Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Предпринимателю » Права франчайзинга

Права франчайзинга

Франчайзинг

Вернуться назад на Франчайзинг

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

Не тратиться на рекламу, не бороться с конкурентами, а просто получать прибыль под уже известным именем. Это – голубая мечта многих потенциальных бизнесменов, которая, впрочем, легко может стать реальностью.

Франчайзинг, или договор коммерческой концессии, как он именуется в российском законодательстве, предполагает, что одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать торговую марку, бренд и т. д. (ст. 1027 ГК). Договор может быть срочным или бессрочным.

Виды франчайзинга

Различают три основных вида франчайзинга в зависимости от того, какие права предоставляются в пользование. Самый простой и один из самых распространенных – товарный франчайзинг. Он представляет собой продажу продукции, производимой франчайзером (правообладателем) и маркированной его товарным знаком. Примером может служить реализация одежды, обуви или косметики. Как правило, франчайзи (правополучатель) ведет и послепродажное обслуживание этой продукции.

Другой популярной схемой является производственный франчайзинг. Его суть заключается в предоставлении в пользование франчайзи запатентованной технологии изготовления готового продукта. Кроме того, франчайзер обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом. Такой вид франчайзинга наиболее характерен для производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является франчайзи по отношению к основной компании.

Сервисный франчайзинг характерен в основном для сферы услуг. Франчайзи приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя, которая передает ему в пользование сразу несколько запатентованных ею прав. И при этом франчайзи уплачивает взносы в рекламный фонд, созданный для продвижения продукции. Примерами такой схемы могут служить многочисленные сети быстрых закусочных. Каждая вновь открываемая точка должна соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), а также соблюдать заданную технологию производства (например, в приготовлении блюд).

Взаимовыгодная концессия


Все формы франчайзинга обладают одним схожим признаком. В концессии присутствуют две стороны, одна из которых является владельцем «раскрученного» бренда, а другая желает под этим брендом работать. При этом обе стороны могут быть как коммерческими организациями, так и индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 1027 ГК).

Для крупных компаний коммерческая концессия является прекрасной возможностью продвигать собственную продукцию в регионы. При этом франчайзер будет получать еще и дополнительный доход – плату за право работать под его маркой. Для франчайзи это – шанс открыть собственный бизнес и сразу же занять определенное место на рынке товаров (услуг) с уже «опробованной» и известной конечному потребителю продукцией. Кроме того, франчайзер обучает сотрудников фирмы-франчайзи методам работы и гарантирует оказание консультативной помощи в будущем. При этом провополучатель не несет значительных расходов на рекламу, а его деловая репутация «защищена именем» компании-франчайзера. Нередко фирма – получатель прав приобретает еще и возможность привлекать дополнительные кредитные ресурсы. Например, если франчайзер готов выступать гарантом по кредиту. Известны даже случаи, когда крупная компания заключала с банками соглашение о выдаче кредитов ее франчайзи на специальных, более выгодных, условиях.

Условности договора

Договор коммерческой концессии подлежит регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК). Ее проводит налоговая, в которой стоит на учете правообладатель (приказ Минфина № 105н). Если франчайзером по соглашению выступает иностранная фирма, то такой договор регистрируется налоговой инспекцией компании-пользователя.

Если предметом договора является передача авторского права, прав на изобретение, полезных моделей и т. д., то такое соглашение должно быть зарегистрировано еще и в Роспатенте в соответствии с приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам № 64.

Вознаграждения по договору франчайзинга стороне-правообладателю могут быть выплачены в форме фиксированных разовых платежей или периодических (роялти). Сумму платежей можно установить в виде отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи, или в любой другой форме, указанной в договоре (ст. 1030 ГК).

Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» отмечают, что договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены определенные ограничения прав сторон. Например, в нем может быть прописано обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные права на закрепленной за франчайзи территории.

Фирму – приобретателя прав нередко обязуют не заключать подобные договоры с другими правообладателями-конкурентами в течение срока действия договора, и даже на какой-то период времени после его окончания. Другое популярное ограничение для получателя прав – необходимость согласования с правообладателем места расположения соответствующих коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее оформление. И вот здесь малым фирмам, претендующим на участие в коммерческой концессии, следует быть внимательнее. Обычно компании-правообладатели предлагают к заключению свои проекты договоров, защищающие, естественно, в первую очередь интересы самих франчайзеров. При этом ограничения могут ущемлять права фирмы-франчайзи. Однако гарантом интересов последнего выступает гражданское законодательство, предъявляющее ко всем ограничениям одно жесткое условие: намерения не должны противоречить нормам антимонопольного законодательства для каждого конкретного сегмента рынка. В противном случае подобные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или любого другого заинтересованного в их отмене лица (например, самого франчайзи).

Франчайзинг в проводках

Если ваша фирма все же решилась заключить договор франчайзинга (выступить в роли франчайзи), то при ведении бухгалтерского и налогового учета надо будет учесть ряд особенностей.

Предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности (например, торговых марок) относится к операциям с нематериальными активами. В бухгалтерском учете такие операции отражают на основании договора между правообладателем и пользователем.

Права на использование товарного знака, фирменного наименования и т. д. учитываются на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Инструкция по применению Плана счетов (утверждена приказом Минфина № 94н) не предусматривает отдельного счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование от сторонней компании. Поэтому фирма-пользователь может самостоятельно открыть забалансовый счет, например 012, и назвать его «Нематериальные активы, полученные в пользование».

Что же касается платежей по договору коммерческой концессии, то их учет неодинаков. Так, если соглашением предусмотрены периодические платежи, то организация-пользователь включает их в расходы отчетного периода.

Если же речь идет о разовом платеже в момент получения права, то он отражается в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов. Такие затраты фирма-пользователь списывает в течение срока действия договора (п. 26 ПБУ 14/2000).

Что с прибылью?

Платежи за право использования объектов интеллектуальной собственности фирма-получатель включает в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК). Следовательно, эти суммы будут учитываться в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу. Но для этого договор франчайзинга должен быть зарегистрирован. Такой же позиции придерживаются и чиновники (письмо Минфина № 03-03-01-04/1/243, письмо УФНС по г. Москве № 20-08/3582).

При кассовом методе расходы признаются после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК). А вот если фирма работает «по начислению», то разовый платеж включают в расходы равномерно в течение всего срока действия договора. Периодические платежи признают в том периоде, в котором происходит их начисление по условиям сделки (п. 1 ст. 272 НК).

От НДС не уйти

Деятельность по предоставлению права пользования объектами интеллектуальной собственности является услугой (п. 5 ст. 38 НК) и признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Это значит, что на сумму выплаченных по договору платежей франчайзер должен выставить франчайзи счет-фактуру с выделенным НДС. Суммы налога подлежат вычету у фирмы-приобретателя в общем порядке (п. 2 ст. 171 НК).

Иначе обстоит дело, если правообладателем выступает иностранная компания, которая не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика. В этом случае местом реализации услуг считается страна регистрации их приобретателя (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Следовательно, российская компания будет выполнять функции налогового агента по отношению к «иностранцу» и перечислять НДС в бюджет (п. 1, 2 ст. 161 НК). Налоговый агент обязан рассчитать по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса, сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет (п. 6 ст. 161 НК). За полученное право франчайзи заплатит иностранному собственнику бренда сумму без НДС.

тема

документ Унитарное предприятие
документ Некоммерческие организации
документ Цели компании
документ Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты