Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Полезные статьи » Малообеспеченная семья

Малообеспеченная семья

Малообеспеченная семья

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Малообеспеченная семья 2018
2. Малообеспеченная семья
3. Помощь малообеспеченным семьям
4. Малообеспеченная семья документы
5. Статус малообеспеченной семьи
6. Работа с малообеспеченными семьями
7. Оформление малообеспеченной семьи
8. Бесплатное питание малообеспеченным семьям

Малообеспеченная семья

В Российской Федерации существует множество разнообразных льготных категорий граждан. Это ветераны боевых действий (в частности, Великой Отечественной войны) и многодетные родители, и инвалиды. Им обеспечивается материальная помощь, пособия, выплаты, а также различные натуральные льготы – например, снижение стоимости коммунальных услуг или предоставление бесплатных лекарственных средств.

К льготным категориям граждан относятся также и малоимущие семьи. Однако многие не смогут дать точное определение малоимущей семье.

Какие семейства признаются государством малоимущими? Сколько необходимо зарабатывать родителям, чтобы получить такой льготный статус? Какие привилегии предоставляются этой категории? Какие факторы учитываются при определении статуса семейства?

Ответы на все эти вопросы вы сможете найти в нашей статье. Прочитав ее, вы узнаете:

• по каким параметрам правительство определяет малоимущие семьи;
• какой доход считается пороговым для этой льготной категории;
• каким образом рассчитывается доход на одного члена семьи;
• какие льготы и привилегии положены малоимущим.

Для того чтобы определить эту льготную категорию, для начала разберемся с необходимым составом семьи.

Согласно законодательству, любое семейство (независимо от его состава) вправе воспользоваться льготами для малоимущих граждан. Это может быть полная или неполная семья, бездетные супруги, супружеская пара с приемным ребенком, одинокий усыновитель, родитель-одиночка и так далее.

Как видите, семьи любого состава (независимо от наличия детей обоих родителей) могут быть признаны имеющими право на социальную льготу. Несмотря на это, некоторые категории имеют право на дополнительную помощь. Самыми привилегированными среди всех перечисленных являются многодетные родители, матери-одиночки, а также семьи, в составе которых есть инвалиды или граждане пенсионного возраста.

При учете состава семейства учитываются следующие его члены:

• родители и дети;
• супруги;
• бабушки и дедушки;
• приемные родители и приемные дети;
• пасынки и падчерицы, мачехи и отчимы;
• опекуны и попечители.

Таким образом, каждый из этих лиц будет учитываться при расчете количества членов семьи. Обязательным требованием является постоянная регистрация каждого из них по одному и тому же адресу – таким образом, все граждане должны жить в одной квартире или одном доме.

Чтобы определить, являются ли граждане малоимущими, правительство использует систему расчета среднего дохода на каждого из членов семейства. Более подробно об этой системе мы поговорим чуть ниже, поскольку она требует подробного разъяснения.

При определении статуса граждан, правительство использует следующие два фактора:

• доход семейного бюджета;
• прожиточный минимум в регионе, в котором прописана данная семья.

Необходимо отметить, что если в составе семейства есть взрослый работоспособный человек, который не состоит на учете на бирже труда и в состоянии работать и зарабатывать, то эти граждане не могут быть признаны малоимущими ни при каких условиях. Это связано с тем очевидным фактом, что сознательно тунеядствующие граждане не должны получать никакой социальной помощи от государства.

Этот показатель самый важный для определения социального статуса. Для его расчета используются семейные доходы за предыдущие три месяца. Все официальные денежные поступления каждого из взрослых и трудоспособных членов, а также пенсии и стипендии суммируются, а затем делятся на три – таким образом получают среднюю ежемесячную сумму дохода семейного бюджета. После этого полученное число делится еще раз на количество членов семейства. Какие граждане считаются членами семьи, было указано в предыдущем разделе статьи.

Для определения социального статуса граждан этот показатель сравнивается с прожиточным минимумом в регионе. Если семейный бюджет не превосходит эту планку, то семья получает льготный статус и все сопутствующие социальные выплаты, пособия и льготы.

Чтобы получить льготные привилегии, представитель семейства должен обратиться в социальные службы – местный отдел органа социальной опеки.

Заявителю необходимо принести с собой следующий пакет документов:

• личные бумаги (и их ксерокопии) каждого из членов семьи;
• пенсионные удостоверения граждан преклонного возраста (если таковые есть в составе);
• документы по инвалидности (если в составе есть инвалиды);
• свидетельство многодетной семьи (если вы относитесь к этой категории);
• справки об уровне доходов семейного бюджета. Это справки по форме 2-НДФЛ на каждого из работающих граждан. Если какой-либо из взрослых трудоспособных людей стоит на учете на бирже труда, потребуется справка, подтверждающая это. От студентов, получающих стипендию, понадобится справка из высшего учебного заведения;
• выписка из домовой книги. Как уже говорилось, обязательным требованием является постоянное проживание на одной жилплощади. Поэтому данная справка просто необходима.

После подачи пакета документов сотрудники социальной службы в течение недели будут рассматривать ваше заявление (считать ваш доход, проверять достоверность всех представленных справок и так далее), после чего вынесут свое решение и известят вас о нем в письменной форме.

Государство предусматривает малоимущим семьям следующие социальные льготы:

• пособия по уходу за ребенком до достижения им восемнадцати лет;
• снижение стоимости коммунальных услуг;
• предоставление субсидии на улучшение жилищных условий.

Помощь малообеспеченным семьям

Система социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, до недавнего времени практически не учитывала наличие реальной потребности (нуждаемости граждан) в предоставляемых государством пособиях и выплатах. Фактически до сих пор помощь и льготы малообеспеченным семьям предоставлялись только в случае соблюдения дополнительных условий — и то, преимущественно за счет средств региональных бюджетов. В первую очередь дополнительная помощь предусматривалась семьям с ребенком-инвалидом, детям из неполных семей или многодетным, которые являются малообеспеченными в связи с отсутствием полноценной возможности для осуществления трудовой деятельности.

Власти планируют продолжать начатый годом ранее переход от действовавшего долгие годы принципа категориальности в назначении социальных выплат и все шире применять принцип адресности. Это значит, что льготы и пособия будут начисляться не определенным категориям лиц, а только конкретным гражданам, которые в этом действительно нуждаются. При этом для получения помощи граждане, имеющие на нее право, должны будут самостоятельно заявить о своей нужде, подтвердив это документально и получив официальный статус малоимущей семьи.

Цели оказания государственной помощи в виде пособий и льгот оговорены в ст. 3 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Среди них:

• поддержка семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (ПМ);
• адресность использования бюджетных средств;
• снижение уровня социального неравенства;
• повышение доходов малообеспеченных граждан.

Однако зачастую реальная помощь семьям при получении статуса малоимущей семьи в виде дополнительных пособий и льгот крайне незначительна, и многие родители опасаются возникновения после этого пристального внимания к семье со стороны органов опеки.

Малоимущими граждане признаются по решению органов местного самоуправления в случае, если семейный доход в расчете на одного человека составляет менее установленной законом величины.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», семья считается малообеспеченной, если среднедушевой доход каждого ее члена находится ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ по месту проживания.

Региональный ПМ отличается от федерального — может быть выше или ниже с учетом стоимости товаров первой необходимости, формирующих потребительскую корзину.

Размер прожиточного минимума периодически (ежеквартально) пересматривается в сторону повышения.

Показатель ПМ отличается (устанавливается в отдельности) для трудоспособных лиц, пенсионеров и детей, а также в среднем на душу населения.

Согласно законодательству, семьей в общем случае считаются граждане, которые проживают вместе и ведут общее хозяйство:

• супруги;
• родители (один или оба) и дети (в том числе приемные, усыновленные, переданные под опеку);
• бабушки/дедушки и внуки;
• отчим/мачеха и их пасынки/падчерицы.

Среднедушевой доход семьи рассчитывается на основании Федерального закона № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». По факту, первоочередное право на господдержку в качестве нуждающихся имеют неполные и многодетные семьи, а также те, в составе которых проживают инвалиды и пенсионеры — в силу объективных обстоятельств их среднедушевой доход зачастую не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Однако есть и дополнительные критерии для определения семей, нуждающихся в господдержке. Например, одинокий родитель может подавать документы на получение соцпомощи. А пара, в которой муж с женой проживают совместно и состоят в гражданском браке, либо официально зарегистрированы, но живут раздельно, — за такой поддержкой обращаться не в праве. Не будут отнесены к малоимущим и те семьи, в которых один из родителей сознательно тунеядствует или злоупотребляет алкоголем.

Помощь малоимущим семьям с детьми оказывается в виде денежных пособий (социальных выплат) и других видов социальной поддержки:

• Ежемесячные пособия на ребенка могут дополняться целевыми выплатами. Например, в Москве практикуется доплата кормящим матерям на питание, предоставление доступа на молочную кухню и выдача бесплатных лекарств по рецепту детям до 3 лет.
• Если семья нуждается в жилье, она может стать в специальную очередь для малоимущих и, после того, как дойдет очередь, по договору соцнайма бесплатно пользоваться квартирой. Это оговорено в Жилищном кодексе (ЖК) РФ. Предусмотрена также социальная ипотека по льготной стоимости.
• Если более 22% семейного дохода тратится на оплату коммунальных услуг, семья имеет право на субсидию. В разных регионах процентный показатель может меняться (к примеру, в Москве он составляет 10%). Субсидия предоставляется и владельцам, и нанимателям жилья на 6 месяцев, после чего документы нужно подавать заново.
• Согласно ст. 217-219 Налогового кодекса (НК) РФ, малообеспеченным семьям положены налоговые льготы и вычеты. НДФЛ не начисляется на единовременные адресные выплаты. Ежемесячный налоговый вычет предоставляется за каждого ребенка в семье, а если она не полная — в двойном размере.
• Во многих областях после рождения третьего ребенка одноразово выплачивается региональный материнский капитал.

Таким образом, социальная поддержка малообеспеченных граждан зачастую осуществляется независимо друг от друга как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ежемесячная выплата на ребенка из многодетных малоимущих семей до 3 лет

На основании президентского Указа № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», регионам предоставляется право самостоятельно выбирать категории многодетных семей, которым будет предоставляться матподдержка. Определение многодетности при этом также несколько меняется в зависимости от конкретного региона.

В общем случае многодетной в России считается семья, в которой воспитываются трое и более несовершеннолетних детей. Данные семьи характеризуются высокими социальными рисками, в связи с чем им оказывается дополнительная материальная поддержка со стороны государства.

Ежемесячные пособия на детей из многодетных семей назначаются в качестве стимула к повышению рождаемости в стране. Они были введены после подписания Президентом Указа № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». В регионах с высокими показателями рождаемости данная выплата не устанавливалась.

Условия назначения пособия в регионах (учет среднедушевого дохода многодетной семьи)

Порядок предоставления соцпомощи, в том числе начисления пособия, в регионах регулируется самостоятельно с учетом особенностей местного законодательства (п. 2 ст. 6 Федерального закона № 134-ФЗ). Главные основания для его получения — многодетность наряду со среднедушевым доходом на каждого члена семейства ниже величины прожиточного минимума.

Условия получения пособия схожи во всех регионах:

• рождение в семье 3-го ребенка и последующих детей;
• возраст ребенка, на которого начисляется пособие, до 3 лет;
• малыш должен быть рожден после 31 декабря 2012 года (для некоторых субъектов РФ, принявших соответствующие законы позднее, этот срок может отличаться);
• регистрация заявителя на получение выплаты в регионе, включенном в список с пониженной рождаемостью;
• нуждаемость семьи (среднедушевой доход не выше установленного в данной местности).

Пособие многодетным семьям на третьего ребенка выплачивалось в 69 регионах с невысокими показателями рождаемости. После прироста количества новорожденных до средних показателей по РФ, выплата по общим правилам должна сохраняться еще на протяжении 2 лет.

Право на получение детских соцпособий нужно подтверждать ежегодно.

Заявитель в срок с 1 января по 30 сентября ежегодно подает документы о доходах каждого члена семьи за истекший год. Обращаться следует в Управления соцзащиты населения или в ближайший офис Многофункционального центра (МФЦ) по месту регистрации.

При обращении в одну из перечисленных организаций требуются следующие документы:

• заявление на получение пособия на третьего и последующего ребенка до 3 лет;
• паспорта заявителя и второго родителя (если он есть) с отметками о регистрации;
• детское свидетельство о рождении;
• справка о составе семьи;
• документ, подтверждающий регистрацию ребенка (например, выписка из домовой книги);
• свидетельство о браке (если есть);
• документ об установлении отцовства (если актуально);
• справку с места службы, работы или учебы каждого родителя с указанием доходов за последние полгода;
• выписку из трудовой книжки или другого документа о последнем месте работы;
• если один из родителей не состоит в трудовых отношениях — документ, объясняющий причину отсутствия доходов (например, справку из центра занятости о признании безработным);
• номер пластиковой карты или счета в сбербанке, куда будут переводиться выплаты;
• другие необходимые документы (в случае, если родитель уклоняется от уплаты алиментов; если второй родитель умер или признан безвестно отсутствующим; если ребенок был усыновлен или передан в семью под опеку).

Некоторые документы имеют ограниченный срок действия. Стоит это учитывать при обращении в Управление соцзащиты.

Ранее детские пособия выплачивались на основании категориального принципа, когда выплата назначается определенной категории граждан без установления дополнительных требований (критериев) в пределах страны или одного региона.

Однако из-за дефицита бюджета с подачи Президента и Правительства РФ начался переход на адресные выплаты с учетом нуждаемости каждой определенной семьи. Пока эти принципы детально не разработаны, и каждый регион устанавливает свои требования.

По словам Президента, никакие из социальных выплат при этом не подлежат отмене. Однако принципы адресности и нуждаемости в перспективе планируется применять к большинству видов выплат на детей. При определении критерия нуждаемости прогнозируется также расширение полномочий регионов.

Ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям

Федеральным законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены ежемесячные выплаты на детей в возрасте до 16 или 18 лет.

В соответствии со ст. 16 данного ФЗ, размер пособия варьируется в зависимости от содержания нормативных актов субъектов РФ.

Критерий нуждаемости в законе в настоящее время не прописан, но его планируется повсеместно использовать:

• Специалисты считают, что отсутствие упоминания нуждаемости граждан в отношении ежемесячного пособия на ребенка не только не мешает, но и позволяет применять этот критерий уже сейчас.
• Показатель нуждаемости в некоторых регионах при назначении пособия уже используется и сейчас. Например, в Астраханской области базовое детское пособие размером 345 руб. (или 690 руб. для матерей-одиночек) получают семьи со среднедушевым доходом ниже 110% ПМ. В Москве на детей до 1.5 лет и 3-18 лет выплачивается 1500 руб., а для возраста 1.5-3 года — 2500 руб. только в случае, если доход на каждого члена семьи ниже ПМ.

Во многих регионах критерии назначения пособия будут пересмотрены в сторону усиления. Если регионы откажутся учитывать принцип нуждаемости, они не получат дополнительных федеральных субсидий.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет малообеспеченным семьям

На данный момент ежемесячное пособие (компенсация) по уходу за ребенком 1.5-3 лет предоставляется только трудоустроенным гражданам по месту работы и составляет 50 рублей (или выше пропорционально районному коэффициенту к заработной плате). В связи с этим перед родителями возникает дилемма: жить на имеющиеся деньги или выходить работу? На фоне недостатка мест в яслях и в случае, если женщина одинока и не имеет родственников, задача значительно усложняется.

В связи с этим летом 2015 года премьер-министр РФ поручил Правительству рассмотреть вопрос о возможности введения ежемесячной адресной помощи в более приемлемом размере семьям с детьми от 1.5-3 лет, которые могут быть отнесены к категории нуждающихся.

Нуждаемость будет определяться сравнением среднедушевого дохода членов семьи с ПМ. Если выплата будет введена, право на нее будут иметь только семьи с доходами ниже прожиточного минимума, которые обратятся с заявлением в Управление соцзащиты.

Определение критериев нуждаемости должно быть полностью возложено на региональные органы власти, в связи с чем в различных субъектах федерации они могут существенно отличаться. Например, в одном регионе показатель может составить 0.5 от прожиточного минимума, в соседнем — 1-1.5.

Наряду с введением пособия планируется стимулировать ранний выход родителей на работу за счет открытия яслей и возможности введения гибкого графика.

Представители правительства считают, что применение критерия нуждаемости при начислении всех социальных выплат оправданно и перспективно для бюджета. Сомнения вызывает лишь перспектива сделать адресным материнский капитал, которая может привести к новому демографическому спаду. Пока в защиту введения критерия нуждаемости в отношении маткапитала звучат лишь одинокие мнения чиновников в Министерстве финансов, в связи с чем вряд ли это будет осуществлено на практике.

В частности, из-за предусматриваемой сейчас законом возможности обратиться за маткапиталом даже спустя несколько лет принцип нуждаемости применить чрезвычайно сложно. Ведь критерий может быть определен только в конкретный промежуток времени. Вопрос продления программы мат. капитала активно обсуждается, но окончательное решение еще не принято. Большинство министерств склоняются к тому, что отменять его нельзя.

На данный момент пособия семьям с детьми выдаются по принципу категориальности. В первую очередь, нуждающимися признаются многодетные семьи, матери-одиночки с детьми и родители, воспитывающие ребенка-инвалида. Но только при условии, что семейство имеет среднедушевой доход на каждого члена ниже величины прожиточного минимума по региону.

Эти показатели руководство области или края может определять самостоятельно с учетом возможностей бюджета и общего уровня жизни в регионе. Вероятно, что критерий нуждаемости будет отличаться от величины ПМ, а количество семей, которым выплачиваются детские пособия, сократится.

Малообеспеченная семья документы

На сегодняшний день очень большое количество людей в стране относятся к малоимущим, при этом даже не подозревая об этом. Однако, не стоит пренебрегать законными пособиями, которые выдаются населению в целях соцзащиты. Но чтобы точно знать, относится ли семья к малообеспеченной категории, необходимо рассчитать свой расход.

При расчете ежемесячного уровня доходов нужно учитывать все доходы, которые включают:

• оплату труда, т.е. заработная плата всех членов семьи;
• средний заработок, который сохраняется за гражданином в случаях, предусмотренных трудовым законом;
• все компенсации, выплаты которых проводятся государственными органами в период выполнения общественных и государственных обязанностей;
• все выходные пособия, выплата которых происходит при увольнении, отставке и т.д. Эти пособия сохраняются за человеком во время его дальнейшего трудоустройства в связи с проведением ликвидации учреждения, сокращением сотрудников и т.п.;
• социальные выплаты, выплачиваемые из всех уровней бюджетов, внебюджетных фондов или других источников;
• компенсационные выплаты, пенсии и другие ежемесячные дополнительные пособия;
• стипендии, которые выплачиваются учащимся в образовательных заведениях начального, среднего или высшего уровня, а также докторантам и аспирантам;
• пособия, выдающиеся при безработице, а также иные материальные выплаты, осуществляющиеся для безработных граждан;
• выплаты по временной нетрудоспособности, беременности, родам;
• материальная ежемесячная помощь на ребенка;
• ежемесячные выплаты женам военнослужащих, которые на данный момент проходят контрактную военную службу;
• страховые ежемесячные начисления по социальному виду страхования от определенного типа несчастных случаев, происходящих на производстве, а также профессиональных заболеваний;
• доходы от имеющегося имущества;
• доходы, полученные гражданами от продажи товаров личного производства с подсобного хозяйства.

В случае, если эта сумма на каждого имеющегося члена семьи меньше той, которая установлена для конкретного региона, тогда она может претендовать на статус малоимущей. После прохождения нужной процедуры они получают официальное признание своей малообеспеченности.

Если в семье работает только муж, при наличии двух детей, за которым присматривает мать, постоянно находясь дома, то такая семья в многих случаях является малообеспеченной и может рассчитывать на получение пособия. Таких семей, причисляемых к категории малообеспеченных, очень много.

Чтобы оформить данный вид соцзащиты, нужно пройти определенную процедуру.

Нужный алгоритм этой процедуры приведен ниже:

1. собрать нужный список документов;
2. обратиться с ним в соответствующие отделения государственных органов. В этом случае следует обращаться в отделение Министерства, занимающегося социальным развитием по месту своего проживая;
3. получение собственно статуса малоимущей семьи и назначение размера получаемого ею пособия.

Необходимо знать, что самым большим препятствием в оформлении и получении пособия для малообеспеченных семей является сбор требуемых законодательством документов и справок. Собрать нужную документацию за короткий промежуток времени бывает очень проблематично. Например, справку, подтверждающую состав данной семьи на этот период, необходимо брать в местном Управлении жилищным фондом. В случае проживания некоторых членов одной семьи по разным адресам, чтобы избежать неприятностей, нужно взять все справки. Но здесь следует знать, что срок действия таких документов составляет всего десять дней.

Самое хлопотное дело при оформлении этого вида соцзащиты считается оформление справки, подтверждающей уровень дохода. В ней должна быть указана сумма всех начисленных доходов. Таким образом, после прохождения необходимой процедуры, в случае правильного и полного сбора нужной документации, заявителей признают малоимущими. Нужный вид справки, подтверждающий данный факт, семья получит только через две недели после сдачи всех требуемых документов.

Как и при оформлении любых иных социальных выплат, в государственные органы нужно предоставить определенный перечень документации.

В этот список входят:

• паспорт. Его нужно предъявлять всем членам семьи, которые уже достигли совершеннолетия. Нужно предоставлять оригиналы и копии;
• для несовершеннолетних нужно предъявить оригинал и копии свидетельств, подтверждающих факт их рождения;
• справка, в которой приведены все члены семьи;
• справка, отражающая уровень дохода за последние три месяца. Ее нужно оформлять и для детей. Здесь также должны быть указаны все стипендиальные и пенсионные выплаты;
• банковские реквизиты того лица, на которое будет происходить начисление пособия. Можно подать копию сберегательной книжки.

Эти документы являются обязательными для признания семьи малоимущей. Но кроме них могут потребоваться дополнительные виды документации.

Зная вышеуказанный перечень документации можно быстро и без проволочек пройти все процедурные этапы.

После получения соответствующего статуса государством назначается социальная помощь, которая заключается в материальной поддержке. Она проводится на региональном и федеральном уровнях.

Материальная помощь имеет следующие варианты:

1. компенсации и денежные пособия;
2. натуральная помощь, которая заключается в выдачи топлива, одежды, продуктов питания, обуви, медикаментов и т.д.;
3. увеличение размера субсидий для оплаты услуг, которые оказывает ЖКХ населению;
4. налоговые льготы.

Размер социальных выплат определяется государственным учреждением для каждого региона страны. На ее размер могут влиять ранее полученные выплаты. Помимо этого осуществляются единовременные целевые выплаты. В их рамках пособия выплачиваются для школьников перед началом учебного года, выделяется дополнительное питание для беременных и кормящих женщин. Студенты получают социальную стипендию. Также проводят выплаты на третьего и последующего ребенка.

Дети из таких семей имеют льготы на поступление в муниципальные и государственные высшие учебные заведения вне конкурса.

Но здесь действуют определенные условия:

• абитуриенты, имеющие родителя инвалида, чья группа не ниже первой;
• абитуриент, возраст которого меньше 20 лет;
• абитуриент, сдавший на минимальный проходной бал все вступительные экзамены.

Семьи с подобным статусом могут рассчитывать на различные детские путевки в санатории и профилактории, но при наличии нужных медицинских показаний. Такого рода услуги предоставляются один раз в год. Кроме этого, государство проводит программы по обеспечению малоимущих государственным жильем (по оформленному договору социального найма). Люди, имеющие такой статус, могут приобрести жилье по программе социальной ипотеки. Им предоставляется ипотечное социальное кредитование. Малоимущие семьи, в том числе, имеют и определенные налоговые льготы.

Зная процедуру оформления и нужный перечень документации, можно быстро получить статус малоимущей семьи, что способно в какой-то мере упростить вашу жизнь.

Статус малообеспеченной семьи

Финансовое положение каждой семьи в России отличается между собой, и это является одним из признаков, по которому определяется роль государства в помощи конкретной семье. Например, признание семьи малоимущей определяется по доходу, который явно ниже официальных данных, при этом в каждом регионе России доходы определяются местными региональными властями. Определение дохода в каждом регионе учитывается ежеквартально, на основании статистических данных, которые определяют уровень благосостояния человека в определенном регионе проживания. Чтобы узнать, как получить статус малоимущей семьи, необходимо предоставить документальное подтверждение о доходах на каждого действительного члена семьи за последние 3 календарных месяца. После этого, доход семьи суммируется, делится на три, а после этого мы делим полученную сумму на количество человек, проживающих в семье. В результате, мы получаем среднедушевую цифру на семью, и если она кардинально отличается от установленного прожиточного минимума, то вы однозначно получаете статус малоимущих семей.

Теперь остается вам обратиться в органы социального обеспечения, чтобы подтвердить статус малоимущих семей, и дождаться определения ответственных лиц, которые в итоге определят ваш статус и назначат материальную или натуральную помощь. В итоге, малоимущая семья это определение реального прожиточного минимума, который ниже, чем утверждено региональными властями.

Если у вас действительно тяжелое финансовое положение в семье, то вы вправе получить финансовую помощь от государства, и чтобы знать какая семья считается малоимущей, необходимо предъявить документальное подтверждение о доходах всех без исключения членов вашей семьи за последние 3 календарных месяца.

В качестве справочной информации для определения малообеспеченной семьи необходимо предоставить:

• Справка о вашем официальном заработке;
• Справка о пенсионных перечислениях;
• Справка о стипендиях (если ребенок учится);
• Справка обо всех социальных выплатах за текущий период, предшествующий обращению;
• Справка о полученных алиментах, как на содержание ребенка, так и на содержание других членов вашей семьи;
• Справки о доходах, полученные от аренды жилья, автомобиля, оборудования и пр.;
• Справка о гонорарах.

Это неполный список, который определяет, что малообеспеченная семя это та часть нашего общества, которая требует финансовой и прочей поддержки со стороны государства. Более полный список документов, для того чтобы знать как стать малоимущей семьей определено в Постановлении Правительства РФ №512. Размеры прожиточного минимума, а также определение среднедушевого дохода в каждом регионе России имеет отличительные данные, и чтобы знать, как оформить малоимущую семью, рекомендуется обратиться в местные подразделения, оказывающие социальную поддержку населению, где вам помогут собрать необходимый пакет документом, чтобы получить статус малоимущей семьи.

Так или иначе, помощь оказывается для детей, младше 18 лет, которые учатся стационарно в учебных заведениях, при необходимости этот вариант рассматривается, если ребенок продолжает учиться на стационарном отделении учебного заведения, и не достиг возраста 23 лет. Распространяется выплата на лица, которые осуществляют уход за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста. Под частичный принцип оказания государственной помощи попадают также малоимущие семьи, в которых есть дети инвалиды, имеющие ограничения в передвижениях (трудовые ограничения), а также семьи, в которых есть престарелые пенсионеры, достигшие преклонного возраста 65 лет.

Адресная общественная поддержка для малообеспеченной семьи со стороны государственных структур выражается в финансовом обеспечении в виде денежной помощи, а также оказанием в виде предметов натурального характера. Получив статус малоимущая семья, вы, в финансовом обеспечении имеете право получить стипендию, разовую выплату, социальное пособие и другие виды денежной поддержки. В варианте помощи натурального типа предоставляются организация доставки топлива на отопление дома, одеждой для всех членов семьи, а также обувью, разрешенными медикаментами, различными видами продуктов питания и пр.

Кроме этого, при определении статуса малоимущей семьи, вы можете рассчитывать на получение увеличенных лимитов субсидирования на оплату жилья, и основных услуг коммунального назначения. В некоторых случаях вы можете получить льготы налогообложения (необходимо уточнить в фискальных органах по месту жительства), а также бесплатную правовую помощь со стороны юристов.

Многие задаются вопросом, получая статус малоимущей семьи, теряются ли другие пособия и статусы. В этом случае все ранее назначенные пособия, субсидия и прочие выплаты сохраняются в полном размере, в том числе денежные выплаты по родам, финансовые выплаты по беременности, государственные выплаты, связанные с рождением первого и последующего ребенка, субсидированные выплаты на оплату ДОУ (детских дошкольных учреждений) и материнский капитал.

Существует, как федеральная программа оказания адресной (по прямому назначению) помощи малоимущим семьям, так и региональные программы. В этом случае, в каждом регионе есть свои варианты предоставления помощи, которые позволяют малообеспеченным семьям рассчитывать на помощь, как на федеральном уровне, так и на региональном, при этом один вариант помощи дополняется другим вариантом адресной поддержки населения. Региональные правила адресной помощи касаются лиц, которые постоянно проживают на данной территории, федеральная адресная помощь касается всех без исключения лиц, нуждающихся в оговоренном виде социальной поддержки со стороны государства.

Основным уполномоченным органом является отдел или его структурное подразделение социальной поддержки населения в вашем регионе проживания.

При необходимости, вы имеете право обратиться в следующие инстанции, за получением статуса малоимущей семьи:

• Управление (подразделение, центр) социальной защиты населения (уточнить местонахождения вы можете в региональном Департаменте социальной поддержки населения).
• Многофункциональные центры по обслуживанию населения (уточнить информацию о местонахождении вы можете на портале Госуслуг).
• Непосредственно используя электронный личный кабинет портала Госуслуг.

Работа с малообеспеченными семьями

Малообеспеченные граждане испытывают состояние бедности, при котором у человека или социальной группы (семьи) основные потребности, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, не могут быть полностью удовлетворены по причине отсутствия или недостаточности средств.

В качестве основного критерия определения уровня бедности населения в Российской Федерации выступает прожиточный минимум. Под ним понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В потребительскую корзину входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.

К малообеспеченным клиентам, которые не могут приобрести все продукты, товары и услуги, входящие в потребительскую корзину можно отнести малоимущие семьи и одиноко проживающих граждан.

Согласно Федеральному закону № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки. В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Малоимущими также считаются одиноко проживающие граждане, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Социальная работа с малообеспеченными и одиноко проживающими гражданами осуществляется с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы. К индивидуальным можно отнести первичный прием, консультирование и т.д. К групповым: социальный патронаж, праздничные мероприятия, посвященные «Дню пожилого человека», «Дню инвалида», общественные работы, организация горячего питания, раздача продуктовых наборов, промышленных товаров первой необходимости (мыло, стиральный порошок, зубная паста и др.).

В ходе первичного приема специалист по социальной работе проводит сбор информации о причинах, которые привели к низкому имущественному статусу или бедности клиента. Он рассказывает гражданину о видах государственной социальной помощи, перечисляет и объясняет требования к оформлению документов, необходимых для получения социальных услуг. Специалист, по социальной работе уточняет у человека следующую информацию: его возраст, фактическое и реальное место проживания, семейное положение. Со слов клиента (при отсутствии документов: справки с места работы, свидетельств о рождении детей) вносится сведения о месте работы, наличии детей в возрасте до 18 лет. Все эти данные специалист по социальной работе заносит в журнал регистрации. На повторную консультацию гражданин должен предоставить все документы, необходимые для оказания ему государственной помощи. Специалист по социальной работе разъясняет клиенту, как оформить заявление на предоставление социальных услуг и договаривается с ним о дате проведения социального патронажа.

Особой формой социального обслуживания на дому, является социальный патронаж, который предполагает посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями. Данная форма социальной работы раскрывает ресурсы малоимущего гражданина, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации. При оказании социальной помощи малообеспеченным гражданам используется первичный и плановый социальный патронаж.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту. Плановый социальный патронаж позволяет выявить возможные изменения, которые произошли у малообеспеченного гражданина со времени последнего посещения.

Социальный патронаж малоимущих клиентов включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный:

1. Подготовительный этап предполагает планирование посещения семьи клиента на дому (договоренность с ним о времени и дате визита), определение цели проведения патронажа, выбор методов социальной диагностики. Специалист по социальной работе заранее разрабатывает сценарий проведения интервью с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, включает вопросы, характеризующие социально-экономическое положение, психологический климат семьи.
2. Основной этап социального патронажа – посещение клиента на дому, проведение социальной диагностики (фиксировать необходимую информацию специалист может в тетради социального патронажа, где указываются фамилия, имя, отчество клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи, наличие условий для отдыха, питания, организации его досуга) оказание консультативной помощи, социальных услуг.
3. Заключительный этап – подведение итогов социального патронажа, который включает анализ результатов социальной диагностики, разработку рекомендаций специалистом по выходу малообеспеченного гражданина из трудной жизненной ситуации, оказание ему экстренной помощи.

Специалист по социальной работе оформляет результаты социального патронажа в виде акта обследования жилищно-бытовых условий, в случае первичного социального патронажа заполняется социальная карта клиента. Затем малоимущий гражданин приглашается на повторную консультацию.

Консультирование проводится с целью выбора вида социальной помощи и определения среднедушевого дохода одиноко проживающего клиента или семьи.

Среднедушевой доход одиноко проживающего клиента или семьи рассчитывается специалистом по социальной работе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

На основании вышеуказанного Федерального закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

При решении вопроса о признании одиноко проживающего гражданина малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи его доход определяется как одна треть суммы доходов клиента за расчетный период.

При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

• военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
• лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
• лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Специалист по социальной работе во время определения среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывает сумму доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Специалист по социальной работе во время консультирования принимает у клиента все документы (справки: о составе семьи, о размере заработной платы, о размере пенсии, стипендии и др.) проводит их первичную экспертизу. Затем проверяется наличие печати и подписи ответственных лиц, заверявших документы, отслеживается, правильно ли оформлено клиентом заявление об оказании ему государственной социальной помощи, отражены ли в нём все источники дохода. Специалист по социальной работе вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи: месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего клиента; доходах; степени родства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; имуществе, принадлежащем гражданину на праве собственности.

Используются различные способы проведения проверки сведений, предоставленных заяви-телем. Одним из наиболее эффективных способов является составление запроса в различные службы, которые располагают информацией, характеризующей трудную жизненную ситуацию клиента. В рамках соглашения между учреждением социального обслуживания населения и организации, необходимая информация, указанная гражданином в заявлении запрашивается специалистом по социальной работе. Это экономит время клиентов на сбор документов, которые специалист по социальной работе может проверить самостоятельно.

Далее специалист, по социальной работе определив среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина, назначает вид государственной социальной помощи, а именно социальное пособие, социальные доплаты к пенсии, субсидии, услуги и жизненно необходимые товары или иные меры социальной поддержки.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальное пособие рассматривается как безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Кроме денежных выплат малоимущим клиентам в учреждениях социального обслуживания населения предоставляются социальные услуги.

Набор социальных услуг представляет собой перечень, куда входит дополнительная бесплатная медицинская помощь (обеспечение по рецептам врача или фельдшера необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов); предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; лекарственные средства. В перечень так же включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Социальная доплата к пенсии определяется как денежная сумма, выплачиваемая малоимущему гражданину пожилого возраста к пенсии и отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину пожилого возраста уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера. Социальная доплата к пенсии клиента устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Данный вид государственной социальной помощи не выплачивается в период выполнения клиентом работы или иной деятельности, в период которой он подлежат обязательному пенсионному страхованию.

К субсидиям относятся целевые назначения полной или частичной оплаты гражданам социальных услуг. Они предоставляются клиентам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на получение субсидии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Российской Федерации N 761 имеют следующие малообеспеченные граждане:

• пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
• наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
• члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
• собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются клиентам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении с ними соглашений по ее погашению. Размер данного вида государственной социальной помощи исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения и допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Величина предоставляемой субсидии не должна превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

После оформления государственной социальной помощи специалист по социальной работе вносит информацию о клиенте в автоматизированный банк данных малообеспеченных граждан, который содержит следующие сведения: состав семьи, место проживания, паспортные данные, состав имущества, находящегося на праве собственности, доходы, категория семьи (полная, неполная, одинокая мать, пенсионеры, семья с ребёнком инвалидом), одиноко проживающий гражданин.

В некоторых регионах страны введен такой вид адресной социальной помощи малообеспеченным одиноко проживающим гражданам как благотворительное горячее питание. Пожилые люди, инвалиды, лица с заболеваниями психоневрологического профиля и попавшие в экстремальные ситуации могут посещать социальные столовые. Для клиентов, имеющих ограничения в передвижении, горячие обеды и полуфабрикаты доставляются на дом.

Следующей интересной формой работы с малоимущими категориями населения является организация малого подворья. Комплексные центры социального обслуживания населения приобретают для малообеспеченных пенсионеров и инвалидов, а также семей с детьми, проживающих в сельской местности скот, птицу, комбикорма и др.

Кроме того, в некоторых учреждениях социального обслуживания населения организуются кассы взаимопомощи, где денежные средства используются на оказание экстренной материальной помощи малоимущим гражданам путем выдачи беспроцентной ссуды со сроком погашения до одного года.

Неработающим пенсионерам и инвалидам, получающим социальную пенсию, а также беременным женщинам может быть предоставлена возможность бесплатного проезда один раз в квартал на всех видах общественного транспорта. Малоимущие граждане могут посетить учреждения здравоохранения, близких родственников, по мере необходимости. Оплата поездок по социальной необходимости осуществляется центрами социального обслуживания населения по факту предъявления клиентом проездных билетов и личного заявления.

Специалисты по социальной работе проводят ярмарки изделий, изготовленных на предприятиях общественных организаций инвалидов, мастерских центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационных учреждений. Данная форма социальной работы с малообеспеченными гражданами позволяет им получить прибыль от продажи изделий, сохранить и увеличить для них рабочие места, дает людям возможность чувствовать себя способными трудиться и создавать изделия, пользующиеся спросом.

Государство развивает социальную работу с малоимущими гражданами с помощью такой новой организационно-правовой формы как «договоры социальной дотации». В этом социальном контракте, заключаемом между гражданином и учреждением социального обслуживания населения по месту жительства, гарантируется предоставление денежных выплат тем малообеспеченным семьям, которые предпринимают активные действия по поиску работы, ведут здоровый образ жизни, заботятся о детях, не совершают асоциальные поступки и противоправных действий.

Таким образом, социальная работа с малообеспеченным категориями населения проводится с помощью индивидуальных и групповых форм. Первичный прием клиентов, как индивидуальное взаимодействие специалиста и клиента позволяет определить степень нуждаемости человека или его семьи и определить стратегию оказания ему помощи. Социальный патронаж относится к групповым формам социальной работы с малоимущим гражданином, в результате его проведения специалист получает информацию об организации быта клиента, периодичности его питания, занятости и т.д. В целях профилактики иждивенческой позиции среди бедных граждан используются и многие другие формы социальной работы, способствующие увеличению их доходов.

Оформление малообеспеченной семьи

Статус «малоимущая семья» налагается органами местного управления и подразумевает получение льгот и финансовой помощи. При принятии такого решения учитывается доход каждого человека, проживающего семье. Это положение предполагает право на льготы и пособия, обеспечиваемые государством. Низкий уровень доходов — не редкость, поэтому вопрос: как получить статус малоимущей семьи, возникает все чаще. Чтобы оформить право на помощь, потребуется собрать ряд документов и вычислить среднедушевой доход.

Малоимущие семьи – это семьи, где совокупный доход, поделенный на каждого человека, является ниже, нежели минимальный прожиточный минимум. Чтобы получить эту категорию, надо обратиться в учреждение социальной помощи по месту прописки.

После предоставления статуса «малоимущей», государство оказывает помощь детям в данных семьях, но только тем, кому нет 18-ти лет (при дальнейшем обучении, выплаты продлеваются до 23 лет). Также финансовую поддержку получают те, кто занимается уходом за детками до трех лет. Помимо этого, помощь выдается малоимущим семьям, где есть инвалиды либо люди преклонного возраста, которым более 65 лет и так далее.

Чтобы обрести статус малоимущей семьи, потребуется собрать такие бумаги:

• справка подтверждающая состав семьи, подробнее узнайте, где заказать справку о составе семьи;
• документы о доходах каждого человека за последние 3 месяца;
• свидетельства о рождении всех малолетних детей;
• справка с центра занятости (для безработных);
• идентификационный код налогоплательщика;
• свидетельство об официально зарегистрированном браке;
• документ на квартиру (дом);
• документы, подтверждающие личность членов семьи;
• договор, подтверждающий вселение семьи (если в одной квартире проживает не одна семья).

Полный перечень необходимых документов можно узнать в органах социальной защиты. После проверки всех бумаг, социальный работник передает их комиссии, которая на протяжении десяти дней должна их рассмотреть. Только после этого семье присваивается категория малоимущей. В отдельных ситуациях принятие решение может длиться месяц.

Справки о доходах, должны содержать достоверные данные. В случае выявления мошенничества, сокрытия доходов, статус семье не дается. Если нарушения обнаружены гораздо позже, есть вероятность, что полученные деньги обяжут вернуть.

Если есть граждане, которые проходят службу в армии, пребывают в местах лишения свободы, закрытых клиниках, потребуются соответствующие справки с этих мест. В случае, когда член семьи признан пропавшим без вести, также необходима бумага об этом.

Чтобы вычислить средний доход семьи, потребуется: сложить все доходы ее членов за последние 3-и месяца. Полученная цифра делиться на три. Итоговый результат надо поделить на число человек в семье. То число, которое получится, следует сравнить с прожиточным минимумом. Малоимущий гражданин – это человек, сумма среднего дохода которого будет ниже, прожиточного минимума.

При расчете среднего дохода учитывается не только зарплата, но и иные виды прибыли. В частности, премии, доход от аренды жилья и ведения подсобного хозяйства, компенсации, социальные пособия, отпускные, выплаты при увольнении и так далее.

Помощь малоимущим семьям делится на две категории: федеральная и региональная. В первом случае, семья освобождается от налога на доходы, студентам предоставляются стипендии, осуществляется льготное зачисление молодых людей в ВУЗы (если их родители инвалиды 1 группы).

Региональная помощь малоимущим семьям включает пособия на малолетнего ребенка, льготы на коммунальные услуги и так далее:

1. Льготы малоимущим семьям на ЖКХ. Это главная помощь, которая действует во всех регионах. Установлена сумма в процентном отношении, больше которой коммунальные оплаты не должны быть. Если за ЖКХ начисляется больше данной величины, то в ситуации, когда семья малоимущая, ей полагается компенсация.
2. Детская помощь. Пособие малоимущим семьям полагается, если есть несовершеннолетние дети. Величина выплат зависит от возраста чада. Максимальные выплаты получают при уходе за малышами до 1,5 г., одинокие матери, воспитывающие детей до 16 — 18 лет (если чадо учится в школе). При рождении младенца также полагается специальная помощь. Ее величина зависит от области проживания.
3. Налоговые льготы. Малоимущие свободны от обложения НДФЛ единовременных выплат. Но это распространяется лишь на помощь, полагающуюся в соответствии с государственными программами (п. 5 ч. 8 ст. 217 НК РФ).

Помимо этого, малоимущим оказывается бесплатная юр. помощь. Такие граждане могут получить совет юриста, их интересы в суде или других гос. органах тоже представляются безвозмездно. Малоимущая семья может взять кредит в банке на покупку жилья на льготных условиях, земельные участки им распределяются вне очереди.

Также каждый регион утверждает дополнительные льготы детям из малоимущих семей. В эту категорию помощи относится бесплатное питание до трех лет (молочная кухня) и в школе, компенсация денег, потраченных на приобретение школьной (спортивной) формы, неоплатный проезд, прием в детсад вне очереди, т.е. определенные льготы в детский сад, поза конкурсное поступление в вуз и так далее.

Законом РФ предусмотрены нормы, по которым семьи могут быть утверждены малоимущими. Такой статус гарантирует разного рода финансовые поддержи со стороны государства. Семьи с низкими доходами могут подробно выяснить в учреждении социальной помощи, какие льготы и пособия им необходимы по закону.

Бесплатное питание малообеспеченным семьям

Современные дети очень быстро растут и развиваются. Полноценное и качественное питание ребенка в течение дня является залогом его успешного физического и умственного развития.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.37 п.1) возлагает организацию питания школьников на учебные заведения. Школьное питание регламентируется санитарными нормами и правилами, оно должно быть комплексным и сбалансированным, обеспечивать организм ребенка необходимыми питательными веществами, витаминами и минералами.

Горячим питанием должны обеспечиваться все ученики 1-11 классов. Однако, не все родители в состоянии платить за школьные завтраки и обеды. Детям из малообеспеченных и социально незащищенных семей государство предоставляет возможность бесплатно питаться в школе два раза в день (завтрак и обед).

В данное время в Российской Федерации не существует единых критериев, определяющих льготные категории школьников. Они могут отличаться в разных регионах страны.

Однако, в большинстве субъектов РФ бесплатно получать двухразовое (завтрак и обед) питание могут такие категории учащихся:

• дети из многодетных семей;
• сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;
• дети, воспитывающиеся в приемных семьях;
• дети, потерявшие одного из родителей и получающие пенсию по потере кормильца;
• дети, имеющие инвалидность и дети с ограниченными возможностями;
• дети, у которых родители — инвалиды I или II группы;
• дети из малообеспеченных семей;
• ученики специализированных (коррекционных) учебных заведений;
• дети ликвидаторов аварии на ЧАЭС и дети из семей, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС; • дети из неполных семей.

Узнать, кому конкретно положены льготы в вашем регионе можно, обратившись к социальному педагогу или руководству учебного заведения, где обучается ребенок.

Дополнительно льготы могут предоставлять детям из семей, временно оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для этого родители должны обратиться к классному руководителю ребенка и объяснить причину и обстоятельства, по которым они не могут оплачивать питание ребенка.

Классный руководитель составляет акт обследования бытовых и жилищных условий жизни семьи. Данный акт направляется в местные органы опеки и попечительства, которые принимают решение о предоставлении нуждающемуся ребенку бесплатного питания.

Заключение направляется руководству учебного заведения, в котором учится ребенок. Обычно такая льгота на питание предоставляется на определенный период (до одного календарного года).

Для оформления льготы на бесплатное питание ребенка родители или опекуны должны предоставить руководству учебного заведения следующие документы:

• заявление на имя руководителя учебного заведения с просьбой о предоставлении бесплатного питания ребенку — для всех категорий льготников;
• копия свидетельства о рождении ребенка — для всех категорий льготников;
• копию документа о многодетности — для многодетных семей;
• копия постановления о назначении попечителя или опекуна ребенка — для детей-сирот, детей из приемных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;
• копия справки об инвалидности ребенка — для детей, имеющих инвалидность;
• копия справки об инвалидности родителей — для детей, имеющих родителей — инвалидов I или II группы;
• копия удостоверения о получении пенсии — для детей, получающих пенсию по потере кормильца;
• копия справки из районного управления по социальной защите населения о получении семьей статуса малообеспеченной — для детей из малообеспеченных семей;
• копию удостоверения ликвидатора аварии на ЧАЭС или копию справки о том, что семья пострадала вследствие аварии на ЧАЭС — для детей, пользующихся льготой соответствующей категории.

Кроме вышеперечисленных документов, учебное заведение может потребовать предоставить дополнительные справки, например, справку о доходах всех членов семьи или справку из органов соцзащиты о том, что ребенок не получает денежную компенсацию на питание в школе.

Если в учебном заведении нет определенной формы заявления на предоставление ребенку бесплатного питания, то тогда оно пишется в произвольной форме на имя руководителя учебного заведения.

В заявлении необходимо указать, к какой категории льготников относится ваша семья, перечислить все документы, которые подтверждают ваши льготы и прилагаются к заявлению.

Оформляется льгота на бесплатное питание ежегодно. Сроки, в которые это делается, устанавливаются администрацией учебного заведения.

Обычно, чтобы ребенок мог получать бесплатное питание в школе с 1 сентября, необходимо предоставить все документы в мае. Если оформление документов переносится на сентябрь, то бесплатное питание ребенку предоставляется с октября месяца, а в течение сентября действуют прошлогодние документы.

Если право на льготы наступает в течение года (например, семья стала многодетной), то бесплатное питание должно предоставляться со следующего месяца, после написания родителями заявления и предоставления соответствующих документов.

Иногда, учебное заведение отказывает в предоставлении бесплатного питания в течение года, мотивируя это тем, что финансирование определено на начало учебного года и лишних денег нет.

Такой отказ неправомерен, администрация учебного заведения может ходотайствовать перед вышестоящими организациями об увеличении финансирования из резервных и альтернативных источников средств.

К сожалению, на данный момент времени из-за недостаточного финансирования государством программ бесплатного школьного питания, не все дети (даже льготных категорий) могут получать в школе бесплатные завтраки и обеды.

Каждый случай рассматривается администрацией учебного заведения индивидуально.

Например, если семья является многодетной, но совокупный доход членов семьи выше среднего, то в бесплатном питании ребенку могут отказать.

Как альтернативу, родителям могут предложить скидку или частичную оплату питания ребенка в школе.

При всех недостатках существующей системы школьного общепита, во всех регионах страны местные власти делают все возможное, чтобы не только обеспечить бесплатными горячими завтраками и обедами все льготные категории школьников, но и предоставить качественное питание всем, без исключения, учащимся.

тема

документ Многодетная семья
документ Малоимущая семья
документ Роль семьи
документ Социальная семья
документ Ценности семьи
документ Налоговый вычет при покупке участка




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты