Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Экономисту » Финансирование бюджета

Финансирование бюджета

Финансирование бюджета

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

1. Финансирование бюджета
2. Источники финансирования бюджета
3. Финансирование средств бюджета
4. Финансирование государственного бюджета
5. Финансирование из федерального бюджета
6. Уровень бюджетного финансирования
7. Классификация финансирования бюджета
8. Формы финансирования бюджета
9. Бюджет инвестиционного финансирования
10. Учет финансирования из бюджета

Финансирование бюджета

Финансирование бюджетное - одна из действующих форм покрытия расходов хозяйствующих субъектов; применяется для обеспечения затрат, имеющих общефедеральное, региональное и локальное значение, с их финансированием соответственно из федерального, регионального и местных бюджетов. Финансирование бюджетное осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств; в ходе бюджетного финансирования действует государственный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием денежных средств.

Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на:

- общие, касающиеся всех бюджетополучателей;
- частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства.

К общим принципам в России относят:

- соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи);
- целевой характер предоставления бюджетных средств;
- выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований бюджетных.

К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.

Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах финансирования:


- ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений;
- на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам;
- на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти и др.);
- трансферты населению и нижестоящим бюджетам;
- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.);
- инвестиции; ссуды, дотации, субвенции, субсидии;
- средства на обслуживание долговых обязательств; кредиты иностранным государствам и др.

Российская система бюджетного финансирования в 90-е гг. претерпела существенные изменения по сравнению с системой бывшего СССР:

- значительно сокращены объемы бюджетного дотирования предприятий на основе совершенствования механизма дотирования - бюджетные средства стали выделяться под конкретные виды продукции и на строго определенное время;
- деятельность конкретных предприятий финансируется в рамках целевых программ;
- средства выделяются в пределах бюджетных обязательств, признанным органом, исполняющим бюджет, и установленных лимитов;
- введено бюджетное кредитование с использованием принципов платности и возвратности.

Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса предприятия, организации, учреждения. Например, финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их годовых с поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установленным им государственных (муниципальных) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установленном порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины.

Финансирование бюджетное казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом и планом развития, согласно с Министерством экономического развития и торговли России и Минфином России. Средства казенным предприятиям выделяются из бюджета на: выполнение государственных инвестиционных программ, НИОКР, содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа; проведение конверсионных мероприятий и т.д.

Неиспользованные бюджетные средства по истечении года казенные предприятия обязаны возвращать в бюджет. По государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерческих началах, финансирование бюджетное частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких же условиях бюджетные средства предоставляются негосударственным коммерческим предприятиям, выигравшим конкурс инвестиционных проектов. Их расходы финансируются в пределах сумм, утвержденных по бюджету на соответствующий год. На платной и возвратной основах финансируются специфические мероприятия, особо выделяемые в составе бюджетных расходов.

К ним относятся:

- мероприятия по государственной поддержке завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненной к ним местности с ограниченными сроками завоза;
- расходы по формированию федерального продовольственного фонда;
- мероприятия, связанные с обеспечением агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга);
- расходы на пополнение фонда льготного кредитования;
- меры по оказанию краткосрочной финансовой поддержки предприятий, осуществляющих структурную перестройку производства или экспортирующих продукцию обрабатывающей промышленности и т.п.

Заемщиками бюджетных средств выступают российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. За несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку уплаты процентов взимается штраф в установленных размерах. Бюджетное финансирование может распространяться и на негосударственные коммерческие организации, осуществляющие новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию своего производства. Однако бюджетные средства на федеральном уровне выделяются только по решению Правительства РФ, принимаемому исходя из экономического обоснования, при наличии необходимой проектно-сметной документации и положительной экспертизы, и лишь при условии обеспечения участия России или увеличения доли ее собственности в уставных капиталах этих организаций. Такое участие и увеличение доли собственности государства достигается путем передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительных пакетов акций (паев) на сумму предоставляемых бюджетных средств. Подобным же образом решаются вопросы с бюджетным финансированием негосударственных предприятий и на региональном, а также муниципальном уровнях с выделением средств из соответствующего бюджета.

Методы бюджетного финансирования, отражающие расходование бюджетных средств, включают:

- списание денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физического и юридического лиц;
- зачет денежных средств (при условии наличия задолженности бюджетополучателя по неналоговым платежам в бюджет).

Совершенствованию бюджетного финансирования в России будет способствовать переход к бюджетному субсидированию коммерческих предприятий по результатам конкурсной борьбы претендентов за субсидии и отбора наиболее эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств. Такой способ позволит России реально решить вопрос о возможности долевого участия государства и хозяйствующих субъектов в покрытии определенных видов расходов. При перестройке бюджетного финансирования учитывается опыт, накопленный мировой практикой инвестирования ресурсов в общественное производство (так, в Японии отдают предпочтение финансовой поддержке экономически сильных, а не слабых предприятий, которые благодаря бюджетным субсидиям получают возможность для значительного рывка вперед).

Финансирование бюджетное должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, с другой - для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. При этом важно, чтобы в бюджете любого уровня размеры и сроки поступления денежных средств точно соответствовали требованиям бюджетного финансирования, чтобы не было задержек с финансированием из-за несвоевременного и неполного поступления средств в бюджет. Пустая казна, нарушающая финансирование бюджетное, - не только результат кризисного состояния экономики, но и свидетельство просчетов, допущенных в управлении государственными и муниципальными финансами, в том числе из-за несбалансированности бюджета и недостаточной обоснованности устанавливаемых лимитов финансирования, которые не должны превышать сумм реально поступающих доходов. При снижении поступлений бюджетных доходов или источников покрытия дефицита в процессе исполнения бюджета в бюджетном финансировании может предусматриваться режим сокращения расходов бюджета или режим блокировки расходов.

Источники финансирования бюджета

Источники финансирования бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:
• кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
• сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
• поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов,

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

Финансирование средств бюджета

Государственные средства в Российской Федерации направляются на различные цели и в разном порядке. Но основная сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.

Финансирование — безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование, — это часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.

Бюджетное финансирование, как и финансирование в целом, осуществляется на основе следующих единых принципов:

1) безвозвратности;
2) целенаправленности, т.е. целевого использования средств;
3) финансирования по мере выполнения работ, услуг;
4) соблюдения финансовой дисциплины (ст. 28 БК РФ).

Целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы и т.д. Финансирование по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.

Соблюдение финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.

Бюджетное финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах: финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетных учреждений. Каждая из этих форм имеет свои особенности, как с экономической, так и с правовой точек зрения.

Хозяйственные организации в системе бюджетного финансирования занимают особое место. Это определяется тем, что свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование же из бюджета используется ими только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством. Так, в федеральном бюджете, бюджетные средства были выделены в виде государственной поддержки отраслей народного хозяйства на базовые отрасли промышленности (угольная отрасль), конверсию оборонной промышленности, другие отрасли промышленности, сельское хозяйство, некоторые отрасли продовольствия и т.д.

Государственные бюджетные организации, так называемая бюджетная сфера, имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и, следовательно, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей членов общества. К ним относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.

В условиях рыночных отношений всем бюджетным организациям разрешена предпринимательская деятельность, предусмотренная их уставами. Эта деятельность приносит им собственные доходы, которые выступают как их внебюджетные средства. Расходуются они внутри данных бюджетных организаций, являясь для них дополнительным источником финансирования.

Финансирование государственного бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
2) внешние источники следующих видов — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

Государственный долг

Общее понятие государственного долга РФ, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг.

Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Финансирование из федерального бюджета

Финансирование расходов федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:

- разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
- осуществление платежа.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.

Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

Исходя из норм, изложенных в комментируемой статье, финансирование расходов федерального бюджета складывается из двух последовательно совершаемых действий:

- разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
- осуществление платежа.

Главные распорядители, распорядители средств федерального бюджета и подведомственные им бюджетные учреждения должны обеспечивать возможность равномерного расходования бюджетных средств без излишнего накопления сумм остатков финансирования на лицевых счетах в органах Федерального казначейства.

Стадия разрешения (распоряжения) на осуществление платежа предусмотрена ст. 226 настоящего Кодекса, она завершается совершением разрешительной надписи.

Право подписи на платежных документах предоставляется руководителю и главному бухгалтеру органа Федерального казначейства либо их заместителям, а разрешение на осуществление платежа (совершение разрешительной надписи) дается должностными лицами подразделений органа Федерального казначейства, осуществляющих подтверждение денежных обязательств, это делается для пресечения совершения разрешительной надписи и дачи распоряжения об осуществлении платежа одним и тем же должностным лицом. Не допускается длительного временного разрыва между разрешением (распоряжением) на осуществление платежа и самим платежом, платеж Федеральным казначейством должен быть осуществлен в день совершения разрешительной надписи (ст. 253 БК РФ).

Термин "финансирование" в действующем бюджетном законодательстве употребляется в двух смыслах:

- как процесс наделения получателей средств бюджета правами на проведение кассовых расходов;
- как расходование бюджетных средств.

В настоящее время для исполнения федерального бюджета и бюджетов иных уровней в постановлениях Правительства РФ и приказах Минфина России по бюджетному учету и отчетности применяется термин "финансирование" в первом смысле.

Установленное в комментируемой статье определение финансирования предусматривает то, что существующая в настоящее время такая стадия финансирования, как выделение учреждениям объема прав (средств) на осуществление кассовых расходов, может вообще отсутствовать.

Если стадия финансирования следует за стадиями доведения лимитов бюджетных обязательств и принятия обязательств и перед стадией кассового расхода, то рассматриваемая статья допускает осуществление кассового расхода вслед за подтверждением принятых бюджетным учреждением денежных обязательств в соответствии со ст. 226 настоящего Кодекса.

Сумма финансирования означает либо объем средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, либо объем средств, списанных с единого счета бюджета. Данная статья определяет, что финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.

Финансирование бюджетным учреждениям выделяется не органами Федерального казначейства, а их главными распорядителями и распорядителями, данное положение закреплено в ст. 158, 159 настоящего Кодекса, а функцией органов Федерального казначейства является беспрерывное обеспечение объемов финансирования в соответствии с распределением, представленным главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета.

Ежегодными постановлениями Правительства РФ, направленными на реализацию ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год, определяются особенности порядка финансирования расходов федерального бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Комментируемой статьей установлено, что совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

Уровень бюджетного финансирования

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (ст. 10. Бюджетного кодекса РФ):

• первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень — местные бюджеты.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Он утверждается парламентом России. Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России)— главное звено бюджетной системы. В нем концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Республиканский бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

Основными функциями бюджета являются следующие:

1) перераспределение национального дохода и ВВП;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

При рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории Российской Федерации.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, более эффективному использованию государственных средств. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное и качественное развитие работника — главной производительной силы общества — основной показатель экономического прогресса.

В процессе финансового планирования через бюджет оказывается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет, как уже говорилось, выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накопления, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, и прежде всего республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

Бюджетное устройство Российской Федерации — это организация бюджетной системы, принцип ее построения.

Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.

В статье 28 Бюджетного кодекса РФ указаны принципы бюджетной системы Российской Федерации:

- единство;
- самостоятельность бюджетов;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- гласность достоверность;
- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Единство бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (ст. 30 БК РФ) означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) означает:

1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством РФ;
4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетном кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджета;
7) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ) означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ) означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ) означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности (ст. 36 БК РФ) предполагает:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. Принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Классификация финансирования бюджета

Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства бюджетной системы, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Такой документ ежегодно утверждался приказами Минфина России. Федеральный закон № 115-ФЗ утвердил бюджетную классификацию. В действующем БК РФ бюджетной классификации посвящена гл. 4.

Действующая в настоящее время бюджетная классификация приближена к международным стандартам финансовой отчетности и интегрирована с планом счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений.

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов.

Доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов, отражаются с помощью единого 20-значного кода классификации.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач, как:

- контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
- получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
- формирование инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
- обеспечение реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ включает:

- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Код классификации доходов бюджетов РФ состоит:

1) из кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов;
3) кода подвида доходов;
4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Едиными для всех бюджетов группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления.

Едиными элементами доходов являются:

1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов РФ;
3) бюджеты муниципальных районов;
4) бюджеты городских округов;
5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) бюджеты городских и сельских поселений;
7) бюджет Пенсионного фонда РФ;
8) бюджет Фонда социального страхования РФ;
9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов (ст. 20 БК РФ).

Код классификации расходов бюджетов состоит:

1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) охрана окружающей среды;
6) образование;
7) культура, кинематография, средства массовой информации;
8) здравоохранение, физическая культура и спорт;
9) социальная политика;
10) физическая культура и спорт;
11) средства массовой информации;
12) обслуживание государственного и муниципального долга;
13) межбюджетные трансферты.

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом о бюджете.

Согласно ст. 21 БК РФ целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит:

1) из кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Едиными группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета (ст. 23 БК РФ).

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи.

Едиными группами и статьями операций сектора государственного управления являются:

1) доходы;
2) расходы;
3) поступление нефинансовых активов;
4) выбытие нефинансовых активов;
5) поступление финансовых активов;
6) выбытие финансовых активов;
7) увеличение обязательств;
8) уменьшение обязательств.

Согласно ст. 23.1 БК РФ единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень подстатей операций сектора государственного управления и порядок применения классификации устанавливается Минфином России.

Формы финансирования бюджета

Бюджетное финансирование – выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных органов и бюджетных учреждений. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Общие положения о расходах бюджетов рассмотрены в Главе10 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Под расходами бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителем бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В городе Москве в отрасли «Физическая культура и спорт» функции главного распорядителя бюджетных средств возложены на Департамент физической культуры и спорта г. Москвы.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетное финансирование организаций осуществляется в виде бюджетных ассигнований.

Бюджетные ассигнования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (и исходя из специфики физкультурно-спортивных организаций) могут предоставляться на:

А. Оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
Б. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг.

Рассмотрим каждый из основных видов ассигнований.

А. Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами.

Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

• выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;
• показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
• порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
• требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

• определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
• порядок оказания соответствующих услуг;
• предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) включают в том числе ассигнования на:

1. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений.

Под бюджетными учреждениями понимаются государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения).

Бюджетная смета утверждается и изменяется руководителем соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Бюджетное учреждение не вправе получать кредиты (займы).

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

• оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
• оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
• уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
• возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности. Главой 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определена основа бюджетной классификации Российской Федерации и общий порядок ее применения. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности. Правила применения бюджетной классификации Российской Федерации, а также сама классификация утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения».

Все операции, проводимые бюджетными учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в Приказе Министерства финансов Российской Федерации № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (в случае отсутствия типовой унифицированной формы бюджетное учреждение самостоятельно разрабатывает форму первичного учетного документы с учетом требований Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Там же утверждены перечень, обязательные реквизиты и показатели регистров, которые применяются для ведения бюджетного учета.

2. Предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской федерации, местной администрацией.

3. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций.

4. Закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Основным нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Государственные и муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В настоящее время в Постановлении Правительства Москвы № 1229-ПП «Об авансовых платежах, совершаемых за счет средств бюджета города Москвы» предусмотрены единые условия осуществления авансовых платежей по договорам (контрактам) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

В частности предусматривается, что в зависимости от предмета заключаемого договора (государственного контракта) авансовые платежи по нему могут составлять 100%, 50%, 40%, 30%.

В размере до 100 процентов от суммы договора (контракта), но не более принятого обязательства, подлежащего исполнению за счет средств бюджета города Москвы в текущем финансовом году могут выплачиваться авансы по соответствующему договору (контракту):

• об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении;
• об обучении на курсах повышения квалификации, включая стажировку специалистов, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, а также билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
• на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оплату расходов на проведение оздоровительной кампании для детей и подростков в период школьных каникул;
• о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страховании государственного имущества, работников государственных учреждений и других видах страхования;
• об оказании услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным, авиационным, автомобильным, водным транспортом, об оформлении перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, связанных с перевозкой грузов, в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также услуг, связанных с уборкой территорий города Москвы и ликвидацией последствий неблагоприятных погодных условий;
• на приобретение телевизионной продукции в рамках создания отечественных телевизионных фильмов, за исключением оборудования;
• на оплату коммунальных услуг, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов государственной собственности города Москвы;
• на оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров) при подготовке и проведении включенных в перечень, утвержденный Правительством Москвы, общественно значимых социальных, культурных, а также спортивных мероприятий;
• на организацию выставок, ярмарок и других выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий на территории Российской Федерации и за ее пределами;
• на оплату гостиничных услуг для творческих коллективов при организации и проведении гастролей, участии в конкурсах, фестивалях;
• на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве;
• об оказании услуг согласующих организаций при осуществлении государственного заказа города Москвы на строительство и капитальный ремонт объектов;
• на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), сумма которого не превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации по одной сделке между юридическими лицами.

Авансовые платежи могут производиться в размере до 50 процентов от суммы договора (контракта) на закупку продовольственных товаров и организацию питания в учреждениях Комплекса социальной сферы города Москвы, но не более 50 процентов принятого обязательства, подлежащего исполнению за счет средств бюджета города Москвы в текущем финансовом году. Авансирование в размере до 100 процентов от суммы договора (контракта) возможно только на основании целевого распорядительного документа. Авансовые платежи могут производиться в размере до 40 процентов от суммы договора (контракта) о финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, но не более 40 процентов принятого обязательства, подлежащего исполнению за счет средств бюджета города Москвы в текущем финансовом году.

По остальным договорам (контрактам) авансовые платежи могут производиться в размере до 30 процентов от суммы договора (контракта), но не более 30 процентов принятого обязательства или неисполненного остатка обязательства, подлежащего исполнению за счет средств бюджета города Москвы в текущем финансовом году.

Размер аванса от суммы договора (контракта) на приобретение оборудования и материалов у поставщиков-нерезидентов определяется только на основании целевого распорядительного документа.

Бюджет инвестиционного финансирования

Цель государственного регулирования инвестиционной деятельности – направлять государственные капитальные вложения на структурную перестройку экономики, решение социальных задач, развитие приоритетных (в конкретный период) отраслей и регионов.

Бюджетное финансирование инвестиций осуществляется исходя из бюджетной политики государства в пределах объема государственных капитальных вложений, ежегодно утверждаемого в Законе о бюджете.

Бюджетное инвестирование предполагает расходование государственных бюджетных инвестиционных ресурсов (средств республиканского и местных бюджетов) на создание и воспроизводство основных фондов.

Государственные централизованные инвестиционные ресурсы могут непосредственно направляться на финансирование целевых программ, государственных нужд либо принимать форму гарантий и налоговых льгот для поддержки инвестиционных проектов.

В условиях перехода к рыночной экономике бюджетный метод инвестирования имеет основополагающее значение. Использование средств бюджета на финансирование капитальных вложений позволяет регулировать пропорции в уровнях экономического и социального развития территорий, создает благоприятные условия для активизации вложений других инвесторов.

Долгие годы бюджетный метод финансирования предполагал предоставление средств на безвозвратной, бесплатной основе, так что получавшие их субъекты хозяйствования не имели стимулов для рационального использования выделенных ресурсов. Несмотря на это, безвозвратное финансирование инвестиций продолжает оставаться необходимым в социальной сфере, просвещении, здравоохранении, науке и культуре. Часть бюджетных средств направляется в эти сферы и отрасли экономики на бесплатной основе, но другая часть предоставляется на условиях платности, срочности и возвратности. Государство перешло от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию поддержки в осуществлении эффективных инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, – к практике совместного государственно-коммерческого финансирования проектов.

В Республике Беларусь ежегодно разрабатывается и утверждается государственная инвестиционная программа, в которой содержатся перечни строек и объектов, финансируемых как на безвозвратной и бесплатной основе, так и на условиях срочности, платности, возвратности.

Не менее 10 % общего объема государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, направляется в виде централизованных инвестиционных ресурсов в осуществление инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, при условии вложения самим инвестором не менее 20 % собственных средств от полной стоимости данного проекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов (предоставление централизованных инвестиционных ресурсов для финансирования инвестиционного проекта на условиях срочности, платности и возвратности) осуществляется через банки, уполномоченные обслуживать государственные программы. Гарантии Правительства Республики Беларусь под банковские кредиты на инвестиционные цели выдаются в размере не более 40 % суммы фактически предоставленных банками кредитов.

В отношении инвестиционных проектов производственных отраслей оказание государственной поддержки обусловлено комплексной оценкой экономической эффективности проекта. Решение о финансировании принимается после изучения бизнес-плана и результатов экологической (а при необходимости – и научно-технической) экспертизы.

Процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов обеспечивает более эффективное размещение и использование государственных инвестиционных ресурсов, получение коммерческого или социального эффекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется при наличии положительного заключения государственной комплексной экспертизы, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.

Основными критериями оценки инвестиционного проекта являются:

• его актуальность и соответствие стратегии развития отрасли;
• финансовое состояние организации-инвестора;
• технические, технологические, финансовые возможности и целесообразность его реализации в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;
• обоснованность инвестиционных затрат и государственного участия в этом проекте;
• научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;
• конкурентоспособность планируемой к производству продукции (работ, услуг), перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;
• сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.

Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах: направление средств для реализации высокоэффективных и социально значимых проектов; целевой характер использования бюджетных средств; предоставление бюджетных ресурсов стройкам и подрядным организациям по мере выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований и др.

Доля участия бюджетных средств в общей сметной стоимости проекта зависит от его категории. Для проектов по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, предусмотрен самый большой размер бюджетных средств – 80 % . Для других проектов доля участия государственных бюджетных средств может составлять от 50 до 20 %.

Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:

• А – проекты, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции при условии защищенности ее патентами на изобретение как Республики Беларусь, так и других государств;
• Б – проекты, обеспечивающие производство пользующихся спросом на внешнем рынке экспортных товаров не сырьевых отраслей, при условии, что доля поставки на экспорт должна быть не менее 30 % объема реализуемой продукции;
• В – проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с уровнем цен не менее чем на 30 % ниже по сравнению с импортируемой;
• Г – проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Размер предоставляемых возвратных бюджетных средств составляет: для проектов категории А – не более 50 %, Б – не более 40%,В – не более 30%, Г – не более 20 %.

Финансирование выигравших конкурс инвестиционных проектов за счет бюджетных инвестиционных ресурсов осуществляется после проведения тендера на поставку товаров (работ, услуг), которые необходимы для реализации проекта. По результатам тендера составляется график платежей, согласно которому должны перечисляться собственные средства победителя конкурса, а также средства кредиторов, финансирующего банка и Министерства финансов Республики Беларусь – соответственно установленной доле участия государственных средств в проекте. Экземпляры графика предоставляются Минфину, банку и кредиторам.

Министерство финансов перечисляет банку долю централизованных инвестиционных ресурсов в пределах фактически произведенных затрат после зачисления предусмотренных в графике платежей – собственных средств победителя конкурса и средств кредиторов.

Бюджетные средства перечисляются банку для финансирования на возвратной основе объектов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, на основании договоров между Минфином, заемщиком и его вышестоящим органом об условиях выдачи и возврата бюджетных средств.

Данные средства зачисляются заемщику на его бюджетный счет в банке, чтобы последний мог по распоряжению заемщика перечислять средства исполнителям работ и поставщикам товарно-материальных ценностей.

Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также их своевременным возвратом осуществляют Министерство финансов Республики Беларусь, другие министерства и ведомства на основании ежемесячно представляемой заемщиком отчетности о их расходовании.

Срок пользования возвратными бюджетными средствами устанавливается с учетом нормативных сроков окупаемости капитальных вложений. Однако предельный срок пользования не может превышать пять лет со дня первой выдачи средств до полного их возврата.

Совершенствование бюджетного инвестирования связано, в частности, с выбором рациональных и эффективных направлений размещения средств по отраслям, территориям и предприятиям, предполагает выделение конкретных приоритетов инвестирования, ограничение сферы применения безвозвратного финансирования и одновременно – расширение возможностей для предоставления средств бюджета на возвратной основе.

Учет финансирования из бюджета

Для учета финансирования необходимо различать главных распорядителей средств бюджета, распорядителей и получателей.

В Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях №107н даются понятия: «главный распорядитель средств бюджета», «распорядитель средств бюджета» и «получатель средств бюджета».

Главный распорядитель средств бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим Законом о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом, по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении.

Распорядитель средств бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, получающее ассигнования бюджета от главного распорядителя для их распределения между получателями средств бюджета, находящемся в его ведении.

Получатель средств бюджета – бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований.

Рассмотрим учет финансирования у главных распорядителей (распорядителей).

Для этих целей у них применяется счет 230 «Финансирование из бюджета», который имеет два субсчета:

230 «Финансирование из бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия»;
231 «Дополнительные источники бюджетного финансирования».

Данные субсчета пассивные, на них учитываются объемы финансирования, доведенные органами, исполняющими бюджеты, до главного распорядителя (распорядителя), для перевода учреждениям, находящимся в их ведении.

При этом составляется корреспонденция.

1. Объемы финансирования, доведенного главному распорядителю (распорядителю):

Дебет 090 «Средства федерального бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя»;
Кредит 230 «Финансирование из бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия» или 231 «Дополнительные источники бюджетного финансирования».

2. На сумму кредитов, переведенных подведомственным учреждениям, главный распорядитель на основании бюджетного поручения делает запись:

Дебет 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия»;
141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения»;
143 «Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство»;
Кредит 090 «Средства федерального бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя».

3. Суммы отозванных средств:

Дебет 230 «Финансирование из бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия» или 231 «Дополнительные источники бюджетного финансирования»;
Кредит 090 «Средства федерального бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя».

4. По окончании года на основании годовых отчетов получателей суммы расходов списываются:

Дебет 230 «Финансирование из бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия» или 231 «Дополнительные источники бюджетного финансирования»;
Кредит 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия»;
141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения»;
143 «Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство».

В течение года у главных распорядителей кредитов счет 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета» считается активным и дебетовый остаток по этому счету должен быть равен сумме кредитовых остатков этого же счета по соответствующим субсчетам.

Как уже отмечалось, получателем средств бюджета является учреждение, имеющее право на получение бюджетных ассигнований.

Для учета финансирования у получателей применяется счет 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета», который является у них пассивным и отражает сумму полученного финансирования.

Счет 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета» имеет субсчета:

140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия»;
141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения»;
143 «Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство», которые также являются пассивными у получателей средств.

Корреспонденции по получению финансирования

1. Получено финансирование от главных распорядителей (распорядителей):

Дебет 091 «Средства федерального бюджета на расходы учреждения»;
Кредит 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» или 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения», или 143 «Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство».

2. В конце года счет 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета» закрывается.

Дебет счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета» соответствующего субсчета:

140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» или 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения», или 143 «Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство».

Кредит счета 20 «Расходы по бюджету» соответствующего субсчета:

200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» или 201 «Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования», или 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство».

Аналитический учет по финансированию ведется в многографных карточках в разрезе показателей, предусмотренных в справке «О движении сумм финансирования из бюджета», к балансу исполнения сметы расходов.

2.3. Смета доходов и расходов

Отличительной особенностью бухгалтерского учета бюджетных учреждений является то, что все расходы учреждения должны производиться в строгом соответствии с утвержденной для него в установленном порядке смете расходов.

Смета расходов – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание.

Средства из бюджета на содержание учреждения и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым составляется смета расходов, нормы и расценка для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями.

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий период.

Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждений. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого персонала, хозяйственного персонала и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д.

Операционные расходы – это затраты, связанные с осуществлением деятельности учреждения (расходы на медикаменты, питание, педагогический фонд заработной платы, учебные расходы). Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, то есть затрат на расчетную единицу. Различают материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов.

Смета составляется в начале года, в ней указывается общая сумма необходимых средств, а также сумма планируемых внебюджетных доходов, основные направления расходования с разбивкой поквартально. Все расходы, включаемые в смету, группируются по видам и целевому назначению, при определении суммы строго соблюдается режим экономии. При составлении проекта сметы для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Например, по статье «Материальные и приравненные к ним затраты» выделяют: приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплату транспортных услуг, оплату услуг связи, оплату коммунальных услуг и прочее. Экономические нормативы разрабатываются и утверждаются министерствами, ведомствами и другими заинтересованными организациями из расчета средних величин затрат на расчетную единицу.

Утвержденные сметы расходов оформляются подписями руководителя учреждения и главного бухгалтера. При утверждении сметы проверяется необходимость и целесообразность предусмотренных расходов, соответствие их объему работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, в данном случае – федерального.

При исполнении сметы бюджетные учреждения производят кассовые и фактические расходы.

Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком с бюджетных и текущих счетов как путем безналичной оплаты счетов, так и наличными деньгами, за вычетом сумм, внесенных в банк на восстановление кредитов. Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении сметы и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату. Кассовые расходы могут быть выше или ниже фактических.

Фактическими расходами являются действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и др. Фактические расходы более полно свидетельствуют об окончательно произведенных расходах, чем кассовые. Их учет позволяет контролировать как ход фактического исполнения сметы расходов учреждения в целом, так и соблюдение установленных норм расходов по отдельным статьям и структурным подразделениям.

Учет фактических расходов ведется на счетах 20 «Расходы по бюджету» и 22 «Расходы за счет средств внебюджетных источников» по субсчетам:

200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия»;
201 «Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования»;
203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство»;
220 «Расходы от предпринимательской деятельности»;
225 «Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия» и др.

Фактические расходы часто не совпадают с кассовыми из-за несвоевременности оплаты произведенных расходов.

В учреждениях учет кассовых расходов ведется на счетах 09, 10, 11, 12.

Учет кассовых расходов позволяет контролировать целевое использование средств.

По окончании года фактические расходы должны списываться на соответствующие источники финансирования.

Например, субсчет 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» списывается на субсчет 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения».

Корреспонденция при этом:

Дебет 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия»;
Кредит 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения».

Смета доходов и расходов составляется в разрезе соответствующих кодов экономической классификации с учетом жесткого режима экономии материальных ресурсов.

В смету расходов организации могут быть включены следующие статьи экономической классификации:

110100 – оплата труда государственных служащих, в том числе:
110111 – основной оклад гражданских служащих;
110112 – надбавки к заработной плате гражданских служащих;
110115 – ежегодные отпуска гражданских служащих.
110200 – начисления на оплату труда (единый социальный налог), в том числе:
110210 – страховые взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;
110220 – страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
110300 – приобретение предметов снабжения и расходных материалов, в том числе:
110310 – канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей.
110400 – командировки и служебные разъезды, в том числе:
110410 – компенсационные выплаты работникам;
110420 – прочие расходы на командировки и служебные разъезды; и т.д.
Рассмотрим состав расходов, включаемых в отдельные статьи сметы расходов.

Ст. 110100 – «Оплата труда государственных служащих» включает:

- выплату заработной платы по установленным окладам, вольнонаемным рабочим и аттестованному составу;
- выплату за звание аттестованному составу;
- оплату ежегодных отпусков гражданским служащим; и т.д.

Ст. «Начисления на оплату труда (единый социальный налог)».

Эта статья включает расходы по отчислению на государственное социальное страхование, в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования с заработной платы гражданских служащих, учитываемых по ст. 110111, 110112, 110115. На денежное довольствие аттестованного состава отчисления в фонды не производятся.

Ст. 110300 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов».

Эта статья включает канцелярские расходы, расходы на приобретение МБП, расходы на приобретение материалов и предметов, используемых для хозяйственных целей, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов и их хранение.

Ст. 240100 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования».

Эта статья включает расходы на приобретение в установленном порядке учебного оборудования, аппаратуры, столов, шкафов и другой канцелярской мебели, настенных часов, холодильников и т.д.

По окончании года все фактические расходы списываются на дебет счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета» с кредита счета 20 «Расходы по бюджету».

Аналитический учет фактических расходов ведется в ведомости формы 309.

Учет расходов является одним из важнейших звеньев бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы. Правильно поставленный учет расходов дает возможность контролировать расходование специальных средств.

тема

документ Бюджеты Российской Федерации
документ Государственный бюджет
документ Местный бюджет
документ Консолидированный бюджет
документ Федеральный бюджет



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты