Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Предпринимателю » Банковские контракты

Банковские контракты

Банковские контракты

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Банковские контракты
2. Банковская гарантия контракта
3. Банковское обеспечение контракта
4. Банковское сопровождение контракта
5. Срок банковской гарантии обеспечения контракта
6. Банковская гарантия в качестве обеспечения контракта
7. Случаи банковского сопровождения контрактов
8. Осуществление банковского сопровождения контракта

Банковские контракты

Опционный контракт (опцион) – производный финансовый инструмент, контракт, по которому одна из сторон, которую принято называть приобретателем опциона, получает право, а продавец опциона берет на себя обязательство купить или продать определенный актив в будущем по заранее оговоренной в договоре цене. За это право приобретатель опциона выплачивает другой стороне, продавцу опциона, премию, именуемую опционной.

Опционы бывают двух типов. Опцион типа колл – дает право (но не обязательство) на покупку актива по заранее оговоренной цене. Опцион типа пут предоставляет право на продажу.

По сроку, в течение которого можно воспользоваться правом его исполнения, опционы подразделяются на европейские, американские и азиатские.

Европейский опцион дает право покупателю опциона заключить сделку с продавцом опциона по покупке или продаже актива строго в определенный день в будущем.

Американский опцион позволяет воспользоваться этим правом в любой день до даты его истечения. Азиатский – в период между некой оговоренной датой в будущем и сроком действия опциона.

Исходя из того, где торгуется тот или иной опцион и насколько он стандартизирован, специалисты делят их на две группы: стандартные (так называемые ванильные опционы), которые торгуются на биржах и в целом соответствуют общепринятым представлениям об этом финансовом инструменте, и экзотические опционы, создаваемые финансовыми институтами в ответ на запросы клиентов. В экзотических опционах условия контракта могут быть любыми.

Опционы используются для страхования рисков. В этом плане они напоминают покупку страхового полиса, когда уплачивается страховая премия – в данном случае опционная премия - и в результате покупатель опциона получает гарантию, что зафиксированная в договоре цена будет именно такой в будущем.

С другой стороны, опционы дают возможность инвесторам и спекулянтам брать на себя риски и получать за это вознаграждение аналогично тому, как это делают страховые компании. При этом в случае неблагоприятного стечения рыночной конъюнктуры из своей позиции можно выйти, заключив на бирже обратную сделку. Однако необходимо понимать, что спекулянт может получить за свои действия вознаграждение в размере страховой премии, а его финансовая ответственность, которую он несет, также, как и в случае с операциями на рынке фьючерсов, потенциально не ограничена и может превышать размер изначально инвестированных средств.

Банковская гарантия контракта

Банковская гарантия является письменным обязательством банка-эмитента выплатить бенефициару (Заказчику) по контакту сумму, указанную в гарантии в случае если контракт не будет исполнен или нарушены какие-либо контрактные условия исполнения контракта.

Банковская гарантия может быть запрошена как при исполнении коммерческого контракта, так и при подписании Государственного контракта, так как в соответствии со ст. 96 44-го ФЗ Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта.

При этом способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Т.е. исполнитель контракта может в качестве обеспечения предоставить «живые» деньги, перечислив их Заказчику на период исполнения контракта, либо предоставить банковскую гарантию.

Безусловно, использование денежных средств в настоящий момент, когда привлечение кредитных ресурсов крайне затруднительно, не самый эффективный способ и банковская гарантия является единственным разумным и эффективным способом обеспечением исполнения контракта.

Предоставление победителем торгов обеспечения исполнения обязательств, в том числе в виде безотзывной банковской гарантии, является обязательным условием заключения контракта при размещении большинства государственных и муниципальных заказов.

В настоящее время самым экономичным способом подтверждения исполнения контракта является банковская гарантия.

В ряде случаев предоставление банковской гарантии требуется и при заключении контрактов по результатам коммерческих тендеров.

Как банковский продукт, гарантия по коммерческому контракту аналогична банковской гарантии предоставляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.

Банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения обязательств, как по государственному, так и по коммерческому контракту должна соответствовать требованиям, установленным статьями 368 – 379 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Когда частная компания заключает контракт с госзаказчиком, она предоставляет банковскую гарантию. Предоставление банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта — необходимое условие сделки. В нескольких письмах Минэкономразвития чиновники пояснили, как поставщику действовать в спорных случаях.

Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта служит для того, чтобы подтвердить намерение поставщика добросовестно выполнить обязательства по сделке с госзаказчиком. Если поставщик нарушит условия договора или выполнит обязательства ненадлежащим образом, госзаказчик компенсирует свои потери с помощью банковской гарантии контракта. Если поставщик не предоставит банковскую гарантию по 44-ФЗ или не перечислит деньги на счет заказчика, госконтракт получить не удастся.

В процессе подготовки к госконтракту поставщик часто сталкивается с несколькими вопросами:

1. Как получить банковскую гарантию для обеспечения контракта.
2. Можно ли предоставить две банковских гарантии для одного контракта.
3. Может ли госзаказчик использовать банковскую гарантию контракта для получения неустойки.

Предоставление банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта — одно из условий участия в закупке. В качестве обеспечения заявки поставщик перечисляет денежные средства или предоставляет банковскую гарантию (ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ изложены в ст. 45 данного закона.

Чтобы получить банковскую гарантию для обеспечения контракта, поставщику нужно:

1. Обратиться в банк, который входит в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (п. 3 ст. 74.1 НК РФ). Минфин РФ формирует перечень согласно данным ЦБ РФ и публикует его на официальном сайте.
2. Оформить банковскую гарантию с учетом требований ст. 45 закона 44-ФЗ. В рамках сделки с банком поставщик заполняет заявление по форме банка и предоставляет анкетные данные о компании, реквизиты, копии учредительных документов и т. д.

В ходе оформления банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта поставщику может не удаться получить гарантию на всю сумму в одном банке. Например, поставщику нужно оформить гарантию на 1 млн. р., а банк предоставляет ее на 900 тыс. р. Некоторые поставщики компенсируют это тем, что предлагают госзаказчику две банковских гарантии для одного контракта. После того, как такой поставщик получит банковскую гарантию контракта в одной кредитной организации, он обращается в другую и оформляет еще один документ, на недостающие 100 тыс. р. Другой вариант — когда поставщик предоставляет банковскую гарантию по 44-ФЗ, а недостающую сумму перечисляет на счет заказчика.

Если поставщик предлагает две банковских гарантии для одного контракта, это спорный в правовом смысле подход. В письме Минэкономразвития № Д28и-106 чиновники указали, что закон 44-ФЗ не предусматривает двух банковских гарантий контракта. Тот же вывод присутствует в письме Минэкономразвития № Д28и-1893. Судебная практика также поддерживает позицию, что две банковских гарантии для одного контракта предоставлять нельзя (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда № 16АП-4358 по делу № А63-4519).

Чисто технически две банковские гарантии по 44-ФЗ формируют финансовый резерв, за счет которого заказчик сможет восполнить убытки или вычесть аванс. Но Минэкономразвития и суды считают, что этот подход не соответствует закону. Поэтому поставщику лучше подготовить одну банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта.

Минэкономразвития усомнилось в правомочности взыскания неустойки из банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта. В письме №Д28и-65 чиновники указали, что неустойку по госконтракту нельзя оплатить таким образом, поскольку она является неосновным обязательством. Такая точка зрения присутствует и в судебной практике (постановление Первого арбитражного апелляционного суда по делу № А38-4251).

Банковское обеспечение контракта

Согласно действующему законодательству банковское обеспечение контракта при совершении сделок неотъемлемое условие. Оно представляет собой комплекс мер, призванных обеспечить обязательства исполнителя перед заказчиком. Полный список принятых обязанностей предусмотрен условиями государственного, муниципального или коммерческого договора. Банковское обеспечение контракта требуется для минимизации рисков. Если поставщик или подрядчик по различным причинам не исполняет свои обязанности по соглашению, то банк, выдавший бумагу, берет на себя ответственность в полном объеме выплатить сумму, оговоренную в гарантии. Эта сумма является страховым возмещением.

Банковская гарантия – это один документ, выданный финансовым учреждением, который подтверждает заявку на участие в сделке, а также обеспечивает выполнение обязательств заказчиком в полном объеме в соответствии с соглашением.

Документ содержит следующие параметры:

1. Наименование финансового учреждения, адрес местонахождения, ИИН. Название пишется в полном не сокращенном виде.
2. Номер корреспондентского счета банка.
3. Сумма гарантии. Данная цифра указывается, в том числе и прописью;
4. Условия использования гарантии;
5. В полном объеме прописываются все обязательства исполнителя по договору;
6. Документ содержит условия и перечень обязательств банка, в случаях, если исполнитель допустил неустойку;
7. Срок действия банковского обеспечения;
8. Список документации для заказчика необходимой в случаях требования уплаты гарантированной суммы.

Все вопросы по банковскому обеспечению контракта регулируются договором, заключенным между участниками сделки. Условия такого заключения отражены в финансовом документе. В случаях если не прописаны, либо указаны не в полном объеме обязательства по договору, то такое обеспечение заказчиком может быть не принято.

Банковское обеспечение контракта может иметь юридическую силу, если гарантия соответствует принятым требованиям:

• Наличие сведений о финансовом учреждении в едином реестре гарантий. При обращении поставщика в банк с вопросом о выдачи банковского обеспечения, финансовое учреждение должно выдать клиенту документ, подтверждающий, что данный банк содержится в реестре. Согласно ФЗ № 44 ведется единый перечень банков, имеющих право выдавать гарантийные документы. Такое условие направлено на исключение выдачи поддельных документов. При заключении контракта, заказчик также обязан проверить наличие финансового учреждения в таком реестре. Если банк в списке отсутствует, то заказчик не имеет право принимать такой документ;
• Выдача документа финансовым учреждением происходит только после проверки финансового состояния клиента. Без внимания не могут остаться сведения о фирме, о директоре и его бухгалтере. Они должны соответствовать действительности. Такое условие принято вследствие того, что участились случаи открытия фирм на подставных лиц.

Закон не устанавливает единый шаблон банковской гарантии. У каждого финансового учреждения может быть своя вариация. Важно, чтобы такой документ соответствовал всем установленным требованиям.

При исполнении обязательств по контракту, размер обеспечения может быть уменьшен ровно на ту часть, которая является исполненной.

Банковское обеспечение контракта обладает рядом преимуществ. К таковым относятся:

1. Мера защиты от недобросовестных исполнителей;
2. Покрытие рисков от ненадлежащего исполнения обязательств. При наличии таких условий банк рассчитывается по обязательствам поставщика, а он в свою очередь будет обязан рассчитаться с финансовым учреждением;
3. Выступает в качестве подтверждения платежеспособности исполнителя. Наличие гарантии банка говорит о том, намерения исполнителя являются серьезными, он выполнит взятые на себя обязательства в полном объеме и в оговоренный договором срок;
4. Банковский документ носит характер безотзывности. Это означает, что оно не может быть отозвано банком. Данное преимущество является важным моментом при заключении соглашений для всех участников сделки, потому что исключает возможные конфликтные ситуации.

Как говорилось, ранее банковским обеспечением по контракту является гарантия. Однако финансовые учреждения предъявляют свои сроки выдачи таких документов. В общей сложности с учетом необходимых проверок банку может понадобиться около двух недель. Заказчик в свою очередь предъявляет требование на предоставление банковского обеспечения в течение трех дней со дня подписания соглашения. В связи с этим возникает проблема несоответствия сроков.

Банковская гарантия интересна всем участникам сделки и ее необходимо оформлять надлежащим образом с учетом интересов и обязательств всех заинтересованных сторон. По статистике на сегодняшний день 80% всех выданных гарантийных документов являются недействительными, либо выданными банками, у которых в настоящий момент отозваны лицензии. Вследствие таких случаев законодатель принял строгие меры и ужесточил порядок и процесс и условия выдачи гарантийных документов.

Банковское сопровождение контракта

Сегодня эффективный контроль за расходованием бюджетных средств становится особенно актуальным. Лозунг момента: "Все госинвестиции - под контроль!". Поэтому новой тенденцией становится банковское сопровождение госконтрактов федерального, регионального и муниципального уровней.

Подписано Постановление Правительства РФ № 963, в котором установлены случаи включения условия о банковском сопровождении в государственные контракты для обеспечения федеральных нужд, а также рекомендации для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по включению такого условия, в заключаемые ими контракты, однако эта услуга еще не всем известна и понятна.

Суть услуги в следующем: банк, заключивший с исполнителем госконтракта договор о банковском сопровождении контракта, обеспечивает открытие отдельных счетов всем участникам исполнения контракта, мониторинг расчетов, контроль целевого расходования денежных средств, а также предоставление отчетов госзаказчику. В результате госзаказчик оперативно получает информацию о ходе расчетов по реализуемому проекту и имеет возможность вовремя принимать управленческие решения.

Банковское сопровождение дает возможность:

• Направить инвестиции именно на тот объект, для которого предусмотрены денежные средства, и исключить платежи на другие цели;
• Повысить эффективность и оперативность управления;
• Выявить применение посреднических схем в кооперации;
• Исключить участие фирм-однодневок в проекте.

Банковское сопровождение может осуществляться в форме мониторинга расчетов или в форме расширенного банковского сопровождения, при котором банк дополнительно проводит проверку платежных документов на соответствие документам, подтверждающим основание платежа, и содержанию контракта, и направляет аналитические консолидированные отчеты о результатах банковской экспертизы в адрес заказчика.

Банковское сопровождение государственных контрактов, как пилотный проект, появилось в Сбербанке во исполнение поручения правительства - обеспечить завершение строительства отдельных объектов федеральной значимости. Тогда и были разработаны принципы и подходы к оказанию услуги, реализованы новые ИT-решения, прошедшие испытание в "боевых условиях".

Сегодня Сбербанк осуществляет банковское сопровождение контрактов не только в рамках реализации крупных инфраструктурных строек. Это может быть проект по благоустройству района, возведению дорожной развязки, строительству детского садика и даже уборке улиц. Масштаб проекта не важен: услуга может подойти госзаказчикам всех уровней и имеет привлекательную стоимость.

Критерии для выбора банка перечислены в Постановлении Правительства РФ № 963, но, как показывает практика, дополнительным важным критерием, зачастую, выступает опыт. Отсутствие экспертизы может привести к задержке платежей, что, в свою очередь, может повлечь срыв сроков, а то и остановку всего проекта.

На сегодня объем контрактов Сбербанка по банковскому сопровождению уже превышает 700 млрд. рублей.

Опираясь на накопленный опыт, один из крупнейших банков страны может предложить различные варианты банковского сопровождения контрактов:

• Возможна интеграция в проект на любом этапе и в любом состоянии - даже если у вас конфликтный объект (например, долгострой) с многочисленными недоработками;
• Независимо от объема контракта и местонахождения участников его исполнения Сбербанк имеет возможность обеспечить банковское сопровождение на условиях, согласованных с заказчиком;
• Решение заказчика о предварительном контроле и акцепте каждого платежа является безусловным для Сбербанка;
• Возможно дистанционное резервирование клиентом номера счета (сразу можно вносить реквизиты в заключаемый контракт);
• Осуществление контроля платежей по счетам не зависит от места их открытия;
• Стоимость банковского сопровождения устанавливается с учетом параметров сопровождаемого контракта;
• Банковское сопровождение возможно сочетать с предоставлением кредитных продуктов;
• Технологический и ценовой аудит проекта проводится с привлечением передовых инжиниринговых компаний (по желанию заказчика);
• Механизм банковского сопровождения контрактов универсален и может применяться и за рамками государственного заказа - в бизнес-практике;
• Комфортный для заказчика и поставщика порядок осуществления контроля (срок, условия предоставления подтверждающих документов и др.).

Срок банковской гарантии обеспечения контракта

Банковская гарантия — самый популярный способ финансового обеспечения. После победы в тендере есть всего несколько дней на ее получение. Поэтому позаботьтесь об этом заранее, даже если вы еще ни разу не побеждали в закупках.

Один из принципов 44-ФЗ — ответственность за результат и эффективность закупки. Другими словами, госзаказчику нужны гарантии, что победитель тендера подпишет контракт и выполнит его с соблюдением всех заявленных условий.

Есть 2 вида гарантий для заказчика:

• Обеспечение заявки – страховка на случай, если победитель откажется подписывать выигранный контракт.
• Обеспечение исполнения контракта – страхует в ситуациях, когда поставщик не выполняет контракт или нарушает его условия. Обеспечить заявку или исполнение контракта можно двумя способами.
• Внести залог денежных средств. Участник переводит указанную в закупке сумму на расчетный счет заказчика или электронной торговой площадки — в зависимости от вида процедуры. Деньги будут «заморожены» и возвращены после определения победителя тендера или выполнения всех условий контракта.
• Предоставить банковскую гарантию. Банк возместит госзаказчику гарантийную сумму в случае ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств. Банковская гарантия оформляется согласно требованиям 44-ФЗ, и поставщик платит банку за ее получение комиссию.

Что выбрать для обеспечения — денежный залог или банковскую гарантию — решает поставщик.

Обеспечение заявки в виде банковской гарантии возможно только при участии в конкурсах или закрытом аукционе. Обеспечение составляет до 5% от начальной максимальной цены контракта: точная сумма всегда прописывается в закупочной документации.

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не меньше двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок. По завершении процедуры комиссия за банковскую гарантию поставщику не возвращается.

Победитель электронного аукциона обязан подписать контракт и предоставить банковскую гарантию в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком контракта на официальном сайте госзакупок. При открытом конкурсе — в течение 10 календарных дней.

Размер обеспечения — до 30% от итоговой суммы контракта. В случае ненадлежащего исполнения контракта, банк выплатит заказчику за поставщика гарантийную сумму.

Если условиями контракта предусмотрен аванс, поставщик должен обеспечить его возврат. То есть сумма, на которую выдается гарантия, увеличивается на размер аванса. Если аванс расходуется не по назначению, банк возвращает госзаказчику денежные средства.

В любых указанных выше случаях банковская гарантия является безотзывной, действует в течение месяца с даты исполнения контракта и выдается без залога и обеспечения.

Обеспечение требуется не для всех категорий поставщиков. Вступило в силу постановление Правительства № 199, которое дает заказчикам право не требовать от победителя конкурса или аукциона финансового обеспечения контракта. Правило действует при проведении конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участвуют субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.

Когда заказчик может потребовать платеж по банковской гарантии:

1. Победитель, выиграв тендер, отказывается от подписания контракта.
2. Исполнитель не выполняет контракт или нарушает его условия. В этом случае заказчик должен в одностороннем порядке расторгнуть контракт или предоставить доказательства, что поставщик нарушает условия контракта.

По законодательству требование госзаказчика о платеже по гарантии является внесудебным, то есть его можно выдвинуть напрямую исполнителю контракта в течение 1 месяца после истечения срока исполнения контракта.

Кто может выдавать гарантию? Только финансовые учреждения, включенные в перечень Министерства Финансов РФ. Уточните заранее, есть ли в этом списке банк, в котором у вас открыт расчетный счет.

Чтобы успешно и быстро получить гарантию, узнайте заранее условия банка: сроки выдачи, размеры комиссии, список документов и прочее.

Репутация компании — одно из самых важных условий выдачи гарантии. Если фирма работает добросовестно, вовремя платит налоги и отчитывается в контролирующие органы, банковскую гарантию она наверняка получит.

Для предоставления гарантий большинство банков требуют от клиента такой же перечень документов, как для кредита:

• учредительные документы (Устав, ОГРН, ИНН);
• полная отчетность по финансовому состоянию и бухгалтерии за 1 год;
• заполненная предварительная заявка;
• конкурсная документация, протокол (при наличии) или ссылка на аукцион.

Для многих банков важно, чтобы у участника закупки был открыт в нем счет. К этому тоже нужно быть готовым, чтобы не потерять время на переговоры с банками, в которых у вашей компании счета нет.

В банке, с которым уже налажены хорошие деловые отношения, оформление банковской гарантии может проходить по упрощенному сценарию. Как правило, для финансового анализа компании достаточно квартальной бухгалтерской отчетности.

Стоимость банковской гарантии определяется индивидуально и зависит от:

• срока ее действия,
• степени риска платежа по ней,
• качества обеспечения регрессных требований банка к клиенту.

Как правило, комиссия за выдачу гарантии составляет от 1% до 5% от суммы требуемого обеспечения.

Срок получения составляет от 3 дней до 3 недель (в последнее время эти сроки сокращаются, поскольку банковская гарантия становится все более популярным банковским продуктом).

Перед участием в электронном аукционе или конкурсе можно заранее узнать, даст ли вам банк гарантию в случае победы. Для этого нужно обратиться в банк для установления лимита банковских гарантий. В этом случае банк запрашивает у вас копии документов и устанавливает лимит.

Правда, нужно учесть два условия:

• за установление лимита в некоторых банках придется заплатить — около 1% от суммы гарантии,
• если в следующем квартале бухгалтерская отчетность ухудшится, банковскую гарантию вам не выдадут.

Установить лимит полезно. Во-первых, это позволит выяснить, стоит ли в принципе рассчитывать на получение банковской гарантии, а во-вторых, после вашей победы в тендере решение о выдаче гарантии банк примет гораздо быстрее.

Для победителя важно успеть получить банковскую гарантию вовремя. Если пропустить срок подписания контракта, есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Как быть в этом случае?

Оформите квалифицированный сертификат электронной подписи и общайтесь с банком через интернет. Это гораздо быстрее и удобнее, чем подавать документы в бумажном виде.

Избегайте «серых схем» получения банковских гарантий, даже если вам обещают выдать гарантию за сутки. На практике заказчик легко вычислит, проверив информацию в Реестре банковских гарантий на официальном сайте. Будет еще хуже, если заказчик обнаружит, что гарантия недействительна, уже после того как вы начали исполнять контракт. В этом случае он будет обязан его расторгнуть, а вас ждет попадание в реестр недобросовестных поставщиков, штраф и неустойка за срыв контракта.

Если вы решили участвовать в электронных аукционах и конкурсах, детально изучите вопрос получения банковской гарантии, выясните лимит или рассчитайте стоимость обеспечения каждой конкретной закупки. При соблюдении условий договора претензий со стороны госзаказчика (а значит и выплат по вашей банковской гарантии) не будет.

Банковская гарантия в качестве обеспечения контракта

Закон № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности. Незаконность требовать замену подтверждает судебная практика. (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда № 08АП-9425, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-2203 по делу № А53-13339).

Восьмой апелляционный арбитражный суд указал, что требование повторно предоставить обеспечение контракта противоречит положениям статьи 96 Закона № 44-ФЗ (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда № 08АП-9425).

Контрагент вправе изменить способ, которым обеспечивает контракт. Новое обеспечение победитель закупки уменьшает на сумму обязательств, которые исполнил. Такое правило прописано в части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно части 4 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, в случае исполнения обязательств, предусмотренных контрактом за пределами срока действия контракта, предоставление новой банковской гарантии не требуется.

Обеспечение исполнения контракта - это залог, предоставляемый победителем закупки для того, чтобы подтвердить добросовестность своих намерений. Банковская гарантия в качестве обеспечения контракта может быть использована наряду с внесением необходимой денежной суммы на счет организатора закупки.

Банковская гарантия - сравнительно новый способ, использующийся в качестве обеспечения исполнения контракта, который пришел в сферу закупок вместе с Федеральным законом №44. По сути дела это соглашение между победителем и сторонней финансовой организацией о том, что она готова нести ответственность за своего клиента, если он недобросовестно исполнит условия контракта или вовсе от него откажется. Естественно, в пределах обозначенной поручительством суммы.

Преимущества такого варианта обеспечения исполнения контракта очевидны:

• приемлемая стоимость, если сравнивать с суммой, которую нужно предоставить для подтверждения добросовестности намерений;
• быстрое оформление сделки - заявка рассматривается за один день;
• условия, определенные договором поручительства, могут быть прописаны банком индивидуально для каждого клиента, с учетом требований заказчика;
• если сравнивать с кредитом, который часто берут для обеспечения контракта денежными средствами, выдача банковского поручительства исключает наличие скрытых платежей и дополнительных комиссий.

Единственный минус, с которым могут столкнуться желающие оформить банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта - необходимость предоставления достаточно большого количества информации.

Вне зависимости от того, какой организаций выдается банковская гарантия, она должна быть безотзывной и содержать сведения, установленные частью 2 статьи 45 Федерального закона № 44:

• размер денежной компенсации, которую организация готова выплатить заказчику, если ее клиент по каким-либо причинам откажется от исполнения контракта или проявит недобросовестность;
• обязательства, взятые на себя каждой из сторон, подписавшей контракт;
• информацию о выплате штрафов и неустоек;
• срок действия банковской гарантии, соответствующий требованиям Федерального закона 44;
• информацию о том, когда и при каких условиях обязательства считаются исполненными или утратившими силу, а также что заказчик должен будет предоставить организации, выдавшей гарантию, для получения суммы обязательств в случае неисполнения условий соглашения победителем.

Документ, подтверждающий добросовестность намерений организации, может быть выдан банками, перечень которых определен Министерством финансов и опубликован на его официальном сайте. Если организации, предлагающей оформить поручительство, пусть и на привлекательных условиях, нет в этом списке, стоит задуматься о ее добросовестности и проблемах, возникающих при получении нелегитимного обеспечения.

После того, как выбран банк, в который планируется обратиться за поручительством, необходимо приготовить бумаги, требующиеся для его оформления и выдачи.

Стоимость банковской гарантии, которая в дальнейшем будет использована для подтверждения добросовестности выигравшего участника, определяется политикой конкретной кредитной организации. Она зависит от суммы, на которую выдается поручительство, и составляет от 3 до 10%.

Время, которое требуется банку на выдачу документа, регламентируется исключительно внутренним порядком и составляет от 2-3 дней до нескольких недель. О получении подтверждения обеспечения победителю торгов стоит позаботиться заблаговременно.

Легитимные банковские гарантии вносятся в соответствующий реестр, который ведется на сайте закупок. Именно к этому перечню обращаются все заказчики перед тем, как принять информацию от победителя.

Проверить легитимность можно и самостоятельно. Реестр банковских гарантий общедоступен и информация из него может быть получена бесплатно. Если данных в реестре не обнаружено, стоит обратиться к сотрудникам банка. Возможно, произошла техническая ошибка и они устранят ее в короткие сроки.

Если полученная банковская гарантия в качестве обеспечения контракта не приятна заказчиком, она не соответствует требованиям, установленными Федеральным законом №44. Как правило, отсутствует в реестре на Портале госзакупок или не полностью содержит необходимую информацию.

При этом есть возможность обратиться в банк, выдавший документ, и потребовать аннулировать договор. Денежные средства, выплаченные банку за получение гарантии, должны быть полностью возвращены.

Банковская гарантия в качестве обеспечения контракта предоставляется заказчику в установленном Федеральным законом №44 порядке, до момента подписания победителем проекта, направленного организатором торгов.

Есть возможность сделать это и позже, заменив поручительством банка перечисленное ранее денежное обеспечение. При этом сумма может быть меньше первоначально установленной, если часть обязательств уже исполнена сторонами.

Случаи банковского сопровождения контрактов

Рассматриваются случаи, при которых органы местного самоуправления, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 963, имеют право включать в контракт условие о его банковском сопровождении.

В соответствии с ч. 26 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 35 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе, требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

Такой порядок установлен в Постановлении Правительства РФ № 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (вместе с "Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов"). Согласно этому постановлению банковское сопровождение осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением в отношении контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд.

Касательно случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, ч. 2 ст. 35 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что местная администрация определяет случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в форме муниципальных правовых актов.

Напомним, что при установлении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов согласно положениям комментируемого Закона информация о банковском сопровождении контракта включается в план-график согласно п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ и в извещение об осуществлении закупки согласно п. 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.

В свою очередь, в Постановлении № 963 рекомендовано органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с ч. 26 ст. 34 Закона № 44-ФЗ условие о банковском сопровождении контракта, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет:

• не менее 200 млн. руб. (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта;
• не менее 5 млрд. руб., - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.

Таким образом, в Постановлении № 963 даны рекомендации, которые по усмотрению могут быть "использованы" органами местного самоуправления при установлении случаев банковского сопровождения контрактов, заключаемых для обеспечения муниципальных нужд.

Осуществление банковского сопровождения контракта

Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет проводить мониторинг движения денег в рамках госконтракта на отдельном расчетном счете, а также информировать об этом заказчика. В особых случаях банк оказывает дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства № 963 (далее — Правила).

Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.

Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).

Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.

Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:

• с фактически поставленным товаром (оказанными услугами);
• со сроками исполнения обязательств;
• с фактическими поставками или работами (не менее 75 % от стоимости договора).

Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта.

При этом она не может превышать:

• 1,09 процента цены контракта — при цене от 5 до 10 млрд. рублей;
• 1,05 процента цены контракта — при цене от 10 до 15 млрд. рублей;
• 1 процента цены контракта — при его стоимости более 15 млрд. рублей.

Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд. руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд. руб. с единственным поставщиком (решение Правительства РФ), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.

Если же субъект РФ либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд. руб. или от 200 млн. руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд. руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.

На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.

Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре (ниже — формулировка предмета).

Кроме того, договор содержит:

1. Условия открытия отдельного счета.
2. Обязанности и права сторон.
3. Сроки и методы проведения расчетов.
4. Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).
5. Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.
6. Порядок изменения и расторжения договора.
7. Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.

Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:

1. Согласованные между заказчиком и банком данные, указываемые в платежном поручении.
2. Условия и права банка на проверку платежных документов.
3. Список и правила предоставления поставщиком документов для подтверждения основания платежа.
4. Сверка вышеуказанных документов с реальной поставкой / оказанной услугой.
5. Права, условия и ответственность банка при отказе в проведении платежа.
6. Порядок предоставления отчетности по требованию ФК.

тема

документ Служебный контракт
документ Муниципальный контракт
документ Государственный контракт
документ Заключение контракта
документ Срок контракта
документ Цена контракта




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты