Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Экономисту » Традиционная система

Традиционная система

Традиционная система

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

1. Традиционная система
2. Традиционная система обучения
3. Традиционная система экономики
4. Традиционная рыночная система
5. Суть традиционной системы
6. Традиционная командная система
7. Традиционно-правовые системы
8. Страны традиционной системой
9. Традиционная система управления
10. Система традиционного права
11. Традиционные политические системы
12. Характеристика традиционной системы
13. Признаки традиционной системы
14. Традиционная система налогообложения
15. Традиционные модели систем
16. Традиционная хозяйственная система

Традиционная система

Традиционная экономическая система - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

В своей основе традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики существуют естественное и зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремесел. В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. В Индии, например люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию.

Человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение трудовых ресурсов диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой - не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Какие-либо усовершенствования вносить категорически запрещалось. Каждая мелочь в производственном процессе была закреплена в специальных правилах. Следовательно, и производительность труда веками оставалась на неизменном уровне.

Объемы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, иерархическими отношениями внутри рода и общины и мало меняются с течением времени.


Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учетом пола и возраста, действуют элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоемы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведет к ее перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Одним из немногих преимуществ существующих в традиционной экономике является то, что роль отдельных лиц четко определена. Каждый член общества точно знает, что он должен делать.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

Традиционная система обучения

Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал Я.А. Коменский.

Принцип научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные).

Принцип природосообразности (обучение определяется развитием (не форсируется).

Принцип последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему).

Принцип доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН).

Принцип прочности (повторение - мать учения).

Принцип сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд).

Принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию).

Принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний).

Принцип учета возрастных и индивидуальных способностей

Знания в основном адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.

% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария мозга, на эстетические предметы отводится лишь 3% от общего числа школьных дисциплин.

До сих пор самые сильные, одаренные дети учатся в физико-математических классах или классах естественно-научного профиля. Связано это, в первую очередь, с родительским менталитетом, а во вторую очередь, с реальной востребованностью специалистов; программистов, например, требуется больше, чем искусствоведов.

Традиционная технология остается единообразной невариативной.

Планирование содержания обучения - централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку («туннельное образование»).

Приоритет обучения над воспитанием

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебная и воспитательная деятельность слабо взаимосвязаны.

В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. Цели воспитания неопределенны, расплывчаты.

Традиционное обучение представляет собой, прежде всего авторитарную педагогику требований - ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с многообразными запросами и потребностями его личности, отсутствуют условия для проявления ее индивидуальных интересов и творческих способностей.

Методы усвоения знаний основываются на:

- сообщении готовых знаний (отсутствие самостоятельности);
- обучении по образцу;
- индуктивной логике, от частного к общему;
- механической памяти;
- вербальном изложении информации;
- репродуктивном воспроизведении;
- внешней оценке результатов.

Основной формой учебного процесса является урок.

Систематически, последовательно организованный процесс, в котором нет возможности следовать интересу или вопросу разворачивать возникающее спонтанное действие, действовать проблемно.

Рождение нового знания предопределено программой.

Выбор, творчество оказываются вне урока.

Процесс обучения как деятельность ТО характеризуется слабой мотивацией учебного труда школьника.

Отсутствует самостоятельное целеполагание (цели обучения ставит учитель).

Планирование ведется извне.

Итоговый анализ проводится не учеником, а учителем.

На большей части урока допускается «такое» бездействие ученика или «безделье за партой» (Определение Сухомлинского).

Оценивание деятельности учащихся. В педагогике ТО разработаны критерии количественной пятибалльной оценки ЗУН по учебным предметам.

Нормы оценивания основываются на подсчете недостатков.

Оценка, отметка - часто становится средством принуждения учителем ученика.

Отметка нередко отождествляется с личностью в целом, делит учащихся на «плохих» и «хороших» (формируется отрицательная Я - концепция).

Конфликт - «двойка» вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Традиционная система экономики

Традиционная экономическая система характерна, если говорить о современном периоде, для слаборазвитых в хозяйственном плане государств. Она базируется на консервативных нормах и установках, касающихся способов управления хозяйством, понимания законов спроса и предложения и взаимодействия субъектов экономических активностей. Если говорить об истории развития человечества, традиционная экономическая система была характерна для раннефеодальных периодов, когда основу хозяйственных систем государств и социумов составляли ремесленнические производства, сельское хозяйство, элементарные формы торговли.

Не считая консервативных установок на уровне правил и норм, в ней наблюдается довольно медленное внедрение новых технологий. Первый фактор — сильная роль традиций — предопределяет нежелание граждан осваивать новые производства, модернизировать хозяйственный уклад социума. Второй — медленное внедрение новых технологий — становится причиной того, что даже при желании людей привносить что-то новое в экономику фактических возможностей для этого немного.

Социальное неравенство в традиционных системах

Традиционная экономическая система характеризуется авторитарным, главным образом, принципом распределения общественных благ. Основные ресурсы получает некая элита. Если говорить о племенных отношениях — вождь или группа таковых. Уровень жизни большинства субъектов социума при этом невысокий, так как экономические ресурсы концентрируются в руках правящей верхушки. Вместе с тем практического значения это может не иметь, так как консервативные установки на уровне идеологии могут предопределять отсутствие заинтересованности людей в каких-либо излишествах, социальной защите, предпринимательстве. Поэтому традиционный тип экономической системы в ряде случаев характеризуется весьма высокой устойчивостью. Есть не так много факторов, под влиянием которых в хозяйствах подобного типа могут происходить изменения. Механизмы революционных изменений изнутри, как правило, не формируются в силу консервативной идеологии.

Вероятность появления внешних субъектов, заинтересованных в том, чтобы в том или ином государстве с традиционной экономикой произошла трансформация хозяйственной модели, невелика. Во-первых, крупные игроки на международной бизнес-арене не всегда желают появления конкурентов. Во-вторых, им может быть выгоднее взаимодействовать именно с традиционной экономикой — как правило, размещение производств там, пусть и несложных технологически, чаще всего намного дешевле, чем в развитых странах.

Социальные характеристики традиционной экономики

Важнейший аспект, который полезно рассмотреть при изучении такого явления, как традиционная экономическая система, — характеристика данной модели в социальном контексте. Первое, о чем стоит сказать — в основе хозяйствования лежит общинный труд. Выпуск товаров осуществляется совместными усилиями. Выручка от их реализации распределяется среди людей, участвовавших в создании соответствующих продуктов. Продажа товаров осуществляется, как правило, при самых минимальных расценках в силу большой конкуренции, а также относительно небольшой покупательной способности граждан, которые их приобретают. В ряде случаев экономика локальных хозяйств может включать сервисные отрасли — например, связанные с ремонтом.

Производительность труда в традиционных сообществах не самая высокая. Выше мы отметили, что общественные блага в значительной степени могут концентрироваться в руках правящих элит. Вместе с тем во многих случаях государства выстраивают институты социальной защиты граждан, так как доходы, которые приносят локальные хозяйства, могут быть крайне невысокими, что создает угрозу политической нестабильности.

Отраслевая структура традиционных экономик

Основная отрасль в традиционных экономиках — сельское хозяйство. Для того чтобы организовывать производство, нужны, во-первых, инвестиции в необходимую инфраструктуру, во-вторых — желание людей заниматься чем-то иным, что может существенно отличаться от традиционных занятий, возможно, осваивать новые знания, навыки, компетенции. В сообществах рассматриваемого типа может отсутствовать в необходимой величине и то и другое.

Сельскохозяйственная отрасль также обычно не характеризуется инновационностью. Часто это обусловлено теплым климатом, при котором необходимость в существенной модернизации технологий выращивания и сбора плодов может отсутствовать. К тому же, в совершенствовании сельскохозяйственных работ могут быть не заинтересованы непосредственные покупатели соответствующей продукции. Дело в том, что, благодаря теплому климату и иным позитивным условиям выращивания плодов, сельхозпроизводители могут быть избавлены от необходимости использовать химические удобрения, генетически модифицировать продукцию, задействовать вещества, ускоряющие рост овощей и фруктов. Покупатели, таким образом, начинают привыкать к тому, что сельхозпродукция, поступающая с того или иного рынка, будет полностью экологичной. Они могут потерять интерес к приобретению плодов, которые выращены при задействовании инновационных подходов.

Что касается производственных секторов традиционной экономики, чаще всего это мелкие ремесленнические мастерские. Технологии выпуска товаров в них также, как правило, достаточно консервативны. И это также может быть обусловлено пожеланиями потенциальных покупателей товара. Многие из них предпочитают приобретать изделия, выпускаемые мастерами соответствующего профиля — посуду, предметы интерьера, мебель, — которые изготовлены вручную и при использовании естественных материалов.

Итак, основные признаки традиционной экономической системы: общинный уклад экономики, преобладание сельскохозяйственной продукции в структуре производимых товаров, наличие консервативных норм в общественном поведении, ограниченный доступ к новым технологиям. Соответствующая модель хозяйственного управления, в целом, допускает свободный товарооборот, и это делает возможным гражданам обеспечивать приемлемый уровень жизни для себя и своей семьи. В некоторых случаях значимой становится социальная роль государства.

Традиционная рыночная система

Основные особенности капиталистической экономики:

• Частная собственность;
• Свобода предпринимательского выбора;
• Конкуренция;
• Опора на рыночную систему;
• Ограниченная роль государства.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами. Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег. Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем, чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления. Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа:

• Слабое развитие техники и технологий производства;
• Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;
• Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;
• Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Суть традиционной системы

Суть экономической системы традиционного типа, как считают некоторые исследователи, заключается в приоритете неформальных норм коммуникаций. В свою очередь, в командных моделях правоотношения так или иначе, базируются на положениях закона. Характеристика экономических систем традиционного типа, таким образом, делает их в отдельных аспектах схожей с двумя другими моделями - рыночной и командной.

Однако принципиальные различия гораздо заметнее. И потому, вероятно, будет совершенно некорректно анализировать специфику функционирования экономики, характеризующейся традиционными признаками в сравнении с той, что организована на базе рыночных принципов.

Рассмотрим то, как организованы национальные экономические системы, на примере нескольких стран, хозяйственная структура которых, как полагают некоторые исследователи, может быть охарактеризована как традиционная.

Государства с традиционной экономикой: Буркина-Фасо

Буркина-Фасо - страна с преимущественно сельскохозяйственной экономикой. Основная выращиваемая культура - хлопок. Он идет на экспорт. Можно отметить тот факт, что правительство страны прилагает определенные усилия к диверсификации национальной экономики. Так, например, власти государства взяли курс на приватизацию предприятий. Принят ряд законов, призванных улучшить инвестиционный климат страны. Это дало определенные результаты: в частности, значимую долю в экономике стал играть сектор горнодобывающей промышленности. Особенно активно выросла добыча золота. Сейчас доля промышленности в ВВП страны составляет порядка 21%, и это между тем сравнимо с показателями некоторых развитых стран. Доля сельского хозяйства - около 30%, сектора услуг - 49%. В последние несколько лет в Буркина-Фасо заметен заметный годовой прирост ВВП. Правда, на душу населения он довольно скромный - порядка 1200 долларов.

Экономика Бурунди

Бурунди - страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство. Ведущие сектора: производство кофе, чая, сахарного тростника, а также хлопка. В Бурунди крайне низкий ВВП на душу населения - порядка 140 долларов. Вместе с тем ВВП в целом растет, а темпы инфляции сопоставимы даже с развитыми странами - около 10-12%. Сельскохозяйственное производство в Бурунди сконцентрировано в основном в частных хозяйствах, есть небольшие фермы. Можно отметить, что доля промышленности в ВВП государства все же заметна - 15%. Но большинство предприятий связаны с сельскохозяйственной сферой - на них осуществляется переработка чая, кофе и других основных продуктов экспорта. Есть также заводы, на которых выпускаются сельскохозяйственные орудия. В числе перспективных отраслей для инвестирования в Бурунди выделяется добыча никеля. По расчетам геологов, в стране присутствуют значительные запасы этого металла.

Экономика Афганистана

Несмотря на сложные времена после прихода к власти в этой стране моджахедов, Афганистан продолжает выстраивать внешнеэкономические связи. Но все же в основе экономики пока внутренний рынок. Более половины ВВП страны формирует сельскохозяйственная отрасль, но доля промышленности заметна - около 29%. Порядка 19% - сфера услуг. В Афганистан поступает международная гуманитарная помощь, что стало позитивным фактором экономического роста страны и улучшения социального положения граждан. ВВП Афганистана - около 21 млрд. долларов, показатель на душу населения - порядка 700 долларов.

Традиционная командная система

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

- экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I, фашистская Германия);
- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);
- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;
- типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;
- общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Традиционно-правовые системы

Традиционное право распространено в странах Дальнего Востока, Африки и Океании. При всех различиях в исторических особенностях возникновения и развития их сближает отрицание западной идеи права, рассмотрение права в качестве вспомогательного элемента регуляции общественных отношений. Рассмотрим некоторые традиционные правовые системы.

Отношение к праву в китайском обществе на всем протяжении его многовековой истории не было однозначным. Различные философско-этические системы по-разному понимали место и роль права в регуляции общественных отношений.

Так, конфуцианство исходило из вспомогательной роли права, которое необходимо тогда, когда не действуют нормы ритуала, морали. Подобное понимание вытекало из идеи патриархального общества, в котором основной ячейкой является семья с абсолютной властью главы семьи и жестким делением всего населения на три группы в зависимости от выполняемых функций: старшие, средние и младшие. Конфуций идеализировал человека, приписывая ему различные добродетели, послушание, следование обычаям и ритуалам.

Сторонники легизма, напротив, исходили из того, что человек по своей природе существо агрессивное и эгоистичное. Для обеспечения социального порядка людей следует постоянно держать в страхе с помощью системы превентивных (предупредительных) наказаний. Для этого необходимы постоянно действующие законы, которые неукоснительно соблюдаются подданными, а контроль за ними возлагается на правителя. В дальнейшем конфуцианство поглотило легизм.

Право Китая формировалось на основе традиций, обычаев и философско-этических учений. Последние составляли традиционное мировоззрение китайского общества, определявшее систему приоритетов и целей, а также способов их достижения.

По традиционной философии Китая, гармония и социальный порядок на земле складываются из взаимодействия земли, неба и людей. В основе социального порядка лежат гармония между человеком и природой и идея согласия людей друг с другом. Социальный порядок и справедливость не обеспечиваются с помощью права, а достигаются на основе следования морали и ритуалам. Социальный порядок должен охраняться преимущественно методами убеждения, техникой посредничества, самокритичными оценками своего поведения, духом умеренности и согласия.

До XIX в. Китай развивался вне иностранного влияния, а после знакомства с западной культурой отрицательно относился к идее субъективных прав с ее индивидуализмом, строгостью и абстрактностью. По традиционной философии человеку необходимо стремиться к согласию в интересах всех, забывая о себе. При исполнении и применении закона должна сохраняться большая свобода усмотрения, а идеал справедливого общества состоит в том, чтобы законы вообще не применялись и судебные решения не выносились.

Традиционное китайское мировоззрение не отрицает права, но говорит о том, что оно хорошо для варваров, для тех, кто не заботится о морали. Китайцы воспитаны так, что ищут причину конфликта в любом случае в своих собственных ошибках. Поэтому право служит вспомогательным элементом, когда не хватает норм морали.

После свержения маньчжурской династии в 1911 г. и установления Республики Китай стремится развивать правовую систему, основываясь на национальных традициях, морали, ритуалах, отрицая западные представления о праве.

В 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР) и произошел резкий переход от традиционного права к социалистическому, основанному на идее классовой борьбы. Моральное воспитание гражданских добродетелей было вытеснено формированием чувства классовой ненависти к "контрреволюционным элементам", а вместе с тем и утверждением принципа целесообразности и непригодности права в разрешении внутренних противоречий. Враждебность к закону, суду, праву объяснялась отрицанием западных либеральных ценностей и институтов, а также стремлением сформировать альтернативные способы организации и регуляции общественных отношений.

Китайские реформы 1979 г., ставившие цель модернизации различных сторон общества и создания многоукладной рыночной экономики, обусловили возвращение к конфуцианской традиции, повысили роль и значение закона как источника права. Была принята новая Конституция 1982 г. и на ее основе создано много кодексов. Китайское право все более становилось европеизированным и тяготеющим к романо-германской системе. Однако при этом основой нормативной системы китайского общества продолжают оставаться ритуал, моральные нормы, обычаи, господствующие в сельской местности.

Страны традиционной системой

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики:

- стабильность;
- предсказуемость;
- добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики:

- беззащитность перед внешними воздействиями;
- неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

- крайне примитивные технологии;
- преобладание ручного труда;
- все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
- организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных (народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Традиционная система управления

Любое предприятие является сложной системой, функционирующей в определенной внешней среде.

Существовавшая модель управления была ориентирована не на внешнюю экономическую среду, а на действия вышестоящих органов (министерство, главк, объединение), в том числе партийных.

Модель предполагала:

- стабильное функционирование и “вечное существование” предприятия;
- производство плановой продукции;
- жесткое построение внутренних структур и выполнение предписанных функций;
- гарантированный сбыт при относительно сложном получении дополнительных ресурсов.

В этих условиях предприятия представляли достаточно автономно работающую систему, которая держалась в основном на вертикальных связях.

Поведение системы определялось:

- принципом итеративного согласования; управленческие действия, одобренные вышестоящими органами, предусматривали достижение запланированных результатов;
- исходя из рациональной (максимальной) загрузки производственных мощностей;
- методом планирования от достигнутого (статической оптимизации).

Цели. Главным для предприятия было выполнение плана выпуска продукции (в натуральных показателях), выполнение планов по освоению капитальных вложений и новой техники, а также соответствие отраслевым нормам и нормативам. Данная цель и ее количественные характеристики задавались и контролировались сверху. Конкуренция между предприятиями существовала только в зачаточном состоянии и проявлялась в борьбе за фонды и лимиты.

Внутренней целью предприятия было обеспечение собственного существования в качестве относительно замкнутой системы: формирование собственной инфра- и транспортной структур, социальной сферы - ведомственного жилья, больниц, домов культуры и т.д. Отсутствовало стремление к увеличению доходности, прибыльности и тем более к созданию или расширению рынка сбыта. Конкуренция не могла существовать еще и потому, что география потребителей (и поставщиков) и конкретные виды продукции устанавливались решениями вышестоящих организаций на основе генеральных схем развития и размещения производительных сил.

Функции. Все многообразие функций управления описывается тремя параметрами:

- временными рамками (долгосрочные, среднесрочные, оперативные);
- сферой деятельности (снабжение, производство, техническая подготовка, сбыт, персонал, финансы, инвестиции);
- фазой (этапом) процесса управления (учет, анализ, планирование, контроль, организация).

Основное внимание уделялось краткосрочным результатам деятельности в ущерб долгосрочным. Нередко работа дублировалась. Преобладали производственная и снабженческая функции управления, которые поддерживали сложившуюся технологическую специализацию предприятия.

Перегрузка высших руководителей решениями оперативных вопросов свидетельствовала о преобладании краткосрочных интересов над стратегическими целями.

Структуры. Внутренняя структура предприятий характеризовалась наличием многочисленных технических и конструкторских подразделений, развитых подразделений снабжения, крупных подразделений социальной и бытовой сфер и незаметных финансовых и экономических служб.

Типичную для средних и крупных предприятий линейно-функциональную структуру отличали:

- высокая концентрация полномочий по принятию решений в руках высших руководителей и недостаточное распространение при этом принципов коллегиальности;
- слабая связь между результатами деятельности подразделений и их оценкой;
- слабая мотивация работников.

Естественно, что ключевая роль в управлении отводилась директору. Функциональные службы предприятия выполняли основную плановую работу, доводя задания до подразделений и контролируя их исполнение с помощью жестко заданной методики составления техпромфинплана. Логика планирования и управления соответствовала сложившейся структуре собственности и организации народного хозяйства.

Таким образом, приведенные на рисунке подсистемы не только соответствовали, но и усиливали действие друг друга, что обеспечивало устойчивость, инерционность и в значительной степени автономность организаций. Их характерная черта - низкая восприимчивость к нововведениям и снижающаяся эффективность использования ресурсов.

Система традиционного права

Система традиционного права распространена сегодня только лишь в африканских и некоторых отсталых азиатских странах. Эту систему еще можно назвать системой обычного права. То есть, правовые нормы строятся на древних или средневековых обычаях, а эти обычаи официально признаются государственной властью.

Обычай – это самый древний правовой источник. В странах с другими правовыми системами обычаи давно ушли на второй план, но так и не были до конца изжиты в правовом отношении. В Африке или отдаленных уголках Азии обычаи по-прежнему являются серьезным регулятором общественных отношений. Система традиционного права призвана обеспечивать единство племени и народности, сохранить уважение к предкам.

Кроме того, система традиционного права подразумевает очень высокую связь с окружающей природой. Обычаи очень часто имеют мифический характер. В то же время каждая система насчитывает огромное количество разнообразных обычаев, порой практически не связанных друг с другом. Эта разрозненность как раз и мешает регламентации права и созданию официальных сводов законов.

Несмотря на то, что во время колонизации происходило некоторое заимствование более современного европейского законодательства, правовое сознание масс не изменилось до сих пор. Это связано с тем, что огромное количество населения африканских стран остаются малограмотными или вовсе безграмотными. Кроме того, подавляющее большинство населения проживают в сельской местности. Все это затрудняет проникновение и закрепление современных правовых основ. Несмотря на это, лидеры этих стран продолжают работу над систематизацией существующих обычаев. Они создают на основе нормативные акты и отраслевые кодексы.

К сожалению, во время этого процесса часто игнорируются обычаи других племен и социальных групп, проживающих в стране. Схожие проблемы возникают и при создании различных судебных органов и в формировании самого процесса суда. Зачастую, созданные судебные системы оказываются непонятными и чуждыми большинству населения африканских стран.

Традиционные политические системы

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, по характеру взаимодействия со средой они делятся на открытые и закрытые.

Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, они не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны.

Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.

Французский социолог и политолог Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления.

В соответствии с этим, он выделил пять основных типов:

• либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;
• коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
• традиционные политические системы, управляемые олигархами, с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
• становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными режимами управления;
• авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение существующего социального и экономического неравенства.

Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл в основу классификации положили комплексный критерий - «стратегия управления», который интегрально включает в себя экономические, культурные, политические характеристики, что обуславливает определенные результаты функционирования той или иной политической системы. Этими учеными выделяются два крупных класса стран: инду-стриальных и доиндустриальных наций, имеющих различные стратегии социально-экономического развития. Индустриальные страны, в свою оче-редь, делятся на демократические (консервативные и социал-либеральные) и авторитарные (радикальные и консервативные) системы, различающиеся своей индустриальной структурой и способом мобилизации граждан. Доин-дустриальные страны подразделяются на неотрадиционные (зона Тропиче-ской Африки), популистские (новые освободившиеся режимы Азии и Латин-ской Америки) и авторитарные (режимы с технократической стратегией мо-билизации населения типа Тайваня, Южной Кореи, Бразилии).

Наиболее распространенным в западной политологии является следующая типология политических систем:

1. Политические системы англо-американского типа. Они отличаются однородной светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности, и сильно разветвленной ролевой структурой, пред-ставленной автономными политическими партиями, общественными организациями и т. п. С. Липсет считал, что американская политическая система основана на антиэтатизме, индивидуализме, секуляризированной политической культуре. Особенность последней состоит в том, что она плюралистична и гомогенна одновременно. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразие позиций, но при этом основные цели и средства политики разделяются всем населением. Характерными чертами политической системы являются развитость разделения функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократизированность, высокая стабильность.
2. Политические системы тоталитарного типа характеризуются навязанной государственной властью политической культурой, ценностями и образцами политического поведения. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. Существование других субкультур невозможно. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности и сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции всех репрес-сивных органов. Политическая активность носит принудительный характер.
3. Континентально-европейская система отличается «раздробленностью политической культуры», наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность политической культуры порождают нестабильность, поэтому в европейских странах часто бывают правительственные и парламентские кризисы. Имеются в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточное положение между европейско-континентальной и англо-американскими системами.
4. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой, местной политической культуры. Люди мало восприимчивы к глобальной политиче-ской культуре и ориентируются на местную политическую подсистему (племя, клан, деревню). Множественность таких подсистем затрудняет достижение согласия и компромисса.

Индийский политолог П. Шаран предложил типологию систем, основанную на принципе развития: системы, ориентированные на традиции, статус-кво и на перемены.

Марксизм различает политические системы по типу общественно-экономи-ческой формации: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и проле-тарские (социалистические).

Наиболее актуальной применительно к нашей российской действи-тельности является типология, основанная на характере распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества. Базовыми моделями систем, классифицируемых по характеру распределения власти, являются авторитарные и плюралистические системы.

Авторитарный тип властвования в наиболее последовательном виде означает сосредоточенность власти в едином центре, что исключает коллек-тивность, самостоятельность на местах, существование действенной оппози-ции, самостоятельность средств массовой информации. Опыт ряда стран третьего мира показал, что авторитаризм может оказаться достаточно эффек-тивной формой политической модернизации. Но политическая практика сви-детельствует, что он может утвердиться там, где устойчиво доверие к власти, развито законопослушание, сильны элементы традиционного отношения к власти.

Плюралистическая система является противоположностью авторита-ризму и предполагает существование множественности противовесов любой власти, исключает господство устойчивого неизменного большинства. Плю-рализм проявляется в разделении властей в государстве, многопартийности, децентрализации.

Существует множество и других типологий политических систем. Одна из относительно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Критерием их разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Таким образом, взаимоотношения между элементами и институтами политической системы общества не остаются неизменными. Многообразна и типология самих политических систем. Содержание и механизмы функционирования политических систем обусловлены типом экономических отношений, характером социальной структуры общества, историческими и национальными традициями народа.

Характеристика традиционной системы

Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы, среди которых выделяют традиционную, рыночную, командную (или централизованную) и смешанную экономики.

Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Данный тип экономической системы следует рассматривать обособленно, поскольку имеет место в странах, определяемых как неразвитые. Наиболее характерными ее чертами являются: экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной общности; экономическая власть соединена с политической властью. Практически все вопросы – что производить, как, на основе каких технологий, как распределить произведенные продукты – все это определяется сложившимися обычаями и традициями. То же касается и потребностей, которые не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства. Традиционная экономика невосприимчива к достижениям технического прогресса, плохо поддается реформированию.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в некоторых так называемых слаборазвитых странах, куда технический прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Признаки традиционной системы

1. Экономическая свобода производителя;
2. Преобразование натурального хозяйства;
3. Директивные цены на товар;
4. Доминирование государственной собственности.

Черта традиционной экономики примитивные технологии – ее самая основная проблема. Чтобы понять ее причину, придется углубиться в менеджмент, одно из правил которого гласит: любое организационное или стратегическое изменение встретит сопротивление со стороны сотрудников.

Руководитель, как правило, сдерживает проникновение новых технологий и передовой информации, чтобы не подвергать устоявшиеся традиции сомнению и обсуждению. Кроме того, нерациональная и неоптимизированная экономика позволяет минимизировать уровень безработицы, а, следовательно, и риск народных волнений.

Традиционная система налогообложения

Выбирая традиционную систему налогообложения (другое название "общая система налогообложения" или ОСНО), индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении деятельности.

Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК). Соответствующим образом сотрудники ИФНС, в которой вы находитесь, подходят к проверке вашего учета со всей полнотой требований.

Такой порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций при ОСНО ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя может вестись, как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя в электронном виде, индивидуальные предприниматели обязаны по окончании налогового периода вывести ее на бумажные носители.

Индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность первичных учетных документов, Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и 5 лет сохранять ленты ККТ.

Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на:

1. материальные расходы;
2. расходы на оплату труда;
3. амортизационные отчисления;
4. прочие расходы.

Индивидуальные предприниматели, выбирающие традиционную систему налогообложения оплачивают:

• Единый социальный налог (рассчитывается согласно гл.24 НК РФ);
• Налог на добавленную стоимость- 18%;
• Налог на доходы физических лиц- 13%.

Как правило ИП выбирают ОСНО в связи с необходимостью возврата и учета НДС, т.к., работая с организациями, у которых приобретается данный товар, имеется в счете НДС.

Следует учитывать определенную трудность при ведении бухгалтерского и налогового учета, и как следствие, выше стоимость по оказанию услуг, чем у ИП применяющих УСН. Следует признать, что при наличии договора с организацией ведущей бухгалтерское обслуживание, по сравнению с оплачиваемым штатным бухгалтером - экономия чрезвычайна. Однако если первичных документов много (выписывание счетов-фактур, накладных и прочих документов), и оборот большой, лучше взять мало квалифицированного сотрудника на небольшую оплату, а основной учет предоставить профессионалам - это дешевле и удобнее.

Традиционные модели систем

В понятии «экономическая система» получила отражение совокупность производственных отношений и институтов, образующая экономическую структуру общества. Экономические системы различаются темпами экономического развития и механизмами решения основных экономических проблем: механизм принятия решений на основе традиций, обычаев, привычек; механизм командно-административного, централизованного принятия решений государственными органами; механизм рыночный. В зависимости от характера механизма, преобладающего в принятии решений по основным проблемам экономики, экономические системы можно представить в виде трех моделей: традиционная, командно-административная, рыночная.

Модель традиционной экономической системы базировалась на господстве общинной собственности на средства производства, первичности религиозных и социокультурных ценностей по отношению к хозяйственной деятельности. Выбор и решение проблемы «что?» определились обычаями, традициями, общественными и групповыми инстинктами, ограничивались задачами поддержания сложившегося хозяйства. Изобретения и инновации (нововведения) воспринимаются разрушителями устоев и традиций, угрожают стабильности общественной структуре и не учитываются при выборе решения проблемы «как?». Наследственность принадлежности к конкретной общности (касте, сословию, классу) предопределяла не только место конкретного человека в производстве, обществе, но и отражалась на размерах его доли «общественного пирога». Почитаемые традиции и обычаи определяют выбор решения проблемы «кто?». Ими же регулируются масштабы личного богатства, размеры доходов, источники их пополнения. С положительной стороны воспринимается механизм традиций, только лишь как инструмент обеспечения стабильности. С отрицательной стороны его характеризуют социально-экономический застой, отсутствие экономического роста в силу эволюционного характера развития. Традиционные системы сохраняются в некоторых слаборазвитых странах – на их отдельных территориях.

Модель командно-административной системы основана на государственной собственности на материальные ресурсы. По этой причине важные экономические решения (прежде всего что, как и для кого производить) принимаются централизованно государственным плановым органом. Им же устанавливаются приоритеты в экономической жизни общества. Предпочтения отдаются производству средств производства. Характерной чертой такой модели является вертикальная система иерархии. В соответствии с ней показатели государственного плана производства, распределения и потребления благ в виде директивных (обязательных к исполнению приказов) заданий доводятся до конкретных отраслей, предприятий, территорий. Положительной особенностью этой экономической модели была возможность сосредоточения трудовых сил и средств производства в определенном месте и времени. Эта возможность неоднократно реализовывалась в критические для социалистических стран моменты. Однако в периоды без социальных и природных потрясений командная система оказалась не способной обеспечить повышения эффективности использования экономических ресурсов, ускорения научно-технического прогресса. В результате снизились до критического уровня темпы экономического роста и развития. В условиях всеобщей занятости трудовых и сырьевых ресурсов и почти полной загрузки производственных мощностей возникал дефицит необходимых благ.

Модель рыночной экономической системы основана на господстве частной собственности на материальные ресурсы. Здесь каждый отдельный производитель стремится наилучшим образом удовлетворить выявленное желание потребителя иметь конкретный товар и готовность отдать за него деньги. Ориентируясь на потребителя, производитель принимает решения о том, что, в каком количестве и к какому сроку производить. Он стремится организовать производство новинок, предложить потребителям более широкий ассортимент товаров. Проблема «как производить?» решается каждым производителем на основе собственного желания получить наибольшую прибыль. Поскольку осуществление этого желания возможно при снижении затрат, то каждый производитель стремится выгодно приобретать наилучшие ресурсы и наиболее эффективно их использовать, своевременно внедрять достижения НТП. Все это способствует экономическому развитию страны. Проблема распределения благ решается с учетом доходов потребителей – имеющие более высокий доход, обладают возможностью приобрести блага в более широком ассортименте, в большем количестве и более высокого качества, а часть общества – инвалиды, старики, дети-сироты и так далее, не имеющая источников дохода, оказывается без средств к существованию. По этой причине модель рыночной экономики представляется как жестокая система, ставящая человека в положение «один – на один» со своими проблемами. Но она обеспечивает наиболее целесообразное и эффективное использование экономических ресурсов, более высокий уровень темпов экономического роста и развития.

Модель смешанной экономической системы нивелирует недостатки рассмотренных систем. Ни в одной стране мира не было, и нет ни командно-административной, ни рыночной системы организации экономической жизни общества в «чистом виде». Реально функционирующие экономики стран – это виды смешанной экономической системы. Они представляют различное сочетание механизмов рыночной организации и государственного регулирования для решения социальных и экономических проблем общества.

Модель смешанной экономики обеспечивает наиболее эффективное и рациональное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. Важным внеэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм “наводит порядок в потенциальном хаосе”, прежде всего, через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются организующей силой в рыночной экономике.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

• эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;
• гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
• оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
• свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;
• способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая проявляется в том, что он:

• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
• не обеспечивает защиту окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
• не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
• игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;
• не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);
• не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; индивидумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;
• не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
• подвержен нестабильному развитию.

Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется:

Во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.

Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей.

В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х гг., наряду с крупными корпорациями, важную роль в рыночной экономике ведущих стран Запада стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами.

В-пятых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. Некоторые экономисты называют современный этап развития экономики “экономикой участия”. Вовлечение персонала компаний в управление реализуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж.

В-шестых, современной рыночной экономике присущ энерго- и материалосберегающий характер.

В-седьмых, идет процесс формирования “услугоемкой” экономики. Более 60% стоимости ВВП США составляет стоимость услуг, а в России – более 40%.

В восьмых, в современной рыночной экономике роль главного производственного ресурса начинают играть информация и знания.

Традиционная хозяйственная система

Экономическая деятельность людей никогда не была хаотичной и разобщенной. Наоборот, она всегда была более или менее организованным процессом. Экономическая деятельность организована в жесткую систему с четкими отношениями соподчинения между хозяйственными субъектами, с определенными законами и закономерностями. Главной причиной организованности хозяйственных процессов является необходимость решения так называемой проблемы аллокации.

Проблема аллокации – это противоречие между безграничностью человеческих потребностей и ограниченностью ресурсов (капитала, труда, земли) необходимых для их удовлетворения.

Проблема аллокации является главной закономерностью любой экономики. Её существование вынуждает людей решать ещё одну проблему – проблему альтернативного выбора.

Проблема альтернативного выбора – необходимость распределения ограниченных ресурсов по различным секторам производственной деятельности. Причём, при полной занятости ресурсов, увеличение объёма производства в одном секторе экономики неизбежно повлечёт за собой его сокращение в другом.

Именно для решения этих глобальных проблем и существуют хозяйственные системы. Любая хозяйственная система для решения проблем аллокации и альтернативного выбора, должна найти ответы на такие классические вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «для кого производить?».

Исторически известно три типа хозяйственных систем:

- традиционная;
- рыночная;
- командно-административная.

Традиционная хозяйственная система – тип хозяйственной системы, который основывается на традициях и обычаях, складывающихся в течении длительного периода времени. Хозяйственные решения здесь принимаются, исходя из таких традиций и обычаев. Традиционная хозяйственная система занимала самый продолжительный отрезок времени. Её отмирание началось в XVI веке, а перестала быть господствующей только в XIX в. До этого она вполне соответствовала условиям хозяйствования. Традиционная система отличалась стабильностью и невосприимчивостью к изменениям. Цены, объёмы выпуска продаж, технология, величина затрат веками оставались практически неизменными. Основная производственная единица средне векового города – цех – строился так, чтобы исключить возможность внедрения технических новаций, которые могли бы привести к сокращению потребностей в живом труде. Примерно также функционировала основная сельскохозяйственная производственная единица – община. Очевидно, что кризис такой системы мог наступить только в связи с резким изменением (ростом) спроса на товары и услуги в мировом масштабе. Предпосылки такого «спросового шока» и сложились к XVI в.

Во-первых, вырос уровень потребности людей в связи с общим прогрессом человечества.

Во-вторых, увеличилось число потребителей, как результат преодоления эпидемий чумы и других болезней, приводивших к высочайшему уровню смертности населения.

В-третьих, резко увеличилась платёжеспособность населения вследствие увеличения количества золотых и серебряных денег за счёт привлечения драгоценных металлов из американских колоний, производственные структуры традиционного общества не смогли соответственно ответить на это ростом объёма предложения. Цеховые организации были построены так, что не смогли воспринять такие прогрессивные нововведения, как разделение труда и технические усовершенствования. Это привело бы к вытеснению высококвалифицированных ремесленников – универсалов. К тому же резкий рост объемов выпуска требовал привлечения в года дополнительных трудовых ресурсов. Однако, система прикрепления крестьян к земле, и общинное землевладение мешал этому.

Поэтому с XVI в. начинается разложение традиционной хозяйственной системы и замена ее на рыночную. В течение этого перехода состоялась замена цеховой организации на мануфактурную, труд превратился в предмет купли – продажи, локальные рынки объединились в мировую торговлю, цена стала определяться динамикой спроса и предложения.

Рыночная хозяйственная система - тип хозяйственной системы, в которой подавляющее большинство хозяйственных решений принимаются исходя из конъюнктуры рынка (соотношение спроса и предложения).

Однако рыночная хозяйственная система нынешнего времени сильно отличается от той, которая заменила традиционную. Рыночная система прошла два этапа развития. До 30 – х годов XX в. рыночная система была системой экономики «совершенной конкуренции».

Экономика «совершенной конкуренции» - экономическая система, где все основные решения принимаются исходя из конъюнктуры рынка, и степень государственного регулирования ничтожна.

Кризисы этого периода преодолевались автоматически, за счет свободной динамики цен. Однако развивающаяся монополизация начала XX в. ликвидировала свободу такой динамики. Поэтому рыночная экономика стала нуждаться в государственной помощи для преодоления кризисов. Так к традиционным государственным экономическим функциям добавилась функция антикризисного регулирования. Этап экономики «совершенной конкуренции» сменилась этапом «смешанной» экономики.

«Смешанная экономика» - второй этап эволюции рыночной хозяйственной системы, когда чисто рыночные механизмы дополняются активным государственным регулированием.

«Смешанная» экономика меняет систему «совершенной» конкуренции в ходе «Великой депрессии» 30 – х годов XX в. Эта система господствует в настоящее время в экономически развитых странах.

В XX в. в группе стран во главе с Россией была предпринята попытка создать ещё один тип хозяйственной системы – командно-административную систему.

Командно-административная хозяйственная система - тип хозяйственной системы, где подавляющее количество экономических решений принимается государством вне зависимости от реальных хозяйственных потребностей.

В России командно-административная хозяйственная система начала создаваться в 1917 году после захвата власти коммунистами. Сложившийся окончательно в середине 30-х годов российский вариант командно-административной системы мы будем называть советской экономической моделью.

тема

документ Командная система
документ Банковская система
документ Бюджетная система Российской Федерации
документ Денежная система
документ Кредитная система Российской Федерации
документ Система кредитования
документ Финансовая система



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты