Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Полезные статьи » Социальный подход

Социальный подход

Социальный подход

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Социальный подход
2. Социально-экономический подход
3. Подходы в социальной работе
4. Социально-психологический подход
5. Подходы социальной организации
6. Подходы к социальным проблемам
7. Социально-культурный подход
8. Принцип социального подхода
9. Подходы социальной ответственности
10. Социально-педагогический подход

Социальный подход

Ориентирован на воспитание и подготовку граждан государства. Целью ставит обеспечение функциональных мест в государственной машине или рабочих мест на рынке труда подготовленными работниками.

Предельные ценности — развитие государства и социальная карьера.

Содержание — передача картины мира, по отношению к которой распределяются общественные функции, знакомство с ними, и — на конечном этапе обучения или подготовки — освоение способов работы на функциональном месте.

Этот подход поддерживается любым государством и рынком, поэтому реально является доминирующим.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Исследования социологов конца XIX – начала XX в. Ж. Кегле, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Дюпати, М. Вебера, Л. Леви-Брюля и других выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями жизни людей.

Аномическая теория. Анализ статистики различных аномальных проявлений (преступлений, самоубийств, проституции), сделанный французскими социологами Ж. Кетле и Э. Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в годы войн, экономических кризисов, социальных потрясений. Их наблюдения указывали на социальные корни девиантного поведения. Вместе с тем и они, и их последователи, выявив связь между социальной средой и девиантным поведением, не смогли до конца объяснить природу отклонений.

Э. Дюркгейм, в частности, считал, что некий оптимальный уровень девиаций неизбежно присущ человеческому обществу, как "температура человеческому телу", и необходимо заботиться о поддержании оптимального уровня девиантности, предупреждая лишь ее всплески. Он дал социологическое объяснение девиации в своей теории аномии, когда исследовал природу самоубийств. Под аномией он понимал состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, вызываемое резкими изменениями, скачками.

Существенно развил и модифицировал его теорию американский социолог Р. Мертон. Он считал, что аномия является результатом конфликта, рассогласованности между культурой и социальной структурой или нормальными, законными средствами и стремлением к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей.

Аномия – состояние общества, характеризующееся ценностно-нормативным вакуумом, разрывом в преемственности социальных и культурных норм (по Э. Дюркгейму); состояние сознания, не позволяющее индивиду достичь целей институциональными средствами, что ведет к девиантному поведению (по Р. Мертону).

Р. Мертон выделил пять способов "аномического приспособления" (адаптации): конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.

Конформизм (соответствие) он считал единственным типом недевиантного поведения, когда полностью принимаются социально одобряемые цели и средства их реализации.

Инновация (принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения) предполагает согласие с культивируемыми общественными целями, но отрицание социально одобряемых способов их достижения.

Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.

Ретритизм (отступление, пассивный уход от выполнения социальных норм) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения.

Мятеж (бунт, отрицание социальных норм) предполагает замену старых целей и средств на новые, а не только отрицание того и другого.

Американский социолог Т. Парсонс расширил типологию аномических приспособлений Р. Мертона. Он объясняет возникновение девиантных мотиваций несбывшимися ожиданиями. Поведение подростков и молодежи он рассматривает в свете понятия аномии – состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Этой причиной объясняется несостоятельность системы ценностей, где центральное место занимает личный успех.

В таком обществе растет структурная дифференциация, что ведет к конфликтам и девиантному поведению. Американский социолог Г. Беккер утверждал, что некоторая степень "безнормности" присуща любому обществу из-за "несовершенства социализации, внутренних конфликтов и новшеств".

Аномическая теория не объясняет, какими должны быть условия, при которых появляется та или иная форма адаптации, но ее ценность в том, что она тесно связывает эмпирически установленные нормы девиантного поведения с положением личности в рамках социальной структуры исследуемого общества.

Социальная дезорганизация. Представители Чикагской социологической школы К. Шоу, Г. Маккэй считают, что девиации возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми. Профессор В. Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: неустойчивость, "промежуточность", "переходность" общественно-экономических отношений. Эти изменения получили отражение в понятии "маргинализация".

Одной из характерных черт социального поведения маргиналов является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Происходит "примитивизация" общества. Основным социальным источником усиления маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов продолжает опускаться на социальное дно, вторая часть – постепенно находит способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, новые социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни. Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

В последнее время широкое распространение получил социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни. Люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое.

Культурологическая теория сложилась в рамках теории конфликта (Т. Селлин, Н. Миллер, Е. Сутерленд, Р. Клауорд, Л. Оулин). Согласно их точке зрения культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Немецкий социолог Ж. Фишер связывал девиантное поведение с типом культуры: если ценности и нормы меняются, то само определение девиации также видоизменяется. При этом он утверждал, что девиация – это сконструированная социальная реальность, которая не является простым результатом нормативных процессов, а содержит структурирующие элементы, способствующие социальным изменениям.

Теория стигматизации (клеймения). Стигма (от лат. stigma – клеймо, знак) – моральные санкции в отношении лиц с девиантным поведением. Относительность девиантного поведения явилась исходным пунктом теории клеймения, согласно которой само определение действия как девиантного возможно только в результате реакции на него другого человека.

Американский социолог Г. Беккер изучал студенческую культуру, действия девиантов через призму традиций символического интеракционизма. Он считал, что "общественные группы утверждают девиантное поведение посредством того, что устанавливают правила, нарушение которых конституирует девиантное поведение; эти правила социальные группы распространяют на определенных людей, которых клеймят как аутсайдеров".

В его рассуждениях господствует тезис, согласно которому девиантность не является свойством, внутренне присущим какому-либо социальному поведению, а есть следствие социальной оценки определенного поведения как девиантного. Девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям (группам) определенные стандарты.

Анализ причин девиантного поведения направлен в этом случае на изучение процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписывание статуса девиантности поведения и статуса девианта индивидам, т.е. исследуется, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.

Американский социолог и психолог Э. Гоффман выделяет три типа стигмы. Первый тип – физическая (хромота, слепота и другие телесные увечья). Во второй тип он включает людей с волевыми недостатками – это алкоголики, наркоманы, душевнобольные. Третий тип – расовая стигма. К классификации Э. Гоффмана можно добавить еще один тип – морально-правовую стигму (преступники, проститутки и др.). Исследователь дихотомически разделил людей на "нормальных", чье поведение совпадает с общественно ожидаемым, и "стигматизированных", чей внешний вид и образ жизни отклоняются от общепринятых норм.

Радикальная криминология. Сторонники радикальной криминологии О. Турк, Р. Квинии считают, что девиация является результатом противодействия нормам общества. Отечественные исследователи объясняют девиантное поведение в основном двумя причинами: несовпадением требований нормы с требованиями жизни и несоответствием требований жизни интересам конкретной личности. Видимо, это обусловлено противоречием между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой – объективно требует от него инициативности, т.е. выхода за рамки общепринятых стандартов.

Социально-экономический подход

До конца 90-х годов этот подход являлся, пожалуй, самым распространенным. И, хотя в настоящее время слепая вера в непогрешимость и универсальность социально-экономического подхода несколько снизилась, он все же продолжает оставаться одним из самых распространенных, особенно на уровне обыденного сознания.

В основе данного подхода лежит социально-экономическая модель электората, согласно которой избиратели голосуют исходя из своих интересов, прежде всего, социально-экономических. В соответствии с этой моделью избиратели делятся в зависимости от таких интересов на социальные группы. Подход к формированию стратегии состоит в том, чтобы максимально точно выразить на выборах интересы достаточно крупной социальной группы избирателей, или нескольких близких групп.

Социально-экономическая модель во многом основана на марксистском (классовом) понимании исторического процесса. В этом плане социально-экономическая модель претендует на единственно правильное описание не только избирательного процесса, но и вообще всей исторической действительности; причем не только в России, но и во всем мире. Немаловажно, что эта модель не один десяток лет вдалбливалась в головы всех советских граждан как нечто очевидное и не имеющее альтернативы.

Насколько, однако, пригодна социально-экономическая модель для формирования на ее базе стратегии избирательной кампании?

Прежде всего, следует отметить, что даже если бы социально-экономическая модель была полностью адекватна реальности, все равно построение избирательной кампании на ее основе являлось бы далеко не тривиальной задачей. Что, в частности, следует понимать под «интересами» того или иного социального слоя? Ведь обычно всегда существует разрыв между краткосрочными и долгосрочными интересами избирателей. К каким из них апеллировать в первую очередь? Более того, люди далеко не всегда правильно понимают свои собственные интересы. Поэтому кандидат, искренне решивший, скажем, защищать «истинные интересы рабочего класса» вполне может оказаться далеким от победы даже в рабочем избирательном округе.

Наконец, данные многочисленных опросов граждан России показали, что они в своем большинстве недовольны своим социально-экономическим положением, недовольны социально-экономической политикой власти.

Явная неспособность предсказать конкретное поведение избирателей в рамках классического варианта социально-экономической модели побудила ряд политологов дополнительно к традиционному «правому» и «левому» электорату ввести еще и «патриотический» электорат: избирателей, для которых наиболее значимыми являются не экономические, а национально - государственные интересы. И хотя такое дополнение явно не вписывается в логику социально-экономической модели, его можно бы было только приветствовать - если бы с самого начала не была допущена серьезная ошибка в понимании, какие, собственно, группы избирателей следует отнести к этому электорату.

Любопытно отметить, как правильное, вообще говоря, понимание того, что национально - государственная программа тех или иных политических сил имеет для избирателей не меньшее значение, чем программа экономическая, приводит к полному абсурду традиционное разбиение этих сил на «правые», «левые» и т.д. Так, если брать за основу классификации политические партии, действующие в развитых странах, то российские «левые» (коммунисты) по своим национально - государственным позициям оказываются не менее «правыми», чем американские республиканцы или английские консерваторы. А некоторые «правые» рыночники - демократы в этой области часто исповедуют ультра - левые взгляды; вплоть до лозунга «поражения своего отечества везде, где только можно». Из этого, конечно, не следует, что в России действуют какие-то неправильные политические силы. Они просто другие.

Мы намеренно употребляем такие понятия как «правые», «левые» и т.д. в кавычках. Таким образом, мы пытаемся, не избегая при этом общепринятой терминологии, постоянно напоминать, что реальное содержание этих терминов, взятых из социально-экономической модели, применительно к российским партиям весьма и весьма отличается от традиционного. Однако основанные на социально-экономической модели стратегии требуют от кандидата или партии занять то или иное место в «право-левом» политическом спектре. Накануне выборов в Государственную Думу было интересно наблюдать, как примерно за год до них действовали приверженцы социально-экономического подхода. Возникавшие один за другим блоки и партии объявляли себя «правоцентристами», «левоцентристами», просто «центристами» и яростно сражались друг с другом на предмет того, кто из них центристее. В лучшем случае это не оказывало никакого воздействия на избирателей, в худшем – вело к снижению предвыборного рейтинга. А накануне выборов все – от коммунистов до СПС – стали вдруг говорить, что они выражают интересы некоего «среднего класса».

Суммируя сказанное, можно заключить, что социально-экономическая модель малопригодна для формирования полноценной стратегии избирательной кампании. Она достаточно точно может предсказать поведение избирателей со сложившейся системой политических взглядов (хотя и в этом случае такое описание мотивов голосования представляется достаточно спорным), но практически бесполезна для предсказания поведения избирателей колеблющихся, подвижных - а ведь именно голосование этой группы и определяет, как правило, результаты выборов. Это особенно принципиально именно для российской ситуации, когда политическая система в стране находится в процессе становления и устойчивую политическую мотивацию голосования удается проследить не более чем у 50% активных избирателей (и то, только на выборах федерального уровня).

В заключение – несколько слов о вульгарной модификации социально-экономической модели: о различных «гуманитарных программах» и «стратегиях добрых дел». То есть, если называть вещи своими именами, о подкупе избирателей.

Следует сразу же подчеркнуть, что стратегия, основанная только на подкупе и ни на чем больше (я тебе дам, а ты за меня голосуй) – такая стратегия далеко не самая эффективная. Более того, попытка построить кампанию на такой стратегии, скорее всего, приведет к поражению. А если у конкурентов работают профессиональные политтехнологи – попытка примитивного подкупа приведет к поражению на 100%. Дело в том, что, предлагая избирателю продать свой голос, кандидат демонстрирует, что держит его за дешевку. Избиратели понимают, что торговля убеждениями не относится к числу уважаемых поступков. Поэтому для них согласиться на условия кандидата – значить в какой-то степени потерять самоуважение, занизить самооценку. Профессиональный политтехнолог сумеет так использовать этот мощнейший фактор против кандидата – скупщика голосов, что тому, как говориться, мало не покажется.

Из сказанного вовсе не следует, что подкуп на выборах вообще не работает. К сожалению, работает, и достаточно часто; но только в том или ином сочетании с одним из эффективных подходов к формированию стратегии. Сам же по себе подкуп, на наш взгляд, стратегией не является.

Подходы в социальной работе

Рассмотренные ранее методологические подходы помогают объяснять и понимать смысл социальных проблем, а также результативно действовать в практической области. На этих подходах строятся модели теоретического обоснования социальной работы. Если практика является двигателем теории, то теория социальной работы представляет собой обобщенное систематическое знание о предмете, закономерностях и принципах социальной работы как практической деятельности во всех ее структурных формах, поэтому необходимо установить, каковы же сущностные характеристики теоретической деятельности в области социальной работы.

Процесс становления науки связан с внешней и внутренней стороной ее институционализации. Внешняя сформированность научной дисциплины указывает на наличие условий, обеспечивающих ее признание государством и обществом. Внутренняя зрелость науки означает, что достигнут достаточно высокий уровень развития ее общей теории, системы знания, общепризнан ее объект и предмет.

Следует выделить основные направления парадигмального поля социальной работы, избегая при этом абсолютизации значения любой из его составляющих.

В отечественной литературе выделяют три группы теорий, в русле которых социальная работа получает научное обоснование:

- психолого-ориентированные теории (бихевиористская, гуманистическая, экзистенциальная и др.) рассматривают проблемы человека и общества как объекта и субъекта социальной работы на микроуровне, с точки зрения закономерностей развития личности и малой группы, психологического развития и статуса человека в обществе;
- социолого-ориентированные теории (социально-радикальная, марксистская, функциональная и др.) анализируют социальные проблемы на макроуровне, с точки зрения закономерностей развития и структурирования общества;
- комплексные теории ориентируют на целостное видение проблем человека и общества в социально-экологической среде.

В рамках комплексных теорий исследователь Н.А.Морозова указывает на комплексные теоретические подходы, интерпретирующие все основные феномены социальной работы на современном уровне научных изысканий и практики и выступающие как концептуальные рамки для построения релевантных гипотез.

Прежде всего это когнитивный подход, рассматривающий мир познания как основной фактор поведения человека, а также модели действительности, которые создает индивид, адаптируясь к социуму, изменяя его и изменяясь сам. Следовательно, адаптация здесь понимается не только как индивидуально личностная, но и как социальная потребность.

Мыслительный процесс является актом деятельности, начальным моментом которого выступает проблемная ситуация. Она обусловливает вовлечение личности в процесс мышления, направленный на решение определенной задачи. Владея когнитивным подходом, имеющим и социологические, и психологические основания, специалист может разрешать конфликты, которые возникают между индивидуальными и социальными целями и установками клиента и вызывают у него внутриличностный дискомфорт, и обучать клиентов находить механизмы поведения, адекватные конкретной социальной ситуации.

Социальному работнику важно определить особенности мышления конкретного индивида, установки, которые направляют его действия, мотивы его поступков. На этой основе специалист способен выявлять характер жизненной позиции клиента, формировать его желание измениться, оптимизировать его деятельность в сфере управления своей жизнью. В результате человек обретает способность справляться с эмоциональными и поведенческими проблемами путем выбора реалистичных целей и соответствующих способов их достижения.

В рамках когнитивной модели совместно с клиентом разрабатываются этапы осмысления проблемы, способствующие в дальнейшем ее разрешению. Прежде всего это помощь клиенту в осознании ситуации как проблемной, дискриминирующей его личность; затем следует выявление когнитивного стиля клиента, влияющего на его самопонимание и повседневное поведение; следующим этапом выступает обучение принципам взаимоотношений, которые должны быть обусловлены представлением человека о мире; наконец, это обоснование способов, посредством которых может произойти изменение ситуации и самого клиента.

Следующим комплексным теоретическим подходом является ролевокоммуникативный подход, согласно которому человек формирует представления о своей социальной роли, воспроизводя в сознании и действии коммуникативные модели, характерные для данного общества. При этом он использует средства коммуникации в различных ситуациях общения, учитывая прошлый опыт, в соответствии с личностными особенностями и сложившимися у него представлениями о жизненных ролях. Этот подход, основанный на психологических и социологических теориях Я.Морено, Ч.Кули, И.Гофмана и других, позволяет выявить коммуникативный потенциал личности и те образцы действий и поведения, которым человек следует в процессе выполнения социальных ролей.

В социальной работе специалист должен выявить модели поведения, воспроизводимые клиентом, методы их освоения и условия реализации, индивидуальный стиль общения, основанный на интерпретации человеком той или иной социальной роли. Это позволяет определить отклонения от следования клиента определенным ролям в конкретных социальных ситуациях, причины возникающих на этой почве внутриличностных, межличностных и прочих конфликтов, которые он не в состоянии самостоятельно разрешить. Соответственно, возникает необходимость разработки модели помощи, оптимальной в данной ситуации и для данного клиента.

На основе применения ролево-коммуникативного подхода клиент приобретает возможность расширить ролевой репертуар и выбирать при разрешении последующих кризисных и конфликтных ситуаций успешные стратегии поведения. Данный подход используется и в групповых видах социальной работы, при организации групповой дискуссии, ситуативно-ролевой игры, в групповой поведенческой терапии и т. д.

Далее следует рассмотреть социально-конструкционистский подход, который вместо общепринятой дихотомии субъекта и объекта рассматривает триаду «индивидуальный субъект - социальный субъект - природный и социальный объект». Ее элементы объединены устойчивой коммуникативной связью при помощи символов речи как элементов социальной практики, причем общество как социальный субъект опосредует отношение индивида к третьему элементу - природному или социальному объекту. Знание о мире формируется у человека путем познания подобных конструкций на основе дискурса, в том числе как исторически сложившихся отношений членов социума. Взаимовлияние элементов конструкций друг на друга формирует социальный опыт индивида. Однако следует иметь в виду, что на основе интерпретации опыта конкретным индивидом складываются не только позитивно, но и негативно влияющие конструкции как в социальной сфере, так и в области межличностных отношений и внутриличностной ментальной среды.

Этот подход в социальной работе дает возможность изучить типы взаимных отношений компонентов конструкции, их изменения под влиянием, например, конфликта, и закрепить в сознании и действиях индивидуального субъекта конструкции позитивного плана, благоприятно влияющие на развитие его личности. Одновременно специалист препятствует распространению образцов отношений и собственных действий клиента, имеющих негативное влияние на его самоопределение в социуме. Достигают этого путем лингвистической коммуникации с клиентом и в ходе совместной деятельности по решению его проблемы.

Следующим является социально-педагогический подход, который оценивает влияние социальных институтов на человека через призму процессов педагогической коррекции общества и повышения социального здоровья. Он обеспечивает взгляд на личность с точки зрения ее социализации и ресоциализации, что особенно важно в эпоху социальных перемен. Главным положением здесь является педагогизация окружающей среды - обеспечение позитивного и компенсация негативного влияния факторов среды на человека путем создания альтернативных социальных институтов, к которым относится и институт социальной работы.

Педагогическое содержание социальной работы включает в себя социальное научение клиента умениям и приемам самопомощи; социальное воспитание, с целью выработки им необходимых в данном обществе качеств; самовоспитание для достижения более продуктивного социального поведения; формирование у личности гуманистических ценностей, социальных чувств, способствующих обучению, труду, общению и т.д. Для этого в рамках данного подхода используются методы формирования индивидуального и группового сознания, образа действия в различных подсистемах общества, социальной перспективы; включения личности в коллективную деятельность; закрепления положительного опыта трудовой, общественной, досуговой и иной деятельности. Внедряя методы образования, воспитания и социализации в процессы социальной работы, можно обеспечить адаптацию человека в среде, коррекцию его поведения, осуществить его реабилитацию.

Следующий теоретический комплексный подход - эвохомологический - опирается на теорию рационального оздоровления жизнедеятельности личности (эвохомологию) финского ученого А.Вало. Она представляет собой научную систему глобальной перестройки образа жизни человека путем саморазвития и самовоспитания без внешнего принуждения. Предлагается комплекс средств и приемов социального оздоровления, которые применяются только на основе желания самих людей изменить свой образ жизни. Организация творческой жизнедеятельности включает оптимальную организацию труда и отдыха, нравственное воспитание, активный режим жизни, отказ от вредных привычек и т.д.

Здоровый образ жизни, который представляет собой комплекс мер по разумной организации системы жизнедеятельности людей, относительно личности выступает как стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Формирование этого стиля жизни у клиента - важная задача специалиста.

Критериями здорового образа жизни являются:

- перспективность образа жизни;
- ритмичность (наличие временного режима жизнедеятельности); определенность образа жизни (наличие конкретных программ жизнедеятельности);
- уравновешенность образа жизни (оптимальное соотношение положительно и отрицательно воспринимаемых составляющих жизнедеятельности);
- тренировка (повышение функциональной готовности к необходимым видам деятельности);
- установление позитивных взаимоотношений с людьми.

Данный подход позволяет выявить предпосылки организации социального порядка, коренящиеся в потребностях индивида к самосовершенствованию.

Витально-ориентированный подход, разработанный российским ученым С.И.Григорьевым и представленный концепцией жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъективности позволяет воспринимать социальную жизнь в движении и развитии, как процесс ее непрерывного воспроизводства через деятельное существование индивида, осуществление им субъектной роли в социокультурном и экологическом пространствах.

Жизненные силы выступают в виде способности человека как биопсихо-социального существа эффективно осуществлять свою жизнедеятельность в разных сферах общества. Они органично связывают индивидуальную и социальную субъективность человека и жизненное пространство его бытия.

Индивидуальная субъективность указывает на возможности личности собственными средствами удовлетворять и развивать свои потребности.

Социальная субъективность подчеркивает значение институтов и организаций общества в решении проблем человека. Социальные отношения в данной концепции выступают как интеракции людей с разным набором жизненных сил - биологических, психических, духовных, собственно социальных, и специфичными механизмами функционирования и развития их потенциалов, которые обусловливают возможности всестороннего совершенствования индивидуальной и общественной жизни.

Центральное звено этого системного по своей сущности подхода - человекоцентризм бытия. Одновременно сам человек несет ответственность за достижение и сохранение социоприродной гармонии, управляя ее динамикой на основе интеллектуального и эвристического богатства человечества. Данный подход делает возможным осмысление духовных и материальных возможностей, которыми обладает клиент, и условий их использования при разработке стратегий поддержки жизненных сил человека.

Последним теоретическим комплексным подходом является системно-экологический подход, связанный с синергетикой и экоантропоцентризмом. Он представляет социум как экологическую среду жизнедеятельности личности, в которой развитие человека поддерживается через его изменение.

Жизненная среда человека включает четыре аспекта измерения: природный, связанный с состоянием воды, воздуха, растительного и животного мира; искусственно созданный, указывающий на уровень развития технологической цивилизации; информационный, оценивающий развитие коммуникационных сетей; социо-антропологический, характеризующий самочувствие других людей, с их образом и стилем жизни. Все эти взаимодействующие между собой системы составляют непосредственное окружение индивида.

Сохранение жизнедеятельности человека возможно путем максимально бережного отношения как к собственной природе, так и к социально-экологической среде. Данный подход на основе понятия «модель жизни» рассматривает адаптацию к многообразным условиям среды людей как системно-организованных субъектов жизнедеятельности. Являясь жизненными системами, они пытаются поддерживать равновесие со своим окружением. Нарушение адаптивного равновесия приводит к возникновению различных социальных, психологических, экологических и иных проблем.

На основе изучения взаимодействий человека с внешней средой и другими людьми выявляется возможность личностной и социальной защиты, поддержки дезадаптированных групп населения. В социальную работу активно внедряются принципы системно-экологического подхода: ценность личности, усиление адаптивных способностей человека, целостность социума, компромисс между человеком и средой его обитания, обращение к смыслу социальных действий.

Все вышеуказанные теоретические подходы органично «вписываются» в мультитеоретический по своим основаниям, интегральный методологический подход к познанию мира в русле теории социальных изменений.

Интегральный подход синтезирует методологические подходы с точки зрения объективной и субъективной реальности. Он служит методологической базой для комплексных теорий, нацеливающих как в совокупности, так и по отдельности на создание конкретных моделей социальной работы. Прежде всего, подход позволяет разрабатывать и реализовывать на практике в меняющемся обществе индивидуальные модели оказания помощи клиенту на основе отдельных теоретических парадигм. В то же время интегральный подход ориентирует на синтез различных концепций и формирование на их основе теории социальной работы на метатеоретическом, общенаучном и частнонаучном уровне. Это позволяет создавать комплексные направления социальной работы как изменяющей и трансформирующей деятельности.

Социально-психологический подход

Социально психологический подход при анализе социальной роли имеет большое значение для понимания социального поведения личности. Поэтому данная проблема привлекла внимание многих исследователей, причем не только интеракционистов, но и представителей других ориентации, например необихевиористской (Тибо и Келли), когнитивистской (Ньюком) и др. К концу 60-х годов в американской социальной психологии насчитывалось уже много преимущественно эмпирических, но также и теоретических исследований в данной области. Такая популярность ролевых исследований объясняется некоторыми авторами двумя обстоятельствами. Во-первых, проблема роли представляет большие возможности как для теоретических, так главным образом и для эмпирических исследований. Во-вторых, ролевая теория содержит такой подход к исследованию социального поведения личности, который отсутствует в других теоретических ориентациях социальной психологии. Наибольшей известностью в данной области пользуются работы таких социальных психологов и социологов, занимающихся социально-психологической проблематикой, как Т. Сарбин, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др.

В настоящее время, как справедливо отмечает Дж. Хейс, в социальной науке имеются два типа ролевых теорий, которые он называет структуралистской и интеракционистской.

Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории закладывались многими авторами — М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом и др. Все они разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида. Большинство этих авторов рассматривали объективные аспекты ролевых теорий и практически не касались ее субъективных сторон. Один лишь Вебер отмечал однажды, что социология должна учитывать субъективную мотивацию исполнителя роли для объяснения его поведения.

Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введенным им в обиход социальной психологии. Мид не дал определения понятия роли при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопределенное. Фактически это понятие было взято из сферы театра или обыденной жизни, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения, таких как проявления схожего поведения у самых различных людей в сходных обстоятельствах. Мид применял этот термин, когда он развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации.

Согласно Дж. Миду, «принятие роли другого», т. е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми. В качестве примера «принятия роли другого» у Мида фигурировали лишь детские ролевые игры, которые он считал одним из важнейших средств социализации личности. Этим, собственно, и ограничиваются его рассуждения о социальной роли личности. Позже понятия «роль» и «социальная роль» стали широко использовать и разрабатывать в западной социологии и социальной психологии. Значительный вклад в развитие ролевой теории внес социальный антрополог Р. Линтон. Он предложил так называемую статусно-ролевую концепцию. По мнению Линтона, для определения связи индивида с различными системами общества очень удобны такие термины, как «статус» и «роль». Статус, по мнению Линтона, — это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, таким образом роль включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус. В связи с тем что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдать занимаемый им статус.

Понятие «социальная роль» является весьма сложным, так как роль представляет собой функцию разнопорядковых явлений объективного и субъективного характера. Подход отечественных авторов, нашедший отражение в ряде работ по этой проблематике, предполагает понимание ее как социальной функции, как неразрывного единства определенного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанных в данном обществе, которые в конечном итоге детерминируются местом, занимаемым индивидом в системе общественных отношений. При этом если общий способ или стандарт поведения исполнителю той или иной социальной роли задается обществом, то ее конкретное индивидуальное исполнение имеет определенную личностную окраску, в чем проявляется уникальная неповторимость каждого человека.

Поэтому при исследовании социальной роли можно выделить социологический и социально-психологический аспекты, которые тесно взаимосвязаны. Социологический подход к социальной роли, как правило, имеет отношение к ее безличной, содержательной и нормативной стороне, т.е. к виду и содержанию деятельности, к предполагаемому выполнению определенной социальной функции, а также к нормам поведения, предъявляемым обществом к выполнению этой социальной функции. Социально-психологический аспект социальной роли связан прежде всего с исследованием субъективных факторов социальной роли, т.е. с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей. Для интеракционистов характерно придание особого значения именно социально-психологической стороне ролевой теории.

Сложность феномена социальной роли делает чрезвычайно трудным ее определение. Различные авторы в западной социальной психологии подходят к решению этой проблемы по-разному. Так, один из ведущих американских специалистов по вопросам ролевой теории Т. Сарбин в своей обобщающей статье поданной проблеме, написанной совместно с В. Алленом, предпочитает вообще не давать определения понятию «роль», указывая, что эта метафора удобна для социально-психологического анализа определенных аспектов социального поведения, и ссылается лишь на этимологию слова «роль», взятого из театральной атрибутики. Другие авторы пытаются найти свои определения. Так, например, большой известностью пользуется уже упоминавшееся определение роли, которое было предложено Р. Линтоном: роль — это динамический аспект статуса. Линтоновское понимание роли мы находим и у И. Гоффмана, который определяет социальную роль как «осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом». Ряд авторов критикует определение Линтона за расплывчатость и неточность, но сами они при этом не предлагают определений.

М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли.

Ссылаясь на работы Дж. Тибо и Г. Келли, а также Р. Ромметвейта, они выделяют следующие аспекты:

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.
2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.
3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

Иначе говоря, в первом случае речь идет о представлениях других людей о том, как должен себя вести индивид, занимающий определенное положение, во втором — о его собственном представлении, как он должен себя вести в том или ином положении и в третьем — о наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенное положение, во взаимодействии с другими людьми.

Как видно, в большинстве случаев роль индивида при ее социально-психологическом рассмотрении связывается с его положением, статусом. При этом статус зачастую рассматривается интеракционистами не как объективное положение индивида в системе определенных социальных отношений, а прежде всего как субъективная категория, т.е. «набор» или «организация ролевых ожиданий», которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им той или иной роли.

В такой трактовке со всей очевидностью проявляются характерные для интеракционистской ориентации субъективистский подход к анализу социальных явлений, игнорирование содержательной стороны роли как вида общественно полезной деятельности и ее отрыв от объективных социальных отношений. Представители ролевых теорий абстрагируются от того факта, что, как справедливо отмечает Л. П. Буева, ролевые ожидания являются ни чем иным, как субъективным выражением, «идеальной формой объективных общественных отношений, существующих в социальной практике общества». Хотя социально-психологический анализ социальной роли и предполагает рассмотрение прежде всего субъективных факторов ролевого поведения, однако подлинное проникновение в сущность этих факторов требует не их абсолютизации, а тесного связывания субъективных аспектов ролевого поведения с объективными общественными отношениями, так как именно последние являются в конечном итоге определяющими для формирования в общественном сознании ожиданий-требований, прав и обязанностей, способов поведения, соответствующих той или иной роли.

Подходы социальной организации

Государство как регулятор социальных отношений заинтересовано переложить бремя социальной ответственности на бизнес. В итоге на законодательном уровне наблюдается ущемление прав работников, в частности, по условиям оплаты времени нетрудоспособности, доплаты за работу в ночное время, получению задолженности по заработной плате при банкротстве предприятия и т.д., поэтому многие российские организации сверх законодательно положенных преференций сейчас создают собственную дополнительную систему мотивации персонала в виде так называемого компенсационного или социального пакета.

В объявлениях об открытых вакансиях, наряду с информацией о заработной плате, все чаще можно увидеть приписку: "плюс социальный пакет". В последнее время социальный пакет становится неотъемлемой частью имиджа работодателей, сотрудничать с которыми престижно. Однако наполнение пакета в разных компаниях может быть различным, а иногда прибавка пакета несет только рекламную цель.

Социальный пакет – это вознаграждение за труд, которое получает работник компании помимо зарплаты. Стоимость социального пакета может составлять от трети до половины величины заработка. При этом каждая компания предлагает свой список компенсаций: одни ограничиваются выполнением положений трудового законодательства, оплачивая сотрудникам больничные и отпуска; другие – включают в пакет бесплатные обеды, медицинские страховки, транспортные расходы, путевки на курорт, занятия в спортивных клубах; третьи – предоставляют в пользование автомобиль, льготные кредиты, квартиры, пенсионное обеспечение и т.д.

Принципы составления социального пакета следующие:

1. Взаимовыгодное сотрудничество. Льготные компенсации должны быть выгодны как сотруднику, так и работодателю.
2. Поощрение предоставляется не в денежной форме, а в виде безналичной оплаты товаров и услуг или различных скидок и льгот.
3. Диверсификация видов компенсаций от бесплатных обедов до льготных кредитов, субсидий и ведомственного жилья.
4. Дифференциация получателей компенсаций: молодые специалисты, пенсионеры, женщины, имеющие детей и т.д.


5. Справедливость и прозрачность получения льгот. Актуальность подобной компенсационной формы внутренней социальной ответственности предприятия по отношению к персоналу объясняется следующими причинами:

• активное внедрение в современную кадровую политику российских предприятий понятия "человеческий капитал", которое характеризуется мерой воплощенных в человеке способностей и желания приносить своей фирме доход. Данное понятие предусматривает и ряд социально-психологических аспектов, сформировать которые только с помощью заработной платы невозможно;
• рост конкуренции. Чем острее конкуренция, тем важнее для фирмы лояльность сотрудников и их мотивация;
• необходимость привлечения в компанию высококвалифицированных специалистов;
• социальный пакет является гибким инструментом поощрения, так как формируется полностью работодателем с учетом изменяющихся пожеланий работников; социальный пакет можно расширять, наполнять новым содержанием, стимулируя повышение производительности труда и оптимизируя затраты на управление персоналом;
• разнообразие компенсаций имеет больший мотивирующий эффект, так как переменная часть оплаты труда, как правило, стимулирует творческую активность работника;
• безналичная форма компенсаций играет роль морального стимула, что особенно эффективно в мотивации современного высококвалифицированного интеллектуального работника.

Таким образом, социальный пакет служит дополнительным рычагом административного воздействия на работников.

Спустя несколько лет, уже в новых экономических условиях отечественные предприятия стали возвращаться к практике предоставления работникам компенсационных пакетов. И этот опыт принесли в Россию западные фирмы.

Например, компания Procter & Gamble предлагает своим сотрудникам следующий компенсационный пакет:

• медицинское страхование;
• страхование жизни и нетрудоспособности;
• бесплатные обеды;
• рождественские подарки;
• возможность приобретать продукцию фирмы со скидкой.

За рубежом затраты работодателей на рабочую силу по своему содержанию шире компенсаций работникам. Структура затрат утверждена Международной организацией труда (МОТ).

В нее включены десять групп показателей, по которым рассчитывается средний показатель на единицу отработанного или оплаченного времени:

1) прямая заработная плата;
2) оплата за неотработанное время;
3) единовременные премии и поощрения;
4) расходы на питание, топливо и другие натуральные выдачи;
5) расходы на обеспечение работников жильем;
6) расходы на социальную защиту;
7) расходы на профессиональное обучение;
8) расходы на культурно-бытовое обслуживание;
9) затраты, не вошедшие в ранее приведенные классификационные группы;
10) налоги, относимые к затратам на рабочую силу.

В странах с развитой рыночной экономикой размер социального пакета учитывается государственными органами при предоставлении налоговых льгот предпринимателям, т.е. работодателям на Западе выгодно предоставлять социальный пакет. В отличие от западных фирм российские предприниматели за социальную ответственность по отношению к своему персоналу от государства никаких льгот не имеют.

Опыт российских организаций последних лет показал, что предоставление сотрудникам дополнительных социальных льгот повышает результативность их работы и лояльность, усиливает мотивацию, снижает текучесть кадров. В итоге это способствует повышению конкурентоспособности компании. Исследования показывают, что социальные программы для персонала на практике легче поддаются контролю, бюджетированию и оценке полученного результата.

В российских организациях наиболее популярны такие дополнительные льготы, как выдача кредитов сотрудникам, создание условий для обучения и профессионального развития, а также оплата услуг мобильной связи и предоставление служебного автомобиля. Чуть более половины российских компаний обеспечивают работников дополнительной медицинской страховкой и оплачивают питание (обеды). Программы, направленные па сохранение здоровья работников и членов их семей, способствуют также развитию рынка страховых услуг и региональных медицинских центров.

Социальный пакет разрабатывается отделом по управлению персоналом и согласовывается с руководством компании. Можно выделить несколько подходов, используемых для определения содержания компенсационного пакета для сотрудников.

Подходы к формированию социального пакета для сотрудников организации:

Подход

Характеристика

Ранжирование работников

Работники компании делятся на должностные категории, за которыми закрепляется определенный пакет льгот. По мере продвижения по служебной лестнице этот пакет дополняется

Лимитирование

Льготные компенсации ограничиваются определенным лимитом по объему оказания услуг и по времени, например, осуществление добровольного медицинского страхования на долевой основе с работниками и на определенный срок. Это экономит средства предприятия на социальные программы и одновременно стимулирует ответственное отношение работников к предоставляемым льготам

Выборочный подход

Руководство решает вопрос о предоставлении льгот отдельным сотрудникам уже за их ответственность, например, за ответственное выполнение важного задания, или за ответственное отношение к своему здоровью (установление льготных компенсаций некурящим сотрудникам) и т.п.

Ранжирование льгот

Льготы делятся на основные и дополнительные. Основные получают все сотрудники компании, а дополнительные предоставляются индивидуально по шкале перевыполнения производственных заданий

Балльная оценка

Каждый работник ежегодно проходит аттестацию, по результатам которой получает определенное количество баллов. В пределах набранной суммы баллов работник самостоятельно выбирает из списка льготы, которые наиболее важны для него в текущем году

Комбинированный подход

Используются различные комбинации вышеперечисленных подходов



Следует отметить, что часто в российских компаниях с большим отрывом как льготная категория лидируют топ-менеджеры. Это негативно влияет на мотивирование персонала. Для социально ответственной компании в уставе целесообразно закрепить децильный коэффициент: отношение заработной платы высших руководителей (с учетом безналичных компенсаций) к средней зарплате на предприятии. В продвинутых западных компаниях децильный коэффициент составляет не более 5–6 и в кризисный период должен уменьшаться.

Юридически дополнительные компенсационные льготы закрепляются в коллективном договоре, который заключается между профсоюзным органом и работодателем, а конкретный перечень льгот – в индивидуальном контракте с каждым работником.

Например, коллективным договором ОАО "ГМК “Норильский никель” предусмотрены ежемесячные выплаты дополнительной профессиональной пенсии в размере, эквивалентном двум государственным пенсиям увольняющегося пенсионера.

Основной социальный пакет работников компании ОАО "РЖД" включает следующие компенсации:

• индексация заработной платы в зависимости от роста потребительских цен, а также ее увеличение при повышении производительности труда;
• добровольное медицинское страхование:
– обеспечение медицинской помощью работников и членов их семей;
– медицинское обслуживание неработающих пенсионеров компании в негосударственных учреждениях здравоохранения Компании;
• бесплатный проезд железнодорожным транспортом;
• корпоративная поддержка работников (субсидии, займы, кредиты, ипотека) на строительство и приобретение жилья в собственность;
• компенсация затрат на приобретение бытового топлива;
• материальная помощь работникам при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск;
• полная или частичная компенсация работникам и членам их семей стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения ОАО "РЖД";
• единовременное пособие одному из родителей при рождении ребенка в размере двух минимальных размеров оплаты труда (сверх установленного законодательством РФ);
• ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им трехлетнего возраста, равное МРОТ в РФ;
• негосударственное пенсионное обеспечение работников через НПФ "Благосостояние";
• единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении работника впервые из ОАО "РЖД" в связи с уходом на пенсию;
• единовременная денежная помощь уволенным в запас военнослужащим при их возвращении в ОАО "РЖД" в размере не менее двух месячных тарифных ставок.

Подходы к социальным проблемам

На понимание и развитие концепта социальной справедливости в теории социальной работы большое влияние оказали как философские, так и социологические подходы, что находит отражение не только в теоретических парадигмах, но и в международном определении социальной работы как профессии.

В философском познании доминируют дистрибутивные подходы к социальной справедливости, которые условно можно классифицировать по следующим парадигмам:

• эгалитаристской (равенство потребностей);
• меритократической (распределение по заслугам);
• либертарианской (социальные преимущества на основе правомочного обладания собственностью).

В социологическом познании главным объектом рефлексии выступают гражданские и политические права человека в контексте благосостояния и социальной политики. В центре внимания находятся проблемы справедливого распределения доходов, равенства возможностей, дискриминации и эксплуатации.

Социальная справедливость осмысляется как удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальная защита и социальное обеспечение. Социальная справедливость – основное средство защиты человека, условие для развития человечества.

В философии социальной работы проблемы справедливости и социальной справедливости рассматриваются применительно к социальным проблемам общества и клиента. В этой связи социальная справедливость выступает как общеметодологический принцип по отношению к теоретическим парадигмам социальной работы и как определенный теоретический концепт.

Социальная справедливость с позиций основных подходов к теории социальной работы:

Подходы

Основное содержание

Теория активизации

Рассматривает социальную справедливость как цель социальной работы, достижение которой возможно при активизации ресурсов потребителей и пользователей услуг, при этом важнейшим компонентом будет являться их представление о мире, сформулированное на основе собственных знаний

Экосоциальный подход

Осмысляет принципы и подходы по восстановлению контактов индивида с окружающей средой, где социальная справедливость рассматривается в контексте ряда принципов экологического равновесия. При этом достижение социальной справедливости не подразумевает радикальных общественных трансформаций, а направлено на сохранение существующего социального порядка

Радикальный подход

Базируется на ликвидации социального неравенства. В центре внимания находятся проблемы несправедливости, политических действий и социальных изменений. В этой связи достижение социальной справедливости является и целью, и основополагающим принципом действий



Социальная проблема

В теории социальной работы социальные проблемы рассматриваются с позиций социологического познания. Социальная работа, по существу, становится основой междисциплинарной области исследований нового для России феномена социальной реальности, закономерное появление которого произошло под влиянием развития рыночных отношений в экономике. На начальном этапе развития социальной работы ее предметом мыслилось не общество в целом, а та часть населения, которая оказалась не в состоянии преодолеть трудную жизненную ситуацию своими силами, без помощи извне. Для анализа трудных жизненных ситуаций использовались в первую очередь уже разработанные социологией законы и категории. Однако с самого начала своего существования теория социальной работы стала определять зоны смежного пересечения с различными сферами знания, имеющими наработки и традиции в изучении проблемных ситуаций в жизни человека. Такой подход оказался очень продуктивным. Кроме того, предметом социальной работы по мере развития общества, расширения круга клиентов представляются уже и социальные проблемы. При этом возникает одна из дилемм, характерных для междисциплинарности в теории социальной работы как познавательной практики: соотношение социального и индивидуального.

Многие ученые связывают социальную работу в широком понимании с целым рядом социальных проблем, причем индивидуальная проблема не может рассматриваться в качестве социальной проблемы. Но она может стать социальной в том случае, когда целая группа людей оказывается в аналогичной трудной жизненной ситуации, которую обществу необходимо разрешить.

В научной литературе сложилось несколько основных подходов к социальной проблеме, которая рассматривается как общественное явление.

Основные подходы к социальной проблеме как общественному явлению:

Подход

Основное содержание

Позиция консенсуса

Социальная проблема существует тогда, когда ее считает таковой большинство населения. Эту точку зрения сообщества обязательно должны разделять властные структуры, ответственные за социальный порядок в обществе, которые определяют легитимность данной проблемы

Структурно-функциональный подход

В основе данного подхода лежат системные представления о противоречиях между социальными нормами и социальной действительностью. Нормы – это стандарты, регулирующие социальное поведение, они определяют институциональные установки, а общество реагирует определенным способом на несоответствие ожиданий и обязательств, что приводит к определенным социальным проблемам

 

Позиция конфликта

Социальные проблемы возникают в результате противозаконного социального контроля и эксплуатации и соответствуют самой природе капиталистического общества, в основе которого лежат неравноправные принципы экономического распределения материальных благ

 

Позиция символического интеракционизма

В процессе социального взаимодействия у человека могут возникать проблемы из-за индивидуального понимания о нормах поведения и неумения управлять общением. На возникновение социальных проблем также влияют общественные стигмы, не способствующие межличностному и межгрупповому взаимодействию

 

Подход на основе социального конструирования социальных проблем

Проблема становится социальной, когда та или иная общественная группа считает, что тот или иной вопрос является проблемным, требующим оперативного решения и экстренных мер социального, политического и экономического характера. Таким образом, проблематичность не является изначальным свойством социальной ситуации, а конструируется определенной группой через средства массовой коммуникации. В этом смысле проблематичность рассматривается как целенаправленная информация, воздействующая на определенный уровень массового сознания и формирующая известную заданность социальной проблемы

 


Социальные проблемы могут носить общий и индивидуальный характер, иметь различную этиологию, быть причиной либо следствием других общественных, экономических и природных проявлений.

Социальные проблемы общего характера, в которые вовлечены достаточно большие группы людей, могут иметь различные основания: от природных катаклизмов до экономических ситуаций. Они нарушают устоявшиеся общественные связи, нормы и ценности групп и сообществ. Такого рода социальные проблемы могут принимать формы конфликта и дезорганизации.

Социальные проблемы в форме конфликта, столкновения противоположных интересов отражают дисфункции в социальных системах. Национальные, этнические, конфессиональные, общественные конфликты возникают на основе антагонизмов, предубеждений, отсутствия в обществе уверенности в безопасности.

Социальные проблемы в формах разного рода дезорганизаций, отклонений от существующих норм и ценностей проявляются в различных видах патологии, таких как наркомания, проституция, преступность и др. Дезорганизация может стать следствием целого комплекса причин. Применительно к социальным проблемам это могут быть стихийные бедствия, кризисы в экономике и политической системе, миграция, нищета, общественная дискриминация.

Социальные проблемы индивидуального характера имеют личностно ориентированную этиологию и проявляются в таких основных формах, как болезнь, инвалидность, индивидуальная неустроенность, низкая статусность и т.д. Подобного рода социальные проблемы обусловлены комплексом причин, связанных с индивидуальностью субъекта в аспектах его социального функционирования.

Таким образом, по мнению исследователей, в основе индивидуальных проблем субъекта лежат модели конфликтного личного поведения, осложненная социализация, неадекватность взаимодействия с социальными институтами и т.д. Между тем понимание социальных проблем с позиций индивидуальной обусловленности не имеет однозначного толкования в теории социальной работы. Противоположностью такого подхода являются радикальная и критическая концепции, которые стоят на иных позициях.

В соответствии с указанными теориями социальные проблемы имеют не столько индивидуальный, сколько структурный характер, в основе которого лежат проблемы неравенства и дискриминации. Неравенство как базис социальных проблем представители данных концепций связывают с угнетением рабочего класса, а не с объективными свойствами общества, как это трактуют представители экономического либерализма. Социальная проблема анализируется с позиций структурного подхода, при котором индивидуальный фактор субъекта не способен влиять на социальный порядок организации общества. Скорее, капиталистическое общество влияет, направляет и определяет отношения и проблематику индивида, тем самым предопределяя его положение в качестве продукта социальных отношений. Капитализм – это система, при которой небольшая группа людей накапливает капитал и контролирует основные средства производства, что неизбежно приводит к социальным проблемам, поэтому индивидуальный фактор социальных проблем вторичен по отношению к структурным общественным изменениям.

Понимание того факта, что источник неравенства лежит в несправедливых и неравноправных отношениях, дал толчок для осмысления феномена социальной проблемы в таких теориях социальной работы, как теория сопротивления угнетению, антидискриминационная и феминистская теории.

Социально-культурный подход

Проектирование в социально-культурной сфере – это проектирование социальных и культурных процессов, явлений, технологий, качеств, направленных на внесение изменений в социально-культурную среду человека. Социально-культурное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план развития; теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социально-культурных инноваций. Этот процесс также называют «социально-культурным конструированием».

Целями проектирования являются:

- создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
- обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера;
- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
- выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно-обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Современными методологическими (свойственный методологии, характерный для нее, т.е. логической организации, методах и средствах деятельности) подходами в социально – культурном проектировании являются системный, деятельностный, проблемный и ситуационный подходы. Методология и технология разработки проектов в сфере культуры начинается с предметного непосредственного, простого знания об объектах проектирования как компонентах наиболее сложной системы.

Принцип системности предполагает проектирование объектов как целостной сложной органической системы, состоящей из подсистем, которые, в свою очередь, тоже являются системами. Система – некоторая целостность, которая задается набором системных объектов. От непосредственного простого знания об объектах познание переходит к системному сущностному, субстанциональному знанию, когда явление или процесс познается как элемент системы явлений. Комаров С.В. и Кордон С.И. считают, что этот подход к построению универсальной методологии разрешения проблем основан на определенном универсальном способе представления любой системной ситуации как некоторой системы.

Деятельностный подход - подход в методологии, связывающий причины и методы разрешения проблем с закономерностями деятельности, в процессе которой эти проблемы возникают (Комаров С.В. и Кордон С.И.). Деятельностный подход оказывается основным объектом методологической деятельности или методологической работы, то есть тем, с чем методологи «имеют дело», на что они пытаются воздействовать. Деятельность – достаточно сложное образование, которое включает в себя самые разные стороны и компоненты, существенно различающиеся по своей природе. Деятельность, представляющая собой исключительно один производственный аспект, которая бы сводилась только к выполнению некоторого механического набора действий, встречается исключительно редко. Как правило, всякая практическая деятельность включает в себя в качестве важного компонента мышление. Мышление, включенное в практическую деятельность и составляющее его важную часть, называется мыследеятельность.

Проблемный подход – комплекс мер, предназначенный для решения проблемы. Формулирование проблемы социально – культурного проектирования предполагает выбор конкретного объекта исследования. Им может быть в целом социокультурный процесс, педагогическая система культуры, педагогический процесс в сфере свободного времени, социально – культурный ландшафт региона или же противоречия, возникающие между субъектами и объектами культурной деятельности. Правильное формулирование проблемы зависит от: объективных условий исторической эпохи, развития теории и практики и т. п. и субъективных факторов уровня профессиональной культуры проектанта, таланта, личных качеств и свойств исследователей. Постановка проблемы образует исходный пункт социокультурного проектирования, первый этап проектных решений. В данном случае этап проектирования совпадает с начальным этапом социологического исследования. Проблема исследования – вопросительная ситуация, связанная с противоречием между социальной действительностью в сфере культуры и ее теоретическим представлением и требующая для своего познания и разрешения определенных методов, приемов и процедур исследования.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Различают два типа ситуаций:

1) по отношению к существующему состоянию объекта интегрирующая, рационально - сплачивающая и дезинтегрирующая конфликтная;
2) по отношению к будущему перспективная, открывающая потенциальные возможности развития и прогресса и блокирующая данное движение – прогресс объекта.

Рассматривая ситуации в социально – культурной сфере, необходимо исходить из того, что многие социально – культурные процессы нечетки, неясны, размыты. В системе управления ситуации могут быть латентными, скрытыми, что характеризует закрытый стиль управления менеджеров всех уровней. Ситуация в социокультурной сфере является индикатором образа жизни людей, проявляющейся в различных отраслях социальной деятельности, в т. ч. и в сфере свободного времени, стиль жизни, стандарт, качество жизни. Для социально – культурных проектантов данный методологический подход имеет практическое значение: прогнозирование, проектирование, планирование, программирование различных процессов на определенный период времени.

Принцип социального подхода

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей.

Принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип социального подхода – принцип, предполагающий рассмотрение явлений с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в деятельности партий, правительств, личностей.

Принцип альтернативности – принцип, определяющий степень вероятности того или иного события на основе объективного анализа реальной обстановки.

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

Основными научными принципами являются следующие:

1. принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.
2. принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узко групповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
4. принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Подходы социальной ответственности

Гриффин определяет четыре позиции, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом.

Они могут быть размещены вдоль оси, идущей от низшей до высшей степени социальной ответственности:

• Социальная обструкция: В данной ситуации компании делают как можно меньше для разрешения социальных проблем и проблем окружающей среды.
• Когда они пересекают юридическую или этическую границу, которая отделяет приемлемую практику от неприемлемой, их типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий.
• Социальные обязательства: Эта позиция включает действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ничего более.
• Такой подход совместим с аргументами, используемыми против социальной ответственности, которые мы привели в предыдущем задании. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело - создавать прибыль.
• Социальный отклик: Компания, которая принимает такой тип ответственности, как социальный отклик, не только отвечает его юридическим и этическим требованиям, но в отдельных случаях идет дальше этих требований.
• Она может добровольно согласиться участвовать в социальных программах, однако иногда юристы компании должны убедить организацию в том, что они заслуживают поддержки.
• Кто-то должен обратиться в компанию, сама она не проявляет инициативы в поиске возможностей.
• Социальный вклад: Компании, которые принимают такой подход, берут на себя основные требования в пользу социальной ответственности. Они рассматривают себя в качестве граждан общества и инициативно ищут возможности внести свой вклад.

Существует формальный и неформальный пути, которые организация может использовать при выборе подходящего типа социальной ответственности.

Формальные пути включают:

• Правовое соответствие: Это степень соответствия организации законам. Задача обеспечения правового соответствия обычно возлагается на соответствующих функциональных управляющих. Например, в задачу сотрудников финансового отдела входит следить за соответствием законам о ценных бумагах и банках.
• Этическое соответствие: Это степень, до которой служащие организации следуют основным стандартам этичного поведения. Существует целый комплекс стратегий для достижения этического соответствия, таких как дисциплина, поощрения, призы и т.п.
• Филантропические пожертвования: Включают передачу средств или других подарков благотворительным фондам или другим социальным программам.

Данные пути описываются как формальные, так как они заранее планируются и являются инициативой со стороны организации.

Неформальные пути включают:

• Лидерство и культуру организации: Лидерство, практика и культура организации могут пройти долгий путь к определению типа социальной ответственности, который выбрала организация.
• Доносительство: Включает разоблачения служащим незаконных или неэтичных действий со стороны других членов организации. То, как организация отвечает на эту практику, зачастую определяет ее отношение к социальной ответственности. Доносчики могут действовать по множеству каналов, чтобы донести свою информацию, и могут даже быть уволены за их усилия.

Социально-педагогический подход

Социально-педагогический подход существенно отличается от имеющих место подходов, так как отражает суть взаимодействия субъекта образовательной деятельности и социума, проявляющегося в опоре на потенциал социума при реализации педагогического процесса (обучения и воспитания). Для его понимания важно обратить внимание на происходящие изменения в общественной жизни и жизни образовательных учреждений. Становится очевидным факт целенаправленной реализации в образовании потенциала социума, проявляющийся в том, что сегодня сложилась и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация "Роспрофтехобразование", Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.

Все это создано для того, чтобы начать системное взаимодействие образовательных учреждений и социальных институтов для достижения преемственности образовательных усилий разного уровня, связи образования, науки и промышленности, более полного и эффективного использования имеющейся материально-технической базы, преподавательских кадров, специалистов различного профиля, финансовых ресурсов различных социальных институтов. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

Однако приходится констатировать, что частое употребление понятия "социально-педагогический подход" еще не является гарантией верного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду других феноменов педагогической деятельности, таких как цель, принцип, форма, метод, прием. Даже небольшой опрос педагогов и студентов, занятых в сфере социально-педагогической деятельности, позволяет убедиться в том, что разный смысл вкладывают они при произнесении одного и того же слова. К примеру, один педагог понимает под подходом какую-то точку зрения, какой-то взгляд, а другой видит в нем определенную совокупность приемов и способов педагогических действий, третий вообще подменяет его содержанием, созвучным с чисто педагогическим подходом.

Социально-педагогический подход предполагает реализацию педагогического процесса (обучения и воспитания) при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности.

Социально-педагогический подход требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательно-воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т.д.), микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах личности, развитии ее интересов и возможностей, защиты духовности человека, организации механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты ребенка. Причем эту деятельность необходимо сделать целенаправленной, научно обоснованной, педагогически организованной системой построения отношений ребенка с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность. Он предполагает рассмотрение "личности в среде", "личности в социуме", личности в системе социальных отношений.

Социально-педагогический подход заключается в разрешении проблем личности на основе использования потенциала социума путем включения человека в социально значимую деятельность, в новые социальные отношения, формируя у него социальные потребности, развивая у личности социальные способности и устанавливая деловое взаимодействие с социальными институтами города ради разрешения ее проблем текущего и хронического свойства.

Социально-педагогический подход предполагает опору на городской социум и его воспитательный потенциал в развитии личности.

Социально-педагогический подход в образовании сегодня кроме выполнения образовательным учреждением задач всеобщего обязательного образования включает осуществление вариативного образования, помощь различным категориям социально-незащищенных детей, детям с отклонениями в развитии, содействие одаренным детям, оказание помощи родителям.

Представляется, что при рассмотрении сущности данного, равно как и любого другого подхода следует учитывать то, что они являются комплексным педагогическим средством, включающим в свой состав три основных компонента:

– основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики;
– принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;
– приемы и методы построения процесса воспитания.

тема

документ Социальные факторы
документ Социальный интерес
документ Социальный контроль
документ Социальный конфликт
документ Социальный критерий
документ Социальный объект



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Новое пособие на первого ребенка в 2018 году
Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты в 2018 году
Алименты 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Как получить квартиру от государства
Как получить земельный участок бесплатно
Эффективный контракт 2018
Валютный контроль 2018
Взыскание задолженности 2018
Декретный отпуск 2018

Временная регистрация 2018
График отпусков 2018
Дисциплинарное взыскание 2018
Дачная амнистия 2018
Вид на жительство 2018
Дарение 2018
Взаимозачет 2018
Детское пособие 2018
Взносы в ПФР 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость


©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты