Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения
папка Главная » Экономисту » Рыночная система

Рыночная система

Рыночная система

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

  • Общая характеристика рыночной системы
  • Конкуренция
  • Специализация, капитальные товары и банковская система
  • Роль правительства
  • Функционирование рыночной системы. Схемы экономического кругооборота
  • Нравственные проблемы

    Общая характеристика рыночной системы

    Рыночная система включает в себя рынки продукции и ресурсов, где с помощью цен, формирующихся на этих рынках в результате взаимодействия потребителей, предприятий и владельцев ресурсов, распределяются дефицитные ресурсы экономики. Конкуренция потребителей, ресурсо-владельцев и производителей создает координационный механизм для размещения ресурсов и определения того, что и как производить и кто получит товар. В рамках рыночной системы между потребителями, производителями и ресурсо-владельца ми происходит взаимообмен информацией о принимаемых ими решениях. Это система экономической организации, характерными признаками которой в большинстве стран являются частная собственность на средства производства и распределения, хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли в условиях преобладания конкуренции. Рыночной является экономика, в которой ресурсы распределяются посредством рыночной системы.

    Частная собственность

    Частная собственность — это собственность, находящаяся во владении и управлении частных лиц и предприятий, действующих в частном секторе, и в этом ее отличие от собственности, контролируемой государством. Понятие это получило широкое распространение в конце XVII в. благодаря трудам Джона Локка.

    Имущественные права собственности, вместе со свободой заключения юридически обязательных контрактов выполняют следующие функции, имеющие важное значение для бесперебойной работы рыночной системы:

    1.            Обеспечивают личные стимулы для индивидуумов;

    2.            Оказывают влияние на распределение богатства, давая возможность отдельным лицам накапливать имущество и ценности;

    3.            Позволяют поддерживать высокий уровень торговой активности. Прежде чем пускать имущество в оборот, необходимо стать его собственником;

    4.            Позволяют лицам получать, контролировать, использовать и реализовывать экономические ресурсы так, как они считают нужным.

    Рыночные системы, однако, могут функционировать и при других видах собственности, например, с участием государственных фирм, коллективных и кооперативных предприятий. Государственные фирмы представляют собой правительственные предприятия; коллективные и кооперативные предприятия — организации (производственные, сбытовые, оптово-распределительные и т.д.), принадлежащие работникам, местным общинам. Многие государственные предприятия, конкурируя главным образом на международном уровне с частными фирмами, часто обвиняются со стороны частного сектора в нечестной конкуренции, поскольку получают от правительства субсидии и особое покровительство. Как следует из приводимых данных, государственный сектор играет важную роль даже в ряде промышленно развитых странах Запада.

    В Китае и некоторых других странах государственные и коллективные предприятия активно конкурируют на отечественном рынке с частным сектором.

    Личная заинтересованность

    Принцип «невидимой руки» был описан Адамом Смитом в его знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этом принципе выражена идея о том, что каждый человек, если позволить ему преследовать свою личную выгоду без вмешательства государства, будет ведом как бы невидимой рукой к достижению наивысшего блага для общества.

    В рыночной экономике, поскольку люди обладают свободой выбора, личная выгода преследуется следующим образом:

    1.            Ресурсо-владельцы стараются получить за свои ресурсы наивысшую цену, т.е. пытаются максимизировать плату за свой труд и процентные ставки на деньги, которые они вкладывают.

    2.            Предприниматели стараются максимизировать прибыль.

    3.            Потребители приобретают товары по самым низким ценам.

    Свобода выбора у фирм. Потребителей и ресурсо-владельцев

    Для того чтобы рыночная экономика функционировала эффективно, фирмы нуждаются в свободе приобретать ресурсы, которые они считают наиболее пригодными для своей деятельности, организовывать по своему усмотрению эти ресурсы с целью производства избранных ими товаров и продавать товары на определенных ими рынках. Лучшей гарантией этих свобод служит наличие прав частной собственности. Например, в России во время неудавшейся попытки переворота московские газеты не могли печататься и распространяться, хотя и пользовались правовой защитой в выражении взглядов, отличных от правительственных, так как печатные станки и запасы бумаги контролировались государством. В рыночной экономике свободой выбора обладают также владельцы ресурсов и потребители. Работники вольны работать там, где они желают, если имеется работа, соответствующая уровню их квалификации. Потребители свободны приобретать какие угодно товары по устраивающим их ценам при том допущении, что товары по этим ценам имеются в наличии.

    Конкуренция



    Конкуренция имеет основополагающее значение для бесперебойного функционирования рыночной экономики. При достаточном количестве покупателей и продавцов рынок устанавливает конкурентоспособные цены на потребительские товары и факторы производства, стимулирует эффективное использование ресурсов.

    В основании совершенной, или чистой, конкуренции, той рыночной структуры, которая часто становится предметом микроэкономического анализа, лежат следующие исходные допущения:

    1. Наличие большого количества покупателей и продавцов, при котором ни одно лицо и ни одна фирма не достигают столь крупных масштабов, чтобы оказать какое-либо влияние на рыночную цену. Считается, что фирмы соглашаются на предложенные им цены, т.е. продают свою продукцию только по той цене, которая установлена рынком (продавать по более низкой цене не имело бы смысла, ведь они могут реализовать все, что способны произвести, по рыночной цене, а если они попытаются сбыть свою продукцию по более высокой цене, они не найдут потребителей, заинтересованных в ее приобретении).

    2. Покупатели и продавцы обладают совершенным знанием о ценах и наличии продуктов, о стоимости и доступности ресурсов и новейшей технологии.

    3. Фирмы могут свободно вступать на рынки и покидать их.

    Система цен

    В основе понятия цены лежит принцип, согласно которому все, что обменивается (товары, услуги и ресурсы), имеет цену. Взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке имеет следствием установление цен. В этих ценах фиксируется выбор фирм и отдельных лиц и проводятся решения, принятые данными экономическими единицами.

    Ограниченное государственное вмешательство

    Хотя государство и вовлечено в функционирование любой экономической системы, в рыночной системе роль правительства, как правило, является ограниченной, поскольку товары и услуги распределяются прежде всего через рынок, а не посредством какой-либо центральной власти. В обычных условиях функции правительства сводятся к поддержанию порядка, определению имущественных прав, обеспечению исполнения контрактов, регулированию деловой активности, поощрению конкуренции и обороне страны. В большинстве стран вопрос о степени государственного вмешательства находится и центре общественных дискуссий. Далее в данной статье роль правительства рассматривается подробнее.

    Специализация, капитальные товары и банковская система

    Поскольку давление конкуренции вынуждает предприятия действовать эффективно, в рыночных экономиках существует естественная тенденция к использованию новейшей технологии, широкому применению капитала и специализированного труда. Специализация требует удобных средств для обмена товарами, поэтому необходимой предпосылкой рыночной экономики является использование денег и наличие эффективной банковской системы. В экономике традиционного типа применение капитала и передовой технологии менее распространено. В административно-командной экономике также подчеркивается важность расширения производственной базы и специализации труда в целях снижения удельных издержек производства.

    Специализация. В промышленно развитых странах Запада специализированный труд стал типичным инструментом повышения эффективности производства. Фирмы посвящают немало времени и усилий разделению и специализации труда, организации производства, направленной на максимальное использование опыта и квалификации своих сотрудников. О преимуществах специализации труда размышлял в своей знаменитой книге Адам Смит. Он описал фабрику по изготовлению булавок, где 18 различных операций выполняли рабочие, имеющие специальные навыки. Результатом явился впечатляющий рост производительности труда. Когда все функции выполнял один человек, выработка составляла менее 20 булавок в день, а после того как труд разделили на 18 операций, выпуск продукции увеличился до 2000 булавок в день на одного работника.

    Почему специализация ведет к росту производительности. Специализация имеет место не только внутри предприятий, но желательна также на региональном уровне, так как в определенных областях в силу их особых преимуществ продукция может производиться с меньшими затратами — например, виноград в Чили, апельсины во Флориде, овощи в Нью-Джерси, рис в южном Китае, пшеница в северном Китае и т.д. Однако, когда мы говорим о специализации, обычно имеем в виду рост эффективности в рамках одного предприятия, обусловленный специализацией.

    Внутрипроизводственная специализация предполагает:

    -              Необходимость получения и повышения квалификации. Промышленные организации, колледжи, университеты организуют программы по получению ученых степеней, подготовительные курсы, выпускают учебные пособия, справочники и т.д. в помощь тем, кто овладевает специальными навыками.

    -              Предоставление людям возможности применять свои природные способности. Индивидуальные способности и возможности людей сильно различаются.

    -              Устранение потерь времени при переходе с работы на работу.

    -              Упрощение рабочих заданий, что обеспечивает внедрение трудосберегающей техники.

    Проблемы, связанные со специализацией труда. Специализация часто приводит к тому, что работа становится скучной и кажется бессмысленной, так как работник обычно не воспринимает свой собственный вклад как часть общего дела. В передовых компаниях стараются уменьшить остроту этой проблемы — делают работу более интересной, удобной, разъясняют рабочим их роль в достижении общих целей компании. Другая потенциальная проблема заключается в том, что в результате специализации возникает взаимозависимость. Ни один человек не является самодостаточным. Индивидуум производит лишь какую-то часть одного товара или всего несколько товаров и услуг. Поэтому для выживания людям необходим обмен. Если экономическая система работает безотказно, взаимозависимость не представляет проблемы, а дает возможность создавать организации, способствующие эффективному обмену. Примерами организаций, необходимых для эффективного функционирования систем по мере роста их специализации, являются банки и финансовые рынки. Взаимозависимость становится проблемой тогда, когда еще не создана адекватная система распределения и обмена, что имеет место в экономиках переходного типа на ранних этапах рыночной реформы.

    Использование капитала. Специализация и разделение труда ведут к ускоренному развитию средств производства (капитальных товаров) — инструментально-технологической оснастки, оборудования, производственных зданий и сооружений, железнодорожных сетей для перевозки и распределения товаров, складских помещений и комплексных компьютерных программ для управления этими разнообразными системами. Хотя широкое использование \ для рыночной экономики, оно не является обязательным условием функционирования рыночной системы. Свободные рынки в Китае — хороший пример эффективного распределения и распространения овощной продукции, одежды и малогабаритной домашней утвари с ограниченным применением капитала. Если даже говорить только об обрабатывающей промышленности, то в ряде развивающихся стран трудоемкие методы производства могут обеспечить самую низкую себестоимость отдельных продуктов как на отечественных, так и на международных рынках благодаря тому, что эффективное производство таких продуктов требует больших трудовых затрат, а стоимость рабочей силы в развивающихся странах невелика. Изготовление одежды наглядно иллюстрирует ситуацию, когда трудоемкие производственные технологии в Китае, Малайзии и других странах с избытком рабочей силы оказываются менее дорогими, чем капиталоемкое производство с использованием новейшей технологии в индустриальных странах. Однако для большинства производственных процессов специализация труда в сочетании с использованием капитала является наиболее эффективным методом сточки зрения снижения удельных издержек, а конкуренция в рыночной экономике заставляет фирмы избирать именно самые эффективные технологии, иначе они не выживут.

    Банковская система. Наряду со специализацией и использованием капитала важнейшим условием надлежащего функционирования рыночной системы является эффективная финансовая сфера. Деньги, признанные обществом, необходимы как средство содействия обмену, постоянный же обмен неизбежен в силу взаимозависимости, обусловленной специализацией. Кроме того, перед банковской системой стоит задача привлечения внутренних сбережений с последующим выделением капитала фирмам, которые, осуществляя инвестиции, обеспечивают возможность экономического роста. Многие развивающиеся страны, где банковская инфраструктура недостаточно развита, часто сталкиваются с такими проблемами, как непомерно высокие процентные ставки.

    Роль правительства

    Правительство в условиях рыночной экономики выполняет многие важные функции. Государству необходимо заложить правовую базу и создать условия, способствующие эффективной работе рыночной системы. Правительство играет важную роль в поддержании конкуренции, перераспределении дохода и богатства, стабилизации экономики. Кроме того, время от времени необходимо вмешиваться в процесс рыночного распределения ресурсов, обеспечивая общественные блага, поощряя или ограничивая потребление товаров, качество которых признается особенно благоприятным или ущербным. Более подробно эти функции рассматриваются ниже.

    Необходимые элементы, составляющие правовой фундамент рыночной системы, включают:

    -              определение прав частной собственности;

    -              обеспечение правового статуса для предприятий;

    -              обеспечение гарантий выполнения контрактов;

    -              регулирование отношений между потребителями, производителями и ресурсо-владельцами.

    Кроме того, правительство должно предоставлять многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий и других институтов, которые необходимы для рыночной экономики, создавать и охранять различные системы, нормы, процедуры и стандарты, призванные содействовать обмену. Функция защиты особенно важна в начале переходного периода от экономики централизованного контроля к рыночной системе, чтобы предприятия и отрасли не подвергались давлению со стороны криминальных элементов, которые пытаются в своих интересах воспользоваться новыми для страны свободами.

    К услугам, необходимым для функционирования рыночной экономики, относятся:

    -              полицейская защита;

    -              судебная система;

    -              денежная система;

    -              система стандартов для измерения качества, массы и объемов. Например, в США Законом о чистоте пищевых продуктов и лекарственных препаратов были установлены стандарты в отношении продуктов питания и лекарств, этикеток, средств рекламы (компаниям было запрещено делать обманные заявления) и т.д.

    Поддержка конкуренции

    Конкуренция — важнейшее условие существования рыночной системы. При уменьшении количества продавцов каждый из них получает возможность влиять на рыночную цену, следствием чего часто являются монопольные прибыли. Потребитель платит более высокие цены за меньшее количество, и происходит сбой в распределении ресурсов. Во многих странах существует антимонопольное или антитрестовское законодательство, а государство создает специальные органы для его исполнения.

    Регулирование бизнеса

    Если бы существовала идеально чистая рыночная система, то бизнес в ней почти или вообще бы не регулировался. В течение первых ста лет после основания США там проводилась политика государственного невмешательства, и компании могли свободно заниматься тем, чем хотели. Однако в прошлом веке и, особенно в первой половине нынешнего происходил постепенный рост масштабов правительственного регулирования экономики, хотя наблюдалось и противоположное. Началось движение в сторону уменьшения такого вмешательства. Хотя масштабы регулирования в разных странах неодинаковы, а во многих из них продолжаются споры  в том, может ли рынок регулировать экономику более эффективно, чем государство, тем не менее все организации и отрасли бизнеса в той или иной степени подвергаются регулированию. В большинстве стран все более общим становится согласие с тем, что регулирование необходимо для зашиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

    Перечислим некоторые ведомства, осуществляющие регулирование и контроль в США:

    -              Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA);

    -              Федеральная комиссия по связи (FCC);

    -              Управление по охране окружающей среды (ЕРА);

    -              Управление по охране труда (OSHA);

    -              Комиссия по гарантии равных возможностей занятости (ЕЕОС).

    Регулирование естественных монополии. Хотя в большинстве рыночных экономик принимаются законы и создаются органы по стимулированию конкуренции, экономисты в целом согласны с тем, что в стране возможно появление некоторых «естественных монополий», обусловленных производственно-технологическими факторами или такой ситуацией, когда общий уровень спроса на рынке невелик. Если одна компания способна удовлетворить весь спрос при меньших — за счет экономии в силу «эффекта масштаба»  — удельных издержках, чем у множества компаний в конкурентной среде, то теоретически обществу выгоднее регулировать деятельность этой компании в целях недопущения сверхприбылей, нежели поощрять конкуренцию. При этом, однако, часто возникает проблема, связанная с тем, что люди, осуществляющие контроль, вступают с компанией в слишком «дружественные» отношения и не представляют интересов потребителя. Типичным примером естественных монополий является деятельность основных коммунальных служб, например компаний по снабжению электроэнергией, водой в городах, где осуществляется регулирование цен и стандартов обслуживания.

    Перераспределение доходов

    В условиях рыночной экономики существует необходимость в перемещении дохода от одной группы к другой. Рыночная система порождает значительное неравенство в распределении денежного дохода и богатства. Большие доходы получают не только люди, обладающие врожденными способностями, образовательным уровнем или квалификацией, которым соответствует высокая заработная плата, но и те, кому посчастливилось родиться в богатой семье, поскольку богатство генерирует дополнительный финансовый доход. Иными словами, существует естественная тенденция к тому, чтобы богатые становились еще богаче. Вместе с тем, удел инвалидов, стариков, безработных, одиноких женщин с детьми, а также тех, чьи материальные, интеллектуальные и профессиональные возможности ограничены, — это низкие доходы или вообще их отсутствие.

    Типичные способы перераспределения дохода государством:

    -              Прогрессивный подоходный налог. У богатых налогом облагается большая доля дохода, чем у бедных.

    -              Государственные программы помощи и социального обеспечения.

    -              Пособия по безработице.

    -              Всеобщее медицинское обслуживание населения.

    -              Вмешательство в рыночный механизм. Правительство модифицирует цены, установленные под воздействием рыночных факторов, различными способами. Для гарантии определенного уровня доходов конкретных групп обеспечивается ценовая поддержка. В странах ЕС и в США фермеры получают значительную ценовую поддержку, следствием которой являются высокие цены на продовольствие для потребителей и высокие доходы крупных фермеров. Во многих странах с рыночной экономикой с помощью законодательства о минимальном уровне заработной платы гарантируется определенный уровень доходов неквалифицированных рабочих. Однако установление такого минимума также ведет к сокращению занятости неквалифицированных рабочих, поэтому часто общий размер дохода у лиц этой низкооплачиваемой категории является меньшим при наличии минимального уровня заработной платы, чем при его отсутствии. Вмешательство государства в рыночные процессы зачастую затрагивает те или иные группы самым неожиданным образом.

    Внешние эффекты

    Это издержки или выгоды, достающиеся индивидуумам или группам, которые находятся вне рыночной сделки, — т.е. в результате производства или потребления товара (блага) получает выгоду или несет ущерб кто-либо, не являющийся производителем или потребителем.

    При наличии положительных внешних эффектов, при получении благ таких как образование, рентгенологическое исследование грудной клетки, прививки от полиомиелита и т.д., выгоду получают многие люди и организации, не участвующие в данном конкретном процессе. Например, когда администраторы, получившие прекрасную менеджерскую подготовку в одной компании, меняют работу и используют свою квалификацию в других компаниях, выигрывает от этого все деловое сообщество в целом. Другой пример — программы массовой иммунизации, снижающие вероятность передачи болезней и защищающие как тех, кому сделаны прививки, так и тех, кто ими не охвачен. В условиях положительных внешних эффектов ресурсы для производства данных благ выделяются в недостаточном количестве, поэтому необходимо стимулировать производство и распределение товара (блага) путем субсидирования производителя или силами правительства, которое само предоставляет данное благо (например, обеспечивает систему образования, осуществляет программы массовой иммунизации). Субсидия ведет к смещению кривой предложения вправо, так как снижает издержки производителя, в результате чего возрастает количество произведенных и потребленных товаров и устраняется недостаток в распределении ресурсов. Правительство может также увеличить спрос на эти товары (блага), обеспечивая потребителей покупательной способностью, например, выдавая талоны на льготное приобретение продуктов семьям с низкими доходами или абонементы на посещение определенных мероприятий образовательного характера.

    Отрицательные внешние эффекты, возникающие в результате рыночной деятельности, например, загрязнение окружающей среды, ведут к росту издержек для общества в целом, но при этом не влияют на затраты производителя, в результате чего кривая предложения продукции этого производителя не отражает истинных издержек общества и продукт производителя в избыточном количестве. Отрицательные внешние эффекты часто называют издержками перелива. (Для обозначения положительных внешних эффектов также используется термин выгоды перелива).

    Есть много примеров того, как промышленность загрязняет окружающую среду и не оплачивает связанные с этим издержки. Скажем, мясоконсервный завод сбрасывает отходы в озеро, мешая рыбакам и купающимся. Стоки бумажной фабрики нагревают воду в реке, тем самым повышаются затраты других предприятий, расположенных ниже по течению и использующих воду для охлаждения. Тепловая электростанция, работающая на угле, загрязняет населенный пункт копотью, которую необходимо удалять.

    Как же реагирует правительство в тех многочисленных случаях отрицательных внешних эффектов, когда рыночная цена не отражает истинных затрат? Один из способов состоит в принятии законов, запрещающих загрязнение окружающей среды. Такие законы вынуждают фирму либо приобретать дымопоглащающие или водоочистное оборудование, либо закрывать производство из-за невозможности выдержать конкуренцию при повышении уровня затрат в связи с этим приобретением. Другой путь заключается в том, что государство вводит специальный налог, примерно равный издержкам, вызванным загрязнением среды. До тех пор, пока продолжается загрязнение, фирма должна платить этот налог в расчете на единицу продукции. Рост налогов или затрат на приобретение аппаратуры экологического контроля приводит к смещению кривой предложения влево, а объем производства уменьшается. Иными словами, правительство трансформировало внешние издержки во внутренние, и ресурсы больше не оцениваются по заниженной стоимости.

    Общественные блага

    Они также не могут быть эффективно обеспечены свободным рынком, прежде всего из-за присущего им качества всеохватное («включенности»). Кроме того, иногда общественные или квазиобщественные блага обладают такими свойствами, как «нулевые предельные издержки» и «неделимость».

    -              Включенность. Лют не могут быть исключены из процесса потребления общественных благ, и в силу этого их свойства индивидуум не станет платить за них деньги. Он намерен воспользоваться этими благами в любом случае. В отношении же частного блага действует принцип исключения.

    -              Нулевые предельные издержки. При увеличении количества людей, потребляющих благо, роста издержек не происходит. Пример: свет маяка.

    -              Неделимость. Благо столь велико, что не может быть продано индивидуальным покупателям, например, национальная оборона.

    Примерами общественных благ являются национальная оборона, маяки, полицейская защита, программы по борьбе с наводнениями и вредными насекомыми. С общественными благами связана проблема «бесплатного проезда» («фрирайдера») суть которой в том, что люди могут получать выгоду от пользования общественными благами, не внося своего вклада в стоимость этих благ, т.е. их нельзя исключить из потребления благ и потому в обычных обстоятельствах они не заинтересованы в том, чтобы за них платить.

    Квазиобщественные блага — такие блага, как система образования, библиотеки, музеи, автострады, пожарная охрана, канализация и профилактическая медицина, отличаются от общественных благ тем, что люди могут быть исключены из процесса их потребления; однако часто они обеспечиваются государством благодаря наличию положительных внешних эффектов или значительных выгод перелива. В некоторых случаях, когда речь идет о таких товарах и услугах, как музеи, автострады, пожарная охрана и система канализации, предельные издержки, связанные с квазиобщественными благами, близки к нулевым.

    Распределение ресурсов на общественные и квазиобщественные блага. В условиях демократии количество общественных благ определяется с помощью процесса голосования, т.е. если граждане желают расширения сферы общественных благ, они голосуют за того кандидата, который выступает за совершенствование системы льгот в образовании, развитие рекреационной инфраструктуры и т.д. Реальное распределение ресурсов осуществляется в рамках системы налогообложения. Предприятия и домашние хозяйства облагаются налогами; в результате уменьшается количество наличных денег и за счет этого снижается спрос на блага частного пользования. Налоговые поступления используются для приобретения общественных благ.

    Товары первой необходимости

    Это блага, которым государство оказывает поддержку или противодействие (блага отрицательного качества) в силу убеждения в том, что такие меры наилучшим образом служат интересам общества. Примеры: субсидирование образования, субсидирование здравоохранения, субсидирование рекреационных мероприятий, субсидирование библиотек, налоги на сигареты, налоги на алкоголь.

    Стабилизация экономики

    В рыночной экономике все правительства вмешиваются в экономику в той или иной степени, предпринимают усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен и достаточных темпов роста. В большинстве рыночных экономик рост происходит неравномерно, т.е. имеют место циклы деловой активности, когда в какой-то момент времени наблюдается быстрый рост, сопровождаемый угрозой инфляции, а затем наступает стагнация с неприемлемым уровнем безработицы. Для решения этих проблем требуется вмешательство правительства.

    Факторы неэффективности и проблемы государственного сектора. В большинстве стран с рыночной экономикой имеются группы, выступающие за максимальное ограничение государственного вмешательства в экономическую систему. Во многом такая позиция обусловлена соображениями личной выгоды членов этой активной группы. Как правило, крайне консервативные общественные группы не хотят, чтобы ресурсы от богатых передавались лицам со средними и низкими доходами. Тем не менее существуют и основания для беспокойства по поводу разрастания правительственных бюрократических структур, поскольку с этим часто связано снижение эффективности и всякого рода проблемы. Одна из причин неэффективности государственного сектора заключается в том, что группы с особыми интересами неизбежно пытаются повлиять на политические решения правительства. К сожалению, небольшой группе лиц, получающих выгоду оттого или иного государственного предприятия или проекта, часто удается отстаивать свою точку зрения более убедительно, чем большому числу людей, несущих убытки. Таков удел потребителей в большинстве рыночных систем. Например, производители автомобилей и текстиля в США могут сконцентрировать свои усилия на проведении идей протекционизма, а потребители их продукции — это миллионы людей, которые в результате введения квот или «соглашений о добровольном ограничении импорта» потеряют в расчете на одного человека небольшие суммы и потому не слишком заинтересованы в эффективном противодействии торговым ограничениям. Для страны же убытки от ограничений на ввоз автомобилей и одежды составляют многие миллиарды долларов — гораздо больше, чем выигрывают фирмы-производители и рабочие их заводов.

    Еще одна проблема состоит в том, что политики предпочитают государственные программы, приносящие немедленную и явную выгоду, в ущерб тем программам, которые связаны с высокими начальными затратами, но выгодны в долгосрочном плане. Другой недостаток заключается в том, что в частном секторе роль системы «предохранителей и противовесов» выполняет конкуренция, в государственном же секторе таких контрольных механизмов меньше. Кроме того, правительствам свойственно не отказываться от проектов, доказавших свою несостоятельность. Эта проблема может быть устранена точным указанием для всех новых программ сроков окончания их реализации. Как мы ранее отмечали, вмешательство государства во многих отношениях необходимо, но при этом требуются особые усилия по обеспечению эффективности его деятельности.

    Функционирование рыночной системы. Схемы экономического кругооборота

    Схемы экономического кругооборота являются действенным средством, позволяющим объяснить основы функционирования рыночной системы и динамику отношений между основными экономическими субъектами. При этом опускается сложное переплетение деталей, типичных для экономической среды реального мира. Проиллюстрируем три модели кругооборота с их последовательным усложнением: первая отражает взаимодействие домашних хозяйств и предприятий на рынках ресурсов и продуктов; во второй модели добавляются государственный сектор и финансовые рынки; затем, в третью схему кругооборота включается внешнеэкономический сектор. Поскольку во всех схемах показано движение денежных средств, студент должен понимать, что всегда имеют место потоки товаров, услуг, рабочей силы и т.д. в обратном направлении.

    Предприятия и домашние хозяйства. Рынки ресурсов и продуктов

    Цены устанавливаются на рынке продуктов, где домохозяйства приобретают у фирм товары и услуги. Заработная плата определяется на рынке ресурсов, где фирмам требуется от домашних хозяйств рабочая сила и предпринимательская способность. Домохозяйства формируют спрос на рынке продукции и предложение — на рынке ресурсов, тогда как фирмы выступают в качестве потребителей на рынке ресурсов и поставщиков — на рынке продуктов.

    Включение государственного сектора и финансового рынка

    При включении в модель кругооборота финансовых рынков к потокам ресурсов и продуктов добавляются сбережения и инвестиции. Сбережения переливаются из домашних хозяйств на финансовые рынки, а затем в виде инвестиционных фондов с финансовых рынков — предприятиям. Это взаимодействие между спросом на финансовые средства со стороны фирм и предложением средств со стороны домохозяйств определяет уровень рыночной процентной ставки. Инвестиционные средства перетекают от предприятий на рынок продуктов, где у других фирм приобретаются капитальные товары — производственное оборудование, здания и оргтехника. С добавлением в схему кругооборота государственного сектора чистые налоговые средства поступают от домашних хозяйств и фирм к правительству, после чего правительственные расходы образуют поток от правительства к рынку продуктов, на котором приобретаются товары и услуги. Правительство также связано с финансовыми рынками. При наличии бюджетного дефицита правительству приходится брать ссуды на финансовых рынках, что и показано на схеме кругооборота. Если имеется бюджетный избыток, погашение правительством ранее полученных кредитов по объему превышает чистую сумму его заимствований, таким образом возникает чистый перелив средств от правительства на финансовые рынки.

    Включение внешнеэкономического сектора

    Импорт иллюстрирует перелив фондов от домохозяйств в зарубежные страны, экспорт — приток средств через рынок товаров на предприятия. Из форм движения иностранного капитала на схеме показаны ссуды из зарубежных стран предприятиям и правительству через финансовые рынки. Результирующий поток этих средств может быть направлен либо в страну, либо из нее, а важнейшим фактором, определяющим его направление, является величина процентной ставки. (К числу других факторов, влияющих на направление этого потока, относятся дефицит или активное сальдо торгового баланса, а также туризм.) Если, например, процентная ставка в США значительно выше, чем в других государствах, то туда направляется поток финансовых средств.

    Как механизм цен решает задачи экономической системы

    Как цены определяют, что и в каком объеме производить. В конечном счете, то, что должно быть произведено, определяет потребитель. Если нет потребительского спроса, производиться ничего не будет. При увеличении спроса происходит рост цен и повышение прибылей. Рост цен позволяет фирмам повышать заработную плату и привлекать дополнительные трудовые ресурсы, а также получать в больших объемах другие необходимые им ресурсы. Не только фирмы — производители товаров под влиянием повышенных цен расширяют производство, но и избыточные прибыли привлекают все новые компании, инвестирующие капитал и организующие производство данных товаров. По мере роста производства и вступления на рынок новых фирм кривая предложения смещается вправо. Поскольку вступление в отрасль ничем не ограничено, со временем сверхприбыли устраняются из-за падения цен, сопровождающего рост предложения.

    Снижение потребительского спроса имеет противоположный эффект. Цены падают, прибыли снижаются, и фирмы сокращают производство товаров. В конце концов уменьшение прибылей приведет к банкротству части фирм или же сделает невыгодным для части владельцев продолжение деятельности их предприятий в данной отрасли. Они примут решение перевести инвестиции в другие, более прибыльные сферы. По мере сокращения предложения (кривая предложения смещается влево) повышаются цены и восстанавливается нормальный уровень прибылей.

    Как цены определяют виды технологии, используемой в производстве. При изготовлении товара фирмы пользуются наиболее эффективным методом с точки зрения снижения удельных издержек производства. Этот метод определяется исходя из наличия технологии и цен на ресурсы. При тех ценах на ресурсы, самым эффективным методом производства является трудоемкая технология, которая и будет избрана компанией. Если цена капитала уменьшится до 3 долл., за единицу, а стоимость остальных ресурсов останется прежней, то промежуточный вид технологии станет таким же эффективным, как и трудоемкий метод. Если одновременно цена капитала упадет до 3 долл., за единицу, а цена рабочей силы поднимется до 3 долл. за единицу, выбор будет сделан в пользу либо капиталоемкой, либо промежуточной технологии. Изданного примера видно, почему при конкретном уровне технологических знаний в стране цена ресурсов играет чрезвычайно важную роль в выборе методов производства. Цены ресурсов определяются спросом на них, который в свою очередь зависит от спроса на промышленные и потребительские товары, в производстве которых эти ресурсы используются.

    Ценовая система как средство приспособления к меняющимся условиям. Как отмечалось в предыдущем разделе, ценовая система обеспечивает очень эффективную приспособительную реакцию на изменения спроса. Повышение спроса ведет к росту цен на товары, причем увеличивается количество потребляемых товаров. Рост цены товара также повышает спрос на ресурсы, в результате чего возрастают цены на них и количество ресурсов, поступающих в распоряжение фирм. Добавочная прибыль, возникающая вследствие роста цен, побуждает новых производителей вступать на рынок, и предложение продукта увеличивается.

    Рыночная система стимулирует прогресс в технологии, поскольку снижение издержек при росте эффективности производства дает фирме временное преимущество перед ее конкурентами. Конкуренция способствует распространению новой технологии, ведь конкурентам приходится либо следовать примеру фирмы-новаторы, либо, в конце концов, выходить из бизнеса.

    Оценка рыночной системы

    Рыночная система в целом эффективно распределяет ресурсы, затрачивая на это относительно малые усилия. Обеспечиваются стимулы к развитию новых, более эффективных методов производства. Угроза потери позиций в конкурентной борьбе заставляет менеджеров и собственников искать пути совершенствования своей деятельности. Если система работает эффективно, она чувствительна к запросам потребителей. Это позволяет избежать производства ненужных товаров, характерного для командной экономики. Другим важным плюсом этой системы является особое значение личной свободы. В условиях конкуренции потребитель защищен от принудительного давления продавца, поскольку имеет возможность покупать товары у других продавцов. Наемный работник также в значительной степени защищен от принуждения, так как может работать у других работодателей.

    Что в рыночной системе вызывает озабоченность

    Имеется достаточное число законных оснований для недовольства рыночной системой, речь о которых пойдет ниже и в центре которых — неадекватная конкуренция, неадекватный учет рыночным механизмом истинных затрат, неравное распределение дохода, тенденция апеллировать к самым эгоистичным сторонам человеческой натуры и опираться на них.

    Неадекватная конкуренция. Конкуренция является необходимым условием эффективного функционирования рыночной системы, и в той степени, в какой она нарушается, ценовая система становится менее эффективным инструментом распределения товаров, услуг и ресурсов. К сожалению, многие деловые люди, пытаясь уменьшить или устранить конкуренцию, воздействует на правительство в пользу принятия протекционистского законодательства путем сговоров, обмана, совместных акций с другими фирмами отрасли. Кроме того, современная капиталоемкая технология обусловила появление олигополистических отраслей, в которых фирмы в той или иной степени обладают монопольной властью, позволяющей получать сверхприбыли. Правда, в последние годы благодаря деятельности международных фирм в странах, где торговые барьеры незначительны и поощряется конкуренция на международном уровне, некоторые крупные капиталоемкие производства встречаются с такой же конкуренцией, как и небольшие предприятия в сфере услуг. На рынке труда крупным профсоюзам также удалось уменьшить конкуренцию, вследствие чего возрастают издержки производства, а потребитель платит за товары больше. Конкуренция — одно из основных условии функционирования рыночной системы. По мере снижения уровня конкуренции уменьшается эффективность ценовой системы в распределении товаров и услуг.

    Дефекты рынка: внешние дефекты и общественные блага. В силу наличия внешних эффектов ценовая система не учитывает всех выгод и издержек, связанных с производством и потреблением некоторых товаров и услуг, и в результате распределение ресурсов по этим позициям становится недостаточным или избыточным. Кроме того, ценовая система учитывает лишь индивидуальные потребности. При этом игнорируются блага, спрос на которые не предъявляется отдельными лицами на рынке, например, национальная оборона, программы предупреждения наводнений, маяки, автострады. Для того чтобы система отражала истинные затраты и производила общественные блага необходимо вмешательство государства.

    Неравное распределение дохода. Богатые могут голосовать долларом, бедные же такой возможности лишены, поэтому в избытке могут производится предметы роскоши и в недостаточном количестве — предметы первой необходимости для нуждающихся. Как отмечалось ранее, рыночная система порождает значительное неравенство в распределении денежного дохода и богатства. Инвалиды, старики, безработные, одинокие женщины с детьми, люди с ограниченными материальными, интеллектуальными и профессиональными возможностями мало приспособлены к созданию дохода и нуждаются в опеке со стороны государства, семьи или частных организаций.

    Материализм и эгоизм. Рыночная система действительно апеллирует к наиболее эгоистичным инстинктам человека, порождает излишний материализм и фокусируется на благах и собственности в ущерб справедливости и человечности. В условиях становления рыночной системы, например, в России и странах Восточной Европы, процветают криминальные элементы, которые свободно пользуются в своих интересах склонностью людей к стяжательству, особенно 

    если отсутствуют институты, направленные на защиту граждан. Однако свобода в условиях рыночной экономики также способствует развитию духовной свободы, в том числе и религиозной. Духовное возрождение любого общества, я убежден, связано с духовной свободой, с формированием твердых морально-этических ценностей, пониманием нужд бедных и обездоленных.

    Нравственные проблемы

    Проблема первая: социальная ответственность бизнеса

    Известный экономист из Чикагского университета Милтон Фридмен в течение многих лет доказывает, что единственная ответственность бизнеса — это увеличение прибыли. Многие консервативно настроенные и ориентирующиеся на свободный рынок экономисты разделяют эту точку зрения. Они считают, что управляющий несет ответственность перед акционерами лишь за максимизацию прибыли. Максимизация прибыли наряду со стремлением потребителя максимизировать степень своего удовлетворения, ведет к наибольшей пользе для общества, что согласуется с принципом «невидимой руки» Адама Смита. По их мнению, действия, предпринимаемые во имя социальной ответственности, например, закупка дорогостоящего оборудования, предотвращающего загрязнение воды и воздуха, участие компании и ее служащих в проектах помощи малому бизнесу или проектах по обустройству города, уменьшают доходы держателей акций, могут сделать ее неконкурентоспособной.

    Многие бизнесмены и государственные деятели не согласны с этой точкой зрения, больше того, они считают, что социальная ответственность и нравственное поведение совместимы с «хорошим бизнесом». И, действительно, существуют различные доводы в пользу того, что социальная ответственность бизнеса вполне согласуется с практикой управления предприятием и компанией. В частности, дружески настроенные по отношению к компании местные органы власти скорее всего поддержат долгосрочные планы развития компании. Корпорация, которая проводит политику, принимающую во внимание нужды и интересы персонала компании, потребности местного общества, интересы потребителей, необходимость охраны окружающей среды, и в то же время — интересы акционеров, будет привлекать к себе наиболее талантливых людей, а они являются основой успеха любой компании. Репутация компании, проявляющей заботу о нуждах общества и окружающей среде, не безразлична для тех потребителей, которые делают свои покупки исходя не только из коммерческих соображений. Компания, предоставляющая своим служащим различного рода возможности и условия, например, для воспитания и образования их детей, не только улучшает жизнь своих служащих, но и уменьшает текучесть кадров. Многие компании в настоящее время не только создают «нравственный кодекс поведения», но и предпринимают усилия по его претворению в жизнь.

    М.Фридмен во многом бы не согласился с тем, что было сказано, считая, что социальная ответственность — это дело политики и политиков, которые лучше представляют волю народа. Через налоги и субсидии правительство может создать бизнесменам стимулы для уменьшения загрязнения окружающей среды, фонды для различного рода услуг, необходимых обществу. Существуют законы, которые определяют, является ли поведение бизнесменов преступным, и которые устанавливают наказание за нарушение этих законов.

    Проблема вторая: социальная ответственность бизнеса и производство табачных изделий

    В чем состоит ответственность бизнесменов, компаний и отраслей в целом, производящих продукт, который, как считается, убивает людей? Производство и продажа сигарет чрезвычайно прибыльны. Годовые продажи компании «Филип Моррис» составляют 23,8 млрд. долл., а ее прибыль — 6,5 млрд. долл. Почти все, за исключением производителей табачных изделий, согласятся с тем, что потребление сигарет является причиной смерти 2 млн. человек в США ежегодно. В масштабах всего мира эта цифра еще более внушительна. Даже Уоррен Баффит, глава компании «Соломон Бразерс», которая собиралась поглотить одну из табачных компаний, говорил, что производство сигарет стоит цент, продаются они за доллар, а их потребление представляет собой пагубную привычку.

    В последнее десятилетие потребление сигарет в США уменьшалось на 23% в год. Все больше и больше людей осознают вредные последствия курения. Табачную промышленность обвиняют в том, что она расширяет свои продажи среди бедного чернокожего населения страны, среди молодых и необразованных женщин, а в последнее время и среди детей благодаря умной рекламе с участием верблюда Джо. Производители табачных изделий предпринимают огромные усилия по расширению продаж сигарет в странах третьего мира и в бывших социалистических странах, пытаются заставить эти страны открыть их защищенные высокими тарифами рынки, угрожая применить раздел 301 Закона о торговле. Этот закон позволяет США вводить в наказание высокие тарифы, если та или иная страна отказывается открыть свой рынок. Сенатор Джесси Хелмс из Северной Каролины, штата, являющего главным производителем табака, заявил японскому премьер-министру, что он предпримет все усилия, чтобы уменьшить антияпонские настроения в США, если производители американских сигарет получат доступ к 20% японского рынка. По расчетам Мирового банка, к 2025 г. число смертей от болезней, связанных с курением, увеличится до 7 млн. в год, если продолжится существующая в настоящее время тенденция в потреблении сигарет в третьем мире. Является ли нравственным то, что компании рекламируют опасный для жизни продукт в среде неосведомленных бедняков и детей или пытаются оказывать давление, чтобы получить доступ к рынкам развивающихся стран? Можно ли позволить, чтобы Управление по торговле США использовалось табачной промышленностью? Вообще, является ли нравственным производство и продажа продуктов, которые явно приносят вред и убивают людей?



    тема

    документ Экономические блага
    документ Экономические законы
    документ Экономические издержки
    документ Экономические колебания
    документ Экономические методы




    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Курс доллара
    Курс евро
    Цифровые валюты
    Алименты

    Аттестация рабочих мест
    Банкротство
    Бухгалтерская отчетность
    Бухгалтерские изменения
    Бюджетный учет
    Взыскание задолженности
    Выходное пособие

    График отпусков
    Декретный отпуск
    ЕНВД
    Изменения для юристов
    Кассовые операции
    Командировочные расходы
    МСФО
    Налоги ИП
    Налоговые изменения
    Начисление заработной платы
    ОСНО
    Эффективный контракт
    Брокеру
    Недвижимость



    ©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты