Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения
папка Главная » Предпринимателю » Инвестиционный климат

Инвестиционный климат

Инвестиционный климат

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

  • Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период
  • Характер воздействия инвестиционного климата на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций в странах-реципиентах
  • Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития и улучшения

    Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период

    Проблема экономико-правовых форм осуществления иностранных инвестиций в России должна быть рассмотрена здесь в нескольких аспектах: во-первых, в аспекте оценки того правового режима деятельности иностранных инвесторов, который им предоставляется в России, во-вторых, в аспекте оценки свободы выбора формы предпринимательских структур, которые возникают в России в результате иностранных инвестиций. В-третьих, необходимо дать оценку тех гарантий, которые российское законодательство предоставляет иностранным инвесторам. По всем этим вопросам мы находим ясный ответ в Законе № 160ФЗ и в ряде других законодательных актов.

    Относительно режима деятельности иностранных инвесторов ст. 4 этого Закона предусматривает, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами». Таким образом, не принимая режима наибольшего благоприятствования, Россия предоставляет иностранным инвесторам равные с российскими экономическими субъектами возможности деятельности. Предоставление иностранцам равных возможностей является средством привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Некоторые ограничения, которые существуют в этой сфере, вытекают из необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации, или, как говорится в п. 2 той же статьи, «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Так, например, иностранцам предоставлено равное право приобретения земли, в том числе, хотя и ограниченно, земель сельскохозяйственного назначения (что не допускается законодательством ряда европейских государств). Полный запрет на подобные приобретения установлен только для приграничных территорий страны.

    Относительно свободы выбора формы предпринимательских структур, возникающих в России в результате иностранных инвестиций, можно отметить прежде всего факт постепенного отказа от различных ограничений, которые существовали для этого выбора в предшествующий и начальный периоды российских экономических реформ.

    До появления российского законодательства об иностранных инвестициях создаваемые в результате этих инвестиций совместные предприятия имели особый статус по сравнению с российскими предприятиями. Существовало ограничение на долю иностранного инвестора в активах совместного предприятия (не более 50% уставного капитала). Не допускалось также предоставление иностранцам права руководить предприятием в лице генерального директора. Имелись определенные ограничения на вывоз доли прибыли, возникающей при деятельности совместного предприятия и причитающейся иностранному инвестору. В настоящий момент все эти ограничения российским законодательством сняты, и статус предприятия с участием иностранного капитала, а также полностью принадлежащего иностранцам, равен статусу российских предприятий.

    Вместе с тем российское законодательство предусматривает ряд разумных ограничений по характеру деятельности некоторых структур, создаваемых с участием иностранного капитала, и статусу их дочерних и зависимых обществ. Так, для филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации в соответствии с Законом № 160ФЗ разрешено выполнение всех или части функций создавших их юридических лиц (головных организаций), если сами эти организации имеют коммерческий характер и несут непосредственную имущественную ответственность в связи с выполнением филиалами этих функций. Для дочерних и зависимых обществ, создаваемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями, Закон отказывает в предоставлении правовой защиты, гарантий и льгот, которыми эти коммерческие организации пользуются. Дочерние и зависимые общества, таким образом, рассматриваются уже как чисто российские структуры.

    Рассмотрим теперь совокупность гарантий, предоставляемых иностранному инвестору. Им посвящено достаточно много статей (с 5-й по 17-ю) в упомянутом нами Законе № 160ФЗ. Некоторые из гарантий в целом очевидны и бесспорны, а некоторые имеют весьма принципиальный характер и вытекают из тех идейных позиций, которыми руководствуются власти Российской Федерации в сфере взаимоотношений с нерезидентами. Именно эти гарантии и являются основными факторами, формирующими инвестиционный климат в стране и определяющими его суть: может ли он быть охарактеризован как благоприятный для привлечения инвестиций в страну или же, наоборот, он сдерживает приток этих инвестиций.



    В некоторых случаях иностранный инвестор имеет даже более благоприятный правовой режим, чем российские коммерческие структуры. Так, только лишь в последнее время для российских предприятий была предоставлена возможность вывоза средств для вложений в зарубежные активы. Для иностранных же инвесторов эта возможность была законодательно закреплена изначально. При приобретении российским предприятием инвестиционных товаров за рубежом существует обязанность уплаты ввозных пошлин по многим из этих товаров. Иностранный же инвестор, ввозящий имущество на территорию России для взноса его в уставный капитал организуемого совместного предприятия или предприятия с активами, целиком принадлежащими ему, освобождается от уплаты этих пошлин в случае осуществления приоритетных инвестиционных проектов.

    Таковыми Закон считает инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд. руб. или проекты, в которых минимальная доля иностранного участника в уставном капитале создаваемой коммерческой организации с иностранным участием составляет не менее 100 млн. руб. при исчислении в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ. Эти проекты получают действительный статус приоритетных при включении их в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

    Для приоритетных инвестиционных проектов Закон предусматривает постоянство налоговой нагрузки в случаях неблагоприятного изменения национального законодательства на весь период окупаемости этих проектов, но не свыше семи лет.

    Ряд льгот предоставляется иностранным инвесторам и в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации. Так, Налоговым кодексом РФ в п. 7 ст. 150 предусматривается освобождение от налога на добавленную стоимость «технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций». Иностранный инвестор, оснащая оборудованием создаваемое в России предприятие с полностью иностранным капиталом или ввозя это оборудование в качестве вклада в капитал совместного с российской стороной предприятия, не уплачивает НДС. Это способствует существенному сокращению его первоначальных затрат в процессе ПИИ.

    Возникает вопрос, достаточно ли этих гарантий и льгот для того, чтобы стимулировать приток иностранных инвестиций, и особенно прямых, в Россию? Сами по себе они совершенно необходимы, но все же динамика притока этих инвестиций будет зависеть от совокупности факторов, формирующих инвестиционный климат в стране.

    Проблема создания инвестиционного климата, благоприятного для развития инвестиционной деятельности нерезидентов в стране, принимающей их инвестиции, шире, чем проблема гарантий для них. Поэтому она должна быть рассмотрена отдельно. А применительно к гарантиям следует оценить прежде всего их действенность. И здесь один из главных, можно сказать, решающих моментов — это уровень защиты прав собственности иностранных инвесторов. Российский опыт не только 90-х гг. прошлого века — времени первоначального накопления, но и первого десятилетия XXI в. — периода постепенного перехода к цивилизованным формам бизнеса — говорит о том, что уровень корпоративного российского права еще крайне низок. Вся совокупность правовых норм, относящихся к созданию, деятельности, формам управления и методам принятия решений, недостаточно защищает корпоративных собственников от недружественных поглощений, получивших во всем мире название рейдерства.

    Это относится и к прямым зарубежным инвесторам, которые становятся сособственниками российских предприятий. Как показывает, например, недавний случай с чешской фирмой PPF Investsment, вложившей свой капитал и ставшей собственником 38,5% доли в уставном капитале известной российской компании «Ингосстрах», эта доля, а, следовательно, и возможности влиять на деятельность компании, может быть резко уменьшена за счет «разводнения капитала», т.е. дополнительной эмиссии акций. Решение об этой эмиссии принято в обход чешского участника.

    Во избежание повторения подобных ситуаций, которые сами по себе чреваты резким падением престижа страны на мировых финансовых рынках, необходимо внести ряд существенных изменений в нормы российского корпоративного права. По-видимому, целесообразно установить правило, согласно которому увеличение уставного капитала коммерческой организации с иностранными инвестициями путем дополнительной эмиссии акций возможно только при определенном, четко выраженном согласии нерезидента, являющегося прямым инвестором. Это согласие должно требоваться во всех случаях таких инвестиций, начиная от минимального их размера в 10% в уставном капитале российской коммерческой структуры. В противном случае увеличение уставного капитала возможно только путем, изменения номинала уже выпущенных акций или паев, при котором не происходит изменения долей сособственников. Только при этом условии иностранный инвестор получит реальную гарантию сохранения своих прав как собственника российской коммерческой организации с его инвестициями в ее активах.

    Характер воздействия инвестиционного климата на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций в странах-реципиентах

    Под инвестиционным климатом следует понимать степень соответствия политических, социальных, экономических, природных факторов потенциальным намерениям в данном случае иностранного инвестора вложить свои средства в различные проекты на территории данной страны, региона, муниципального образования. Инвестиционный климат может быть различным относительно разных видов инвестиций. Например, высокая доходность кредитов при прочих равных условиях будет способствовать усилению активности в сфере прочих инвестиций. Наоборот, ограничения на размер активов некоторых российских предприятий, которые могут находиться в руках иностранцев, будут сдерживающим фактором для прямых и портфельных инвестиций.

    Достаточно трудно дать количественную оценку уровня инвестиционного климата. Принято оценивать его в общем как благоприятный, либо неблагоприятный, либо в некоторых случаях как нейтральный. Вместе с тем факторы, его образующие, имеют далеко не равнозначное значение.

    Первой по важности группой факторов, побуждающих инвестора тронуться в путь или остаться на месте, является группа факторов политических. Для инвестора важна, прежде всего, политическая стабильность в стране, где будут осуществляться инвестиции. Причем опыт ряда стран (Чили, Китай) говорит о том, что иностранный инвестор, в общем, безразличен к уровню демократии в стране, правам человека и прочим либеральным ценностям. Для него важнее всего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране. В этом смысле принятое в свое время решение об изменении порядка избрания глав регионов России, способствующее централизации власти и ограничивающее своеволие региональных элит, может только благоприятно повлиять на намерения иностранных инвесторов вкладывать свои капиталы в России. В то же время, вопреки постоянным критическим выпадам со стороны Запада, Россия обладает достаточным уровнем демократии, позволяющей в условиях свободы осуществлять непринужденно все необходимые контакты с нерезидентами любым экономическим субъектам. Для иностранных инвесторов — физических лиц на территории России, независимо от их национальности, цвета кожи, вероисповедания, нет никаких дискриминационных ограничений. Они свободно могут осуществлять свою деятельность так же, как и граждане Российской Федерации.

    В то же время имеется ряд политических факторов, которые сдерживают развитие инвестиционных процессов как во внутренней, так и во внешнеэкономической сфере.

    К их числу следует также отнести следующее:

    —           сложность и недостаточная эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления;

    —           допускаемый иногда произвол региональных властей;

    —           чрезмерно усложненные процедуры и длительные сроки согласования инвестиционных решений;

    —           недостаточный уровень гласности и открытости осуществления этих процедур;

    —           высокая степень коррупционности государственного аппарата.

    Иностранный бизнес, как и российский, волей-неволей приспосабливается к этим условиям. Но, естественно, необходимость такого приспособления замедляет сам процесс инвестирования и снижает эффективность инвестиционных решений.

    Большое влияние на развитие инвестиционной деятельности с участием нерезидентов имеет система правовых норм и практика правоприменения, существующая в России. Безусловно, положительным является то, что российское законодательство, которое, как мы увидим ниже, складывалось постепенно, сейчас содержит обширный перечень норм, регламентирующих иностранные инвестиции. Но в то же время признается пока еще неполнота этого перечня и противоречивость отдельных норм, входящих в его состав. Всеобщим становится убеждение, что права собственности инвестора недостаточно защищены от различных посягательств на них. Вызывает нарекания и правоприменительная практика, допускающая в ряде случаев необъективное рассмотрение хозяйственных споров. Общепризнанным является мнение, что уровень правоприменительной практики в этой сфере нельзя признать безупречным и необходимы меры по укреплению независимости судебной системы России.

    Следующей по важности для иностранного инвестора является группа экономических факторов, определяющих уже не допустимость, а эффективность инвестиционных вложений.

    К их числу относятся следующие:

    —           размер и характер внутреннего и внешнего рынков, на которые ориентированы инвестиции;

    —           характер налоговой системы;

    —           наличие и степень развития инфраструктуры;

    —           возможные пределы участия иностранных инвесторов в актах и в управлении смешанными предприятиями, которые должны быть созданы в результате инвестиций;

    —           уровень цен и оплаты труда;

    —           наличие государственных гарантий для инвесторов;

    —           способы таможенного и валютного регулирования внешнеэкономических операций;

    —           динамика курса национальной валюты и степень его соответствия паритету покупательной способности в сопоставлении с валютой, в которой осуществляются инвестиционные вложения;

    —           наличие или отсутствие мер государственного протекционизма в конкретных сферах вложения иностранных инвестиций;

    —           роль профсоюзов и степень Их влияния на действия менеджмента предприятий в сфере организации и оплаты труда;

    —           уровень корпоративной культуры и степень соответствия информации о ходе и результатах производства на предприятиях страны-реципиента международным стандартам;

    —           возможности репатриации доходов и прибыли, полученных в результате иностранных инвестиций.

    Очевидно, что каждый из перечисленных экономических факторов может оказать определяющее воздействие на уровень эффективности вложений иностранного капитала в стране — реципиенте иностранных инвестиций. Все они поддаются достаточно точной количественной оценке и всегда должны находиться в поле зрения структур, причастных к осуществлению этих инвестиций.

    Еще одной важной составляющей инвестиционного климата является группа социальных факторов.

    В состав этой группы факторов входят следующие:

    —           жизненный уровень населения страны, где осуществляются иностранные инвестиции;

    —           особенности быта этого населения;

    —           уровень современной культуры, вошедшей в быт населения, и его образовательный уровень;

    —           структура доходов и расходов населения;

    —           степень законопослушности и дисциплинированности населения;

    —           менталитет населения;

    —           уровень менеджмента в сфере производства и общественной жизни;

    —           степень соответствия квалификации кадров, которые будут использоваться при осуществлении инвестиционных программ, современным требованиям;

    —           характер и устойчивость обычаев делового оборота.

    Очевидно, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет эта совокупность социальных факторов. Их вектор не может быть быстро изменен, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ. Такая ситуация очень хорошо отражается известной русской пословицей «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь».

    Природные факторы инвестиционного климата, как то: средняя температура и сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности и т.д., наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях, Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.

    Анализ инвестиционного климата осуществляется прежде всего на качественном уровне. Но в теории, да и на практике, есть немало попыток дать количественные оценки его составляющим и сформировать общую интегральную его характеристику, которая могла бы быть ориентиром для инвесторов в принятии ими решений о вложениях капиталов в той или иной стране. Одной из таких попыток является методика оценки инвестиционного климата на основе так называемого индекса Бери, предложенная германскими экономистами. В рамках этой методики первоначально определяется набор показателей, количественное значение которых должно лечь в основу интегральной оценки. Затем отдельный эксперт в составе группы самостоятельно определяет вес каждого из показателей в долях единицы и дает ему балльную оценку.

    Сумма произведений этих оценок на вес показателя дает общую количественную характеристику инвестиционного климата, по мнению данного эксперта, а ее усредненное значение по всей группе представляет искомый результат совместного исследования. Данная методика, естественно, не свободна от определенного субъективизма. Но при наличии достаточно квалифицированных экспертов и обоснованном определении перечня показателей, составляющих основу оценки инвестиционного климата, она может служить полезным ориентиром в выборе решений инвесторов.

    Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития и улучшения

    Современный период экономического развития России характеризуется интенсивным нарастанием объемов привлечения иностранных инвестиций во всех их видах. Как показал Санкт-Петербургский экономический форум, состоявшийся в условиях устойчивого роста Россия становится привлекательной для масштабных перспективных проектов, осуществляемых крупнейшими транснациональными корпорациями. На форуме было заключено множество инвестиционных контрактов на несколько миллиардов долларов. Это значит, что иностранный капитал считает инвестиционный климат в России способствующим его намерениям прийти на российский рынок. Вместе с тем по всем вышеперечисленным факторам инвестиционный климат России требует дальнейшего совершенствования. Относительно иностранных инвесторов, как, впрочем, и отечественных, не существует «одного окна». Иностранному инвестору приходится иметь дело с большим количеством административных структур, принимающих решения не согласованно и подчас в своих интересах. В статье 24 Закона № 160ФЗ было записано, что «Правительство РФ определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации».

    В соответствии с этим постановлением Правительства РФ № 1419 было принято решение: «возложить на Министерство экономики Российской Федерации ответственность:

    —           за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;

    —           за аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц».

    Тем самым требование Закона о координации ПИИ в экономику Российской Федерации данным подзаконным актом было соответствующим образом исполнено. Впоследствии, когда в результате ряда административных преобразований Министерство экономики РФ было ликвидировано, на его месте было создано Минэкономразвития России. В положении о нем, утвержденном постановлением Правительства РФ № 443, сказано, что министерство «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию» во многих областях экономики и социальной жизни, и в том числе в сфере инвестиционной деятельности. Однако иностранные инвестиции как особый объект регулирования в этом положении не выделены, что не может не вызывать сожаления.

    Относительно емкости и перспективности внутреннего рынка России у иностранных инвесторов нет никаких сомнений. Внешние рынки для сырьевых товаров, в сферу производства которых прежде всего стремятся иностранные инвестиции, также достаточно конъюнктурны, и по этим показателям инвестиционный климат России может быть оценен как благоприятный.

    О налоговой системе нами уже говорилось выше. Российское законодательство относительно иностранных инвесторов и предприятий, создаваемых совместно с российской стороной и полностью с иностранным капиталом, проводит принцип равных прав и обязанностей. «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам», — сказано в ст. 4 Закона № 160ФЗ. В соответствии с этим на них распространяется и налоговый режим, устанавливаемый для приоритетных инвестиционных проектов, защищенных от случаев неблагоприятного изменения налогового законодательства. Но для тех инвесторов, проекты которых не относятся к приоритетным, налоговый режим представляется нестабильным, хотя в целом последние изменения его идут постоянно только в сторону снижения ставок налогов. Следует отметить, что солидные западные компании, действующие на российском рынке, являются исправными плательщиками налогов и сама налоговая нагрузка не кажется им чрезмерной.

    Иностранным инвесторам предоставляется и ряд налоговых льгот при наличии межгосударственных соглашений об устранении двойного налогообложения. Эти льготы затрагивают как порядок взимания налогов, так и их размеры. Так, подп. 2 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ устанавливается, что налог на дивиденды иностранного инвестора определяется в размере 15%. Но при наличии соглашения об устранении двойного налогообложения этот налог может взиматься, в соответствии с условиями такого соглашения, в пониженных размерах, как правило, в размере 5%.

    С инфраструктурой дело обстоит сложнее. Если в отраслевом разрезе иностранный капитал привлекают сырьевые и высокодоходные производства в российской экономике, то в региональном разрезе можно четко проследить, что иностранный капитал предпочитает сосредоточиваться в регионах с высокоразвитой инфраструктурой (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород). Поэтому повсеместное распространение современной инфраструктуры и ее дальнейшее развитие является одной из приоритетных государственных задач в процессе развития активности иностранных инвесторов в России.

    Ограничения на долю иностранных инвесторов в активах российских предприятий, существовавшие в первой половине 90-х гг. XX в., постепенно отменяются даже в сфере энергетических естественных монополий. Иностранцам, кроме того, как уже говорилось, предоставлено право приобретения земельных участков, за одним лишь исключением: если эти участки находятся вне пограничных и закрытых зон. В этой Части российское законодательство является даже более либеральным, чем во многих других странах, где иностранцы не могут владеть землей на праве собственности (например, во Франции).

    Уровень цен и оплаты труда в России можно считать пока фактором, способствующим иностранным инвестициям. Россия постепенно приближается к мировым ценам и на внутреннем рынке, сохраняя относительно низкую оплату труда. Это создает дополнительные возможности получения высоких прибылей для иностранных инвесторов. Но по мере роста оплаты труда это преимущество будет уменьшаться, что потребует использования более эффективных проектных решений, обеспечивающих прежде всего более высокую производительность труда.

    Государственные гарантии для иностранных инвестиций, как уже говорилось, представлены в Федеральном законе № 160ФЗ ст. 5—17. Часть из них носит очевидный характер, вытекает, так сказать, из здравого смысла. К их числу можно отнести ст. 5 о правовой защите деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; ст. 6, гарантирующую право инвесторам осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации; ст. 7, прямо вытекающую из норм Гражданского кодекса РФ и гарантирующую переход прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; ст. 8 о компенсациях при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора; ст. 10 об обеспечении надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением иностранным инвестором предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации; ст. 12, гарантирующую право иностранному инвестору приобретать ценные бумаги. Все эти гарантии вытекают из рыночной природы российской экономики, куда приходит иностранный инвестор, и каких-либо комментариев не требуют. При отсутствии этих гарантий инвестиционный климат страны следует оценить как однозначно неблагоприятный.

    Но есть и другая группа гарантий, позволяющая судить, насколько инвестиционный климат является стимулирующим для иностранного инвестора. Это прежде всего уже упоминавшиеся ст. 9 названного Закона, предусматривающая гарантии для иностранного инвестора и коммерческих организаций с иностранными инвестициями от неблагоприятного изменения таможенного и налогового законодательства Российской Федерации, и ст. 15, предоставляющая иностранным инвесторам право приобретать на территории России земельные участки. Ограничения на это право определяются п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации в части запрета на такие приобретения в приграничных территориях, а также ст. 3 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которая позволяет нерезидентам, а также коммерческим организациям, в капитале которых доля нерезидентов составляет более чем 50%, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

    Особое значение для деятельности иностранных инвесторов имеют ст. 12 названного Федерального закона. Статья 11 предоставляет им право беспрепятственного перевода («репатриации») за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, связанных с ранее осуществленными инвестициями. Тем самым в отличие от предприятий с чисто российским капиталом предприятиям с иностранными инвестициями предоставлена возможность более свободно распоряжаться своими доходами, в том числе перемещать их за пределы Российской Федераций. В соответствии со ст. 12 иностранный инвестор имеет также право беспрепятственного вывоза за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции. То есть, проще говоря, иностранный инвестор остается исключительным владельцем технологической документации, чертежей, расчетов, других результатов интеллектуальной деятельности, которые были использованы в качестве инвестиций.

    Но закон, к сожалению, никак не регламентирует порядок использования иностранным инвестором научно-технических результатов, которые были получены на территории России в результате иностранных инвестиций. И в этом есть определенный пробел в законодательстве, регулирующем инвестиционную деятельность иностранцев.

    В целом можно считать, что совокупность экономических факторов позволяет оценить инвестиционный климат России как достаточно благоприятный для иностранных инвесторов.

    В то же время существует еще масса проблем, без решения которых нельзя существенно улучшить инвестиционный климат. По некоторым рейтинговым оценкам, к которым, естественно, следует относиться с большой осторожностью в силу их определенной ангажированности, Россия занимает еще довольно низкие места по отдельным показателям инвестиционного климата среди других государств. Исследование производилось в связи с проведением всемирных экономических форумов.

    Некоторые оценки  могут вызвать лишь усмешку своей необъективностью, но, с другой стороны, если они будут являться поводом для критического рассмотрения конкретных ситуаций и выработки разумных мер дальнейшего улучшения инвестиционного климата, их можно считать полезными.

    В целом, безусловно, ситуация значительно благоприятнее для иностранных инвесторов, чем это фиксируется в приведенных рейтингах. Крупнейшие ТНК сейчас достаточно охотно откликаются на предложения прямых инвестиций в Россию, считая уровень ее инвестиционного климата уже вполне приемлемым. Но необходимо сделать его таковым и для среднего и малого бизнеса, если он идет в Россию не со спекулятивными целями.

    Следует, однако, сказать, что в ряде исследований, посвященных экономическим условиям инвестирования из-за рубежа в Россию, проводится прямо противоположная точка зрения о том, что ее инвестиционный климат изначально неблагоприятен и не может обеспечить конкурентоспособности результатов прямых инвестиций.

    В качестве доводов при этом указывается следующее:

    —           дороговизна капитального строительства (в 2—3 раза дороже, чем в Западной Европе и в Юго-Восточной Азии), вызванная суровыми климатическими условиями страны;

    —           дороговизна доставки сырья к месту его переработки в связи с большой отдаленностью центров добычи этого сырья и центров, его перерабатывающих;

    —           повышенный расход энергоресурсов, связанный опять-таки с суровым климатом;

    —           высокая по сравнению со странами Юго-Восточной Азии, на которые ныне ориентируется международный капитал, заработная плата при постепенном снижении уровня образованности и квалификации работников.

    Необходимо со всей серьезностью отнестись к этим доводам. Российская экономика по затратам на производство, безусловно, проигрывает странам Юго-Восточной Азии и Южной Америки, куда в первую очередь устремляется капитал транснациональных монополий, перенося туда не только экологически грязные, но и вполне современные производства электроники, автомобилей, сложной бытовой техники и т.д.

    В условиях, описанных выше, иностранный капитал может иметь тенденцию развивать производство экологически грязных продуктов на уже имеющихся в России мощностях, оснащая их в самых минимальных объемах современным оборудованием. Для производств же высокотехнологичной продукции существует тенденция организации их в центральной части страны в режиме «отверточной технологии» с доставкой максимального объема комплектующих изделий из-за рубежа. Значительная часть инвестиций будет осуществляться в рамках международного лизинга с поставкой на началах финансовой аренды сложного дорогостоящего оборудования (самолетов, сельскохозяйственной техники, отдельных технологических линий, агрегатов и т.д.). Кроме того, значительная часть иностранных инвестиций будет поступать в виде чертежей, технической документации, т.е. интеллектуальных ценностей, а также в виде денежных средств для приобретения долей, контрольных пакетов и полной суммы активов конкурентоспособных российских предприятий. Крупномасштабное строительство больших объектов за счет иностранного капитала в перспективе в России вряд ли возможно.

    Но, с другой стороны, следует и достаточно критично отнестись к приведенным выше выкладкам. В отечественных исследованиях почему-то принято сравнивать условия России с Ближним Востоком, Юго-Восточной Азией и другими в климатическом отношении более благоприятными странами. На наш взгляд, эталоном для сравнения в этой части для России должна быть Канада, климат которой весьма сходен с российским, там тоже имеется много необжитых северных и таежных пространств. Однако Канада является страной, весьма привлекательной для иностранных инвесторов, которых эти суровые природные условия, а также высокая стоимость рабочей силы не смущают.

    К сожалению, с более сложными проблемами Российское государство сталкивается в каждой из социальных составляющих инвестиционного климата. Нерешенность их может создать препятствия для успешного осуществления иностранных инвестиций. Во всяком случае, опыт западных компаний, организовавших или приобретших в России какие-либо производства, показывает, что при этом возникает необходимость жесткого отбора персонала, его серьезной переподготовки, приложения значительных усилий для обеспечения рациональной организации производственного процесса, дисциплины труда и качества производимой продукции. Иностранные инвесторы сторонятся депрессивных регионов страны, в которых жизненный уровень населения является низким, а предпочитают те регионы, где он выше среднероссийского.

    Поскольку уже упоминавшийся ст. 23 Закона № 160ФЗ Российское государство в лице его правительства «осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов», обеспечение более высокого уровня социальных факторов как составляющих инвестиционного климата является его неотложной задачей. То же самое можно сказать и об уровне отдельных регионов и муниципальных образований страны.

    Насколько отечественный опыт создания благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций соответствует опыту других государств? Ответом на этот вопрос должно быть то, что он в целом следует международным правилам организации инвестиционной деятельности нерезидентов на национальной экономической территории. Эти международные правила во многом унифицируют формы взаимодействия государств с нерезидентами в инвестиционной сфере. Но при этом в практике каждого из этих государств, привлекающих иностранные инвестиции, сохраняются и некоторые особенности, определяемые различными географическими, экономическими, социальными факторами.

    Важным шагом в создании благоприятного инвестиционного климата и развитии инвестиционной активности, в том числе с участием иностранного капитала, стало издание двух Федеральных законов: № 115ФЗ «О концессионных соглашениях» и № 116ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Целью первого Закона является обеспечение притока инвестиций в сферы инфраструктуры и социальной жизни для объектов с большими первоначальными затратами и длительными сроками окупаемости. Согласно ст. 2 этого Закона, «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности». По прямому содержанию этой статьи — в чем и заключается главный экономический смысл концессионного соглашения — концессионер, т.е. практически инвестор, освобождается от необходимости инвестировать средства, нести первоначальные затраты, связанные с приобретением объекта этого соглашения. Теперь все его средства могут быть направлены на развитие, совершенствование, повышение доходности объекта соглашения, что позволяет ему покрыть устанавливаемую соглашением плату за использование объекта (концессионную плату) и получать прибыль.

    В качестве концедентов в соглашениях выступает Российская Федерация в лице Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Законом в ст. 4 определен круг объектов, которые могут быть объектами концессионных соглашений.

    Всего их перечислено 14, но все это количество может быть сведено к шести группам:

    1)            дороги со всей их инфраструктурой;

    2)            объекты всех видов транспорта, включая городской метрополитен, с их инфраструктурой;

    3)            гидротехнические сооружения;

    4)            объекты по производству и передаче электрической и тепловой энергии;

    5)            системы коммунальной инфраструктуры;

    6)            объекты, используемые в целях здравоохранения, образования, культуры и спорта, и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

    Это именно те объекты, которые уже созданы, принадлежат государству, создание их заново связано с весьма значительными первоначальными затратами и поэтому либо невыгодно, либо непосильно для частного капитала.               

    Концессионером по Закону может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо физические лица, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества. Все они могут выступать в одном соглашении как в индивидуальном порядке, так и совместно. Мы видим, таким образом, что Закон признает в качестве будущих концессионеров только представителей частного капитала как отечественного, так и иностранного.

    Сейчас еще сложно предугадать, каковы будут экономические последствия концессионных соглашений и получат ли они достаточно широкое распространение в сфере внешнеэкономической деятельности. Для иностранного капитала предлагаемые Законом объекты концессионных соглашений должны Стать привлекательными, что, возможно, потребует предоставления каких-либо налоговых, таможенных льгот и дополнительных гарантий. Следует при этом учитывать, что, поскольку концессионеру в период действия соглашения необходимо покрыть все издержки, связанные с концессионной платой, функционированием объекта концессии и при этом получить определенный доход, возможно, что для пользователей этих объектов получаемые ими услуги станут дороже. А это может быть связано с сокращением рынка реализации продукции и услуг, получаемых при использовании объекта концессии. Но, с другой стороны, если нерезидентами менеджмент в концессии будет поставлен на современном уровне, нерационального отвлечения производственных фондов и денежных потоков не произойдет и концессия экономически и в социальном плане себя оправдает.

    Другой важный Закон, который здесь следует упомянуть, — «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В России существует недопустимый разрыв между потенциалом фундаментальных научных разработок и их воплощением в инновационные технологии производства и быта, в технику и потребительские товары. Этот разрыв порождается слабостью всех последующих стадий развития научно-технического прогресса, отсутствием должной мотивации российских предпринимателей к освоению технологических новшеств в условиях низкого уровня оплаты живого труда, монополизма и недостаточного уровня развития конкуренции. Немалую роль играют здесь и негативные исторические традиции развития страны. В этих условиях структурная перестройка никак не может получить должного размаха в отраслях с высокой долей добавленной стоимости, в частности в машиностроении. Недопустимо низкой оказывается и доля интеллектуальной продукции в ВВП страны. Все это чревато утратой в перспективе Россией статуса крупной державы в мировой экономике и крайне замедляет решение насущных социальных вопросов количественного роста и качественного совершенствования жизненного уровня населения. Проблема становится особо актуальной в свете поставленной стратегической цели перевода России на инновационный путь развития.

    По замыслу Закона, особые экономические зоны (ОЭЗ), т.е. части территории Российской Федерации, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, «создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры» (ст. 3). Этот особый режим заключается, во-первых, в резком сокращении ставки единого социального налога (с 26 до 14% для основной массы налогоплательщиков), во-вторых, предоставляется режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость; без запретов и ограничений экономического характера, установленных для них законодательством Российской Федерации, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акцизов, но без уплаты вывозных таможенных пошлин.

    Предусмотрено два типа таких зон: промышленно-производственные, предельный размер территории которых не должен превышать более 20 кв. км, и технико-внедренческие, создаваемые не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 кв. км.

    Резидентами ОЭЗ обоих типов могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Следовательно, по общему правилу резидентами ОЭЗ могут быть и иностранцы как совладельцы или полные владельцы этих коммерческих организаций. Для ОЭЗ технико-внедренческого типа в качестве резидентов признаются Законом также индивидуальные предприниматели.

    Получая значительные перечисленные выше экономические льготы, резиденты ОЭЗ в свою очередь в соответствии с этим соглашением обязываются осуществить капитальные вложения в пределах промышленно-производственной зоны в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро. Причем сумма в рублях, эквивалентная 1 млн. евро, должна быть внесена в течение года с даты заключения указанного соглашения. Для резидентов технико-внедренческих зон Закон каких либо предельных сумм инвестирования не регламентирует. Размещаться ОЭЗ могут только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Во избежание проявления местнических интересов Законом предусмотрено, что управление всеми ОЭЗ возлагается на специально создаваемую федеральную службу, в составе исполнительной власти и ее территориальные органы. В компетенцию этой службы входит и определение арендной платы за земельные участки, предоставляемые концессионеру, что может обеспечить единую хозяйственную политику в отношении использования земли, без местных вольностей в этом вопросе.

    Как и в случае Закона «О концессиях», сейчас еще трудно определить, насколько льготы, предусмотренные Законом об ОЭЗ, будут привлекательными для иностранных инвесторов. Тем не менее опыт организации таких зон в других странах, в частности в Китае, свидетельствует о том, что отечественные структуры, организующие свою деятельность в ОЭЗ и сосредоточивающиеся на научно-технических исследованиях и разработке высокотехнологичной продукции, очень быстро вступают в разносторонние контакты с соответствующими зарубежными структурами, которые в свою очередь становятся все более активными участниками ОЭЗ.

    При оценке возможностей улучшения российского инвестиционного климата нельзя игнорировать те внешние препятствия, представляющие собой по существу реликты холодной войны, от которых до сих пор не могут отказаться некоторые государства, потенциальные коммерческие партнеры России. Правда, КОКОМ как структура, препятствовавшая приобретению Россией продуктов высоких технологий и самих этих технологий, прекратила свое существование, но многие государства все еще сохраняют ограничения на доступ российского бизнеса к их высоким технологиям. Американские законодатели никак не могут отменить пресловутую поправку Джексона—Веника, запрещающую предоставление России режима наибольшего благоприятствования на территории США. Во многих случаях под надуманными предлогами американским фирмам запрещается установление контактов с российскими партнерами, перед которыми также закрывается американский рынок. В связи с этим при разработке и осуществлении мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата России необходимо включать решения, нейтрализующие внешние недружественные действия зарубежных партнеров.

    По мере укрепления российского бизнеса и увеличения экономической мощи Российского государства в целом возникает и получает все большее развитие система государственно-частного партнерства, которая может сыграть важную стимулирующую роль в повышении уровня инвестиционного климата и привлечении в страну ПИИ. При этой форме экономического взаимодействия государство, будучи заинтересованным в создании в России крупных современных производств в ряде отраслей, осуществляет своими силами и с привлечением бюджетных средств мероприятия по инфраструктурному обеспечению этих производств. В число таких мероприятий может входить поиск подходящей территории для намечаемого производства, полная инженерная подготовка этой территории, обеспечение ее всеми видами коммуникаций, т.е. именно создание надлежащей инфраструктуры. Затем, в зависимости от выбранной организационно-экономической формы предприятия, оборудованная территория может быть либо передана в собственность иностранному инвестору или совместному предприятию с его участием, либо предоставлена в долгосрочную аренду. Тем самым государство может существенно усилить активность иностранных инвесторов, поскольку для них состояние инфраструктуры во многих случаях является определяющим для принятия решения об инвестициях.



    тема

    документ Инвестиции
    документ Инвестиционная эффективность
    документ Инвестиционный анализ
    документ Инвестиционный проект
    документ Инвестиционная и инновационная деятельность




    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Управление финансами
    важное

    Курс доллара
    Курс евро
    Цифровые валюты
    Алименты

    Аттестация рабочих мест
    Банкротство
    Бухгалтерская отчетность
    Бухгалтерские изменения
    Бюджетный учет
    Взыскание задолженности
    Выходное пособие

    График отпусков
    Декретный отпуск
    ЕНВД
    Изменения для юристов
    Кассовые операции
    Командировочные расходы
    МСФО
    Налоги ИП
    Налоговые изменения
    Начисление заработной платы
    ОСНО
    Эффективный контракт
    Брокеру
    Недвижимость



    ©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты