Управление финансами

документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка


Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Недвижимость » Жилищное обеспечение

Жилищное обеспечение

Жилищное обеспечение

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:



1. Жилищное обеспечение
2. Жилищное обеспечение граждан
3. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения
4. Система жилищного обеспечения военнослужащих
5. Обеспечение жилищных прав
6. Обеспечение жилищных условий
7. Обеспечение жилищных прав граждан
8. Обеспечение жилищной субсидией

Жилищное обеспечение

Жилищное обеспечение военнослужащих – это деятельность уполномоченных государственных органов по предоставлению жилых помещений по нормам и в порядке, предусмотренным законодательством. Под правом военнослужащего на жилищное обеспечение следует понимать юридическую возможность реализовать конституционное право на жилище в установленной форме. Жилищное обеспечение военнослужащих имеет целевым назначением как удовлетворение жилищных потребностей лиц, нуждающихся в жилых помещениях, т. е. реализацию каждым военнослужащим субъективного права на жилище (функция социальной защиты), так и стимулирование военнослужащего к долгосрочному исполнению обязанностей военной службы (стимулирующая функция).

Наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жизненном уровне человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Указанная норма инкорпорирована в Конституцию Российской Федерации, которой предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации). К иным категориям граждан, как правило, относятся граждане, нуждающиеся в социальной защите со стороны государства (жертвы техногенных катастроф, инвалиды и др.), и граждане, выполняющие социально значимые функции (государственные служащие, в том числе военнослужащие).

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации:

а) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением независимо от видов жилищных фондов;
б) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, – путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами – путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства;
в) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (поднайма, коммерческого найма и др.).

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, которым установлено, что «государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений» (п. 1 ст. 15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности приобретения жилья при желании и в других установленных законом формах.

Основными формами жилищного обеспечения различных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, являются:

1) предоставление служебных жилых помещений;
2) предоставление жилых помещений в общежитиях;
3) предоставление жилых помещений по договорам социального найма;
4) предоставление жилых помещений в собственность бесплатно;
5) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
6) предоставление безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения, подтверждаемой выдачей государственного жилищного сертификата;
7) использование накоплений лицами, участвующими в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» № 117-ФЗ;
8) предоставление жилых помещений, арендованных воинскими частями (органами военного управления, организациями);
9) наем (поднаем) военнослужащими жилых помещений с выплатой денежной компенсации.

Служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы обеспечиваются признанные нуждающимися в получении жилых помещений:

– военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;
– офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;
– военнослужащие – граждане Российской Федерации, замещающие воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей.

Служебными жилыми помещениями также обеспечиваются:

а) военнослужащие, поступившие на военную службу до 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей, признанные нуждающимися в получении жилых помещений, – до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или получения жилых помещений в собственность бесплатно;
б) офицеры, имеющие в собственности квартиры (индивидуальные жилые дома) либо являющиеся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, переведенные на новое место военной службы в другую местность, и совместно проживающие с ними члены их семей – на период военной службы в данной местности;
в) офицеры, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или по прежнему месту прохождения военной службы, при переводе на новое место военной службы в другую местность, и совместно проживающие с ними члены их семей – на период военной службы в данной местности.

Служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим в закрытых военных городках либо в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в закрытых военных городках и в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах с учетом обеспечения своевременного прибытия военнослужащего к месту прохождения военной службы.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, договор найма служебного жилого помещения по типовой форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

Жилыми помещениями в общежитиях обеспечиваются:

– военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, – на весь срок военной службы;
– военнослужащие – слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, имеющие офицерские воинские звания, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также курсанты военных образовательных учреждений – на весь период обучения;
– военнослужащие, имеющие право на получение служебных жилых помещений, и совместно проживающие с ними члены их семей – до получения ими служебных жилых помещений.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются признанным нуждающимися в получении жилых помещений:

1) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей;
2) военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении ими общей продолжительности военной службы 20 лет и более и совместно проживающим с ними членам их семей;
3) военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и совместно проживающим с ними членам их семей;
4) гражданам, уволенным с военной службы до 1 января 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений в органах местного самоуправления по избранному месту жительства;
5) гражданам, уволенным с военной службы после 1 января 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Минобороны России.

Перечисленным выше военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, по их желанию вместо предоставления жилых помещений по договору социального найма предоставляются жилые помещения в собственность бесплатно.

Право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого Правительством Российской Федерации, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой Минрегионом России.

Право на предоставление безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения, подтверждаемой выдачей государственного жилищного сертификата (ГЖС), имеют:

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений;
б) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более.

ГЖС является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения. ГЖС не является ценной бумагой. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие военнослужащих в данной системе обеспечения жильем является добровольным. Право на улучшение жилищных условий с использованием ГЖС предоставляется только один раз.

Размер субсидии рассчитывается Минобороны России на дату выдачи ГЖС, указывается в ГЖС и является неизменным на весь срок действия ГЖС. Субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации.

Социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующих размерах:

– 33 квадратных метра – для одиноких граждан;
– 42 квадратных метра – на семью из двух человек;
– по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из трех человек и более.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера субсидии, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров.

При расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации:

1) для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного экономического района, для городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также для Московской области – 1,2;
2) для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Восточно-Сибирского экономического района, и Свердловской области – 1,15;
3) для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Западно-Сибирского экономического района, и Калининградской области – 1,1.

К участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих относятся:

а) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г.;
б) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г.;
в) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года начиная с 1 января 2005 г.;
г) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;
д) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения (изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы);
е) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г.;
ж) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет;
з) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
– формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья;
– предоставления целевого жилищного займа;
– выплаты за счет средств федерального бюджета денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет (без учета дохода от инвестирования).

В случае перевода военнослужащего из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, сведения об участнике накопительно-ипотечной системы должны быть переданы в реестр участников того федерального органа исполнительной власти, в который военнослужащий переведен для дальнейшего прохождения военной службы.

Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является:

1) общая продолжительность военной службы 20 лет и более;
2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более:
– по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
– по состоянию здоровья – в связи с признанием его ВВК не годным или ограниченно годным к военной службе;
– в связи с организационно-штатными мероприятиями;
– по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.

Участник накопительно-ипотечной системы имеет право:

а) приобрести в собственность жилое помещение или жилые помещения за счет средств, накопленных на именном накопительном счете участника, после возникновения права на их использование;
б) приобрести в собственность жилое помещение или жилые помещения с использованием целевого жилищного займа и (или) ипотечного кредита (займа);
в) ежегодно получать в федеральном органе исполнительной власти, в котором проходит военную службу, сведения о средствах, учтенных на его именном накопительном счете;
г) использовать средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете, для погашения ранее полученного целевого жилищного займа;
д) использовать средства, накопленные на его именном накопительном счете, для улучшения жилищных условий или иных целей.

В случае досрочного увольнения участника накопительно-ипотечной системы с военной службы по иным, чем указано выше, основаниям, его именной накопительный счет закрывается, а сумма накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете участника поступлений подлежит возврату в федеральный бюджет.

Участник накопительно-ипотечной системы обязан:

– возвратить предоставленный целевой жилищный заем в случаях, установленных законодательством;
– уведомить уполномоченный федеральный орган о своем решении в отношении средств, накопленных на его именном накопительном счете, при увольнении с военной службы.

Использование участником денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

В случае исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим члены его семьи имеют право на целевое использование средств, учтенных на именном накопительном счете участника. При этом, именной накопительный счет участника закрывается.

Целевой жилищный заем, полученный участником накопительно-ипотечной системы, исключенным из списков воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим, засчитывается в счет обязательств государства перед участником и не подлежит возврату членами его семьи.

Члены семьи участника накопительно-ипотечной системы, использовавшего целевой жилищный заем для получения ипотечного кредита (займа), могут принять на себя его обязательства по указанному ипотечному кредиту (займу). В случае если кредитный договор (договор займа) переоформляется на лицо, принявшее на себя обязательства участника, данное лицо получает право на продолжение погашения ипотечного кредита (займа) за счет начислений на именной накопительный счет участника до даты, указанной в договоре предоставления целевого жилищного займа на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу). В этом случае именной накопительный счет участника закрывается с 1-го числа месяца, следующего за днем наступления указанной даты.

В случае приобретения участником накопительно-ипотечной системы жилья в период прохождения военной службы за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа и погашения указанного займа при увольнении участника по решению федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, об исключении участника из реестра участников и на основании его рапорта (заявления) уполномоченный федеральный орган обеспечивает предоставление участнику остатков денежных накоплений и закрывает именной накопительный счет участника.

Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года после его включения в накопительно-ипотечную систему имеет право на заключение с Минобороны России договора целевого жилищного займа в целях:

а) приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений;
б) погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу).

Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период.

Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.

Целевой жилищный заем на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) предоставляется в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенного соответствующим договором, но не чаще одного раза в месяц, при этом объем предоставляемых средств не должен превышать фактический объем средств, учтенных на именном накопительном счете участника на конец месяца, предшествующего осуществлению очередной выплаты.

Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.

Со дня предоставления целевого жилищного займа учет дохода на именном накопительном счете участника осуществляется, исходя из остатка накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.

Погашение целевого жилищного займа, полученного участником накопительно-ипотечной системы, осуществляется в следующих случаях:

– при достижении участником общей продолжительности военной службы 20 лет и более;
– в случае его досрочного увольнения с военной службы после достижения общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
– исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.

При досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы по иным, чем указано выше, основаниям по целевому жилищному займу начиная со дня увольнения начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом, уволившийся с военной службы участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий 10 лет. Процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по целевому жилищному займу.

Целевой жилищный заем может погашаться досрочно. При продолжении прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы по контракту после погашения целевого жилищного займа начисления на именной накопительный счет участника производятся на общих основаниях.

В случае невозможности предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях или ином специализированном жилищном фонде воинские части (органы военного управления, организации) арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей. По желанию указанных военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в собственность бесплатно, а также служебных жилых помещений составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. При предоставлении жилого помещения одиноко проживающему военнослужащему – гражданину Российской Федерации или гражданину, уволенному с военной службы, норма предоставления может быть увеличена, но не более чем в два раза. Исходя из конструктивных особенностей жилого дома, в котором находится жилое помещение, предоставляемое военнослужащему – гражданину Российской Федерации или гражданину, уволенному с военной службы, общая площадь жилого помещения может быть превышена, но не более чем на 9 квадратных метров на семью.

Жилые помещения в общежитиях или ином специализированном жилищном фонде предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей из расчета не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека.

При определении общей площади жилого помещения, за исключением жилых помещений в общежитиях, учитывается право отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации и граждан, уволенных с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения.

Право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров имеют:

1) военнослужащие в воинском звании полковника, ему равном и выше;
2) граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие такие же воинские звания;
3) командиры воинских частей;
4) военнослужащие, имеющие почетное звание Российской Федерации;
5) военнослужащие – преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
6) военнослужащие – научные работники, имеющие ученую степень и (или) ученое звание.

В случае когда военнослужащий и гражданин, уволенный с военной службы, имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения по нескольким основаниям, то данная гарантия применяется только по одному основанию.

Жилищное обеспечение граждан

Правовое положение (в том числе гарантии жилищного обеспечения) иностранных граждан установлено ст. 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

N 115-ФЗ, которая определяет порядок представления приглашающей стороной гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина и лица без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Порядок представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 167, которым утверждено Положение о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации.

Приглашающей стороной являются:

а) федеральные органы государственной власти;
б) дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации;
в) международные организации и их представительства в Российской Федерации, а также представительства иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;
г) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
д) органы местного самоуправления;
е) юридические лица;
ж) граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане.

Гарантиями жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательства по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, прилагает к гарантийным письмам о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение указанных обязательств.

Приглашающая сторона при обращении в Министерство иностранных дел Российской Федерации либо Министерство внутренних дел Российской Федерации (территориальный орган внутренних дел) с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию одновременно представляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения

Накопительно-ипотечная система для военнослужащих создавалась с одной главной целью – помочь военнослужащим и их семьям приобрести комфортное жилье с помощью ипотеки на льготных условиях. Разберем подробнее особенности реализации госпрограммы с участием НИС.

По поручению Президента РФ с целью реализации прав на собственное жилье с помощью ипотеки для военнослужащих разработана и начала свою работу накопительно-ипотечная система (НИС).

Для этого было создано ФГКУ «Росвоенипотека», главными функциями которого являются:

• размещение на официальном сайте всей необходимой информации для населения;
• оформление документов и свидетельств;
• ведение реестра участников;
• учет всех накоплений на счетах;
• реализация мер, направленных на получение военнослужащим денежных средств;
• иные функции, предусмотренные законодательством.

Все функционирование накопительно-ипотечной системы регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. ФЗ № 117 «О НИС жилищного обеспечения военнослужащих».
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. Жилищный Кодекс РФ.
4. Постановление Правительства России №655 «О порядке функционирования НИС жилищного обеспечения военнослужащих».

Основным из них конечно является 117-ФЗ, в котором установлены обязанности, права участвующих сторон, особенности целевого расходования средств и иные ограничения и возможности.

Суть НИС заключается в ежемесячных дотациях из федерального бюджета на персональные счета военнослужащих-участников системы с самого момента регистрации/получения подтверждающего свидетельства. Остаток средств на каждом счет определяется общим сроком участи и установленной величины взноса.

Использовать накопленные на счет деньги можно только спустя 3 года с момента его открытия для оплаты первоначального взноса по ипотеке или погашения части текущей задолженности по кредитному договору.

Военная ипотека позволяет участникам НИС купить квартиру или отдельный дом как на первичном, так и на вторичном рынках недвижимости. Приобретение земельного участка с целью дальнейшего строительства по данной программе не разрешено.

Для того, чтобы стать участником НИС, военнослужащий должен соответствовать установленным 117-ФЗ категориям военных, имеющих право на получение военной ипотеки.

К таким категориям относятся:

• военнослужащие с офицерским чином, заключившие свой первый контракт на прохождение службы в ВС РФ после 2005 года;
• прапорщики, мичманы и старшины с длительностью контракта более 3-х лет;
• солдаты, матросы, сержанты с повторным контрактом, заключенным уже после начала реализации госпрограммы.

Сама процедура регистрации в НИС осуществляется двумя способами:

• автоматически (реестр и списки военнослужащих-участников формируются еще в учебных заведения и при заключении контракта на службу без участия самого военного);
• с помощью заявления (военнослужащие, не попадающие под требования федерального законодательства, могут по собственной инициативе подать рапорт на имя своего непосредственного начальства с просьбой стать участником НИС и в последующем получить льготную ипотеку).

При положительном исходе дела заявитель будет включен в реестр и получит на руки подтверждающее свидетельство. После этого Росвоенипотека присвоит военному уникальный идентификационный номер (регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы) и откроет именной накопительный счет, на который затем и будут зачисляться госсредства.

Законодательством ежегодно устанавливается размер взноса по НИС, который будет перечислен военнослужащему на его персональный счет. Перечисление осуществляется посредством дробления этой суммы на равные 12 частей – то есть на каждый календарный месяц. После трех лет участия в НИС, когда на счет уже будет достаточная сумма, военнослужащий сможет использовать эти средства для оформления целевого жилищного займа по льготной программе «Военная ипотека».

В обобщенном виде процесс реализации программы НИС выглядит следующим образом:

1. Выбор жилья. Военнослужащему предоставляется право самостоятельного выбора приобретаемого объекта недвижимости, включая район города или населенного пункта, дом, этажность, планировку и площадь. Но естественно, здесь имеется масса ограничений, предъявляемых как со стороны Росвоенипотеки, так и банков. Жилье должно обязательно входить в перечень аккредитованных данными структурными подразделениями объектов (узнать конкретнее можно на сайтах или при личном обращении) и соответствовать установленным требованиям. К таким требованиям относятся допустимый уровень износа здания (для вторичного рынка), наличие необходимых коммуникаций, соответствие всем социальным и санитарным нормам по Жилищному кодексу РФ и т. д. Купить ветхое, подлежащее сносу или реконструкции жилье, а также квартиры с неузаконенной перепланировкой не получится. Никто такого разрешения не даст.
2. Изучение предложений в банках. Участники НИС смогут получить ипотечный займ только в определенных банках-партнерах. В настоящее время реализацией таких программ занимается 13 крупнейших российских банков, включая Сбербанк России, Газпромбанк, Россельхозбанк, Связь банк, Банк Зенит и другие. Условия кредитования в них довольно схожи, но некоторые отличия все же есть. Касаются они значения процентной ставки, типа платежей, необходимости страхования и предъявляемых к заемщику требований. Перед тем, как сделать окончательный выбор в пользу конкретного кредитора, клиенту рекомендуется детально изучить параметры займа и воспользоваться наглядным ипотечным калькулятором, который позволит заранее оценить итоговую стоимость кредита и в случае форс-мажорных обстоятельств (например, увольнения) быть готовым к подобной финансовой нагрузке.
3. Подготовка пакета документов и подача кредитной заявки. Вместе со свидетельством участника НИС военный должен будет предоставить в банк минимальный комплект документов, включающий в себя российский паспорт, заявление-анкету и документы на приобретаемую недвижимость. Некоторые банки дополнительно могут затребовать свидетельство о браке, СНИЛС, согласие супруги/супруга на получение кредита и передачу жилья в залог. По вторичной недвижимости необходимо будет предоставить отчет о профессиональной оценке объекта (оценка проводится за собственный счет военнослужащего).
4. Вынесение поданной заявки на Кредитный комитет и принятие окончательного решения. Как и любая другая ипотечная заявка, заявка на оформление военной ипотеки рассматривается минимум 5-7 дней, так как требуется тщательная проверка предоставленных документов и, недвижимости, в частности. Максимальная длительность принятия решения не превышает 14 рабочих дней. После этого окончательное решение будет сразу озвучено клиенту.
5. Заключение договора купли-продажи Если банк вынес положительное решение в пользу потенциального заемщика, то следующим этапом станет заключение трехстороннего договора купли-продажи между покупателем (участником НИС), продавцом и Росвоенипотекой. В договоре обязательно следует прописать в пункте о порядке расчета за приобретаемое жилье, что перечисление денег будет происходить с помощью заемных средств.
6. Заключение ипотечного договора Договор об ипотеке заключается после согласования всех деталей и условий оформления с банком и Росвоенипотекой. Обязательным приложением к договору станет график платежей. После подписания договора и графика Росвоенипотека перечислит сумму первоначального взноса на счет продавца недвижимости. Все операции данным органом осуществляются исключительно в безналичной форме, что позволяет обеспечить максимальную прозрачность всех процедур. Все сроки получения денег подробно излагаются в ипотечном договоре. Как только госорган переведет деньги продавцу, оставшаяся сумма дозачислится банком-кредитором.
7. Исполнение кредитных обязательств заемщиком в графике текущих платежей подробно расписаны условия погашения долга клиента с разбивкой по месяцам. Схема погашения такова, что каждый месяц на счет военного поступают деньги из бюджета в рамках годового взноса, которые списываются в счет оплаты по заключенному договору об ипотеке. Так как сумма взноса может корректироваться, то соответственно, и график тоже будет меняться. Новый график высылается Росвоенипотекой каждому заемщику, или же может быть получен напрямую у банка.

Если ежемесячного платежа из госбюджета хватает на обслуживание долга по ипотеке, то никаких собственных средств военнослужащий не вносит. Если нет, то оставшаяся часть оплачивается им самим. Также договором разрешается погасить задолженность досрочно в полном или частичном объеме.

НИС, как доказавшая свою эффективность мера господдержки, имеет множество очевидных плюсов.

Среди них:

• возможность получить жилье практически сразу после поступления на службе, не дожидаясь длительной выслуги лет и выхода на пенсию;
• разрешение участия в программе даже при наличии у военного и его семьи собственного жилья;
• равенство ежегодных взносов для всех чиной и званий военнослужащий, без каких-либо дискриминаций;
• возможность самостоятельного выбора приобретаемой недвижимости (района, площади, планировки, этажности и т.д.);
• льготные условия кредитования (пониженная процентная ставка) и лояльное отношение к заемщикам;
• возможность досрочного погашения задолженности.

Но также имеются и минусы:

• ограничение максимальной суммы (до 2,8 миллионов рублей);
• необходимость внесения собственных денежных средств на оплату дополнительных расходов (на отчет об оценке, покупку страхового полиса);
• бюрократизм и затянутость сроков рассмотрения со стороны госорганов;
• исключение из реестра и требование вернуть все накопления в случае увольнения.

В целом же, участие в накопительно-ипотечной системе является эффективной материальной формой помощи военнослужащим с семьями, не имеющим собственного жилья. Это хорошая альтернатива ранее применявшейся программе по предоставления такой категории граждан уже готового жилья, которое не отличалось комфортом и желаемыми условиями проживания.

Система жилищного обеспечения военнослужащих

Накопительно-ипотечная система (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих, разработанная по поручению Президента Российской Федерации, действует в стране уже пятый год. Она даёт молодым военнослужащим возможность реализовать свое право на постоянное жильё уже в начале прохождения службы с использованием целевого жилищного займа. При этом участник системы сам может определить место приобретения своей квартиры и её характеристики.

Для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы создано федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГУ «Росвоенжильё»).

Участниками накопительно-ипотечной системы стали более ста тысяч военнослужащих.

Основным источником формирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих являются взносы, выделяемые из федерального бюджета. Размер такого взноса на одного участника НИС устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В ходе проведённого в эксперимента был отработан и усовершенствован механизм предоставления целевых жилищных займов для погашения ипотечных кредитов, полученных участниками системы, а также механизм выплат военнослужащим, уволенным по льготным основаниям, накоплений с именных счетов и дополнительных денежных средств.

ФГУ «Росвоенжильё» подписало соглашение о сотрудничестве с открытым акционерным обществом «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Предметом этого соглашения является долгосрочное сотрудничество в целях повышения доступности жилья путём реализации проектов по ипотечному кредитованию военнослужащих.

В конце марта текущего года АИЖК разработало специальный ипотечный кредит для участников НИС по программе «Военная ипотека» и разместило на своём сайте калькулятор для его расчёта.

Цель программы - обеспечение квартирами военнослужащих, которые приобретут право на постоянное жилье, а также формирование фонда служебного жилья под штатную численность воинских частей путем переселения из закрытых военных городков граждан, утративших в настоящее время связь с Минобороны России.

Обеспечение жилищных прав

Как осуществляется обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу?

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 – 3, 5 – 9 данной статьи.

В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При определении выкупной цены жилого помещения, установленной ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Статья 16 Закона Российской Федерации № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обеспечение жилищных условий

Из ст. 40 Конституции РФ вытекает ряд положений относительно права гражданина на жилище:

– каждый гражданин имеет право на жилище;
– никто не может быть произвольно лишен жилища;
– органы государственной власти и органы местного самоуправления должны способствовать осуществлению гражданами права на жилище;
– малоимущим и иным гражданам, указанным в законе, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами.

Жилище в данных положениях выступает как объект удовлетворения необходимых для жизни условий, способствующий поддержанию здоровья и благосостояния самого гражданина и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН).

Как гласит ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в рамках Совета Европы, каждый человек имеет право на уважение неприкосновенности его жилища. Федеральный закон № 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод", в частности, внес в ст. 139 УК РФ следующее дополнение: "Под жилищем в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания".

В данной же главе будет говориться о праве граждан на получение конкретного жилого помещения, т.е. о субъективном праве.

Право на получение жилища имеют две категории граждан:

– не имеющие никакого жилья;
– имеющие жилье, но желающие улучшить свои жилищные условия.

Реализовать свое право на жилище граждане могут несколькими способами:

– путем заключения договора найма (социального или коммерческого) в домах государственного или муниципального жилищного фонда;
– путем приобретения жилого помещения в собственность (вступив в жилищный кооператив (ЖК) или жилищно-строительный кооператив (ЖСК), построив самостоятельно индивидуальный жилой дом, купив квартиру в жилом доме или весь дом).

Наиболее привлекательным и апробированным в течение многих лет является получение жилья по договору социального найма. В период существования СССР подавляющая часть населения страны получала жилье этим способом. Большая часть норм жилищного законодательства посвящена регулированию правоотношений, возникших в связи с заключением договора социального найма. Поэтому в данной главе и последующих главах в основном будут рассматриваться положения, связанные с договором социального найма жилого помещения, при котором жилье предоставляется бесплатно.

Право на получение бесплатного жилища регулируется комплексом правовых норм, определяющих порядок предоставления жилища. В ходе реализации этого права возникают три вида административных правоотношений.

Это правоотношения по поводу:

– постановки гражданина на учет для получения жилого помещения;
– очередности предоставления гражданам жилого помещения;
– внеочередного предоставления гражданам жилого помещения (в этом случае граждане не ставятся на учет, но это является исключением из правил).

Для возникновения указанных правоотношений необходимы следующие предпосылки:

а) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
б) постоянное проживание гражданина в данном населенном пункте;
в) соответствующий размер доходов, приходящихся на члена семьи;
г) дееспособность нанимателя.

Из ст. 4 Конституции РФ вытекает общее правило, согласно которому участниками жилищных отношений могут быть:

– российские граждане;
– иностранные граждане;
– лица без гражданства.

Однако применительно к социальному найму ЖК РФ установил исключение из этого правила: жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (п. 5 ст. 49 ЖК РФ).

Предметом договора социального найма могут быть только те жилые помещения, которые относятся к государственному или муниципальному фонду, а конкретнее – к жилищному фонду социального использования.

Согласно п. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Указанная норма Конституции РФ закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья.

Государство и муниципальные органы теперь не аккумулируют средства населения для последующего жилищного строительства и распределения квартир. Из этого следует, что каждый гражданин должен самостоятельно вкладывать средства в покупку или строительство жилья, не рассчитывать на решение своей жилищной проблемы за счет государственного или муниципального жилищных фондов. Так будет решаться жилищная проблема для большинства населения.

Меньшая часть населения будет обеспечиваться жильем, исходя из традиционного для российского законодательства принципа: предоставления им жилого помещения из государственного или муниципального фонда в соответствии с установленными законом нормами лишь в случае признания их нуждающимися в жилом помещении (п. 1 ст. 49 ЖК РФ).

При этом нуждающиеся должны входить в одну из следующих категорий граждан:

а) быть малоимущими (п. 2 ст. 49 ЖК РФ);
б) принадлежать к категории граждан, определенных федеральным законом или законом субъекта РФ (п. 3 ст. 49 ЖК РФ). Например, порядок обеспечения жильем инвалидов предусмотрен ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ (п. 2 ст. 49 ЖК РФ). Ориентиром здесь могут служить, например, положения Федерального закона № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

У малоимущего гражданина доход на каждого члена семьи не должен превышать предельный размер дохода, установленного органом местного самоуправления для решения этого вопроса, а стоимость имущества гражданина не должна быть выше предельного размера стоимости имущества, установленного органом местного самоуправления.

Признание лица малоимущим должно осуществляться с учетом положений Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального фонда, утвержденных приказом Минрегиона России № 17.

Порядок признания устанавливают субъекты РФ. Он может отличаться в разных субъектах РФ, но при этом должен соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства РФ № 512.

В соответствии с этим постановлением субъекты РФ вправе определять следующее:

– виды документов, подтверждающих состав семьи и доход каждого его члена;
– правила расчета дохода, приходящегося на каждого члена семьи;
– должны ли учитываться льготы членов семьи;
– какие документы предоставляются об имуществе, подлежащем налогообложению, и как определяется его стоимость.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, также был утвержден постановлением Правительства РФ № 512.

Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

Граждане, признанные в установленном ЖК РФ порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (п. 9 ст. 156 ЖК РФ). Таким образом, указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в пользование бесплатно. Однако наниматель такого помещения обязан оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи.

Применявшееся до введения ЖК РФ жилищное законодательство оперировало двумя категориями, относящимися к нормированию жилой площади:

а) понятием "норма жилой площади" для обозначения предельного размера предоставляемого по договору найма жилого помещения (эта норма составляла 12 кв. м);
б) понятием "социальная норма площади жилья", обозначавшим размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсации (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Действующий Кодекс отказался от указанных понятий и различает понятия:

а) норма предоставления площади жилого помещения;
б) учетная норма площади жилого помещения.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (п. 1 ст. 50 ЖК РФ).

Норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (п. 2 ст. 50 ЖК РФ).

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 4 ст. 50 ЖК РФ).

Учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления площади жилого помещения, установленной данным органом (п. 5 ст. 50 ЖК РФ).

Размер учетной нормы в различных регионах страны неодинаков. Зависит он от размера жилого фонда в регионе и объема строительства новых домов в нем. Например, в Москве норма постановки на учет составляет 10 кв. м общей площади для жильцов отдельных квартир, 15 кв. м общей площади для жильцов коммунальных квартир и помещений гостиничного типа (п. 4 ст. 9 Закона города Москвы № 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения").

Норма предоставления жилой площади соответствует социальной норме и составляет 18 кв. м общей жилой площади.

Жилищный кодекс РФ не предусматривает права на дополнительную жилую площадь, но в п. 2 ст. 58 ЖК РФ говорится о возможности предоставления площади с превышением нормы на одного человека. Однако такое право предоставлялось до принятия ЖК РФ несколькими нормативными правовыми актами, изданными в различные годы и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом постановлением Правительства РФ № 817 был утвержден новый Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Жилищный кодекс РФ установил основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются при признании нуждающимся в жилых помещениях как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов РФ.

По сравнению с ЖК РСФСР (ст. 29) новый перечень оснований признания гражданина нуждающимся в жилом помещении сокращен. Например, в него не включено такое основание, как проживание граждан по две и более семьи в смежных неизолированных комнатах, если между семьями нет родственных отношений.

В то же время основания признания граждан нуждающимися в жилом помещении, установленные ЖК РФ, сформулированы более универсально и в принципе охватывают остальные случаи, ранее предусмотренные ст. 29 ЖК РСФСР.

Обеспечение жилищных прав граждан

Право граждан на жилище — правовая возможность каждого в выбранном им месте жительства иметь жилое помещение (во владении и пользовании или в собственности), т.е. иметь гарантированную государством возможность быть им обеспеченным по установленным законом основаниям, стабильно им пользоваться, не опасаясь возможности его произвольного лишения и нарушения его неприкосновенности.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» (ст. 25).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11). В Международном пакте о гражданских и политических правах записано, что право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства (п. 1 ст. 12). Необходимость уважения жилища человека провозглашена также в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.

Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер. С возрастом, созданием семьи и т.п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.

Под жилищем понимается особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование).

Жилищем могут быть любые помещения, приспособленные и пригодные для проживания граждан. Жилым помещением является только то помещение, которое таковым признано в формально-юридическом порядке, т.е. имеет соответствующий правовой режим.

Закрепление в Конституции РФ права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища.

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом. Вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции РФ:

а) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств или привлечения денежных субсидий государства;
б) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и путем предоставления для временного проживания временным жильцам, передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (поднайма, коммерческого найма и др.); собственник жилых помещений имеет также возможность распорядиться жилым помещением и в некоторых иных формах, т.е. речь в данном случае идет о возможности в установленных законом случаях и порядке распоряжаться принадлежащим на том или ином праве жилым помещением;
в) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением независимо от видов жилищных фондов.

Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ данному праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

Многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно является юридической основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и способов осуществления права на жилище в тех или иных конкретных жилищных отношениях.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малоимущим гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем, обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

В этих целях органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия (создают предпосылки) для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ), в том числе:

• содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере для создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
• используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
• в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
• стимулируют жилищное строительство;
• обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
• обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
• осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
• осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль. Обязанность органов публичной власти по жилищному обеспечению граждан — это установленная Российской Федерацией в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции РФ необходимость, предписывающая Российской Федерации, ее субъектам, органам местного самоуправления определенные Конституцией РФ и законами вид и меру поведения в вопросах реализации гражданами права на жилище, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Поскольку право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, не содержит бланкетной нормы, отсылающей к какому-либо закону, и его реализация не зависит от каких-либо условий, кроме указанных в Конституции РФ, постольку не требуется дополнительной регламентации указанного права в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Государство выделяет ряд категорий граждан, не являющихся малоимущими, которым оно гарантирует предоставление жилых помещений по договору социального найма. Правовым основанием для этого являются различные федеральные законы, например Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особенностями статуса данных граждан, т.е. совокупностью их прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

— во-первых, обладание лицом, принадлежащим к определенной социальной группе (например, военнослужащий или иной государственный служащий) гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере;
— во-вторых, исполнение лицом, принадлежащим к определенной социальной группе, обязанностей в государственно-значимой сфере (например, военнослужащим в сфере обороны и безопасности государства).

Особый характер обязанностей отдельных групп граждан (государственных служащих, в том числе военнослужащих) и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются федеральными законами и компенсируются указанным гражданам предоставлением социальных гарантий.

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения гражданами законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).

«Иные» лица, отнесенные законодательством к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством, тем не менее не лишены возможности на приобретение жилья при желании и в других установленных законом формах.

Обеспечение жилищной субсидией

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 937 субсидии предоставлялись гражданам по их желанию, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и состоят на учете по предоставлению жилой площади, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право. Названное постановление Правительства РФ утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище”", которым утверждены соответствующие Правила. Действие данного документа распространяется на правоотношения. Установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства РФ № 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Указанные Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.

Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством РФ, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, уменьшенных на размер средств, необходимых для предоставления социальных выплат по сертификатам, выданным, но не оплаченным в предыдущем финансовом году. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов РФ. Государственный заказчик подпрограммы определяет порядок учета, храпения и уничтожения бланков сертификатов.

Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы, – два месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов – девять месяцев, а в случае замены сертификата (кроме замены в связи со смертью владельца сертификата или члена его семьи) – шесть месяцев. Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.

Право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):
– военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более;
– сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более;
– военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
– сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более;
– сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более;
– граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет десять лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
– граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;
б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ;
в) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел РФ, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:
– граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более;
– граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более;
– члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла десять лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
– граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах РФ до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков;
д) граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией г. Байконура в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие жилья па территории РФ;
е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии па производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;
ж) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;
з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:
– граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.;
– граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее десяти календарных лет;
– инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;
– граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.

В этих случаях согласно разъяснению Верховного Суда РФ гражданин может безвозмездно передать имеющееся у него жилье в государственную или муниципальную собственность.

темы

документ Обеспечение жильем
документ Жилищная субсидия
документ Жилищная сфера
документ Жилищное законодательство
документ Жилищные условия



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Налог на профессиональный доход с 2019 года
Цены на топливо в 2019 году
Самые высокооплачиваемые профессии в 2019 году
Скачок цен на продукты в 2019 году
Бухгалтерские изменения в 2019 году

Налоговые изменения в 2019 году
Изменения для юристов в 2019 году
Изменения для ИП в 2019 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2019 году
Административная ответственность в 2019 году
Алименты в 2019 году
Банкротство в 2019 году
Бизнес-планы 2019 года
Взносы в ПФР в 2019 году
Вид на жительство в 2019 году
Бухгалтерский учет в 2019 году
Выходное пособие в 2019 году
Бухгалтерская отчетность 2019
Государственные закупки 2019
Изменения в 2019 году
Бухгалтерский баланс 2019
Начисление заработной платы
ОСНО
Брокеру
Недвижимость


©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты