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление монопольно высоких (низких) цен; сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

    Рассмотрение названных действий показывает, что в зависимости от «весовой категории» — например, индивидуальный предприниматель Иванов, малые предприятия, среднее предприятие — закрытое акционерное общество «Меха Сибири», крупные предприятия ЗАО «Завод минимашин» и ЗАО «Приморье», многопрофильные компании «Иванов и К0» и «Асановы и К°», которые часто фигурировали в различных образных сюжетах на страницах учебника, могут осуществлять различные виды монополистических действий. И чем разнообразнее производственные, финансовые, торговые интересы и возможности предприятия, тем более ярко проявляются намерения монополизировать рынок или осуществлять монополистическую деятельность. Ведь, например, и ЗАО «Завод минимашин», и ЗАО «Приморье» производят мини-трактора. Каждое акционерное общество имеет собственную модель поведения на рынке и нередко по разным причинам может перейти границы, за которыми оно начинает совершать монополистические действия как в отношении конкурента, так и в отношении потребителей — фермеров, торгово-сервисных фирм, агропромышленных холдингов.

    Для того чтобы воспрепятствовать монополистической деятельности, чтобы обеспечить должное функционирование рыночных механизмов, в Российской Федерации по примеру стран с развитой рыночной экономикой разработано и действует антимонопольное законодательство. Это система правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений и стимулов (система налоговых ставок, законодательное определение приоритетов при предоставлении кредитов, регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, формирование благоприятных правовых условий для создания малых и средних предприятий, поощрение добросовестной конкуренции, система юридических санкций за «сговор» фирм, недостоверную рекламу и др.).

    Как видим, через антимонопольное законодательство государство стремится создать цивилизованные правила взаимодействия между изготовителями, исполнителями, продавцами и потребителями. В этой связи антимонопольная политика выступает как совокупность деятельности государственных органов по обеспечению неукоснительного соблюдения антимонопольного законодательства, развитию конкуренции и свободного предпринимательства.

    Доминирующее положение хозяйствующего субъекта



    Для того чтобы субъекты предпринимательской деятельности могли эффективно действовать и стабильно развиваться, в антимонопольном законодательстве установлены пределы, которые позволяют определить роль хозяйствующего субъекта на рынке и выработать в отношении него определенную политику государственных структур. Поэтому закономерно, что в антимонопольном законодательстве ключевым является понятие «доминирующее положение хозяйствующего субъекта». Согласно антимонопольному законодательству, установлен верхний предел (65%) — доля, наличие которой на рынке является достаточным признаком для характеристики хозяйствующего субъекта (коммерческой организации, индивидуального предпринимателя) как доминирующего (безусловная доминанта), а также нижний предел (35%), при достижении которого исключается признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим.

    Вспомним, что предприятие «Меха Сибири» в наших рассуждениях было единственным производителем дорогостоящих меховых шуб. Естественно, будет считаться, что оно занимает доминирующее положение. ЗАО «Завод минимашин» производило 3600 мини-тракторов с экономичным мотором в год. Столько же ежегодно мини-тракторов, но старых моделей выпускало ЗАО «Приморье». Мини-трактора в таких же объемах собирали еще три завода. При таком условии ни один из этих заводов не будет занимать доминирующего положения на рынке, так как каждый производит ежегодно около 20% мини-тракторов от их общего выпуска.

    Однако необходимо подчеркнуть, что установление доминирующего положения субъекта хозяйственной деятельности отнесено к исключительной компетенции антимонопольных органов.

    Антимонопольные органы в соответствии с действующим законодательством осуществляют государственный контроль и над слиянием и присоединением коммерческих организаций и созданием их объединений (союзов, ассоциаций). Важное значение имеет требование законодательства к предприятиям, суммарная стоимость активов которых превысила 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, уведомлять соответствующий антимонопольный орган об этом как на этапе учреждения, так и на этапе хозяйственной деятельности.

    В том случае, если создается объединение коммерческих организаций, то такому шагу должен предшествовать антимонопольный контроль. В том случае, если по его результатам не будет получено согласие антимонопольного органа, государственная регистрация объединений осуществляться не может.

    Учитывая особенности деятельности естественных монополий (нефтегазодобывающий и перерабатывающий комплексы страны, энергетическая система России, железные дороги и железнодорожный транспорт и др.), антимонопольное законодательство предусматривает прямое государственное регулирование их деятельности. Оно осуществляется путем ценового регулирования (посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня), а также определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установления минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в производимых субъектами естественных монополий товарах.

    Государственную антимонопольную политику реализует Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. Его задачами являются: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Данный государственный комитет наделен широкими правами: давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, и др. давать государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, а также на должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушения антимонопольного законодательства.

    Из темы, посвященной конкуренции, вы уже знаете, к каким последствиям может привести недобросовестная конкуренция. Поэтому не случайно антимонопольная политика направлена не только против нее, но и любых действий хозяйствующих субъектов, направленных на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

    Выделяют следующие формы недобросовестной конкуренции: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности; получение, использование, разглашение научно-технической производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

    Реклама как инструмент конкурентной борьбы

    Предприятия, выходя на рынок, стремятся установить определенные отношения с потребителями, в качестве которых могут выступать юридические и физические лица. Наиболее совершенной формой оплаченной коммуникации в предпринимательской деятельности выступает реклама. Существует множество определений рекламы. Однако сущность основных понятий сводится к тому, что реклама как коммуникация не только должна быть оплачена и персонифицирована, но и, представляя собой массовую информацию, преследует цель склонить потребителя к принятию определенного решения, повлиять на него в выборе предпочтений. Реклама в большинстве случаев является результатом определенных сделок, в результате которых на начальном этапе рекламодатель несет дополнительные расходы, а в конечном случае, если реклама была продуманной и экономически обоснованной, оборачивается достижением прибыльности предпринимательского дела.

    Можно выделить следующие типы коммерческой рекламы: реклама торговой марки; торгово-розничная реклама; адресно-справочная реклама; реклама с обратной связью; бизнес-реклама; корпоративная реклама. Ученые-экономисты (в том числе и маркетологи; проблемы маркетинга будут рассмотрены в ряде следующих тем учебника) отмечают следующие роли рекламы: маркетинговая; коммуникационная; экономическая; социальная.

    Допустим, ЗАО «Завод минимашин» поставило цель проинформировать потребителей о выпуске мини-тракторов с экономичным мотором. В этом случае будет реализована реклама прямого действия. Она преследует цель показать покупателю, что на рынок произведен мини-трактор с новым экономичным мотором, цена на него повышена, однако он по многим параметрам превосходит мини-трактора других заводов. Осуществляя рекламу прямого действия, ЗАО «Завод минимашин» рассчитывает на быстрый ответ потребителей. В том случае, если мини-трактор с экономичным мотором продается уже определенное время, потребитель знаком с его достоинствами, а конкурентам известны его усовершенствования и недостатки, ЗАО «Завод минимашин» может осуществлять рекламу косвенного действия. Она рассчитана, как правило, на длительный период и преследует цель стимулировать продажи мини-тракторов не только оптовым сервисно-торговым компаниям и фермерам, но и иным потребителям, как внутри страны, так и за рубежом.

    Рекламу принято разделять на коммерческую и некоммерческую. Первый вид рекламы преследует цель в наибольшей степени реализовать цели предприятия и получить прибыль. Некоммерческая реклама рассчитывает прежде всего на то, чтобы реализовать интересы некоммерческих организаций, привлечь денежные и социальные ресурсы к проектам, которые носят прежде всего общественное значение.

    Стараясь создать каналы коммуникаций, юридические и физические лица выступают в качестве рекламодателей. Они выступают инициаторами рекламы и несут по ее существу всю ответственность. Для того чтобы на рынке рекламная деятельность учитывала все аспекты предпринимательства, создаются и действуют рекламные агентства, средства информации, привлекаются посредники.

    На рынке нередко случается, что юридические и физические лица (потенциальные рекламодатели) пытаются минимизировать издержки и считают для себя целесообразным вести рекламную деятельность самостоятельно. В результате создается иллюзия экономии средств, а на самом деле игнорируется тот профессионализм и качество работы, которые являются содержанием работы хорошо зарекомендовавших себя на рынке рекламных агентств, средств информации, в конечном счете посредников.

    Реклама является одним из инструментов конкурентной борьбы субъектов хозяйственной деятельности и зачастую используется в ненадлежащей форме. Ненадлежащая реклама — это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований рекламного законодательства. В соответствии с Законом Российской Федерации «О рекламе» Государственный антимонопольный комитет РФ имеет право: предотвращать факты ненадлежащей рекламы; направлять рекламодателям, рекламо-производителям, рекламо-распространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства; направлять в соответствующие органы материалы о нарушении рекламного законодательства, для решения вопросов о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на соответствующий вид деятельности; направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

    В заключение отметим, что действующим законодательством предусмотрена ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства. Предусмотрен перечень нарушений, за которые руководители коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.



    тема

    документ Микроэкономика
    документ Образ региона
    документ Обращение денег
    документ Неценовой фактор
    документ Номинальная стоимость
    документ Нормирование труда



    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Налог на профессиональный доход с 2019 года
    Цены на топливо в 2019 году
    Самые высокооплачиваемые профессии в 2019 году
    Скачок цен на продукты в 2019 году
    Бухгалтерские изменения в 2019 году

    Налоговые изменения в 2019 году
    Изменения для юристов в 2019 году
    Изменения для ИП в 2019 году
    Изменения в трудовом законодательстве в 2019 году
    Административная ответственность в 2019 году
    Алименты в 2019 году
    Банкротство в 2019 году
    Бизнес-планы 2019 года
    Взносы в ПФР в 2019 году
    Вид на жительство в 2019 году
    Бухгалтерский учет в 2019 году
    Выходное пособие в 2019 году
    Бухгалтерская отчетность 2019
    Государственные закупки 2019
    Изменения в 2019 году
    Бухгалтерский баланс 2019
    Декретный отпуск в 2019 годуы
    ОСНО
    Брокеру
    Недвижимость


    ©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты