Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2017 Изменения 2017
папка Главная » Полезные статьи » Политическая свобода

Политическая свобода

Политическая свобода

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Политическая свобода
2. Политические свободы граждан
3. Ограничения политических свобод
4. Политическая свобода личности
5. Основные политические свободы
6. Политические права свободы конституции
7. Гарантии политических прав и свобод
8. Степень политической свободы
9. Свобода политической жизни общества

Политическая свобода

Политическая свобода является видом (формой) социальной свободы личности, существующей в данном обществе. Политическая свобода личности, прежде всего, определяется свободой общества в целом, а так-же политической свободой той социальной общности, представителем которой она выступает (группы, коллективы, организации) и складывается из ряда (совокупности) фактических социальных возможностей (свобод) в осуществлении народовластия, в управлении государственными и общественными делами.

Политическая свобода (свободы) составляет социальное содержание политических прав и свобод граждан, которые признаны государст-венной властью и закреплены в правовых нормах. «Юридически при-знанная свобода, — отмечал К.Маркс, — существует в государстве в форме закона».

Политические права и свободы личности, составляя единство, характеризуют уровень политической свободы данного общества. Содержание, степень реальности политических прав и свобод личности зависят от экономического благополучия, политического режима, пол-итической культуры, духовной жизни общества, других факторов и условий.

Всякая свобода, а тем более политическая, имеет объективно суще-ствующие границы. Юридическая свобода личности в политической сфере не может быть шире самой социальной (фактической) политиче-ской свободы. В то же время государство может суживать границы юридической свободы личности в политической сфере. Советская власть, как известно, в условиях диктатуры пролетариата открыто ограничивала политические права и свободы граждан, в частности, по Конституции РСФСР 1918 года (и первых конституций других союзных республик), предусматривала лишение избирательных прав ряда групп населения (бывших владельцев фабрик и заводов, духовенство, жандармов и т.д.). По отношению к гражданам государство несет важные обязательства способствовать удовлетворению их политических потребностей и интересов, развитию политической активности. Всякое отступление от этой закономерности государственной политики и практики ведет к деформации, извращению демократического характера права и государства.

Буржуазные ученые пытались исследовать проблему политических прав и свобод, противопоставляя так или иначе личность, общество и государство. В идеологии идущего к власти нового класса буржуазии стали различать и в определенной мере противопоставлять понятия человек и гражданин, права человека и права гражданина, частное и публичное право, частные и публичные права и свободы и т.д., что имело под собой социально-экономическую основу, объективно обусловленную развивающейся новой системой общественных отношений. Буржуазная частная собственность влечет двойную жизнь людей в связи с независимым от буржуазного государства существованием и развитием капиталистического хозяйства, усилением отчуждения государства от гражданского общества, между сферой частной жизни собственника и публичным порядком.

Отсюда четко противопоставлялись публичные (государственные) интересы и частные интересы, т.е. интересы отдельных частных собственников (буржуа). Человек в буржуазной науке, по словам К.Маркса, был сведен, с одной стороны, к «члену гражданского общества, к эгоистическому, независимому индивиду», «замкнувшемуся в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившемуся от общественного целого», с другой — «к гражданину государства, к юридическому лицу».

Руссо в трактате «Об общественном договоре» выдвинул идею народного суверенитета, народоправства, рассматривал гражданство как выражение определенного сочленства и участия в политической общности, в государстве, а гражданина государства как «имеющего долю во власти суверена», в отличие от подданного, как подчиненного законам государства. Люди «коллективно принимают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участники суверенной власти, и поданными, как подчиненные законам государства». Эта идея, как и многие другие положения естественно-правовой школы, имевшая огромное значение в эпоху ломки феодальных отношений XVIII-XIX веков, нашла законодательное закрепление, в частности, во француз-ской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая офи-циально ввела понятие «гражданин» как синоним юридически свобод-ной личности, обладающей политическими правами. Основные полити-ческие права и свободы в момент их провозглашения в буржуазных конституциях политическими мыслителями рассматривались как средство воздействия на государство и участие в делах государства жизни, реализуемые в виде политического поведения (действий, мероприятий, акций).

Носителем политических отношений является и отдельная личность, в частности, когда она вступает в отношения с государством как гражданин государства, участвуя в выборах, в работе различных государственных органов, во всенародном обсуждении законопроектов, либо как депутат, представитель населения в органах государственной власти. Таким образом, политические отношения охватывают и сферу политической деятельности граждан, которая связана с участием граждан в управлении делами общества и государства, в осуществлении государственной власти.

Политическая свобода является видом (формой) социальной свободы личности, существующей в данном обществе. Политическая свобода личности прежде всего определяется свободой общества в целом, а также политической свободой той социальной общности, представителем которой она выступает (группы, коллективы, организации) и складывается из ряда (совокупности) фактических социальных возможностей (свобод) в осуществлении народовластия, в управлении государственными и общественными делами.

Политическая свобода (свободы) составляет социальное содержание политических прав и свобод граждан, которые признаны государст-венной властью и закреплены в правовых нормах. «Юридически при-знанная свобода, — отмечал К.Маркс, — существует в государстве в форме закона».

Политические права и свободы личности, составляя единство, характеризуют уровень политической свободы данного общества. Содер-жание, степень реальности политических прав и свобод личности зави-сят от экономического благополучия, политического режима, пол-итической культуры, духовной жизни общества, других факторов и условий.

Всякая свобода, а тем более политическая, имеет объективно существующие границы. Юридическая свобода личности в политической сфере не может быть шире самой социальной (фактической) политиче-ской свободы. В то же время государство может суживать границы юридической свободы личности в политической сфере. Советская власть, как известно, в условиях диктатуры пролетариата открыто ограничивала политические права и свободы граждан, в частности, по Конституции РСФСР 1918 года (и первых конституций других союзных республик), предусматривала лишение избирательных прав ряда групп населения (бывших владельцев фабрик и заводов, духовенство, жандармов и т.д.). По отношению к гражданам государство несет важные обязательства способствовать удовлетворению их политических потребностей и интересов, развитию политической активности. Всякое отступление от этой закономерности государственной политики и практики ведет к деформации, извращению демократического характера права и государства.

Буржуазные ученые пытались исследовать проблему политических прав и свобод, противопоставляя так или иначе личность, общество и государство. В идеологии идущего к власти нового класса буржуазии стали различать и в определенной мере противопоставлять понятия человек и гражданин, права человека и права гражданина, частное и публичное право, частные и публичные права и свободы и т.д., что имело под собой социально-экономическую основу, объективно обус-ловленную развивающейся новой системой общественных отношений. Буржуазная частная собственность влечет двойную жизнь людей в связи с независимым от буржуазного государства существованием и развитием капиталистического хозяйства, усилением отчуждения государства от гражданского общества, между сферой частной жизни собственника и публичным порядком. Отсюда четко противопоставлялись публичные (государственные) интересы и частные интересы, т.е. интересы отдельных частных собственников (буржуа). Человек в буржуазной науке, по словам К.Маркса, был сведен, с одной стороны, к «члену гражданского общества, к эгоистическому, независимому индивиду», «замкнувшемуся в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившемуся от общественного целого», с другой — «к гражданину государства, к юридическому лицу».

Руссо в трактате «Об общественном договоре» выдвинул идею народного суверенитета, народоправства, рассматривал гражданство как выражение определенного сочленства и участия в политической общности, в государстве, а гражданина государства как «имеющего долю во власти суверена», в отличие от подданного, как подчиненного законам государства. Люди «коллективно принимают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участники суверенной власти, и поданными, как подчиненные законам государства». Эта идея, как и многие другие положения естественно-правовой школы, имевшая огромное значение в эпоху ломки феодальных отношений XVIII-XIX веков, нашла законодательное закрепление, в частности, во француз-ской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая офи-циально ввела понятие «гражданин» как синоним юридически свобод-ной личности, обладающей политическими правами. Основные полити-ческие права и свободы в момент их провозглашения в буржуазных конституциях политическими мыслителями рассматривались как средство воздействия на государство и участие в делах государства.

Ранее публичные права граждан рассматривались как права, которыми собственники наделяются «вообще», а потому они являются «надгосударственными». В новых идеях буржуазной правовой науки, отражающих новую ситуацию в буржуазном «постиндустриальном» обществе, активизацию политической деятельности различных слоев населения, в том числе и тех, которые были далеки изначально от политики (движение «зеленых»), не отрицается, что основные права есть известная позитивация естественных, неотчуждаемых нрав человека, но акцент больше делается на утверждении, что основные права сформулированы государством, а беспрекословное повиновение всем законам государства провозглашается высшим земным осуществлением истинной свободы человека.

Существует мнение, что борьба пролетариата в буржуазных государствах за расширение и упрочение политических прав и свобод укрепляет враждебную ему государственную власть. Например, Прудон отвергал всякое политическое участие масс в политике и политической борьбе, ошибочно считая, что участие трудящихся в политической жизни современного ему общества означает признание и фактическую поддержку ими существующих институтов власти.

Основоположники марксизма неоднократно показывали ущербность лозунга политического индифферентизма, невмешательства рабочего класса в политическую жизнь. Трудящиеся массы способны оказать заметное влияние на политику правящих кругов, получают возможность эффективно отстаивать свои демократические завоевания, связать воедино борьбу за демократию с борьбой за новый общественный строй.

Личность воздействует на общество и государство, на все стороны функционирования политической системы своим трудом, политической активностью, всей деятельностью. Причем сила этого воздействия по мере социального прогресса возрастает как результат все более ак-тивного использования гражданами своих политических прав и свобод, все более эффективного участия в формировании всех сторон обще-ственной и государственной жизни.

Политические свободы граждан

Такие понятия, как «демократическое государство», «правовой и конституционный строй», имеют достаточно тесную взаимосвязь. В некотором роде можно даже говорить об определенной синонимичности этих определений. Демократическое государство не может не являться одновременно правовым и конституционным, и своей характеристике оно соответствует только при условии наличия сформированной структуры гражданского общества. Следует при этом отметить, что будет недостаточно просто провозгласить народовластие. Ведь это возможно и при тоталитарном режиме. Главным является обеспечение и устройство деятельности государства надлежащими правовыми институтами, выступающими реальными гарантиями демократизма.

Они составляют ядро конституционного строя. В нем содержатся нормы, которые определяют взаимодействие государства и индивида. Свобода представляет собой необходимое условие, обеспечивающее реализацию социальных человеческих прав. Само по себе понятие применяется людьми в обычной жизни довольно часто. Используется слово «свобода» и в научной и политической сфере. Вместе с тем, этот элемент при кажущейся его простоте представляет собой достаточно сложное как для понимания, так и для практической реализации в рамках общественных отношений явление. История знает достаточно много примеров, весьма драматичных по содержанию, когда приносились в жертву сотни тысяч, миллионы людей во имя провозглашения свободы. Ее утверждение почти всегда связано с сопротивлением гнету, нищенскому существованию, эксплуатации и прочему. В связи с этим большинство людей свободу отождествляет с непосредственным процессом отказа от прошлого. В данном случае внимание направлено, главным образом, на идеологический, а не правовой аспект.

После завершения продолжительной гражданской войны, в 1922 году, образовался СССР. В 1924-м была принята первая Конституция. Основной Закон РСФСР 1918 года был заменен документом от 1925-го. Структура последнего формировалась на основании союзной Конституции. При этом сохранялись принципы, которые были заложены в ленинской редакции от 1918 года.

Переломный момент в формировании советского государственного (конституционного) права произошел в годы правления Сталина. В его руках на то время была сосредоточена огромная власть. Он заявил, что в СССР победил социализм. В 1936 году был принят новый Основной Закон страны. Эта Конституция отражала данную установку. В соответствии с новым документом, в 1937 году был принят Основной Закон РСФСР. Согласно его положениям, провозглашались избирательные, социальные и политические права. Кроме этого, были установлены равные основания для представительства сельского и городского населения в советах. При этом для рабочего класса преимущества в этой части отменялись. Тем не менее демократизация политического устройства преимущественно носила внешний характер.

В 1977 году был принят новый Основной Закон и на его базе — Конституция РСФСР. Эти документы привнесли некоторые изменения в процесс регулирования политической и экономической структур общества, а также правового статуса индивида. В Конституции 1977 года просматриваются выраженные отличия от предыдущих изданий. Так, глава об обязанностях и правах граждан была перенесена в первую часть текста. Это подчеркивало значение данных положений в новых условиях. Тем не менее, по-прежнему многие другие, в том числе политические права и свободы граждан, предоставлялись исключительно в целях укрепления социалистического строя и коммунизма. Реализация их на практике в другом направлении признавалась как нарушение закона и предполагала определенные суровые наказания. Речь шла, например, об антисоветской пропаганде и агитации.

Она началась в конце 80-х годов прошлого столетия. В Основные Законы РСФСР было внесено несколько поправок. Многие существенные общественные изменения проводились с помощью постановлений и прочих актов. Были внесены поправки и в политические права и свободы граждан. Так, на основании их разрешалось формирование партий, кроме существовавшей. Кроме того, были созданы относительно свободные СМИ, допускался идеологический плюрализм. За антисоветские высказывания перестали выноситься суровые приговоры и назначаться строгие наказания. Впоследствии соответствующие статьи были и вовсе исключены из Основного Закона.

Принятая Конституция РФ закрепила права человека на основании общих международных правовых принципов. Возможности людей были отнесены к категории высшей ценности. Благодаря этому у каждого гражданина страны появился достаточно широкий спектр политических и прочих свобод и прав. Это гарантирует ст. 6 в п. 2 Конституции. Согласно этому положению, у каждого гражданина РФ, находящегося на территории государства, есть все свободы и права. Люди несут равные обязанности, которые предусмотрены в Основном Законе. В отличие от личных, неотчуждаемых по своей природе и принадлежащих каждому от рождения, политические права человека и гражданина связаны с его принадлежностью к государству. Тем не менее, между этими двумя категориями просматривается достаточно тесная связь.

В Конституции достаточно четко изложены позиции относительно возможностей жителей страны. В Основном Законе отражены черты, по которым отличаются личные и политические права человека. Проще говоря, первые предоставляются каждому. Политические права могут иметь только граждане страны. Однако данная связь в последнем случае не значит, что возможности людей имеют вторичный характер и производны от государственной воли. Они также выступают в качестве естественных прав каждого гражданина в демократической стране. С учетом их характера, некорректно рассматривать их как предоставленные и установленные государством. Власть также их защищает, признает и соблюдает.

Политические права и свободы выражают возможность населения участвовать в различных государственных процессах и осуществлении государственной власти. Однако этот критерий считается несколько общим. Он позволяет рассматривать некоторые личные права как гражданские и политические. К таким категориям, например, относят возможность выражать свое мнение, производить и распространять информацию, получать ее и прочие. Основным критерием для выделения политических прав в отдельную, сравнительно самостоятельную группу, выступает их связь с гражданством.

Немаловажным фактом следует считать, что, несмотря на свою неотчуждаемость и естественность, реализовать свои политические права и свободы может лицо, достигшее 18 лет. Этот возраст свидетельствует об абсолютной дееспособности. При этом существуют определенные политические права человека, использование которых регулируется специальными законодательными актами. Так, избираться в состав Госдумы можно только с 21 года, а на пост Президента – с 35-ти. Данные ограничения обусловлены тем, что, реализуя свои политические права, люди должны осознавать и предвидеть последствия своих действий, иметь определенный опыт. Лицам следует понимать необходимость выполнения взятых на себя обязательств. Политические права считаются неотъемлемым условием для реализации всех прочих личных возможностей. Они формируют фундамент демократической системы и выступают в качестве средства контроля над властью.

Граждане РФ могут самостоятельно реализовывать и использовать свои свободы, права и обязанности в полном объеме с 18 лет. Этот возраст называют совершеннолетием. Система, регулирующая политические права РФ, состоит из двух ветвей. В первую входят лица, обладающие возможностью участвовать в организации деятельности государственных и прочих органов.

В данном случае имеются в виду следующие политические права граждан:

1. Проводить референдум.
2. Участвовать в отправлении правосудия и управлении государством.
3. Обращаться в госорганы.
4. Избирать и быть избранными.

Ко второй категории относят правомочия, которые представляют собой неотъемлемые гражданские права, цель которых выражается в активном участии личности в общественной жизни.

Речь, в частности, идет о:

1. Возможности проводить публичные мероприятия.
2. Праве на свободу печати и слова.
3. Возможности объединяться.

Свое избирательное право человек получает с момента своего совершеннолетия. В возрасте 18 лет индивид считается абсолютно дееспособным. С этого момента он может реализовывать свои политические права. Говоря об участии в выборах, необходимо отметить несколько важных нюансов. В частности, как выше было сказано, существуют определенные ограничения для возможности гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Она появляется с 18 лет или позже с приобретением особых прав (постоянное жительство на территории РФ непосредственно перед выборами, наличие гражданства). Ограничение также распространяется на лиц, находящихся под стражей на момент выборов, в отношении которых принято законное постановление (определение, решение) судебного органа, вступившее в силу. При этом подследственные граждане, в отношении которых еще не вынесен приговор, не признанные невиновными либо виновными в содеянном, обладают полным избирательным правом.

Данная возможность выступает в качестве одного из важнейших средств защиты гражданских свобод и прав. Впервые данное положение закреплено было в Основном Законе СССР от 1977 года и в Конституции РСФСР от 1978-го. В обращениях граждан содержится различная информация, не совпадающие по общей направленности сведения. Они отличаются по юридической природе и влекут за собой те либо иные последствия. Стоит сказать, что сам термин «обращение» имеет собирательный характер. В качестве его подтипов выступают жалобы, заявления, инициативные предложения и прочие.

Порядок реализации права на свободу слова и прочих форм общения регулируется соответствующим законом «О СМИ». В соответствии с ним, не допускается предварительное согласование (цензура) и запрет на распространение тех или других сообщений. В качестве учредителя СМИ может выступать гражданин РФ, достигший 18 лет, постоянно проживающий на территории страны, не имеющий гражданства в том числе. При этом индивид не должен находиться под стражей или в местах отбывания наказания по решению суда, являться душевнобольным.

Как говорит Международный пакт о политических правах, возможность выражать собственное мнение может иметь ряд ограничений. Это связано с тем, что отсутствие определенного контроля может негативно сказаться на состоянии общества, привести к дестабилизации государственной системы. В соответствии с положениями, которые содержит Пакт о гражданских (политических) правах, ограничения могут быть необходимы для обеспечения общественного порядка, безопасности, нравственности и здоровья нации, сохранения репутации лиц.

Те или иные запреты допускается устанавливать в соответствии с действующим законодательством. Нормативными актами установлено, что СМИ не могут быть использованы для совершения уголовно-наказуемого деяния, разглашения информации, составляющей государственную либо другую находящуюся под специальной охраной тайну, призыва к насильственному изменению целостности государства и конституционного строя, захвату власти, для разжигания классовой, общественной, национальной, религиозной розни и нетерпимости, пропаганды агрессии и войны. Не допускается применять средства массовой информации для распространения передач, содержание которых имеет порнографический, насильственный и жестокий характер. Ограничения могут также устанавливаться согласно законам о чрезвычайных и военных ситуациях.

В Конституции законом о гражданских и политических правах установлено, что индивиды могут собираться для митингов, шествий, пикетирования, демонстраций и прочего. Если обобщенно, то все, что перечислено в ст. 31, можно назвать манифестациями. Данная статья регулирует реализацию права на проведение публичных мероприятий. Посредством них население выражает свои требования, интересы, взгляды. При этом проведение разного рода манифестаций может не иметь общей связи с политикой.

К примеру, такими мероприятиями являются общие собрания жителей дома по вопросу содержания здания и территории в чистоте. Манифестации могут также косвенно относиться к политике. Например, это может быть пикетирование, выражающее протест против передачи какого-нибудь исторического здания в собственность частной фирмы. Манифестация также может быть явным политическим мероприятием. Право на объединение и проведение митингов, собраний и прочего считается коллективным. Однако пикетирование, например, может осуществляться и одним лицом.

Положения Основного Закона закрепляют главные принципы организации и демократизации власти. Именно этот факт, по мнению многих аналитиков, провоцирует достаточно острую борьбу разных политических сил и движений вокруг Конституции, судебных решений, прочих нормативных актов, выступающих в качестве источника конституционного права. Исследуя это противостояние, можно понять, что тянет страну назад, а что ведет по прогрессивному пути. Одной из важных и, вместе с этим, трудных задач сегодня считается отслеживание быстро меняющегося законодательства. Изменения имеют место в статьях Конституции, которые регулируют общественно-экономические и политические взаимодействия людей, а также народа и государства.

В основном законе содержатся трактовки, отражающие реформы, которые проводятся в стране. Во многих вопросах, связанных с жизнеобеспечением, многие люди не могут полагаться только на себя. При наличии личной свободы они все же оказываются в зависимости от других индивидов, чьи интересы зачастую кардинально отличаются от их собственных. В этой связи возникает необходимость обеспечить людям надлежащую защиту. В первую очередь, государство ставит перед собой задачу оградить жизненные права населения от экономического произвола и общественной несправедливости. При этом власть обязуется дать народу силы для реализации и развития своих способностей. Политические права направлены на активное привлечение населения к участию в жизни страны и управлению государственными делами. Это в значительной степени способствует укреплению связи между индивидом, обществом и государством.

В современной России проводится достаточно много реформ. Успешность многих из них обуславливается установлением и последующей реализацией политических прав и свобод каждого жителя страны. В качестве основного гаранта наиболее полного их осуществления должна выступать формирующаяся сегодня система народовластия в демократической государственности. Немаловажное значение имеет и Мировой пакт о политических правах. Его положения регулируют возможности людей за пределами Родины, а также некоторые внутренние вопросы, связанные с государственным управлением. Российская Федерация – страна с демократическим устройством. Само это понятие предполагает, что власть в государстве реализуется его народом, гражданами, имеющими равные культурные, общественные, политические и экономические права.

Сегодня происходит процесс становления общества в России. Оно основано на свободе народа, ее населяющего. Формируется и новая роль власти, которая признает приоритет населения. Одним из наиболее динамичных в этих процессах считается развитие конституционного права. Оно выступает в качестве важнейшего условия для выполнения реформ в экономической и политической системах. Вместе с этим, оно является гарантом невозвращения страны к прошлому. От того, в каком состоянии находится реализация политических свобод и прав, будет зависеть прочность конституционных устоев, реальность демократизма в государстве.

Ограничения политических свобод

Соблюдение основных прав и свобод человека в современном демократическом государстве неразрывно связано с необходимостью их защиты.

Поэтому в законодательстве этих стран существуют некоторые ограничения политических прав и свобод граждан, связанные с:

• обеспечением общественного порядка;
• устранением возможных угроз для общественной и государственной безопасности;
• противодействием разжиганию национальной или религиозной розни и призывам к насильственным действиям.

Кроме того, определённые ограничения накладываются на лиц, неспособных в полной мере пользоваться своими политическими правами и свободами (недееспособные, а также находящиеся в местах лишения свободы).

Конституцией гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.45). Под гарантиями прав и свобод личности понимаются правовые "условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для все и каждого". В самом общем виде гарантии прав и свобод личности делятся на общесоциальные и юридические гарантии.

Общесоциальные гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. В юридической литературе общесоциальные условия (гарантии) подразделяют на политические, экономические и идеологические (духовные).

Так, политические гарантии прав и свобод личности - это демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни. В этом контексте особо значимо закрепление в Конституции РФ демократического устройства России, республиканской формы правления (ст.1), человека и его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2), суверенитета и всевластия народа (ст.3), целостности территории (ст.4), равноправия субъектов РФ (ст.5).

Юридические гарантии - это правовые и организационно-правововые условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация гражданами прав и свобод. Система юридических гарантий - различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав.

К звеньям этой системы можно отнести:

* Президента РФ, выступающего гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.80). Сотрудники Администрации Президента РФ ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;
* органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации;
* различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;
* Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями, но в последнее время отмечается тенденция повышения этой эффективности);
* комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);
* органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;
* различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.).

Однако основной юридической гарантией прав и свобод человека и гражданина в РФ является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ) - право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпция невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения и др.

За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена юридическая ответственность вплоть до уголовной. Так, УК РФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. В статье 55 указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом и 2) "только в той мере, в какой это необходимо".

Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), признано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя.

В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении". Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Так, запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, и др. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя и др. допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных объединений. Во время действия ЧП выборы и референдумы не проводятся.

Могут вводиться ограничения в создании политических партий. Например, запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.

Политическая свобода личности

Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, возможность действовать по своему усмотрению, в позитивном – как свобода выбора, а главное – как способность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом.

В соответствии с таким пониманием свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права. Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного (и либерального) подхода к правам человека является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлено на ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства.

В отличие от негативных прав позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т. п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.

Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.

Гражданские (личные) права – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Их не следует путать с правами гражданина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.

В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.

Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой. Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав – права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой – обычно рассматривались как основополагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т. п.

Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности. В странах Запада и в России до октября 1917 г. это право рассматривалось как одно из первейших для существования гражданского общества и обеспечения индивидуальной свободы. В коммунистических же государствах оно вообще отрицалось, сводилось к праву личной собственности на предметы индивидуального потребления. Однако опыт всех без исключения стран показал, что запрет частной собственности противоестествен для человека. Он подрывает мотивацию добросовестного инициативного труда, порождает массовую хозяйственную безответственность и социальное иждивенчество, ведет к тоталитарной дегуманизации общества и к разрушению самой человеческой личности. Индивид, лишенный не контролируемой государством среды обитания, средств производства, возможностей проявить предприимчивость, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается свободы и индивидуальности.

Кроме того, отсутствие права собственности обрекает большинство граждан на бедность и нищету, поскольку без законодательного признания и фактического осуществления этого права невозможна эффективная рыночная экономика. Именно частная собственность является тем мельчайшим кирпичиком, из которых складывается все сложное здание современного хозяйственного механизма, в том числе и различные виды групповой собственности, например кооперативной, акционерной.

В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частной собственности, впрочем, как почти любого другого права. Потребности экономического развития, рост демократического движения народных масс привели к существенным изменениям самой трактовки частной собственности, к ее социализации, постановке под контроль государства. Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. Отошел на задний план, хотя в целом и сохранился, принцип неприкосновенности собственности.

В законодательствах ФРГ, Франции, Италии и целого ряда других государств устанавливаются допустимые пределы частной собственности, говорится о ее использовании в интересах общества. Введение такого рода ограничений никак не означает отрицания фундаментального характера права частной собственности. Для посткоммунистических стран, в том числе для России, нахождение оптимальных форм его практического осуществления в интересах личности и общества имеет поистине ключевое значение для успеха политики реформирования.

Гражданские, политические и экономические права нередко называют правами либеральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающихся лишь в охране со стороны государства.

К правам второго поколения относят социальные (в широком значении этого термина) права. Они призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит, прежде всего, в том, что реализация этой группы прав большинством населения еще не полностью обеспечивается конституционным закреплением и государственной охраной, а требует создания целого комплекса материальных благ.

К правам второго поколения относятся собственно социальные, культурные и экологические. Все вместе они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду. При этом социальные права связаны с обеспечением каждому человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья, образование и т. п.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие. Экологические права – это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Права человека носят характер индивидуального права. Однако существует и коллективное право. Субъекты его разнообразны. Это семьи, производственные коллективы, сексуальные или национальные меньшинства и т. д. В последнее десятилетие в связи с активизацией националистических движений особую остроту приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение с основополагающими правами человека. Во многих новых государствах, образовавшихся после распада СССР, Югославии и некоторых других многонациональных коммунистических стран, получение народами национально-государственной независимости стало использоваться правящими элитами для разжигания национальной ненависти, политической дискриминации и массового нарушения прав граждан некоренной национальности. Такие действия несовместимы с принципами демократии и гуманизма и осуждаются международным сообществом.

Права человека и права народов призваны взаимно дополнять друг друга. Причем права человека являются в этом взаимоотношении основополагающими, имеют более высокий ценностный статус. Без их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных целях. Как отмечено в итоговом документе Московского заседания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ, обеспечение соблюдения прав человека выше принципа невмешательства во внутренние дела отдельных государств.

Право наций на самоопределение призвано создавать государственно-правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических этнических, лингвистических, религиозных и других коллективных интересов. При соблюдении прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этнических общностей, их право на суверенитет и государственную независимость в современных условиях растущей интеграции и взаимозависимости народов во многом утрачивает смысл. Об этом свидетельствуют, в частности, добровольная передача подавляющим большинством европейских стран своих основных прав в области национально-государственного суверенитета Европейскому Союзу и их развитие в направлении создания единого федеративного государства.

Права человека чрезвычайно разнообразны. Выражая общечеловеческие ценности, они учитывают и специфику отдельных общественных групп, например детей, беженцев, заключенных и т. д. В последние десятилетия в рамках ОБСЕ активно разрабатывается каталог прав человека, который детализирует и существенно дополняет рассмотренные выше права личности.

Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. В конституциях западных государств обязанности граждан почти не упоминались вплоть до Второй мировой войны, хотя в целом они в той или иной форме включались в законодательство.

Политические отношения образуют сферу, в которой формируются политическое сознание, политические интересы, нормы политической жизни, реализуемые в виде политического поведения (действий, мероприятий, акций).

Носителем политических отношений является и отдельная личность, в частности, когда она вступает в отношения с государством как гражданин государства, участвуя в выборах, в работе различных государственных органов, во всенародном обсуждении законопроектов, либо как депутат, представитель населения в органах государственной власти. Таким образом, политические отношения охватывают и сферу политической деятельности граждан, которая связана с участием граждан в управлении делами обществ и государства, в осуществлении государственной власти.

Политическая свобода личности, прежде всего, определяется свободой общества в целом, а также политической свободой той социальной общности, представителем которой она выступает (группы, коллективы, организации) и складывается из ряда (совокупности) фактических социальных возможностей (свобод) в осуществлении народовластия, в управлении государственными и общественными делами.

Политическая свобода составляет социальное содержание политических прав и свобод граждан, которые признаны государственной властью и закреплены в правовых нормах. «Юридически признанная свобода, – отмечал К. Маркс, – существует в государстве в форме закона».

Политические права и свободы личности, составляя единство, характеризуют уровень политической свободы данного общества. Содержание, степень реальности политических прав и свобод личности зависят от экономического благополучия, политического режима, политической культуры, духовной жизни общества, других факторов и условий.

Всякая свобода, а тем более политическая, имеет объективно существующие границы. Юридическая свобода личности в политической сфере не может быть шире самой социальной (фактической) политической свободы. В то же время государство может суживать границы юридической свободы личности в политической сфере.

Буржуазные ученые пытались исследовать проблему политических прав и свобод, противопоставляя, так или иначе, личность, общество и государство. В идеологии идущего к власти нового класса буржуазии стали различать и в определенной мере противопоставлять понятия: человек и гражданин, права человека и права гражданина, частное и публичное право, частные и публичные права и свободы и т. д., что имело под собой социально-экономическую основу, объективно обусловленную развивающейся новой системой общественных отношений. Буржуазная частная собственность влечет двойную жизнь людей в связи с не зависимым от буржуазного государства существованием и развитием капиталистического хозяйства, усилением отчуждения государства от гражданского общества, между сферой частной жизни собственника и публичным порядком. Отсюда четко противопоставлялись публичные (государственные) интересы и частные интересы, т. е. интересы отдельных частных собственников (буржуа). Человек в буржуазной науке, по словам К. Маркса, был сведен, с одной стороны, к «члену гражданского общества, к эгоистическому, независимому индивиду», «замкнувшемуся в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившемуся от общественного целого», с другой – «к гражданину государства, к юридическому лицу».

Руссо в трактате «Об общественном договоре» выдвинул идею народного суверенитета, народоправства, рассматривал гражданство как выражение определенного сочленства и участия в политической общности, в государстве, а гражданина государства как «имеющего долю во власти суверена», в отличие от подданного, как подчиненного законам государства. Люди «коллективно принимают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участники суверенной власти и подданными как подчиненные законам государства». Эта идея, как и многие другие положения естественно-правовой школы, имевшая огромное значение в эпоху ломки феодальных отношений XVIII–XIX вв., нашла законодательное закрепление, в частности, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая официально ввела понятие «гражданин» как синоним юридически свободной личности, обладающей политическими правами. Основные политические права и свободы в момент их провозглашения в буржуазных конституциях политическими мыслителями рассматривались как средство воздействия на государство и участие в делах государства.

Ранее публичные права граждан рассматривались как права, которыми собственники наделяются «вообще», а потому они являются «надгосударственными». В новых идеях буржуазной правовой науки, отражающих новую ситуацию в буржуазном «постиндустриальном» обществе, активизацию политической деятельности различных слоев населения, в том числе и тех, которые были далеки изначально от политики (движение «зеленых»), не отрицается, что основные права есть известная позитивация естественных, неотчуждаемых прав человека, но акцент больше делается на утверждении, что основные права сформулированы государством, а беспрекословное повиновение всем законам государства провозглашается высшим земным осуществлением истинной свободы человека. Существует мнение, что борьба пролетариата в буржуазных государствах за расширение и упрочение политических прав и свобод укрепляет враждебную ему государственную власть. Например, Прудон отвергал всякое политическое участие масс в политике и политической борьбе, ошибочно считая, что участие трудящихся в политической жизни современного ему общества означает признание и фактическую поддержку ими существующих институтов власти.

Основоположники марксизма неоднократно показывали ущербность лозунга политического индифферентизма, невмешательства рабочего класса в политическую жизнь. Трудящиеся массы способны оказать заметное влияние на политику правящих кругов, получают возможность эффективно отстаивать свои демократические завоевания, связать воедино борьбу за демократию с борьбой за новый общественный строй.

Личность воздействует на общество и государство, на все стороны функционирования политической системы своим трудом, политической активностью, всей деятельностью. Причем сила этого воздействия по мере социального прогресса возрастает как результат все более активного использования гражданами своих политических прав и свобод, все более эффективного участия в формировании всех сторон общественной и государственной жизни.

При определении круга политических прав граждан мнение ученых едино. Расхождение наблюдается относительно отдельных прав. Кроме проблем, традиционно относимых к политическим правам и свободам личности, на наш взгляд, к их разряду следует отнести группу прав, которые опосредствуют комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу принадлежности конкретного лица к государству (институт гражданства). В литературе, как правило, не говорят о правах человека, касающихся гражданства. Более того, бытует мнение, что правовые нормы, регулирующие отношения гражданства, не закрепляют непосредственно юридические права лиц. Такая трактовка прав лица по поводу гражданства, на наш взгляд, противоречит нормам международного права о гражданстве, обедняет правовой статус лица в политической сфере, превращает человека в существо, полностью зависимое от государства.

Статья 15 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Каждый человек имеет право на гражданство и на его изменение. В соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы относительно условий и порядка признания, приобретения и утраты гражданства регулируются самим государством». Это, однако, не означает, что государство может произвольно устанавливать любые нормы о гражданстве, не считаясь с общественными нормами и принципами международного права. Личность имеет определенный комплекс прав по поводу гражданства: право быть признанным гражданином конкретного государства, право изменить гражданство и т. д.

К этой группе политических прав и свобод граждан непосредственно примыкает исключительное право иностранных граждан (а также лиц без гражданства) – право убежища. Закрепив право убежища в законодательстве, государство обязано одновременно гарантировать его тем лицам, право которых на получение убежища вытекает из закона. Предоставив убежище, государство охраняет таких лиц, не выдает их тем государствам, где они преследовались за свои прогрессивные взгляды и политическую деятельность.

К разряду политических прав и свобод следует отнести право граждан на защиту своих и чужих прав и интересов. Деятельность граждан по защите своих и чужих прав и законных интересов носит политический характер. О политической природе права на защиту говорит и такой характер. Если гражданин по каким-то причинам не предпринимает попыток к защите своего права или законного интереса, то органы государства, общественные организации, как правило, по своей инициативе встают на защиту нарушенного права или законного интереса личности. Все это дает основание выделить особую группу (вид) политических прав и свобод граждан, направленных на защиту нарушенного права или законного интереса личности. К числу этих прав относятся: право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов, в том числе действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан (могут быть в установленном порядке обжалованы в суд), право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, право обвиняемого на защиту и др.

В зависимости от вида благ, которые лежат в основе политических прав и свобод (что неразрывно связано с отдельными областями (сферами) политической свободы личности), политические права, свободы и законные интересы граждан можно классифицировать на следующие группы (виды):

1) права, опосредствующие принадлежность лица к государству, – отношения гражданства и предоставление убежища (право на гражданство и на его изменение, право убежища);
2) права и законные интересы, вытекающие из принципа равенства граждан перед законом;
3) права, опосредствующие осуществление народовластия, управление делами общества и государства. В их числе права, опосредствующие: а) формирование представительных органов государственной власти (избирательные права); б) участие граждан в осуществлении непосредственной (прямой) демократии (право на участие во всенародных обсуждениях и референдумах (голосованиях), в собраниях по месту жительства и др.; в) участие граждан в работе государственных органов и контроле за их деятельностью (право занимать выборные и иные должности в государственном аппарате, право вносить в государственные органы предложения, обращаться с жалобами на действия должностных лиц в государственные органы (в том числе в суд) и др.; г) участие граждан в управлении делами трудовых коллективов (право участия в собраниях трудовых коллективов и др.);
4) свобода убеждений, мнений, высказываний в любой области общественной жизни;
5) свобода объединений;
6) права, направленные на защиту прав и законных интересов граждан.

Все виды политических прав и свобод составляют единый комплекс, неразрывно и глубоко связаны между собой в их реализации. Вместе с политическими обязанностями они составляют политико-правовой статус – подсистему общего конституционного статуса гражданина.

Основные политические свободы

Основные политические свободы - понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового.

В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным человеком, который находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.

Так, если в ст. 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы (без слова "основные", то есть - все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 ч.2 Конституции РФ говорится, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".

То, что к числу основных прав и свобод относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Неотъемлемым атрибутом современного цивилизованного общества, важной категорией субъективных прав и свобод гражданина являются политические права и свободы, которые составляют базовую конструкцию демократической общественно-политической системы. Через реализацию этих прав преодолевается отчуждение граждан от государства, обеспечивается их участие (индивидуальное и коллективное) в общественно-политической жизни, в осуществлении собственно государственной власти.

Если личные права направлены на обеспечении автономии человека, его независимости как физического лица, то политические права позволяют быть активным участником политического процесса. Борцы за политические права на протяжении столетий исходили из того, что человек является разумным существом, носителем определённого политического сознания и определённой политической воли. Взаимодействие таких людей создаёт политическую жизнь, движение истории. Обладание определённой совокупностью политических прав, как правило, связано с принадлежностью к конкретному государству в качестве его полноправного гражданина. Политические права в полном объёме признаются лишь за гражданами и охватывают сферу интересов индивида в его взаимоотношениях с государством (сферу публичных интересов). Поэтому, несмотря на огромное значение современных международно-правовых документов универсального и регионального характера, фактическое осуществление основных политических прав и свобод человека и гражданина реализуется через национальное законодательство, связано с определёнными правовыми механизмами и процедурами, которые базируются на национальных традициях и политическом опыте. Учёт этого обстоятельства предопределяет степень успеха и неудач в деле демократических реформ, заимствования некоторых политических институтов в тех или иных странах.

Политические права обеспечивают участие граждан в управлении делами государства и общества. Центральное среди них – право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Конкретные виды политических прав: избирать и быть избранным; принимать участие в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия (возможность быть заседателем в суде, право на должность судьи); право обращаться лично или письменно в государственные органы и др.

Избирательное право – краеугольный камень современной демократии, одна из главных форм свободного выражения воли народа и его участия в политическом процессе. В ст. 3 Конституции отмечается, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы», а ст. 32 Конституции закрепляет за гражданами Российской Федерации право избирать (то есть свободно изъявлять свою волю на выборах или референдумах); быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также отзывать избранных лиц, не оправдавших доверия избирателей. Выборы в России – это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных конституцией РФ. Граждане России избирают президента РФ, депутатов Государственной думы. Они голосуют за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей и других субъектов РФ. Избирают они и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках). В случае необходимости участвуют в референдуме – всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах зафиксированы в ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

В настоящее время, как записано в ст.4 Федерального законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Несмотря на то, что довольно большое число граждан в разных странах по разным причинам не пользуется своим избирательным правом, а выборы происходят с использованием «грязных технологий», «войны компроматов», на фоне «информационных войн», избирательное право в целом позволяет гражданам влиять на формирование государственной власти и местного самоуправления, накапливать политический опыт и решать некоторые проблемы не «железом и кровью», а с помощью избирательного бюллетеня.

В небольшой Дании депутат фолькетинга (парламента) должен быть «стеклянным человеком». Избиратели знают о своем избраннике практически все: в каком супермаркете его жена покупает продукты, в какой школе и с какими успехами учатся его дети, сколько крон стоил ему ремонт крыши в доме, который находится в его избирательном округе, а также многое другое. В огромных США в библиотечной системе любой американец может получить любую исчерпывающую информацию о любом кандидате на любую общественную выборную должность. Следует признать, что в России многие граждане не знают хорошо тех, за кого голосуют, пользуются своими избирательными правами в соответствии с какими-то иррациональными представлениями, но не в результате анализа соответствующей содержательной информации. Вот почему во властные структуры продолжают проникать, особенно в регионах, люди одиозные, не отягчённые интеллектуальными и нравственными достоинствами, структура личности которых во многом подобна структуре личности представителей криминальных сообществ.

Право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей зафиксировано в ст. 32 Конституции РФ. Исторически это право обосновано естественным равенством и прирожденной свободой людей. Реализация этого права гарантируется демократической организацией жизни общества, предусматривающей для каждого гражданина возможности участия в политических, государственных делах. Право на равный доступ к публичным функциям и должностям конкретизируется Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Граждане России, достигшие 18 лет, могут непосредственно влиять на жизнь страны путем голосования на выборах, референдумах, могут лично участвовать в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в деятельности различных общественных организаций. Следует отметить, что одной из важнейших проблем является проблема включения в политический процесс женщин. Участие женщин в работе законодательного органа, как свидетельствует опыт некоторых демократических стран, позволяет лучше учесть разнообразные интересы, существующие в обществе. Считается, что при наличии в парламенте более 10% женщин лучше проходят законы, связанные с интересами детей. Если в парламенте женщины занимают 20-30% мест, то возникают возможности для более быстрого и эффективного проведения в жизнь программ, отражающих интересы всего женского населения. В мировой практике давно действует принцип: без полного участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть решены многие социальные, экономические и политические проблемы. В странах Северной Европы, в некоторых других странах обеспечивается представительство женщин в законодательных органах на уровне 30-40%, в составе правительств до трети мест резервируется для женщин. Обязательное включение женщин в избирательные списки политических партий является, таким образом, завоеванием гражданских обществ в демократических странах.

Свобода слова - также одно из важнейших конституционных политических прав человека. Свобода слова предполагает для каждого человека возможность публично выражать свои мысли, идеи и суждения, распространять их всеми доступными средствами. В реальной жизни это связано с использованием существующих средств информации, с возможностью создать собственную газету, радио- или телевизионную станцию, с участием в собраниях граждан, общественных объединений и т.д. Фактически каждая современная газета, каждый радио- или телевизионный канал придерживаются определенных позиций, занимают вполне определенную позицию, «играют» в пользу какой-либо команды, вполне определенной политической силы. Большинство электронных СМИ – это, как правило, собственность известных финансово-промышленных групп. Поэтому возможности реализовать свободу слова для рядового, даже интересно мыслящего человека оказываются весьма ограниченными. В современной России свобода слова значительно чаще рассматривается как свобода печати и других средств массовой информации от какого-либо давления со стороны государственных органов, как свобода от цензуры, как право создавать и использовать органы информации для выражения мнений в интересах тех или иных групп граждан.

Свобода слова рассматривается и как право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан. Общей основой для успешной реализации принципа свободы слова является признание идейного плюрализма, то есть разнообразия распространяемых в обществе политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей. Дело в том, что соревнование идей, постоянные дискуссии по граждански значимым проблемам, критика недостатков являются необходимыми факторами развития демократического общества, заслоном против застоя, профилактическим средством против завышенных притязаний отдельных фигурантов, переоценки ими масштабов собственной значительности. В любом обществе существует социальная дифференциация, различие во взглядах. Каждый гражданин стремится сохранить свою индивидуальность, считает, что его собственное понимание тех или иных проблем представляет особую ценность. Даже в тех случаях, когда в действительности в глазах окружающих политические идеи того или иного лица представляются банальностью, свобода мысли и слова служит существенным фактором раскрытия человеческой индивидуальности, позволяет человеку «показать себя». Правда, далеко не всегда бюрократы и политические прожектёры считаются с реакцией на свои направленные на извлечение личной выгоды действия, а некоторые, обладая реальной властью и умело удерживая ее, наносят значительный урон государству, интересам своих сограждан.

Как практически любое другое право гражданина, свобода слова не является безграничной и абсолютной. Российское законодательство запрещает использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению легитимной государственной власти, для разглашения государственной и любой другой охраняемой законом тайны, для подстрекательства к преступлениям, для разжигания национальной, расовой, религиозной и любой другой розни, оскорбления и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность. Пределы, в которых слово может быть свободным, ответственность за содержание предлагаемой гражданам информации, технологии, с помощью которых происходит распространение информации – все это является предметом постоянной дискуссии на разных уровнях. Чрезвычайно важным является то, что все чаще с упомянутыми проблемами дела о путях реализации свободы слова рассматриваются в судах.

Право на свободу собраний, митингов, демонстраций. Эти коллективные действия большего или меньшего числа граждан являются не чем иным, как формами публичного выражения общего или индивидуального мнения по любому вопросу, который беспокоит граждан данного государства. В истории многих стран данные мероприятия служили мощным средством давления на властные структуры.

В правовом содержании рассматриваемых свобод выделяются правомочия трех видов:

- право на личные положительные действия в форме организации публичного мероприятия и участия в нем;
- право требования, связанное с предоставлением общественных зданий, улиц и прочего для проведения массовых публичных мероприятий;
–право притязания, выражающееся в юридической возможности в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и государственной защиты.

Различные политические силы, особенно политические партии, общественные объединения, для которых данная свобода имеет исключительную ценность, постоянно оппонируют государственным властям в своем стремлении максимально расширить рамки этой свободы для себя и ограничить для своих политических конкурентов. В России, как и других странах, действует уведомительный порядок проведения публичных мероприятий. Суть этого порядка в том, что организаторы собраний, митингов, демонстраций должны ставить в известность органы государственной власти о предстоящем мероприятии. Это особенно важно, если в предполагаемом общественном действии участвует много людей и существует угроза общественному порядку и безопасности граждан, если могут быть ущемлены права тех, кто не участвует в данной акции. В современном законодательстве закрепляется перечень оснований, по которым публичное мероприятие может быть признано незаконным и даже запрещено: если не было подано заявление о его проведении, если состоялось решение о его запрете, если нарушен порядок его проведения, если возникла опасность для жизни и здоровья граждан, если нарушен общественный порядок. Российское законодательство предусматривает уголовные и административные санкции за нарушение установленного порядка организации и проведения публичного мероприятия.

Право на объединение в общественные организации, свобода союзов и ассоциаций может быть поставлено на одно из первых мест среди политических возможностей для граждан. Дело в том, что политическая сфера предполагает действия во имя определенных интересов больших или меньших групп людей. Любой общественный союз должен действовать на основании закона. Обычно закон оговаривает, что общественные объединения создаются в результате свободного волеизъявления граждан, которые объединяются на основе общности интересов для достижения общих целей. Предполагается, что общественные организации свободно осуществляют свою деятельность и обладают равными правами независимо от численности, состава руководящих органов и. т. Д. Закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, саму процедуру регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями. В России общественные объединения могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Наиболее распространенным по содержанию, по защищаемым интересам граждан являются политические партии, профессиональные союзы, молодежные, ветеранские, творческие, предпринимательские, спортивные, культурно-просветительские и иные общественные организации. Закон напрямую запрещает создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями, задачами которых является, например, провоцирование межнациональной, межрелигиозной и иной розни между гражданами.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право на петицию зафиксировано в ст. 33 Конституции РФ. Петиции граждан направлены на достижение самых разных целей: восстановить нарушенные права; привлечь внимание к важному общественно-политическому вопросу; выразить солидарность с тем или иным общественным деятелем или принятым решением. Эту форму политического участия в решении публичных дел могут использовать те граждане, которые не могут, например, воспользоваться митингом, демонстрацией и т.п. Имеются в виду лица с физическими недостатками, те, кто боится толпы, собраний людей с их непредсказуемым поведением. Право на обращение служит развитию личной инициативы, личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного порядка. В отличие от жалобы, которая преследует цель устранить нарушения субъективного права граждан, индивидуальные и коллективные обращения граждан, затрагивающие важный общественный интерес, могут быть достаточным основанием для действий компетентных государственных органов, для принятия серьезных решений. Коллективные и индивидуальные обращения в органы власти – это нормальная цивилизованная процедура, признанная демократическими странами и международным правом.

Политические права свободы конституции

Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.

Виды политических прав и свобод:

- Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

- Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

- Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

- Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции РФ).

- Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

Гарантии политических прав и свобод

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции):

1) права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме;
3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
4) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются федеральными законами.

Например:

1) ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах.

В соответствии с этим Законом выборы и все референдумы в РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах может ограничиваться только в соответствии с федеральными законами и только в качестве установленных мер ответственности либо в случае ограничения дееспособности;

2) ФЗ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ. 4180-I «О трансплантации органов и(или) тканей человека», Закон РФ 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность.

В соответствии с этими законами ограничение права на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;

3) ФЗ № 12-ФЗ «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование.

Согласно этому Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно находящихся на территории РФ. В это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др.

Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.

Степень политической свободы

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными" понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством , партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

1) Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);
2) Правительство основано на согласии управляемых;
3) Правило большинства - признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;
4) Правило меньшинства;
5) Гарантии основных прав человека;
6) Свободные и честные выборы;
7) Равенство перед законом;
8) Справедливое судопроизводство;
9) Конституционное ограничение правительства;
10) Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;
11) Ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Свобода политической жизни общества

Как свидетельствует исторический опыт, в политической жизни общества демократия имеет несколько измерений. Например, демократия как форма государства, противоположная авторитаризму в любых его проявлениях. Такое понимание демократии дает возможность осмыслить природу политической власти, ее сущность, выяснить вопрос о том, кто правит.

Кроме этого, в политической жизни общества большое значение имеет демократия общественно-политическая. В этом случае демократия предстает как принцип организации и деятельности политических и общественных организаций. Вполне очевидно, что это явление высокоорганизованного гражданского общества. Важную роль в изучении политической жизни общества играет анализ демократии как политического мировоззрения и как политической ценности. Как политическое мировоззрение демократия – это отражение в сознании граждан самого содержания демократии, прежде всего идей свободы и равенства прав. Демократия как политическая ценность чаще всего воспринимается как синоним прав и свобод граждан в их формально – абстрактном или конкретном выражении.

Одним из важных признаков демократического общества является положение, когда политическая власть исходит от народа, принадлежит ему.

Представительная демократия формируется населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Каждый гражданин, голосуя на выборах, представляя мандат своему избраннику, тем самым возлагает на себя политический долг уважать ту власть, которую он передал своему представителю. Необходимым условием демократии является конституционное оформление государственного строя. Для демократической политической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована власть. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

К признакам демократического общества следует отнести комплекс прав и свобод граждан: равноправие граждан и равенство их перед законом, равное право всех членов общества на участие в управлении государственными и общественными делами, свобода ассоциаций, гарантии самостоятельных действий общественных организаций и союзов, свобода предпринимательства.

тема

документ Политическая власть
документ Политическая культура
документ Политическая система
документ Политическая сфера
документ Политическая элита



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Как получить квартиру от государства
Как получить земельный участок бесплатно
Потребительская корзина 2017
Налоговые изменения 2017
Повышение пенсий 2017
Материнский капитал 2017
Транспортный налог 2017
Налог на имущество 2017
Налог на прибыль 2017
ЕНВД 2017

Налог с продаж 2017
Налоги ИП 2017
УСН 2017
Изменения для юристов 2017
Земельный налог 2017
Кадровое делопроизводство 2017
НДФЛ 2017
Налоговый вычет 2017
Льготы 2017
Производственный календарь на 2017 год
Бухгалтерские изменения 2017
Расчет больничного 2017
Расчет отпускных 2017
ФСС 2017
Коды бюджетной классификации на 2017 год
Недвижимость


©2009-2017 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты