Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения
папка Главная » Налоги » Реализация налогов

Реализация налогов

Реализация налогов

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

1. Реализация налогов
2. Налог на выручку от реализации
3. Налог на реализацию товара
4. Реализация налоговой политики
5. Налог на реализацию услуг
6. Налоговая база при реализации товаров
7. Налоговая база НДС по реализации
8. Реализации налогового права
9. Налог на выручку от реализации товаров
10. Реализация налоговых проверок
11. Реализация основного средства в налоговом учете
12. Корректировка реализации налога на прибыль

Реализация налогов

Конечным результатом правового регулирования является реализация правовых норм. Это — воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение.

Нормы налогового права являются важным инструментом воздействия на налоговые отношения при условии их фактической реализации в результате сознательного поведения.

Напомним, что норма права — это единство гипотезы, диспозиции и санкции. Поэтому ее содержание предполагает два способа реализации:

• нормальная реализация — реализация диспозиции при правомерном поведении;
• правообеспечительная реализация — реализация санкции через принудительно предписанное нарушителю поведение. При этом нормы права могут быть обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

Обязывающие нормы реализуются через совершение поступков, предусмотренных диспозицией нормы, имеющих положительное содержание и обязательный характер (исполнение). Например, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо же, которому адресовано требование, обязано направить или выдать документы налоговому органу в пятидневный срок. В случае отказа от этого реализация нормы переместится на второй уровень — принудительную выемку необходимых документов.

Запрещающие нормы реализуются через воздержание от поступков, на которые нормами права наложен запрет (соблюдение). Например, ст. 87 НК РФ «Налоговые проверки» запрещает проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным плательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. В случае проведения немотивированных повторных проверок реализуется санкция в отношении налогового органа.

Управомочивающие нормы реализуются через совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права (использование). Например, в соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» организации и предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб. Сам плательщик решает, воспользоваться освобождением или нет.

Итак, основными формами реализации права являются: исполнение, соблюдение и использование норм права.

Особый порядок предусмотрен для осуществления такого элемента правовой нормы, как санкция. Здесь можно выделить следующие этапы:

• установление санкции — определение в норме права вида и конкретных мер наказания, которое может последовать за нарушение нормы;
• назначение наказания — избрание уполномоченным органом меры наказания;
• исполнение наказания — принятие уполномоченными органами мер наказания;
• применение наказания — выполнение нарушителем требований, предъявляемых к нему в соответствии с содержанием наложенного наказания.

Реализация норм права осуществляется в определенных формах. Правоприменительная деятельность — это всегда действие, акт поведения управомоченного лица, государственного органа, направленный на реализацию правовой нормы. Налогоплательщики, осуществляющие те или иные операции, которые имеют налоговые последствия, нуждаются в конкретизации общих предписаний налогового законодательства для индивидуального случая.

Такую конкретизацию осуществляют уполномоченные государственные органы в форме акта применения права.

Акт применения налогового права — это документально оформленное, государственно-властное, индивидуально-конкретное решение уполномоченного органа, принятое на основе нормы права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Реализация актов применения требует проведения организаторской работы, которая сводится к постоянным двусторонним связям между субъектом акта применения и субъектами — непосредственными исполнителями.

Важность актов применения налогового права объясняется тем, что обобщение индивидуальных налоговых актов обеспечивает государственное управление налогообложения. Применение налогового права оказывает влияние на развитие системы налогообложения в соответствии с закономерностями ее развития.

Применение налогового права довольно часто осложняется многочисленными пробелами в праве, под которыми понимают отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования налогообложения. Это отсутствие нормы права для урегулирования налоговых отношений.

Общая теория права разделяет пробелы налогового права на первоначальные и последующие. Первоначальные вызваны тем, что законодатель не смог охватить в нормативных актах все ситуации, требующие правового регулирования, допустил ошибки в построении той или иной нормы права; последующие же пробелы вызываются появлением новых налоговых отношений, которые не могли быть предвидены законодателем.

Когда было принято много законов, определяющих порядок взимания конкретных налогов, когда только начала формироваться современная налоговая система, нормативно-правовые акты изобиловали пробелами.

Так, вплоть до введения гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» не облагались доходы физических лиц в виде материальной выгоды. С развитием рыночных отношений распространенными стали операции РЕПО с ценными бумагами — сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть РЕПО) с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве (вторая часть РЕПО) через определенный договором срок по цене, установленной этим договором при заключении первой части такой сделки. Нормы ст. 282 НК РФ урегулировали обложение доходов, возникающих при осуществлении таких сделок.

В гл. 25 НК РФ было отрегулировано определение доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование. Этот перечень можно продолжать и далее.

Зачастую пробелы обусловлены незавершенностью налогового правотворчества. Конструктивные пробелы налогового права зачастую являются характеристикой динамичности этой отрасли права, а вовсе не свидетельствуют о ее недостатках.

Налогообложение должно осуществляться и в условиях пробелов права. Восполнение пробелов в праве возможно при помощи принятия нормативно-правового акта, путем аналогии закона и аналогии права. Существуют два метода временного, единичного преодоления пробелов: аналогия закона — решение конкретного дела на основе правовой нормы, которая рассчитана на регулирование похожих налоговых отношений, аналогичных по значению и характеру; аналогия права — решение конкретного дела исходя из принципов права в целом и налогового права в частности.

Налог на выручку от реализации

Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:

• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• местные налоги и сборы от выручки;
• отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;
• целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Налоги на прибыль и доходы, к которым относятся:

• налог на прибыль;
• налог на дивиденды и приравненные к ним доходы;
• подоходный налог с физических лиц;
• налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство;
• налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности).

Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:

• чрезвычайный налог и обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом от фонда заработной платы;
• земельный налог;
• экологический налог;
• плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1/Е30);
• плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;
• плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;
• плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи — это обязательные и безвозмездные взносы в бюджеты разного уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Кроме этих групп, существуют специальные налоги и сборы, формирующие государственные внебюджетные и бюджетные фонды (социальные — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования; экономические — дорожные).

Налоги являются ключевым ресурсом государства. В консолидированном бюджете доля этих налогов составляет почти 3/4 всех налоговых поступлений.

Налоги преследуют в первую очередь фискальные цели и являются важным инструментом эффективного воздействия на процесс производства.

Необходимо учитывать, что перечень, размеры ставок, объекты обложения, плательщики, льготы, порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами.

Налоги взимаются на всей территории стран:

- налог на добавленную стоимость;
- таможенные пошлины;
- акцизы;
- платежи за пользование природными ресурсами (плата за пользование недрами, объектами животного мира, водными объектами);
- государственная пошлина;
- налог на прибыль;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на игорный бизнес;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в инвалюте.

Все налоги взимаются в соответствии с налоговым законодательством с юридических лиц. Как правило полностью в государственный бюджет поступают таможенные пошлины, акцизы, государственная пошлина.

Местные налоги оплачиваются юридическими лицами и поступают исключительно в местные бюджеты.

Местные органы власти имеют право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1) сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор на строительство в курортной зоне);
2) налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров по перечню, устанавливаемому Совмином;
3) сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе);
4) налог на рекламу;
5) целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);
6) сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации. Местные налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.

Общегосударственными сборами являются целевые денежные и носящие разовый характер взносы, полностью или частично поступающие в бюджет. На сегодняшний день существует более 50 общегосударственных сборов, которые, как правило, устанавливаются Совмином или Президентом и детализируются нормативными правовыми актами органов государственного управления. В зависимости от характера оказываемых услуг все общегосударственные сборы можно разделить на три основных вида: регистрационные, лицензионные и сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. Плательщиками общегосударственных сборов являются юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные предприятия), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты).

Общегосударственные сборы взимаются в процентах от минимальной заработной платы или в минимальных заработных платах в национальной валюте. Часть общегосударственных сборов взимается в фиксированных суммах, которые систематически пересматриваются и приводятся в соответствие с размером минимальной заработной платы. В случаях, предусмотренных законодательными актами, общегосударственные сборы могут взиматься в свободно конвертируемой валюте или российских рублях.

Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, размер общегосударственных сборов и меры ответственности определяются соответствующим нормативным правовым актом, устанавливающим сбор. В системе прочих доходов и сборов, взимаемых в бюджет, следует выделить регистрационные и лицензионные сборы. Регистрационный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и физическими лицами за приобретение права на осуществление деятельности. К регистрационным сборам относится также плата за регистрацию в уполномоченных на то государственных органах сделок, имущества либо документов, регистрация которых предусмотрена законодательством.

Лицензионный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, получающими в уполномоченных на то государственных органах специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством, на осуществление лицензируемых видов деятельности.

В общей системе общегосударственных сборов следует также выделить сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. Отсутствует единый нормативный правовой акт, систематизирующий данные сборы. Порядок взимания и зачисления, а также размеры сборов, взимаемых за отдельные виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются Советом Министров.

Каждый налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы по месту своего нахождения. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства определяет Закон.

Помимо административной и уголовной ответственности предприятие несет экономическую ответственность, которая действует в трех формах:

- взыскание сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной объект налогообложения;
- штраф;
- пеня за задержку уплаты налога.

Налог на реализацию товара

Механизм уплаты налога с продаж при реализации товаров (работ, услуг) по договорам комиссии (договорам поручения, агентским договорам) определяется главой 27 НК РФ. Однако, несмотря на это, на практике субъекты предпринимательской деятельности, являющиеся сторонами договоров комиссии (договоров поручения, агентских договор), часто допускают при исчислении и уплате налога с продаж различные ошибки. Зачастую стороны договора комиссии (договора поручения, агентского договора) считают, что если комиссионер (поверенный, агент) не является плательщиком налога с продаж (например, комиссионером является организация, применяющая упрощенную систему налогообложения), то и операции по реализации комиссионного товара не облагаются налогом с продаж. Данный подход является ошибочным.

Механизм уплаты налога с продаж при комиссионной торговле установлен пунктом 3 статьи 354 НК РФ. В данной статье не рассматриваются случаи, когда осуществляется реализация товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж в соответствии со статьей 350 НК РФ.

Согласно статье 348 НК РФ налогоплательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог. Объектом налогообложения, в соответствии со статьей 349 НК РФ признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных и кредитных банковских карт.

В соответствии со статьей 347 НК РФ налог с продаж устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие на территории субъекта РФ законом соответствующего субъекта. При этом субъект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности. Все остальные элементы налога с продаж устанавливаются главой 27 НК РФ и является едиными для всех субъектом РФ, где введен налог с продаж. В связи с этим при рассмотрении таких элементов налога с продаж как налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, порядок исчисления налога автором статьи будут делаться ссылки на соответствующие статьи НК РФ.

Значение термина "реализация товаров (работ, услуг)" раскрывается в статье 39 НК РФ. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной (а в ряде случаев, предусмотренных НК РФ - на безвозмездной) основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Таким образом, налогоплательщиками налога с продаж при реализации товаров по договорам комиссии (договорам поручения, агентским договорам) являются организации и индивидуальные предприниматели, передающие на возмездной основе право собственности на товары.

Правовое регулирование отношений, возникающих при заключении и исполнении договоров комиссии, поручения и агентских договоров, осуществляется соответственно главами 49, 51, 52 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с указанными главами по договору комиссии (договору поручения, агентскому договору) одна сторона (комиссионер, поверенный, агент) обязуется совершить в интересах другой стороны (комитента, доверителя, принципала) определенные юридические или иные действия, например, реализовать товар. При этом при передаче комитентом (доверителем, принципалом) товара на реализацию комиссионеру (поверенному, агенту) передачи права собственности на данный товар последнему не происходит. Право собственности на товар переходит непосредственно от комитента к покупателю в момент исполнения комиссионером своих обязательств по сделке, заключенной с покупателями. Денежные средства, полученные комиссионером от покупателей, являются собственностью комитента.

Далее в данной статье под комитентом следует понимать комитента, доверителя, принципала; под комиссионером - комиссионера, поверенного, агента; под договором комиссии - договор комиссии, договор поручения, агентский договор.

Хотя на первый взгляд и кажется, что товар реализован комиссионером, однако юридически лицом, реализовавшим товар и, следовательно, являющимся плательщиком налога с продаж, является комитент.

Таким образом, стороны договора комиссии, решая вопрос о том, нужно или нет исчислять и уплачивать (перечислять) налог с продаж, должны, прежде всего, исходить из правового статуса не комиссионера, а комитента - является ли он плательщиком налога с продаж.

При этом в ходе принятия данного решения нужно определить следующее:

1. Введен или нет на территории субъекта РФ, где осуществляется реализация товара, налог с продаж?
2. Кому (юридическим или физическим лицам) реализуются товары и каким образом осуществляются расчеты?
3. Какую систему налогообложения применяет комитент?
4. Участвует или нет комиссионер в расчетах?

Пример:

ООО "Сентябрь" (комиссионер) в соответствии с заключенным с ООО "Август" (комитент) договором комиссии осуществляет розничную торговлю продуктами питания через собственные магазины. Место нахождения ООО "Август" территория Ленинградской области. Магазины ООО "Сентябрь" расположены в Санкт-Петербурге. ООО "Август" применяет общий режим налогообложения, ООО "Сентябрь" - упрощенную систему налогообложения. В связи с тем, что: 1. на территории Санкт-Петербурга введен налог с продаж; 2. реализация продуктов питания осуществляется физическим лицам за наличный расчет; 3. ООО "Август" применяет общий режим налогообложения (то есть общество не освобождено от уплаты налога с продаж) ООО "Август" в данном случае будет являться плательщиком налога с продаж. В соответствии с пунктом 3 статьи 354 НК РФ ООО "Сентябрь", как комиссионер, участвующий в расчетах (денежные средства от физических лиц за приобретенные продукты питания получает ООО "Сентябрь"), обязан из стоимости реализованного товара удержать и перечислить за ООО "Август" в бюджет налог с продаж. Таким образом, ООО "Сентябрь", сам не являясь плательщиком налога с продаж, выступает в качестве посредника, перечисляя в бюджет не "свой" налог с продаж, а налог с продаж, подлежащий уплате ООО "Август".

Многие комиссионеры ошибочно отождествляют уплату налога с продаж с оборотов по реализации собственных товаров (выполнение обязанности налогоплательщика) и перечисление налога с продаж с оборотов по реализации товаров в рамках договоров комиссии (выполнение обязанности налогового агента).

Статус налогоплательщиков и налоговых агентов, их права и обязанности определены НК РФ. В соответствии со статьей 19, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Как отмечено ФАС СЗО в постановлении по делу № А56-24228 по смыслу пункта 1 статьи 8, пункта 3 статьи 44, пункта 2 статьи 45 НК РФ самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком заключается в уплате налога за счет его собственных денежных средств.

Налоговые агенты, в частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ, обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Таким образом, суть функций налогового агента состоит в том, что он перечисляет в бюджет налог, который должен уплатить налогоплательщик, и делает это не за счет собственных средств, а за счет средств налогоплательщика.

Можно сказать, что налоговый агент, исполняя возложенные на него НК РФ обязанности по перечислению налогов, выступает в качестве посредника между налогоплательщиком и бюджетом.

Кроме того, налог с продаж является косвенным налогом - пунктом 1 статьи 354 НК РФ предусмотрено, что сумма налога с продаж включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю). И как уже отмечалось выше, в соответствии с ГК РФ денежные средства, полученные комиссионером от покупателей, являются собственностью комитента.

Таким образом, комиссионер, исполняя в соответствии с пунктом 3 статьи 354 НК РФ функции налогового агента, удерживает и перечисляет в бюджет налог с продаж не за счет собственных средств, а за счет средств комитента. Однако на практике возникают ситуация, когда из-за неточно сформулированных договоров комиссии у комиссионера при исполнении функций налогового агента возникают определенные разногласия с комитентом. Комитент, полагая, что он не является плательщиком налога с продаж, может отказаться компенсировать комиссионеру, перечисленный последним в бюджет налог с продаж.

Пример:

Условиями договора комиссии может быть предусмотрено исполнение комиссионного поручения по ценам, установленным комитентом, либо по ценам, определяемым комиссионером самостоятельно. Кроме того, на практике обычно применяются два варианта комиссионного вознаграждения: в виде фиксированной суммы (за всю сделку или за единицу реализованного товара), либо в процентах от суммы сделки. I. В соответствии с договором комиссии ООО "Сентябрь" самостоятельно определяет цену реализации продуктов питания, комиссионное вознаграждение составляет 5% от суммы, полученной от продажи продуктов питания. Согласно отчета комиссионера ООО "Сентябрь" в январе в рамках договора комиссии с ООО "Август" реализовано продуктов питания, облагаемых налогом с продаж, на общую сумму 150 000 руб., в том числе налог с продаж - 7 140 руб. (150 000 руб. х 0,476). Комиссионное вознаграждение ООО "Сентябрь" составит 7 500 руб. (150 000 руб. х 0,05). После перечисления в бюджет налога с продаж и удержания комиссионного вознаграждения ООО "Сентябрь" должно ООО "Август" 135 360 руб. (150 000 руб. - 7 140 руб. - 7 500 руб.). Однако, если ООО "Август" не считает себя плательщиком налога с продаж, оно может потребовать от ООО "Сентябрь" перечисления 142 500 руб. (150 000 руб. - 7 500 руб.). II. В соответствии с договором комиссии ООО "Сентябрь" обязан реализовать товар, принадлежащий комитенту, по цене 100 руб. за штуку, комиссионное вознаграждение при этом составит 10 руб. за каждую единицу реализованного товара. Согласно отчета комиссионера ООО "Сентябрь" в январе в рамках договора комиссии с ООО "Август" реализовано продуктов питания, облагаемых налогом с продаж, в количестве 1 500 штук на общую сумму 150 000 руб., в том числе налог с продаж - 7 140 руб. (150 000 руб. х 0,476). Комиссионное вознаграждение ООО "Сентябрь" составит 15 000 руб. (1 500 шт. х 100 руб.). После перечисления в бюджет налога с продаж и удержания комиссионного вознаграждения ООО "Сентябрь" должно ООО "Август" 127 860 руб. (150 000 руб. - 7 140 руб. - 15 000 руб.). Однако, если ООО "Август" не считает себя плательщиком налога с продаж, оно может потребовать от ООО "Сентябрь" перечисления 135 000 руб. (150 000 руб. - 15 000 руб.).

Норма пункта 1 статьи 354 НК РФ, обязующая комитента, являющегося плательщиком налога с продаж, увеличить цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю) на величину налога с продаж, является императивной, вследствие чего ее требования подлежат выполнению независимо от волеизъявления обязанного лица. В соответствии со статьями 975, 1001, 1011 ГК РФ комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы. В связи с тем, что обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога с продаж возникает у комиссионера именно в связи с исполнением последним договора комиссии, то его действия являются правомерными, а требования комитента о перечислении недостающих сумм необоснованными.

Действующим законодательством за неуплату (неперечисление) налогов предусмотрена налоговая и уголовная ответственность.

При рассмотрении вопроса о привлечения к налоговой и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей следует принимать во внимание положения статьи 108 НК РФ, а также мнение ВАС РФ, изложенное в пунктах 33, 38 Постановления Пленума ВАС РФ №5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ".

К налоговой ответственности может быть привлечен:

• налогоплательщик - организация или индивидуальный предприниматель - по статье 122 НК РФ за неисполнение обязанности по уплате налогов;
• налоговый агент - организация или индивидуальный предприниматель - по статье 123 НК РФ за неисполнение обязанности по перечислению налогов.

К уголовной ответственности может быть привлечено:

• физическое лицо - индивидуальный предприниматель - по статье 198 УК РФ за уклонение от уплаты налогов;
• должностное лицо организации - по статье 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов с организации.

Кроме того, при неисполнении комиссионером (организаций или индивидуальным предпринимателем) функций налогового агента может быть рассмотрен вопрос о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц организации по статье 165 или 201 УК РФ, индивидуальных предпринимателей по статьей 165 УК РФ.

Обязательным условием для привлечения лица к налоговой или уголовной ответственности является наличие в действиях лица вины. При рассмотрении вопроса о привлечении лица к ответственности соответствующим органам необходимо доказать, что лицо знало о неисполнении соответствующей обязанности и умышленно или по неосторожности неисполнило данную обязанность.

В соответствии с пунктом 3 статьи 354 НК РФ комитент при получении выручки от комиссионера налог с продаж не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером. Таким образом, если при проведении проверки комитент докажет, что он не был извещен комиссионером о неперечислении последним в бюджет налога с продаж (например, предоставит отчеты комиссионера или иные документы, из которых следует, что комиссионер удерживал и перечислял в бюджет налог с продаж), он не может быть привлечен к налоговой или уголовной ответственности. В противном случае соответствующими органами будет рассматриваться вопрос о привлечении комитента к налоговой, а должностных лиц комитента к уголовной ответственности.

Пример:

ООО "Сентябрь" в отчете за январь информирует ООО "Август" об удержании и перечислении в бюджет соответствующих сумм налога с продаж, а в отчете за февраль указывает, что удержанная сумма налога с продаж в бюджет не перечислена. ООО "Август" уплату налога с продаж не производил. При проведении проверки было установлено, что ООО "Сентябрь" фактически удержанные в январе суммы налога с продаж в бюджет не перечислило. В данном случае ООО "Сентябрь" подлежит привлечению к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неперечисление в январе-феврале сумм налога с продаж, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет в соответствии с пунктом 3 статьи 354 НК РФ. Кроме того, с ООО "Сентябрь" будут взысканы в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, суммы удержанного в январе-феврале налога с продаж, а также пени за несвоевременное перечисление налога. В связи с тем, что ООО "Август" был извещено неперечислении комиссионером в феврале налога с продаж, но в нарушении пункта 3 статьи 354 НК РФ налог не уплатил, ООО "Август" подлежит привлечению к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату налога с продаж за февраль.

С учетом всего изложенного выше, в целях избежания спорных ситуаций и ограничении ответственности сторон автор рекомендует при заключении договоров комиссии отдельно оговорить следующие моменты:

• обязанность комитента сообщать комиссионеру о применяемом режиме налогообложения (смене режима налогообложения);
• обязанность комиссионера увеличивать цену товара (работ, услуг) на величину налога с продаж в случае реализации товара физическим лицам за наличный расчет на территории субъекта РФ, где введен налог с продаж (при условии, что комитент не применяет специальных режимов налогообложения, освобождающих его от уплаты налога с продаж);
• обязанность комиссионера ежемесячно* предоставлять комитенту данные о том, на какую сумму реализовано товаров (работ, услуг), облагаемых налогом с продаж, о величине удержанного и перечисленного налога с продаж.

Срок предоставления отчета комиссионера должен быть установлен таким образом, чтобы в случае неисполнения последним функций налогового агента, комитент имел возможность самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленных законодательными актами субъекта РФ, для уплаты налога с продаж на соответствующей территории.

Реализация налоговой политики

Государство проводит свою налоговую политику через механизм ее реализации, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, форм налогового контроля и налогового механизма.

Практическое применение механизма реализации налоговой политики осуществляется посредством налогового законодательства, регламентирующего организационно-правовые нормы и методы управления налогообложением, налоговый механизм (налоговые ставки, льготы, вычеты, способы обложения, формы и виды налогового контроля и т.д.).

Механизм реализации налоговой политики в зависимости от конкретного места и периода проведения этой политика различается в пространстве и времени. Неравнозначны полномочия государственных органов в области налогообложения на разных уровнях управления. На разных этапах общественного развития государства проводили разнохарактерную налоговую политику. Механизм реализации налоговой политики как совокупность практических действий государства в области налогообложения есть система условий и правил реализации на практике положений налогового законодательства. Поэтому налоговые законы должны приниматься исходя из объективно сложившихся социально-экономических, демографических, экологических, политических условий. При этом любые действия государственных органов в области налогообложения не соответствующие этой объективной основе, должны оцениваться как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, которые неминуемо приведут к их деформации.

Основанный на теоретической базе налогообложения и на налоговом законодательстве механизм реализации налоговой политики позволяет систематизировать налоговые отношения, складывающиеся при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

Всю систему налоговых отношений можно разграничить на три подсистемы:

• отношения, возникающие при налоговом планировании (складываются на уровне как бюджетов, так и хозяйствующих субъектов);
• отношения, возникающие при налоговом регулировании (складываются на микро- и макроэкономическом уровнях);
• отношения, возникающие при налоговом контроле (складываются на всех уровнях государственного управления налогообложения).

Эффективность использования механизма реализации налоговой политики зависит от того, как государство учитывает сущность налогов (природу категории« налог»), как полностью используется ресурс каждой функции этой категории.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. В современных условиях налоговый механизм является наиболее универсальным инструментом воздействия политической надстройки общества на базисные (экономические) отношения. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Однако главной целью налоговой политики современного государства является создание благоприятствующего налогового климата для внутренней, внешней и инвестиционной деятельности организаций.

Налоговая политика и механизм реализации налоговой политики определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения роли самого государства в общественной жизни.

В основу налоговой политики должна быть заложена, как уже было сказано, господствующая в обществе налоговая концепция (налоговая доктрина государства).

Налог на реализацию услуг

Налог на продажи - один из видов косвенного налога, который берется с покупателей при покупке какой-либо услуги (товара). В ряде случаев налог на продажи (налог с продаж) рассчитывается как фиксированный процент от стоимости проданного товара (предоставленной услуги). Налог на продажи взимается во многих странах. При этом по закону часть товаров (услуг) может освобождаться от этого вида налогообложения.

Данный вид налогообложения появился давно. Это видно по рисункам на стенах гробниц в Египте, которые по оценке историков появились еще 2000 лет до нашей эры. Сегодня налог на продажи - прерогатива региональных и местных властей, которые могут принимать решение по налогу и устанавливать его в рекомендуемом законодательством размере. Полученные деньги направляются в бюджет.

В роли плательщика налога выступает покупатель, который выплачивает определенную сумму уже в момент покупки товара (дополнительная плата включена в цену). Что касается продавца, то он обязуется передать налог государству. Величина налога может прописываться в виде процента от цены товара (услуги). При этом по закону возможны некоторые исключения. Что касается начисления налога, то он может включаться непосредственно в стоимость или добавляться к цене товара (услуги) прямо в торговой точке.

Налог на продажи должен выплачивается лишь на конечном этапе, то есть при передаче услуг (товаров) конечному покупателю. Если покупатель не является конечным звеном, то продавец обязуется передать клиенту «сертификат», в котором будет подтвержден факт покупки товара с целью его дальнейшей перепродажи. В противном налог все равно будет взиматься.

Налог на продажи работает во многих штатах США. Это обусловлено развитием интернет-торговли, при которой стало сложнее организовать торговлю между покупателями и продавцами, находящимися в различных штатах. При этом правительство планирует введение налогов на продажи, регулируемых федеральными законами.

В большинстве стран налоговые органы исходят из факта, что главная характеристика налога - его устойчивость в отношении уклонения граждан от выплат. К примеру, в системе налогообложения, касающейся налога на продажи, перед продавцом всегда стоит выбор - реализовать товар как конечному или как промежуточному покупателю. В первом случае налог обязательно берется, а во втором - нет. При этом покупатель может сказать, что использует купленную вещь при производстве другой продукции, хотя делать этого не будет. Как следствие, человек уклоняется от налога. Защититься от этого можно лишь одним способом - облагать налогом каждую сделку купли-продажи, но появляющийся «эффект нагромождения» существенно усложняет процесс торговли и приводит к удорожанию товара (услуги) пока она доходит к конечному потребителю.

На территории РФ налог на продажи вводился два раза. Первый подход был когда ставка составляла 5%. Но уже в завершение этого же года (после распада СССР) была изменена вся система налогообложения и налог на продажи пропал вовсе.

В дальнейшем была попытка введения налога в России (в виде регионального налога). В этот раз она была более успешной. Особенность налогообложения закреплена в ФЗ №150. Все платежи по данному налогу направляются в бюджет РФ, а также в муниципальные бюджеты. Размер платежей - 40 и 60% соответственно. В дальнейшем полученные средства идут на покрытие нужд социально необеспеченных семей.

Правительством РФ было принято решение, что каждый субъект страны может лично устанавливать ставку (в границах допустимой) и принимать решение по поводу введения налога. Максимально допустимая налоговая ставка - 5%. Кроме этого, с введением налога на продажи основная часть муниципальных налогов была отменена.

К основным плательщикам данного вида налога можно отнести:

- нерезидентов страны (юридических лиц). Сюда относятся иностранные компании, их филиалы и представительства, а также международные структуры, действующие на территории РФ;
- юридические лица (предприятия, организации, компании), их представительства и филиалы;
- индивидуальные предприниматели (ИП), которые работают в РФ, но не оформляют юридическое лицо.

В качестве объекта налога на продажи выступают различные группы услуг, работ или товаров, которые участвуют в розничной торговле и реализуются на наличные деньги. К продажам за наличные можно приравнять реализацию товара (услуги) с учетом применения банковских карт, расчетных чеков и так далее. Сюда же относятся обменные операции на другие виды услуг, товаров.

При вычислении базы налогообложения цена объекта продажи (товара, услуги) должна включать акцизы (для специальной группы товаров) и НДС. Ставка налога на продажи составляет 5% и является обязательной для оплаты соответствующими субъектами (юрлицами, ИП).

К подакцизным товарам относится та продукция, в стоимость которой включен косвенный акциз (специальный налог). В эту категорию входит следующая продукция - спирты (коньячный и этиловый), продукция с содержанием спирта больше 9% (к примеру, суспензии). Сюда же можно отнести алкогольную продукцию (водку, ликеры, коньяки вина и так далее) с объемной долей этила более 1,5%, табачную продукцию, легковой транспорт и мотоциклы (мощность мотора от 150 л.с.), бензин, дизельное топливо, моторное масло и так далее.

В Законе есть и более широкий перечень товаров, за которые необходимо выплачивать налог на продажу. Здесь можно выделить - радиотехнику, дорогую мебель, женскую одежду, деликатесы (продукты питания), меховые и ювелирные изделия, рекламные услуги и так далее.

Существует группа товаров, на которые налог на прибыль не распространяется. Как правило, в эту категорию входит продукция первой важности - хлеб, молочные продукты, масло (в том числе и маргарин), сахар, макаронные изделия, соль, картофель, детское питание, ортопедическая обувь и так далее. Из услуг - плата за ЖКХ, аренда помещений, находящихся в муниципальной собственности (к примеру, в общежитии), перевозка пассажиров на общественном транспорте, ж/д перевозки, страховые и адвокатские услуги.

Во всех упомянутых случаях взимается налог до 5%, в который входит НДС (для обычных товаров) и акцизный сбор для специальной продукции. При этом муниципальные органы могут менять размер ставки в сторону уменьшения. Кроме этого, для налога на прибыль устанавливается не только размер, но и сроки (порядок) его выплаты, наличие льгот, форма отчетности и так далее.

Налоговая ставка является общей по отношению к различным сделкам продажи касательно объектов сделки (услуг, работ, товаров), для всех покупателей и продавцов, работающих на территории определенного региона. Дифференцирование, то есть установление разной ставки для конкретных групп товаров, запрещено. В налоговом кодексе РФ появилась глава 27, которая регулирует порядок взимания налога с граждан. При этом условии выплаты налога не поменялись.

Налог на продажи популярен не только в РФ. В ряде других стран он также применяется. Но есть государства, где заметна тенденция перехода с обычного налога на более универсальный - НДС. На практике именно последний обеспечивает стабильные поступления в бюджет, составляя его пятую часть. На практике НДС - вид налогообложения, который применяется почти в 150 странах мира. В чистом виде налог на продажи еще остался в США.

Практика показала, что введение налога на продажи - возможность удержать инвестиции и привлечь дополнительные вливания, обеспечить стабильный рост сбережений и экономики в целом. В свое время Организацией экономического сотрудничества было проведено серьезное исследование, в котором изучалось влияние различных видов налогообложения на экономики стран. В результате было выявлено, что налог на продажи - один из наиболее безопасных видов налогообложения.

С другой стороны, некоторые считают налог на продажи устаревшим и неэффективным, ведь он накладывает дополнительное бремя на людей с небольшим уровнем прибыли. Но эту проблему можно решить - достаточно освободить от налогообложения продукты первой необходимости (лекарственные препараты, одежду, еду и так далее). В последние годы ряд стран все-таки отказались от налога на продажи, и перешли к применению других косвенных видов налогов.

В США налог на продажи принимает форму налога с оборота. То есть процент начисляется на закупочную цену товара и включается в его стоимость. Берется налог только в том случае, когда торговая точка или продавец физически присутствует в штате, где совершается сделка. Физическое присутствие - это наличие предприятия (его магазин, склада, офиса) в этом регионе. Следовательно, покупатель, который находится в определенном штате и идет за покупками, обязательно заплатит налог. При этом в США, как и в России, есть определенная группа товаров, не подлежащих начислению налога.

Налоговая база при реализации товаров

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

• длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, при определении налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 Налогового Кодекса;
• которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов;
• которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых согласно статье 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством, (кроме подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения указанной продукции.

Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых согласно статье 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с настоящим пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ (кроме случаев, когда налогоплательщик применяет "симметричную корректировку").

Цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.

В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

Налоговая база НДС по реализации

Момент определения налоговой базы по НДС установлен в Налоговом кодексе РФ.

По общему правилу, согласно п. 1 ст. 167 НК РФ, налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из 2 дат:

• дату отгрузки продукции (товаров, работ, услуг) или передачи имущественных прав;
• дату получения оплаты (в т. ч. частичной) за поставляемую продукцию (товары, работы, услуги), передаваемые имущественные права.

Это означает, что при получении аванса от покупателя продавец должен определить налоговую базу и исчислить НДС именно в день получения аванса (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

В случае отсутствия предоплаты налогооблагаемая база по НДС определяется продавцом на день отгрузки товаров (подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). При этом датой отгрузки будет являться та дата, когда был выписан покупателю (заказчику, перевозчику) первый по времени первичный документ (письма Минфина России № 03-07-11/68585, № 03-07-09/40, № 03-07-09/23, № 03-07-09/37 и ФНС России № ГД-4-3/17114@, № ЕД-4-3/21217@). Если же продукция имеет большой вес и объем, вследствие чего отгружается по частям, датой отгрузки будет считаться день оформления первичного документа на поставку последней части (письмо Минфина России № 03-07-11/08). Несмотря на то, что указанные разъяснения чиновников были даны в период действия закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, который утратил силу, нужно полагать, что они актуальны и сейчас, т. к. правила по оформлению первичных документов, содержащиеся в ст. 9 утратившего силу закона и прописанные в ст. 9 действующего закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, идентичны.

При выполнении работ налогооблагаемая база в целях исчисления НДС определяется на момент подписания заказчиком акта выполненных работ (письмо Минфина России № 03-07-10/3962).

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что порядок расчетов с покупателем влияет на момент определения налоговой базы НДС. Следует также помнить, что при получении аванса продавец должен исчислить НДС в день получения аванса, а затем, в день отгрузки товаров, принять его к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ) и одновременно рассчитать НДС уже со стоимости реализации (пп. 1 и 14 ст. 167 НК РФ, письмо ФНС России № КЕ-4-3/3790).

А вот переход права собственности на продукцию никоим образом не влияет на момент определения базы для расчета НДС. То есть если отгрузка состоялась, то НДС подлежит уплате в бюджет, даже если право собственности не перешло к покупателю (письма Минфина России № 07-02-06/14 и № 03-07-11/379).

Однако не по всем хозяйственным операциям налоговая база по НДС определяется на момент отгрузки или получения аванса.

Рассмотрим случаи, когда Налоговым кодексом РФ устанавливается несколько иной порядок определения базы по НДС:

1. Если товары невозможно отгрузить и транспортировать, налоговая база по НСДС определяется так:
• при реализации недвижимого имущества база для исчисления НДС определяется в день передачи такого имущества по передаточному акту (п. 16 ст. 167 НК РФ); при этом момент передачи недвижимого имущества по передаточному акту (иному документу о передаче) признается также датой отгрузки (п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 3 закона № 238-ФЗ);
• при реализации движимого имущества НДС подлежит уплате в бюджет в день передачи права собственности на товар (п. 3 и 14 ст. 167 НК РФ).
2. При реализации товаров, переданных на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, НДС необходимо исчислить в день реализации складского свидетельства (п. 7 ст. 167 НК РФ).
3. При передаче имущественных прав также действует особый порядок определения базы для исчисления НДС:
• если происходит уступка новым кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 155 НК РФ), то налоговая база определяется в день уступки требования или день прекращения обязательства (п. 8 ст. 167 НК РФ);
• когда передаются имущественные права на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места (п. 3 ст. 155 НК РФ), НДС должен быть исчислен в день уступки (последующей уступки) требования или в день исполнения требования должником (п. 8 ст. 167 НК РФ);
• при реализации денежного требования, приобретенного у третьих лиц (п. 4 ст. 155 НК РФ), моментом определения налогооблагаемой базы по НДС признается день последующей уступки требования или день исполнения обязательства должником (п. 8 ст. 167 НК РФ);
• моментом определения налоговой базы по НДС при передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав (п. 5 ст. 155 НК РФ) считается день передачи имущественных прав (п. 8 ст. 167 НК РФ).
4. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1, 2.1–2.8, 2.10, 3, 3.1, 8, 9, 9.1, 12 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения базы по НДС признается одна из ниже перечисленных дат:
• последнее число квартала, когда был собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, если документы собраны с соблюдением сроков, установленных п. 9 ст. 165 НК РФ (п. 9 ст. 167 НК РФ);
• день отгрузки, если документы не собраны на 181 календарный день считая с даты, указанной в п. 9 ст. 165 НК РФ (подп. 1 п. 1, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ);
• день завершения реорганизации, если 181 календарный день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты (абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).
5. При выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд НДС должен исчисляться к уплате в бюджет в последний день каждого налогового периода (квартала), в течение которого осуществлялись работы (п. 10 ст. 167 НК РФ).
6. При передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд НДС нужно исчислить в день передачи таких товаров (работ, услуг) (п. 11 ст. 167 НК РФ).
7. Производителю, реализующему продукцию с длительностью производственного цикла свыше 6 месяцев, разрешается определять налогооблагаемую базу по НДС только 1 раз - при реализации. Однако должны быть соблюдены условия, предусмотренные п. 13 ст. 167 НК РФ:
• ведение раздельного учета;
• присутствие производимой продукции (работ, услуг) в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ № 468;
• наличие документа, подтверждающего длительность производственного цикла.
8. Налоговый агент, осуществляющий операции, предусмотренные пп. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, определяет базу по НДС в наиболее раннюю из двух дат: либо в день отгрузки, либо в день получения аванса (пп. 1 и 15 ст. 167 НК РФ).

Реализации налогового права

Реализация норм налогового права - это процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований.

Реализация налогово-правовых норм представляет собой использование данных норм как государством и муниципальными образованиями в целом, так и уполномоченными на то государственными и муниципальными органами власти (местного самоуправления), а также гражданами и организациями.

Основными целями реализации налогово-правовых норм являются приобретение и сохранение каких-либо социальных благ.

Для государства важнейшая цель реализации налоговой нормы - фискальное пополнение бюджета и регулирующее воздействие на экономику. Для налогоплательщика цель реализации налоговой нормы - осуществление своей обязанности при условии максимального сохранения уровня собственного благосостояния.

Исходя из того что структуру нормы права составляют три неразрывно связанных элемента - гипотеза, диспозиция и санкция, - ее содержание предполагает два способа реализации:

- нормальная реализация - реализация диспозиции при правомерном поведении;
- правообеспечительная реализация - реализация санкции через принудительно предписанное нарушителю поведение. При этом нормы права могут быть обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

Обязывающие нормы налогового права реализуются через совершение поступков, предусмотренных диспозицией нормы, имеющих положительное содержание и обязательный характер.

Запрещающие нормы реализуются через воздержание от поступков, на которые нормами права наложен запрет (соблюдение). Так, ст. 87 "Налоговые проверки" НК РФ запрещает проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным плательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. В случае проведения немотивированных повторных проверок реализуется санкция в отношении налогового органа.

Управомочивающие нормы реализуются через совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права (использование). Например, в соответствии с п. 1 ст. 145 "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика" НК РФ организации и предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб. Плательщик сам решает, воспользоваться освобождением или нет.

Выделяют четыре способа (формы) реализации норм права:

- исполнение;
- применение;
- использование;
- соблюдение.

Соблюдение, применение, исполнение и использование форм реализации норм налогового права зависит от того, содержит ли реализуемая правовая норма дозволение, запрет или обязывание.

Соблюдение норм налогового права представляет собой воздержание участника налоговых правоотношений (налогоплательщика или, например, налогового органа) от нарушения указанных норм.

Для того чтобы надлежащим образом исполнить обязанность по уплате налога, налогоплательщик должен осуществлять на протяжении определенного длительного времени целый ряд позитивных действий: вести налоговый и бухгалтерский учет, подавать налоговую декларацию; перечислять сумму налога через банк на строго определенный счет Федерального казначейства и т.п.

Применение норм налогового права осуществляется органами государственной власти (должностными лицами) и выражается в совершении ими тех или иных юридически значимых действий (бездействия), а также в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных и (или) процессуальных норм.

Использование как форма реализации налогово-правовых норм выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений.

Налог на выручку от реализации товаров

В налоговом учете выручка от реализации равна сумме всех поступлений (в денежной и натуральной форме) за реализованные товары (работы, услуги, имущественные права) (п. 2 ст. 249 НК РФ). В выручку не включаются НДС и акцизы, предъявленные покупателю (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Если реализация осуществляется на условиях товарного кредита, то в сумму выручки включите также проценты, начисленные за период от момента отгрузки до момента перехода права собственности на товары (работы, услуги) (абз. 6 ст. 316 НК РФ).

Нужно ли при расчете налога на прибыль включать в доходы косвенные налоги, которые российская организация обязана платить на территории иностранных государств? При выплате доходов налог был удержан иностранным контрагентом. Да, нужно.

При расчете налога на прибыль в состав доходов не нужно включать только те налоги, которые предъявлены организации в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ). На налоги, которые российские организации платят по законодательству иностранных государств, эта норма не распространяется. Поэтому налоги, уплаченные российской организацией за рубежом или удержанные из ее доходов иностранными контрагентами (НДС или его аналоги), при расчете налога на прибыль нужно учесть в составе доходов. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России № 03-4-03/1800/31.

Чтобы рассчитать выручку от реализации, определите стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), передаваемых покупателю. Под этой стоимостью понимается цена, которая согласована сторонами сделки (договорная цена) (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

При совершении контролируемых сделок договорные цены (для целей налогообложения) должны соответствовать рыночному уровню (п. 2 и 3 ст. 105.3 НК РФ). Если это условие не выполняется, по итогам специальной проверки представители налоговой службы вправе пересчитать налог на прибыль и начислить пени (п. 5 ст. 105.3 НК РФ).

Совет: организациям – участникам контролируемых сделок целесообразно не ждать проведения специальных проверок, а самостоятельно сопоставлять применяемые договорные цены с рыночным уровнем. Если рыночная цена отличается от цены реализации, при расчете налога на прибыль нужно рассчитать выручку исходя из рыночных цен.

Порядок определения размера выручки зависит от того, была ли получена предоплата.

Если предоплаты не было, выручку определяйте в рублях по официальному курсу Банка России на дату реализации. Если выручка выражена в условных единицах, привязанных к иностранной валюте, пересчитайте ее в рубли по курсу, согласованному сторонами. Это следует из положений пункта 8 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Если реализации имущества предшествует получение аванса, выручку нужно пересчитывать только в той части, которая поступает продавцу после реализации. Сумму полученного аванса не пересчитывайте.

Включайте ее в состав выручки:

• в сумме, рассчитанной по официальному курсу Банка России на дату поступления аванса – если средства поступили в валюте;
• в сумме, рассчитанной по курсу, согласованному сторонами на дату поступления аванса – если средства поступили в рублях.

Такой порядок определения суммы выручки следует из совокупности норм абзаца 3 статьи 316, пункта 11 статьи 250 и пункта 8 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Реализация налоговых проверок

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

В акте налоговой проверки указываются:

1) дата акта налоговой проверки;
2) наименование либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица, а также адрес его места нахождения, либо места жительства;
3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе проверки;
7) период, за который проведена проверка;
8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
9) даты начала и окончания налоговой проверки;
10) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту.

Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока в 15 дней, отведенного для подачи возражений.

Реализация основного средства в налоговом учете

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 268 НК РФ, если остаточная стоимость амортизируемого имущества, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения в следующем порядке. Полученный убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

То есть убыток от реализации основного средства не включается единовременно в полной сумме в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

На основании п. 5 ст. 259.1 НК РФ списание убытка начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором произошла реализация объекта амортизируемого имущества (письмо Минфина России N 03-03-06/1/417).

Поступления от продажи основных средств признаются прочими доходами, а расходы, связанные с их продажей, - прочими расходами (п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России N 94н (далее - Инструкция), предусматривает, что для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Кроме того, Инструкция указывает, что для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается с данного субсчета на счет 91.

В результате в данном случае в учете организации будут сформированы следующие записи:

• Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации" - списана первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;
• Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана начисленная по данному объекту амортизация;
• Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана остаточная стоимость реализуемого объекта основных средств;
• Дебет 62 (76) Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - отражена реализация основного средства по цене, согласованной сторонами;
• Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС по реализации основного средства;
• Дебет 50 (51) Кредит 62 (76) - поступили денежные средства от покупателя;
• Дебет 99 Кредит 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" - отражен финансовый результат (убыток) от реализации основного средства.

Таким образом, в бухгалтерском учете сумма убытка, образовавшегося при продаже основного средства, в полном объеме участвует при определении конечного финансового результата организации (бухгалтерской прибыли (убытка)) за отчетный период.

Принимая во внимание, что убыток от реализации основного средства в налоговом учете учитывается в особенном порядке, в бухгалтерском учете организации (в случае, если организация применяет ПБУ 18/02) подлежит отражению отложенный налоговый актив (п.п. 11 и 14 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций").

Тогда дополнительно к приведенным выше записям в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские проводки:

- в момент реализации основного средства Дебет 09 "Отложенные налоговые активы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - отражен отложенный налоговый актив;
- ежемесячно (с месяца, следующего за месяцем выбытия основного средства) Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 09 - частично погашен отложенный налоговый актив.

Корректировка реализации налога на прибыль

Очень часто у организаций возникает потребность откорректировать сумму предыдущей отгрузки в связи с выявленной ошибкой или по причине изменения условий договора. Законодательно предусмотрен определенный порядок изменения реализаций прошлого периода. Рассмотрим его детальнее.

Корректировка реализации прошлого периода в сторону уменьшения (КСФ) или увеличения может возникнуть в результате:

• Изменения стоимости работ.
• Если необходима корректировка реализации прошлого периода в сторону уменьшения количества.
• При одновременном изменении количества и стоимости.
• Если неплательщик НДС возвращает товар продавцу.

Если стороны договорились об изменении условий сделки до выставления отгрузочного документа, то в течение 5 суток продавец может перевыставить фактуру.

Уменьшение стоимости продукции является хозяйственной операцией, которую нужно оформить первичными документами. В случае выявления ошибок в них вносятся изменения. Товарная накладная используется для оформления реализации ТМЦ стороннему предприятию. Но она не может служить доказательством того, что покупатель согласен с изменением условий договора. Для выставления корректировочного счета следует предоставить платежку по счету, новый договор или акт недостачи товаров на приемке. Рассмотрим детальнее, как осуществляется этот процесс в НУ и БУ.

Порядок заполнения КСФ прописан в ст. 169 НК РФ.

Если имеет место корректировка реализации прошлого периода в сторону уменьшения, то разницу в денежном выражении нужно указать в графе 8 строки Г без отрицательного знака. Документ должен быть подписан уполномоченным лицом. ИП дополнительно следует указать реквизиты свидетельства госрегистрации.

Если будет неправильно заполнена корректировка реализации прошлого периода в сторону уменьшения, НДС пересчитан не будет. КСФ следует оформлять в 2 экземплярах в течение 5 суток с момента получения документа, подтверждающего изменения: допсоглашение, акт о недостаче товара, платежное поручение и т. д.

Если изменения осуществляются сразу по нескольким документам, в которых отгружались одинаковые товары, то продавец может перевыставить один счет на все отгрузки.

Рассмотрим детальнее, как отражается КСФ в БУ у продавца:

• Сторно ДТ62 КТ90 – выручка уменьшена на разницу.
• Сторно ДТ90 КТ68 – вычет на сумму разницы.
• Сторно ДТ20 КТ60 – задолженность клиента уменьшена на разницу.
• Сторно ДТ19 КТт60 – разница НДС.
• ДТ19 КТ68 – восстановлен вычтенный ранее НДС.

Рассмотрим, как отражается КСФ на увеличение в БУ у продавца:

• ДТ62 КТ90 – увеличение стоимости выручки.
• ДТ68 КТ90 – принят к вычету налог.
• ДТ20 КТ60 – увеличена задолженность.
• ДТ19 КТ60 – изменена сумма налог.
• ДТ68 КТ19 – принят к вычету налог.

При внесении любых изменений в фактуры продавец должен предоставить счет, а покупатель – восстановить НДС. В обоих случаях вычету подлежит разница в суммах налога, начисленная до и после изменений. Любые изменения КСФ не являются основанием для подачи уточненной декларации.

Исправленный счет продавец должен отразить в книге продаж (увеличение стоимости) или книге покупок (уменьшение стоимости) в период его составления, а покупатель – в отчетном квартале. Вычеты по КСФ можно применять в течение 36 месяцев после составления документа.

Для регистрации изменений отгрузки в 1С предусмотрен одноименный документ. Если сумма отгрузки уменьшается, а отчетность не сдана, то "Корректировка реализации" отразит сумму взаиморасчетов и внесет изменения по налогу на прибыль. Документ формирует проводки с использованием счета 76К. Задолженность учитывается с момента совершения операции по дате корректировки. Аналитический учет осуществляется по каждому контрагенту, договору и документу расчетов.

Если отчетность сдана, то нужно при формировании документа поставить галочку "БУ прошлого года закрыт" и обязательно указать статью доходов/расходов. В таком случае проводки сформируются текущей датой. Если имеет место увеличение суммы реализации, то программа автоматически увеличит налогооблагаемую базу.

Согласно ст. 168 НК, если имеет место корректировка реализации прошлого периода в сторону уменьшения после реализации, то продавец должен перевыставить счет в течение 5 суток со дня получения документа-основания. СКФ является основанием для принятия налога к вычету. При этом корректировке подлежит сумма налога, начисленная до и после внесения изменений. Расходы прошлых лет учитываются при исчислении НДС в месяц их выявления.

Согласно ст. 54 НК, налогоплательщики-организации исчисляют базу по результатам каждого периода на основе регистров БУ или на основании любых данных об объектах. При выявлении ошибок прошлых периодов нужно пересчитать базу по налогу и сумму сбора, подлежащую уплате в бюджет. Если период совершения ошибки выявить невозможно, то перерасчет следует осуществить в текущем периоде.

Доходы от реализации товаров признаются на дату продажи. Корректировка реализации прошлого периода в сторону уменьшения в БУ должна быть также осуществлена в НУ. То есть налогоплательщик должен изменить свои налоговые обязательства. Вот как осуществляется корректировка реализации прошлого периода в сторону уменьшения. Прибыль организации при этом также уменьшается, и образуется переплата по налогу.

Если изменение стоимости объясняется предоставленной скидкой, то продавец может скорректировать базу по налогу в период перерегистрации договора. При этом сумму, на которую уменьшается доход, нужно отразить в составе внереализационных расходов. Образовавшийся убыток можно перенести на будущие отчетные периоды, то есть уменьшить его на сумму прибыли будущего периода. Единственное условие – нельзя уменьшать доход, полученный от деятельности, облагаемой по ставке 0 %. Переносить убыток можно на будущие периоды в течение 10 лет.

тема

документ Реализация НДС
документ Налог на добавленную стоимость НДС
документ Добавленная стоимость
документ Налог на прибыль
документ Налоговая отчетность




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара
Курс евро
Цифровые валюты
Алименты

Аттестация рабочих мест
Банкротство
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерские изменения
Бюджетный учет
Взыскание задолженности
Выходное пособие

График отпусков
Декретный отпуск
ЕНВД
Изменения для юристов
Кассовые операции
Командировочные расходы
МСФО
Налоги ИП
Налоговые изменения
Начисление заработной платы
ОСНО
Эффективный контракт
Брокеру
Недвижимость



©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты