Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка 2018

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Предпринимателю » Фонд

Фонд



Фонд

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

  • Понятие фонда как организационно-правовой формы
  • Признаки фонда как организационно-правовой формы
  • Учредительные документы фонда
  • Управление фондом
  • Фонд как общественное объединение
  • Отдельные виды фондов в рамках одной организационно-правовой формы

    Понятие фонда как организационно-правовой формы

    Фонд как организационно-правовая форма юридического лица был легализован еще Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенными в действие на территории России (п. 2 ст. 11 и п. 3 ст. 18 Основ). Однако законодатель в то время не дал определения этой организационно-правовой формы и ограничился указанием лишь на два признака фонда, сохраненные и в настоящее время. Первый признак указывал, что фонд это — некоммерческая организация, второй говорил, что учредители фонда не сохраняют имущественных прав на имущество фонда.

    Пункт 1 ст. 118 ГК РФ впервые вводит легальное определение фонда, как организационно-правовой формы, а ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» дословно дублирует это понятие: «Фондом признается не имеющая Членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели».

    Признаки фонда как организационно-правовой формы

    Цель деятельности. Правоспособность

    Фонд является некоммерческой организацией, которая не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2Закона).

    Целями деятельности фонда могут быть социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели, например, охрана здоровья, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, защита прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, иные цели, направленные на достижение общественных благ (п. 1 ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 2; п. 1 ст. 7 Закона).

    Как и все некоммерческие организации, фонд обладает специальной правоспособностью, то есть, фонд может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

    Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью соответствующей целям фонда и необходимой для достижения общественно-полезных целей, ради которых фонд создан (п. 3 ст. 50; п. 2 ст. 118 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона).

    Из анализа вышеуказанных норм права, а также п. п. 1 и 2 ст. 24 Закона следует, что фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в двух формах.

    Во-первых, фонд осуществляет предпринимательскую деятельность непосредственно (в пределах видов деятельности, перечисленных в уставе). При этом в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона, предпринимательская деятельность может осуществляться лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых создан фонд. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав.



    Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.

    Во-вторых, фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Следует обратить внимание, что п. 2 ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Закона дают возможность фонду участвовать только в хозяйственных обществах. Дозволение, указанное в п. 2 ст. 24 Закона на участие в товариществах на вере в качестве вкладчика, видимо, может относиться только к иным видам некоммерческих организаций. Поскольку, исходя из принципа общей правоспособности, хозяйственные общества вправе осуществлять любые, не запрещенные законом виды деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ), то такие общества, создаваемые фондом, так же будут иметь общую правоспособность. У таких обществ не может быть каких-либо ограничений по видам деятельности (если иное не установлено законом или уставом) в силу п. 1 ст. 49 ГК РФ.

    Однако, как было указано выше, некоммерческая организация не распределяет доход между своими участниками и направляет его на достижение целей, ради которых она создана. Таким образом, и прибыль, полученная от участия фонда в деятельности хозяйственного общества, может быть направлена только на цели, предусмотренные уставом этого фонда.

    Права фонда и его учредителей в отношении переданного ему имущества

    В данном подразделе будут рассмотрены только общие, легальные понятия, а что вытекает из их анализа, подробно будет рассмотрено в следующих разделах.

    В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями. При этом, если ранее п. 2 ст. 11 упоминавшихся Основ гражданского законодательства говорил о том, что учредители фонда не сохраняют имущественных прав на имущество фонда, то теперь п. 3 ст. 48 уже говорит о том, что учредители фонда не имеют имущественных прав  (то есть, ни вещных (ст. 216 ГК РФ), ни обязательственных (гл. 21 ГК РФ), ни каких-либо иных), в отношении самого фонда, как юридического лица. Таким образом, уже из п. 3 ст. 48 ГК РФ следовало, например, что учредители фонда не вправе требовать возврата своего имущества либо иной компенсации за переданное имущество даже при ликвидации фонда. Этот вывод нашел прямое подтверждение в п. 3 ст. 119 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Закона.

    Законодатель установил целевое назначение имущества фонда. Так, в соответствии с п. 2 ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Закона фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Отсюда следует, что любая сделка с имуществом фонда, совершенная этим фондом в противоречии с целями его деятельности, указанными в уставе, может быть признана судом недействительной по иску самого фонда, его учредителя или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью фонда, если будет доказано, что другая сторона в сделке (то есть контрагент фонда) знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (см. ст. 173 ГК РФ).

    Ввиду целевого назначения имущества фонда, законодателем в п. 2 ст. 119 ГК РФ и п. 2 ст. 18 Закона предусмотрены для данной организации дополнительные основания ликвидации. Подробнее об этом будет указано в разделе, посвященном вопросам ликвидации фонда.

    Перечень видов имущества, которое может принадлежать фонду на праве собственности, указан в ст. 25 Закона й является открытым. В ст. 26 Закона приведен перечень источников формирования имущества фонда. Этот перечень также является открытым, однако законами могут быть установлены ограничения на источники доходов для отдельных видов некоммерческих организаций (пока вряд ли можно привести в качестве примера какое-либо ограничение, установленное законом в этой части).

    В части источников формирования имущества фонда, следует обратить внимание еще на один очень важный момент, вытекающий из п. 1 ст. 118 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона: фонд образуется на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц его учредивших (т. е. учредителей фонда). Таким образом, невозможно учредить фонд, не наделив его при этом обособленным имуществом в соответствии со ст. 48; п. 1 ст. 118 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона. А поскольку п. п. 3 ст. 14 Закона требует указывать в уставе источники формирования имущества некоммерческой организации, то учредителям следует указать в уставе, каким именно обособленным имуществом, в каком размере (стоимость), в какие сроки наделяет фонд каждый из учредителей. Однако как уже отмечалось, исходя из п. 3 ст. 48 ГК РФ, в отношении фонда его учредители не имеют имущественных Прав. Поэтому, вряд ли возможно будет применить к учредителю фонда санкцию за невнесение его имущественного взноса, даже если эта санкция будет предусмотрена уставом фонда.

    Из редакции части второй п. 1 ст. 7 Закона «...Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда...» следует вывод, что учредители обязательно должны наделить фонд имуществом на праве собственности. Правда, имеется и другая точка зрения, которая состоит в том, что учредители могут наделить фонд иными объектами гражданских прав, например, правами пользования каким-либо имуществом. Однако, такая возможность прямо установлена законом только для коммерческих организаций (см. п. 6 ст. 66 ГК РФ), а кроме того, такой способ наделения учредителем фонда правами пользования каким-либо объектом вряд ли будет соответствовать п. 3 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которым учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении фонда. Безусловно, что после создания фонда, учредитель (как, впрочем, и любое другое лицо) вправе предоставить фонду различные объекты гражданских прав (если иное не установлено законом), в том числе и наделить фонд правами пользования. Однако такие отношения по поводу наделения фонда различными объектами гражданских прав уже не будут связаны с отношениями, возникающими между учредителями по поводу создания фонда. Следовательно, первоначальным источником имущества фонда является именно имущество, которым наделяют его учредители на праве собственности.

    Следует обратить особое внимание на то, что пока не существует ни одного нормативного акта, устанавливающего для фонда минимальный размер его имущества, зачастую ошибочно именуемого «уставным фондом» или «уставным капиталом», что является терминологически неверным, поскольку эти понятия применяются только к хозяйственным обществам и унитарным предприятиям (см. ст. ст. 90; 99; 114 ГК РФ). Указ Президента РФ № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» здесь явно неприменим, поскольку акт высшей юридической силы, изданный позже — Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не установил никаких требований к минимальному размеру имущества фонда.

    Фонд, являющийся собственником своего имущества, отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание (п. 2 ст. 25 Закона).

    Фонд, как организация не имеющая членства

    Одной из главнейших особенностей в правовой конструкции фонда, как юридического лица, является то, что фонд — организация, не имеющая членства. В российском законодательстве пока легализовано только две организационно-правовые формы юридических лиц, не являющихся общественными объединениями в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», имеющие признак подобного рода.

    Это: фонд и автономная некоммерческая организация (последняя является наиболее близкой к фонду организационно-правовой формой; см. п. 1 ст. 10 Закона). Оговорка по поводу Федерального закона «Об общественных объединениях» сделана не случайно. Названный закон так же предусматривает ряд организаций, не имеющих членства, это: общественное движение (ст. 9); общественный фонд (ст. 10); общественное учреждение (ст. 11); орган общественного самоуправления (ст. 12). Более того, названный закон (ст. 6) дает признаки понятий «учредитель», «участник», «член общественного объединения», хотя, на наш взгляд, не всегда удачно и последовательно характеризующие отношения по поводу создания, участия или членства в общественной организации.

    Но тем не менее, легальные определения, применяемые Федеральным законом «Об общественных объединениях» в данном случае неприменимы, поскольку:

    —           предметом регулирования названного закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений (ст. 1); 

    —           в п. 1 ст. 118 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» законодатель, давая легальное определение фонда, сделал специальную оговорку «Фондом для целей настоящего Кодекса (Закона — соответственно) признается...».         

    По вышеуказанным основаниям легальные определения, данные Федеральным законом «Об общественных объединениях», возможно использовать лишь в целях сравнения, применять же их непосредственно к некоммерческим организациям, которые не являются общественными объединениями — недопустимо.

    Вопреки ожиданиям, Федеральный закон о некоммерческих организациях» не дал легального определения понятию «организация, не имеющая членства», впервые введенного п. 1 ст. 118 ГК РФ, а лишь ограничился простым цитированием названной статьи.

    В связи с этим, в данной работе мы постараемся на основе сопоставления и анализа ряда правовых норм сделать вывод о том, какое значение для фонда и его учредителей имеет признак организации, не имеющей членства. А в разделе, посвященном автономной некоммерческой организации, с помощью сравнительно-правового анализа, мы покажем главные сходства и отличия в юридической конструкции этих двух видов Некоммерческих организаций.

    В связи с этим, дальнейшая характеристика этих организационно-правовых форм будет рассматриваться исходя из того, что признак организации, не имеющей членства, является конституирующим, определяющим особый статус как фонда, так и автономной некоммерческой организации.

    Что такое отношения членства

    Какие же признаки имеют отношения членства?

    Во-первых, должно быть волеизъявление лица, желающего стать членом какой-либо организации.

    Во-вторых, должно быть согласие организации на то, что данное лицо будет ее членом.

    В-третьих, отношения между организацией и ее членом должна быть оформлены определенным (как правило, в уставе) способом, позволяющим учитывать количество членов организации.

    В-четвертых, отношения членства предполагают взаимные права и обязанности между организацией и ее членами", например, право членов организации избирать и быть избранными в органы управления организации корреспондирует с обязанностью членов организации выполнять определенные ее уставом требования.

    При этом, особо следует отметить, что помимо личных неимущественных отношений (например, по поводу участия в управлении организацией) между организацией и ее членами, как правило» возникают имущественные, в том числе и обязательственное правоотношения, в частности, у членов организации возникает обязанность уплачивать членские взносы, а у организации возникает право требовать надлежащей выплаты названных взносов.

    В-пятых, отношения членства могут быть прекращены как по волеизъявлению члена организации, так и по волеизъявлению самой организации, например, в случае несоблюдения ее шеном своих обязанностей по отношению к организации ее щен может быть исключен. Прекращение отношений членства так же подлежит оформлению в определенном уставом организации порядке.

    Учредитель, участник, член организации, В чем различия этих понятий? Как уже отмечалось выше, легальное разграничение этих понятий, данное Федеральным законом «Об общественных объединениях» для целей рассматриваемого вопроса неприменимо, тем более, что употребление в п. 2 ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях» терминов «участники (члены) общественных организаций» через скобки напрочь стирает понятийные разграничения, не говоря уже о том, что последний закон имеет приоритет, как более поздний акт.

    Однако, из анализа норм п. 3 ст. 48, п. п. 1,2 ст. 52; п. 1. ст. 118 ГК РФ; п. 2 ст. 6 п. 1 ст. 7; п. 1 ст. 8; п. 1 ст. 10; ст. ст. 11, 12 п. 2 ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» можно сделать следующие выводы:

    —           учредителями являются лица, принявшие решение о создании юридического лица;

    —           понятия «участник» и «член организации» для целей Федерального закона «О некоммерческих организациях» практически невозможно разграничить (см., например, п. 2 ст. 6 Закона) К таковым, видимо, относятся лица, принятые в число участников (членов) некоммерческой организации после ее создания и имеющие взаимные права и обязанности. Учредители также являются участниками (членами) юридического лица (за исключением фонда и автономной некоммерческой организации), однако в Отличие от учредителей, другие участники (члены) некоммерческой организации не принимали решения о ее создании, а были приняты в число ее членов (участников) уже после создания организации.

    Характеристика фонда как организации, не имеющей членства

    Так как фонд является организацией, не имеющей членства, а его учредители не имеют имущественных прав в отношении фонда (в силу п. 3 ст. 48 ГК РФ), то отсюда следует, что:

    а)            как указано выше, ни в ГК РФ ни в Законе нет четкого разграничения понятий «участник» и «член организации», а, напротив, они употребляются как равнозначные (см., например, п. 2 ст. 6 Закона). Таким образом, можно утверждать, что у фонда нет ни членов, ни участников, поскольку эти термины употребляются в Законе как синонимы;

    б)           так называемый «выход из числа учредителей» — невозможен, т. к. понятие «учредитель» указывает лишь налицо, создавшее организацию, вне зависимости от того, что впоследствии он сохраняет или, наоборот, утратил какие либо отношения с созданной им организацией; наделял ли учредитель фонд каким-либо вкладом или нет;

    в)            при «выходе из состава участников» организации может возникнуть вопрос о праве на получение какой-либо компенсации за имущество, переданное учредителем (участником) этой организации. Однако в п. 3 ст. 48 ГК РФ установлено, что в отношении имущества фонда его учредители не имеют имущественных прав.

    К вопросу о возможности реорганизации фонда

    Из анализа ст. ст. 118, 119 ГК РФ и ст. ст. 16, 17 Закона очевидно, что законодателем по какой-то причине замалчивается возможность реорганизации фонда: с одной стороны, мы не найдем, прямого запрета на реорганизацию; с другой стороны, законодатель сначала приводит общие основания и порядок реорганизации (ст. 16 Закона), а затем, указывая на одну из пяти возможны форм реорганизации — преобразование, устанавливает, какие именно виды некоммерческих организаций в какие именно другие виды некоммерческих организаций могут быть преобразованы.

    Замалчивание же законодателем возможности реорганизации фонда в любой из пяти форм, можно объяснить лишь, видимо, тем, что коль скоро фонд — организация, не имеющая членства, а его учредители не имеют имущественных прав в отношении фонда, и высший орган фонда не обязан состоять из числа лиц, создавших фонд (учредителей), — то при реорганизации неизбежно встанут вопросы о том, кто же будет учредителем (участником, членом) вновь образуемой в результате реорганизации некоммерческой организации; каким образом эти лица будут наделять имуществом создаваемое в результате реорганизации юридическое лицо и другие вопросы, вытекающие из участия во вновь образуемом в результате реорганизации юридическом лице.

    И, как мы видим, фонд не включен в перечень организаций, которые могут быть преобразованы. Так как нет прямого запрета, теоретически можно предположить, что фонд может быть преобразован в любой вид юридического лица. Однако, учитывая специфичность фонда, как организации, не имеющей членства, мы считаем возможным преобразовать фонд в наиболее близкую по правовой конструкции форму — автономную некоммерческую организацию. И уж если вопрос о возможности такого преобразования фонда достаточно спорный, то, по крайней мере, мы считаем, что возможность реорганизации фонда в иных, предусмотренных ст. от. 57, 58 ГК РФ и ст. 16 Закона формах вполне реальна. Вряд ли найдутся основанные на законе аргументы против того, почему бы, например, из фонда не выделить фонд, разделить один фонд на несколько, присоединит фонд к фонду, слить фонды.

    Вопросы ликвидации фонда

    По той же, на наш взгляд, причине, что фонд — организация, не имеющая членства, его учредители не имеют имущественных прав в отношении фонда, и высший орган фонда не обязан состоять из числа лиц, создавших фонд (учредителей) — ликвидация фонда возможна в судебном порядке в силу прямого указания п. 2 ст. 119 ГК РФ и П. 2 ст. 18 Закона. По этой же, видимо, причине, имущество фонда, в случае его ликвидации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда в силу прямого указания п. 3 ст. 119 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Закона (в отличие от фонда, имущество некоммерческого партнерства может быть, например, распределено между его членами, а имущество учреждения может быть передано его собственнику (см. п. п. 2, 3 ст. 20 Закона)).

    Однако, фонд возможно ликвидировать и без судебного решения в силу прямого указания п. 2 ст. 65 ГК РФ: «...юридическое лицо, действующее в форме... фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации» (выделено автором). Основания объявления фондом о своем банкротстве, а также порядок ликвидации устанавливаются, в силу п. 3 ст. 65 ГК РФ законом о несостоятельности (банкротстве), т. е. Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Добровольная ликвидация фонда должника производится во внесудебном порядке под контролем его кредиторов. Решение о такой ликвидации принимается руководителем фонда совместно с кредиторами и утверждается высшим органом фонда. Процедура добровольной ликвидации осуществляется в соответствии с разделом VII названного закона. Имущество фонда в этом случае будет делиться между его кредиторами в порядке, установленном ст. ст. 32—35 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» и ст. 64 ГК РФ. Кредиторы, в отличие от учредителей фонда, имеют в данном случае обязательственные права в отношении имущества фонда.

    Пунктом 2 ст. 119 ГК РФ и п. 2 ст. 18 Закона для фонда предусмотрены дополнительные (по сравнению с другими видами юридических лиц) основания ликвидации, связанные с целевым назначением его имущества:

    —           если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

    —           если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

    —           в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.

    Фонд может быть ликвидирован (по решению суда) и в других случаях, предусмотренных федеральным законом (см., например, п. 2 ст. 61 ГК РФ: в связи с признанием недействительной регистрации фонда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения, либо деятельности, противоречащей его уставным целям и т. п.).

    За исключением изложенных выше особенностей, процедура ликвидации фонда аналогична установленным законом для других видов юридических лиц (ст. ст. 62—64ТК РФ; 18—22 Закона).

    Неимущественные права учредителей в отношении фонда

    Норма п. 3 ст. 48 ГК РФ об отсутствии у учредителей фонда имущественных прав в отношении фонда не запрещает, на наш взгляд, иметь учредителям фонда неимущественные права в отношении фонда как юридического лица.

    В принципе, мы полностью разделяем распространенную, в том числе и в научной литературе, точку зрения о том, что «...Образовав фонд ц передав ему в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него. После этого, фонд начинает «жить» своей собственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ему в уставе...». Характеризуя фонд, как организацию, не имеющую членства, другие авторы прямо подчеркивают, что учредители «...не только не обязаны участвовать в его деятельности, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении...» делами фонда.

    Такая ситуация представляется идеальной и наиболее четко  подчеркивает особенности фонда как организации, не имеющей членства.

    Однако, как уже отмечалось выше (см. п. 2.3 настоящей главы), права учредителей по управлению фондом нельзя отнести к имущественным. А учитывая, что в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона порядок управления фондом определяется его уставом, считаем возможным, что учредители могут входить в состав органов управления фонда и через эти органы, в соответствии с уставом фонда, могут участвовать в управлении фондом, а, следовательно, могут иметь неимущественные права по управлению фондом.

    В силу того, что фонд — организация, не имеющая членства, то и неимущественные права его учредителей по участию в управлении фондом будут иметь ограничения, которые выражаются в отсутствии права самостоятельно принимать решение о добровольной ликвидации; в отсутствии права вносить изменения в устав фонда, если самим уставом не предусмотрена такая возможность.

    Учредительные документы фонда

    Устав фонда. Требования Гражданского Кодекса и Закона к его содержанию

    В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона единственным учредительным документом фонда является его устав. Положения устава обязательны для исполнения фондом.

    Требования к содержанию устава изложены как в Гражданском кодексе, так и в Законе.

    Так, в соответствии со ст. 53, п. 3 ст. 118 ГК РФ, ст. 28 и п. 1 ст. 29 Закона в уставе должен быть определен порядок управления и порядок формирования органов фонда, их компетенция (то есть, следует определить, какие именно органы фонда создаются, кем, из числа кого они формируются, какой орган действует от имени фонда без доверенности), компетенция каждого из определенных уставом органов, порядок принятия решений органами фонда — для коллегиального органа это: кворум, каким числом голосов принимается решение, сколько голосов принадлежит каждому члену коллегиального органа (см. в этой части главу 4 настоящего раздела).

    Поскольку п. 3 ст. 14 Закона требует указывать в уставе источники формирования имущества некоммерческой организации, то в части отражения в уставе условий и порядка передачи

    учредителями своего имущества фонду следует указать, каким именно обособленным имуществом и в какие сроки наделяет фонд каждый из учредителей. Если учредители наделяют фонд не деньгами, а какими-либо вещами, следует указать индивидуализирующие признаки каждой вещи, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо обладает обособленным имуществом. Чтобы это имущество обособить, его необходимо выделить из неопределенного числа подобного рода вещей, то есть индивидуально определить.

    В соответствии с п. 4 ст. 118 ГК РФ, который продублирован в абз. 3 п. 3 ст. 13 Закона, устав фонда также должен содержать:

    —           наименование фонда, включающее слово «фонд» (см. в этой части п. 1 ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Закона — наименование фонда также должно содержать указание на характер его деятельности, например: «благотворительный фонд»);

    —           сведения о цели фонда (см. в этой части п. 1 ст. 7 Закона и раздел 2.1);

    —           указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете (см. в этой части п. 3 ст. 7 Закона и раздел 4);

    —           о порядке их формирования (см. в этой части пояснения выше в настоящем разделе, а также раздел 4);

    —           о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождении (т. е. кто конкретно относится к должностным лицам фонда, кем, из числа кого они назначаются, по каким основаниям и в каком порядке они освобождаются от должности);

    —           о месте нахождения фонда (см. в этой части п. 2 ст. 54 ГК РФ, с учетом того, что формулировка данной нормы важна, скорее, для определения подсудности, то следует указать и почтовый адрес, по которому с фондом осуществляется связь, либо адрес, по которому находятся органы управления фондом);

    —           о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (см. в этой части п. 3 ст. 119 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Закона).

    —           сведения о филиалах и представительствах (это должно быть, по нашему мнению не просто наименование, но и другие данные, которые позволят однозначно идентифицировать конкретное обособленное подразделение: место нахождения; данные о том, когда был создан филиал или представительство и т. п.);

    —           сведения об источниках формирования имущества (см. в этой части ст. 26 Закона),

    —           порядок внесения изменений в устав (см. в этой части п. 1 ст. 119 ГК РФ и п. 4 ст. 14 Закона),

    —           иные положения, предусмотренные настоящим Законом и иными федеральными законами.

    К «иным положениям» следует отнести требования, указанные помимо п. 3 ст. 14 Закона, о чем было указано выше, а также:

    —           порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда (см. п. 3 ст. 7 Закона и раздел 4);

    —           компетенцию исполнительного органа (см. п. 2 ст. 30 Закона и п. 4.3 главы 4 настоящей книги).

    Порядок изменения Устава фонда

    По общему правилу, установленному гл. IV ГК РФ для различных организационно-правовых форм, устав юридического лица может быть изменен по решению его учредителей (участников) либо высшего органа юридического лица.

    Однако в отношении фонда законодателем в этой части установлен ряд особенностей, которые, на наш взгляд, возможно объяснить лишь тем, что фонд, как не имеющая членства организация, после ее создания существует автономно от лиц ее создавших (учредителей). Последние непосредственно не участвуют в управлении фондом (однако, как было показано выше, учредители могут входить в органы управления фонда).

    Поэтому, чтобы обеспечить существование и деятельность фонда в соответствии с теми целями, которые установили его учредители при его создании и затруднить изменение целей деятельности и структуры управления фонда вопреки воле лиц, его создавших, законодатель установил особый порядок изменения устава фонда, который выражается в следующем:

    а) Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке (п. 1 ст. 119 ГК РФ; п. 4 ст. 14 Закона).

    Отсюда следует, что:

    —           в самом уставе должен быть определен порядок его изменения с обязательным указанием на орган, по решению которого могут быть произведены такие изменения;

    —           из редакции п. 1 ст. 119 ГК РФ; п. 4 ст. 14 и п. 1 ст. 2$ Закона можно сделать вывод о том, что орган фонда, который может быть управомочен уставом вносить в него изменения, не обязательно должен быть высшим.

    б) Если уставом фонда не предусмотрена возможность его изменения, либо такая возможность предусмотрена, но уполномоченные на то уставом лица (или орган) не вносят в устав изменений, то тогда право внесения изменений в устав принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда (например, для негосударственных пенсионных фондов — это Инспекция негосударственные пенсионных фондов). Из редакции п. 1 ст. 119 ГК РФ и п. 4 ст. 14 Закона следует, что вносить в судебном порядке изменения в устав фонда можно только в одном случае: если, сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые невозможно было предвидеть при учреждении фонда.

    При этом следует обратить внимание, что учредителям не предоставлено право обращаться в суд с подобного рода заявлениями.

    Можно предположить, что подобного рода дела в части подведомственности подпадают под п. 4 ст. 22 АПК: «В случаях, установленных... федеральными законами, арбитражному суду подведомственны... и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами...». Однако под п. 4 ст. 22 АПК тогда не подпадает случай, когда заявление исходит от юридического лица — органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, а, кроме того, вряд ли возможно отнести данное дело к какой-либо категории из предусмотренных АПК РФ.

    Из анализа главы 3, раздела II, главы 26, 27 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РСФСР так же невозможно однозначно сказать, что подобного рода дела подведомственны суду общей юрисдикции, и к какой категории дел они относятся (поскольку здесь нет спора о праве, то это не исковое производство; поскольку нет отношений власти и подчиненности, то это не дела из административно-правовых отношений; данная категория дел не подпадает и под перечень дел, рассматриваемых в особом производстве).

    Ответ на эти вопросы, возможно, даст либо сам законодатель, либо судебная практика. А пока, на наш взгляд, следует в уставе фонда предусмотреть и описать порядок его изменения.

    Управление фондом

    Система органов управления фонда. Общая характеристика

    Из анализа п. 3 ст. 118 ГК РФ; п. п. 1, 2—4 ст. 29 Закона вытекает, что, в отличие от иных видов некоммерческих организаций, для фондов законодатель не устанавливает какой-либо определенной структуры органов управления с определенной законом компетенцией для каждого из этих органов (см. например, п. п. 3, 4 ст. 29 и п. 2 ст. 30 Закона — для иных видов некоммерческих организаций). Что же касается фонда, то законодатель лишь предписывает определить в уставе порядок управления фондом (то есть, какие органы управляют деятельностью фонда, каким образом распределена между ними компетенция) и порядок формирования его органов (то есть, кем, из числа кого избираются (назначаются) эти органы). Кроме того, из ст. 28 Закона следует, что уставом фонда (как и любой другой некоммерческой организации) должна быть определена компетенция каждого из органов фонда, срок их полномочий, порядок принятия ими решений (для коллегиального органа: кворум, каким числом голосов решение считается принятым, сколькими голосами обладает каждый член коллегиального органа) порядок выступления от имени фонда (т. е., какой орган представляет фонд во вне и действует от его имени без доверенности).

    Тем не менее, в п. 4 ст. 118 ГК РФ, а также в п. 3 ст. 7 и в п. 3 ст. 14 Закона имеются и несколько обязательных требований законодателя к структуре органов фонда. Так, в частности, в уставе должны содержаться сведения о попечительском совете, о порядке его формирования и деятельности. Кроме того, в уставе должен быть определен порядок назначения должностных лиц (т. е. указание на то, кто относится к должностным лицам фонда, кем, из числа кого они назначаются) и порядок их освобождения (т. е. по решению кого и по каким основаниям происходит освобождение должностного лица).

    Вместе с тем, считаем вполне допустимым использовать применительно к фонду и ту систему органов, которая установлена ст. ст. 29, 30 Закона (при условии выполнения требований п. 4 ст. 118 ГК РФ, а также п. 3 ст. 7 и п. 3 ст. 14 Закона в части наличия попечительского совета и должностных лиц фонда), тем более, что эта же система органов управления (кроме наблюдательного совета и должностных лиц) прямо применима к другой организации, не имеющей членства, — автономной некоммерческой организации.

    Высший орган. Компетенция. Порядок принятия решений

    Как показано выше, устав фонда может вообще не предусматривать наличие высшего органа.

    Вполне возможно, что этот высший орган может быть единоличным.

    Высший орган может состоять и из учредителей фонда (их представителей), поскольку, как было сказано выше (см. п. п. 2.3.1 и 2.3.6 главы 2), права учредителей по управлению не относятся к имущественным, следовательно, учредители могут их осуществлять (но тогда в уставе следует предусмотреть порядок формирования высшего органа в случаях: отказа учредителя участвовать в управлении, в случае смерти, прекращения деятельности учредителя).

    Кроме того, высший орган может состоять из конкретных, указанных в уставе лиц (но в таком случае будет достаточно сложно определить в уставе порядок формирования высшего органа в случае выбытия из этого органа лица (лиц), определенного уставом).

    Возможно также, применительно к фонду принять систему высшего органа (компетенцию, кворум, порядок принятия решений), установленный п. п. 3, 4 ст. 29 Закона.

    Вариантов формирования органов фонда может быть и больше, но в любом из вариантов в уставе следует обязательно указать порядок формирования такого органа.

    Исполнительный орган

    По поводу наличия (либо отсутствия), а также в части порядка формирования исполнительного органа фонда можно сказать то же, что и в отношении высшего органа (см. предыдущий раздел), либо избрать схему, установленную Законом (см. ст. 30).

    Но при этом следует помнить, что в любом случае уставом фонда должно быть определено лицо (орган), который действует от имени фонда без доверенности (представляет его во вне) в силу прямого указания ст. 28 Закона.

    Кроме того, в силу прямого указания п. 4 ст. 118 ГК РФ и п. 3 ст. 14 Закона уставом фонда, в любом случае, должно быть определено кто относится к должностным лицам фонда, должна быть определена их компетенция, кем, из числа кого, на какой срок они назначаются и в каком порядке прекращаются полномочия этих должностных лиц.

    Попечительский совет

    Это, наверное, единственный орган фонда, о котором можно сказать, что его наличие императивно предписано законом. И, если п. 4 ст. 118 ГК РФ только упоминал о нем в перечне сведений, которые должен содержать устав фонда, а также весьма сжато определил его функцию, как «органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда», то Закон в п. 3 ст. 7 уже более, подробно раскрывает его статус и назначение.

    Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

    Из термина «попечительский совет» следует вывод, что это должен быть коллегиальный орган. В этом случае уставом должен быть определен кворум, порядок принятия решений попечительским советом.

    Особо оговорено, что участие в работе попечительского совета фонда не является работой по найму: «...Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах». Таким образом, можно сделать вывод, что члены попечительского совета не относятся к должностным лицам фонда.

    Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяются уставом фонда (в этой части см. комментарий к разделам 4.1 и 4.2).

    Однако законодателем остался нерешенным вопрос о полномочиях попечительского совета, т. е. насколько обязательны его решения для исполнения другими органами и самим фондом или же эти решения носят рекомендательный характер? Каковы будут последствия для фонда и его органов, если попечительский совет установит какие-либо нарушения в деятельности фонда или его органов? Эти вопросы, видимо, придется урегулировать пока только уставом.

    Фонд как общественное объединение

    Общественный фонд как одну из организационно-правовых форм общественных объединений легализовал Федеральный закон «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях (см. ст. 7 и ст. 10)), вступивший в силу почти на полгода ранее, чем Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

    Сразу же следует обратить внимание, что названный закон, в отличие от Федерального закона «О некоммерческих организациях» четко разграничивал понятия:

    —           «общественное объединение» — более широкое понятие, под которым понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Закона об общественных объединениях). Общественное объединение может быть создано в одной из пяти организационно правовых форм, предусмотренных ст. 7 названного закона;

    —           «общественная организация» — более узкое понятие, обозначающее всего лишь одну из пяти возможных организационно-правовых форм общественного объединения: «...Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан» (ст. 8 названного закона).

    Федеральным законом «О некоммерческих организациях» это достаточно четкое и обоснованное разграничение напрочь стерто, поскольку, в ст. 6 Закона понятия «общественные и религиозные организации (объединения)» употребляются через скобки, как синонимы, и имеют единое определение (см. п. 1 ст. 6). Названный закон — акт равной (с предыдущим законом) юридической силы, но изданный позже. Встает вопрос, о том, какими же нормами права руководствоваться?

    Положение спасает лишь п. 3 ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в которой указано, что особенности правового положения общественных и религиозных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами, то есть дана отсылка к закону специальному: «Об общественных объединениях».

    Итак, в соответствии со ст. 10 Закона об общественных объединениях Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

    Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференций) или общем собрании.

    В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

    Главные отличия общественного фонда как общественного объединения от фонда как некоммерческой организации в Соответствии со ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» состоят в следующем:

    Во-первых, общественный фонд может быть создан и осуществлять свою деятельность как общественное объединение, при этом не приобретая статус юридического лица (см. также ст. 21 Закона об общественных объединениях). Однако в случае его государственной регистрации деятельность такого фонда подпадает под правовое регулирование гражданского кодекса (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

    Во-вторых, хотя общественный фонд и является организацией, не имеющей членства, однако ст. 10 Закона об общественных объединениях прямо допускает, что его учредители и участники принимают участие в деятельности общественного фонда и его управлении. Это объясняется тем, что в отличие от Закона о некоммерческих организациях, как уже отмечалось выше, Закон об общественных объединениях дал легальное определение понятиям «учредитель», «участник», «член общественного объединения», что позволяет их отграничивать одно от другого.

    Так, в соответствии со ст. 6 Закона об общественных объединениях:

    —           учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы;

    —           членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе;

    —           участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

    Таким образом, в общественном фонде не может быть членства, но, в отличие от фонда, (в смысле Закона о некоммерческих организациях) могут быть участники.

    В-третьих, общественный фонд не может быть реорганизован в фонд в смысле ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Закона о некоммерческих организациях. Общественный фонд не может быть реорганизован в какую-либо другую некоммерческую организацию, не являющуюся общественным объединением, поскольку из части первой ст. 25 Закона об общественных объединениях следует, что в результате реорганизации общественного объединения образуется вновь так же общественное объединение.

    Отдельные виды фондов в рамках одной организационно-правовой формы

    Ниже будут кратко охарактеризованы две наиболее часто встречающиеся разновидности (по целям деятельности) фондов в рамках одной организационно — правовой формы. Это — благотворительные и пенсионные фонды.

    Благотворительные фонды

    Благотворительный фонд является одним из видов благотворительных организаций и подпадает так же и под правовое регулирование Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон о благотворительной деятельности).

    Статус благотворительного фонда имеет целый ряд особенностей:

    —           учредителями благотворительного фонда не могут выступать органы государственной власти и Органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).

    —           благотворительному фонду не допускается участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

    —           однозначно установлено, что высший орган благотворительного фонда является коллегиальным и члены этого органа исполняют свои обязанности в качестве добровольцев. При этом в составе высшего органа управления благотворительного фонда может быть не более одного работника его исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса). Кроме того, члены высшего органа управления благотворительного фонда и его должностные лица не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, участником которых является этот фонд (см. п. п. 1, 3, 4 ст. 10 Закона о благотворительной деятельности).

    Перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа благотворительного фонда так же императивно определен Законом о благотворительной деятельности (п. 2 ст. 10), а именно:

    а)            изменение устава;

    б)           образование исполнительных и контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

    в)            утверждение благотворительных программ;

    г)            утверждение годового плана, бюджета благотворительного фонда и его годового отчета;

    д)           принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств.

    Так, в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о благотворительной деятельности контроль за соответствием деятельности благотворительных организаций целям, ради которых они созданы возложены на регистрирующий орган, который зарегистрировал благотворительную организацию как юридическое лицо. Если разработчики этого закона исходили из принципа «кто зарегистрировал — тот и контролирует», то с таким же успехом можно было бы возложить на органы ЗАГСа функции по контролю за рождаемостью и поведением ребенка, которому выдано свидетельство о рождении.

    Действующее законодательство о государственной регистрации  определило исчерпывающе круг полномочий регистрирующего органа: проверка порядка создания юридического лица, проверка на соответствие закону его учредительных документов, проверка порядка осуществления ликвидации юридического лица, учет зарегистрированных юридических лиц.

    Возлагая обязанность по контролю за деятельностью юридического лица, почему-то забыли, что законом должен быть определен и механизм реализации этой нормы. Из Закона о благотворительной деятельности следует лишь, что благотворительная организация предоставляет отчет о своей деятельности (п. 2 ст. 19), а регистрирующий орган может направить благотворительной организации письменное предупреждение в случае совершения этой организацией действий, противоречащих ее целям (п. 2 ст. 20 названного закона). А вот о том, каким же образом регистрирующий орган установит факт соответствия (или несоответствия) представленного отчета подлинной деятельности фонда или факт совершения (или несовершения) благотворительной организацией «действий, противоречащих ее целям», законодатель скромно умалчивает.

    Если же все-таки следовать подобного рода тенденциозным нормам, то регистрирующий орган следует превратить в некое подобие органов Госналогслужбы или прокуратуры с полномочиями органа дознания, что породит очередное дублирование функций различными государственными органами и огромные бюджетные расходы, связанные с обеспечением подобного рода деятельности возросшей армией фискалов-регистраторов в одном лице.

    А в настоящее время, пока (видимо, к счастью) ничего подобного не сделано, потуги законодателя возложить на регистрирующие органы обязанности по контролю за деятельностью зарегистрированных ими юридических лиц являют собой яркий пример неработающих норм, что явно не придает авторитета законам подобного рода.

    Негосударственные пенсионные фонды

    Мы не ставим целью осветить все аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов. В данном разделе будет дан краткий обзор законодательства, регулирующего порядок создания и деятельности негосударственных пенсионных фондов (или — НПФ) с тем, чтобы показать наиболее существенные особенности, отличающие негосударственные пенсионные фонды от других видов фондов в рамках одной организационно-правовой формы.

    Начало созданию негосударственных пенсионных фондов положил Указ Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Данным Указом установлено, что в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам граждан, общественным объединениям разрешено учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.

    При этом отмечалось, что негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения, и выплаты из этих фондов должны осуществляться наряду с выплатами государственных пенсий.

    Этим же Указом негосударственным пенсионным фондам было запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако для получения инвестиционного дохода, необходимого для осуществления пенсионных выплат, размещением активов НПФ должны заниматься специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов. НПФ заключает с такой компанией договор об управлении его активами. Компания по управлению активами негосударственных пенсионных фондов несет имущественную ответственность за сохранность активов НПФ и обеспечение минимального уровня рентабельности, который должно устанавливать Правительство Российской Федерации.

    В целях осуществления контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, тем же Указом № 1077 образована Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации. На Инспекцию возложены также полномочия по регистрации и лицензированию НПФ и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.

    Постановлением Правительства Российской федерации № 1266 утверждено Положение об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, которым определен статус Инспекции: это — государственное учреждение, осуществляющее разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами этих фондов, а также осуществляющее развитие пенсионного обеспечение. В число функций Инспекции входят, наряду с другими: регистрация уставов НПФ; лицензирование НПФ и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов; ведение Реестра НПФ и специализированных компаний.

    Инспекцией негосударственных пенсионных фондов было утверждено Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов (далее — Положение или Временное положение). Однако данное Положение не имеет силы нормативного акта (т. е. не влечет правовых последствий, как не вступившее в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. На указанное Положение нельзя ссылаться при разрешении споров), поскольку оно не опубликовано официально. Вместе с тем, НПФ вынуждены выполнять требования (зачастую юридически некорректные) названного Положения, т. к. от этого зависит получение (или неполучение) лицензии Инспекции негосударственных пенсионных фондов. Несмотря на то, что данное Положение утверждено уже после вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, оно во многом ему противоречит. Тем не менее, названное Временное Положение является, наверное, единственным! документом, в котором перечислены требования к уставу негосударственного пенсионного фонда. Поэтому, считаем необходимым остановиться на анализе этого документа.

    Из анализа п. п. 1.1 и 1.2 следует, что негосударственный пенсионный фонд считается Созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в Инспекции негосударственных пенсионных фондов (далее — Инспекция) и органах исполнительной власти субъектов Федерации. При этом, сначала осуществляется регистрация устава НПФ в Инспекции «в порядке единого разрешительного процесса их деятельности», а затем уже осуществляется регистрация устава НПФ «в соответствующих органах исполнительной власти».

    Уже в этих двух первых пунктах заложен целый комплекс противоречий как ст. ст. 49 и 51 ГК РФ, так и ст. ст. 34 и 35 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», которыми регламентируется момент возникновения правоспособности юридического лица и действующий порядок их государственной регистрации. В соответствии с названными нормами права регистрируется само юридическое лицо, а не его устав. И право способность юридического лица возникает в момент его создания (п. 3 ст. 49; п. 2 ст. 52 ГК РФ) — то есть в момент государственной регистрации юридического лица. А учитывая, что Временное положение не вступило в законную силу, орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию, не вправе и не обязан требовать какого-либо подтверждения предварительной регистрации устава НПФ в Инспекции.

    Проблема регистрации уставов НПФ неоднократно освещалась в печати. Вызывает лишь недоумение мнение отдельных авторов о том, что государственная регистрация негосударственных пенсионных фондов как некоммерческих организаций, осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом № 1482 НПФ не могут подпадать под действие названного Положения, поскольку: а) не являются коммерческими организациями; б) НПФ запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность упоминавшимся Указом № 1077.

    После регистрации НПФ представляет необходимые документы в Инспекцию для получения лицензии на осуществление им соответствующих видов деятельности.

    Для регистрации фонда в Инспекции не позднее, чем через два месяца после проведенного учредительного собрания его учредители должны представить в числе документов, указанных в п. 2.1 Временного положения и учредительный договор, ап. 2.5 Временного положения устанавливает и определенный перечень требований к нему:

    —           предмет и содержание соглашения учредителей фонда;

    —           Организационно-правовую форму фонда, его юридический адрес;

    —           цели и предмет деятельности создаваемого фонда;

    —           порядок формирования уставного фонда;

    —           права и обязанности учредителей;

    —           особые условия деятельности фонда. Однако ни Гражданский кодекс, ни Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает для фонда такого документа.

    Пунктом 2.4 Временного положения установлен перечень требований к уставу негосударственного пенсионного фонда. Сразу же следует оговориться, что орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц не вправе и не обязан отказывать в регистрации НПФ если не будет представлен учредительный договор НПФ или его устав не будет отвечать требованиям Временного положения, поскольку, как уже отмечалось выше, впредь до официального опубликования данного Положения, на него нельзя ссылаться как на источник права. Тем не менее, учредителям НПФ следует учитывать при разработке уставов эти требования хотя бы потому, что Временное положение в части требований к уставам НПФ учитывает их специфику.

    Так, устав НПФ, в частности, должен предусматривать:

    —           полное и сокращенное наименование, включающее слово «фонд»;

    —           юридический и фактический почтовый адрес;

    —           цель и предмет его деятельности;

    —           уставный фонд и средства фонда (употребление термина «уставный фонд» применительно к некоммерческой организации по меньшей мере юридически некорректно, поскольку это понятие применяется только к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Основание: ст. 113 и 114 ГК РФ);

    —           порядок размещения и использования его активов;

    —           права и обязанности вкладчиков и участников фонда;

    —           обязательства и ответственность фонда перед его вкладчиками и участниками;

    —           органы управления фондом, порядок их формирования и компетенция, указания о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;

    —           учет и отчетность;

    —           порядок реорганизации и ликвидации фонда.

    Устав НПФ должен соответствовать также положениям о том, что:

    —           в соответствии с Указом Президента № 1077 негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение их активов осуществляют специализированные компании по управлению активами фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании соответствующих договоров;

    —           деятельность в качестве фонда преследует социальные цели и представляет собой исключительный вид деятельности, связанный с целевым сбором, учетом и аккумулированием пенсионных взносов, передачей активов управляющим компаниям, распределением полученного инвестиционного дохода и пенсионными выплатами участникам фонда в соответствии с условиями договоров;

    —           порядок и условия пенсионного обеспечения, осуществляемого НПФ, определяются правилами НПФ;

    —           взносы вкладчиков и участников фондов вносятся в денежной форме;

    —           учреждение фонда на правах юридического лица с именными счетами граждан может быть осуществлено предприятиями, учреждениями, организациями, банками, коллективами граждан, общественными объединениями;

    —           имущества, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда;

    —           фонд функционирует независимо от системы государственного пенсионного обеспечения;

    —           фонд несет полную имущественную ответственность по обязательствам вперед вкладчиками и участниками фонда;

    —           в целях оперативного и эффективного управления деятельностью фонда предусматривается создание Совета фонда в составе полномочных представителей его учредителей, вкладчиков, участников и исполнительных органов;

    —           решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

    Пунктом 2.4 установлен так же рекомендуемый минимальный размер уставного фонда: не менее 5 000 МРОТ (Минимальный размер оплаты труда).

    Мы не будем останавливаться на анализе перечисленных требований к уставам НПФ не только потому, что Временное положение не опубликовано официально, а еще и потому, что вызывает сомнение правомочность Инспекции негосударственных пенсионных фондов устанавливать своими актами какие-либо требования к уставам негосударственных пенсионных фондов, а уж тем более вводить для юридического лица учредительный документ, не предусмотренный законом (учредительный договор для НПФ). Нам представляется, что в силу ст. 3; п. 3 ст. 50; п. 1 ст. 52 ГК РФ нормотворчество подобного рода должно осуществляться на уровне федеральных законов.

    Вместе с тем, п. 3.6 Временного положения установлено, что основаниями для отказа Инспекцией в регистрации Устава НПФ могут быть как несоответствие учредительных и других необходимых документов требованиям законодательства, так и требованиям Временного Положения.

    Другими основаниями отказа в регистрации Инспекцией являются:

    —           недостоверность представленной в документах информации;

    —           недееспособность или неправомерность хотя бы одного из учредителей (хотя вряд ли кто-нибудь сможет четко объяснить, что значит «неправомерность... одного из учредителей»),

    —           наличие в Реестре другой организации с аналогичным наименованием.

    Следует обратить внимание, что этими основаниями отказа в регистрации не вправе и не обязан руководствоваться орган осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, поскольку ст. 51 ГК РФ, ст. 35 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации юридического лица. Это: нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону.

    Иных оснований для отказа в государственной, регистрации закон не предусматривает.

    Поэтому, не будет являться препятствием к регистрации негосударственного пенсионного фонда как юридического лица тот факт, что устав НПФ не зарегистрирован в Инспекции, т. к. порядок образования юридического лица определяется только законом.

    Не может так же служить основанием отказа в регистрации идентичность наименования создаваемого НПФ с уже зарегистрированным. И хотя в ряде регионов России (в том числе и в Москве) введена обязательная для учредителей проверка на оригинальность наименования юридического лица и предусмотрена даже целая система резервирования на различные сроки фирменных наименований, подобно тому, как это делается в Германии и Англии, но при этом почему-то забыли, что в отличие от России, в этих странах проверка на идентичность наименования и система их резервирования предусмотрена законом. Тем не менее, некоторые регистрирующие органы выносят не основанные на законе решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае наличия идентичности наименования либо вообще не принимают документы к государственной регистрации.

    По российскому законодательству отказ в государственной регистрации по мотивам идентичности названия невозможен (за исключением случаев регистрации общественных объединений), поскольку регистрирующий орган не вправе брать на себя функции преюдициального решения возможного спора между юридическими лицами. По нашему мнению проверка наименования — есть право, но не обязанность учредителей, следовательно, наличие идентичного наименования нельзя считать нарушением установленного законом порядка образования юридического лица (если данное юридическое лицо не является обыкновенным объединением).

    Еще одним важным нормативным актом, регламентирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами НПФ, является Постановление Правительства Российской Федерации № 792 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов».

    Данное Положение устанавливает правила лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.

    Органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, является Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации. Лицензия выдается на срок не менее трех лет.

    Помимо самого порядка лицензирования, рассмотрение которого не является предметом нашей темы, названным положением дано несколько важных понятий, характеризующих особые условия деятельности пенсионных фондов.

    Так, п. 2 Положения определено, что понимается под деятельностью негосударственного пенсионного фонда. Это — некоммерческая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами.

    Так же определено (в п. 3 Положения), что понимается под деятельностью компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее — компания). Это — деятельность по размещению активов фонда и управлению ими, осуществляемая компанией на основании договора об управлении активами фонда.

    Указанный вид деятельности осуществляет компания, несущая имущественную ответственность за сохранность активов фонда и обеспечение минимального уровня рентабельности их размещения, установленного договором об управлении активами фонда и необходимого для выполнения фондом взятых на себя обязательств. Такой компанией должна быть только коммерческая организация, осуществляющая функции инвестиционного института.

    Для обеспечения выполнения взятых на себя обязательств, фонды и компании обязаны соблюдать правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов, а также экономические нормативы, устанавливаемые Инспекцией по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.

    Любой НПФ обязан иметь правила фонда. Пунктом 7 Положения установлены требования к этим правилам. Это — документ, утвержденный высшим органом управления фондом и определяющий права и обязанности фонда, юридических и физических лиц, перечисляющих в него целевые денежные взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы перечисляются, порядок ведения именных счетов, а также предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых денежных взносов и осуществления выплат.

    В том же п. 7 Положения установлены существенные условия договора между фондом и компанией, в котором должны быть зафиксированы имущественная ответственность компании и ее обязательства по сохранению активов фонда и получению инвестиционного дохода, достаточного для обеспечения обязательств фонда по дополнительному пенсионному обеспечению граждан.

    Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Инспекцией негосударственных пенсионных фондов по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утверждены основные требования к Правилам негосударственного пенсионного фонда, примерного договора о негосударственном пенсионном обеспечении, примерного договора по управлению активами негосударственного пенсионного фонда (Приказ N° 58)  и Временные правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов (Приказ № 90). На анализе этих документов мы останавливаться не будем, поскольку (на день написания настоящей работы) они не опубликованы официально, а, следовательно, не вступили в законную силу и нормативными актами не являются.



    тема

    документ Некоммерческие организации
    документ Образовательные организации
    документ Расходы организации
    документ Саморегулируемая организация
    документ Виды предпринимательства




    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Курс доллара на 2018 год
    Курс евро на 2018 год
    Цифровые валюты 2018
    Алименты 2018

    Аттестация рабочих мест 2018
    Банкротство 2018
    Бухгалтерская отчетность 2018
    Бухгалтерские изменения 2018
    Бюджетный учет 2018
    Взыскание задолженности 2018
    Выходное пособие 2018

    График отпусков 2018
    Декретный отпуск 2018
    ЕНВД 2018
    Изменения для юристов 2018
    Кассовые операции 2018
    Командировочные расходы 2018
    МСФО 2018
    Налоги ИП 2018
    Налоговые изменения 2018
    Начисление заработной платы 2018
    ОСНО 2018
    Эффективный контракт 2018
    Брокеру
    Недвижимость



    ©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты