Управление финансами

документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка


Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Предпринимателю » Инновационные методы

Инновационные методы

Инновационные методы

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:



1. Инновационные методы
2. Инновационные методы обучения
3. Методы инновационной деятельности
4. Методы инновационного развития
5. Методы инновационного процесса
6. Использование инновационных методов
7. Применение инновационных методов
8. Инновационные методы стимулирования

Инновационные методы

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения направлены на формирование у студентов комплекса знаний, умений, навыков и качеств, которые бы позволяли выпускникам стать конкурентноспособными и профессионально трудоустраиваемыми на рынке труда. Компетентностная модель образования, лежащая в основе ФГОС-3, предполагает некоторые изменения выработанных в истории отечественной высшей школы образовательных технологий, ориентированных на усвоение комплекса фундаментальных теоретических знаний, главным образом, посредством прослушивания лекций аналитического характера в условиях синхронного группового обучения. Представляется, что при существенном количественном сокращении лекций (не более 40% аудиторных занятий) и увеличении в учебном процессе доли самостоятельной работы студентов, должны трансформироваться и сами задачи лекционных занятий. В этих условиях на первый план выходит ориентирующая функция лекции, заключающаяся в систематизации большого разнородного материала и обучении студента умению ориентироваться в разнообразных информационных ресурсах, а также функция обзора и анализа широкого спектра мнений и школ, представленных в данной области науки, не допускающая при этом гносеологического монизма в виде «единственно правильной» точки зрения или концепции. Таким образом, целью преподавателя в процессе лекционного занятия становится не непосредственная передача информации, а умение ставить проблемы, обозначать дискуссионные моменты и ориентировать студентов, где именно можно получить сведения по тому или иному вопросу.

Помимо уменьшения количества лекций и увеличения в учебном процессе доли самостоятельной работы студентов, традиционные образовательные технологии и формы занятий претерпевают и другие изменения. Общим направлением инноваций должна стать индивидуализация образовательных траекторий студентов, активизация их работы, повышение уровня мотивации и ответственности за качество освоения образовательных программ. Основные инновации в обучении студентов во многом связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения: не менее 20% аудиторных занятий бакалавриата и 40% магистратуры по каждой дисциплине должны проводиться в интерактивной форме.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter»—«взаимный», «act»—«действовать»). При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием информационно-компьютерных технологий.

Одними из наиболее перспективных и популярных информационных технологий являются мультимедийные (мультимедиа от англ. multi – много, media – среда), которые позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation); включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления. В настоящее время существует множество различных способов предоставления информации с помощью мультимедийный средств. Самым распространенным на сегодняшний день является комплект оборудования – мультимедийный проектор и компьютер. Интерактивная доска, компьютер, проектор, специализированное программное обеспечение позволяют настраивать и использовать весь мультимедийный комплект как единое целое. Принципы работы интерактивной доски с прямой проекцией (на отражение) довольно просты. Фактически речь идет о большом графическом планшете. Его белая поверхность играет роль обычного экрана, но в отличие от него она чувствительна к нажатию (сенсорная доска). «Рисовать» на доске можно любым твердым предметом или даже пальцем. Компьютерная программа воспринимает эти действия как движение мыши обычного ПК. Прикасаясь к поверхности доски либо проводя по ней, можно также нажимать экранные кнопки, перетаскивать объекты, масштабировать и поворачивать их, работать с элементами диалоговых окон, выведенных на доску. Таким же образом печатают текст, прикасаясь к клавишам виртуальной клавиатуры на экране-доске.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Она предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную и информационно-поисковую деятельность. ЭУМК может быть размещен на сайте в сети Internet (в этом случае обучаемый получает возможность скачать ЭУМК на свой компьютер и работать с ним) и записан на CD ROM. ЭУМК обладает массой достоинств: его можно легко переиздавать, т.е. корректировать по мере необходимости; позволяет представлять явления и процессы в динамике (использовать элементы мультипликации); использовать видеовставки. Кроме того, электронный учебно-методический комплекс является личностно-ориентированным – каждый студент в ходе обучения выбирает индивидуальную траекторию обучения. Электронный портфолио преподавателя призван организовать продуктивное взаимодействие преподавателя и обучающихся в процессе обучения. Он является средством формирования модели индивидуального педагогического опыта, так как позволяет каждому преподавателю вырабатывать свою индивидуальную стратегию обучения, свою педагогическую систему. Электронный портфолио включает материалы для проведения занятий (презентации, опорные конспекты и др.); материалы для организации самостоятельной работы обучающихся (описания практических и лабораторных работ, карточки-задания, раздаточные материалы, темы рефератов и т. д.); материалы для мониторинга результатов обучения (тесты, контрольные практические задания, средства рейтинговой оценки знаний); статьи для журналов, доклады на учебно-методических конференциях; материалы, представляющие опыт коллег.

Программными средствами электронного портфолио являются:

• программа Power Point–создание презентаций для лекций и практических заданий;
• программа Word – разработка опорных конспектов, карточек-заданий и др. материалов, включающих тексты;
• программа Excel – разработка тестов и систем рейтинговой оценки знаний;
• инструментальные системы создания сайтов (например, Front Page, Dream Weaver) –разработка материалов, имеющих гипертекстовую структуру;
• инструментальные средства для создания компьютерных тестов – разработка тестов;
• графические пакеты (например, Photoshop, Corel Draw и др.) – подготовка иллюстративных материалов: обобщающих схем, рисунков.

В процессе обучения студент использует материалы из портфолио преподавателя, а преподаватель использует лучшие работы студентов. В результате создается единая образовательная среда, которая обеспечивает эффективное взаимодействие преподавателей и студентов.

Использование мультимедийных технологий в процессе обучения позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном для восприятия студентами визуально вербальном виде. Имея доступ в Интернет во время аудиторного занятия, студент может тут же найти учебник, рекомендуемый преподавателем, и при необходимости уточнить информацию; в режиме on-line пройти тест на личностные особенности. Подготовка творческих заданий в виде компьютерных презентаций (например, докладов на студенческие конференции) развивает творческое воображение студентов, формируя образное мышление. Представленный видиоряд содержит не только аналитическую информацию (в виде графиков, схем, определений), но и рисунки, фотографии, иллюстрирующие основные положения доклада. Использование интерактивной доски позволяет преподавателю с помощью компьютера и проектора в режиме on-line воспроизводить формулы, строить графики, рисовать таблицы, не используя традиционную доску и мел, а также в полной мере задействовать Интернет в процессе занятия.

Однако не стоит ограничивать понимание интерактивных методов обучения использованием информационно-компьютерных технологий. Вполне допустимо и более широкое толкование интерактивного обучения как способности взаимодействовать или находиться в режиме диалога не только с компьютером, но и с человеком.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения (работа в малых группах (команде), проектная технология, анализ конкретных ситуаций (case study), проблемное обучение, ролевые и деловые игры), организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

А теперь попробуем применить интерактивные образовательные технологии в преподавании курса «Основы психологии». Под целью изучения психологии мы должны понимать формирование у студентов не просто знаний, а умения оперировать ими при психологическом анализе и оценке явлений человеческой психики, т. е. навыков психологического мышления. А если задача каждого занятия — формирование мышления, то знания перестают быть конечной целью учебы, а становятся средством оперирования в процессе мышления и результатом мыслительной деятельности. Студент получает новые знания не в «готовом виде» из уст преподавателя или из книги, а сам в процессе мыслительной деятельности, близкой по характеру к исследовательской, которые по своей субъективной значимости представляются ему как его собственное научное открытие.

Таким образом, перед преподавателем стоит задача активизации процесса мышления студентов с разным уровнем подготовки к семинарскому занятию. Это возможно в процессе внутригруппового взаимодействия. При организации работы группы использовалась инновационная технология, разработанная Л.В. Чукиной. Согласно основным положениям инновационного обучения, ситуация, с которой работают участники, должна быть конкретной, проблемной, привязанной к их опыту и практике. В этой связи необходимо в рамках темы семинарского занятия сформулировать конкретный проблемный вопрос, непосредственно связанный с личным опытом участников. Например, «Как вы думаете, почему люди неэффективно общаются?». Для разрешения проблемных ситуаций необходима рефлексия – процесс выхода из деятельности и исследования затруднения извне, а затем критики своей деятельности и проектирования новой. Смысл рефлексии в том, что она позволяет взглянуть на себя со стороны и направлена на поиск причин неудач и затруднений, в ходе которого осознается, что используемые средства не соответствуют решению задачи, формируется критическое отношение к собственным средствам, затем к условиям задачи применяется более широкий спектр средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение проблемы (т.е. находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения. После вхождения студента в проблемную ситуацию, и в ее рефлексивное исследование, формируется новый навык мыслительной деятельности, новая способность, которые повышает его общий интеллектуальный и личностный уровень.

Для организации процесса обсуждения студенты разбиваются на группы численностью от 5 до 9 человек. В каждой группе должен быть «тайм-менеджер» («будильник»), который следит за временем, выделенным на обсуждение, «секретарь» – человек, фиксирующий результаты обсуждения, а также «информатор», («эксперт»), владеющий теоретическим материалом, или имеющий доступ к информационным ресурсам по данному вопросу, и, конечно, «пресс-секретарь», который будет представлять результаты обсуждения группы. Время внутригруппового обсуждения ограничено (от 15 до 30 мин.).

В процессе обсуждения используются интерактивный метод мозгового штурма, в ходе которого происходит поиск ответа на проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих ассоциаций. Золотое правило мозговой атаки — запрет критики. Ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не оценивать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей. В такой психологической обстановке происходит действительно интенсивное «брожение умов», рождаются самые невероятные идеи.

Собранные в результате мозгового штурма причины неэффективного общения поочередно озвучиваются и записываются на доске. Для обеспечения обратной связи после выступления каждого из пресс-секретарей подгруппа слушателей задает ему уточняющие вопросы на понимание. Например, «Правильно ли я понял, что причиной неэффективного общения может быть нежелание общаться?», « Что понимается под неверной тактикой общения?», «Поясните, что вы имеете в виду, говоря о стереотипах собеседников?».

Затем наступает этап сравнения полученных результатов и сведение их в один общий список. Подготовка «итогового документа» о причинах неэффективного общения осуществляется при активной роли преподавателя, который поясняет корректность каждого пункта и, в случае необходимости, расширяет список. Причины неэффективного общения фиксируются студентами.

В ходе следующего этапа члены каждой подгруппы могут высказаться о результатах работы конкурентов по следующим критериям: содержательность выступления; умение выступавшего представить результаты работы группы; эмоции, вызванные выступлением. Здесь допустимы оценочные суждения. В заключение каждый говорит о том, что нового он узнал в результате занятия. Представляется, что знания, добытые студентами в результате интенсивной групповой работы, должны остаться в памяти надолго.

Таким образом, инновационные методы обучения находят свое выражение и воплощение в используемых в учебном процессе новых методиках преподавания, в применении повышающих эффективность обучения информационных ресурсов, демонстрационного оборудования, специально разработанных средств и систем обучения. Внимание к различного рода новшествам обусловлено, прежде всего, потребностью добиться устойчивого интереса со стороны студентов к изучаемому предмету, приблизить образование к практическим нуждам обучающихся и общества в целом. В условиях смены образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, возникает необходимость совершенствования и поиска эффективных форм для обеспечения самореализации и формирования навыков саморазвития и самообразования студентов.

Инновационные методы обучения

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования в котором личность ученика находится в центре внимания педагога. Учение, познавательная деятельность, а не преподавание, являются ведущими в тандеме «учитель – ученик». Преподавательская работа по своей природе – деятельность творческая, живая. Учитель имеет дело с людьми и работать по трафарету, по шаблону не может. Даже тогда, когда учитель нашел удачный педагогический прием, он должен каждый раз его творчески оживлять, разнообразить. П.П. Чистяков писал: «Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте ее сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что... Все, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает».

В зависимости от приобретенных учащимися знаний и навыков, в зависимости от общего их развития методика может меняться.

Я – учитель изобразительного искусства. Моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.

Именно поэтому я сторонник использования ИКТ при подготовке и проведении уроков ИЗО.

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии:

Сейчас стоит вопрос о реформе и модернизации всей системы общего образования. Это связано: во-первых, с новым положением школы в современном обществе: необходимостью подготовки детей к жизни в новых социально-экономических реальностях. Во-вторых, педагогическое сообщество требует перемен в образовании, о чем свидетельствует необычайно широкий интерес педагогов к инновациям. В-третьих, управленцы и политические деятели тоже заинтересованы в изменении существующей системы общего образования.

Но есть проблема – готовых технологий внедрения инноваций не существует. Специальных научно-методических трудов, которые бы позволили школам комплексно решать проблемы реформирования и модернизации всего учебно-воспитательного процесса, не существует. Имеющиеся труды решают отдельные вопросы теории и практики инновационного движения. До последнего времени образование реформировалось на основе свободной инициативы отдельных педагогов и научных психолого-педагогических коллективов.

Ну и невозможно не сказать о сингапурской системе многим школам было предложено обучиться и начать вводить элементы сингапурской методики обучения на своих уроках. Данная работа осуществляется на основе внедрения программы профессионального развития «Преобразование обучения для XXI века» и направлена на выявление наиболее эффективных методик и образовательных технологий. Программа реализуется в рамках совместного проекта Министерства образования и науки РТ и Сингапурской компании «Educare International Consultancy» «Совершенствование качества преподавания в РТ».

После ознакомления с новой системой преподавания в нашей школе сразу же стали применять некоторые ее элементы на практике: рассаживаем учеников по четыре человека, делим их на группы. Таким образом, ребята работают в команде, при ответах на вопросы – устные или письменные – высказывают свои мысли, и, что немаловажно, помогают слабым. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все ученики и где наряду с закреплением изученного материала и повторением пройденного, в процессе чего активно развивается устная речь, воспитывается еще и чувство уважения друг к другу. То есть, лидеров нет, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам, а учителям он помогает правильно распределить время и в ходе одного занятия проверить знания всех учащихся. Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что учитель вместе с учениками должен теперь посмотреть на образовательный процесс по-иному: преподавателю следует практиковаться в использовании новых структур, а самим учащимся – учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Замечу: данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Причем их можно использовать и на классных часах, и на внеклассных мероприятиях, и даже на различных праздниках и вечерах. Ребятам понравился урок изобразительного искусства на тему «Реальность и фантазия», где использовалась структура ЭЙ АЙ ГАРД (До и после) Сначала ученикам нужно было записать свои первые мнения о сказочном персонаже, Бабе Яге на листочке (это называется «До», то есть до объяснения новой темы). После же ее введения они вновь записывали свои мнения, но уже в столбик с надписью «После». Как правило, первые и последующие мнения отличаются. Я сама использую эти структуры всего только полгода. Сначала все это было таким непонятным, а когда начала применять эти структуры мне даже понравилось. Только вот на подготовку к уроку уходит много времени. Надо подбирать правильно и удачно материал для урока, так как у учеников может не хватить времени на ответы. На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз засекается. Поэтому в кабинете (классе) должны находиться часы. Весь урок менять не надо, можно только использовать какой – то фрагмент урока. Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Анализируя работу на уроках учащихся нашей школы, могу сказать, что один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.

Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и таблиц, для этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков.

Всемирная паутина уже является одним из основных источников информации.

Таким образом, использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволило мне облегчить работу, сэкономить личное время, организовать учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-педагогических знаний о развитии личности и детского коллектива.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала». При новой парадигме инновационного обучения преподаватель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося. Роль организатора более ответственная, чем при традиционном обучении, она требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

В.О. Ключевский в своей работе отмечал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Методы инновационной деятельности

Инновационная деятельность – это сложный и многовариантный объект управления. Инновационную деятельность необходимо рассматривать в качестве сложной системы, со всеми системными атрибутами и характеристиками. Это же справедливо и при рассмотрении методов управления: методы системного анализа широко применяются в анализе инновационной деятельности.

Современный методический инструментарий, применяющийся в крупных и малых инновационных компаниях, включает в себя такие методы, как:

– методы планирования и прогнозирования;
– эвристические методы рассмотрения и выбора проектов;
– эвристические методы организации;
– эвристические методы управления НИОКР;
– методы мониторинга и планирования использования технологий;
– методы обучения персонала и руководства.

Методы, используемые в управлении инновационной деятельностью, представляют собой комплекс (систему) различных процедур, правил решения задач управления инновациями. При этом могут использоваться как общие, характерные для практически любых сфер деятельности методы управления, так и особые.

Рассмотрим существующие методы управления инновационной деятельностью с учетом их системного и процессного характера:

– методы по выявлению мнений. Сюда входят методы интервьюирования, методы выборочных опросов и экспертиз;
– аналитические методы. Сюда входят методы математического анализа: интегрального и дифференциального исчисления, поиска экстремумов функций, вариационного исчисления; математического программирования; методы теории игр, теории алгоритмов, теории рисков и т.д.;
– оценочные методы. Сюда входят методы оценки продукта и его конкурентоспособности, оценки организационно-технологического уровня производства, методы деревьев значимости, оценки инновационной эффективности и т.д.;
– методы по генерированию идей и концепций. К ним относятся методы "мозговой атаки" и морфологического анализа;
– методы принятия решений. К ним относятся методы построения "дерева решений", сравнения альтернатив;
– статистические методы;
– метод Дельфи;
– методы наглядного представления;
– методы сравнения;
– методы сценариев. Основаны на возможности оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений, т.е. создания вариантов сценариев;
– метод "мозговой атаки" ("мозгового штурма"). Основан на одновременном активном участии двух и более человек в обсуждении, поиске и проработке различных идей, мыслей и предложений;
– индексные методы. Используются при изучении сложных, комплексных явлений, в случаях, если невозможно измерить отдельные части, элементы. Индексы представляют собой относительные показатели, используемые в оценке плановых показателей и для определения динамики процессов и явлений;
– графические методы. Используются для графического отображения текущих и плановых экономических процессов в целях удобства восприятия закономерностей и результатов анализа.

В управлении инновационной деятельностью широко используются экономико-математические методы, методы научного, технико-экономического прогнозирования, экспертные методы.

Практически все исследователи и практики отмечают, что инновационная деятельность является сложным и многовариантным объектом управления и по своей сути является вероятностной (стохастической) системой. Поэтому существующие традиционные административные методы управления такой системой не всегда будут достаточными, так как определяющими ресурсами этой системы являются интеллектуальные, а также знания, которые имеют логическую взаимосвязь. Использование интеллектуальных способностей человека в создании новаций с целью усиления конкурентоспособности фирмы (производства) является основной функцией инновационной деятельности. Для управления таким ресурсом необходимо, прежде всего, создать для него благоприятные условия.

Применяемые методы постоянно совершенствуются, они не являются детерминированными. Развитие инновационной деятельности, новые подходы и концепции не могут развиваться без новых подходов и методов к их осуществлению и реализации.

Методы инновационного развития

Сейчас много пишется и говорится об инновационном развитии экономики и государства. Но как, кто и за счет чего произойдет это инновационное развитие? Возникает такое ощущение, что единого подхода в подходах и методах нет, хотя каждый метод имеет право быть, так же как и граждане их представляющие. В определенных сообществах усиленно муссируется метод «бережливого производства», как панацея повышения конкурентоспособности предприятий, забывая о том, что «бережливое производство» – это одна из подсистем в системе бережливой (эффективной) организации и управления предприятием. Можно ли за счет совершенствования одной подсистемы усовершенствовать всю систему? Конечно же - нет! Можно ли браться за совершенствование подсистемы производства, внедряя широко известные инструменты и методы бережливого производства, не видя целого, т.е. системы. Не сформировав у сотрудников видения будущего своего предприятия, т.е. хотя бы обозначить «свет в конце тоннеля»?

«Только совершенствование экономики способствует эффективной оценки масштабов (объемов) инноваций».

Опять же не маловажный вопрос:

• Кому доверить разработку и внедрение инновационной системы?
• Кто будет обучать и кого из сотрудников обучать?

При всей возможной не серьезности, но вопросы: кто, кому доверить обучение сотрудников и внедрение «бережливой системы организации и управления предприятием», как правило, является решающими в достижении успеха или неудачи.

Вначале ответим на главный вопрос: кто?

Классика жанра гласит о том, что вначале внедрения, необходимо подобрать себе сэнсэя (учителя), который должен обладать не только, хорошей теоретической подготовкой, успешным практическим опытом, причем не только в роли бизнес – тренера, разработчика комплексных программ по повышению эффективности ф.х.д. предприятий. Но и практическим опытом работы на предприятиях в разных должностях (маркетинг, производство, финансы), в т.ч. и директора. Такой специалист, сможет стать не только авторитетом среди рабочих и служащих, но и для топ менеджеров. Причем, этот специалист, должен не только понять, но и прочувствовать, что успех повышения эффективности ф.х.д. предприятия зависит от обучаемых им сотрудников. Т.к. современное предприятие и бережливый менеджмент – это, прежде всего, социотехническая, органическая система, в которой основную роль играет не группа избранных технократов, а сотрудники всех функциональных подразделений, всех уровней от простых рабочих и служащих до ведущих специалистов.

Комплексное обучение, которых, инновационным методам:

• разработки продукции,
• учета, управления затратами и планирования прибыли,
• организации производства,
• планирование развития, производства и продаж.

Позволит адаптировать новые инструменты и методы всех функциональных подразделений в единую систему «бережливой организации и управления предприятием». Только понимание сотрудниками и менеджерами необходимости межфункционального взаимодействия приведет к созданию межфункциональных подразделений по производству конечной продукции (услуги), превосходящей аналоги предприятий – конкурентов. Это и является высшим приоритетом любой стратегии и тактики развития предприятия. «Качественно раскрытая и объяснимая проблема предприятия, обучение и понимание сотрудниками методов их решения – это половина успеха на пути их решения».

Лучше, когда директор и топ – менеджеры сочтут возможным учиться у такого специалиста и рассматривать его, как партнера, а не как консультанта по «отжиму» денег.

И тут мы подходим к главной подсистеме – «сотрудники».

«Если вы объясните людям проблемы и пути их решения, у них возникнет желание действовать» — Б.Гейтс.

Как бы, традиционный менеджмент не игнорировал подсистему «сотрудники», подменяя развитие подчиненных (их обучение, изменения мышления, культуру управления и взаимодействия) красивыми лозунгами, без понимания роли подчиненных в повышении конкурентоспособности и эффективности предприятий результат будет как всегда: «Хотели как лучше, а получили…». Можно ли усовершенствовать любую подсистему, применяя самые передовые методы и инструменты выполнения: работ, операций, процессов, не меняя культуру управления и взаимодействия с людьми? Можно ли усовершенствовать подсистему производства, не совершенствуя подсистему маркетинг и продажи, от эффективности которого зависит тактика и стратегия развития, повышение конкурентоспособности предприятия? Можно ли мотивировать сотрудников на создание действительно усовершенствованных методов: повышения качества, сокращения затрат, рост производительности, используя устаревшие и не пригодные для бережливых систем методы учета затрат и бюджетирования?

Можно ли мотивировать сотрудников к усовершенствованию своих методов, операций и процессов, не создавая:

• доверия внутри коллектива между рядовыми и начальниками?
• ответственность за работу товарищей?

Не плодя по привычке «звездунов» и «изгоев». Да наше общество больно, но лечить его должны менеджеры, начиная с себя. Необходимо избавляться от западных стереотипов воспитания индивидуалистов, пока на предприятиях еще остались «осколки гомо советикуса», помнящих лучшее от воспитания сотрудников предприятий советской системы. Да - будет сопротивление, да – будет непонимание.

Люди устали от многочисленных экспериментов по внедрению различных методик начиная с управленческого учета, системы менеджмента качества, бережливого производства… Люди не понимают и не верят в искренность руководства создать «человеческие» условия работы своим сотрудникам. Только постоянная, ежедневная работа с рядовыми сотрудниками может превратить их из ярых противников в одержимых сторонников совершенствования. А это уже постоянная работа менеджеров, которые сами должны учиться и помогать обучаться своим подчиненным. «Если менеджер сам не имеет побудительных мотивов к совершенствованию, он не способен побудить к совершенствованию своих подчиненных».

По большому счету, что такое бережливое производство?

Это управление затратами в материальном потоке создания ценности для потребителя (кайдзен – костинг), т.е. постоянные мероприятия по сокращению затрат, при повышении качества и производительности в процессе производства продукции или услуги.

Что такое бережливая система организации и управления предприятием?

Это тотальное управление затратами в материальном и информационном потоке создания ценности в продукции для конечного потребителя от процесса разработки (информационный поток) продукции или услуги (таргет – костинг – целевое управление затратами на стадии разработки продукции с помощью концепции функционально – стоимостного анализа и ТРИЗ). До процесса производства (материальный моток) продукции – кайдзен – костинг (управление затратами в процессе производства продукции).

Это понимание должно быть в основе начала повышения эффективности менеджмента и создания эффективной финансово – хозяйственной системы предприятия.

Для того, что бы поставленные цели не превращались в красивые лозунги - они должны быть: оцифрованы, амбициозны (требующие напряжения от сотрудников) и достижимы (классика жанра). Уже на этом этапе возникают ошибки лидеров, будь - то политических или бизнеса.

Первая ошибка - отечественных собственников, менеджеров и консультантов – это нацеленность на совершенствование продукта (услуги).

Вторая ошибка – не способность четко и ясно поставить цели, разбить их на этапы, назначить ответственных и определить сроки реализации каждого этапа.

И самая главная ошибка при постановке амбициозных целей, заключается в не способности оценить главное – кто должен реализовывать эти цели.

Для того, что бы снять вопросы у скептиков, что это практика, а не теория.

Приведу собственные примеры внедрения бережливой системы организации и управления предприятиями (организациями).

Первая ошибка основной массы коллег. Внедрение инструментов бережливого производства, таких как: 5С, визуализация, быстрая переналадка… Многие занимаются годами (можно и всю жизнь, пока не упрутся в тупик). У сотрудников создается мнение, что бережливое производство – это система, а не подсистема, что это инструменты и методы пригодные только для производства, в лучшем случае для офиса. Во избежание «хождения по мукам», начните с классики жанра, т.е. определим, что является ценностью. Причем не с точки зрения производства, а с точки зрения Потребителя, а это уже маркетинг и начало межфункционального взаимодействия с: констуктормами, технологами, снабжением, производственниками и финансистами, поставщиками.

Потом создайте потоки (информационные, материальные, финансовые), а это уже подсистемы:

• бережливого производства,
• офиса, со всеми основными функциональными подразделениями,
• и главное – начало межфункционального взаимодействия.

На этом этапе применяются инструменты и методы бережливого производства (офиса, со всеми подсистемами и спецификами: бережливого учета, проектирования, маркетинга…) с целью устранения крупных Потерь. Цель - понимание потоков для сокращения крупных Потерь с помощью инструментов и методов, специфичных для каждого функционального подразделения.

Этот этап логически вытягивает следующий этап. Этап создания межфункциональных подразделений (производственные ячейки) или перепроектирование размещения мощностей с целью равномерного распределения мощностей согласно нагрузке, т.е. в соответствии с тактом спроса. Цель – сокращение ресурсов, управление ресурсами в зависимости от такта спроса с целью поддержания себестоимости, балансировка такта спроса и производственного ритма. Инструменты (автономизация, выравнивание, встроенное качество, обучение сотрудников смежным специальностям в «ячейках», внедрение показателей ОЕЕ и пр.).

Третий этап логически вытягивает этап совершенствования методов, операций, процессов. На этом этапе – сотрудники вовлечены в процесс совершенствования, понимают, что от них требуется. Определяют ключевые аспекты, что влияет на качество, затраты, производительность… Инструменты (разработка лучших методов и обучения им всех, разработка стандартных операционных карт…). Цель – стабильность работы ячейки, подготовка расчета питчей и внедрение системы канбан.

Вот вкратце этапы и порядок повышения эффективности экономики, как предприятий, так и организаций государства.

Методы инновационного процесса

Эффективность инновационного процесса во многом определяется тем, как, каким образом основные действующие лица данного процесса взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования новых знаний. Ранее мы уже говорили о разнообразных формах взаимодействий науки и промышленности: совместные исследования и разработки; покупка патентов, лицензий; перекрестное патентование; покупка нового оборудования и т.д. В этом параграфе мы остановимся на основных этапах и методах организации непосредственно инновационного процесса.

Как правило, переходу на выпуск новой продукции предшествуют основные стадии разработки нового изделия: исследования, разработка, организация промышленного производства и системы сбыта.

Исследование. На этом этапе, на основании анализа информации, формулируются новые стратегии и идеи. Анализу подвергаются идеи, подсказанные рынком, потребителями, опытом конкурентов, собственным опытом, а также идеи, вытекающие непосредственно из результатов собственных исследований. На этом этапе происходит отсев неперспективных идей и разработка концепции нового продукта. Отсев неперспективных идей может происходить неоднократно.

Разработка. На основании разработанной концепции нового продукта следует этап опытно-конструкторской разработки (ОКР). На этом этапе вновь возможен отсев идей или их корректировка на основе ис-следований рынка и оценки рыночных перспектив. С этим этапом связано изготовление опытно-промышленного образца.

Организации промышленного производства. После изготовления опытно-промышленного образца разрабатывается план промышленного производства. На этом этапе еще возможен пересмотр идей и отсев не-перспективных с позиций их технологичности. Этап завершается подготовкой производственных мощностей к выпуску новой продукции.

Маркетинг, организация системы сбыта. На этом этапе происходит организация продаж, массовый сбыт, контроль за всеми стадиями производства и сбыта.

Практика показала, что инновационный процесс может быть реализован благодаря использованию одной из трех основных форм организации работ: последовательной, параллельной и интегральной.

Последовательная организация работ. При последовательном про-ектировании инновационный процесс осуществляется поочередно в различных функциональных подразделениях фирмы.

Последовательная организация обладает как достоинствами, так и недостатками:

Во-первых, финансовый риск, связанный с инновационным процессом, ограничен, так как на каждом этапе расход средств возобновляется лишь после повторной оценки проекта и соответствующего решения руководства фирмы.
Во-вторых, последовательная организация упрощает контроль за ходом работ, который на каждом отдельном этапе проводится в соответст-вующем подразделении, а не ведется одновременно различными спе-циалистами. Однако при такой организации конструкторская группа, например, уже не может улучшить свою часть проектной работы, передав ее испытательной группе, та в свою очередь, передав ее в группу подготовки производства, так же уже не имеет возможности внести изменения в разрабатываемый продукт, и т.д. Все это приводит к удорожанию разработки, так как стоимость исправления дефектов, об-наруживаемых в проекте по ходу последовательного подключения к работе все новых подразделений и специалистов, возрастает в геометрической прогрессии в зависимости от того, насколько поздно этот дефект был обнаружен.

По оценке специалистов, в случае проектирования последовательным методом, стоимость внесения одного и того же изменения в проект на каждой последующей стадии цикла проектирования возрастает на порядок. Например, на крупном производственном предприятии изменение, внесение которого обойдется в 1000 долл. на стадии проектирования, вызовет затраты в 10 тыс. долл. на стадии испытаний. Главный недостаток последовательной организации — продолжительность создания нового изделия, которая складывается из продолжительности каждого этапа. Успех зависит от связей между подразделениями, однако, когда каждый несет ответственность за свой участок, этого нелегко достичь. Замечания по изделию, высказываемые специалистами, принадлежащими к разным этапам, и доводка изделия могут длиться очень долго, увеличивая сроки и затраты, снижая возможные прибыли. К тому же трудно вести разработку технических условий, не имея информации от специалистов по сбыту, закупке комплектующих, техническому контролю и послепродажному обслуживанию.

Параллельная организация работ. При параллельной организации работ начало в очередном подразделении не требует завершения предшествующего этапа работы. Возможно совмещение проведения этапов. Параллельная организация работ позволяет сократить продолжительность инновационного процесса по сравнению с последовательной организацией работ, но в известной мере увеличивает финансовый риск, так как решение принимается до завершения предыдущего этапа. В случае отрицательного решения фирма понесет убытки за расходы на всех этапах, где были начаты работы. В остальном этот тип организации работ схож с последовательным и ему присущи те же недостатки.

Эти два метода не могут обеспечить синхронизацию различных видов работ и эффективное сотрудничество работников различных подразделений, участвующих в инновационном процессе. Если фирма ставит в качестве главной задачи быструю разработку и освоение вы-пуска высококачественных изделий, то лучше всего применять метод интегральной организации работ.

Интегральная организация работ. Этот тип организации работ позволяет совмещать во времени все виды работ, связанные с созданием нового изделия. Для этого формируется комплексная бригада, в которую включены все необходимые для совместной работы специалисты.

Такая организация инновационного процесса позволяет решать практически одновременно вопросы разработки, организации про-изводства и послепродажного обслуживания нового изделия. Все участники имеют постоянную возможность улучшать свою часть проектной работы, согласовывая предложения с другими участниками смешанной бригады, тесно взаимодействуют между собой. Такое параллельное решение профессиональных задач качественно отличается от предыдущего типа организации, так как все участники являются членами одного подразделения.

Преимущества интегральной организации:

• сокращение продолжительности инновационного процесса;
• улучшение качества работ за счет объединения с самого начала в едином подразделении всех функций — от формулирования идеи до послепродажного обслуживания;
• активное сотрудничество между всеми участниками проекта уменьшает число вносимых конструкторских изменений на 65-80%;
• оперативное реагирование на изменения, происходящие как внутри, так и за пределами фирмы;
• внесение изменений на ранних стадиях и, следовательно, снижение расходов на разработку;
• создание в рамках фирмы творческой атмосферы, обеспечивающей постоянный приток новых идей.

По данным одной исследовательской группы (исследовались фирмы, использующие все три типа организации инновационного процесса), время, затраченное на разработку новой продукции американскими и западно-европейскими фирмами, в среднем распределялось сле-дующим образом: 17% — на разработку концепции будущего изделия, 33% — на проектирование, 50% — на внесение изменений в проект.

У японских фирм, более широко использующих интегральную ор-ганизацию или метод совместной разработки, эти показатели соответ-ственно составили: 66%, 24% и 10%.

Проведение научных исследований требует немалых средств. Тех средств, которые выделяет государство, недостаточно. Доля государ-ственных затрат на НИОКР в общих затратах составляет: в США — 43,3%, в Германии — 36,6%, во Франции — 49,9%. В Японии же этот показатель не превышает 20%. Остальную часть финансирования составляет частный сектор, причем 70% расходов на НИОКР приходится на промышленные компании.

Сосредоточение научного потенциала в компаниях сокращает путь от появления идеи до ее реализации в конкретном товаре. Научные разработки сразу используются в производстве. Сложные по замыслу и изготовлению продукты должны быть просты в обращении, поэтому они становятся широкодоступными массовому потребителю: компьютер, видеомагнитофон, автомобиль.

Приобретая наукоемкие товары, покупатель сам оплачивает знания, воплощенные в товаре. Такой механизм оплаты позволяет компании наращивать свой научный потенциал. Многие компании имеют собственные научные подразделения, что позволяет им перейти в раз-ряд наукоемких (наукоемкие компании расходуют на НИОКР не менее 2,4% от объема продаж).

Использование инновационных методов

Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в учебных заведениях. Преподаватели и мастера производственного обучения НПО и СПО стараются не отстать от инновационных методов преподавания общеобразовательных предметов, специальных предметов и занятий производственного обучения. Понятно, что необходимо выпустить специалиста не только с хорошими знаниями, но умеющего на практике их использовать.

Чтобы научить студентов самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, преподавателям и мастерам приходится изучать и использовать новые методики.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Соответственно развитие инновационных процессов — есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Инновации в образовании необходимы, так как требуют творческий подход в подготовке преподавателей, что качественно влияет на личностный рост студентов.

Мне особенно понравились следующие инновационные методы: метод портфолио, метод проблемного изложения, метод проектов, проблемно — поисковые методы, научно — исследовательская деятельность студентов, встроенная в учебный процесс, проблемное обучение, практико — ориентированная и творческая деятельность, лекция — визуализация, применение информационных технологий в обучении.

Метод портфолио — современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио — систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.

Метод проблемного изложения — метод, при котором преподаватель, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, значит, цель достигнута. В наше время метод проектов стал самым популярным и эффективным в образовании и нацелен на воспитание личности.

Естественно, что учителя считают одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, именно метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс — такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, защита диплома); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение — технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя. Мастером ставится проблема, например, определить неисправность карбюратора по определенным признакам.

Практико-ориентированные проекты — особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чётко значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: определение и исправление поломки двигателя и других частей и механизмов автомобиля (например, у автомехаников). Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны мастера производственного обучения.

Творческие проекты — самые сложные виды проектной деятельности, так как требуют большой подготовки, нет шаблона или алгоритма выполнения. Студентам необходимо изучить большое количество литературы, часто противоречащей друг другу. Преподаватель лишь направляет деятельность учащихся, предлагает статьи, материал, ссылки в интернете. Творческие проекты вызывают максимальную активизацию познавательной деятельности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Лекция-визуализация — «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит русская пословица. И мы не можем с ней не согласиться. Принцип наглядности много лет используется в педагогике, он дает возможность «сфотографировать» предлагаемый видеоматериал, что позволяет несколько приблизить теорию и практику преподаваемого материала. Наглядность может быть выражена в разных формах: натуральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.

Одной из широкомасштабных технологий образования является разработка и создание информационных (компьютерных) технологий. В нашей стране, несмотря на экономические трудности и отсутствие должного финансирования, в системе образования идет активное освоение информационных технологий и активные попытки применить их в учебном и образовательном процессах.

Новые информационные технологии — это педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность учащимся по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для учителя — это расширение возможности применения на уроке наглядности (или при локальной сети в кабинете, или при помощи мультимедийного проектора). Новые информационные технологии ведут педагогику к эпохе единого мирового образовательного пространства и единого глобального образовательного сообщества. Возможность использовать презентации к урокам, подготавливать разного рода материал, пользоваться справочным материалом. Преподавателям и студентам одинаково необходимо пользоваться интернетом.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности выпускника: отличная профессиональная подготовка, повышение его культурного уровня, умение правильно вести себя в обществе, уметь видеть ситуацию, решать самостоятельно проблемы. Но это станет возможным только при мастерском использовании преподавателями и педагогами тех или иных инновационных методов.

Применение инновационных методов

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.

В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса. Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения. Обозначенную проблематику активно изучают отечественные и зарубежные исследователи, такие как Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др. Однако большинство исследований направлено на общеобразовательные учебные заведения, а высшая школа незаслуженно остается без внимания отечественных ученых. И работ, которые посвящены рассмотрению особенностей и отличительных черт инновационных методов обучения студентов, а также выявлению преимуществ и перспектив использования различных инновационных форм обучения, не так много.

Как известно, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов. Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров. В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества. Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д. Рассмотрим некоторые из представленных методов более подробно.

В игровом имитационном моделировании широко представлены различные игры: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и т. д. При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. В частности, для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального. Деловые игры в учебных целях получили в настоящее время достаточно широкое распространение в вузах и применяются, в основном, на старших курсах при изучении специальных дисциплин, особенно тех, которые связаны с экономикой, организацией и управлением, бухгалтерским учетом, правоведением, с новыми формами хозяйствования в рыночных условиях.

Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

Метод проектов относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.

Креативное обучение предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и базируется на следующих принципах:

• основой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом;
• соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;
• индивидуальная образовательная траектория учащегося в образовательном пространстве;
• интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций;
• открытая коммуникация по отношению к создаваемой студентом образовательной продукции.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Инновационные методы стимулирования

В современной системе управления персоналом все большее значение приобретают аспекты стимулирования. Научное изучение законов управления человеческими ресурсами началось довольно давно, с тех пор было разработано и предложено множество теорий, концентрирующихся на содержательных, процессных или ситуационных моментах стимулирования.

В 21-м веке потребности людей можно охарактеризовать как быстро изменяющиеся, в таких условиях классические теории стимулирования могут быть неэффективны, поэтому необходимо постоянно совершенствовать систему стимулирования на предприятии, искать новые методы повышения эффективности персонала. Все это объясняет актуальность данной статьи.

Далее рассмотрим некоторые новые механизмы, повышающие мотивацию персонала, которые стали внедрять и применять руководители российских и зарубежных предприятий и возможный эффект, получаемый от них.

1. «Мотивирующий туризм».

Мотивирующий туризм или инсентив-туризм – это стимулирующие путешествия. У отдыха есть одна замечательная деталь — он не может надоесть. Поэтому возможности мотивации с помощью туризма, наверное, безграничны. С какой целью устраиваются такие мероприятия? Корпоративный отдых, релаксация, командообразование, обучение, семинары – это не полный перечень целей.

Идеология инсентив–туризма связана со словом «благодарность». За заслуги перед организацией сотрудника направляют на отдых.

Приведем примеры проведения «мотивирующего туризма». Например, численность компании составляет более 600 человек и даже в собственном офисе сотрудники могут не встретиться за год работы ни разу, то выезд в августе на восьми автобусах за грибами решит вопрос знакомства.

Или, вы торгуете пивом или прохладительными напитками, следовательно, высокий сезон продаж летом. Устройте подчиненным лето зимой – Австралия, Египет, Тунис. Если в коллективе есть любители горнолыжного спорта, предложите им отдохнуть в Волене, Степанове, Сорочанах. Примером можно привести множество.

Эффект от такого рода стимулирующих мероприятий может быть следующим, по возвращении из поездки сотрудники станут делиться впечатлениями с коллегами, затем разговоры переместятся в семьи сослуживцев, через их родных – в офисы других компаний. Поездкой мотивирован сотрудник, но информация о компании окажется в умах многих. Рейтинг социальности все выше, репутация хорошего работодателя почти создана.

Конечно, камнем преткновения здесь может стать финансовая сторона вопроса. Также трудности могут возникнуть и с организацией подобных мероприятий. Ответственные за организацию отдыха должны всесторонне подойти к вопросу, важно учесть финансовые возможности не только компании, но и самих участников, а также их физическое состояние.

2. Политика предприятий по формированию здорового образа жизни.

Разрабатываются программы мероприятий, основной задачей которых является - профилактика заболеваемости и формирование здорового образа жизни среди сотрудников предприятий и членов их семей. Данную политику уже используют такие предприятия как ООО «Газпром добыча Астрахань», ООО «Газпром добыча Оренбург», ОАО «Нижнекамскнефтехим». В рамках подобных программ организация может проводить следующие мероприятия: приобретение велотренажеров, теннисных столов для досуга сотрудников; проведение информационные семинары для сотрудников и студентов, ежедневной 20-минутной производственной гимнастики; внедрение программы «Здоровый вес», «Брось курить и победи» и т.д. Здесь стоит понимать, что к участию в подобных программах сотрудников также необходимо стимулировать (денежные выплаты или специальные подарки, грамоты, сокращенный рабочий день).

Таки образом, внедрение подобных программ на практике будет способствовать как укреплению здоровья работающего населения, так и созданию благоприятного социального климата в организации и повышению эффективности ее деятельности.

3. Социальная карта - новая форма использования социального пакета.

Социальная карта – это нечто похожее на виртуальный счет работника в социальном бюджете банка. Каждому работнику выделяется определенная сумма, величина которой определяется занимаемой должностью. Программа позволяет сотруднику получать персонализированный набор услуг.

Такими льготами для сотрудников может быть:

- материальная помощь;
- дополнительные отпуска;
- премии на день рождения или выход на пенсию;
- единовременные пособия;
- доплаты и надбавки за особые условия труда;
- охрана здоровья сотрудников.

Социальная карта представляет собой нечто похожее на социальный «кафетерий» работник получает помимо обязательных программ страхования, дополнительные на выбор.

Средства морального стимулирования – почетные грамоты, объявление благодарности, фотография на доске почета и т.п. – действуют на персонал меньшей степени, если не подкреплены материальной составляющей. Они могут быть объединены с системой материального неденежного стимулирования. Так, например, сотрудникам с доски почета, дополнительно начисляются средства на социальную карту в размере ХХХ руб. Средства, учтенные на социальной карте, могут быть использованы исключительно на услуги, предусмотренные социальной картой организации и не могут быть выданы работнику организации наличными. Они могут аккумулироваться для оплаты услуг, получаемых коллективно (аренда спортзалов для игры в командные виды спорта, оплата корпоративных мероприятий и т.д.).

Опыт внедрения такой карты имеет российский банк «ВТБ» и другие зарубежные компании банковской сферы. Главная особенность «социальной карты» заключается в том, что подход к стимулированию основывается на индивидуальных потребностях каждого сотрудника.

4. Страхование жизни как элемент удержания и стимулирования персонала.

Основанием для выделения корпоративного страхования жизни и пенсий в отдельный вид послужил тот факт, что данные страховые продукты обеспечивают финансовую защиту жизни и здоровья работника, а также жизни и здоровья его семьи в настоящем и будущем. К сожалению, в России использование этих видов страхования пока не так широко распространено как в большинстве развитых стран мира.

Что же такое рисковое страхование жизни? Это страховые продукты, обеспечивающие финансовую защиту работника и членов его семьи в настоящем. К продуктам рискового страхования жизни относятся: страхование от несчастного случая, страхование жизни по риску «смерть по любой причине», пожизненная пенсия, пенсия на срок.

На сегодняшний день в нашей стране для ряда наиболее востребованных профессий очень привлекательной является такая страховая программа, как «На пенсию в 50 лет», по условиям которой выплаты пенсии производятся до наступления возраста государственных пенсионных оснований.

Используют и такой инструмент как «золотые наручники». Он действует по принципу пополняемого банковского депозита – право распоряжения накопленными средствами работника до начала выплат принадлежит работодателю, и, следовательно, компания имеет возможность вернуть накопления, сделанные в пользу работника, в случае невыполнения им своих обязательств перед работодателем. Но одновременно данная сумма является финансовой защитой семьи работника.

Таким образом, использование корпоративного страхования жизни и пенсий как инструмента мотивации и управления персоналом позволяет:

- обеспечить долгосрочную мотивацию персонала;
- решить проблему удержания квалифицированных кадров;
- укрепить трудовую дисциплину;
- привлекать новых квалифицированных сотрудников;
- мотивировать работников к профессиональному росту;
- «омолаживать» персонал за счет улучшения условий выхода сотрудников на пенсию.

5. Метод «Работа на полу» (Saleonthefloor).

Что означает «Работа на полу»? В основном за рубежом этот термин применяется в сфере торговли. Так, во многих американских и европейских торговых сетях каждый сотрудник офиса и каждый высший руководитель обязаны отработать в торговом зале определенное количество времени и продемонстрировать успехи в продажах или другом деле, которым будут заниматься в магазине. Американцы свои торговые площади иногда ласково называют пол. Вот так и родилось сленговое выражение «работа на полу». Суть метода показать единство коллектива. Работники магазинов могут увидеть, что высшие менеджеры вполне готовы выйти в торговый зал, совершенно не считая это для себя зазорны. Регулярно работая в торговых залах магазинов, ресторанов или аптек, руководители в первую очередь демонстрируют своим сотрудникам значимость для бизнеса самих компаний, повышают корпоративный дух.

Метод «работы на полу» дает представление о сложности чужой работы и рождает уважение к каждому конкретному участку бизнес-процесса.

Внедрение данного метода возможно не только в розничной торговле. Стоит также отметить, что дополнительных средств этот механизм стимулирования не требует.

6. Геймификация.

Геймификация – это процесс привлечения аудитории, при котором берется лучшее от программ лояльности, игровых механик и поведенческой экономик для решения критических проблем и увеличения вовлеченности.

С помощью такого процесса создается необходимый смысл, подход позволяет в разы увеличить эффективность решения бизнес-задач и усиливает мотивацию сотрудников и кли-ентов.

Подобный проект включает разнообразные элементы игр, которые могут быть представлены в качестве значков (достижений), уровней, таблиц лидеров и наград.

Зачастую, говоря о геймификации, можно услышать такое понятие как «пряники» – виртуальная волюта «спасибо» для признания успехов. Полученные от коллег "пряники" могут быть потрачены во внутреннем интернет – магазине (Лавке пряников), где вы можете разместить все что угодно – от возможности проспать в понедельник, брендированного чайника до взятия отгула. Таким образом, наше виртуальное "спасибо" приобретает еще и материальный вес. Выдача "пряника" обязательно аргументируется, и, настроив набор аргументов, вы можете привить сотрудникам понимание ценностей компании, определить вектор ожидаемого поведения, стимулировать проявление тех или иных качеств характера.

7. Стимулирование поколения Y.

Это скорее не метод, а политика для работы и стимулирования поколения Y. Поколение Y – новое поколение работников, рожденных в период 1984-2003гг. Высокая скорость общественных и технологических изменений сформировала у поколения Y ориентацию на необходимость «жить здесь и сейчас», а обстановка семейного почитания – уверенность в ценности собственной жизни, важности быстрого и полного удовлетворения потребностей вне зависимости от предпринимаемых усилий. Эти обстоятельства обусловили наличие у «игреков» следующих особенностей: ориентация на быстрый результат, осознание важности самореализации, желание совместить личную жизнь и работу, предпочтение гибкой занятости, склонность к содержательной, интересной деятельности (работе «со смыслом»), отношение к деньгам как к инструменту, а не цели, чувствительность к комфортному климату на рабочем месте. Именно поэтому способы стимулирования и мотивации, которые компании применяют для поколения X, например, здесь будут неэффективны или вовсе не будут работать.

Поэтому система стимулирования для поколения Y должна:

1) Четко определять правила игры (работы);
2) Включать взаимодействие через постоянную коммуникацию;
3) Работа должна быть «со смыслом»;
4) Немедленное вознаграждение за достижения;
5) Ориентирована на постоянное развитие.

Таким образом, успешное и длительное взаимодействие с «игреками» возможно при условии геймификации, внесения элементов творчества, игры. Поскольку поколение Y склонно инвестировать скорее в программы обучения, которые позволяют увидеть результат в краткосрочной перспективе, важной может стать разработка семинаров и тренингов, направленных на отработку конкретных прикладных умений и возможностей осмысления происходящих событий.

Подводя итог, можно сказать, что подходы к стимулированию персонала в настоящее время отходят от привычных всем содержательных и процессуальных теорий по стимулирования, им на смену приходят новые современные подходы и методики, которые разрабатывают руководители организаций, стараясь поспевать за постоянно меняющимися потребностями людей.

Применяя современные механизмы и правила стимулирования, работодатель не только сможет удержать своих подчиненных в компании, но и создать для них такие условия работы, в которых они будут, активно трудясь, стараться делать свою работу еще более эффективно и производительно, выполнять, больше, чем им поручено.

тема

документ Инновационное развитие
документ Инновационное предпринимательство
документ Инновационный путь развития предпринимательства
документ Инвестиционная и инновационная деятельность
документ Социальные последствия инновационной деятельности



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Налог на профессиональный доход с 2019 года
Цены на топливо в 2019 году
Самые высокооплачиваемые профессии в 2019 году
Скачок цен на продукты в 2019 году
Бухгалтерские изменения в 2019 году

Налоговые изменения в 2019 году
Изменения для юристов в 2019 году
Изменения для ИП в 2019 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2019 году
Административная ответственность в 2019 году
Алименты в 2019 году
Банкротство в 2019 году
Бизнес-планы 2019 года
Взносы в ПФР в 2019 году
Вид на жительство в 2019 году
Бухгалтерский учет в 2019 году
Выходное пособие в 2019 году
Бухгалтерская отчетность 2019
Государственные закупки 2019
Изменения в 2019 году
Бухгалтерский баланс 2019
Декретный отпуск в 2019 годуы
Аванс в 2019 году
Брокеру
Недвижимость


©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты