Управление финансами

документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка


Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Муниципалитет

Муниципалитет

Муниципалитет

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Муниципалитет
2. Земля муниципалитетам
3. Собственность муниципалитета
4. Права муниципалитета
5. Аренда у муниципалитета
6. Квартира в муниципалитете
7. Управление муниципалитетом
8. Развитие муниципалитетов
9. Уровни муниципалитетов
10. Деятельности муниципалитетов
11. Обязанности муниципалитета

Муниципалитет

Муниципалитет – в некоторых государствах это совокупность выборных органов местного управления и самоуправления. Обычно муниципалитет состоит из выбранного мэра, коллегии, возглавляемой им, и чиновничьего аппарата. Главный источник собственных средств муниципалитета — это местные налоги с граждан. Муниципалитет способен принимать обязательные решения, устанавливать местные налоги и владеть в собственности имуществом, так называемой муниципальной собственностью.

Муниципалитет — это государственная самоуправляемая территориальная административная единица с чётко определённой территорией и проживающим на данной территории населением (обычно деревня, город, посёлок, группа населённых пунктов).

Фактически, муниципалитетами в различных странах мира называют два вида административных единиц:

• Городские муниципалитеты — это административные единицы, которые включают основным образом, территорию (обычно крупного) города и сосуществующие с административными единицами аналогичного уровня, которые включают, в основном, сельские районы. В данной ситуации органами управления являются обычно муниципальный совет (городской совет) и мэр.
• В определенных странах муниципалитет — это административная единица определённого уровня (обычно второго или третьего), вне зависимости от количества и наличия в них городов. В большинстве стран муниципалитет — это самая малая административная единица, которая управляется выборными органами. В данной ситуации понятие муниципалитет — это синоним понятий волость, община, коммуна и применяются в русском языке, только когда в оригинальном языке применяется аналогичное слово. При этом необходимо иметь в виду, что в определенных языках соответствующее слово (к примеру, англ. municipality) это основное слово для передачи административных единиц на местном уровне и, в частности, для перевода слов «община» и «коммуна».

В России применяют термин муниципальное образование, которое применяется как общее слово для тех административных единиц, которые отличны от субъектов федерации (то есть второго или третьего уровней), в которых есть самоуправление. В определенных ситуациях (к примеру, в Ярославле), муниципалитетом называется городской парламент.

Муниципалитет является административной единицей таких стран мира:

- Двенадцатый уровень:
• Муниципалитеты Анголы.
• Муниципалитеты Азербайджана.
• Муниципалитеты Бермуд — 2 города.
• Муниципалитеты Бразилии.
• Муниципалитеты Гватемалы.
• Муниципалитеты Венесуэлы.
• Муниципалитеты Грузии.
• Муниципалитеты Гондураса.
• Городские муниципалитеты Индонезии.
• Муниципалитеты Доминиканской Республики.
• Муниципалитеты Камбоджи.
- Третий уровень:
• Муниципалитеты Зимбабве.
• Муниципалитеты Боливии.
• Муниципалитеты Аргентины.
- Четвёртый уровень:
• Муниципалитеты Испании.

Земля муниципалитетам

Минэкономразвития (МЭР) планирует до конца текущего года внести поправки в Земельный кодекс, согласно которым неэффективно используемые земли будут безвозмездно передаваться в собственность муниципалитетов во внесудебном порядке.

Таким образом, государство намерено решить проблему "простаивания" миллионов гектаров земель. Эксперты с чиновниками не согласны и уверены, что местные власти проблему только усугубят.

Напомним, о том, что неэффективно используемые земли необходимо передавать "другим собственникам". Если земля не работает, давайте будем передавать ее другим собственникам, в том числе муниципалитетам, они ближе к людям и вполне способны решить, где дом построить, где картошку посадить или как-то по-другому использовать с пользой для людей и страны.

Соответствующие поправки в Земельный кодекс, позволяющие безвозмездно передавать муниципалитетам неэффективно используемые земли, будут внесены. К примеру, среди земель сельхозназначения "проблемными" являются 70 млн. га. В них входят "невостребованные земельные доли", сельхозугодия, которые находятся в границах других категорий земель, обанкротившихся сельхозпредприятий.

В целом в ряде хозяйств количество неиспользуемых земель достигает 70%, отмечает г-н Волков. Однако, по мнению экспертов, передача таких земель напрямую муниципалитетам проблемы не решит.

Решением проблемы могло бы стать создание отдельного инвестиционного фонда, который бы выполнял функции по управлению землей, а сами участки распределялись бы через торги.

Собственность муниципалитета



Обладают ли органы местного самоуправления (ОМС) в пределах границ соответствующего муниципального округа необходимыми полномочиями и компетенцией при разрешении вопросов, связанных с недвижимостью, находящейся на территории этого муниципального округа? Является ли муниципалитет надлежащим ответчиком по делу, если исковые требования касаются вновь созданного объекта недвижимости? В каком порядке возникает право муниципальной собственности на недвижимость, если имущество, в отношении которого заявлен такой иск не было приобретено по сделке и не было создано муниципальным образованием? Президиум Арбитражного суда Белгородской области одобрил и рекомендовал судьям для использования в правоприменительной практике «Обобщение практики рассмотрения споров по делам о признании права собственности на недвижимость», в котором содержатся ответы на данные вопросы.

Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в том числе путем признания права (ст. 12 ГК РФ).

Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав, возможно, использование одного из перечисленных в указанной правовой норме способов либо нескольких из них. Однако если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.

К числу указанных способов относится признание права.

Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов. Право собственности является вещным правом и как вещное право защищается вещным иском. Это означает, что условием предъявления такого иска является отсутствие обязательственных правоотношений между истцом и ответчиком, кроме связанности самой вещью.

При этом такое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющим доказательства своего права собственности на индивидуально-определенную вещь. Применение указанного способа защиты является необходимым и тогда, когда неопределенность субъективного права приводит к невозможности его использования или затрудняет такое использование. Признание же права как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов и создания необходимых условий для его реализации. При этом признание права, как способ его защиты, может быть реализовано лишь в судебном порядке посредством официального подтверждения судом наличия или отсутствия такого права у истца.

По общему правилу, при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником конкретного имущества, должен доказать наличие определенного круга юридических фактов, которые образуют основание его права собственности, в том числе наличие одного из предусмотренных законом оснований возникновения такого права.

Согласно ст. 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Из указанных правовых норм следует, что истец должен доказать, что объект, на который он претендует:

- создан им самим или на его средства;
- создан для истца;- при его создании соблюдены требования закона и иных правовых актов.

Например, по делу № А08-472-10 общество «Г» обратилось в суд с иском к администрации о признании права собственности на сооружение, мотивируя иск тем, что предприятием «М» завершено строительство данной недвижимости. Предприятие «М» преобразовано в общество «М». При осуществлении реорганизации ряд правоустанавливающих документов на спорный объект был утерян.

В ходе инвентаризации имущества истцом спорный объект, поставлен на бухгалтерский учет.

Решением суда иск удовлетворен. Постановлением 19 ААС данное решение оставлено без изменения, по следующим основаниям. Поскольку исковые требования касаются вновь созданного объекта недвижимости, истец обязан представить доказательства, подтверждающие соблюдение законодательства по отношениям, связанным со строительством зданий (сооружений).

Истцом представлены необходимые доказательства, подтверждающие возникновения права у истца на вновь созданный объект:

- наличие земельного участка, на котором построен спорный объект на праве собственности,
- соблюдение целевого назначения земельного участка,- соблюдение градостроительных, строительных, природоохранных и других норм, установленных законодательством при возведении объекта,- нахождение спорного объекта на балансе истца.

Правопритязаний в отношении объекта со стороны третьих лиц не заявлялось.

Администрация указывала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не нарушены ее права и к спорному объекту недвижимости администрация не имеет отношения.

ААС не согласился с указанным доводом, поскольку ОМС в соответствии с законом в пределах границ соответствующего муниципального округа обладают необходимыми полномочиями и компетенцией при разрешении вопросов, связанных с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого муниципального округа, что подтверждается ст. 14 Закона № 131. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона №131 к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с законом в пределах границ соответствующего муниципального ОМС обладают необходимыми полномочиями и компетенцией при разрешении вопросов, связанных с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого муниципального округа.

Если исковые требования касаются вновь созданного объекта недвижимости, истец обязан представить доказательства, подтверждающие соблюдение законодательства по отношениям, связанным со строительством зданий (сооружений), а муниципалитет, в сложившейся ситуации, является надлежащим ответчиком по делу.

Основаниями возникновения муниципальной собственности условно являются общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность. Если имущество, в отношении которого заявлено требование не было приобретено по сделке и не было создано муниципальным образованием, муниципальная собственность на него могла возникнуть лишь в особом порядке. К таковым следует отнести порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 (Постановление № 3020-1).

В приложении № 3 к этому Постановлению содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность городов и районов. Так, из объектов недвижимости в муниципальную собственность передавались жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Процедура передачи государственного имущества в муниципальную собственность на основании данного Постановления, регулировалась сначала распоряжением Президента РФ N 114-рп «Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», а затем Указом Президента РФ N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» и распоряжением Госкомимущества N 217-р «Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения», согласно которым ОМС было предоставлено право самостоятельного утверждения перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, руководствуясь Постановлением № 3020-1. В настоящее время названные выше указы и распоряжения Президента РФ и распоряжение Госкомимущества утратили силу.

Сегодня перечень объектов муниципальной собственности установлен ст. 50 Закона № 131.

Так, по делу № А08 администрация обратилась в суд с иском к обществу о признании права собственности на нежилое помещение, а коллегия адвокатов предъявила самостоятельный иск о признании права собственности на тот же объект.

Решением суда в удовлетворении исков администрации и коллегии адвокатов отказано.

Постановлением 19 ААС данное решение суда оставлено без изменения.

Предметом иска о признании права являлось нежилое помещение в жилом доме, которое с момента ввода дома в эксплуатацию занимала и занимает до настоящего времени коллегия адвокатов.

В Законе №131 в перечне объектов муниципальной собственности имущество в виде нежилых помещений, занимаемых адвокатурой, не поименовано. На период разграничения собственности указанное помещение находилось в ведении и на балансе ОМС. Процедура передачи государственного имущества в муниципальную собственность на основании Постановления № 3020-1, администрацией не была соблюдена.

Решение суда об отказе коллегии адвокатов в признании права собственности на спорный объект обосновано, так как в п.15 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 10/22 указано, что ст. 234 ГК РФ о приобретательской давности не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Коллегией адвокатов не оспаривалось, владение и пользование имуществом на основании договоров аренды, что с учетом изложенной позиции высших судебных инстанций исключает право на имущество в силу приобретательской давности.

Права муниципалитета

Муниципалитет осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения:

1) формирование, исполнение местного бюджета в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;
2) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
3) опека и попечительство;
4) принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации;
5) принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;
6) организация и проведение местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов;
7) проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования;
8) регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями – физическими лицами с работниками;
9) информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления;
10) распространение экологической информации, полученной от государственных органов;
11) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры местного значения), находящихся в собственности муниципального образования;
12) разработка и утверждение по согласованию с органом управления архивным делом города Москвы нормативно-методических документов, определяющих работу архивных, делопроизводственных служб и архивов подведомственных органам местного самоуправления организаций;
13) рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей;
14) взаимодействие с общественными объединениями;
15) участие:
а) в проведении мероприятий по государственному экологическому контролю (плановых и внеплановых проверок), осуществляемых государственными инспекторами города Москвы по охране природы;
б) совместно со специально уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в осуществлении контроля за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории муниципального образования;
в) в осуществлении ежегодного персонального учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, во взаимодействии с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы и образовательными учреждениями;
г) в организации работы общественных пунктов охраны порядка и их советов;
д) в работе призывной комиссии в соответствии с федеральным законодательством;
е) в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятиях;
ж) в организационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти города Москвы, референдума Российской Федерации, референдума города Москвы в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
з) в пропаганде знаний в области пожарной безопасности, предупреждения и защиты жителей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах совместно с органами управления Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органами исполнительной власти города Москвы;
16) содействие осуществлению государственного экологического мониторинга, внесение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы предложений по созданию и размещению постов государственного экологического мониторинга, осуществление добровольного экологического мониторинга на территории муниципального образования;
17) подготовка предложений в муниципальное Собрание:
а) по созданию условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта;
б) по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта;
в) по повышению эффективности охраны общественного порядка на территории муниципального образования;
18) финансирование муниципальных учреждений, назначение и увольнение руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
19) формирование и размещение муниципального заказа;
20) организационное, информационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; проведение работы по повышению правовой культуры избирателей;
21) осуществление отдельных полномочий города Москвы (государственных полномочий), передаваемых муниципалитету федеральными законами и законами города Москвы в порядке, установленном решением муниципального Собрания.

Муниципалитет является юридическим лицом.

Структура муниципалитета и его численный состав устанавливаются муниципальным Собранием по представлению Руководителя муниципалитета.

Муниципалитетом руководит Руководитель муниципалитета на принципах единоначалия.

Аренда у муниципалитета

Собственность администрации или муниципальное имущество может быть предоставлена во временное пользование как физическим, так и юридическим лицам. Администрация вправе распоряжаться земельными участками, зданиями и сооружениями, которые не являются собственностью РФ. Арендой и выкупом муниципальных помещений занимаются Комитеты по управлению имуществом при администрации.

Вы можете арендовать у администрации:

• земельный участок;
• административное здание;
• помещение под офис;
• склад;
• жилое помещение (комната или муниципальная квартира).

В настоящее время более 70% недвижимого имущества принадлежит муниципалитетам разного уровня (городу, району, области). Такое положение вещей делает администрацию монополистом на рынке коммерческой недвижимости и земельных участков.

Вместе с тем, преимущества аренды недвижимости у администрации очевидны:

1. Конкурентоспособная цена. Как правило, муниципальное имущество сдается по более привлекательным ценам, чем офисы от собственников.
2. Сосредоточение муниципальных объектов в инфраструктурно развитых и привлекательных для бизнеса районах города.
3. Относительно прозрачная схема предоставления в собственность.
4. Возможность последующего выкупа на льготных условиях.

Все объекты, которые могут быть арендованы, чаще всего поименованы и описаны на сайте соответствующей администрации. Многие уже выставлены на торги и об этом имеются публикации на сайте или в официальных печатных источниках. Найти нужный объект не составит труда.

Что касается перенайма (субаренды) то обычно, в типовых договорах аренды с администрацией субаренда под запретом.

Обращаетесь в администрацию с просьбой предоставить в аренду интересующее Вас помещение или участок. Заявление в свободной форме с указанием цели использования.

В случае положительного ответа, объявление о торгах публикуется в открытых источниках информации. Помещение можно предварительно осмотреть.

Проводятся торги, по результатам с победителем заключается договор аренды. Срок — не более 5 лет.

Помещение передается по акту передачи. Договор регистрируется в юстиции, в случае если срок пользования имуществом больше года.

Не подписывайте акт, пока не убедитесь, что реальное состояние помещения соответствует описанному в акте.

По общему правилу администрация может расторгнуть договор аренды и выселить Вас из помещения при нарушении условий договора и требований закона.

Наиболее типичными основаниями расторжения договоров со стороны муниципалитетов является:

1. Несвоевременное внесение арендной платы. А, именно, более 2-х раз подряд арендатор не платит в срок, установленный договором. В условиях может быть предусмотрено, что единичное нарушение оплаты — достаточное основание для прекращения отношений и выселения арендатора.
2. Использование помещения не по назначению или неиспользование вообще. Пример, договорились, что будет офис, а на самом деле торговый объект.
3. Нарушения условий пользования имуществом. Например, перепланировка без согласия арендодателя.
4. Основанием может стать и отказ от капитального ремонта в случае возложения данной обязанности на арендатора по договору.
5. Арендодателем может решить, что имущество будет использовано для других целей и расторгнуть договор. В этом случае вам возместят убытки. Так случается, если администрация решила в здание, где Вы арендуете офис построить социальный объект, или же арендуемый участок использовать для расширения городской дороги.

Основное преимущество аренды муниципального имущества — возможность выкупа. Такая привилегия доступна малому и среднему бизнесу при соблюдении порядка пользования имуществом, установленного договором и отсутствие задолженности по арендным платежам. Кроме того, пользоваться недвижимостью надо не менее 2-х лет.

Требования к категориям малого и среднего предпринимательства обозначены в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Так, к данной категории относятся коммерческие организации и ИП:

• численность работников которой не больше 250 человек — для среднего бизнеса и не больше 100 — для малого;
• годовая выручка которых не больше 400 млн. руб. — для малых предприятий, не больше 1000 млн. руб. — для средний и не больше 60 млн. рублей — для микроорганизаций.

Преимущественным правом на выкуп земли обладают арендаторы, которые законно возвели на земельном участке объект недвижимости.

Выкупная стоимость будет устанавливается местными властями на основании оценки. В любом случае цена будет ниже рыночной в 1,5 раза.

Сама администрация никогда не предложит вам выкупить помещение. Необходимо письменно обратиться в Комитет. Отказ можно оспорить в судебном порядке.

Стоит сказать, что с местной властью лучше дружить. Не стоит забывать, что на муниципалитет работает целый юридический отдел, который в случае конфликта найдет законные основания для того, чтобы вас выселить или отказать в выкупе. Вместе с тем, если вы уверены в своей правоте, то не пожалейте денег на хорошего юриста.

Аренда недвижимости у администрации позволяет предпринимателям занимать помещения в престижных районах по нормальным ценам. В качестве предупреждения хочется сказать, что не стоит в отношениях с администрацией идти против закона. Власти-то выкрутятся, а вот вам придется расхлебывать. Это касается и платы за гарантировано выигранные торги, проще «взятки», и сдачи в аренду аварийных помещений под предлогом выгодного выкупа земельного участка и другие ситуации, которые прямо или косвенно противоречат закону.

Квартира в муниципалитете

Некоторые граждане РФ имеют право на получение бесплатной квартиры от государства. Расскажем, при каких условиях это можно сделать, и каков процесс получения жилья.

Одно из направлений социальной политики РФ — обеспечение жильем малоимущих россиян, а также других особых категорий граждан. Квартиры выделяются в соответствии с законодательными актами на основе договора социального найма.

Семья Грошевых в лице двоих взрослых-супругов и двоих детей состоит на учете в социальной службе Москвы как малоимущая семья. Грошевым трудно сводить концы с концами, а отсутствие собственного жилья делает положение еще более тяжелым, поэтому они надеются получить государственную помощь в виде предоставления квартиры по договору социального найма.

В соседнем районе проживают друзья семьи — Копейкины, которые также относятся к категории малоимущих граждан, но в их собственности находится жилая площадь в двухэтажном доме, не оснащенном горячим водоснабжением. Семья состоит из матери-одиночки и двоих детей. Грошевы рассказали Копейкиным о своих планах, и теперь вторые тоже задумались о бесплатной квартире. Разберемся, могут ли семьи претендовать на жилье.

Государство обеспечивает жильем не всех, но наиболее нуждающихся россиян, к которым относятся, в первую очередь, малоимущие граждане. Напоминаем, данная категория — это семьи (или одинокие граждане), средний доход на одного человека которых (у которого) меньше установленного в регионе прожиточного минимума.

Однако чтобы получить бесплатную квартиру, мало иметь низкий доход. Договор социального найма заключают, если такая семья (гражданин) вместе с тем:

• Не имеет в собственности жилого помещения и не проживает в квартире по договору социального найма;
• Проживает в квартире по договору социального найма или имеет жилье в собственности, но помещение не отвечает нормам минимальной жилой площади. Имеющиеся метры сравнивают с учетной нормой, которая означает предельный минимум, ниже которого начинается антисанитария. Устанавливается показатель каждым регионом самостоятельно: например, в Москве это значение равняется 10м2 на каждого человека в отдельной квартире и 15м2 для квартир, помещение в которых предоставлено гражданам по решению властей;
• Имеющееся жилье не соответствует нормативам безопасности, то есть, относится к категории аварийного, ветхого, или планируется его снос. Пригодность жилого помещения определяется Постановлением Правительства РФ N 47;
• Один из членов семьи переносит тяжкую форму хронического заболевания, которое делает невозможным его проживание с другими людьми. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ N378, в который входят такие болезни, как туберкулез, злокачественные новообразования, затяжные психические расстройства и др.

Ситуация Грошевых относится к первому случаю — в их собственности нет жилого имущества, и договор социального найма ими не заключался, поэтому семья может претендовать на получение бесплатной квартиры.

На первый взгляд, кажется, что состояние квартиры Копейкиных не соответствует нормам из-за отсутствия горячего водоснабжения. Однако если обратиться к «Положению о признании помещения жилым…», то можно увидеть, что ст. 41 Положения утверждает обратное: отсутствие горячего водоснабжения, а также централизованной канализации в одно- и двухэтажных домах не является основанием для признания помещения непригодным. Поэтому Копейкины не смогут претендовать на государственную квартиру.

Отметим, чтобы встать на учет на основании недостаточного количества площади, например, московской семь е из четырех человек, необходимо, чтобы имеющаяся площадь была менее 40м2,то есть количество членов семьи (4 чел.), умноженное на учетную норму по столичным стандартам (10м2).

Законодательными актами предусмотрена поддержка и других граждан, относящихся к особым категориям:

• Ветераны ВОВ;
• Инвалиды I и II групп;
• Граждане-участники ликвидации катастрофы в Чернобыле;
• Сироты и подопечные без собственного жилья;
• Военнослужащие и некоторые государственные служащие;
• Граждане-жертвы катастроф, стихийных бедствий, приведших к утрате жилья;
• Лица, переселяющиеся с Крайнего Севера или переезжающие из-за военных действий, катастроф.

Фактически заключение договора социального найма можно назвать «получением бесплатной квартиры», так как государство предоставляет гражданам жилую площадь в полноправное и неограниченное безвозмездное пользование. Нормативное регулирование вопросов, касающихся социального найма, осуществляется III разделом ЖК РФ.

Социальный наем предполагает, что наниматель (гражданин или семья) становится полноценным хозяином квартиры без каких либо стеснений, так как:

• Договор социального найма бессрочный;
• Изменение оснований, на которых был заключен договор, не ведет к расторжению договора;
• Наниматели обретают право пользования общим имуществом дома (лифты, лестницы, мусоропровод и т.д.);
• В полученную квартиру можно вселять и прописывать в ней других лиц;
• Помещение разрешено сдавать в поднаем;
• Полученное имущество даже можно обменивать на другую квартиру, тоже предоставленную другому нанимателю на основании договора социального найма.

При этом наймодатель (государственный или муниципальный орган) должен участвовать в ремонте общих помещений, а также проводить капитальный ремонт предоставляемой квартиры, снабжать качественными коммунальными услугами.

Что требуется от граждан, получивших квартиру:

• Вовремя и в полном размере оплачивать коммунальные услуги;
• Не использовать помещение в коммерческих целях;
• Поддерживать порядок в помещении;
• Проводить текущий ремонт квартиры;
• Соблюдать интересы и права соседей (не шуметь, не мусорить в подъезде и т.д.).

В случае нарушения этих простых правил, нанимателям оставят предупреждение и предоставят испытательный срок на устранение нарушений. Если в течение него не произошло изменений, наймодатель вправе выселить семью без замены жилого помещения.

Размеры площади разнятся в каждом регионе, например, в Москве действуют следующие нормы:

• 36 м2 — размер однокомнатной квартиры на 1-го человека;
• 36-44 м2 — размер однокомнатной квартиры на двух супругов;
• 36-50 м2 — размер двухкомнатной квартиры на двух человек, не связанных брачными узами (например, мать и ребенок);
• 54-62 м2 — размер двухкомнатной квартиры на троих человек, если двое из них — супруги;
• 54-74 м2 — размер трехкомнатной квартиры для трех человек без супругов;
• По 18 м2 — на каждого человека, если семья состоит из четырех и более граждан.

Получается, что Грошевым при наличии в семье 2-х взрослых-супругов и 2-х детей может быть предоставлена квартира с площадью не менее 72м2 (4 чел.*18 м2). При этом квартира будет трехкомнатной, так как супругам положена 1 комната, и еще 2 отдельные комнаты предоставляются детям.

Если бы у Копейкиных было право на заключение договора социального найма, то подобранная квартира тоже состояла бы из 3-х комнат: на мать-одиночку и 2-х детей по комнате. А будущая площадь равняется 54-74 м2, так как в квартире будут проживать 3 человека без супругов.

Документы, на основании которых подается заявление, могут изменяться в зависимости от положения граждан. Основной перечень состоит из:

• Заявления;
• Паспорта (на всех совершеннолетних членов семьи и несовершеннолетних старше 14-ти лет);
• Документы, подтверждающие родство (свидетельства о рождении, о заключении брака);
• Документы, подтверждающие наличие доходов (заработная плата, пенсии, стипендии);
• Акт обследования жилья за 5 лет;
• Справка о регистрации граждан в предыдущем месте жительства за 10 лет;
• Справка из Росреестра о наличии имущества и его площади;
• Документы, подтверждающие особый статус гражданина (инвалидность, сиротство, военный статус и т.д.).

Перед тем, как получить бесплатную квартиру, нужно встать на учет, проще говоря, в очередь. Для этого необходимо подать заявление и документы в местный орган социальной защиты или в многофункциональный центр (МФЦ), где гражданам выдается расписка о получении бумаг. Через 30 рабочих дней после получения документов (передачи документов в местный орган МФЦ) должно быть принято решение о постановке на учет или об отказе. После чего в течение 3-х рабочих дней заявителю выдают отказ с основанием или документ, подтверждающий постановку на учет.

Далее необходимо дождаться своей очереди и заключить договор социального найма, когда Администрация города пришлет соответствующий документ.

Здесь понадобятся:

• Документы, подтверждающие личность и родство (паспорта, свидетельства о рождении и браке);
• Решение о предоставлении жилья от муниципалитета;
• Документы о состоянии прошлого места жительства или отсутствии собственности (подтверждение аварийного состояния, справки из Росреестра и т.д.);
• Выписка по месту регистрации семьи.

Процесс осложняется длительными сроками: без преувеличения люди ждут квартиры по десятку лет. Отметим, преимущество в очереди отдается тем, чье жилье находится в аварийном состоянии, гражданам с тяжелыми заболеваниями, сиротам и др.

Управление муниципалитетом

Муниципальное управление — это функция местного самоуправления, направленная на повышение качества жизни населения муниципального образования (муниципалитета). В процессе муниципального управления органы муниципального образования (например, отдел образования, отдел промышленности и т.д.) взаимодействуют с различными субъектами (например, образовательные организации, торговые предприятия и т.д.), находящиеся на территории муниципального образования.

Муниципальное управление во многом сходно с государственным управлением, например, здесь также применяется принцип разделения властей: исполнительная ветвь — мэр, законодательная — горсовет, судебная — городской суд.

При этом управление муниципалитетом имеет принципиальные отличия от управления государством в целом:

• Муниципалитет не имеет права издавать законы;
• Муниципалитет управляет главным образом не гражданами, живущими на его территории, а собственными службами и предприятиями;
• В основе муниципального управления лежит проектный подход к управлению.

В плане управления муниципалитет во многом сходен с частным предприятием, единственное серьёзное отличие — бюджетное финансирование: основным источником поступлений в администрации муниципального образования являются налоги и сборы.

К функциям муниципального управления относятся:

• Утверждение и исполнение муниципального бюджета;
• Установка местных налогов и сборов;
• Формирования программ развития муниципалитета;
• Контроль над деятельностью главы муниципального образования.

Муниципальное управление играет большую роль в обеспечении эффективной социальной политики государства, поддержании высокого качества жизни населения. Дело в том, что с точки зрения властной вертикали, муниципальный уровень управления является самым базисным — он ближе всего к народу, лучше всего может знать и учитывать его потребности. Поэтому грамотное муниципальное управление это залог стабильности государства, опирающейся на учёт интересов всех его граждан.

Развитие муниципалитетов

Принятый базовый Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил общие принципы деятельности муниципальных образований. В частности, перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении органов местного самоуправления, был открытым, структура органов местного самоуправления не была жестко регламентирована и т. п.

Муниципалитеты, таким образом, получили высокую степень свободы в поиске эффективных способов решения своих проблем и выборе оптимального пути развития. Однако на практике эта свобода была существенно ограничена дефицитом финансовых и имущественных ресурсов, вызванным неурегулированностью отношений между уровнями публичной власти. В этих рамках - между законодательно определенными широкими полномочиями и недостатком реальных управленческих рычагов - и шло развитие российских муниципальных образований. Основным направлением развития (особенно на первых порах) была рутинная работа по осуществлению институциональных преобразований, реформированию самой системы муниципального управления.

Преимущественное внимание муниципальных образований к управленческим аспектам вызвано несколькими причинами. Во-первых, новые задачи требовали новых организационных решений. Унаследованные от советской эпохи подходы к управлению муниципальным хозяйством работали лишь в условиях плановой экономики, их было необходимо модернизировать. Далеко не всем городам отказ от советских схем дался легко, многие рудименты старых подходов сохраняются в муниципальной практике до сих пор. Во-вторых, ограниченность местных ресурсов вынуждала муниципалитеты изыскивать решения, одновременно низкозатратные и эффективные. Грамотные управленческие реформы как раз и позволяли при сравнительно небольших затратах рационально использовать ограниченные ресурсы.

Разумеется, интенсивность преобразований в разных муниципалитетах была различной. Выделились, условно говоря, «передовые» муниципальные образования, наиболее восприимчивые к новым веяниям и активные в плане модернизации своего управления, и муниципальные образования, по разным причинам «отстающие». Многое зависело от возможностей, которыми объективно располагали муниципалитеты, от среды (в широком смысле), в которой они пребывали, но велика была роль и субъективных причин разного рода. Так или иначе, можно констатировать, что за время существования института местного самоуправления в России сложилась территориально обусловленная система организации муниципального управления, заслуживающая изучения, систематизации и анализа.

Актуальность изучения современного состояния муниципального управления в России тем более велика сейчас, когда в развитии российских муниципальных образований начинается принципиально новый этап. Причем наступление этого этапа определяют разнохарактерные внутренние и внешние факторы.

С одной стороны, относительная экономическая стабилизация в стране и критическая масса накопленного опыта позволили многим муниципальным образованиям, наконец, переориентироваться с решения текущих проблем и проведения институциональных преобразований на стратегическое планирование своего развития. «Антикризисный» характер муниципальных программ постепенно сменяется направленностью на реализацию конкретных проектов, имеющих стратегическое значение для развития муниципальных образований.

Все большее распространение получают новые управленческие технологии (стратегическое планирование, мониторинг и оценка программ и т. п.) и инструменты социально-экономического развития (ипотечное кредитование, правовое зонирование и т. п.).

С другой стороны, сама система организации местного самоуправления подвергается коренному реформированию «сверху» - это касается как территориальной организации, так и полномочий муниципалитетов и взаимодействия между уровнями власти.

Эти факторы могут войти во взаимное противоречие: необходимость перестраиваться на новые принципы работы способна затормозить развитие муниципалитетов. Прежде всего, назрела необходимость в инвентаризации накопленного муниципальными образованиями опыта в сфере управления местным развитием с акцентом на таких актуальных параметрах, как информированность местных руководителей о новых управленческих технологиях и распространенность этих технологий, активность муниципалитетов на межмуниципальном уровне, техническая оснащенность администраций.

Нельзя сказать, что российское муниципальное поле прежде не попадало в центр внимания исследователей: его состоянию и проблемам был посвящен ряд обстоятельных работ, среди которых стоит, например, выделить фундаментальный труд В.Н. Лексина и А.Н. Швецова «Муниципальная Россия». Однако эти исследования, как правило, замыкались на анализе формализованных сторон организации местного самоуправления (количественный состав муниципальных образований, формы функционирования местных органов власти, положения городских уставов и т. п.). Не менее показательные неформализованные проявления деятельности муниципальных администраций (установление внешних контактов, организация планирования муниципального развития, взаимодействие с местной обще-ственностью, внедрение новых управленческих инструментов) выпадали из поля зрения исследователей.

Один из путей выявления тенденций муниципального развития, не отражаемых официальной статистикой, - проведение опроса среди представителей муниципалитета и населения муниципального образования. В качестве формы организации исследования применяется анкетирование, позволяющее оценить состояние управления в муниципальном образовании с точки зрения самих муниципальных работников, что дает более выпуклую картину по сравнению со статистическими данными. Кроме того, метод анкетирования позволяет решить вторую задачу исследования - выяснить, как муниципалитеты и население относятся к нововведениям, каким они видят будущий статус своих муниципальных образований. В на-стоящее время ощущается нехватка систематизированной информации на эту тему. Между тем, отношение и готовность муниципалитетов к изменениям во многом определяют перспективы их дальнейшего развития, в том числе социально-эколого-экономического.

По данным исследователей (по результатам опросов, охватывающим лишь часть российских муниципальных образований, но позволяющим судить о тенденциях) в большинстве муниципальных образований разрабатываются прогнозы социально-экономического развития и комплексные планы развития. В то же время преобладает краткосрочный горизонт про-гнозирования (планирования), средне- и долгосрочные прогнозы (планы) сравнительно редки. Часто в муниципальных образованиях под комплексными планами социально-экономического развития понимаются результаты текущего муниципального планирования.

Примерно половина муниципальных образований к разработке данных документов привлекаются сторонние организации. Большинство муниципальных образований заявляют об активном участии в процессе разработки местного сообщества. Общественные слушания, однако, проводятся лишь в малой части муниципальных образований. Чаще всего информация доводится до местного сообщества через публикацию сообщений в СМИ.

В настоящее время многие муниципальные образования переходят от текущего и среднесрочного планирования к разработке долгосрочных стратегий собственного развития. Пока лишь в малой части муниципальных образований внедрен институт стратегического планирования местного социально-экономического развития. Малые и средние муниципальные образования по этому показателю не уступают большим, не являющимся центрами субъектов Федерации: во всех трех группах доля муниципальных образований, разрабатывающих стратегии развития, близка к 50%.

Лишь среди центров субъектов Федерации эта доля существенно выше - более 70%.

В отличие от среднесрочного комплексного планирования, которое муниципальные образования предпочитают осуществлять целиком своими силами, к разработке стратегических планов в большинстве случаев привлекаются сторонние организации. По-видимому, это объясняется сравнительной новизной данной практики, отсутствием во многих муниципалитетах соответствующего опыта.

Крупные муниципальные образования финансируют разработку своих планов, как правило, целиком из местного бюджета, в средних и малых в роли источника финансирования обычно выступают выигранные гранты. В числе причин, по которым главные стратегические документы не реализуются, чаще всего фигурируют неготовность документа и нехватка финансовых средств.

Немногим более половины муниципальных образований знакомы с технологией мониторинга реализации муниципальных программ, и менее половины знакомы с технологией оценки. Около четверти муниципальных образований применяют эти инструменты на практике, причем часто ограничиваются мониторингом.

В тех случаях, когда проводится оценка программ, ее результаты, как правило, не служат поводом для внесения в программы изменений. Программы, и в том числе стратегические планы, в большинстве муниципальных образований меняются довольно часто, но причины этих корректив чаще носят «внешний» по отношению к программам характер (изменение налогового законодательства, условий финансирования программы, инвестиционного климата).

В целом муниципальные образования, где до конца выдерживается схема мониторинг - оценка - изменения по итогам оценки, составляют меньше половины от общего числа муниципальных образований, разрабатывающих программы и планы муниципального социально-эколого-экономического развития. Но и в них в подавляющем большинстве случаев оценивается лишь ход реализации программы, а не ее результаты.

Исследователи выделяют следующие тенденции в развитии муниципальных образований:

1. Распространение новых передовых технологий муниципального управления и инструментов социально-эколого-экономического развития (стратегическое планирование, мониторинг и оценка муниципальных программ, ипотечное кредитование, в меньшей степени - правовое зонирование) миновало стадию точечного, пилотного внедрения в отдельных муни-ципальных образований и стало приобретать массовый характер.
2. Стали реальностью и активно функционируют сети горизонтальных межмуниципальных контактов. Укрепляются партнерские связи между российскими муниципальными образованиями, причем выделяются муниципальные образования-лидеры, наиболее активные в плане межмуниципального взаимодействия.
3. Достаточно высокого уровня достигли компьютеризация местных администраций и информационная обеспеченность населения муниципальных образований. О последнем свидетельствует большой процент муниципальных образований, имеющих свои СМИ, в том числе электронные.
4. Вместе с тем сохраняют актуальность традиционные проблемы местного самоуправления, прежде всего финансовые и кадровые. Финансовые проблемы заняли ведущие позиции в списке проблем, воспринимаемых администрациями муниципальных образований наиболее остро (уступив лишь проблемам ЖКХ). Большинство глав муниципальных образований для выполнения всех необходимых, с их точки зрения, функций желали бы увеличения существующего бюджета муниципального образования минимум в 3 раза. Многие главы местного самоуправления не довольны структурой и квалификационным уровнем своих администраций, что косвенно свидетельствует как об отсутствии полной свободы в их формировании, так и о том, что существующая система подготовки специалистов в сфере местного самоуправления не способствует эффективному решению кадровой проблемы: большинство глав администраций вынуждены направлять сотрудников на курсы повышения квалификации, проводимые «по разнарядке» региональными органами власти. Кадровая проблема еще более обострится после вступления в силу нового закона о местном самоуправлении, в соответствии с которым муниципальные образования должны будут увеличить свои депутатские корпуса или сформировать новые представительные органы.
5. Для институционального развития российских муниципальных образований фактор численности населения не имеет решающего значения. Большие муниципальные образования далеко не по всем позициям являются безоговорочными лидерами. Их превосходство ожидаемо велико по параметрам, требующим концентрации финансовых, человеческих и иных ресурсов (техническая оснащенность администраций, частота проведения опросов общественного мнения, интенсивность жилищного строительства, привлечение независимых организаций к разработке муниципальных программ и планов и т. п.). Но по ряду показателей институционального развития, не предполагающих существенных затрат, средние и малые муниципальные образования, по меньшей мере, не уступают большим. Это, в частности, касается интенсивности межмуниципальных связей (в том числе на международном уровне), внедрения практики стратегического планирования, распространения инструментов мониторинга и оценки муниципальных программ. Недостаток бюджетных ресурсов небольшие муниципальные образования компенсируют инициативностью, восприимчивостью к инновациям и активностью на межмуниципальной сцене.

Дальнейшее развитие российских муниципальных образований, как и во всем мире, связывается с идеей устойчивого развития, под которым понимается развитие, гарантирующее достойные, максимально возможные равные стартовые условия представителям нынешнего и следующих поколений для проявления своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей. Устойчивое развитие базируется на экономике, гармонично сочетающейся с принципами экологической безопасности и социальной справед-ливости в демократическом обществе, соблюдающем права человека.

Данное определение, благодаря емкости понятий «стартовые условия для развития», «экологическая безопасность» и «права человека» включает в себя принципы сохранения как биологического и ландшафтного разнообразия, так и этно-культурного разнообразия. Коротко устойчивое развитие можно охарактеризовать как стремление к обеспечению консенсуса (в лучшем случае) или компромисса (в худшем случае) между экономическими, экологическими и социальными приоритетами развития.

В целом можно констатировать, что общероссийские направления развития муниципальных образований укладываются в общемировую концепцию устойчивого развития и возможно формирование новых подходов в управлении развитием муниципального образования с точки зрения устойчивого развития.

Уровни муниципалитетов

Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:

• содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
• организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;
• организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их 30).

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке.

В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

• принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;
• утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
• принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
• определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
• определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
• определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
• определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
• контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

Деятельности муниципалитетов

Значительная часть исключительных полномочий органов МСУ, отнесенных законом к вопросам местного значения, распространяется на такие сферы, как управление земельными ресурсами, социальная сфера, транспорт, жилищно-коммунальная сфера и вопросы безопасности, социально-бытовая сфера, экология, культура и информирование населения.

Для измерения эффективности применяется система показателей, характер которых зависит от форм проявления управленческого эффекта. Одна из особенностей управленческой деятельности муниципальных служащих состоит в ее многообразии, которое отражает сложность объекта управления территориальных администраций, поэтому и формы проявления эффекта многообразны. Это может быть экономический эффект, социальный эффект, экологический, организационный эффект.

Конечный показатель эффективности управленческой деятельности муниципальных служащих - удельная величина управленческого эффекта, т. е. его размер в расчете на единицу использованных ресурсов.

Общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются: бюджетный процесс; период полномочий органов МСУ; крупные инвестиционные проекты; местные традиционные особенности.

В вопросе управления развитием муниципального образования существуют два подхода (или две стратегии). Первый подход - в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. Второй подход.

В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации.

Основу планирования составляет набор документов, призванных упорядочить механизм пропорционального развития территории на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Прежде всего это концепция социально-экономического развития территории, охватывающая все стороны ее жизни и базирующаяся на тщательно отработанной версии корпоративной миссии и геополитического потенциала территории. Разработанная концепция должна подкрепляться экономической стратегией, содержание которой составляют анализ и оценка перспектив развития ключевых отраслей региональной экономики, сформировавшихся вокруг ведущих производственных центров. Экономические стратегии трансформированы в набор соответствующих программ (проектов) с наличными ресурсами и сложившейся организационной моделью управления. И наконец, низший слой в перечне планов территориального образования составляют рабочие планы мероприятий по претворению в жизнь принятых проектов.

В рамках осуществления функции планирования ответственное лицо реализует, как правило, одну из нижеперечисленных задач:

· общее руководство реализации планов и программ на территории;
· увязка реализуемых планов с приоритетными задачами в развитии национального хозяйства;
· разработка межотраслевых балансов и расчет финансового и материального обеспечения избранных приоритетов;
· составление оперативных экономических планов и текущий контроль над их исполнением;
· планирование фискальной политики администрации региона и разработка предложений по нефискальным методам привлечения средств на развитие территории;
· разработка долгосрочных и среднесрочных планов развития территории.

Составление планов становится возможным благодаря соблюдению ряда основных принципов:

1. Эквифинальности - свойства планируемой системы определять свой рост не из собственных предпосылок, а от текущего состояния системы, вызванного ее реальным положением в среде.
2. Мозаичности, т. е. выделения в структуре плана равноправных субъектов планирования.
3. Комплексности - учета в содержании плана полноты и разнообразия имеющихся в обществе проблем и интересов, выраженных во взаимосвязи и согласованности друг с другом, а также с обеспечивающими их ресурсами.
4. Пропорциональности - функции плана, связанной с требованием выравнивания и учета при распределении целей и ресурсов между территориальными образованиями в соответствии с местом данной территории в системе национального разделения труда и приоритетами социально-экономического развития.
5. Экологичности - формообразующей роли среды в обеспечении целостности планируемой системы.
6. Экономичности - необходимости минимизации расходов по всем направлениям плана.

Особое место в реализации функции планирования на местном уровне отводится стратегическому планированию.

Анализ состояния отрасли целесообразно проводить по трафарету SWOT-анализа, характерной чертой которого является оценка текущего положения отрасли с точки зрения разработки конкретных стратегий.

Метод SWOT включает в себя оценку фирмы по четырем параметрам:

S - сила;
W - слабость;
О - возможности;
Т - угрозы.

При проведении анализа необходимо придерживаться определенного по-рядка:

1. Выделение набора показателей, адекватно представляющих отраслевую систему.
2. Оценка динамики развития этих показателей.
3. Определение характера взаимодействия между показателями.
4. Описание внешних условий, в рамках которых функционирует отрасль.

Цель метода заключается в определении характеристик среды функционирования отрасли в разрезе четырех вероятных состояний:

- сильных сторон отрасли и открываемых в связи с этим возможностей;
- сильных сторон отрасли и имеющихся угроз;
- слабых сторон отрасли и открываемых в связи с этим возможностей;
- слабых сторон отрасли и возможных угроз.

Одной из наиболее значимых задач на этапе планирования является выявление проблем.

Общая схема выявления проблемы, проводимая тематической комиссией, может выглядеть следующим образом:

1) описание проблемы;
2) выделение основных целей и задач по преодолению проблемы. В рамках этого раздела необходимо выделить приоритеты в развитии отрасли;
3) разработка конкретных мероприятий, призванных усилить состояние отрасли и ее конкурентные возможности.

Составление прогноза и перспектив развития отрасли является завершающим этапом процесса планирования.

В качестве методологического инструмента прогнозного раздела работы тематической комиссии целесообразно применить один из широко распространенных методов прогноза: метод простой экстраполяции; метод трендовой экстраполяции; морфологический метод; сценарный прогноз и нормативный метод прогноза.

Заключительным этапом процедуры стратегического планирования выступает политическая тематизация, направленная на консолидацию интересов участвующих в обсуждении плана общественно-политических сил. На этом этапе, организованном в виде учредительной конференции, происходит публичное обсуждение плана, разрабатываются меры по его реализации.

Обязанности муниципалитета

К вопросам местного значения городского поселения относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
9) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
10) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
12) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
13) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
14) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
15) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
16) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
17) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
18) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
19) формирование архивных фондов поселения;
20) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
21) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
22) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
23) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
24) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
25) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
26) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
27) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
28) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
29) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
32) осуществление муниципального лесного контроля;
33) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
34) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
35) предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
36) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
37) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
38) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения;
39) участие в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в выполнении комплексных кадастровых работ.

К вопросам местного значения сельского поселения относится ряд вопросов, входящих в компетенцию городского поселения, а именно:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
5) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
6) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
7) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
8) формирование архивных фондов поселения;
9) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения);
10) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
11) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
12) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
13) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Закон субъекта Российской Федерации о закреплении за органами местного самоуправления сельских поселений отдельных вопросов местного значения может распространяться на всю территорию субъекта Российской Федерации либо на отдельные (поименованные в законе) муниципальные районы и (или) сельские поселения. Перечень вопросов местного значения, закрепляемых за сельскими поселениями, может быть единым для всех сельских поселений либо дифференцированным - с составлением отдельных списков вопросов местного значения для двух или нескольких групп сельских поселений.

Закрепление за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения означает автоматический переход к органам местного самоуправления установленных отраслевыми законами полномочий органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

тема

документ Муниципальная собственность
документ Муниципальный контроль
документ Муниципальный орган
документ Государства
документ Государство



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Налог на профессиональный доход с 2019 года
Цены на топливо в 2019 году
Самые высокооплачиваемые профессии в 2019 году
Скачок цен на продукты в 2019 году
Бухгалтерские изменения в 2019 году

Налоговые изменения в 2019 году
Изменения для юристов в 2019 году
Изменения для ИП в 2019 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2019 году
Административная ответственность в 2019 году
Алименты в 2019 году
Банкротство в 2019 году
Бизнес-планы 2019 года
Взносы в ПФР в 2019 году
Вид на жительство в 2019 году
Бухгалтерский учет в 2019 году
Выходное пособие в 2019 году
Бухгалтерская отчетность 2019
Государственные закупки 2019
Изменения в 2019 году
Бухгалтерский баланс 2019
Начисление заработной платы
ОСНО
Брокеру
Недвижимость


©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты