Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Полезные статьи » Гармонизация

Гармонизация

Гармонизация

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

1. Гармонизация
2. Гармонизация международная
3. Межнациональная гармонизация
4. Гармонизация законодательства
5. Гармонизации межэтнических отношений
6. Гармонизация таможенных процедур
7. Принцип гармонизации
8. Гармонизация права
9. Гармонизация деятельности
10. Гармонизация общества

Гармонизация

Гармонизация — это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.

Гармонизованные (эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия: по форме, в пояснительных примечаниях, в отдельных специальных указаниях и т.п. В связи с этим Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины идентичные стандарты и унифицированные стандарты.

Идентичные стандарты — гармонизованные стандарты, полностью идентичные по содержанию и по форме. Нередко это точный перевод стандарта (международного, регионального), принятого в национальной системе стандартизации. Эти стандарты могут отличаться лишь обозначением (шифром, кодом).

Унифицированные стандарты — это гармонизованные стандарты, которые по содержанию идентичны, но отличаются по форме представления.

В зависимости от нормативного документа, по отношению к которому гармонизуется стандарт, различаются уровни гармонизации. Стандарты, гармонизованные на международном уровне — гармонизованы с международным стандартом. Стандарты, гармонизованные на региональном уровне — гармонизованы с региональным стандартом. Гармонизация нередко проводится в рамках двусторонних или многосторонних соглашений. Стандарты, гармонизованные на многосторонней основе — гармонизованы тремя или более органами по стандартизации.

Стандарты, гармонизованные на двусторонней основе — гармонизованы двумя органами, занимающимися стандартизацией.

Следует иметь в виду, что гармонизованные стандарты не аналогичны односторонне согласованным и сопоставимым стандартам.

Согласованный стандарт (односторонне согласованный стандарт) — это нормативный документ, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, представляемые в соответствии с первым стандартом, отвечали требованиям второго, но не наоборот.

Сопоставимые стандарты — это нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы, услуги), утвержденные различными органами по стандартизации. Они содержат различные требования, но относящиеся к одним и тем же характеристикам (свойствам) объекта стандартизации, которые оцениваются с помощью одних и тех же методов. Это позволяет сопоставить различия в требованиях. Неодносторонне согласованные, несопоставимые стандарты не являются гармонизованными (эквивалентными), так как не обеспечивают взаимозаменяемость продукции (услуги) и др.

Гармонизация стандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обмена товарами (услугами), заключения соглашений по сертификации, развития и углубления промышленного сотрудничества и совместного решения научно-технических проблем, повышения и обеспечения качества продукции, оптимизации затрат материальных и энергетических ресурсов, повышения эффективности мер по безопасности труда и защите окружающей среды.

ЕЭК ООН в своих рекомендациях по гармонизации стандартов отмечает следующие принципиально важные моменты, влияющие на эффективность этого процесса: четкая увязка деятельности по гармонизации с международным экономическим и научно-техническим сотрудничеством, что необходимо учитывать при составлении планов работы органов, занимающихся стандартизацией; большая роль правильного выбора нормативного документа для гармонизации.

ЕЭК предлагает следующие критерии выбора:


• степень обеспечения уровня взаимозаменяемости и технической совместимости объекта стандартизации и ее влияние на экономическую и техническую эффективность сотрудничества;
• значение стандарта для взаимного признания результатов испытаний и контроля качества продукции;
• степень влияния стандартов на другие нормативные документы;
• способность стандарта реально или потенциально создать технический барьер в торговле.

Рекомендации ЕЭК ООН касаются также порядка использования международных стандартов в национальной стандартизации: при разработке национального стандарта целесообразно в качестве основы использовать международные стандарты, региональные стандарты и принимать во внимание действующие национальные стандарты других стран. При этом в текстах национальных стандартов следует давать указания об их соответствии международным (региональным) нормативным документам либо об отклонениях от них.

Отклонения должны быть описаны, мотивированы, что создает более благоприятные условия для заключения торговых соглашений по товарам (услугам), являющимся объектами таких стандартов.

Гармонизации стандартов способствует участие стран в работе организаций, разрабатывающих международные стандарты. Международное сотрудничество России по линии этих организаций имеет различные формы: участие в создании международных и региональных стандартов, правил, рекомендаций; двустороннее и многостороннее сотрудничество (по гармонизации отечественных стандартов с национальными стандартами стран-партнеров, обмен опытом, взаимное консультирование и обучение в области стандартизации); обеспечение применения международных, региональных стандартов в договорно-правовых отношениях и в народном хозяйстве.

Активная деятельность по гармонизации стандартов ведется в рамках СНГ.

Факторами, которые влияют на степень гармонизации национальных стандартов, являются уровень ориентации экономики страны на внешнюю торговлю, емкость внутреннего рынка. В этой связи, например, в странах Северной Европы значительную часть фонда национальных стандартов составляют международные (региональные) нормативные документы, принятые "методом обложки" либо используемые путем прямого применения, а национальные стандарты в значительном объеме гармонизованы с международными.

В Западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70—80% национальных стандартов. В России принято различными методами до 20% стандартов ИСО и около 60% стандартов МЭК.

Гармонизация стандартов с международными, региональными и национальными стандартами других стран — не единственная цель России в плане международного сотрудничества. Не менее важно добиться гармонизации основополагающих стандартов России с международными правилами и рекомендациями, что в значительной степени достигнуто в редакции ГСС, которая снова подвергается актуализации. От международного сотрудничества по стандартизации и гармонизации стандартов зависит эффективность работ по повышению конкурентоспособности товаров на внешних рынках, да и на внутреннем рынке при той ситуации, которая сложилась за последние годы.

Важно также добиваться принятия отечественных стандартов в качестве международных, в чем несравненно больше преуспевают страны Западной Европы. Успехом России в этом направлении является стандарт ИСО на пиломатериалы и пиловочные бревна, в котором за основу взят соответствующий стандарт бывшего СССР.

Актуальной проблемой является гармонизация государственных стандартов с международными стандартами "Кодекс Алиментариус" Комиссии ФАО/ВОЗ. Стандарты "Кодекс Алиментариус" содержат, как уже отмечалось выше, требования к качеству продуктов питания и к их производству: гигиенические требования и положения по микробиологическим и пищевым добавкам; запреты, касающиеся остатков пестицидов, загрязнителей; методы отбора и проб и проведения анализа, а также требования по маркировке.

Гармонизация стандартов по данному направлению позволяет создать условия для решения ряда задач, касающихся как внутреннего рынка, так и экспортно-импортных операций по пищевым продуктам и сырью для их производства. К основным задачам здесь можно "отнести: обеспечение безопасности пищевых продуктов для жизни и здоровья людей; защиту потребителей от ввоза в Россию некачественных, опасных и фальсифицированных продуктов питания; повышение конкурентоспособности российской пищевой продукции; взаимное признание систем сертификации пищевой продукции в двусторонних и многосторонних отношениях.

При гармонизации российских стандартов со стандартами "Кодекс Алиментариус" принимаются во внимание и действующие Директивы ЕС относительно пищевых продуктов и пищевого сырья. Работа по данному аспекту гармонизации стандартов в России находится в начальной стадии. Наиболее важное условие для применения стандартов "Кодекс Алиментариус" состоит во введении в национальное законодательство положения, устанавливающего максимальный уровень содержания пестицидов в пищевой продукции. На сегодняшний день проведен сравнительный анализ требований отечественных стандартов и стандартов Комиссии ФАО/ВОЗ, подготовлены рекомендации по гармонизации выявленных расхождений. Принято решение об обязательной сравнительной оценке требований, включаемых во вновь разрабатываемые или пересматриваемые стандарты на пищевые продукты; подготовлены "Правила по применению в России международных стандартов "Кодекс Алиментариус" совместными усилиями Госстандарта, Минздрава, Госсанэпиднадзора и МИД РФ.

Об активизации работ по гармонизации отечественных стандартов с международными говорит тот факт, что доля гармонизованных нормативных документов в общем количестве вновь принятых в России государственных стандартов составляет 90%, что в несколько раз превышает цифру, относящуюся ко всему фонду стандартов.

За последние годы акценты гармонизации все заметнее смещаются в сторону национальных систем стандартизации, метрологии и сертификации. Создание единого европейского рынка, переход к рыночной экономике России и стран Восточной Европы, заключение соглашений о свободной торговле на американском континенте и другие события и процессы ведут к глобализации международной торговли: огромные массы товаров перемещаются по всем странам и континентам, что в еще большей степени привлекает внимание мирового сообщества к вопросам технических барьеров в торговле. Ведущую роль в этом направлении продолжает играть ЕЭК ООН, определяя области сотрудничества по стандартизации и сертификации товаров, которое содействовало бы свободной мировой торговле товарами и услугами.

Гармонизация международная

Под гармонизацией любых классификаций, как общероссийских, так и международных, принято понимать процесс установления их содержательного, структурного, терминологического и кодового соответствия. При этом, учитывая, что полностью гармонизированные между собой классификации могут значительно облегчить сравнение статистических данных, представляемых разными странами и разными международными и региональными организациями в соответствии с разработанными в них классификациями, является совершенно очевидным, что степень гармонизации классификаций, к которой следует стремиться, должна быть максимальной. Вместе с тем на практике на региональном и национальном уровнях в силу существующих особенностей характера производства и развития отдельных отраслей экономики возникает необходимость отражения в классификациях национальной и региональной специфики путем отведения им соответствующего места в иерархической структуре классификаций.

В результате этого структура международных классификаций, которые рекомендуется брать за основу при разработке региональных и национальных версий этих классификаций, претерпевает иногда большие изменения, что приводит только к частичной гармонизации классификаций. При недостаточной гармонизации классификаций «по вертикали» страны и регионы для представления своих статистических данных в международные организации вынуждены разрабатывать и использовать переходные ключи к международным классификациям, что требует производить пересчет статистических данных.

Так, для классификации товаров и услуг, для характеристики видов экономической деятельности в настоящее время применяются следующие классификационные системы (номенклатуры):

• Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК),
• Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК),
• Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС),
• Классификатор основных продуктов (КОП).

Кроме процесса гармонизации «по вертикали» большое значение имеет гармонизация «горизонтальная» между собой самих международных классификаций разрабатываемых на однородные объекты информации.

Разница в подходах группирования объектов в международных классификациях обусловлена различными задачами, решаемыми с помощью этих классификаций. Так, в международных (региональных) классификациях на товары: ГС, СМТК, КН, ТН ВЭД СНГ, разработанных таможенными организациями, важными являются роль, место и стратегическое значение товара в системе международной торговли, что связано с необходимостью ограничения ею ввоза или вывоза или, наоборот, создания для него режима наибольшего благоприятствования.

В международной классификации на товары и услуги (КОПТУН), разработанной для обследования домашних хозяйств, для классифицирования товаров большое значение имеют в первую очередь потребительские свойства товаров. В международной классификации на продукцию (КОП), разработанной в статистических целях, доминирующим признаком является отраслевое происхождение товара. Таким образом, как видно из приведенных примеров, создание единых унифицированных международных классификаций в принципе невозможно по причине необходимости использования в каждом конкретном случае для определенного круга задач соответствующего набора классификационных признаков.

Рассмотрим методические рекомендации статистических служб ООН, ЕС, и Статкомитета СНГ по разработке национальных классификаций видов экономической деятельности странам необходимо брать за основу разработанные указанными организациями классификации МСОК (ООН), КДЭС (ЕС), ОКЭД (СНГ). Выбор каждой страной в качестве основы тех или иных международных (региональных) классификаций зависит от их географического расположения и развития экономических связей со своими партнерами.

В Российской Федерации, являющейся евро-азиатской страной, за базовую классификацию принят МСОК, он положен в основу Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг. В качестве базовой МСОК принят также в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане.

Всеми странами-членами ЕС за основу при разработке национальных классификаций видов экономической деятельности в директивном порядке принята КДЕС (NACE), разработанная Евростатом с участием каждой из этих стран. В качестве базовой классификации КДЕС принят также Украиной, Белоруссией, Молдовой, Азербайджаном и Грузией.

Разработанные Россией, Евростатом и Статкомитетом СНГ классификации видов экономической деятельности построены по правилам, изложенным в рекомендациях Статистической комиссии ООН.

Эти правила заключаются в детализации МСОК для отражения региональных и национальных особенностей двумя методами: «замещения» или «расширения» классификационных группировок МСОК на уровне 3-го и 4-го знаков кода. При этом сохраняется структура МСОК верхнего уровня классификационного деления на 1-м и 2-м знаках кода. Расширение и замещение группировок МСОК должно производиться на 3-м и 4-м знаках кода путем установления однозначного соответствия позиций МСОК позициям гармонизируемой с ним классификации. На практике метод «замещения» группировок МСОК широкой использовался при разработке европейской классификации КДЕС (NACE) и в меньшей степени – при разработке ОКДП.

Основополагающую роль в описываемой системе классификаций играет ГС. Изменения, вносимые в эту классификацию отражаются не только в КН и национальных классификациях товаров для внешней торговли (для России это ТН ВЭД ТС), но и классификациях продукции, используемых в статистических целях.

С другой стороны, классификации видов экономической деятельности, которые используются для классификации субъектов экономической деятельности (предприятий и организаций, местных единиц и других видов хозяйствующих субъектов), тесно взаимосвязаны и в значительной степени гармонизированы с классификациями продукции и услуг на основе критерия производственного происхождения. Так КОП содержит для каждой группировки продукции ссылку на вид деятельности, который "в основном" приводит к ее возникновению, а для КПЕС такую связь легко установить, опираясь на принятую систему кодирования (первые четыре цифры кода продукции (услуг) в большинстве случаев соответствуют виду деятельности, приводящему к созданию этой продукции. Исключения в обоих случаях составляют ситуации, когда одна и та же продукция (с точностью до степени ее детализации при классификации) может являться результатом более чем одного из видов деятельности.

В одну систему объединены два вида классификаций продукции, а именно: номенклатуры продукции, критерием которых является происхождение, и номенклатуры продукции, критерием классификации которых являются их потребительские свойства.

Первый вид классификаций (КОП, КПЕС), т.е. номенклатуры, основанные на критерии производственного происхождения, могут быть непосредственно увязаны с классификациями видов экономической деятельности и образуют с ними симметричные номенклатуры. В этом случае каждый вид продукции относится к тому виду экономической деятельности, при осуществлении которой он производится (например, "порошковое молоко" > "производство молочных продуктов"; "сенокосилка производство сельскохозяйственных машин" и т.д.).

Второй вид номенклатур продукции, классифицированной по потребительским свойствам товара, вначале был создан с целью удовлетворения потребностей таможенных служб и статистики внешней торговли. Но это не значит, что этот вид номенклатур полностью игнорировал критерий производственного происхождения.

Первым общероссийский классификатором, гармонизированным с международными аналогами, является Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), разработанный в соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование статистики", предусматривающей создание "системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг". Разработка ОКВЭД проводилась на основе официальной русскоязычной версии. Статистической классификации видов экономической деятельности Европейского Сообщества на русском языке.

ОКВЭД предназначен для решения широкого круга экономико-статистических и социальных задач, таких как:

• обеспечение гармонизации с международными классификациями в части видов экономической деятельности;
• классификация и кодирование видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
• определение основного вида деятельности;
• реализация комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике;
• подготовка статистической информации для сопоставления на международном уровне;
• кодирование информации о видах экономической деятельности в автоматизированных системах, банках данных, регистрах предприятий и организаций;
• обеспечение потребностей органов государственного управления и местного самоуправления в стандартизованной информации о видах экономической деятельности при решении задач аналитического характера;
• решение различных задач, связанных с информацией о видах экономической деятельности, определяемых законодательными и нормативными актами.

Таким образом, достижение международного сравнения и сопоставимости путем гармонизации классификаций, применяемых на международном и национальном уровнях является актуальной задачей в условиях глобализации, развития международных экономических связей и углубления международного разделения труда. Ведущую роль в развитии и становлении мировой системы классификаций играет Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Межнациональная гармонизация

Гармонизация всего комплекса межнациональных отношений возможна только при соответствующем уровне демократизма социально-политических и других отношений, а также демократизации и гуманизации их между народами, национального сознания и деятельности политических институтов. Развитие демократизма по всем этим направлениям отвечает подлинным интересам всех народов и расширяет возможности действия объективных тенденций развития межна-циональных отношений.

В чем заключаются эти тенденции? Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности все большего числа наций, совершенствовании их государственности, развитии духовной культуры. Другая заключается во взаимном сближении больших и малых народов (наций), углублении их сотрудничества, интеграции экономических и политических структур. Подобные тенденции действуют во всем мире. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Такова реальность, которую надо глубоко осознавать. Не составляет исключения и наше российское отечество. Очень важно осуществлять государственную национальную политику с учетом указанных диалектически взаимосвязанных между собой тенденций. В противном случае эта политика будет оторвана от жизни, от объективных тенденций развития наций и межнациональных отношений.

В рамках развивающихся в современную эпоху межнациональных отношений можно выделить следующие наиболее характерные процессы:

• этническую консолидацию народов, т.е. развитие их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочение национально-государственной целостности;
• межэтническую интеграцию, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей как в настоящее время, так и в будущем;
• ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы растворяются в других, более развитых; как правило ассимилируются малочисленные народы, со временем утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру и усвоившие язык и культуру другого народа, ставшие им родными.

Данные процессы происходят во всем современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении той или иной национальной политики. Во всяком случае национальная политика должна быть взвешенной, учитывать весь комплекс объективных и субъективных факторов.

Выше шла речь о теоретических и методологических проблемах, касающихся некоторых понятий этнической социологии, о межнациональных отношениях, их видах и основных тенденциях развития, а также о проблемах взаимодействия национальных интересов, их осознании и учете в национальной политике. Мы вплотную подошли к так называемому национальному вопросу, теоретическим и практическим аспектам его решения в современных условиях.

Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического осуществления и регулирования этих процессов, в том числе территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические. Национальный вопрос не остается неизменным, его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержания реально сложившихся межнациональных отношений. Представляется, что в современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширении их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов.

Национально-этническое возрождение. Ярко выраженной особенностью современной эпохи является национально-этническое возрождение многих народов и их стремление самостоятельно решать проблемы своей жизни. Это происходит фактически во всех регионах мира и в первую очередь в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Весьма активно это происходило в СССР, а сегодня в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Среди основных причин этнического возрождения народов и повышения их политической активности называют следую-щие:

1) стремление народов устранить все элементы социальной несправедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных федеративных государств;
2) реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой массовой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате их национальной самобытности. В ответ на это народы еще активнее выступают за возрождение своей национальной культуры;
3) желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территориях и играющие важную роль в удовле-творении их жизненных потребностей.

В той или иной степени эти причины, проявляют себя в процессе современного этнического возрождения народов Российской Федерации. К ним относятся причины социально-политического характера, связанные со стремлением народов к укреплению и развитию своей национальной государственности, их реакция на разрушительные действия современной технической цивилизации и массовой культуры, а также решимость народов самостоятельно распоряжаться своими природными ресурсами. Они считают, что борьба за экономическую и политическую самостоятельность поможет им более успешно решать все жизненные проблемы. Практика, однако, показала, что, во-первых, всем народам необходимо очень взвешенно пользоваться своими политическими правами, ибо каждый из них должен учитывать такие же права других народов, а во - вторых, следует всегда помнить, что национальное возрождение любого народа возможно только при его тесном сотрудничестве и реальном (а не мнимом) содружестве с другими народами, с которыми у него исторически сложились экономиче-ские, политические и культурные связи.

Развивать взаимовыгодное сотрудничество между народами можно лишь на основе взаимного признания и уважения их основных прав. Эти права закреплены во многих документах международных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций (ООН).

Речь идет о следующих правах всех народов:

• праве на существование, запрещающем так называемые геноцид и этноцид, т.е. уничтожение в какой-либо форме какого бы то ни было народа и его культуры;
• праве на самоидентификацию, т.е. определение самими гражданами своей национальной принадлежности;
• праве на суверенитет, самоопределение и самоуправление;
• праве на сохранение культурной самобытности, включая сферы языка и образования, культурного наследия и народных традиций;
• праве народов на контроль за использованием природных богатств и ресурсов территорий их проживания, актуальность которого особенно повысилась в связи с интенсивным хозяйственным освоением новых территорий и обострением экологических проблем;
• праве каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации и их Российской Федерации иногда соседствует с проявлениями на-ционализма и сепаратизма как в идеологии, так и в реальной политике. Кое-кто из сепаратистов стремится нарушить единство и целостность российского государства, пытаясь организовать противостояние своей республики по отношению к центральным законодательным и исполнительным органам России, проводя курс на выход их республики из состава Российской Федерации. Такие действия осуществляются исключительно в своекорыстных интересах отдельных политиков и узких групп националистов, ибо большая часть населения от этого только пострадает. Как показывает опыт, националистическая и сепаратистская политика отдельных лидеров, политических группировок и партий наносит большой ущерб республикам, прежде всего их экономическому развитию, а также материальным, политическим и духовным интересам народов этих республик и всей России. Народы связаны между собой не только экономическими узами, но и во многом общей судьбой, а то и кровным родством, если иметь в виду значительный удельный вес меж-национальных браков фактически во всех частях России.

Националистическая и сепаратистская политика, так же как и великодержавный шовинизм, от кого бы они ни исходили, ведут к национальным конфликтам, так как изначально направлены на противопоставление одних наций другим, развал их сотрудничества, создание недоверия и вражды.

Межнациональные конфликты — это крайнее обострение противоречий между нациями (народами), возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем.

Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их отдельными представителями. Они могут возникать и действовать на социально-психологическом и идеологическом уровнях национально-этнического сознания народов, а также на уровне деятельности национально-государственных институтов законодательной и исполнительной власти.

Наибольшей остроты национальные конфликты достигают именно тогда, когда они происходят на межгосударственном уровне, куда их выводят некоторые политики, преследуя свои цели. Не поняв этих целей, народы дают втянуть себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.

Разумеется, межнациональные конфликты имеют свои объективные причины, нередко коренящиеся в исторически сложившихся условиях жизни народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои права. Как бы там ни было, всегда надо исходить из интересов всей нации, всего народа, а не из интересов своекорыстных националистических или шовинистских групп и отдельных личностей. К тому же необходимо стремиться к разрешению межнациональных конфликтов демократическим способом. Свою роль здесь может сыграть и этническая социология, если она поможет обнаружить причины и предотвратить развитие тех или иных межнациональных конфликтов, предложив рациональные способы их разрешения.

Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты — важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства. Всестороннее развитие гражданского общества, демократизация полити-ческой системы и создание правового государства — важнейшие социальные предпосылки цивилизованного решения национального вопроса в современных условиях.

Гармонизация законодательства

Гармонизация в широком понимании — это процесс приведения в соответствие, построенный на научных методологических основах единства, завершенности, целостности, пропорциональности, согласования и совершенства.

Гармонизация законодательства, как важнейшая форма сближения правовых систем, является весьма тонким и трудоемким процессом, не приводящим правовые системы к полному единству, однако максимально сближающим законодательства различных государств в решении правовых проблем. Несходство национальных законодательств вытекает из различий в национальных традициях, уровнях развития и подходах к правовым проблемам.

При осуществлении процесса гармонизации используются разнообразные приемы. При этом важно выявить, и как можно полнее, особенности регулирования в конкретных системах права и учитывать их в процессе применения, в контактах с нормами законодательства других государств. Отказ от специфики национальных правовых традиций, отражающих разнообразие и уникальность организации жизни в разных государствах, не является целью гармонизации законодательства.

С точки зрения сравнительного правоведения, процесс гармонизации нормативно-правовой базы может иметь место как внутри одной правовой семьи, так и между правовыми системами, принадлежащими разным правовым семьям.

Гармонизация законодательства предполагает наличие объективных условий сближения в той или иной сфере — наличие оснований для гармонизации. Право лишь создает либо стимул, либо оформляет уже существующие условия.

Вместе с тем, при наличии объективных условий сближения и согласования правового регулирования большую роль играет юридическая техника. Прежде всего, для реализации гармонизации особое значение имеет терминологическая унификация, связанная с разработкой понятийного аппарата.

Это способствует выработке механизмов достижения целей и определяет способы их обеспечения. Выработка единой терминологии, необходимой для осуществления гармонизации, устанавливает и закрепляет единые требования к использованию терминов, систематизирует понятия, исключает из оборота устаревшие термины и способствует рациональной организации нормотворческой деятельности. Полная унификация юридической терминологии — важная предпосылка повышения формальной определенности права, ликвидации противоречий в понимании правовых текстов, повышения их доступности.

В качестве примеров гармонизации законодательства на региональном уровне могут быть многочисленные конвенции и модельные законодательные акты, подготовленные в рамках одного из первых региональных объединений — Панамериканского союза, созданного в 1889 г. и преобразованного после Второй мировой войны в Организацию американских государств.

Множество примеров гармонизации законодательства на региональном уровне в настоящее время дает Европейский Союз. Гармонизация в рамках ЕС осуществляется путем подготовки директив, обязательных для государств — членов ЕС. Однако что касается форм и методов ее реализации, это остается прерогативой государства — члена ЕС. Таким образом, директива является важнейшим источником права ЕС, выступающим в качестве правового инструмента, с помощью которого происходит регулирование интеграционных процессов во многих государств Европейского Сообщества.

Итак, конечная цель гармонизации — установление единого результата действия нормы права. Проведение гармонизации осуществляется в русле интеграционных процессов, предполагающих сближение законодательств и национальных правовых систем.

Гармонизации межэтнических отношений

Гармонизация межэтнических отношений в полиэтническом социуме представляет собой актуальную как в теоретическом, так и в практическом плане проблему. Прежде всего, недостаточно изучен сам смысл термина «гармонизация межнациональных отношений», который в настоящее время используется как в научных публикациях, так и (преимущественно) в официальных документах в России и других странах СНГ, хотя смысл его обычно не уточняется. Так, в Постановлении Правительства РФ о Министерстве национальной политики РФ гармонизация межнациональных отношений была указана в качестве цели деятельности этого ведомства. Гармонизация межнациональных отношений декларировалась в качестве одной из целей деятельности органов государственной власти в ряде региональных положений о территориальных подразделениях Миннаца в субъектах РФ, региональных программах национального развития, а также в официальных документах других постсоветских государств.

Понятие гармонизации межэтнических отношений составляла основу идеологии Всероссийского движения «Сотворчество народов во имя жизни (Сенежский форум) - общественной организации, образованной в России с целью содействия национальному согласию в стране, объединению народа во имя созидания и сохранения целостности российского многонационального государства, упрочения его могущества по инициативе Р.Г. Абдулатинова и впоследствии преобразованного в Ассамблею народов России.

Гармонизация этнических отношений представляет собой цель не только практических политиков, но и социологов, занимающихся изучением этой проблемы. Как отмечает Л.М. Дробижева, «межэтнические отношения всегда изучались с целью их гармонизации, предотвращения дискриминации и регулирования напряжений и конфликтов». В.Н. Иванов, И.В. Ладодо, Г.Ю. Семигин видят сущность гармонизации межнациональных отношений на современном этапе в «определении первоочередных проблем межнациональных отношений и их оптимальном решении на основе учета и согласия интересов различных национальных общностей (групп)», отмечая, что «эта задача под силу как государственным (в первую очередь), так и общественным институтам и организациям, движениям».

Термин «гармонизация» применительно к социальным отношениям, а также отношениям общества и природы встречается в ряде исследований, изданных в СССР в 1970 — 80-е гг., однако не стоит отождествлять его с идеологической советской лексикой. В зарубежных исследованиях последних десятилетий также рассматриваются проблемы гармонизации - преимущественно в аспекте социальной политики, трудовых отношений, а также налогового законодательства. Понятие гармонизации по смыслу и происхождению связано с термином «гармония», который относится к числу парадигмальных философских понятий. Исходный смысл понятия «гармония» заключается в соразмерности, взаимном соответствии частей целого, согласованности, стройности в сочетании чего-либо.

«Новейший философский словарь» выделяет в качестве приоритетного эпистемологический аспект понятия гармонии, определяя ее как «установку культуры, ориентирующую на осмысление мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности». В древнегреческой философии понятие гармонии обозначает упорядоченность космоса в противоположность хаосу (исходное значение этого слова - металлическая скоба, соединяющая различные детали единой конструкции; у Гомера оно используется также в значении «согласие», «договор», «союз»).

Гармонизация таможенных процедур

Путем принятия Федерального Закона № 279-ФЗ Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур («Киотская Конвенция»). Целью Конвенции является устранение расхождений в таможенных процедурах государств-участников Конвенции для упрощения и облегчения международной торговли и иных видов международного обмена, при сохранении эффективного таможенного контроля, для чего Конвенция определяет единую процедуру подачи и проверки декларации. При этом Киотская таможенная конвенция не затрагивает таможенно-тарифную политику государства-участника.

После принятия данной Конвенции Российская Федерация должна привести законодательство в соответствие с нормами Конвенции. В частности, необходимо уточнить содержание ряда таможенных процедур. Во многом нормы Конвенции были учтены при разработке Таможенного Кодекса РФ, а Таможенный кодекс Таможенного Союза полностью базируется на нормах Киотской конвенции.

У Российской Федерации будет достаточный срок для приведения в полное соответствие с Конвенцией своего таможенного законодательства. Помимо того, что конвенция вступает в силу для Договаривающейся стороны по истечении 3 месяцев после выполнения соответствующих процедур, эта сторона должна приступить к применению стандартных правил не позднее чем через 36 месяцев, а стандартных правил с переходным сроком - не позднее чем через 60 месяцев с даты вступления конвенции в силу для договаривающейся стороны. В рамках реализации требований конвенции о приведении национального законодательства в соответствие, в Государственную Думу уже был направлен ряд законопроектов, в том числе и направленных на реализацию принципа „одного окна“ в пунктах пропуска через государственную границу. Закон «О таможенном регулировании», призванный заменить Таможенный Кодекс РФ и привести российское законодательство в соответствие с Таможенным Кодексом Таможенного Союза, также разработан в духе Киотской Конвенции.

Конвенция состоит из основного текста, Генерального и Специального приложений. Принятие Генерального приложения является обязательным для государств-участников, а в отношении Специальных приложений государству-участнику предоставляется право принять любое из специальных приложений или его отдельную главу либо главы. Российская Федерация присоединилась к самой Конвенции и к Генеральному приложению.

Генеральное приложение определяет основные принципы таможенного регулирования. Для эффективности и надежности таможенного контроля применяется система анализа и управления рисками. При этом применение такой системы не должно влиять на сроки таможенного оформления, для чего основные операции таможенного контроля переносятся на этап после выпуска товара.

В соответствии с Генеральным приложением национальное таможенное законодательство должно предельно просто и ясно определять процесс таможенного оформления. Таможенным органам государства-участника вменяется в обязанность консультирование участников внешней торговли по вопросам таможенного оформления.

Генеральным приложением предусмотрена возможность подачи декларации в электронном виде, а также предварительное и неполное декларирование, что соответствует применяемым в России в настоящее время таможенным правилам.

В целом, положения Киотской Конвенции достаточно полно отражены в действующем российском таможенном законодательстве, но есть и новые понятия, введенные в России в рамках создания Таможенного Союза и гармонизации таможенных процедур в соответствии с Киотской конвенцией. К таким новеллам относится, в том числе, институт „уполномоченного экономического оператора“ (далее - УЭО). Это категория лиц, которым предоставляются специальные упрощения при таможенном оформлении и которые должны соответствовать определенным требованиям. Условия получения статуса УЭО определены Таможенным кодексом Таможенного Союза. Порядок получения статуса УЭО и требования к УЭО детально изложены в Законе «О таможенном регулировании».

Государство-участник Киотской Конвенции имеет право предоставлять, когда это возможно, участникам внешней торговли более благоприятные условия, чем предусмотрено Конвенцией. Так, например, Киотская Конвенция предусматривает судебное обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов только после обжалования в таможенных органах. Российское законодательство предоставляет участникам внешнеторговой деятельности право подачи жалобы по их выбору – в таможенный орган или суд. При этом подача жалобы в таможенный орган не исключает возможности одновременной или последующей подачи аналогичной жалобы в суд.

Предполагается, что присоединение России к Киотской Конвенции станет следующим важным шагом в совершенствовании национального таможенного законодательства и положительным образом повлияет на взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные органы должны будут работать в рамках международных стандартов, таких, например, как широкое применение информационных технологий при осуществлении таможенных операций, учитывая при этом потребности бизнеса.

Принцип гармонизации

Резкое увеличение масштабов человеческой природопреобразовательной деятельности впервые остро ставит вопрос о гармонии взаимодействия человека и природы. Почему речь должна идти именно о гармонии и недостаточно говорить, скажем, о единстве? Дело в том, что в силу своей объективной диалектичности противоречивое единство человека с природой имеет место и на тех этапах их взаимоотношений, когда они обострены, как, например, в настоящее время. Вместе с тем потребность выхода из кризисного экологического состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы. Таковой и является гармония.

Поскольку очевидно, что без природной среды человек существовать не может, разрешение экологических противоречий возможно лишь на путях гармонизации взаимоотношений человека и природы, а так как экологические противоречия имеют свои социальные и гносеологические причины, развиваются в преобразовательной и познавательной сфере, затрагивают этические и эстетические аспекты деятельности, гармонизация взаимоотношений человека и природы должна быть проведена на нескольких уровнях: природопреобразовательном, познавательном и личностно-ценностном.

Если оставить в стороне соображения об извечной психологической склонности человека к разрушению или о его первородном грехе, в качестве непосредственных причин обострения экологической обстановки предстают научно-технический и экономический прогресс. Поэтому основополагающее экологическое значение имеет внутренняя гармонизация общества, а также науки, техники и производства как составляющих сейчас наиболее существенную часть экологических отношений.

В истории человеческой культуры много сказано о гармонии в природе – от представления о природе как «организованном космосе», «гармонии сфер» в Древней Греции (Пифагор, Платон и др.) до понимания ее современным искусством и наукой. «Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе», – эти слова Ф. И. Тютчева Вернадский совсем не случайно взял в качестве эпиграфа первого очерка своей книги «Биосфера».

Чтобы обеспечить полноценное экологическое развитие, необходимо продвигаться по пути гармонизации общества и ее отношения с природой. Именно в этом случае можно надеяться на своевременное разрешение противоречий между человеком и природой, что и является свидетельством прогресса общества и системы «человек – природная среда».

Есть в русском языке слово, однокоренное с единством, – единение. Оно выражает большую степень внутренней близости. Следующая стадия соединения – лад, созвучие, гармония. Сочувственная, сопонимающая, сопереживающая взаимность человека и природы и есть их гармония. Здесь возникает вопрос об объективных основаниях возможности и необходимости гармонизации взаимоотношений человека и природы.

Сначала о возможности. Последняя определяется, прежде всего, наличием таких объективных оснований гармонизации взаимоотношений человека и природы, как гармония в самой природе, практика взаимоотношений человека и природы, их сущностное единство. Начнем с последнего.

Гармония в соответствии с ее пониманием в философской литературе предполагает, что составные части системы представляют собой сущностное единство. Это условие, по всей вероятности, выполняется.

Второе объективное основание возможности гармонизации взаимоотношений человека и природы – та ее «подчиненность мере и гармонии», о которой писал В. И. Вернадский.

Наконец, третьей объективной предпосылкой гармонизации человека и природы выступает историческая практика их взаимодействия, то, что сама человеческая культура формировалась как способ разрешения противоречий между человеком и природой. Конечно, эта практика не может интерпретироваться как прямолинейное движение ко все большей гармонии без противоречий. Речь идет о разнообразных традициях гармоничного взаимодействия человека с природой, которые накоплены культурой.

Относительно перспектив обретения гармонии человека и природы следует заметить, что развитие, как подтверждает современная наука, идет не только по жестким законам детерминистского типа. На определенных этапах развития системы ее внутренняя перестройка под влиянием внешних факторов может создавать состояние объективной неопределенности, когда невозможно точно предсказать, в каком направлении пойдет развитие системы дальше, хотя можно наметить определенные варианты. Система «человек – природная среда» сейчас находится именно в такой точке. Подтверждением этому служит то обстоятельство, что современная экологическая ситуация характеризуется неустойчивостью, что дает основания говорить об экологическом кризисе. Заметим при этом, что, поскольку система «человек – природная среда» находится в переломном пункте своего развития, гармонизация предстает не как жестко детерминированное исполнение определенного закона, а как один из возможных проектов будущего. Объективные социальные и природные основания для реализации данного сценария имеются. Поэтому гармонизация не просто ценностная установка, она имеет вполне реальное значение для определения путей экологического развития и будущего человеческой цивилизации.

Необходимость гармонизации взаимоотношений человека и природы порой отрицается, исходя из представления о гармонии как о чем-то неподвижно-безжизненном и утерявшем потенции развития. Иногда спрашивают, зачем нужна гармония, опасаясь, что человек, достигнув ее, перестанет совершенствоваться. Один из героев романа Г. Уэллса «Машина времени» утверждал: «Существо, которое живет в совершенной гармонии с окружающими условиями, превращается в простую машину». Но такая абсолютная гармония без противоречий может быть только в фантастических произведениях. В действительности же утверждение гармонии требует постоянных напряженных усилий, а не сваливается с неба, требует борьбы (при этом важно всегда помнить о цели борьбы, чтобы она не стала самоцелью). Гармония не некое статичное состояние, а процесс взаимного согласованного развития, коэволюции, причем в процессе этого развития согласованность увеличивается.

В отличие от единства гармония не данность и нечто легко достижимое, а идеал, к которому можно, как к горизонту, бесконечно приближаться (аналогично бесконечному пути познания). Гармонизация как стремление к гармонии представляет собой ценностную перспективу, норму поведения, которая реализуется в определенных социальных и гносеологических обстоятельствах.

Следует учитывать исторически ограниченный характер самого этого понятия, поскольку фундаментальность противоречия между человеком и природой не дает возможности достичь некоего абсолютного и неизменного идеала гармонии между ними. Единство человека и природы не исключает в силу своей диалектичности драматических моментов, обусловленных онтологическими, гносеологическими и социальными причинами. Это предупреждает об иллюзорности надежд на окончательную «победу» над природой или на установление абсолютной вечной гармонии между человеком и природой. На каждой стадии взаимоотношений человека и природы существуют определенные противоречия между этими двумя компонентами единой системы; имеются и предпосылки для их разрешения.

Абсолютной гармонии человека с природой препятствует фундаментальный характер диалектического противоречия между этими двумя частями единой системы. Человек обречен на борьбу с природной средой и одновременно с самим собой. Тем не менее, в процессе борьбы, понимаемой в качестве способа саморазвития природы и человека, возможно установление на каждом этапе более или менее гармоничного соответствия социальных и экологических целей и потребностей.

Относительная гармония возможна, и к ней надо стремиться. Можно говорить о несоответствии биогеологических, биосферных, с одной стороны, и антропосоциальных ритмов – с другой и т. п., однако это не препятствует тому, чтобы эти ритмы были сгармонизированы. В противном случае обострение противоречий приведет к катастрофе. Путь к гармонии, таким образом, определяется желанием жить благополучно и достойно.

Иногда в целях обоснования уничтожения природы ссылаются на мысль Маркса о том, что человек должен бороться с природой при всех способах производства. Но борьба человека с природой исторически всегда находилась в рамках определенного единства и сочеталась с гармонией.

Гармония представляет собой такой способ взаимодействия в системе, при котором отдельные части сохраняют свою специфику и автономность и не определяются полностью целым. Напротив, само целое является результатом гармонического взаимодействия, а именно таким, при котором оно получает возможность оптимального развития. В отличие же от механической системы этот результат является свободным взаимодействием («диалогом») и не может быть дедуктивно выведен из описания частей целого и порядка их взаимодействия в системе. Целостность выступает здесь не как основа частей, а как продукт их взаимодействия. Назовем такие системы, вслед за Г. С. Батищевым, гармоническими.

Человек достигает гармонии с природой не ценой отказа от своих целей и ценностей. Это не было бы гармонизацией в точном смысле слова, поскольку специфика одного из партнеров сошла бы на нет. Гармонизацией будет не сведение человека к природе и не низведение его к состоянию первобытного человека, пребывающего в непосредственном единстве с природой, не максимально возможное увеличение функциональных связей между человеком и природой и не чистое созерцание им природы, а достижение согласия между развитием природной среды и сущностных потенций человека. Гармонизация взаимоотношений человека и природы на может идти ни за счет человека, ни за счет природы, а объединяет социальную и природную гармонию.

Гармонизация взаимоотношений человека с природной средой не предполагает копирование той стратегии, которой следуют отдельные живые существа в их эволюции. Как писал И. И. Шмальгаузен, «в индивидуальной жизни организмы „питаются“ отрицательной энтропией окружающей среды, т. е. поддерживают свою упорядоченность активным воздействием на эту среду – ее дезорганизацией, разрушением... В эволюции организмы снижают энтропию, т. е. увеличивают свою упорядоченность естественным отбором особей, наиболее успешно разрушающих внешнюю среду, т. е. повышающих ее энтропию».

Эта цитата лишний раз показывает, что человек не может взять на вооружение стратегию природных существ, которые при имеющем ныне место гигантском увеличении масштабов человеческой деятельности грозит гибелью и человечеству, и биосфере. Подход должен быть специфически человеческим.

Добавим к этому, что, исходя из вышеизложенных предпосылок гармонизации, перед человеком возникает и проблема поддержания гармонии в самой природе в условиях все увеличивающегося вовлечения природных систем в процессы человеческой деятельности. Именно человек сейчас становится ответственным за гармонию во внешней природе так же, как он ответственен за жизнедеятельность собственного организма.

Угроза экологической катастрофы напоминает человеку, что он должен жить в согласии с внешней природой. Это положение не противоречит тому, что он должен следовать своей внутренней природе. Более того, именно соответствие человека своей внутренней природе ведет к его согласию с внешним миром. Внутренняя гармония в самом человеке – существенная предпосылка гармонии внешней. В этом смысле положение «Жить в согласии с природой», сформулированное в античной философии, остается верным в самом широком смысле.

Следование своей внутренней природе, предполагающее отказ от односторонне потребительской жизненной ориентации, которая во многом свойственна современному человеку и так называемому потребительскому обществу, ориентация на развитие всех сущностных сил человека привели бы к изменению его отношения к внешней природе, которое стало бы более совершенным в познавательном, нравственном и эстетическом планах.

Принцип гармонизации тесно связан с другим важным для взаимодействия человека и природы принципом – интегративного разнообразия.

Гармонизация права

Гармонизация права — процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация — взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация — более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. В данном параграфе будет идти речь собственно о гармонизации.

Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Гармонизация права — не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

Гармонизация права осуществляется стихийно и целенаправленно. Суть стихийной гармонизации в том, что в процессе взаимодействия между государствами возникало похожее или единообразное регулирование. Такое взаимодействие могло принимать любые формы, в том числе и насильственные. Например, посто-парламентам стран-участниц, принимаемая в целях согласования правовой политики и сближения законодательства.

Исходя из изложенного можно сделать несколько выводов относительно различий между унификацией и гармонизацией права.

Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т. е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация — более простой и более «мягкий» процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это односторонний процесс. Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать, осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

Различие формы приводит к различным результатам. Только унификация ведет к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных государств, а гармонизация — лишь к сближению права, к устранению противоречий: нормы разных государств могут быть похожими, даже словесно совпадающими, но разными.

Природа и место норм в национальной системе, созданных в процессе унификации и гармонизации, также отличны. Унифицированные нормы в национальном праве выступают как специальные, поскольку вся их жизнь, от создания до прекращения, связана с международным договором. Отсюда особый порядок их применения. Напротив, в процессе гармонизации происходит развитие национального права. В него включаются нормы (либо заимствованные у других государств, либо предусмотренные типовыми законами или другими международными актами), адаптированные к национальной правовой системе, принимаемые в форме национальных законодательных актов. Они ничем не отличаются от других норм национального права и применяются в общем порядке. Они получают реальное содержание в контексте национального права. Это может привести к тому, что даже одинаковые по форме нормы будут иметь разное содержание в праве разных государств.

Отсюда и различный механизм применения тех и других норм при регулировании трансграничных частноправовых отношений. Унифицированные материальные нормы снимают коллизионный вопрос и применяются непосредственно. Гармонизированные нормы не снимают коллизионную проблему. Каково бы ни было реальное сближение права разных государств, как обширны бы ни были совпадения в праве (например, Кодекс Наполеона во Франции и в Бельгии), коллизии между ними возникают: при регулировании частноправовых отношений с международными характеристиками, прежде всего, необходимо выбрать применимое право.

Иногда международный договор становится основой гармонизации. Речь идет о государствах, не участвующих в договорах. Нет никаких препятствий для не участвующих государств включить нормы договора в свое национальное право. Но в этом случае договор действует в качестве не юридически обязательного акта, а типовой модели.

Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества. С одной стороны, казалось бы, что унификация наиболее способствует сближению права, так как только она создает одинаковые нормы в праве разных государств. Но практика свидетельствует, что государства неохотно связывают себя жесткими юридическими обязательствами. Многие принятые конвенции десятилетиями не вступают в силу или действуют в незначительном круге государств. Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует сближению.

Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшение и устранение различий между ними. Гармонизация права и его унификация - взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием, так как сближение национально-правовых систем осуществляется и за пределами унификации права. Главное отличие гармонизации от унификации - отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации. Отсутствие договорных форм предопределяет специфику всего процесса гармонизации права в целом, который может быть как стихийным, так и целенаправленным. Суть стихийной гармонизации - в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже идентичное правовое регулирование (рецепция римского права в Европе, Азии, Латинской Америке). Целенаправленная гармонизация - это осознанное восприятие одним государством правовых достижений других государств (действие ФГК в Бельгии; использование положений ФГК и ГГУ в ГК РФ).

В области МЧП интенсивно идет процесс целенаправленной гармонизации. При разработке законодательства по МЧП зачастую имеет место рецепция такого регулирования в форме прямого заимствования (использование Лихтенштейном Закона о МЧП Австрии; в Румынии, Болгарии и странах СНГ - Закона о МЧП Швейцарии). Еще в большей степени применяются идеи и подходы - структура швейцарского Закона заимствована итальянским, бельгийским и чешским законодателями. Первый проект Закона о МЧП Венесуэлы появился и оказал большое влияние на кодификации МЧП в Перу и Мексике. В подготовке регулирования принимают активное участие иностранные научные центры и специалисты (проекты законов о МЧП Грузии и Азербайджана были подготовлены немецкими юристами). Закон Грузии, (как и Закон о МЧП Эстонии), реципировал многие нормы и подходы Вводного закона к ГГУ.

Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права, МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права. Государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывают частноправовые отношения с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции). В целях устранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), Арбитражный суд при МТП.

Гармонизация деятельности

Раскроем содержание процесса гармонизации деятельности путем перечислении следующих его свойств и особенностей:

1. При гармонизации обязателен учет всех компонентов деятельности по всем параметрам деятельностного процесса. При этом, например, в сложном субъекте деятельности ни один из микросубъектов не игнорируется (как по составу микроцелей, так и по возможности их реализации в общей системе деятельности).
2. Сама деятельность всегда многомерна в своей реализации. Число целевых траекторий при этом равно числу микроцелей, для реализации которых гарантируется пропорциональное ресурсообеспечение. Взаимное исключение целей, так же как элементного состава, отсутствует.
3. Деятельностный процесс по направлениям отдельных микроцелей идет по оптимальному (с позиции ресурсных затрат) пути в виде самореализации, конкретное видопроявление которой определяется без внешнего воздействия и лишь регламентируется габаритами допустимой зоны деятельности (верхний и нижний пределы процесса самореализации, допустимые орбиты в планетарной модели и т. д.).
4. Внутренние межэлементные взаимодействия в сложной системе деятельности идут с соответствии с основными закономерностями взаимодействия и развития сложных систем.
5. Устойчивость сложной системы обеспечивается за счет более сильных внутренних взаимодействии между элементами нижнего уровня по сравнению с межэлементным взаимодействием внутри системных макроэлементов. С ростом иерархии взаимодействие между элементами более высокого уровня падает сравнительно с взаимодействием на нижних уровнях.
6. Микродеятельностные процессы реализуются в состояниях, близких к замкнутым (по относительной оценке), что обеспечивает общий деятельностный оптимум системы в целом.

Проанализируем особенности реализуемости сформулированных выше условий. Является очевидным, что при полной замкнутости сложной системы деятельности, рассматриваемой в целом, одновременный рост (реализация) всех деятельностных компонентов на всех уровнях невозможен. Это следует из соотношения гиперкомплексных неопределенностей, а также из ограничений, вызванных конечной величиной системообразующего ресурса. Такая особенность наиболее явно проявляется, когда анализируемая сложная система деятельности (близкая к изолированной) находится на завершающей стадии своей деятельности и возможности ее дальнейшего развития полностью исчерпаны либо близки к нулю.

В условиях насыщения (исчерпания) деятельностного процесса возможны следующие варианты реализаций системной деятельности:

1. Разрыв замкнутости общей системы деятельности. При этом происходит переход из стационарного в режим развития. Этот подход требует расширения запасов системообразующего ресурса, так как сопровождается резким увеличением его потребления. Такой вариант можно назвать экстенсификацией деятельности с проявлением внешней экспансии.
2. Реорганизация деятельности без общего увеличения потребления системообразующего ресурса. Это путь взаимного качественного преобразования внутренних компонентов. Например, такой вариант может быть реализован средствами нуль-транспортировки. При этом результирующий уровень системного развития никогда не превышает некоторого четко определенного предела, достижение которого является достаточным условием для начала процесса перехода всей системы либо ее компонентов в новое качественное образование. В первом случае происходит удовлетворение гармоничности (сбалансированно-пропорционального развития) по амплитуде, во втором — по фазе (путем обеспечения цикличности в качественных преобразованиях).
3. Существование системы деятельности в виде идеального многомерного гиратора. При этом происходит процесс качественного преобразования компонентов системы. Сбалансированность процесса приводит к устойчивому (по восприятию) существованию отдельных компонентов, так как такие преобразования (саморазрушения и саморазвития) строго сбалансированы и находятся в динамически устойчивом равновесии.
4. Параллельный переход (одновременность) всех компонентов системы в новое, менее ресурсоемкое состояние (качество), что обеспечивает возможность дальнейшего экстенсивного развития без общего увеличения расхода системообразующего ресурса. Этот переход может быть осуществлен при изменении имеющейся формы существования на более «тонкий» вариант ее реализации. Например, аналогичные по сложности, уровню систематизации, адекватные по другим системным закономерностям системы деятельности могут быть реализованы из вещественной и полевой субстанций. В данном примере полевой вариант может быть интерпретирован как более «тонкий».

В силу невозможности одновременной реализации по всей совокупности системных аспектов (параметров, закономерностей) процесс гармонизации может проводиться, например, путем последовательной реализации во времени либо за счет избирательности и самоограничения числа гармонизируемых компонентов, а также на основе других корректировок, проводимых в соответствии с основными принципами и закономерностями системного развития.

На практике особенно существен учет и анализ подобных явлений в различных системах человеческой деятельности, субъектом и объектом в которых могут являться сами люди либо объекты, имеющие непосредственное отношение к жизни людей.

Гармонизация общества

Как ни покажется странным, но взаимодействие классов людей — это самая простая наука. Она проста для простых, независтливых людей. Нужно просто дать возможность каждому человеку сосредоточиться на выполнении своих обязанностей.

Существуют два вида обязанностей: перед Богом и перед людьми. Может показаться, что обязанности перед человеческим обществом имеют первостепенное значение, но это не так. Важнее, прежде всего, выполнять обязанности перед Богом. Почему? Потому что люди могут понимать другу друга, только общаясь на божественном языке. Это язык счастья и знания. Тогда все классы людей смогут достичь истинного сотрудничества и единства. Другими словами, сначала человеку нужно обрести знание и счастье, а затем войти в человеческое общество для служения.

Но если сосредоточиться на выполнении обязанностей перед человеком или даже всем человечеством в целом, а лишь затем перед Богом, тогда сотрудничать будет сложно, а порой, и совсем невозможно. Прежде всего, в обществе устанавливается принцип служения Богу. Он один для всех классов. Затем этот же принцип служения применяется во взаимоотношениях со всеми людьми. Тогда люди становятся честными и мудрыми, несмотря на ошибки, которые они совершают. Иначе служение человека, основанное на ошибках и пороках, вызовет недоверие и превратится во вражду и эксплуатацию.

Человек, имеющий недостатки, естественно не вызывает полного доверия к себе, но человек, служащий Богу, вызывает доверие, даже имея недостатки.

Например, если человек имеет склонность вступать в сражение по любому поводу, то это серьезный недостаток в его характере. Но если он сражается только ради защиты религиозных принципов, то мы видим в нем честного и справедливого героя. Другой человек имеет склонность накапливать большие деньги, за что его назовут жадным. Но если он копит средства для строительства храмов, школ и больниц, то такой человек становится самым уважаемым в обществе. Кто-то имеет склонность воровать, а это большой грех. Но даже этот порок можно использовать в служении Богу — этот человек может собирать налоги с тех, кто не желает их платить. Так Бог устраняет все наши недостатки.

Сотрудничество уже заложено в нас с самого рождения. В детстве мы сотрудничали в играх под контролем родителей. В юности мы сотрудничали в учебе под контролем учителей. Теперь же нам трудней сотрудничать, потому что нет полного и сильного контроля над взрослыми людьми. Взрослый человек по своей природе хочет быть свободным, поэтому не терпит над собой полного контроля и управления. Он должен контролировать себя и управлять собой сам. Однако, в настоящее время это самый сложный процесс, потому что люди забыли свою природу и высшие обязанности. Никто не исполняет обязанности высшего порядка перед Богом, и даже перед обществом, но каждый трудится для себя. Потеряв совесть, человек теряет и управление над собой.

Представьте себе предприятие во главе с разумным управляющим, который набирает людей разных профессий с тем, чтобы все предприятие процветало. Он находит хороших учителей, для того чтобы люди повышали свою квалификацию и получали психологическую помощь. Он принимает на работу исполнительного директора и всю администрацию, затем набирает людей в бухгалтерский отдел и пищеблок и, наконец, заполняет штат рабочих. Кажется, что предприятие готово к деятельности. Что может стать препятствием к его процветанию?

Препятствием могут стать только плохие взаимоотношения, выражающиеся в нечестности. Предприятие будет процветать только в том случае, если каждый его работник будет честно исполнять свои обязанности. Чтобы хорошо исполнять свои обязанности необходимо иметь веру в управляющего и иметь определенные стимулы. Например, любить свою работу, получать хорошую оплату, видеть перед собой пример честно трудящихся людей и иметь высокую цель. Личным, внутренним стимулом является любовь к профессии и высокая цель жизни, а внешним стимулом является хорошая оплата и честное поведение окружающих.

Если человек любит свою работу и получает за нее хорошие деньги, то сначала он подумает, что все у него хорошо — есть один внутренний стимул и один внешний. Но, не видя примеров честного труда и не имея высшей цели жизни, его вера и энтузиазм ослабнут, а потом в его сердце проникнет зависть, и тогда он тоже забудет о честности. Вера в высший класс поддерживается безупречным поведением вышестоящих. Вера и энтузиазм защищают от развития опасных пороков. Но, увидев недостатки, подчиненный теряет веру и начинает проявлять недовольство на удивление тем, кто, кажется, хорошо оплачивает его труд. Опасность заключается в том, что безверие, зависть и жадность очень сильно сплачивают людей.

Гармонизация общества

Гармонизация общества начинается с головы. «Дурная голова ногам покоя не дает», — так говорят в народе. Хаотичные действия означают, что в обществе нет осознания высшей цели, или головы. Но представьте хорошо развитую голову и недоразвитые другие части тела, например, слабые руки. Или огромный живот на трясущихся тонких ногах, и руки гиганта на тощей груди. Особенно опасно, когда есть мощные ноги, очень сильные руки, стальной торс, но все это венчает инфантильная голова. Гармония означает, что все классы людей получают и оказывают равное уважение друг другу. Истинная, коллективная сила исходит из почтения, потому что взаимное почтение и служение устраняют зависть, и тогда устанавливается настоящее равенство. Равенство означает отсутствие зависти.

Сейчас наука может считать религию интеллектуально неразвитой, а религия может считать материальную науку безбожной, дьявольской. Но что им мешает сотрудничать вместе? Только зависть. Управляющий класс закрывает глаза на коррупцию и черный бизнес только потому, что сам хочет денег. Бизнесмены становятся мошенниками, впадая в азарт, им нравится оставлять общественную систему «в дураках», а рабочий класс полностью теряет стыд в выборе профессии. Из зависти мать не хочет рожать ребенка, из зависти отец и дед не восхваляют святых.

Зависть можно устранить при помощи служения. Нижестоящие классы служат вышестоящим, а вышестоящие служат Богу и всему обществу, направляя их труд в нужное русло. Если высокопоставленный класс забывает о Боге и деградирует, то он требует служения себе, и у подчиненных нет другого выбора, как служить падшим руководителям. Но опасно попадать в зависимость от духовно падших людей, потому что, служа им, человек разовьет подобные качества в себе.

Когда-то, в средние века в Европе была монархия. В то время были ярко выражены четыре класса людей: священники, королевская знать, буржуазия и крестьяне. Главный конфликт произошел в борьбе за власть между кардиналами и королем. Это была главная и роковая ошибка. Священники не должны бороться за власть, их богатство — это аскеза, соблюдение всех религиозных заповедей. Отказавшись от священного образа жизни, священники потеряли свой авторитет и были подчинены монархии.

Затем короли, получив свободу от священных заповедей, стали злоупотреблять своим положением и превратились в тиранов. Они разжигали бессмысленные войны, эксплуатируя народ и выжимая деньги из буржуазии. Тогда буржуа и народ объединились и, не спрашивая потерявших авторитет священников, совершили буржуазно-демократическую революцию.

Во главе общества встал производительный класс. Получив свободу от религиозных лидеров и монархии, буржуазия установила власть денег, борясь за рынки сбыта и за новые, выгодные научные технологии производства. Развивается капитализм за счет угнетения всех остальных классов, потерявших репутацию и силу влияния. Но особенно страдает самый невинный и низкооплачиваемый класс, который трудится больше всех — рабочие. Объединившись, они окончательно перевернули структуру общества с ног на голову. В 1917 году произошла мировая революция и была установлена диктатура пролетариата.

Конечно, рабочий класс может геройски трудиться, но не может видеть будущее и нести за него ответственность. Эта часть общества подобна детям, которые склонны делать то, от чего будут страдать все, но сам ребенок при этом остается невинным, потому что глуп. Для рабочих, получивших власть, нет никаких авторитетов ни в религии, ни в монархии, ни в богатстве. Их единственный авторитет — это удовлетворение насущных телесных потребностей, которому они приносят в жертву все. Их идеал — это создание материально-технической базы.

Тотальное обеспечение народа всем необходимым для удовлетворения чувств стало головой коммунистического общества. Так общественная система полностью перевернулась с ног на голову. Безбожие стало приниматься за религию, а религия — за безбожие. Мужчина и женщина стали подражать друг другу в стремлении стать равными. Высшие классы стали презираться, а низшие прославляться. Честностью стала наглость, а изобретение машин и приборов принималось за науку. Обучение свелось к подражанию и имитации. Люди полностью перестали сотрудничать с Богом.

тема

документ Интеграция
документ Унификация
документ Стандартизация
документ Сертификация продукции
документ Сертификат



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты