Управление финансами

документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка


Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Инновационное обучение

Инновационное обучение

Инновационное обучение

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Инновационное обучение
2. Инновационные технологии обучения
3. Инновационные методы обучения
4. Инновационные процессы обучения
5. Условия инновационного обучения
6. Инновационные системы обучения
7. Инновационные средства обучения
8. Результаты инновационного обучения

Инновационное обучение

Выделяют два направления в развитии образования – в духе традиционного уклада его организации и в духе инновационной стратегии, опирающейся на учет реальных перемен в характере общественного запроса к личности.

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанную системную организацию управления учебно-воспитательным процессом:

Первым элементом этой системной организации выступает сама личность учителя. Изменяется его позиция в отношении к ученику, к себе самому. Учитель выступает не только как проповедник предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и развития личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры приобщения ее к знанию.

Второй компонент – изменение функции и строения знаний, которые осваиваются в школе, а также способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знания перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции. Он становится инструментом познания и организуется в разных формах.

Третий существенный компонент реорганизации – решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого ученика и развития его личности, с чем связана ориентация не только на индивидуальные, но и на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта».

Четвертый компонент связан с отказом от репрессивной, подавляющей роли оценок.

Развивая социально значимые качества личности, тем самым совершенствуется ее индивидуальность. Исходя из этого вполне оправданным становится обращение современной школы к инновационному типу обучения. Он характеризуется прежде всего стимулированием активного отклика на возникающие перед человеком проблемные ситуации.

Это означает:

1) создание возможностей для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе;
2) усваивание учебного материала через познание мира, вступая с ним в активный диалог;
3) самостоятельный творческий поиск ответов на основе имеющегося опыта с одновременным обогащением его, а также последующее искание истины. Все это, безусловно, окажет огромное влияние на качественные изменения в индивидуальном развитии учащихся, что отразится в образе его деятельности, в стиле мышления. Кроме того, инновационное обучение имеет возможность формировать отношение учащихся к существующей культуре, способы накопления социального опыта и восприятия социальной системы, что в дальнейшем проявится в уровне социальной зрелости школьников в целом.

К системам обучения в условиях внедрения инноваций относятся: дифференцированное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение.

Дифференцированное обучение как система имеет прежде всего глубоко гуманную, человечную цель – создание оптимальных условий для развития личности. Достижение ее возможно, если внедрение данной системы будет предполагать решение задачи по наиболее полному учету индивидуальных различий учащихся. В этом смысле целесообразно говорить о реализации принципа природосообразности, история которого берет свое начало в Античности.

Инновационные технологии обучения

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере непрерывного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

Вероятно, мы не сможем представить себе механизм возникновения инновационной деятельности и условия, в которых этот механизм может работать, без осмысления психологических барьеров, неизбежно возникающих тогда, когда нужно выйти за пределы «своей системы» координат, привычных способов решения профессиональной задачи, своего представления о способах выполнения деятельности, осуществить переход, хотя бы кратковременный, на другую платформу, другую точку зрения. Такие переходы с иную культуру очень непросты.

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов.

Среди них наиболее распространенными считаются следующие:

• «метод конкретизирующих документов» – главное не допустить широты распространения новшества, объема содержания;
• «метод кусочного внедрения» – введение только одного элемента;
• «метод вечного эксперимента» – искусственная задержка в экспериментальном статусе;
• «метод отчетного внедрения» – искажение подлинного внедрения;
• «метод параллельного внедрения» – новшество сосуществует со старым.

Многие элементы не замещаются новыми, а продолжают действовать с ними и т.д.

К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

1. Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.
2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым и смешным в своих суждениях.
3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.
4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.
5. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («я-концепция»), характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи.
6. Ригидность («вязкость») мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания «в их окончательном понимании без возможности разнообразия».

Инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. Учитель должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становиться несчастным, утрачивает свободу. Свобода предполагает уважение себя, как личности. В обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Учителю полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности.

Но развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

Технология обучения — это то, что характеризует и организует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения. Следовательно, технология обучения - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности этого процесса на достижение высоких результатов в развитии личности студентов.

Такая система обучения состоит из следующих составных частей:

• цели обучения;
• содержание обучения;
• мотивация и средства преподавания;
• организация учебного процесса;
• студент;
• преподаватель;
• результат деятельности.

Технология обучения включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.

Рассматривая технологии обучения, нельзя не остановиться на современных электронных средствах, которые можно назвать элементом стратегии инновационного обучения. Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель обучения: дисциплины перегружены избыточной информацией. Стратегия инновационного обучения предполагает такую организацию управления учебно-воспитательным процессом, в которой личность преподавателя по-прежнему выступает как ведущий элемент, но меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Изменяется характер управления, воздействия на студентов. Изменяется и позиция студента.

Одной из приоритетных задач образования, связанных с инновационной стратегией, прежде всего является обучение самих организаторов учебного процесса, то есть преподавателей.

Обучение преподавателей имеет три основных цели:

• освоение нового стиля управления;
• освоение нового типа аналитического мышления, которое в свою очередь будет являться продуктивным;
• формирование новых способов социальных взаимодействий, направленных на совместное выполнение проектов, программ.

Если сегодня появляется новая технология, то должна быть и система оценки данной технологии.

Так, показателями могут выступать результаты сопоставления технологий по блокам:

• учебно-методическим;
• организационно-технологическим;
• техническим.

Кроме того, желательным является привлечение экспертов-специалистов, способных оценить технологию с методической точки зрения и с точки программной реализации.

Поскольку при сопоставлении технологий могут использоваться показатели, измеряемые в самых разных шкалах (например, по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или в баллах), результат сопоставления не может быть выражен в форме строгого ранжирования технологий от лучшей к худшей. Выбор технологии определяется квалификацией лица, личного опыта и представления об относительной важности отдельных блоков.

Распространению современных инновационных технологий в учебном процессе мешает ряд значимых факторов, таких как:

• недостаточная оснащенность учебных заведений компьютерными и электронными средствами обучения;
• как правило, отсутствие выхода учебных заведений в Internet и другие международные информационные сети;
• нехватка научно-методической базы (электронных пособий, лабораторных и контрольных работ, тестов и т.д.) для проведения учебных занятий;
• недостаточная квалификация преподавателей в области современной компьютерной техники, незнание ими как программного обеспечения, так и технологии преподавания;
• и как следствие этого, недостаточные знания учащихся в области обращения с компьютерами, с материалом, представленным в электронном виде;
• отсутствие должного внимания руководителей учебных заведений этой методике обучения.

Решению этих вопросов может способствовать:

• переквалификация преподавателей для освоения новых инновационных технологий обучения;
• поощрение разработки преподавателями новых методических мультимедийных пособий;
• проведение on-line конференций, лекций, семинаров и других учебных мероприятий по сети Internet и другим информационным сетям;
• развитие сети мультимедийных классов, лабораторий и библиотек в учебных заведениях;
• увеличение количества академических часов обучения работе на компьютере, в Internet, с электронными обучающими средствами;
• проведение научно-просветительской работы среди учащихся по современным информационным технологиям.

Такие средства позволили бы не только улучшить качество образования, но и донести знания до большего количества человек.

Особенно эффективным способом введения новых инновационных технологий в образовании является разработка и внедрение дистанционного обучения через локальные и глобальные мировые сети. К сожалению, такие примеры в нашей стране пока единичны, но развитие именно этого типа обучения сулит перспективы для жителей удалённых от крупных городов районов, сёл, инвалидов, занятых на работе людей, стремящихся получить основное или дополнительное высшее или специальное образование. Таким образом, дистанционно можно сдавать экзамены в вузы, получать консультации преподавателей, тестироваться на знание предметов и т.д.

Инновационные технологии в обучении позволяют не только донести образование в массы, повысить его качество и ускорить процесс приобретения знаний, но и сделать образование более доступным в материальном плане, что не маловажно в настоящее время. За новыми компьютерными и информационными технологиями наше будущее.

Инновационные методы обучения

Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Об инновациях в казахстанской образовательной системе заговорили с 90-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса.

В ней выделяют следующие действия:

• определение потребности в изменениях;
• сбор информации и анализ ситуации;
• предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
• принятие решения о внедрении (освоении);
• собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
• институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

Основная закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном казахстанском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В казахстанских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда казахстанских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.

Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Дабы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят в науке, - структуры.

Всякий процесс (особенно когда речь идёт об образовании, да ещё о его развитии) представляет собой сложное динамическое (подвижное, нестатичное) образование - систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам инновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен.

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в “веер“ задач, разработки содержания инновации и т.д. Не будем забывать, что все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности, как известно, не входят, но при игнорировании коих инновационный процесс был бы парализован или протекал бы неэффективно.

Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. В ней также отражаются отношения участников планируемых частных нововведений. Достаточно директору сейчас написать в столбик функции каждого из названных субъектов и расположить их в порядке значимости выполняемых в инновационном процессе ролей, как моментально весомой, значимой увидится эта структура.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в школе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, мы обращаем внимание руководителей на то, что управление процессом развития конкретной школы требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.

Структура жизненного цикла. Особенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) - зрелость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов) - рутинизация (имеется в виду достаточно длительное использование новшества - в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) - кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей применить его в новых областях) - финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).

Специалист в области педагогической инноватики академик В.И. Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационных процессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности.

Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или - наиболее полно - в виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.

Каждый компонент этой структуры имеет своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития школы) включает проблемно ориентировочный анализ деятельности школы, формирование концепции новой школы и стратегии её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.

Влияние инновационных изменений на здоровье учащихся должно прослеживаться руководителями школ особенно тщательно.

Учебная нагрузка, режим занятий определяются Уставом школы на основе согласований с органами здравоохранения. Расписание занятий должно включать достаточно продолжительный перерыв, необходимый для питания школьников. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания и технологий образования, коллектив и руководитель школы обязаны учитывать недельную загруженность учащихся уроками.

Школьные нововведения всегда затрагивают интересы населения, условия труда и занятости педагогов. Некоторые школы отходят от традиционного построения учебного года: меняют сроки изучения учебных курсов, экзаменов, выделяют дни и даже недели для самостоятельных занятий, переносят, иногда удлиняют время каникул.

Инновационные процессы обучения

Инновация — это нововведение, изменение. Обучение подвержено изменениям не менее чем другие сферы жизни и деятельности человека. Новаторство и традиции — две стороны развития культуры, образования и всего общества в целом. Различные соотношения традиций и новаций дают культурологам основание для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над новаторством. В современных — новаторство является базовой ценностью. Одно и то же общество может переживать различные периоды.

Еще сравнительно недавно термины «инновация», «инновационный процесс» в отечественной педагогической литературе почти не употреблялись. Сегодня ситуация иная. И хотя трактовка содержания этих терминов в разных работах имеет существенные отличия, они уже используются весьма широко.

Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновации, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта.

Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность.

В условиях социально-экономического кризиса изменяется место высшего образования в системе жизненных ценностей российских студентов, ориентации на специальность и формы получения образования, установка на дальнейшую профессиональную деятельность. Образование постепенно становится прагматической узкоутилитарной ценностью. Приоритет среди вузов в настоящее время молодыми людьми отдаётся экономическим, юридическим, гуманитарным. При этом преобладает стремление получить образование в возможно хорошие сроки, чтобы занять наиболее выгодное в материальном отношении место.

Наиболее целеустремлённая молодёжь в целом сознаёт, что хорошая качественная подготовка, специальные знания, готовность повышать и изменять квалификацию становятся важными составляющими жизненного успеха. Задача образовательных структур — чутко реагировать на новые запросы общественного развития, студенчества, своевременно трансформируя цели, планы, методы и формы высшего образования.

Проблемы, стоящие перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического начал. В поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единственными источниками развития системы образования.

Важным показателем качества образования является обращение к духовности, общечеловеческим ценностям, богатству мировой культуры. Гуманизация образования (в том числе высшего и профессионального) стала общественно необходимой в современных условиях.

Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики — это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений.

Условия инновационного обучения

В рыночных условиях высшей школе стали предъявляться все более жесткие требования: готовить больше и лучше образованных людей, способных адаптироваться к изменениям в условиях труда и технологиях на протяжении жизни. В настоящее время в основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технологии электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, кейс-стадии (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов и др. Изменение технологии обучения должно быть направлено на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной - по руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально практической деятельностью студентов. Деятельность преподавателя должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для сознательного выбора студентом «образовательной траектории» (индивидуального выбора учебных дисциплин и очередности их изучения), на уточнение целей, которые ставит перед собой студент, на помощь студенту в планировании своей деятельности, на консультирование по применению конкретных учебников, средств, приемов, методов обучения.

Продуктом учебной деятельности является изменение самого человека. Он изменяет себя сам, узнавая новое, приобретая новые знания, умения и навыки, осваивает новый социальный опыт. Поэтому в развитии современного образования закономерными являются инновационные процессы, целью обучения в которых является развитие у студентов возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого критического мышления. Выявление условий инновационного обучения позволяет вскрыть механизм и уровень разработанности образовательных технологий, обеспечивающих высокую эффективность результатов учебной деятельности, поэтому инновационность рассматривается как методологический принцип в педагогике.

Инновации в образовании можно понимать как внесение нового, как изменение, совершенствование, улучшение уже существующего, их можно охарактеризовать как имманентную характеристику образования, вытекающего из его смысла, сущности и значения. Основные идеи инновационных подходов несут в себе прогрессивное начало, позволяют в изменяющихся условиях и ситуациях эффективнее, чем раньше, решать задачи обучения и воспитания. Вместе с тем опыт работы доказывает, что передовое всегда сохраняет многое из традиционного, и, поэтому необходимо уважительное, бережное отношение к традициям, которые являются базой создания инновационного обучения. Инновационное обучение предполагает подготовку психологически адекватной, целеустремленной, саморазвивающейся личности и специалиста, востребованного на рынке труда. Современные образовательные технологии позволяют человеку «строить себя», определять свой личностный и профессиональный рост. Фактически человек сам создает виртуальную «архитектуру» своей компетенции. Поэтому перед преподавателем встает вопрос: «Какие изменения в организацию современного образовательного процесса (его формы, методы) необходимо внести, чтобы содействовать качественной подготовке специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности?».

Одним из способов разрешения данной ситуации является личностно-ориентированный подход в обучении студентов.

Личностно-ориентированный подход может иметь большие перспективы в вузе, так как в современных условиях большое значение приобретает преподавание, обращенное к студенту, как наиболее полно удовлетворяющее потребности каждого в объеме получаемых знаний.

Впервые в системе образования нашей страны интересы человека, познающего истину, ставятся на первое место. В субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса происходит обмен не только знаниями, но и личностными смыслами. А смысловой уровень педагогического процесса ставит в центр внимания индивидуальность, внутренний мир обучающегося. Только компетентностный подход обеспечивает качественную подготовку специалиста в определенных областях (компетенциях) и проявляется в личностно-ориентированной деятельности. Поэтому проявление компетентности оценивается на основе сформированной совокупности знаний, умений, навыков (интегративно отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях.

Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней. Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки специалиста, категории результата образования (И.А. Зимняя).

Анализ сущностных характеристик компетентности свидетельствует о том, что компетентностный подход позволяет: перейти от ориентации на воспроизведение знаний к применению и организации знания; положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполнения задач; поставить во главу угла междисциплинарно интегрированные требования к результату образовательного процесса; увязать более тесно цели с ситуациями применения (используемости) в мире труда; ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.

По мнению И.А. Зимней, «профессионал» это человек в совершенстве владеющий предусмотренными профессиональной деятельностью действиями, операциями, выполняемыми качественно. В то время как компетентный человек - это человек, который демонстрирует готовность (мотивированную способность) выполнять основные операции на уровне нормы, которому присущи такие личностные качества, как ответственность, организованность, целеустремленность, для которого характерна адекватность взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом. Из приведенной интерпретации видно, что профессионализм - это всего лишь один из компонентов компетентности. В то время как сущностной характеристикой компетенции является направленность: на эффективность профессиональной деятельности, глубокое знание своего дела; на интеграцию знаний, способностей, установок, оптимальных для выполнения трудовых действий; на умение работать эффективно в широком формате контекстов с высокой степень саморегулирования, саморефлексии.

Данные характеристики обеспечивают высокий профессионализм специалистов, диспозиции личности как предрасположенность к самоорганизации, умение в новых ситуациях самостоятельно актуализировать и применять знания.

Инновационные системы обучения

Кардинальные преобразования в государственно-политической и социально-экономической жизни в стране, модернизация образования актуализировали поиски по созданию инновационных образовательных систем, по осмыслению категориального аппарата современной педагогики и педагогической психологии. В сфере современного российского образования существует большое число концепций, проектов и моделей инновационного образования, отличающихся от традиционного обучения и воспитания по философско-мировоззренческим, психолого-педагогическим, дидактико-методическим основаниям. Большинство моделей предложено практиками образования и учеными-педагогами; ряд моделей предложен психологами.

Школа диалога культур обоснована в работах философа В. С. Библера, его учеников и последователей. Суть подхода состоит в особом понимании содержания и смысла самой идеи образования в контексте идеи культуры. В качестве основного идеала и ценности современного образования Школа диалога культур полагает человека размышляющего, самостоятельно изменяющего себя, свободного, творческого. Выпускник Школы диалога культур должен развить у себя культуру мышления и нравственную культуру, освоить культуру формирования, преобразования и пополнения знаний и умений, сформировать способности к внутреннему диалогу и межкультурному диалогу. Концепция Школы диалога культур построена на следующих положениях.

Переход от идеи "образовательного человека" - к идее "человека культуры". Выпускник Школы диалога культур должен освоить не готовые знания, умения и навыки, а культуру их формирования и изменения, трансформации, преобразования; он должен владеть знаниями о путях изменения знаний, умениями изменять и обновлять умения.

Углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе - это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной или прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., но это суть самой мысли. Мышление есть внутренний диалог человека с самим собой, с другими. Реализация принципа диалогизма мышления осуществляется в школе через идею диалога культур.

Обучение в Школе диалога культур строится как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в ее исходное начало. У учащихся целенаправленно развивается способность понимать не столько наличное бытие вещей, сколько возможность бытия и возможность мысли. Иначе говоря, основным в обучении полагается умение учащихся ставить познавательные проблемы и искать способы их решения.

Основное содержание учебного курса в Школе диалога культур - это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга. Ученик, осваивая эти "точки превращения", развивает в себе субъекта творческой мысли.

Одной из систем инновационного образования является личностно-ориентированное обучение И. С. Якиманской. Ключевым понятием в концепции личностно-ориентированного обучения является понятие субъектного опыта. Его суть сводится к утверждению, что каждый ученик является носителем неповторимого личного опыта, а потому он изначально является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется. Основная функция школы состоит в максимальном выявлении и окультуривании субъектного опыта, в обогащении его общественно-историческим опытом.

Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены векторов в педагогике: от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержке. При таком подходе существенно меняется функция обучения: его задача - не планировать общую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющего у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развивать себя как личность. В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

Важное место в личностно-ориентированном обучении отводится изучению личности ученика. Школа призвана выявить имеющиеся у каждого ученика психофизиологические возможности, присущее ему мироощущение, интересы, жизненные ценности и устремления и направить в социально значимое русло, обеспечить динамику индивидуального развития с опорой на исходные данные ученика. При этом результаты психологического изучения ученика не подгоняются к определенной мерке, не сравниваются с возможностями другого, а рассматриваются как данность, с которой школа должна работать применительно к каждому ученику, определяя индивидуальную траекторию развития, своеобразную "вертикаль" его личностного роста.

Оригинальные системы развивающего образования были разработаны применительно к ступени дошкольного образования. Некоторые из них будут изложены в разделе III данного учебника.

В развивающем образовании традиционные проблемы педагогической психологии - соотношения обучения и развития, научного метода, психодиагностики, педагогической деятельности и профессионального педагогического образования - наполнились новым смыслом и потребовали своего переопределения.

Инновационные средства обучения

Сфера образования в начале третьего тысячелетия по праву занимает позиции одной из наиболее инновационных отраслей, именно она определяет создание инновационного климата и развитие общества в целом. В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологические инновации.

На современном этапе развития общества вполне уверенно можно говорить о формировании единого образовательного и информационного пространства, предоставляющего возможность оперативного обмена инновациями в образовательном процессе и результатами научно-исследовательской деятельности. На сегодняшний день все более осознается необходимость формирования у людей нового целостного миропонимания и мироощущения, которые были бы адекватны последним достижениям фундаментальных наук. Такой человек вполне осознает целостность картины жизни, свое предназначение в ней, а также предполагает гармонизацию отношений в системах человек-человек, человек-природа, общество-природа. Это необходимый минимум, который позволяет ориентироваться во все более усложняющемся мире.

В современный лексикон прочно вошли понятия, характеризующие эпоху нового тысячелетия: информационная цивилизация, технотронное общество, глобальная компьютерная сеть. На сегодняшний день сама информация становится основным ресурсом в высшем образовании. Современное общество настолько сложно, объем информации настолько велик, что в процессе обучения студентов, начиная с первого курса, не обойтись без технических средств обучения, которые помогают ориентироваться в огромном море информации. В последнее время четко обозначается тенденция избытка информации. Одним из выходов в этой ситуации должна, по нашему мнению, стать задача создания системы профессиональной вузовской подготовки специалистов с использованием технических средств обучения, мультимедийных технологий.

Сформировавшееся единое информационное пространство можно рассматривать как величайшее открытие новейшего времени, соизмеримое с открытием и освоением новой среды обитания и деятельностной экспансии человеческой цивилизации. Фундаментальным следствием этого процесса является усложнение объективной реальности. Современная объективная реальность состоит из трех условно различаемых компонентов: классической реальности, с ее традиционной информационной инфраструктурой, виртуальной сетевой реальности и зоны взаимодействия первой и второй. Эта структура реальности кардинальным образом меняет весь мир человеческой цивилизации. Экспансия всех сфер и направлений деятельности в виртуальную среду: науки, образования, культуры, социально-культурной деятельности, межличностных коммуникаций, бизнес структур предъявляет новые требования к специалистам. Современный специалист, прежде всего, должен быть готовым к профессиональной деятельности во всех планах реальности.

Однако, как отмечалось выше, наблюдается устойчивая тенденция переизбытка информации. До определенного времени в отечественном образовании было принято считать, что студенту необходимо больше знаний, потому что знание это сила, так как позволяет распоряжаться своей жизнью. Но на современном этапе человеческой цивилизации произошло достаточно серьезное изменение: важным является не факт сбора как можно большего количества информации на определенную тему, а актуализируется проблема так называемого информационного отбора.

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач духовно-просветительского, социально-экономического и других аспектов развития общества. В этом плане Опыт международного сообщества по совершенствованию системы управления образованием является достаточно ценным. Одним из путей обеспечения требований реалий современности к качеству подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании является создание и внедрение в работу систем управления качеством образования, соответствующим требованиям стандартов ИСО 9000.

Исходя из этого, задачей преподавателей высших учебных заведений становится разработка новых общемировоззренческих, философских концепций образования, на основе которых создается стратегия и тактика выбора образовательных приоритетов, осознание того факта, что высшее образование становится решающим фактором развития, трансформации и совершенствования российского общества.

Одной из важных целей образовательной деятельности, по нашему мнению, становится формирование нового образа мышления, новой системы ценностей за счет активного использования технических средств обучения, мультимедийных технологий в повседневной практике преподавания. Немногим более полувека тому назад использование технических средств обучения в преподавании было достаточно ограниченным. Сегодня ситуация кардинально изменилась, инновационные средства обучения широко применяются в высших учебных заведениях в образовательном процессе.

Инновационные средства обучения повышают интерес к изучению дисциплины. Новая методология в организации учебного процесса с применением технических средств обучения, изменение характера работы студента способствуют повышению интереса к образовательному процессу. На сегодняшний день методологической основой естественных, гуманитарных и философских наук становится концепция метаобразования, в которой демонстрируются принципы гуманитарного знания, необходимые для анализа цивилизационной жизни как смыслового целого.

Таким образом, инновационные средства обучения, компьютерные технологии повышают интерес к изучению дисциплины. Система высшего образования является мощным фактором социального прогресса, определяющим судьбу страны на большую перспективу. В период неконтролируемого развития техногенной цивилизации, девитализации человеческого существования, технизации человека в субстратном и функциональном аспектах роль высшего образования особенно актуализируется. Именно высшее профессиональное образование определяет качество того интеллектуального потенциала, который способен генерировать новые идеи для создания более совершенных систем управления и организации. Современный мир подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться интеллектуально-образовательным потенциалом человека и общества. Одной из приоритетных ролей, остающихся за высшим профессиональным образованием, является сбережение, развитие, распространение знаний и социального опыта в различных формах путем научного исследования и интеллектуального творчества. Это касается естественных, гуманитарных и общественных наук и предусматривает учет потребностей общества, его социально-экономического и культурного развития в русле приоритетных мировых тенденций. В условиях глобализации качество социализации, адаптации человека к постоянно меняющейся социокультурной реальности не вполне учитывается в образовательной системе.

Результаты инновационного обучения

На всех этапах развития школы на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя, из этого вытекают функции учителя нового типа:

1. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона.
2. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
3. Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.

Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.

Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.

Рейтинг (от английского «rating») - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося.

Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:

• учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего учебного года;
• более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;
• создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
• позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником.

Учебное портфолио. Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.

Мониторинг. Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.

Сундук регалий

Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся можно назвать методику "Сундук регалий". "Сундук" составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.

«Сундук регалий» может включать:

• документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;
• характеристики, данные педагогами;
• моя уникальность;
• членские удостоверения учреждений и организаций;
• рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы;
• перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);
• личные замечания и другие оценки;
• спортивные свидетельства.

Данный список, несомненно, открыт, и учитель может его дополнить по своему усмотрению.

Шотландский аттестат

Данная методика отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором.

Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным.

В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения.

Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ, и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».

Тетрадь – паспорт

Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи - характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».

Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.

Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствуют изменению стиля педагогической деятельности учителя, создают условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и преподавателями, формируют у них адекватную самооценку.

тема

документ Инновационная политика
документ Инновационные проекты
документ Инновационные технологии
документ Инновация



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Налог на профессиональный доход с 2019 года
Цены на топливо в 2019 году
Самые высокооплачиваемые профессии в 2019 году
Скачок цен на продукты в 2019 году
Бухгалтерские изменения в 2019 году

Налоговые изменения в 2019 году
Изменения для юристов в 2019 году
Изменения для ИП в 2019 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2019 году
Административная ответственность в 2019 году
Алименты в 2019 году
Банкротство в 2019 году
Бизнес-планы 2019 года
Взносы в ПФР в 2019 году
Вид на жительство в 2019 году
Бухгалтерский учет в 2019 году
Выходное пособие в 2019 году
Бухгалтерская отчетность 2019
Государственные закупки 2019
Изменения в 2019 году
Бухгалтерский баланс 2019
Декретный отпуск в 2019 годуы
ОСНО
Брокеру
Недвижимость


©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты