Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Полезные статьи » Социальный элемент

Социальный элемент

Социальный элемент

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Социальный элемент
2. Элементы социальной структуры
3. Социальные элементы общества
4. Элементы социальной системы
5. Основные социальные элементы
6. Элементы социального института
7. Элементы социальной организации
8. Элементы социального процесса
9. Элементы социального управления
10. Элементы социально-экономических систем
11. Элементы социальной связи
12. Элементы социального и культурного наследия
13. Элементы социальной сферы
14. Элементы социальной жизни
15. Элементы социальной защиты

Социальный элемент

Элементами социальной системы могут вы ступать отдельные индивиды, группы и организации. Общим названием для элементов социальной системы является термин «социальный субъект». Главной характеристикой социального субъекта выступает способность быть инициатором социальных изменений.

Примером простой социальной системы может быть дружеская компания без постоянного лидера. А любые организации с начальниками и подчиненными — это уже сложные социальные системы.

В любой группе людей для эффективного взаимодействия рано или поздно выделяются лидеры, организаторы, руководители. В крупных обществах это происходит обязательно. Поэтому общество выступает как сложная система.

Наличие устойчивых связей между компонентами общества, их единство не вызывают сомнений. Поэтому наиболее распространенной сегодня является теория общества как системы. Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих устойчивую целостность. Под элементом понимают максимально простое образование, которое отображает специфику данной системы.

Системы бывают сложными или простыми. Под сложной системой понимают такую систему, в которой взаимосвязанные элементы образуют несколько уровней или ступеней. Совокупность связей в системе называется структурой. В сложной системе структура имеет иерархическое строение, это означает, что элементы одного уровня подчиняются элементам другого уровня.

Элементы социальной структуры

Будучи структурно сложной социальной системой, общество состоит из взаимосвязанных и относительно самостоятельных частей. Социальная структура - это совокупность элементов, составляющих социальную систему, а также связей, отношений, взаимодействий между ними и внутри их.

Основные элементы, социальной структуры, представляющие интерес для социологической науки, следующие:

• социальные группы, составляющие основу социальной структуры общества;
• социальные организации и социальные институты, взаимодействующие между собой и обществом в целом;
• социальные нормы и ценности, регулирующие отношения внутри групп и между ними;
• социальная деятельность, в рамках которой формируются социальные отношения;
• социальные статусы и социальные роли, которым соответствуют субъекты этой деятельности.

Социальная группа как важнейшая составная часть социальной структуры - способ относительно-устойчивого взаимодействия индивидов друг с другом в течение длительного времени. Группа - это не просто определенное количество людей, а совокупность взаимосвязей между ними, сложившихся на основе общих интересов и потребностей в процессе совместной деятельности.

Всякая социальная группа имеет свои отличительные особенности:

• границы - известно, кто является членом группы, какова ее численность;
• идентичность - члены группы знают, чем они отличаются от представителей другой группы, ощущают собственное своеобразие, имеют свою духовную атмосферу, свои ценности и нормы в пределах совместной деятельности;
• символы, значки, униформа, удостоверение личности и другие знаки различия;
• деятельность - совместные действия членов группы, направленные на общие интересы;
• роли - например, роль лидера.

В каждой группе имеется «ядро», которое составляют те ее члены, которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам данной группы.

Социальную структуру общества составляют различные групповые общности людей:

1. Социальные классы и слои. К ним относят рабочих, крестьян, предпринимателей, интеллигенцию, служащих и другие группы людей с большой численностью составляющих их членов.
2. Этнические общности. Среди них - различные нации, народности, многонациональные сообщества, интегрированные в большие группы с общими интересами и потребностями.
3. Территориальные образования. Это жители города или деревни, области или административного района, субъекта федерации или страны в целом.
4. Профессиональные группы. К ним причисляют группы врачей, учителей, юристов, водителей автомобилей, рабочих-станочников, представителей других профессий и специальностей.
5. Социально-демографические группы. Например, молодежь, женщины, пенсионеры.
6. Политические группы. Это массовые движения, политические партии, другие общественно-политические формирования.
7. Социокультурные группы. Среди них: любители кино, рок-музыки, коллекционеры, другие поклонники культуры или субкультуры.
8. Семейно-бытовые общности. К ним можно отнести семью и быт в их различных видах и формах.
9. Религиозные группы. Сюда причисляют различные секты, группы людей, посещающих храмы или только соблюдающих отдельные обряды, и др.

Перечисленные выше группы далеко не исчерпывают все многообразие сложившихся групповых общностей. Однако именно эти социальные образования чаще попадают в поле зрения социолога, являются объектом социологического исследования.

Социальные группы также подразделяют по характеру связей между их членами:

• первичные группы - связаны между собой эмоциональными, духовными, родственными отношениями, способны оказывать сильное влияние друг на друга;
• вторичные группы - преобладают отношения безличные: структурно-функциональные подразделения предприятия, различные клубы, комитеты и т.д.

Группы принято классифицировать по уровню официальности их формирования:

• формальные создаются и регулируются специальными законами, инструкциями, приказами, постановлениями;
• неформальные складываются стихийно, на основе общих интересов и авторитета лидеров.

Отношения в обществе координируют социальные организации. Каждая организация обычно стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои базисные потребности. Это стремление выливается в определенную практику, которая закрепляется через конкретные социальные институты.

Социальные организации - это большие ассоциации людей, совокупность взаимодействующих между собой индивидов, социальных групп, статусов, ролей, норм, направленных на достижение определенных социальных результатов.

Цель организации - ожидаемый конечный результат ее деятельности. Это то, ради чего организация создана.

Иерархия - распределение власти внутри организации. Предполагает наличие лидеров и подчиненных, взаимодействующих между собой. Лидерство в организации может быть формальное (официальное) и неформальное (основанное только на авторитете).

Управление предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на организацию, побуждающее ее членов к эффективному решению стоящих задач. Среди объектов управления могут быть как структурные элементы самой организации (например, предметы и средства труда), так и внешние факторы (взаимодействие с другими организациями).

Формализация требует ограничения поведения членов организации официальными рамками - правилами внутреннего распорядка, уставами, нормами, правилами.

Организации часто подразделяются на виды по способам их образования:

• добровольные (общественные) организации - создаются для защиты интересов своих членов, предполагают свободный выход из организации;
• официальные (формальные) организации - создаются для достижения определенных общественно-значимых целей в рамках бюрократических систем, имеющих устойчивую, четко организованную систему управления.

Бюрократия - это правление официальных лиц. Первоначально бюрократией называли представителей правительства, а затем так стали именовать чиновников в других больших организациях.

Официальные организации имеют различные виды. К ним относят деловые (коммерческие) организации и, так называемые, тотальные организации (создаваемые государственными, религиозными и другими институтами власти для решения важных социальных проблем). Тотальные организации - это больницы, санатории, тюрьмы, казармы, монастыри и другие подобные объекты.

Иногда выделяют простые организации (имеют одну цель) и сложные организации (имеют несколько взаимосвязанных целей).

Каждая социальная организация стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои основные потребности. Это стремление выливается в определенную практику, которая закрепляется через социальные институты. Процесс создания новых социальных институтов называется - институционализация.

Социальные институты - устойчивая совокупность организаций, социальных ролей, технологий и правил поведения, норм и ценностей, ориентированных на удовлетворение потребностей людей и регулирующих отношения в обществе.

Можно назвать общие для всех социальных институтов признаки:

1) специально созданные учреждения (организации), в рамках которых развивается деятельность социальных институтов;
2) наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;
3) набор социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется соответствие поведения граждан интересам общества;
4) существование системы ценностей, принятых для идеологического обоснования желаемого поведения граждан;
5) использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.

Существуют основные группы потребностей, на базе которых формируются социальные институты:

• воспроизводство и воспитание новых членов общества;
• развитие социально-профессиональной структуры общества;
• сохранение жизни и поддержание здоровья людей;
• производство и распределение товаров и услуг;
• регулирование политических отношений в обществе;
• сохранение культурных ценностей и норм;
• удовлетворение религиозных потребностей.

Соответственно перечисленным выше потребностям образуются социальные институты: семья, образование, здравоохранение, экономические институты, политические институты, социально-культурные институты, религиозные институты.

Социальных институтов в любом обществе много. Они часто подразделяются на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации, предполагают определенную свободу выбора из возможных вариантов поведения).

Социальные элементы общества

Базисные элементы и процессы общества подобны клеткам и метаболическим процессам живых организмов. Но живой организм состоит из разных органов (сердце, артерии, вены и т. д.) и их систем (кровеносная, пищеварительная, нервная и т. д.). Структурно-функциональная социология пытается обнаружить общественные органы и системы органов, позволяющие рассматривать общество как организм.

Огюст Конт, как мы уже говорили, выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов):

• регулятивную (управление);
• производственную (сельское хозяйство, ремесло, промышленность);
• распределительную (дороги, транспорт, торговля и т. п.). Главным институтом-органом общественного организма у него был управленческий (государство, право, церковь).

Для К. Маркса строение общества имело подчиненный характер, было средством выделить его важнейшую структуру — общественно-экономическую формацию, которая поглощает все общество как социальный организм. Маркс выделял в обществе две части (сферы, системы): базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и надстроечную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и т. п.). Главной частью общества он считал экономику, что выразил формуле «Базис определяет надстройку».

Марксовое понимание строения общества было развито в советской марксистской социальной философии. Владимир Барулин выделил в обществе четыре основных сферы-органа:

• материально-производственная сфера (экономика);
• социальная (народ, экономические классы, нации);
• политическая (государство, партии, профсоюзы);
• духовная (обыденное сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания и т. д.).

Экономику он считает определяющей все остальные сферы жизни общества.

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда.

Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

• технико-экономического;
• социально-политического;
• законодательного;
• художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш, в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

• постоянная территория, имеющая государственную границу;
• пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
• развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
• политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Элементы социальной системы

Под социальной системой понимается целостное образование, состоящее из функционально взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (индивидов, групп, организаций, институтов, общностей). Социальная система – понятие более широкое, чем социальная структура. Если социальная система – это способ организации взаимодействия всех составляющих ее элементов, то социальная структура выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих воспроизводство и функционирование всей системы. Иными словами, социальная структура образует основу, каркас социальной системы.

Общество как глобальная социальная система представляет собой сложное целостное образование, включающее ряд подсистем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку. Выделяют преимущественно следующие основные подсистемы общества: экономическую, политическую, социальную и духовную (социокультурную).

Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Она призвана решать три взаимосвязанных вопроса:

1) что производить (какие товары и услуги);
2) как производить (на основе какой технологии и с помощью каких ресурсов);
3) для кого производить (кому предназначены эти товары и услуги).

Главная функция экономической подсистемы – адаптация к изменяющимся условиям природной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества. Чем выше уровень экономической организации общества, тем выше степень его адаптации, а, следовательно, и эффективности функционирования, что наглядно демонстрируют сегодня наиболее развитые индустриальные страны.

Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с установлением, организацией, функционированием и изменением публичной власти. Основными элементами политической подсистемы являются государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т. д.), политические партии и движения, общественно-политические ассоциации и объединения и т. д. В ее состав также входят ценностно-нормативные структуры, регулирующие взаимодействия политических субъектов, и средства массовой информации, обеспечивающие взаимосвязь между государством и гражданским обществом. Главная функция политической подсистемы сводится к обеспечению социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилизации на решение жизненно важных задач и проблем.

Социальная подсистема регулирует взаимодействия различных групп и общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Социальная сфера в самом широком смысле – это совокупность организаций и институтов, отвечающих за благосостояние всего населения (общественное питание, здравоохранение, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание и т. д.). Социальная сфера на узком уровне подразумевает только учреждения социальной защиты и социального обеспечения, которые охватывают одни социально-уязвимые слои населения (пенсионеров, безработных, инвалидов, многодетных и т. д.).

Духовная (социокультурная) подсистема направляет деятельность по созданию, развитию и освоению культурных, духовно-нравственных ценностей, определяющих сознание и поведение человека. К основным структурным элементам духовной сферы относят науку, образование, воспитание, мораль, литературу, искусство, религию. Главные функции этой подсистемы – социализация личности, образование и воспитание молодого поколения, развитие науки и культуры, воспроизводство социокультурной среды жизнедеятельности людей, обогащение их духовного мира.

Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. При этом крайне сложно установить, какая из них играет ведущую роль. Марксистская позиция, согласно которой экономическая сфера обусловливает социальные, политические и духовные процессы, неоднократно подвергалась критике со стороны многих социологов. Их главный аргумент – невозможно объяснить причины устойчивости одних обществ и распада других только влиянием производственных отношений. В настоящее время исследователи воздерживаются от однозначных оценок ведущей роли той или иной подсистемы общества. По их мнению, общество может нормально развиваться лишь в результате эффективного и согласованного функционирования всех своих основных подсистем – экономической, политической, социальной и духовно-культурной. Недооценка любой из них чревата негативными последствиями для жизнедеятельности общества как целостной системы.

При определении социальной структуры общества важно установить ее исходные составляющие элементы. С этой позиции социологи выделяют две основные теоретические модели социальной структуры: нормативно-ценностную и категориальную. Первая представлена структурным функционализмом и примыкающими к нему социологическими направлениями. Согласно этой модели, основными элементами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования – социальные институты, статусно-ролевые группы и т. п. При этом источником изменения социальной структуры выступает доминирующая в обществе система ценностей, норм, культурных образцов, определяющих значимость той или иной социальной роли, того или иного типа социальной деятельности. Тем самым социальная структура рассматривается не как застывшая конфигурация, а как динамичная целостная система, представляющая собой результат взаимодействия составляющих ее элементов.

Категориальная модель социальной структуры основана на том, что главными основными компонентами социальной структуры являются крупные социальные категории – классы, социальные слои, профессиональные группы и т. д. При этом социологи-марксисты подчеркивают обусловленность социальной структуры господствующим способом производства и акцентируют внимание на анализе классовых противоречий, их воздействия на структурные сдвиги в обществе, в то время как представители технологического детерминизма источником изменений в социальной структуре считают технологические инновации и полагают, что технический прогресс способен разрешить все противоречия современного общества.

Существует также исключительно-эмпирический подход к изучению социальной структуры общества. Сторонники этого направления включают в содержание социальной структуры только наблюдаемые и эмпирически фиксируемые общности людей, обладающие измеряемыми признаками (возраст, профессия, доход, образование и т. д.).

Наконец, в социологической литературе нередко встречается и предельно широкая трактовка социальной структуры, когда речь идет об общем строении общества, включающем самые различные и разнохарактерные структурные компоненты, и когда имеется в виду и социально-демографическая, социально-территориальная, социально-этническая и иная структура общества.

Таким образом, социальная структура общества рассматривается в различных аспектах. Задача социологии состоит, прежде всего, в том, чтобы выявить закономерности ее формирования и развития. Это тем более важно, что именно социальная структура во многом определяет стабильность общества, его качественную характеристику как целостной социальной системы.

Основные социальные элементы

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит, прежде всего, в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы.

Основные социальные элементы социальной структуры общества являются:

– социальные общности (большие и малые группы);
– профессиональные группы;
– социально-демографические группы;
– социально-территориальные общности.

Самая крупная единица в социальном структурировании общества — класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы — это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, но их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые, а иногда, как это происходит сегодня в нашей стране, — классы и социальные группы возрождаются. Например, крестьяне-единоличники, предприниматели.

В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. К ним относятся инженерная интеллигенция, носители высокотехнологического, наукоемкого производства, создатели программных продуктов — то есть инженеры, конструкторы, управляющие, высококвалифицированные рабочие. Сюда же примыкают представители гуманитарной интеллигенции, которые обеспечивают вложения в человека, его индивидуальное развитие, — ученые, учителя, работники высшей школы и т. п. Именно эти социальные группы, возможно, создают основу нового среднего класса нашего общества, обеспечивая его прогресс, стабильность, и являются по-настоящему ведущим классом.

Наряду с горизонтальной расшифровкой социально-классовой структуры можно осуществить и вертикальную, по уровню образованности, профессиональной квалификации. Например, среди рабочих выделить группы низкой, средней и высокой квалификации. Соотношение примерно 25: 50:25. Исследования показывают, что деление на три группы вполне достаточно.

Сложнее осуществить вертикальную расшифровку интеллигенции. Традиционно к ней относятся люди, занятые профессионально умственным трудом, требующим специальной подготовки. В социологии эту группу часто делят на собственно интеллигенцию и служащих.

К интеллигенции причисляют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным, как правило, творческим трудом, требующим высшего и среднего специального образования, хотя это могут быть и практики. К служащим-неспециалистам относятся работники умственного труда, где не требуется обязательно научное образование, хотя оно и может быть; кассир, секретарь, учетчик и т. д. Не следует относить к интеллигенции всех людей, которые закончили вузы. Среди рабочих до 10 процентов имеют высшее и среднее специальное образование.

Определяющим в этом плане является характер труда. В отечественной социологии попробовали найти выход, введя понятие рабочий-интеллигент. Это группа рабочих, занятых квалифицированным трудом, где требуется хорошая профессиональная подготовка, специальное образование. Например, рабочие-испытатели, летчики, операторы сложных станков и установок и т.п.

Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

Элементы социального института

Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Если говорить о структуре социальных институтов, то они чаще всего обладают определенным набором составных элементов, зависящих от типа института.

Ян Щепаньский выделил следующие структурные элементы социальною института:

• цель и сфера деятельности института;
• функции, необходимые для достижения цели;
• нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
• средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.

Общей и основной для всех социальных институтов функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он создается и существует.

Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе:

1) закрепления и воспроизводства общественных отношений;
2) регулятивная;
3) интегративная;
4) транслирующая;
5) коммуникативная.

Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о его дисфункциональности. Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.

В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить на основные и неосновные (частные).

В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:

• институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода;
• политические институты - в безопасности и социальном порядке;
• экономические институты - в обеспечении средств существования;
• институты науки, образования, культуры - в получении и передаче знаний, социализации;
• институты религии, общественной интеграции — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Элементы социальной организации

Организации отличаются высокой степенью многомерности и неопределенности строения и функционирования. Они относятся к числу сверхсложных систем. Их сложность может превышать возможности управления контролировать организационные процессы. Решение проблемы может быть направлено в сторону как сужения диапазона управления, так и упрощения устройства организации, или повышения разрешающей способности управления.

Сложность систем бывает абсолютной (объективной, заложенной в объекте) и относительной (субъективной, характеризующей способность управления). Эти виды сложности не всегда совпадают.

Организационная сложность начинается уже с повышения множественности элементов. В таком случае усиление относительной сложности происходит при неизменности абсолютной сложности. Однако каждый прирост абсолютной сложности вызывает рост относительной, хотя последняя может меняться и без усиления первой, например, через развитие знания о системе. Следующий уровень сложности начинается на стадии, когда возникает разнообразие элементов, особенно когда разнообразие касается не только функций (техническая, биологическая функции системы), но и природного качества элементов (социотехнические системы). Далее — многообразие связей между элементами, если в системе обнаруживаются части и уровни. Максимум сложности на этой стадии проявляется в противоречиях между элементами, частями и уровнями системы (противоположность функций, несовместность). Наконец, высшая степень сложности системы означает автономию всех составляющих уровней, частей, элементов. В социальных организациях это субъективность их основного «материала», т. е. наличие у людей собственных целей, свободы поведения.

В организациях представлены все степени сложности — как в многомерности, так и в неопределенности. Впрочем, и на верхней стадии абсолютной сложности относительная, субъективная сложность может быть невелика. Управление пользуется разными способами ухода от сложности организаций, например, «методом черного ящика»: центральное звено не вникает в особенности функционирования самостоятельного подразделения, филиала или мотивацию работника, воздействуя через стимулы на «вход» и оценивая «выход» по результату.

Стремление уйти от сложности порождает немало других приемов — систематизацию, декомпозицию, агрегирование, которые относятся как к самим системам, так и к знанию о них. Есть сугубо гносеологические приемы, чаще всего редукция, т. е. объяснение явления одной природы с привлечением знаний, теории о явлениях иной природы. В теории организации были попытки введения законов социальной организации к более изученным (биологизм, физикализм). «Сползание» общей теории систем на уровень частных наук, использование их методов анализа вместо собственных методов нередко сопровождается подменой сходства по аналогии сходством по гомологии (аналогия есть совпадение по одному или нескольким признакам; гомология — полное совпадение). Применительно к социальным организациям больше других применяется такой метод преодоления их сложности, упрощения, как социальная формализация, т. е. стандартизация организационных связей и норм.

Социальная формализация связей и норм как способ организованности — это целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. В социальных организациях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается абсолютная и относительная организационная сложность.

Важнейшим признаком этого способа организованности служит всякого рода зафиксированность его элементов, т. е. договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм и зависимостей.

Результативный эффект формализации проявляется, в частности, в концентрации и канализации организационной деятельности в наиболее оптимальном направлении, устойчивости, стабильности функционирования организации, возможности более или менее длительного прогнозирования функциональных процессов, экономии организационных усилий за счет сокращения амплитуды поисков в каждой конкретной ситуации. На этой основе создается формальная организация предприятия, учреждения. Существуют два пути формализации социальных систем. Первый — через оформление естественно сложившегося состояния, основанный на осмыслении предшествующего опыта. При этом анализ сложившейся практики функциональных отношений, фиксируемой в сознании как данное, приводит к поиску и вычленению из нее наиболее повторяющихся постоянных, непреходящих элементов. Формальная организация здесь как бы выводится из опыта.

Такого рода формализацию можно назвать рефлексивной. Например, длительно складывающееся стихийное распределение функций в каком-то подразделении предприятия однажды фиксируется и закрепляется в виде специального административного распорядка, служащего организационной основой функционирования этого подразделения и эталоном для создания новых. Второй путь формализации — это «конструирование» социальной организации. В данном случае создание программы предшествует актуальному существованию организации. Например, создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта, плана работы и т. д., в соответствии с которыми организуются его техническая и социальная структуры. Прошлый опыт здесь также присутствует, но лишь как прецедент, урок.

Формализация, естественно, означает сужение диапазона выбора, ограничение, даже подчинение, субъективной воли участника организации безличному порядку. Однако это неизбежная, выработанная объективным ходом развития социальных процессов, и прежде всего организационных, форма стабилизации всякой длительной кооперации людей.

Элементы социального процесса

Основными элементами социального процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата.

Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

Субъектом социальных процессов могут выступать и социальные системы. Каждая эволюционирующая система имеет свою динамику, представляемую в виде либо непрерывного кумулятивного процесса, либо — цикла.

Причины являются неотъемлемым элементом социальных изменений, выступая фактором их проявления. Если инициатор процесса может быть скрыт от внимания исследователей, то причина органично присуща процессу и составляет его внутренний источник.

Потенциальными причинами социальных процессов можно назвать:

- природные причины — истощение ресурсов, загрязнение природной среды, катаклизмы и пр.;
- демографические причины — колебания численности населения, перенаселенность, миграции, процесс смены поколений;
- изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс;
- социально-политические причины — конфликты, войны, революции, реформы; привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т. д.

Важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социальных процессов является научное сообщество — сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель — определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

Наблюдатель, будучи формальным или неформальным членом научного сообщества, является источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процессу придается в акте его восприятия, познания, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится распознать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает некую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий. Интерпретируя результаты и ход социальных процессов, наблюдатель делает видимыми источники, масштаб и направленность текущих процессов, используя надежные и общепринятые методы анализа и обработки информации.

Наблюдатель является преимущественно пассивным участником процесса, составляющим представление о его характере, придающим ему определенный смысл и значение. С целью измерения исследуемых процессов наблюдатель предлагает систему координат, значимую для всех его участников.

Всякий процесс может быть измерен. Характер измерения процессов производен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.

Элементы социального управления

В качестве самых основных элементов социального управления можно выделить:

1) субъект управления;
2) управляемый субъект;
3) объект управления;
4) цель управления;
5) проект деятельности.

Субъекты управления – это индивиды, которые способны вырабатывать программу действий и реализовывать данную способность. Управляемые субъекты – люди, осуществляющие программы, созданные субъектами управления. Субъекты управления управляются определенной информационной программой, которая состоит из норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Информация представляет собой те сведения, которые нужно иметь в виду, чтобы хорошо перерабатывать материалы и энергию. Суть управления в социальной системе – это целенаправленная переработка информации.

Субъекты управления вырабатывают программы для разрешения определенных вопросов. Такие выработанные программы выступают регуляторами действий управляемых субъектов. Управляемые субъекты, исполняя программы, могут полностью руководствоваться нормами и целями, предусмотренными программой, а могут отступать от предписанных программ. Таким образом, если программы, выбранные субъектами управления, не могут восприниматься исполнителями как руководство к действию, то управление в этом случае может и не иметь места. Это и является самым важным отличием социального управления от всех других видов управления.

Объект управления – деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. В социальном управлении, таким образом, следуя из определений, объект управления и управляемый субъект не совпадают. Проект, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, которые способны понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, который реализует программу, выработанную субъектом управления, делает это не автоматически, а сознательно.

Цель управления – создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Ключом к пониманию устройства управления является понимание того, что оно служит для получения определенного конечного результата, достижения того, что называется целью. Можно сказать, что управление есть механизм для достижения цели. Таким образом, поставленная цель – это неотъемлемый элемент системы управления.

Проект управленческой деятельности – это сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов.

Элементы социально-экономических систем

Понятие системы используется практически во всех науках. Наиболее общим определением системы является понимание ее как некоторой упорядоченной совокупности элементов, обладающей организованностью, и способностью выполнять ряд таких функций, которые не могут быть выполнены ни одним из отдельных элементов. Для характеристики системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции.

Структура системы - это взаимосвязи между ее элементами.

Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему.

Она состоит из малых экономических систем различных уровней (подсистем)- домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.

Основными элементами экономической системы являются:

• Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности).
• Организационные формы хозяйственной деятельности.
• Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями.
• Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности.
• Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

Элементы социальной связи

Основными элементами социальной связи являются: 1) разные люди (например, пассажиры и водители) с их мотивационными механизмами (потребности, ценности, нормы, убеждения, роли); 2) ситуации социальной связи (предметы, деньги, власть, право, статусы людей и т. п.); 3) согласованные действия, исполнение ролей (например, пассажиров и водителей), результат (полученное благо и связанная с ним удовлетворенность или неудовлетворенность) людей. Таким образом, социальная связь — это связь между действиями людей в определенной ситуации, побуждаемая какими-то потребностями, мотивами, стимулами.

Включаясь в социальную связь, субъект конкретизирует свои потребности, ценности, нормы по отношению к ситуации, состоящей из предметов (предметов потребления, орудий, транспорта и т. п.), других субъектов, их действий. Элементы ситуации приобретают для действующего субъекта конкретное значение (смысл), т. е. действующий субъект актуализирует систему своих потребностей и ожидаемых действий других в данной ситуации с помощью ментальности.

Становясь участником социальной связи, человек приобретает определенный статус — роль-функцию. Например, в семье люди становятся мужьями, женами, детьми и т. п. В своем взаимодействии они образуют семейную связь (семью). В социальной среде объективное положение человека обусловлено характером социальной связи, в которой он оказался. Одновременно каждый человек в социальной связи ориентирован на других людей и их роли. Он действует по своему усмотрению, реализует модель поведения в данной ситуации.

Социальная связь включает в себя, с одной стороны, социальные отношения (внутреннее), а с другой стороны, внешние условия. Социальные отношения (взаимоотношения) образуют сознательную (субъективную) сущность социальных связей: потребности, ценности, нормы (программы действий в рамках социальной связи), состояние удовлетворенности или неудовлетворенности. Внешние (объективные) условия социальной связи включают в себя потребности других людей, предметы и условия, роли и действия участников, результат социальной взаимосвязи в виде какого-то блага. Термин «социальная связь» мы будем употреблять в единстве «взаимосвязи» и «взаимоотношения».

Важнейшей чертой социальной связи (учебной, трудовой, армейской и т. п.) является ответственность и скоординированность действий людей. Она обеспечивается общими потребностями, ценностями, нормами, убеждениями людей, а также внешними регуляторами (приказами, законами, властью и т. п.), которые превращают действия людей в социальную связь. Связь военнослужащих включает в себя действия по защите страны (обучение военному делу, стрельба, атаки и т. п.); она регулируется приказами. В научной связи, где большая свобода мнений, регулятором выступают убеждения ученых. Законом социальных связей является поддержание взаимных ролевых ожиданий: если этого не происходит, т. е. взаимные ролевые ожидания не подтверждаются, то социальная связь распадается. Например, если пассажиры не платят, а водитель не останавливается на остановках, то транспорт перестает функционировать.

Эффективность социальной взаимосвязи зависит от степени удовлетворения потребностей ее участников. Чем больше они удовлетворены, тем стабильнее социальная связь. Далее, она определяется степенью усвоения людьми ролей, образующих социальную связь (в нашем примере — ролей водителя и пассажиров). Наконец, социальная связь должна быть общественно полезна и соответствовать принятым в обществе ценностям, нормам, убеждениям. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числа участников связи тоже сказывается на ее эффективности, требуя новых способов ее регуляции.

Социальная система Т. Парсонса — форма социальной связи, образуемая «состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами»; качественно она большее их суммы.

Она включает в себя четыре типа независимых переменных:

• ценности — представления о желаемом типе социальной системы в головах людей;
• нормы - конкретные способы (правила) ориентации действий людей в конкретных ситуациях;
• коллективы - группы людей, осуществляющие реализацию общей цели на основе ценностей и норм;
• роли - программы согласованного поведения людей.

В свете вышесказанного общество — это сложная и взаимосвязанная социальная связь, структурными элементами которой выступают многочисленные социальные системы (подсистемы) и взаимосвязи между ними.

Элементы социального и культурного наследия

Те элементы культурного и социального наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени выделяются в состав самобытности.

Благодаря культурному наследию осуществляется передача социального опыта как от единого поколения к другому, входящие в жизнь, так и внутри общества между странами и народами. В этом смысле культурное наследие предстает как память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт.

Таким образом, культурное наследие предстает как главный способ существования культуры. Человек за свою жизнь успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии его сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия столь естественно и необходимо, как сохранение природы.

Культурное наследие - это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.

Такое наследие обладает для общества вневременной ценностью, так как к нему относятся результаты давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи. Культурное наследие более широкое понятие, чем традиция. В нем сохраняется не то, что на том или ином этапе было создано в культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в обществе. Во всякой культуре существует некое динамическое соотношение традиционности; благодаря которой поддерживается стабильность и инноваций или заимствований, через которое общество изменяется. И то, и другое сосуществуют как разные стороны культурного организма, имеющего свою самобытность.

Диалектика культурного процесса состоит в постоянном переходе от прошлого к настоящему и будущему. Накопленному опыту противостоит повседневная практика, которая требует постоянной расшифровки прежнего опыта, его приспосабливания, отбора, интерпретаций и обогащения. В этом поле между прошлым и будущим, настоящем могут присутствовать как привязанность к привычным ритуалам, постоянно возрождающим прошлое, так и погружение в повседневность с ее практическими заботами или же ориентация на будущие достижения.

В многочисленных дискуссиях по проблемам культурного наследия, которые происходили в развивающихся странах, а в период «перестройки» широко развернулись и в нашей стране, выявилось несколько идейно-теоретических направлений. Так среди специалистов в гуманитарных науках нередко сказывается «классикасистое» отношение к наследию, которое ориентированно на тщательное поддержание и освоение «неумирающих сокровищ, имеющих непреходящее значение». В процессе профессионального изучения культуры прошлого возникает представление, что именно в компетентном и основательном изыскании, в обстоятельном описании прошлых достижений культуры и можно обрести смысл достигнутого. И то признание, которые получают такие изыскания в научном мире и на международной арене, то есть премии и награды, которые получают исследователи культурного наследия, служат зримым подтверждением обретенности прошлого.

Охрана и освоение культурного наследия, организация и поддержание музеев, библиотек, архивов и т.д. является важной частью деятельности общественных организаций и обязательной задачей государства.

В этом плане огромные усилия предпринимаются по линии ЮНЕСКО.

Ценности и смыслы, воплощенные в памятники прошлого, несомненно, становятся важным фактором новой культуры. При этом они не только должны сохраняться, но и воспроизводиться вновь и вновь раскрывая свой смысл для новых поколений. Заботиться приходится не только о сохранении, но и о восстановлении возрождений тех форм традиционного творчества, которые утрачены или полузабытья.

Нередко в ходе революционной логики прежних социальных структур возникают идейно-теоретические и политические течения, утверждающие безопасность прежнего культурологического достояния для нового общества. Происходит ниспровержение культурного наследия. Известные примеры такого подхода и культурного достояния можно найти в ранне большевитской идеологии в период гражданской войны в России. Поздние такого рода идеи получили распространение в национализации леворадикального толка в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Итак, обращение к культурному достоянию предстает как постоянная дилемма для общественного сознания в силу глубокой противоречивости самого прошлого. Другой источник этой противоречивости - наличие альтернатив в развитии общества, выбор которых требует согласования в сложившихся устоями. Каждая функция культурного наследия - поддержание стабильности и постоянства общественной регуляции.

Элементы социальной сферы

Важнейшим элементом социальной сферы является социальная структура общества как сложная, динамично развивающаяся, достаточно противоречивая совокупность различающихся по социальным признакам людей и человеческих общностей с бесконечным разнообразием взаимоотношений между ними.

Другим элементом социальной сферы выступают условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, создающие дли них те или иные объективные возможности индивидуального и коллективного поведения на предмет удовлетворения своих жизненных потребностей.

Функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках проходят воспроизводство и изменения социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их жизненных потребностей.

Содержанием социальной сферы являются: социальные отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни".

Социальная сфера вбирает в себя все, непосредственно касающееся человека в процессе его совместной с другими людьми жизнедеятельности.

Социальная сфера

Это сложная система связей и отношений между различными элементами социума по поводу их социального статуса, равенства или неравенства в обществе.

Суть социальной сферы состоит в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, совершенствовать социальные связи и отношения между ними.

Социальными именуются те качества человека, которые формируются в ходе его общения и взаимодействия с другими людьми и необходимы для жизни именно в обществе.

Социальная сфера охватывает: все пространство жизни человека - от условий его руда и быта, здоровья и досуга до социальных классовых и национальных отношений.

Сущностным признаком социальной сферы выступает то, что она выражает совместный, коллективистский характер жизнедеятельности людей.

К основным условиям нормальной жизнедеятельности людей относятся обеспеченность работой, жильем, другими средствами к жизни, медицинской помощью, санаторно-курортным лечением, а также наличием фактических возможностей получения образования и использования культурных благ.

Важной проблемой при реализации социальной политики в рамках создания условий для нормальной жизнедеятельности является проблема равенства людей, человеческих общностей.

Если говорить о юридической стороне проблемы, то лишь в конце XVIII века в отдельных государственных нормативных актах стали появляться положения, декларирующие равенство людей.

Обе французские Декларации прав человека и гражданина начинаются с заявления - «Люди рождаются и остаются свободными и равноправными. Общественные различия могут иметь место лишь в случае их полезности для всех»; «Все люди равны но природе и перед законом».

Так в знаменитой Декларации независимости, принятой единогласно всеми тринадцатью Соединенными Штатами Америки, провозглашалось: «Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью).

В Конституции Российской Федерации (п. 1 статьи 19) говорится - «Все равны перед законом и судом».

Во-первых, частичное разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функций непосредственного предоставления гражданину социальных услуг.

Во-вторых, это отказ от патернализма, т.е. от жесткого детерминирования поведения человека в социальной сфере, определения набора услуг, который может или даже должен получать гражданин.

На современном этапе развития российское государство предпринимает меры по переходу к рыночной модели по следующим направлениям.

Это позволит решить задачи:

- повысить эффективность производства социальных услуг, его самоокупаемость, улучшить качество этих услуг в результате конкуренции, более рационально и экономно использовать имеющиеся материальные и человеческие ресурсы.
- уменьшить хотя бы в какой-то мере давление на государственный и региональный бюджеты расходов, связанных с содержанием отраслей социальной инфраструктуры, постепенно набирает силу еще один фактор – появление нового субъекта в социальной политике – гражданина, который раньше был только ее объектом.

Структура социальной сферы региона должна полностью повторять структуру социальной сферы общества.

Элементы социальной жизни

В процессе удовлетворения потребностей людей, достижения их жизненных целей между людьми возникают определенные зависимости. Они могут быть прямыми, элементарными или сложными, опосредованными.

Социальная жизнь возникает и воспроизводится благодаря наличию зависимости между людьми, которые создают объективные предпосылки взаимодействия людей друг с другом.

Социальная связь – это зависимость, реализуемая через социальное действие.

Социальная связь всегда реально ориентированна на социальный субъект, который может быть индивидом, группой или общностью.

Можно выделить элементы:

1. Субъекты (2 и более);
2. Предмет связи;
3. Механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами.

Чем больше участников, тем больше они опосредованы. Предмет связи может определять характер.

Социальные связи проявляются в двух видах:

1. В виде социального контакта;
2. В виде социального взаимодействия.

Социальные контакты отличаются тем, что связь между людьми носит поверхностный, мимолетный характер.

Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера.

Ответная реакция порождает новое действие первого действующего лица.

Отличительные особенности:

1. Возобновляемость действий и их координация;
2. Сопряженность систем действия;
3. Устойчивый интерес к ответным действиям противоположного субъекта.

Социальное взаимодействие является важнейшим элементом в жизни общества. Проявляется в нескольких формах:

1. Через социальное отношение;
2. Через социальные общности;
3. Через социальные институты.

Элементы социальной защиты

Для лучшего понимания места и роли адресных программ в системе социальной защиты необходимо осознавать ее масштабность и разноплановый характер. В самом общем плане система социальной защиты призвана преодолеть социальную незащищенность, то есть риск оказаться за чертой бедности или в числе социально исключенных групп. Вот почему она включает в себя целый комплекс мер и стратегий, нацеленных на поддержку минимального уровня благосостояния всех категорий населения, сглаживание возможных негативных последствий падения уровня дохода в течение всей жизни (т. е. перераспределение ресурсов в масштабе жизненного цикла человека), а также предоставление страховой защиты на случай "шоковой" потери дохода, например в результате утраты трудоспособности. Эффективность каждого элемента, нацеленного на решение части общей задачи, во многом зависит от его увязки с другими составляющими, от комплексности подхода к борьбе с бедностью и социальной незащищенностью.

Как один из вариантов, в системе социальной защиты можно видеть инструмент управления социальными рисками. При таком подходе делается акцент на переход от программ доведения доходов малообеспеченных слоев населения до уровня черты бедности к современным программам расширенного спектра, которые содействуют выравниванию уровня благосостояния, увеличению доступа к общественным благам, повышению возможностей развития для социально уязвимых групп, всестороннему учету факторов общего экономического развития страны или региона и т. п.

В данном контексте система социальной защиты должна ориентироваться на оказание домохозяйствам помощи в управлении рисками падения уровней дохода и потребления.

Мердок определяет три категории таких рисков:

1. Катастрофические и не катастрофические. К первым относятся события, которые происходят редко, но в сильной степени воздействуют на доход семьи (например, смерть или инвалидность кормильца), а ко вторым, наоборот, - события более вероятные, но менее сильные по воздействию (например, временная потеря трудоспособности). Инструменты социальной политики в этих случаях, естественно, различаются: при наступлении так называемого "катастрофического" события могут потребоваться социальные трансферты семье на длительный период времени, что не обязательно во втором случае, когда семья может обойтись даже собственными сбережениями.
2. Ковариантные и нековариантные. Речь идет о том, переживает ли все население страны, региона, поселка и т. д. определенные потери (ковариантный риск), как происходит, например, в случае засухи или гиперинфляции, или же пострадавшими являются отдельные домохозяйства. Понятно, что в случае ковариантного шока возможности существующих систем социальной защиты, по крайней мере, внутри пострадавшей территории, минимальны.
3. Единичные и повторяющиеся. Третья разграничительная категория социальных рисков затрагивает проблему вероятности наступления одного события за другим и возникновения череды негативных последствий, с которыми семье уже не справиться без помощи государства, даже если бы в случае наступления каждого из них по отдельности возможности семьи позволяли ей не обращаться в службы социальной защиты.

Так или иначе, современные программы социальной защиты в комплексе должны стремиться к максимальному учету факторов социального риска и к разработке инструментов, которые могли бы фокусироваться на:

- превентивных мерах (снижение риска);
- смягчающих мерах (снижение амплитуды колебаний дохода);
- мерах по преодолению негативных последствий.

К числу превентивных стратегий можно отнести достаточно широкий спектр государственных программ, выходящих за рамки определения социальной защиты. В частности, чтобы снизить риск падения уровня доходов, государство может сосредоточиться на повышении эффективности рынка труда, качества рабочей силы, образования и т. д. Кроме того, эффективная политика в области здравоохранения, охраны окружающей среды, развития жилищной инфраструктуры будет также способствовать снижению рисков бедности в масштабе страны или региона.

В качестве стратегий "смягчения", т. е. выравнивания уровня доходов в перспективе жизненного цикла домохозяйства, программы социальной защиты являются дополнением к индивидуальным усилиям людей - накоплению индивидуальных сбережений, работе в нескольких местах и т. д. Программы выравнивания, как было видно из таблицы 1, носят преимущественно страховой характер и наиболее распространенными из них являются программы страхования от временной нетрудоспособности, безработицы, профессиональных заболеваний. Однако пенсии по старости и другие пенсионные схемы также относятся к смягчающим социальные риски элементам государственной политики.

Что касается мер по преодолению негативных последствий уже наступивших событий, они наиболее близки к традиционному пониманию социальной защиты и социальной поддержки населения и включают различного рода субсидии, общественные работы, социальные пособия, в том числе помощь семьям с детьми.

тема

документ Социальные отношения
документ Социальные принципы
документ Социальные факторы
документ Социальный контроль
документ Социальный статус
документ Социальный тип
документ Социальный человек




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты