Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения
папка Главная » Экономисту » Политика стабилизации

Политика стабилизации

Политика стабилизации

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

  • Общие положения
  • Инструменты стабилизации в рыночной экономике. Фискальная политика
  • Воздействие лагов
  • Вновь о неопределенности
  • Последовательность при разработке стабилизационной политики
  • Проблемы стабилизации в переходной экономике

    Общие положения

    Определение. Политика стабилизации представляет собой политику государства, направленную на стабилизацию экономики — достижение стабильного уровня цеп и полной занятости, а также обеспечение благоприятного климата для экономического роста. Вследствие тесных международных отношений и взаимозависимости стран мира, политика стабилизации должна учитывать не только внутреннее равновесие (полную занятость и стабильность цен внутри страны), по и внешнее равновесие, которое наступает в том случае, если внешнеторговый баланс и баланс движения капиталов равны нулю. Стоит лишь вспомнить о том, как огромная задолженность сдерживала рост экономики многих стран Латинской Америки или в какой степени рост зависит от активного экспортного сектора в других странах, чтобы понять, насколько важное значение имеет внешнеэкономический сектор для сохранения стабильных цеп, полной занятости и высоких темпов экономического роста для многих стран мира.

    Одной из важнейших предпосылок для стабильного развития экономики является благоразумная фискальная политика, в которой расходы контролируются и доходы практически покрывают расходы или близки к ним, так что бюджетный дефицит представляет небольшой процент от ВНП. Крупный бюджетный дефицит оказывает отрицательный эффект па всю экономику. В зависимости от способа финансирования, дефицит порождает инфляцию, вызывает повышение процентной ставки, вытесняет инвестиции частного сектора, нарушает платежный баланс.

    В сводном виде цели политики стабилизации экономики связаны с созданием такого экономического климата, который позволяет добиться:

    -              полной занятости;

    -              стабильности цен;

    -              эффективного экономического роста.

    Ни одна страна не может постоянно находиться в стабильном равновесии. Переходная экономика также сталкивается со многими проблемами, порождающими нестабильность, поскольку цены и обменные курсы валют освобождаются от государственного контроля. Даже и промышленно развитых, странах с рыночной экономикой, экономические нарушения происходят постоянно. Однако страны всегда приспосабливаются к внутренним и внешним шокам, таким как кризис задолженности, шоковое повышение цен на нефть и крупные изменения цен на другие товары, которые имели большое влияние на мировую экономику. Большая часть стран с рыночной экономикой развивается неравномерно, рывками, т.е. они переживают деловые циклы, состоящих из периодов быстрого роста экономики, несущего опасность инфляции, а затем наступает стагнация с неприемлемым уровнем безработицы. Для решения этих проблем необходимо вмешательство государства.

    Проблемы стабилизационной политики

    К сожалению, эффективная политика стабилизации экономики встречает много трудностей. При ее проведении часто возникают противоречия между сохранением полной занятости и такой целью, как поддержка инфляции на низком уровне, иногда достижение одной из этих целей создает проблемы, затрудняющие реализацию другой. Как, например, можно снизить безработицу без увеличения инфляции? Это, вероятно, главная проблема. В течение периода «стагфляции», когда высокая инфляция и большая безработица существовали в США в одно и то же время, фискальная и монетарная политика правительства были неэффективны. Одной из трудностей рассматриваемой проблемы является неопределенность, касающаяся степени влияния монетарной и фискальной политики на совокупный спрос и предложение.

    Иногда монетарная и фискальная политика, используемая для достижения внутреннего равновесия, может приводить к нарушениям платежного баланса. Действия в одной промышленно развитой стране будут оказывать влияние па экономическую активность в других промышленно развитых странах, а также в развивающихся странах. Часто правительство одной страны оказывает давление на другие страны с целью повышения процентной ставки, снижения процентной ставки или сокращения определенных торговых барьеров.

    Главной причиной, создающей проблемы при проведении политики стабилизации экономики, является неопределенность. Неопределенность, связанная с лагами (запаздыванием), создает наиболее серьезные трудности.

    Существуют лаги в связи:

    а) с распознаванием самой проблемы;

    б) с реализацией этой политики;

    в) с воздействием политики стабилизации на экономику.

    К тому времени, когда фискальная или монетарная политика начнет оказывать влияние на экономику, страна может находиться в условиях полной занятости, и проводимая политика может стать дестабилизирующей и вызывающей инфляцию.

    Реакция частного сектора на изменения направлений политики в значительной степени зависят от ожиданий фирм и семей, и эти ожидания часто трудно предсказать. Добавьте к этим трудностям неконтролируемые и часто непредвиденные внешние экономические нарушения и вы увидите, что задача стабилизации экономики, действительно трудна. Многие из этих проблем будут рассмотрены более детально в последующих разделах статьи.

    Проблемы стабилизации переходной экономики еще более сложны. Проблемы, с которыми сталкивается правительство при проведении своей политики, как правило, огромны вследствие большой макроэкономической нестабильности, существующей с самого начала или создаваемой в период устранения централизованного контроля. Поскольку многие рыночные институты находятся на стадии создания, то фискальная и монетарная политика будет неэффективной или, в лучшем случае, менее предсказуемой и менее эффективной. На начальной стадии реформ приоритет прежде всего отдается установлению стабильной обстановки. Для этого, обычно, бывает необходимым сочетание уже действующего контроля и новых законов центрального правительства. Переходная экономика рассматривается в отдельном разделе этой статьи.

    Инструменты для достижения стабилизации



    Монетарная политика, которая включает увеличение или уменьшение денежной массы для того, чтобы сократить или повысить процентные ставки, в условиях рыночной экономики контролируется центральными банками. Фискальная политика включает изменение государственных расходов и налогов для достижения безинфляционного выпуска продукции в условиях полной занятости. Как монетарная, так и фискальная политика предназначены для изменения совокупного спроса. В дополнение к этим двум инструментам мы также рассмотрим проблемы политики, направленной па смещение кривой совокупного предложения вправо, т.е. проанализируем в следующем параграфе инструменты, используемые для снижения издержек производства и повышения его эффективности.

    Таким образом, основные инструменты стабилизации включают в себя:

    -              фискальную политику;

    -              монетарную политику;

    -              политику, направленную на изменения и совокупном предложении.

    Инструменты стабилизации в рыночной экономике. Фискальная политика

    Она включает манипулирование государственными расходами и налогами для устранения циклических колебаний выпуска продукции и уровня занятости, стабилизации цен и стимулирования экономического роста. Эта задача очень сложна по многим причинам, не последней из которых является то, что государственные расходы используются для достижения многих целей, кроме стабилизации экономики и обеспечения экономического роста, например они используются для улучшения инфраструктуры, программ социального обеспечения, укрепления национальной обороны, создания зон отдыха, улучшения железных и автомобильных дорог, контроля за наводнениями, улучшения системы образования, замены старых и опасных мостов, контроля окружающей среды, фундаментальных исследований и опытно-конструкторских разработок и т.д. Наряду с этим, выбор в качестве инструмента государственной политики государственных расходов, трансфертных платежей или изменения налогов предполагает и учет возможного перераспределения доходов, масштабов государственного вмешательства и других важных проблем, имеющих политические и идеологические последствия.

    Инструменты фискальной политики. Набор этих инструментов включает государственные субсидии, различные виды налоговых изменений (личный подоходный налог, налог па корпорации, акцизные налоги, изменение налоговых ставок или сумм налогообложения), трансфертные платежи и другие государственные расходы. Стимулирующая фискальная политика ведет к увеличению как совокупного спроса, так и процентной ставки, а значит, и к увеличению внешнеторгового дефицита. Рост выпуска продукции при увеличении совокупного спроса, ведет к росту импорта, который, в свою очередь, увеличивает торговый дефицит. Рост притока капитала из-за границы, вызывающий повышение процентной ставки внутри страны, приведет к повышению обменного курса национальной валюты, дальнейшему снижению конкурентоспособности страны на внешнем рынке и ухудшению торгового баланса. Как будет показано ниже, различные инструменты фискальной политики оказывают различное влияние на экономику.

    Государственные расходы, направленные на расширение экономики и не компенсируемые повышением налогов, приведут к росту процентных ставок и сокращению инвестиций в частном секторе, а также расходов на потребительские товары длительного пользования. Это будет происходить до тех пор, пока в экономике не наступит спад, или не будет использована дополняющая монетарная политика для сохранения процентной ставки па постоянном уровне. Объектом государственных расходов может быть и отдельная отрасль промышленности в зависимости от направленности государственных закупок.

    Вид государственных расходов. Выбор отдельного вида государственных расходов имеет важное значение, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов существует мнение, что мультипликатор расходов па оборону имеет меньшую величину по сравнению с другими видами расходов. Поскольку оборонная промышленность весьма капиталоемка, влияние расходов на оборону и занятость, а, значит, и па доходы будет меньше, чем влияние других видов государственных расходов.

    Трансфертные платежи. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную склонность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены на определенную группу населения.

    Снижение налогов. Эффект сокращения налогов будет аналогичен, в некотором отношении, увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки — увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, усиливая эффект любого увеличения совокупного спроса.

    Тип налогов. Выбор вида налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т.п., имеет важное значение, гак как каждый вид будет оказывать различное влияние па экономику, включая различное влияние на стимулы экономического роста и экономической эффективности. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желанию работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызовет такого эффекта.

    Аккордный (паушальный) налог. Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приведет к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

    Инвестиционные субсидии оказывают воздействие, отличное от других инструментов фискальной политики, поскольку они стимулируют инвестиции. С помощью инвестиционных субсидий государство снижает издержки каждой фирмы, связанные с инвестициями, увеличивает потребность в инвестициях при любом данном уровне процентной ставки, которая в свою очередь, смещает кривую IS вправо. При любом уровне процентной ставки, фирма будет инвестировать больше средств, поскольку она оплачивает только часть расходов на инвестиции, и поэтому затраты па инвестиции будут меньше, а отдача больше. Кривая /5смещается на сумму изменений инвестиций, вызванных инвестиционными субсидиями, умноженную на мультипликатор. Хотя процентные ставки растут, инвестиции также увеличиваются.

    Мультипликатор фискальной политики

    Мультипликатор фискальной политики, приведенный ниже, показывает, в какой мере рост государственных расходов изменит равновесный уровень доходов при сохранении неизменного уровня реальной денежной массы. Если объему реальной денежной массы будет позволено расти, процентная ставка не увеличится в такой же степени, а мультипликатор станет больше.

    Данный мультипликатор не учитывает эффект изменения цен. Экспансионистская фискальная политика, как правило, приводит к росту цеп, если экономика не находится в состоянии спада. При этом инфляция будет, как правило, повышать процентные ставки, сокращая инвестиции частного сектора и потребительские расходы па товары длительного пользования, снижая мультипликационный эффект фискальной политики.

    Монетарная политика

    С помощью монетарной политики центральный банк изменяет количество денежных средств в банковской системе, и тем самым получает возможность изменять процентную ставку и воздействовать на инвестиции и доходы. Увеличение предложения денежной массы снижает процентную ставку, а уменьшение предложения денег се повышает. Наиболее важным средством контроля предложения денежной массы является осуществление операций па открытом рынке, на котором Федеральная резервная система увеличивает предложение денег путем закупки казначейских облигаций, и уменьшает запасы денежных средств, их продавая. Когда облигации покупаются, их цена увеличивается, поскольку ФРС поднимает цену до такого уровня, который будет привлекать продавцов. Когда цена облигаций увеличивается, процентная ставка уменьшается, в результате наблюдается рост инвестиций и выпуска продукции.

    Воздействие монетарной политики на экономику. Механизм воздействия монетарной политики на экономику существенно отличается по сравнению с фискальной политикой. Хотя стимулирующая политика повышает совокупный спрос в обоих случаях, увеличение денежной массы сокращает процентные ставки и стимулирует закупки товаров длительного пользования. Стимулирующая монетарная политика сокращает дефицит государственного бюджета, в то время как увеличение государственных расходов или снижение налогов увеличивает бюджетный дефицит. Вместе с тем, увеличение денежной массы будет оказывать давление на цены в сторону их повышения, более значительное по сравнению с фискальной политикой, так что вероятность инфляции здесь больше.

    Связь с внешнеэкономическим сектором. Экспансионистская денежная политика, как правило, не будет увеличивать дисбаланс внешнеэкономического сектора в такой же степени, как фискальная политика. В то время как увеличение совокупного спроса приведет к росту дохода, который частично используется па потребление иностранной продукции, т.е. на увеличение импорта, сокращение процентной ставки будет вызывать отток капитала из страны, поскольку инвесторы начнут приобретать ценные бумаги в других странах, где они приносят большие доходы. Это приводит к понижению обменного курса национальной валюты (се обесценению) и улучшению торгового баланса. Вместе с тем, более высокие цены па отечественные товары стимулируют потребителей покупать импортные товары, что приведет к сокращению конкурентоспособности экспортного сектора экономики.

    Существует значительное различие в величине лагов, связанных с действием монетарной и фискальной политики. Рассмотрим это различие.

    Мультипликатор монетарной политики

    Параметры приводимого ниже мультипликатора те же, что и мультипликатора, приведенного в предыдущем разделе о фискальной политике, поэтому мы не будем снова определять их. Однако существует различие, связанное с характером и степенью влияния этих параметров на мультипликатор. Например, хотя увеличение эластичности спроса на деньги по проценту приведет к росту мультипликатора фискальной политики, это вызовет уменьшение мультипликатора монетарной политики. К тому же, хотя увеличение эластичности инвестиций по проценту будет снижать эффективность фискальной политики, оно будет повышать эффективность монетарной политики.

    Так же как в случае с мультипликатором фискальной политики, внешнеэкономический сектор будет учитываться через предельную склонность к импорту в формуле базисного мультипликатора:

    1.            Хотя оба вида экспансионистской макроэкономической политики — фискальная и монетарная — оказывают давление на цены в сторону их увеличения в течение краткосрочного периода в результате роста совокупного спроса, в долгосрочном плане монетарная политика имеет намного большее инфляционное влияние на экономику. В течение длительного периода времени фискальная политика будет, как правило, вести к небольшому росту цен под влиянием эффекта богатства, который является результатом увеличения финансовых активов, выпущенных в связи с займами правительства для покрытия бюджетного дефицита.

    2.            Увеличение предложения денежной массы будет снижать процентную ставку, стимулируя тем самым инвестиции в частном секторе. В долгосрочном плане этот эффект может модифицироваться, отчасти вследствие прямой зависимости между процентными ставками и ожидаемым темпом инфляции.

    3.            Сокращение роста капитала, вызванное более высокими процентными ставками, делает фискальную политику менее предпочтительной с учетом долгосрочного роста экономики. Хотя уменьшение процентных ставок, вызванное монетарной политикой, приведет к росту инвестиций, однако, увеличение цен окажет негативное влияние на долгосрочный экономический рост, поскольку инфляция нанесет ущерб конкурентоспособности отечественной промышленности.

    4.            При рассмотрении внешнеэкономического сектора следует учитывать умеренное влияние монетарной политики на внешнеторговый дефицит. Обесценение национальной валюты, вызванное оттоком капитала из страны, будет в некоторой степени компенсировать тот прирост импорта, который вызван увеличением дохода, равно как и увеличение импорта и сокращение экспорта в связи с более высокими ценами.

    Дискуссия между фискалистами и монетаристами об эффективности фискальной и монетарной политики. Эти две школы экономической мысли имеют различные взгляды относительно эффективности политики каждого направления сточки зрения стабилизации экономики. Приведем краткое изложение этих позиций.

    Сторонники фискальной политики, с пониманием относясь к некоторым проблемам США, связанным с политикой стабилизации экономики, тем не менее считают, что политики могут использовать монетарную и фискальную политику для эффективного контроля экономики. Лидеры этой группы Джеймс Тобин и Франко Модильяни полагают, что обычно следует проводить «тонкую настройку» экономики, пока ее реакция на проводимую политику незначительна, и пока не поняты масштабы экономических нарушений.

    Представители монетарной школы согласны с тем, что объем денежной массы определяет уровень цен и экономической активности. Однако вследствие трудностей по регулированию этих взаимосвязей, правительство не должно проводить активную политику. Они рекомендуют непрерывный (постоянный) темп прироста денежной массы и незначительное вмешательство государства в экономику. Одним из главных монетаристов является Милтон Фридмен.

    Повышение эффективности: сдвиги кривой совокупного предложения

    В течение последних десяти лет повышенное внимание уделялось разработке и реализации политики, направленной на увеличение стимулов к труду, сбережениям и инвестициям, на содействие росту эффективности. Все эти виды политики смещают кривую совокупного предложения вправо и содействуют экономическому росту страны. В связи со стагфляцией, которую пережили многие промышленно развитые страны, некоторые экономисты — сторонники экономической теории предложения также полагают, что эта политика пригодна для стабилизации экономики. Фактически экономика предложения не является новой концепцией и имеет корни в классическом направлении. Один из ведущих представителей классической политической экономии прошлого века Жан-Батист-Сэй сделал несколько весьма примечательных комментариев, подчеркивающих роль предложения в экономике. Он считал плохим то правительство, которое стимулировало потребление вместо того, чтобы поощрять производство. Даже Кейнс признал важность предложения товаров, хотя он разработал теорию, в которой подчеркивалось значение спроса и в соответствии с которой в течение более 40 лет осуществлялось стимулирование спроса. Большая часть экономистов, представляющих основные направления экономики, признавала важность увеличения накопления и повышения эффективности, однако на протяжении значительной части этого столетия среди экономистов и политиков господствовало мнение о необходимости проведения политики увеличения совокупного спроса.

    Политика повышения эффективности. Большая часть сторонников экономики предложения сосредоточила свое внимание на влиянии сокращения налогов на накопления, инвестиции, государственные доходы и стимулирование работников. Многое здесь преувеличено, в особенности то, что касается силы этого влияния. Однако очевидно, что соответствующая политика, стимулирующая инвестиции и повышение эффективности, может повысить темпы роста экономики. Рассмотрим некоторые направления этой политики.

    Сокращение налогов. Аргументы в пользу сокращения налогов состоят в том, что снижение налогов на доходы будет стимулировать людей работать больше, более низкие налоги на процентные платежи и дивиденды будут в большей степени стимулировать накопления, и более низкие налоги на корпорации способствовать увеличению инвестиций и росту капитала. Эти предположения явились основой налоговой реформы в США, включавшей 30%ное снижение личного подоходного налога в течение трех лет, снижение максимальной предельной ставки налога на доход от инвестиций с 70 до 50% и сокращение ставки налога на корпорации. Фактические результаты этой политики различны. В частности, повышение реальной заработной платы (после вычета налогов) оказало влияние на рост производительности труда, но этот рост, по-видимому, не был очень значительным. Имеется мало свидетельств того, что увеличение отдачи в результате снижения налогов приводит к значительному росту сбережений. Вероятно, однако, что инвестиции возрастут с ростом инвестиционных налоговых льгот и в связи с либерализацией амортизационных списаний. При оценке влияния снижения налогов, важно различать воздействие этого снижения на совокупный спрос и воздействие на совокупное предложение. По оценкам Совета экономических консультантов при президенте США снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо на 1 %, однако при этом кривая совокупного предложения сместится менее чем на 1%, в результате чего сокращение налогов может иметь инфляционное воздействие на экономику.

    Дерегулирование. Считается, что дерегулирование отраслей промышленности и их приватизация повысят конкуренцию и приведут к усилению стимулов и повышению производительности труда. Регулирование экономики, как правило, сдерживает нововведения. Дерегулирование автомобильного и авиационного транспорта в Соединенных Штатах в конце 70-х годов привело к снижению издержек и улучшению качества обслуживания. Неэффективность, низкая производительность многих государственных предприятий являются главными причинами развития процессов приватизации во всем мире.

    Устранение крупных дефицитов бюджета. Ясно, что крупный бюджетный дефицит способствует вытеснению инвестиций и снижению темпов роста капитала. Хотя в США наблюдалось повышение производительности труда в результате крупного сокращения налогов, оно не было достаточно большим, чтобы компенсировать потерю налоговых поступлений в результате снижения ставок налогов. Дефицит бюджета, вызванный сокращением налоговых ставок, имел отрицательное воздействие на экономику, так как привел к повышению процентных ставок, снижению инвестиций и увеличению внешнеторгового дефицита. Норма накопления в процентах к ВНП не увеличилась, а снизилась. Дефицит бюджета поглотил личные сбережения и препятствовал инвестициям в частном секторе. Население начинает приобретать государственные ценные бумаги вместо акций или облигаций корпораций. Более высокие процентные ставки повышают издержки, связанные с займами и инвестициями. При сбалансированном бюджете или когда доходы бюджета превышают расходы, появляются ресурсы для увеличения объема основного капитала страны, повышаются эффективность и производительность, кривая совокупного предложения смещается вправо.

    Экономические нарушения

    Определения. Экономические нарушения (отклонения) представляют смешение совокупного спроса или совокупного предложения, что вызывает изменение выпуска продукции, процентных ставок или цен. Эти сдвиги и изменения обычно являются неожиданными, их причинами могут быть как внутренние, так и внешние источники. Результатом изменений, которые происходят довольно часто, является то, что дисбаланс (отсутствие равновесия), а не равновесие, становится обычным состоянием экономики. Задача специалистов по проведению экономической политики заключается в том, чтобы способствовать продвижению экономики к внутреннему равновесию, при котором цены стабильны и существует полная занятость. Это действительно трудная задача, если иметь в виду неопределенность фискальной и денежной политики в отношении степени ее воздействия, а также времени, когда она начинает влиять на экономику, и периода ее влияния.

    Причины нарушений

    Приведем частичный перечень причин экономических нарушений.

    Воины разрушают экономику больше, чем какая-либо другая причина. Они требуют концентрации большей части ресурсов экономики в производстве вооружений. Для контролирования инфляции и сохранения совокупных расходов на уровне полной занятости, возросшие государственные расходы должны компенсироваться снижением спроса в частном секторе. Часто для сокращения спроса вводится рационирование, лицензирование инвестиционных проектов и т.д.

    Социальные проекты, такие как программы социального обеспечения, улучшения образования, создание новых зон отдыха, улучшение обслуживания пенсионеров, также привели к большому изменению совокупного спроса во многих странах в течение последних трех десятилетий. Многие из этих стран не смогли в достаточной степени адаптировать свою экономику к данным сдвигам в совокупном спросе, в результате чего эти социальные программы стали одной из причин крупного дефицита бюджета, переживаемого многими промышленно развитыми странами.

    Сдвиги в потреблении. Они вызваны изменениями во вкусах и предпочтениях, постоянно происходящих в результате рекламы, улучшения в средствах связи, повышения образовательного уровня, знакомства с другими культурами и идеями, повышения доходов. Изменяется также соотношение между потреблением и сбережениями.

    Сдвиги в инвестициях. Поскольку инвестиции в значительной степени связаны с доверием менеджеров и владельцев предприятий к будущему, с их Ожиданиями, то, как правило, они весьма изменчивы и являются важной причиной экономических нарушений. В Соединенных Штатах, также как и во многих других промышленно развитых странах, расходы на инвестиции в высшей степени изменчивы, колебания в объеме инвестиций значительно больше годовых изменений ВНП. Инвестиции зависят от технического прогресса. Нововведения, такие как радиотелефоны, копировальные машины, компьютеры, железные дороги, самолеты, лазеры и телевидение, появляются нерегулярно и в случае своего появления требуют огромных сумм инвестиций в соответствующих отраслях промышленности. Кроме того, инвестиции тесно связаны с прибылью, которая укрепляет уверенность владельцев компаний и инвесторов в будущем. Для корпораций не является необычным падение и повышение прибылей на 20-30% в год.

    Сдвиги в спросе на деньги связаны с процентными ставками, которые значительно колебались за последние 25 лет.

    Изменения условий предложения. Наиболее драматические нарушения в экономике за последние 25 лет были связаны с четырехкратным ростом цен на нефть, резким повышением цен на нефть и сокращением цен на нефть. Эти изменения привели к смещению кривой совокупного предложения влево и вправо во всех странах, импортирующих нефть в значительных количествах, и оказали большое влияние на цены, издержки производства и производительность. Другим примером крупного сдвига кривой совокупного предложения была разразившаяся во всем мире засуха, которая привела к росту цен на продовольствие.

    Забастовки были частой причиной экономических нарушений.

    Изменения зарубежного спроса на товары отечественного производства. Например, спад в США замедляет экономический рост во многих странах вследствие сокращения в США спроса на импортируемые товары.

    Разработчики экономической политики. Неразумная политика, в том числе и политика, которая неправильно учитывает время воздействия фискальной или монетарной политики, может вызвать инфляцию или безработицу. Наряду с этим экономические нарушения могут быть вызваны политиками, которыми движут политические расчеты. Существуют свидетельства того, что политики пытаются стимулировать экономический рост в год, предшествующий выборам, для того чтобы обеспечить себе переизбрание. Эти усилия могут привести к возникновению экономических циклов, обусловленных политическими действиями. Подобного рода политические экономические циклы вызываются исполнительной и законодательной властью, когда они сокращают налоги и увеличивают государственные расходы перед выборами, а затем повышают налоги и снижают государственные расходы после их проведения.

    Политические события также могут вызывать различного рода отклонения в экономическом развитии.

    Типы нарушений и их влияние на экономическую политику

    Временное нарушение представляет краткосрочное изменение потребительских расходов. Наилучшее политическое решение в этой ситуации — ничего не предпринимать. Большая часть политических мер связана с лагами и не дает немедленного эффекта.

    Возможно, что меры экономической политики могут дестабилизировать экономику, если экономические нарушения имели только временный характер. Одна из главных трудностей при выработке экономической политики заключается в определении того, является данное экономическое нарушение временным или постоянным. Вначале правительство не могло быть уверено в этом. Оно надеялось, что монополия ОПЕК будет нарушена и цены вернутся к нормальному, более низкому уровню. Когда стало очевидным, что это повышение цен постоянно, то потребовались действия для стабилизации экономики.

    На вертикальной оси отложен ВНП, горизонтальная — представляет время. Предположим, что временное нарушение экономики происходит в период времени и что оно будет продолжаться. Экономика вернется к уровню ВНП в условиях полной занятости в точке если не будет вмешательства государства. Точка представляет начало стимулирующей стабилизационной политики, пик которой приходится на период выходящий за рамки, когда экономика обычно возвращается к уровню полной занятости. Возникшая в результате сверхзанятость и инфляция потребуют проведения сдерживающей макроэкономической политики, которая со временем приведет к безработице. Таким образом, в этом случае стабилизационная политика ухудшает положение дел и дестабилизирует экономику.

    Воздействие лагов

    Проблему можно исключить, если нарушения равновесия, вызванные экономическими отклонениями, могут быть определены сразу, и монетарная и фискальная политика начнут действовать немедленно. К сожалению, в реальном мире существует много трудностей, задерживающих выявление проблемы, реализацию соответствующей политики и влияние политики на экономику, т.е. проблема лагов.

    Внутренние лаги

    Они представляют собой время, которое требуется для принятия мер, связанных с политикой стабилизации. Внутренние лаги можно разбить на следующие виды: лаг распознавания, лаг принятия решений, лаг действия. Каждый из них рассмотрим более детально. Большая часть этих лагов изменяется в зависимости оттого, используются меры фискальной или монетарной политики. Внутренний лаг представляет собой дискретный лаг, поскольку он включает определенный период времени. Политика стабилизации не будет оказывать влияния на экономику, пока эти лаги не будут пройдены.

    Лаг распознавания представляет период времени, проходящий между наступлением экономического нарушения и осознанием политиками того факта, что требуются действия. Необходимо время для сбора данных и для определения того, являются эти нарушения постоянными или временными. Время для сбора точной статистической информации будет варьироваться от страны к стране, в такой стране, как США, где имеется хорошо финансируемое статистическое агентство, укомплектованное компетентными специалистами, могут потребоваться месяцы для получения надежной информации. Однако главной проблемой является неопределенность относительно последствий экономических нарушений. Эта неопределенность является результатом отсутствия достаточных знаний у экономистов о том, как работает экономика, и на это еще накладываются необходимость учета политических условий и политическая неопределенность. Лаг распознавания проблемы одинаков для фискальной и монетарной политики и обычно в среднем составляет пять месяцев, хотя он, как правило, несколько дольше, когда необходима политика сдерживания деловой активности, и короче, когда необходимо проведение стимулирующей политики.

    Лаг принятия решений представляет собой задержку между признанием политиками экономического нарушения и необходимости действия, с одной стороны, и политическим решением, — с другой. Этот лаг существенно варьируется при переходе от фискальной к монетарной политике. При фискальной политике лаг может быть очень длинным, так как он требует подготовки законодательства со стороны правительства и затем решения парламента, одобряющего это законодательство. Потребовалось свыше двух лет для того, чтобы администрация Кеннеди Джонсона смогла реализовать закон о налоговой реформе. Дополнительный 10%-й налог, который был рекомендован администрацией прошел в Конгрессе и стал действовать. Такие задержки являются типичными для фискальной политики. Однако лаг в решениях, связанных с монетарной политикой, будет довольно коротким. Центральный банк собирает совещания практически ежемесячно для принятия решений о проводимой политике. Именно это различие лагов вызывает более частое использование монетарной политики по сравнению с фискальной.

    Лаг действия представляет собой лаг между принятием правительством решения о проведении определенной политики и ее реализацией. При фискальной политике этот лаг может быть длительным. Например, правительство должно принимать решение о закупке каких-то товаров, выявить имеющихся и приемлемых поставщиков,  разослать предложения потенциальным поставщикам и затем выбрать поставщиков, с которыми заключаются контракты. При монетарной политике лаги действия будут практически нулевыми, так как в США Комитет открытого рынка Федеральной резервной системы просто должен известить Нью-йоркскую ФРС о своем решении, и эта политика начнет проводиться немедленно.

    Автоматические стабилизаторы

    Это стабилизаторы, встроенные в систему, они обладают тем преимуществом, что сокращают внутренний лаг до нуля, не требуют времени для принятия решений и действий.

    Наиболее важными являются следующие стабилизаторы:

    - Ставки подоходного налога сокращают мультипликационный эффект экономических нарушений, поскольку мультипликатор находится в обратном соотношении с налоговой ставкой. Например, если существует рост автономных расходов, вызывающих «перегрев» экономики, то наблюдается рост доходов и фактически действующая налоговая ставка будет увеличиваться для многих людей, вызывая уменьшение мультипликатора, поскольку он обратно пропорционален налоговой ставки.

    - Выплаты по безработице и другие трансфертные платежи, которые автоматически увеличиваются в период спада.

    Отношение располагаемого дохода к национальному доходу(DI/NI) показывает эффективность автоматических стабилизаторов. При росте трансфертных платежей в период спада, и увеличении налогов в период подъема, относительные показатели располагаемого дохода будут иметь антициклический характер.

    Внешний лаг

    Представляет собой период времени между введением в действие мер политики стабилизации экономики и ее воздействием на экономику. Эти лаги являются распределенными в том смысле, что их воздействие на экономику распределено во времени. Внешний лаг монетарной политики значительно больше лага для фискальной политики, поскольку фискальная политика оказывает быстрое влияние на доходы. Проблема при осуществлении монетарной политики заключается в существовании лага между временем, когда центральный банк изменяет политику, и временем, когда эта политика оказывает влияние на экономику. Корректировка процентной ставки осуществляется обычно быстро. Однако изменение масштабов инвестиций менее определенное, и это изменение происходит значительно медленнее. Фирмы не будут инвестировать даже при очень низких процентных ставках, если они в перспективе не видят возможности получить прибыль на свои инвестиции. Инвестиции основаны на планах, разработанных за несколько месяцев, а возможно и лет назад. Более низкие процентные ставки могут оказать влияние на инвестиции следующего квартала или следующего года. Если инвестиции связаны с крупным проектом, могут потребоваться годы для завершения строительства предприятия и увеличения выпуска продукции. Но в более поздний период дополнительный выпуск продукции может и не потребоваться экономике. Кроме того, увеличение массы сильных денег оказывает влияние на резервы в течение определенного периода времени. Начальный эффект будет весьма мал, однако он продолжает расти в течение длительного периода времени.

    Распределенный лаг

    Оказывает воздействие на экономику в течение определенного периода времени, поскольку текущее потребление зависит от дохода, полученного с лагом, инвестиции зависят от текущих доходов и доходов, полученных с лагом, а изменения совокупного спроса оказывают влияние на потребление в течение нескольких лет. Распределенный лаг лучше всего иллюстрируется с помощью динамического мультипликатора, характеризующего влияние данной политики на экономику в течение всех последующих периодов. Он показывает распределение изменений во времени, а не конечное изменение. Ниже приводится пример динамического мультипликатора, в котором предельная склонность к потреблению в течение длительного периода времени предполагается равной 0,9; а предельная склонность к потреблению в коротком периоде равна 0,33, прирост государственных расходов равен 10 млрд. долл. 

    При распределенном лаге и динамическом мультипликаторе существенно важным является расчет влияния изменений политики во времени. Распределение эффекта экономической политики во времени необходимо сравнить с распределением во времени воздействия автономных изменений в экономике.

    Ожидания и лаги

    Ожидания являются одной из причин лагов в политике стабилизации экономики, в особенности, лага распознавания. Специалисты по проведению политики хотят быть уверенными в том, что они правильно распознали временное нарушение экономики и хорошо понимают его действие и силу. Здесь присутствует момент задержки, связанный с тем, что политики хотят убедиться в разумной степени в том, что их ожидания будут правильными. Ожидания обычно базируются на прошлом поведении и большая часть различных ожиданий, встроенных в эконометрические модели, разработанных для США, базируется на величинах, действовавших в прошлом периоде. Например, М.Фридмен свои расчеты постоянного дохода основывает на данных о средних доходах в прошедшем периоде.

    Теория рациональных ожиданий предполагает, что люди учитывают всю экономическую информацию в своих ожиданиях, и на ожидания оказывает воздействие экономическая политика, проводимая в прошлом. Например, если доход падает, бизнесмены ожидают роста предложения денег, а при росте инфляции они будут ожидать ограничительных действий со стороны центрального банка. Главным моментом теории рациональных ожиданий является то, что фирмы и домашние хозяйства будут ожидать от фискальной и монетарной политики определенного воздействия на экономику, и они, следовательно, будут предпринимать действия, которые сделают эту политику неэффективной. Если политики не понимают того, что политика формирует ожидания, их предсказания относительно влияния этой политики будут неточными. Разумеется, то, что ожидания основаны на прошлой экономической деятельности и прошлых политических решениях, может и будет вести к серьезным ошибкам, поскольку изменения будут всегда. Изучение прошлых тенденций может помочь, однако очень трудно предсказать, как эти тенденции будут изменяться.

    Вновь о неопределенности

    Как было рассмотрено ранее в этой статье, неопределенность весьма затрудняет контроль над экономикой. Приведем основные источники неопределенности в условиях рыночной экономики.

    Внешние нарушения экономики. Многие нарушения, происходящие в экономике, являются неожиданными и оказывают значительное влияние на экономику. Некоторые них были рассмотрены в предыдущих разделах.

    Продолжительность нарушений в экономике. Следует отметить, что трудно предсказать, как долго будет иметь место данное нарушение в экономике.

    Ожидания. Проведение точной оценки ожиданий также затруднено.

    Структура экономики. Существуют различные теории относительно структуры экономики. В частности, имеются различные модели потребления (например, постоянного дохода, богатства), различные модели спроса на деньги.

    Лаги. Продолжительность лагов является трудно предсказуемой.

    Параметры в рамках данной модели. Эмпирические свидетельства обычно не являются достаточно убедительными для того, чтобы считать то или иное значение параметра заслуживающим доверия. Например, предельная склонность к потреблению из накопленного богатства оценивается в диапазоне от 0,03 до 0,06. Неопределенность подобного типа часто называют неопределенностью мультипликатора.

    Последовательность при разработке стабилизационной политики

    Рекомендуемая процедура определения соответствующей стабилизационной политики сводится к следующему:

    1.            Учет продолжительности лагов. Поскольку внешние и внутренние лаги имеют большую длительность, активная стабилизационная политика должна быть направлена на решение проблем, возникновение которых ожидается в будущем, или которые будут существовать в течение определенного предстоящего периода. Для краткосрочных нарушений в экономике разрабатываются автоматические стабилизаторы.

    2.            Предвидение будущих нарушений. Например, когда экономика приближается к уровню полной занятости, может произойти рост желательных запасов, который принесет краткосрочное увеличение совокупного спроса, продолжение которого маловероятно, так что в этом случае политические меры не являются необходимостью. Снижение рентабельности может вызвать длительное сокращение инвестиций. В этом случае необходима определенная политика для расширения совокупного спроса или содействия увеличению накоплений и инвестиций. Учитывая продолжающиеся усилия стран ОПЕК, направленные на реализацию своей политики, необходимо продумать ответные действия на случай, если цены на нефть снова вырастут на 50-100%.

    3.            Определение соответствующих мер экономической политики:

    а)            выявить, является ли нарушение постоянным;

    б)           определить, требуется экспансионистская или ограничительная экономическая политика;

    в)            сформулировать сочетания макроэкономической политики Д1я достижения необходимых изменений;

    г)            распределить по времени инструменты экономической политики. Поскольку различные инструменты имеют неодинаковые периоды действия, это обстоятельство следует учитывать при сочетании различных видов экономической политики.

    Проблемы стабилизации в переходной экономике

    Чрезвычайно трудно определить соответствующую политику стабилизации в переходной экономике, поскольку эта экономика отличается высоким уровнем макроэкономической нестабильности. Отсутствие равновесия проявляется здесь в различных формах: искажение большей части цен; контроль за валютным курсом, отсутствие конвертируемости национальной валюты; наличие значительного внешнего долга; неразвитость рыночных институтов, приводящая к снижению эффекта монетарной и фискальной политики. Эффективность монетарной политики зависит от развития финансовой инфраструктуры внутри страны.

    На ранних фазах перехода к рыночной экономике, потребуются определенные сочетания фискальной и монетарной политики и прямого контроля для снижения уровня инфляции, сокращения бюджетного дефицита, поглощения излишней ликвидности и ограничения кредитной экспансии. Бюджетный дефицит должен быть сведен до уровня, который может быть сохранен без инфляционного увеличения денежной массы, что представляет главную проблему для многих из стран, переходящих к рыночной экономике. В некоторых странах, где имеется значительное искажение цен, и ценовые субсидии представляют существенную часть валового внутреннего продукта, введение более реальных цен на раннем этапе реформы является необходимостью для достижения макроэкономического равновесия. Политикам требуется уделять внимание сокращению излишней денежной массы с тем, чтобы устранение контроля за ценами не привело к гиперинфляции. Для предприятий рекомендуется политика доходов, ограничивающая рост заработной платы в связи с увеличением цен. Эта политика необходима, поскольку отсутствуют условия жесткого бюджетного ограничения и конкуренция, препятствующая росту заработной платы. С точки зрения внешнеэкономических связей для достижения устойчивого платежного баланса, вероятно, потребуется девальвация денежной единицы и установление реального обменного курса, а также тщательное управление внешним долгом. Когда политика стабилизации станет эффективной, в стране необходимо создать систему социального обеспечения для защиты жизненного уровня тех людей, на которых экономическая реформа оказала негативное влияние. Безработица будет, вероятно, наиболее негативным последствием этих реформ. Система социального обеспечения должна защищать ту часть населения, чьи доходы значительно уменьшатся в результате роста цен.



    тема

    документ Экономические блага
    документ Экономические законы
    документ Экономические издержки
    документ Экономические колебания
    документ Экономические методы




    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Курс доллара
    Курс евро
    Цифровые валюты
    Алименты

    Аттестация рабочих мест
    Банкротство
    Бухгалтерская отчетность
    Бухгалтерские изменения
    Бюджетный учет
    Взыскание задолженности
    Выходное пособие

    График отпусков
    Декретный отпуск
    ЕНВД
    Изменения для юристов
    Кассовые операции
    Командировочные расходы
    МСФО
    Налоги ИП
    Налоговые изменения
    Начисление заработной платы
    ОСНО
    Эффективный контракт
    Брокеру
    Недвижимость



    ©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты