Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Полезные статьи » Теория консерватизма

Теория консерватизма

Консерватизм

Вернуться назад на Консерватизм

Задача консерватизма:

Отстаивать "право особенного" против абстрактного универсализма. В этом отличие консерватизма от либерализма и социализма с их универсальными методологиями и единственно верными для всех системами координат.

Консерватизм и перемены:

Консерватизм — не традиционализм и не охранительство. Еще отец консервативной мысли Эдмунд Бёрк в 18 веке писал "Я не буду отрицать, что наше государственное устройство может иметь изъяны и что их необходимо исправлять, когда они обнаруживаются…".

Можно вспомнить консерватора Бенджамина Дизраэли, перевернувшего политическую систему Англии, или Бисмарка, или "неконсервативные революции" Тэтчер и Рейгана, да и многое еще.

Консерваторы тоже являются сторонниками перемен: спор лишь о том, какие перемены желательны, куда они должны вести и какими методами их нужно проводить.

Подробнее о консерватизме:

Говоря о консерватизме нельзя не вспомнить о либерализме. Либерализм — современное политическое течение, вышедшее из Просвещения как определенного политического и идеологического учения, ставшего в XVIII веке доминирующим в Европе и материализовавшегося во Французской революции и последовавших за ней общеевропейских потрясениях. Базируется на идеях "общественного договора", "неотчуждаемых прав человека", "верховенства разума" и прочих аксиом Просвещения.

Некоторые основания, закладывание которых в период либеральных революций было специфической программой либерализма (конституционализм, разделение публичной и частной сфер, гражданские и политические свободы и т. д.) были позже восприняты и другими политическими течениями. В том числе и консерватизмом.

Консерватизм — политическое течение современности, вышедшее из романтизма. Может быть радикальным и даже "революционным", однако это не меняет того, что, в сущности, он был и остается анти- или контрреволюционным течением. Он не является традиционализмом, а выступает за продуктивную динамику современного общества.

Консерватизм является анти-фундаменталистским течением, ибо антиутопический реализм — важнейшая установка консервативного мышления.

Консерватизму присуща установка на историзм: ни одно явление нельзя осознать, игнорируя его историю.

Консерватизм родился как ответ на либерализм эпохи Просвещения и его можно назвать "оппозиционным течением". Возникший для исправление ошибок либерализма или восполнения его "односторонности", консерватизм, по сути, является либеральным консерватизмом, выполняя роль корректирующего оппонента.

Консерватизм оппонирует и социализму, которому также, как и либерализму, свойственен универсализм и вера в "единственно верное учение" как руководство к "единственно верному практическому действию".

Универсализм либерализма вытекает из того, что консерватизм называет "гордыней разума" — "вера в способность людей посредством разума постигать "истину" общественной жизни и благодаря этому — устанавливать "правильные", то есть соответствующие разуму, формы устройства общества.

А если разум способен открыть то, что является "правильным" и "лучшим" для природы "человека вообще", то такие открытия не могут не иметь универсального значения для всего человечества и должны быть воплощены в жизнь везде. Это делает либерализм (и на иных основаниях — социализм) миссионерским учением.

Либерализм обычно гордится тем плюрализмом общественной жизни, который он допускает (в рамках концепции толерантности) и даже в известном смысле поощряет. Но мы уже знаем: как учение о разуме либерализм допускает и поощряет лишь то, что отвечает его "универсальному" понятию разума. Все остальное не допустимо — это предрассудки, заблуждения, фанатизм (излюбленное слово просветителей). То, что не прошло тест на либеральную разумность, существует в либеральном "царстве разума" лишь на правах "реликтов минувшего", подлежащих рано или поздно устранению. Социалистический аналог этого, проходивший под рубрикой "родимые пятна прошлого", отличался лишь ассортиментом "преград на пути прогресса".

Либеральный плюрализм, таким образом, оказывается однообразным, "причесанным" на либеральный манер.

Либерализму присуща вера в существование неких общественных сил, которые в своей практической деятельности руководствуются не собственными частно-групповыми интересами, а как бы чистыми идеями разума, что бы под ними ни понималось. Если в социализме пролетариату могут приписывать радение за всех угнетенных и готовность созидать общество без эксплуатации и неравенства, то в либерализме — зачислять в актив так называемых средних классов столь же бескорыстное стремление к демократии и рынку "как равным для всех правилам игры".

Против этих "иллюзий" либерализма консерватизм выдвигает следующие соображения. Разум не обладает самодвижением, подобно тому, которое демонстрировал барон Мюнхгаузен, вытаскивая себя за волосы из болота. Разумом движут страсти и интересы людей, причем людей определенной эпохи и культуры, а не "человеков вообще". Поэтому разумом всегда считается то, что разумно для этих конкретных людей, с их точки зрения и ни с какой другой. Эти же люди всегда принадлежат к определенной традиции, которая формирует их страсти и интересы, в свою очередь определяющие то, что считается "здесь и сегодня" разумом. Поэтому неверно сказать "как утверждали просветители", что разум вообще противостоит традиции вообще, представляющейся при таком противопоставлении лишь суммой предрассудков и заблуждений. Нет, разум всегда есть разум данной традиции и культуры.

Но что, если открыть универсально "правильное" для многообразных исторически сложившихся сообществ людей нельзя, если сама природа человека — в той мере, в какой она важна для политики, — определяется конкретными традициями и культурой? Не следует ли тогда, руководствуясь благоразумием, перенести внимание с универсального на особенное, на то, что в действительности обусловливает жизнь тех или иных обществ? О консерватизме в целом можно сказать то, что крупнейший канадский философ Чарльз Тейлор сказал о немецком романтизме: его пафос — отстаивание "права особенного" против абстрактного универсализма Просвещения.

Среди важнейших "генетических" параметров консервативной политики — экспериментальный метод "проб и ошибок", противостоящий доктринальным методам либералов и социалистов, стремящихся реализовывать идеи и модели (неважно — бесклассового или рыночного общества). Это ориентация на благоразумие — в отличие от приверженности "верному учению". Это мышление в категориях "сегодняшнего дня", а не "светлого завтра". Это тот реализм, который признает неустранимость из политики насилия, неравенства, господства элит, но пытается удержать их в "приемлемых рамках". Такой реализм ошибочно отождествлять с безнравственностью. У него есть своя этика, формула которой — "минимизация зла". Она нравственна потому, что формула "искоренение зла" при ее практическом воплощении приводит к слишком безнравственным непредвиденным следствиям.

тема

документ Монархия
документ Оценка предприятий
документ Теория организации
документ Оценочная деятельность
документ Теории мотивации




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты