Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения
папка Главная » Полезные статьи » Экологический надзор

Экологический надзор



Экологический надзор

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Экологический надзор
2. Атомный экологический надзор
3. Федеральный экологический надзор
4. Государственный экологический надзор
5. Управление по экологическому технологическому надзору
6. Объекты экологического надзора
7. Организация экологического надзора
8. Производственный экологический надзор
9. Проверка экологического надзора
10. Функции экологического надзора
11. Виды экологического надзора

Экологический надзор

Под экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный экологический надзор подразделяется на общий, осуществляемый органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный, осуществляемый органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Специальный государственный экологический надзор осуществляется в форме предупредительного и текущего надзора.

Задачей предупредительного надзора является недопущение хозяйственной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Он осуществляется на стадии планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию различными способами.

Основными из них являются проведение государственной экологической экспертизы, а также проведение согласования намечаемой деятельности с природоохранительными органами, выдача ими заключений на проекты решений. Последняя разновидность предупредительного надзора указана, например, в ст. 50 Закона о рыболовстве, согласно которой при осуществлении деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, внедрению новых технологических процессов и т.д. должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Поэтому указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Текущий государственный экологический надзор осуществляется специально уполномоченными федеральными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов. Например, согласно ст. 10 Закона об уничтожении химического оружия осуществляется надзор и контроль за безопасностью ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и состоянием окружающей среды на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, в зонах защитных мероприятий, а также по маршрутам его перевозки.

В числе основных видов (направлений) государственного экологического надзора в Российской Федерации можно выделить:

– надзор за состоянием природных объектов: земель (особенно земель сельскохозяйственного назначения), лесов, вод, атмосферного воздуха, животного мира, недр;
– надзор за состоянием природных комплексов на особо охраняемых природных территориях, в исключительной экономической зоне, континентальном шельфе, внутренних морских водах и в территориальном море и т.д.;
– надзор за соблюдением экологических требований в отдельных сферах деятельности: в промышленности, в сфере обращения с отходами, при уничтожении химического оружия, за радиационной обстановкой и т.д.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный экологический надзор). Последними государственный экологический надзор осуществляется на объектах хозяйственной и иной деятельности, не входящих в сферу действия объектов федерального экологического надзора. Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов РФ), определяется законодательством субъектов РФ самостоятельно.

Государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства РФ в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.

Критерии и (или) показатели негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе показатели высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды, на основании которых устанавливаются для целей государственного экологического надзора категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и перечень нарушений законодательства РФ в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, устанавливаются Правительством РФ.

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Функция надзора за состоянием окружающей среды в той или иной мере присуща нескольким федеральным органам исполнительной власти. Наиболее обширные полномочия в области федерального экологического надзора принадлежат Росприроднадзору, что следует из постановления Правительства РФ № 53 "Об осуществлении государственного контроля за охраной окружающей среды (государственного экологического контроля)".

Действующее законодательство не всегда разделяет понятия государственного надзора за охраной отдельных природных объектов и государственного надзора за их использованием. Например, п. 2 ст. 65 Закона об охране окружающей среды упоминает надзор за "охраной атмосферного воздуха" или "охраной водных объектов" наряду с "геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" или "охраной и использованием объектов животного мира". Последние в части использования природных ресурсов, на наш взгляд, несколько выходят за рамки собственно "экологического надзора".

Государственный экологический надзор как элемент механизма управления качеством окружающей среды имеет ряд особенностей.

Первая особенность состоит в том, что он носит надведомственный характер, охватывает все природные объекты, их состояние, а также деятельность любых природопользователей не зависимо от подчиненности и форм собственности. Для него нет закрытых зон. Такой вывод следует из ст. 66 Закона об охране окружающей среды, согласно которой государственные инспектора в области охраны окружающей среды вправе осуществлять экологический надзор, в том числе на оборонных и иных объектах, подлежащих государственной охране.

Вторая его особенность заключается в содержании мер административного принуждения, применяемых государственными инспекторами (либо судом по их представлению) к нарушителям экологического законодательства. К их числу относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф, административное приостановление деятельности), административного пресечения (выдача предписаний об устранении нарушений) и т.д.

Необходимо иметь в виду, что законодательством предусматривается ряд гарантий интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от произвола со стороны контрольных органов посредством уточнения взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установления правовых процедур надзора и контроля.

Такие гарантии, в частности, предусматривает Федеральный закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, например, указанный закон в числе принципов защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении контрольных мероприятий закрепляет презумпцию добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц, недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий но контролю.

Обязательным при проведении плановых проверок по осуществлению различных видов государственного контроля является составление специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти ежегодных планов проверок, доступных для обозрения в сети Интернет. Основным принципом при проведении плановой проверки можно назвать проведение такой проверки не чаще, чем один раз в три года. Важным является закрепление на законодательном уровне основных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля.

К таким правам относятся:

– права при проведении проверки, в том числе, нрава непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органа государственного контроля информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
– право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля, включая упущенную выгоду за счет средств соответствующих бюджетов согласно положений действующего законодательства.

Хозяйствующие субъекты, в отношении которых проводятся мероприятия но государственному надзору и контролю, помимо прав, наделены обязанностями. Так, при проведении проверок юридические лица должны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц, а индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить явку уполномоченных представителей. За необоснованные препятствия проведению проверок, уклонение от их проведения или неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определен постановлением Правительства РФ № 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".

Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 66 Закона об охране окружающей среды.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

– запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
– выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений и т.д.

Атомный экологический надзор

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений (ГТС), охраны недр, безопасности при использовании атомной энергии.

Осуществляет государственный строительный надзор должностными лицами Ростехнадзора и/или должностными лицами его территориальных органов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

• органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
• специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
• органом государственного горного надзора;
• специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
• органом государственного энергетического надзора;
• специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор:

– за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия лицензий на право использования атомной энергии;
– за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов (ОПО), изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств (ТУ), применяемых на ОПО, транспортировании опасных веществ на ОПО;
– за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический надзор и контроль в электроэнергетике);
– за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
– за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
– за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений;
– за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор);
– за соблюдением в области охраны атмосферного воздуха;
– за соблюдением в области обращения с отходами;
– за горно-спасательными работами в части кающейся состояния и готовности ВГСО к ликвидации аварий.

Ростехнадзор осуществляет лицензирование деятельности:

– по ядерным установкам, по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, с радиоактивными отходами при их хранении и др. в области ядерной и радиационной безопасности ядерных установок;
– по эксплуатации химически опасных производственных объектов;
– по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;
– по проведению экспертизы промышленной безопасности;
– по эксплуатации электрических сетей (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);
– по эксплуатации газовых сетей;
– по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);
– по обращению с опасными отходами;
– и других в соответствии с полномочиями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Ростехнадзор выдает разрешения:

– на право ведения работ в области использования атомной энергии;
– на применение конкретных видов (типов) ТУ на ОПО;
– на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
– на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
– на трансграничное перемещение отходов, на ввоз в РФ и вывоз из РФ;
– на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и ведение работ с ними.

Ростехнадзор:

– устанавливает лимиты на размещение отходов;
– регистрирует ОПО и ведет государственный реестр ОПО;
– ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов;
– проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ в установленной сфере деятельности.

Ростехнадзор организует и проводит экологическую экспертизу:

– проектов правовых актов НТД и ИМД (инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ);
– проектов схем развития отраслей народного хозяйства РФ;
– проектов межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует РФ и федеральных инвестиционных программ; – технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ;
–материалов на лицензируемый вид деятельности;
– проектов технической документации на новые технологии и технику;
– и иных видов документов, касающихся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования).

Ростехнадзор имеет право:

– запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к их компетенции;
– проводить необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а так же научных исследований по вопросам контроля и надзора;
– давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы юридическим и физическим лицам;
– осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы и подведомственных организаций;
– применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами требований в установленной сфере деятельности, а так же меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Федеральный экологический надзор

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами в пределах их компетенции в рамках:

- федерального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, госнадзора в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением тех, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), - в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;
- госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, - в порядке, установленном Положением N 426.

В соответствии с п. 6 Положения N 426 осуществлять федеральный государственный экологический надзор вправе следующие должностные лица Росприроднадзора:

- руководитель;
- заместители руководителя, начальники управлений, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями руководителя по охране природы в области охраны окружающей среды;
- заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
- федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
- руководители территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами РФ по охране природы и главными государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
- заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы и заместителями главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
- начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
- федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Согласно ст. 66 Федерального закона N 7-ФЗ должностные лица Росприроднадзора при осуществлении экологического надзора имеют право:

- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки посещать и обследовать используемые учреждением при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, о проведении мероприятий по предотвращению вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований в области охраны окружающей среды, рассматривать дела об указанных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический надзор

Государственный экологический надзор является фундаментальным инструментом контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды", государственный экологический надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Уровни государственного экологического надзора:

• Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона № 7-ФЗ).
• Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона № 7-ФЗ).

Виды государственного экологического надзора:

• государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
• государственный земельный надзор;
• государственный надзор в области обращения с отходами;
• государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
• государственный надзор в области охраны водных объектов;
• государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
• государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
• государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
• государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
• федеральный государственный лесной надзор;
• федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
• федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
• федеральный государственный охотничий надзор;
• государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Органы государственного экологического надзора

Федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор и его территориальные органы.

Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования:

• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
• Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет надзор в области лесных отношений.
• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет надзор по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
• Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.
• Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет земельный надзор.
• Природоохранная прокуратура осуществляет надзор в экологической безопасности.

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проводится государственный строительный надзор, то государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора согласно законодательству о градостроительной деятельности.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю утвержден Постановлением Правительства РФ № 285).

Если в ходе проведения государственного экологического контроля государственным инспектором в области охраны окружающей среды будет выявлены нарушения, то будет составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даны предписания об устранении выявленных нарушений.

Поднадзорные организации должны вести Журнал учета государственного экологического контроля, в который инспектор в области охраны окружающей среды вносит информацию о проведенном экологическом контроле.

Управление по экологическому технологическому надзору

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность с помощью трех подразделений:

• центрального аппарата;
• территориальных органов;
• подведомственных организаций.

Каждое ведомство осуществляет полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация деятельности Ростехнадзора

Организация деятельности службы производится согласно III главы постановления Правительства РФ № 401.

В подразделениях назначаются руководители, которые несут ответственность за выполнение обязательств службы. Количество заместителей установлено Правительством Российской Федерации.

В центральный аппарат Ростехнадзора включены 15 отделов:

• по управлению делами;
• по обеспечению организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности;
• по управлению финансами;
• по государственной службе и кадрам;
• по правовому регулированию;
• по межгосударственному сотрудничеству;
• по защите государственной тайны;
• по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок;
• по регулированию безопасности объектов ядерной промышленности (топлива, энергетических установок, ядерных материалов);
• по горному контролю;
• по общепромышленному контролю;
• по строительному надзору;
• по энергетическому контролю;
• по угольной промышленности;
• по нефтегазовой промышленности.

Центральное ведомство контролирует деятельность территориальных органов службы, а также подведомственных организаций.

Территориальные органы Ростехнадзора

В задачи территориального органа Ростехнадзора входит рассмотрение и принятие решений по поступившим обращениям различных органов (государственной власти, местного самоуправления и т. д.), а также граждан.

На основании приказа № 179 «О территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» были утверждены следующие территориальные органы:

• Центральный федеральный округ;
• Северо-Западный федеральный округ;
• Южный федеральный округ;
• Приволжский федеральный округ;
• Уральский федеральный округ;
• Сибирский федеральный округ;
• Дальневосточный федеральный округ.

В приказе Ростехнадзора № 1021 утвержден перечень подведомственных учреждений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

1. Научно-технические центры:
• по ядерной и радиационной безопасности, г. Москва.
• "Энергобезопасность", г. Москва.
2. Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии, г. Саратов.
3. Центры лабораторного анализа и технических измерений по:
• Центральному федеральному округу, г. Москва.
• Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород.
• Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск.
4. Федеральное государственное образовательное учреждение "Учебно-методический кабинет по горному, нефтяному и энергетическому образованию", г. Москва.

Целью создания предприятий является получение и реализация новых научных знаний обеспечения безопасности. Учреждения осуществляют анализ и обоснование применения объектов регулирования в мирных и оборонных целях.

Объекты экологического надзора

Объектами экологического контроля являются:

- природная среда, ее состояние и изменения;
- деятельность по выполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному ис-пользованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды;
- соблюдение законодательства, правил и нормативов в области природопользования и ох-раны окружающей природной среды.

Экологический контроль представляет собой одну из основных функций государственного экологического управления. Его конечной целью является поддержание благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природной среды.

Исходя из задач экологического контроля, предусмотренных Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 68), можно определить его как совокупность государственных и общественных мероприятий по наблюдению за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке соблюдения экологических требований предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.

В процессе осуществления экологического контроля применяются разнообразные методы: наблюдение за состоянием окружающей природной среды; сбор, анализ к обобщение информации; проверка выполнения экологических правил и норм? проведение экологической экспертизы; предупреждение и пресечение экологических правонарушений; принятие мер для возмещения экологического вреда, привлечения виновных лиц административной и уголовной ответственности и др.

В целях реализации ст. 41 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и выполнения обязательств РФ в связи с подписанием международной Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» было принято Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ, утвержденное приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов № 222.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных послед-ствий реализации хозяйственной и другой деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

- концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
- схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
- градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т. д.);
- документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
- предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкции и расширения действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов.

При подготовке документации, обосновывающей развитие ряда объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, проведение ОВОС является обязательным. Перечень таких видов и объектов приводится в приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в РФ. Целесообразность проведения ОВОС по остальным видам и объектам деятельности определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов по охране окружающей природной среды.

Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду.

Обосновывающая документация по реализации видов и объектов хозяйственной деятельности, содержащая результаты проведения ОВОС, представляется на государственную экологическую экспертизу.

Организация экологического надзора

Экологический контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся с периодичностью, определенной действующим законодательством Российской Федерации, в целях контроля выполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности обязательных требований в области охраны окружающей среды.

Внеплановые проверки проводятся:

- в целях контроля исполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проведенных ранее плановых проверок;
- в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды;
- при поступлении от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления, органов прокуратуры и правоохранительных органов, общественных организаций обращений (заявлений), содержащих информацию о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды;
- по результатам анализа поступивших в орган экологического контроля обращений (заявлений); данных экологического мониторинга или экологического аудита; решений координационных, совещательных и иных органов Службы.

Обращения (заявления), не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган экологического контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Порядок организации и проверок

Проверки проводятся на основании распоряжений органа экологического контроля (далее - распоряжение), составляемых и оформляемых в соответствии с приложением N 1 к Инструкции.

В распоряжении указываются:

- номер и дата распоряжения;
- наименование органа экологического контроля;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проводимой проверки;
- правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания проверки.

Распоряжение либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Порядок проведения проверок

Проверка проводится только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении.

Продолжительность проверки не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз, а также со значительным объемом проводимых органом экологического контроля проверок, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку, руководителем органа экологического контроля или его заместителем срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, имеют право в установленном порядке:

- посещать организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
- проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
- проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при проведении проверки;
- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

При проведении проверок должностные лица органов экологического контроля не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа экологического контроля, от имени которого действуют должностные лица;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении проверок должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами проверок или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Порядок оформления результатов проверок

По результатам проверки должностным лицом (лицами) органа экологического контроля, осуществляющим ее, составляется акт в соответствии с приложением N 2 или приложением N 3 к Инструкции на усмотрение должностного лица, проводящего проверку в двух экземплярах.

В акте указываются:

- дата, время и место составления акта;
- наименование органа экологического контроля;
- дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
- дата, время и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
- подпись должностного лица (лиц), осуществившего проверку.

К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов экологического контроля, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа экологического контроля.

Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

Производственный экологический надзор

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальными предпринимателями и имеет своей задачей проверку выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей среды и т.д. В случае организации субъектом хозяйственной деятельности производственного экологического контроля, на него возлагается обязанность информировать об этом специально уполномоченный орган в области государственного экологического надзора.

Производственный контроль выделен в качестве самостоятельного вида экологического контроля в соответствии с рекомендациями, сформулированными в ряде международных документов. Так, ст. 15 Модельного закона "Об отходах производства и потребления" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ № 29-15) рекомендовано организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность, связанную с отходами, осуществлять производственный контроль за обращением с отходами, целью которого является проверка выполнения экологических, санитарных и иных требований но обращению с отходами. Это позволит оперативно разрешать возникающие в повседневной деятельности предприятий экологические вопросы с учетом специализации каждого такого хозяйствующего субъекта.

Производственный экологический контроль, как и остальные виды экологического надзора (контроля), может быть предупредительным и текущим. Предупредительную функцию он будет выполнять в случаях, когда локальными нормативными актами организации на соответствующих должностных лиц возложены функции согласования инвестиционных проектов, предусматривающих оказание предприятием негативного воздействия на окружающую среду.

Наряду с общими требованиями проведения производственного экологического контроля, предусмотренными Законом об охране окружающей среды, ряд федеральных законов предусматривают обязательность и (или) специфику его проведения в отдельных сферах экологически опасной деятельности.

Во-первых, обязательно осуществление производственного экологического контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 25 Закона об охране атмосферного воздуха сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий надзор в области охраны окружающей среды.

Во-вторых, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны проводить производственный контроль, в том числе лабораторные исследования и испытания, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнении работ и оказания услуг в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.

В ст. 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения указывается, что лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Наряду с обязательностью проведения производственного экологического контроля федеральные законы устанавливают в отдельных случаях и определенную специфику его проведения с целью обеспечения дополнительных гарантий экологически безопасной работы отдельных хозяйственных объектов.

Так, согласно ст. 11 Закона о промышленной безопасности, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ. Для этого каждая эксплуатирующая организация разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Ростехнадзора, а в установленных законом случаях – с иными федеральными органами исполнительной власти.

Основными задачами производственного контроля являются: обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; анализ состояния промышленной безопасности, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз; разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде; контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий; контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений; контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий.

Своя специфика в организации производственного экологического контроля за радиационной безопасностью в организациях, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения. В ст. 11 Закона о радиационной безопасности указывается, что должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Проверка экологического надзора

Порядок организации и осуществления государственного экологического контроля определяется прежде всего Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ.

В соответствии с требованиями указанного закона экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Порядок организации и осуществления государственного экологического контроля определяется прежде всего Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ.

В соответствии с требованиями указанного закона экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся с периодичностью, определенной действующим законодательством Российской Федерации, в целях контроля выполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности обязательных требований в области охраны окружающей среды (не чаще чем один раз в два года).

Внеплановые проверки организуются:

- в целях контроля исполнения субъектами хозяйственной и иной деятельности предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проведенных ранее плановых проверок;
- в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды;
- при поступлении от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления, органов прокуратуры и правоохранительных органов, общественных организаций обращений (заявлений), содержащих информацию о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды.

Проверки осуществляются на основании распоряжений (приказов) органа экологического контроля, в которых должны быть указаны:

- номер и дата распоряжения;
- наименование органа экологического контроля;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение проверки;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проверки;
- правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- даты начала и окончания проверки.

Распоряжение либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Проверка проводится только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении. Продолжительность проверки не должна превышать 1 мес.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз, а также со значительным объемом проводимых органом экологического контроля проверок, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку, руководителем органа экологического контроля или его заместителем срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на 1 мес.

При проведении проверок должностные лица органов экологического контроля не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа экологического контроля, от имени которого они действуют;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении проверок должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами проверок или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Порядок оформления результатов проверок

Должностными лицами органа экологического контроля по результатам проведенной проверки составляется акт (в двух экземплярах), в котором указываются:

- дата, время и место составления акта;
- наименование органа экологического контроля;
- дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
- дата, время и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
- подпись должностного лица, осуществившего проверку.

К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов экологического контроля, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа экологического контроля.

Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю, в котором должностное лицо органа государственного контроля (надзора) делает запись о проведенной проверке, в которой указываются:

- наименование органа государственного контроля (надзора);
- дата и время проведения проверки;
- правовые основания, цели, задачи и предмет проверки;
- выявленные нарушения, составленные протоколы, выданные предписания;
- фамилия, имя, отчество, должность лица, проводившего проверку, и его подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю (с пронумерованными страницами) должен быть прошит и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При его отсутствии в акте проверки делается соответствующая запись.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении проверок имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом и иными нормативными правовыми актами;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов экологического контроля;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов экологического контроля в административном и (или) судебном порядке.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа экологического контроля присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении проверок.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов экологического контроля при проведении мероприятий проверки, признанных неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. При определении размера убытков также учитываются расходы по получению юридической или иной профессиональной помощи.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, принятые органами экологического контроля в нарушение законодательства Российской Федерации, в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично.

Функции экологического надзора

Функции экологического надзора можно проклассифицировать по компонентам природной среды. Выделение данных направлений деятельности государства подразумевает определение его сущности и социального назначения, а также целей и задач.

Рассматриваемые активности государства не могут осуществляться внутри самого механизма продукта общества, т.е. государства – их выделение приводит к необходимости указания на общественные отношения. Эволюция общественных отношений в свою очередь приводит к необходимости смены функций, осуществляемых государством. На данном этапе, чего не было в советский период, всеми признается присутствие экологической функции государства. Это связано с новыми вызовами, стоящими на данном этапе перед обществом.

Целью земельной, литосферной функции представляется обеспечение законного развития отношений по поводу земли. Необходимо констатировать, что в области охраны земель экологическая и земельная функции государства совпадают. Указанное предполагает, в том числе, реализацию следующих экологических природоохранных функций:

государственного земельного надзора (о его определении см. ст. 71 Земельного кодекса) и государственного надзора в области обращения с отходами (см.: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А36-476/2013).

В Постановлении ФАС Уральского округа № Ф09-2707/10-С1 по делу № А76-40396/2009-58-804/34 указывается, что т.к. предоставление аттестата, целью выдачи которого является установление соответствия земельного объекта общему порядку функционирования такого рода объектов, и в данном случае не является подтверждением соответствия земельного объекта санитарным и экологическим нормам, то следовательно, не подменяет надзорные функции государственных органов власти.

Согласно постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-7825/2010, функции контроля за выполнением работ по восстановлению нарушенных земель являются составной частью государственного экологического контроля, который включает в себя также и контроль за использованием и охраной земель.

К основным (главным) направлениям деятельности государства в области недр как прочно сложившейся предметной деятельности государства в данной важнейшей сфере общественной жизни относятся:

- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (утвержденного также приказом Минприроды России № 196, т.е. Административный регламент № 196, как указывается в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А23-2839/2013). Функции государственного горного надзора отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. Основания для получения права пользования недрами предусмотрены ст. 10.1 Закона РФ «О недрах».

В отношении недр, также как и в отношении земельных объектов, действует принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа по делу № А45-9746/2012 установлено, что в том числе в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации № 2395-1 «О недрах», федеральная и региональная регистрации опасного объекта является обязанностью владеющей и использующей недра организации. При этом такая организация обязана проводить идентификацию на предмет тождества производства. Результаты идентификации могут являться основанием для обращения владеющей и пользующейся недрами организации в территориальный орган Ростехнадзора за государственной регистрацией опасного производственного объекта.

Постановлением ФАС Московского округа № КА-А40/17007-10;2 по делу № А40-51805/09-20-309 установлено, что для перевода бездействующей скважины в консервацию необходимо согласованное с Региональной государственной технической инспекции разрешение. Соблюдение данного порядка должно подтверждаться документально. Инспекция может ссылаться на занижение налогоплательщиком налоговой базы по налогу на имущество в связи с начислением амортизации по бездействующим скважинам и скважинам, находящихся на консервации свыше 3 месяцев, однако это должно быть подтверждено документально.

На текущий момент федеральное и субъектное регулирование использования и охраны вод подразделяется на общее и ведомственное: разделяемое по субъектам осуществления. В судебной практике встречается понятие водное правоотношение (см.: Постановление ФАС Центрального округа по делу № А35-11035/2012; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А69-1840/2009-12). Также указывается, что данные Водного кадастра необходимы лишь для учетной функции (см. Постановление ФАС Поволжского округа по делу № А65-14906/06). Водопользование – гражданско-правовое отношение (см.: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-6402/2012 по делу № А73-13068/2012). К средствам и способам такого предмета деятельности государства, как обеспечение функционирования правоотношений, связанных с поверхностными и подземными водами, гидросферной функцией, обусловленными социальным назначением государства в данной сфере, являются:

- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (рассматриваются его гарантии в Апелляционном определении Верховного суда Удмуртской Республики по делу № 33-3630/2013).
- государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
- государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации.
- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
- федеральный и субъектный экологический надзор в области охраны озера Байкал (см.: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-2719/2013).

К целям, методам, формам и средствам осуществления деятельности государства в области атмосферного воздуха относятся:

- федеральный и субъектный надзор в области охраны атмосферного воздуха (см.: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А15-2226/2012).

Постановление президиума Ленинградского областного суда № 44г-41/2013 относит лесной контроль к государственному экологическому контролю.

К деятельности государства, в том числе, без которой существование государства невозможно, в области растительного и животного мира и иных организмов, флористической функцией, относятся:

- федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, см.: Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-26002/2013).
- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (см.: Решение Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-773/2013).
- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (его определение см.: ч. 1 ст. 43.2 Федерального закона N 166-ФЗ).
- федеральный государственный охотничий надзор (см.: Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
- субъектный и федеральный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (см.: ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

К основным направлениям государственной деятельности, нацеленные на нормальное состояние озонового слоя атмосферы, и функционирования отношений по поводу его относятся:

государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Виды экологического надзора

Выделяют следующие основные виды экологического надзора:

1. государственный;
2. ведомственный;
3. производственный;
4. общественный.

1. Государственный экологический надзор относится к полномочиям действующей в России системы управления, которая осуществляет регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Законодательство предоставляет федеральным органом власти право устанавливать порядок организации и проведения государственного экологического надзора. К компетенции субъектов РФ относится реализация государственного экологического контроля. Это предусмотрено положениями Лесного и Водного кодексов, федеральным законом «О недрах» и другими нормативными актами.

2. Ведомственный экологический надзор осуществляется уполномоченными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов РФ.

Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод - водных ресурсов, Рослесхоз - лесов и зеленых насаждений.

В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Скажем, для федерального агентства по рыболовству важно состояние водных объектов с позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов. А Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, следит за исполнением экологических требований в отношении подземных вод.

3. Сферой производственного экологического контроля служит хозяйственная деятельность предприятий и организаций, которые являются основной категорией природопользователей. Правовые требования, касающиеся охраны окружающей среды от вредных воздействий, в первую очередь, адресованы им.

Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль осуществляет руководитель предприятия, начальники функциональных служб и производственных подразделений. Однако в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления, экологические службы на некоторых предприятиях порой отсутствуют, что неправомерно.

4. Общественный экологический контроль - это прерогатива профессиональных союзов и других объединений. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от административных структур и ведомственных интересов.

Таким образом, общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

В систему экологического надзора входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды, уполномоченные министерства, ведомства и общественные организации.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды решает следующие задачи:

1. наблюдение за состоянием окружающей среды и отдельных природных объектов, за происходящими в них физическими, химическими, биологическими процессами;
2. обобщение и оценка полученной информации о состоянии окружающей среды;
3. прогнозирование изменений состояния окружающей среды с целью предупреждения отрицательных экологических последствий;
4. обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами и другими нормативными актами экологического законодательства.

тема

документ Экологический контроль
документ Экологическая экспертиза
документ Экологические проблемы
документ Экологический кризис
документ Экологический мониторинг
документ Экологический фактор




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара
Курс евро
Цифровые валюты
Алименты

Аттестация рабочих мест
Банкротство
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерские изменения
Бюджетный учет
Взыскание задолженности
Выходное пособие

График отпусков
Декретный отпуск
ЕНВД
Изменения для юристов
Кассовые операции
Командировочные расходы
МСФО
Налоги ИП
Налоговые изменения
Начисление заработной платы
ОСНО
Эффективный контракт
Брокеру
Недвижимость



©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты