Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Полезные статьи » Суть инновации

Суть инновации

Инновация

Вернуться назад на Инновация

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

Суть инноваций - изменение той среды, из которой они произошли. Готовность к таким изменениям и составляет объективные факторы восприятия и оценки инноваций.

Можно привести следующие факторы:

. Культура.
. Организационные факторы.
. Уровень развития науки, техники и технологии.
. Состояние экономики.
. Международное сотрудничество и конкуренция.
. Территориальные особенности.
. Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности.
. Последствия уже случившихся инноваций.
. Информационные и коммуникационные процессы.
. Особенности национальной инновационной системы и структуры.
. Специфику инновационной политики.

Теперь стоит подробно остановиться на каждом факторе.

Культура

Культура - может в принципе рассматриваться как универсальное обозначение всей внешней среды, в которой порождаются и реализуются инновации.

Однако в контексте данной модели наиболее интересны следующие элементы:

Диалектическая связь инновация-традиция, которая представляет собой универсальный механизм сохранения и изменения культуры.

Ценностная система координат, которая предопределяет восприятие тех или иных инноваций. В частности, являются ли ценностью для данной культуре инновации как таковые.

Инновационная культура, как существующее в обществе отношение к инновациям, способ их реализации, подходы к оценке и выбору инноваций.

Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

Социальная инноватика - современная отрасль научного знания, которое позволяет понять современные изменения, происходящие как в объекте, так и в субъекте управления. Сегодня процесс управления все в большей степени связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Слово "инновация" является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ними.

Культура - всё, что создано или создается творческой человеческой деятельностью. Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главное функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требует разработки их классификации.

Социальные инновации направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие виды норм:


• формализованные правила (все, что официально записано);
• правила морали (связаны с представлениями людей);
• образцы поведения (мода).

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своём развитии.

Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.

Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный, духовный миры и самого себя таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, культивируются, т.е. все более полно обретают черты универсального культурного триединства Истины, Добра и Красоты.

Инноватика сегодня - это наука о том, какими должны быть технологии создания новых вещей (в широком смысле слова) и каковы те социальные, технические, экономические, психологические и иные предпосылки, которые обеспечивают повышение эффективности таких инновационных технологий.

Инновативность и традиционность являются взаимосвязанными сторонами в развитии производства, науки, техники, экономики, искусства и т.д. В широком культурологическом контексте традиции можно рассматривать как необходимое условие всякого развития.

Общество, утратившее традиции, свою историческую память перестает развиваться, деградирует, поскольку прерывается связь между поколениями и происходят больших социальных групп и иные деструктивные процессы. С другой стороны, общество не может существовать, не изменяясь.

Таким образом, единство инновативности и традиционности, которое фиксируется в общекультурном принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой социального прогресса.

Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов во многом определяется состоянием, так называемого инновационного климата общества, который, в свою очередь, зависит от характера отношения к нововведениям со стороны основных социальных групп, со стороны различных поколений. Как правило, инновация ведет к возрастанию конфликтности в обществе, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспособность) общества.

При этом отмечается следующая тенденция в отношении общества к так называемым "эпохальным" инновациям: чем более короткой по времени является такая инновация, тем большее сопротивление она встречает. Поэтому инновационная культура здесь проявляется в том, что подобные изменения осуществляются эволюционно, постепенно.

Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совершенствование управления, например, тоже осуществляется через введение новшеств. Все эти изменения объединяет то, что они представляют собой деятельность по обновлению, т.е. преобразованию чьей-то другой деятельности.

Основным конституирующим (движущим) противоречием этого мира является противоречие между "старым" и "новым", а отношение к этому противоречию по существу есть отношение к самому прогрессу со всеми вытекающими отсюда философскими, политическими, моральными, экономическими и иными последствиями.

Хотя сами по себе, объективно, категории "старого" и "нового" не являются аксиологически нагруженными, в конкретном социокультурном контексте они воспринимаются именно со стороны своей ценности, формируя саму потребность либо в новом, либо в старом.

Организационные факторы

Организационные факторы - ещё одно довольно общее определение, отражающее структуру и способ организации и координирования в обществе.

В данной модели наиболее интересными являются следующие элементы:

Организационная структура институтов порождающих инновации, которая влияет на то, какие именно инновации будут созданы и как представлены.

Организационная структура институтов реализующих инновации (в том числе и государства), что определяет возможность снятия или усиления барьеров, а также результативность инноваций и успех инновационного процесса.

С целью получения устойчивых конкурентных преимуществ компании вынуждены искать новые формы организации своего бизнеса. Одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность бизнеса, является активное использование инновационных технологий производства, что повлечет за собой становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной деятельности в условиях новой институциональной среды.

Под инновациями, как фактором повышения конкурентоспособности, понимаются конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта на фундаментальном уровне, который используется для дальнейшей реализации в практической деятельности, а также - это результат внедрения инновационных разработок на рынке, то есть изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования - продукта или товара, когда оно начинает давать экономический эффект.

Инновации, влияющие на конкурентоспособность предприятий, классифицируются по следующим признакам:

- характеру отношений: социально-экономические, организационные, технологические инновации;
- сфере распространения: управленческие, производственные, технические, социальные инновации;
- предметно-содержательной структуре: продуктовые, процессные и аллокационные инновации.

Исходя из этой классификации, можно определить основные направления воздействия инноваций на конкурентоспособность.

Управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, новых административных процессах и организационных структурах. Данные инновации заключаются в реализации творческой деятельности, направленной на разработку, создание новых управленческих методов и форм. Это приведет к переустройству системы управления, способствующей росту прибыли, а, следовательно, укреплению ее конкурентоспособности. Технические инновации связаны с использованием новой техники. Это позволит снижать издержки, социальные - с улучшением условий труда, проведением тренингов и мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, что повышает сравнительные и конкурентные преимущества. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке.

Организационные инновации оказывают влияние на сравнительные и конкурентные преимущества через все организационные факторы, а также через некоторые внутренние - уровень и динамику цены предложения товара, гибкость ценовой политики на предприятии.

Технологические инновации оказывают влияние посредством технологических факторов на элементы конкурентоспособности (издержки и цену) таким образом, что конкурентоспособность субъекта и объекта повышается на порядок. Технология, используемая производителем, влияет на качество продукции и её себестоимость. Если технология изготовления продукции является новой, полезной и эффективной, она также подлежит правовой защите (например, патентом на способ изготовления), что, естественно, повышает конкурентоспособность продукции, изготовленной по этой технологии. Выбор технологии производства продукции влияет, в первую очередь, на её себестоимость, и здесь уже определяющими становятся экономические параметры и ее оценка конкурентоспособности.

Управленческие инновации воздействуют через организационные факторы на затраты, качество и цену. Они создают сильные конкурентные преимущества современного бизнеса и изменяют привычные принципы, процессы, структуру и практику менеджмента, совершенствуют способы и инструменты, которыми оперируют менеджеры и влияют, прежде всего, на управленческие процессы.

Производственные инновации оказывают влияние на все элементы конкурентоспособности через экономические и внутренние факторы. Такой вид инноваций, воздействуя через ресурсную и кадровую обеспеченность, уровень менеджмента и сервис повышает конкурентоспособность бизнеса.

Технические инновации воздействуют через технологические факторы и через внешние на сравнительные преимущества, качество и издержки.

Социальные инновации воздействуют через внутренние факторы на качество, цену и затраты.

От внедрения инноваций на предприятии с точки зрения его конкурентоспособности, можно получить следующие эффекты:

Во-первых, повышение конкурентоспособности товара, создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу;
Во - вторых привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу;

Повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность предприятия.

Уровень развития науки, техники и технологии

Уровень развития науки, техники и технологии - представляет собой с одной стороны технический базис для создания и внедрения инноваций (причём даже самой необходимости в них), с другой культурный аспект принятия инноваций.

Развитие техники и технологии воплощают в себе научные знания и открытия. Благодаря им повышается эффективность производства, производительность труда. В эпоху НТР наряду с трудосберегающей функцией все большее значение приобретают такие функции техники и технологии, как ресурсосберегающая и природоохранная.

В эпоху НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:

. Эволюционный путь. Он заключается в совершенствовании уже известной техники и технологии, т.е. увеличении единичных мощностей;
. Революционный путь. Он заключается в переходе к совершенно новой технике и технологии. Речь идет о широком применении ЭВМ и роботов, поэтому "вторую волну" НТР часто называют микроэлектронной революцией.

Революционный путь - главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР, осваиваются атом, генная инженерия, микропроцессорная техника.

Состояние экономики

Состояние экономики - определяет возможности для реализации инноваций, для преодоления дестабилизации вызванной внедрением инноваций, а также (если говорить о структуре экономики) является одним из факторов отбора инноваций.

В условиях усиливающейся глобализации мировой экономики обостряется и процесс соперничества государств в области развития науки и техники. Это связано, прежде всего, с тем, что лидирующие страны в этой области получат значительные экономические преимущества от данной глобализации, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому конкуренция в этой сфере идет не ради состязательности, а ради получения дополнительной прибыли.

Инновационный потенциал социально-экономической системы (государства, региона) - это важнейший показатель планирования инновационной деятельности. Теоретические исследования в данной области и анализ статистических данных позволили М. Портеру предложить активно используемый за рубежом измеритель инновационного потенциала (коэффициент: инновационный потенциал государства).

Однако такой измеритель не дает возможности детального сравнения существующего и желаемого положения дел в инновационной сфере. Кроме этого, инновационный потенциал, сведенный к единому коэффициенту, не позволяет выделить недостатки в функционировании инновационной системы. Аналогичные, по экономической сущности, показатели для оценки инновационного потенциала предложены известной научной организацией Бостон Консалтинг Групп.

Для оценки уровня развития инновационных систем предлагается применять индекс инновационности. Индекс инновационности включает оценку человеческих ресурсов, создание новых знаний, передачу и применение новых знаний, вывод инновационной продукции на рынок.

Этот индекс не учитывает качественное состояние исследуемых объектов и слабо затрагивает развитие инновационной инфраструктуры. Применение его для управления развитием затруднено отсутствием учета желаемых значений показателей. В основу разработок положена концепция инновационного состояния социально-экономических систем. Указанная концепция раскрывает и обосновывает понимание того, что инновационное состояние социально-экономической системы является эталонным, идеальным состоянием для обеспечения инновационного развития социально-экономической системы, а управление инновационным развитием означает обеспечение движения к инновационному состоянию.

Предлагаются следующие принципы оценки инновационного развития социально-экономических систем:

- Принцип сбалансированных эталонных значений. Принцип означает, что вводимые эталонные значения для инновационного состояния социально-экономической системы связаны между собой количественно. Все принимаемые значения эталонных показателей являются лучшими для обеспечения инновационного развития.
- Принцип охвата инновационной деятельности. Число показателей должно быть необходимым и достаточным для оценки инновационного состояния социально-экономической системы. Должны оцениваться все сектора инновационной деятельности социально-экономической системы.
- Принцип качества показателей. Для оценки инновационного состояния должны использоваться показатели, позволяющие сравнивать прошлое, текущее и будущее состояние системы, допускающие их выражение в относительных единицах. Показатели должны быть достоверны.

Оценивание инновационного развития, как процесса качественного изменения состава и структуры социально-экономической системы предложено осуществлять с применением методик, разработанных с применением методологических основ оценки инновационного развития.

Методологические основы включают принципы оценки уровня инновационного развития социально-экономических систем, показатели, характеризующие инновационное развитие и порядок оценки инновационного развития социально-экономических систем.

Международное сотрудничество и конкуренция

Международное сотрудничество и конкуренция - в данном случае является стимулом развития инновационной деятельности, через включения её в более широкий культурный контекст. Что с одной стороны ставит явные внешние цели (достижения преимущества), с другой облегчает сам процесс создания инноваций (через сотрудничество), с третьей облегчает восприятие инноваций через расширение культурой среды.

Важной особенностью состояния рынка сегодня является непрерывное увеличение роли инноваций для достижения успеха: изменение ситуации во внешней среде требует пересмотра роли и места инноваций в деятельности компаний.

Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства.

Особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования.

Современное понимание роли инноваций и инновационной деятельности компаний в глобальной конкуренции имеет долгую предысторию. Попытки объяснения явления конкурентоспособности и причин его формирования были предприняты еще в XIX веке. Выдвинутая А. Смитом теория абсолютного преимущества смогла объяснить, почему страны, обладая экономическими ресурсами, могут выигрывать от развития международной торговли независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами.

М. Портер предложил новое понимание роли инноваций и инновационной деятельности компаний в глобальной конкуренции. Очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурентная борьба ведется между фирмами, а не странами, М. Портер доказывает, что единственно разумная концепция объяснения конкурентоспособности на национальном уровне - это производительность, понимаемая как объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Производительность, по его мнению, - основной детерминант долгосрочного стандарта жизни, основной источник национального дохода на душу населения.

Сегодня уже стал общепризнанным тот факт, что компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством инноваций. Хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы их деятельности, характер и эволюция оказываются в своей основе у всех одинаковыми: только постоянными улучшениями и нововведениями можно добиться высокого уровня производительности и повышать его с течением времени.

Компания, достигнув конкурентных преимуществ, может удерживать их после этого только с помощью постоянных улучшений, так как практически любое достижение можно повторить - конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций. Иногда экономия на масштабах производства, взаимосвязи с потребителем или надежность каналов сбыта оказываются достаточными для поддержания инертной компанией своих позиций в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций; либо создадут лучшие или более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса.

Источником инноваций являются знания, которые приобретает компания в ходе своей деятельности. Именно приобретенные в ходе НИОКР знания воплощаются в виде инноваций, нововведений и новшеств, регистрируются в виде патентов, изобретений и авторских свидетельств. Обладание знаниями является отправной точкой для компании к осуществлению инновационной деятельности. Поэтому приобретение знаний, управление ими и их использование в НИОКР является важной составляющей инновационного менеджмента, который классифицируется как менеджмент знаний.

Формирование конкурентных преимуществ на основе инноваций может быть достигнуто только посредством их реализации, воплощении в новых товарах и в использовании новых технологий. Это, в свою очередь, выводит компании на новый технологический уровень, обеспечивая технологическое превосходство перед конкурентами, на основе которого и формируются конкурентные преимущества. Для успеха в глобальной конкуренции компании недостаточно иметь конкурентные преимущества, важно выбрать и сформировать правильную стратегию. Поэтому стратегия компании и стратегическое управление становятся промежуточным звеном этой цепочки.

Выявленная последовательность "знания - инновации - технологическое превосходство - конкурентные преимущества - стратегия и стратегическое управление компанией - успех в глобальной конкуренции" объясняет современные этапы достижения успеха в глобальной конкуренции, обосновывает важность знаний и инноваций в конкурентной борьбе, неразрывно связывает менеджмент знаний, инновационный, технологический и стратегический менеджмент. Это обусловливает появление нового понимания в управлении глобальными компаниями и видения со стороны высшего руководства.

Таким образом, роль инноваций в глобальной конкуренции заключается в том, что они предоставляют возможности компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, посредством их реализации обеспечить технологическое доминирование на рынке и победу в конкурентной борьбе при условии правильно сформированной стратегии.

Территориальные особенности

Территориальные особенности - представляет собой факторы, связанные с особенностью демографических характеристик, профессионально-квалификационных, уровнем урбанизации и мобильности. Что, опять таки, определяет как и возможные инновации, так и способ их реализации.

В процессе развития научных концепций о формировании и эволюции инновационных систем разных уровней на протяжении последних нескольких десятилетий основное внимание уделялось особенностям их функционирования в рамках государства. В развитие концепций региональных инновационных системы свой вклад внесли такие исследователи как: В.В. Иванов, А.Ф. Суховей, И.М. Голова, Н.И. Иванова, П. Линдхольм, С. Клесова, С. Никитенко.

На основе анализа основных концепций территориальных инновационных систем, разработанных российскими и зарубежными учеными можно сделать несколько выводов:

- Большинство моделей имеет достаточно устойчивую совокупность структурных элементов: система генерации знаний, образование, инфраструктура, государственная поддержка, производство наукоемкой инновационной продукции, рынок (в некоторых моделях), кластеры (в некоторых моделях).
- Практически во всех моделях ряд институциональных взаимосвязей определяется последовательностью инновационной цепочки, т.е. первым элементом следует генерация и трансформация знаний (элемент "наука", что тождественно появлению и зарождению идеи в инновационной цепочке), а завершается реализацией инновационной продукции на рынке (через элемент "инновационная инфраструктура").
- Практически все модели обладают высокой степенью обобщения, благодаря чему трудно выявить специфику того или иного региона (наличие развитого научно-образовательного комплекса, структуру промышленности и т.д.).
- Во многих концепциях слабо проанализирована роль данной системы как элемента системы более высокого порядка.

Создание региональных инновационных систем, как составных элементов и относительно самостоятельных звеньев единой государственной (национальной) инновационной системы (НИС) в стране, призвано способствовать обеспечению перехода регионов к инновационному развитию; повышению их конкурентоспособности в условиях становления рыночных отношений, экономического спада и глобализации; обеспечению реализации в регионах страны концепции устойчивого развития как модели эффективного, непротиворечивого и гармоничного взаимодействия элементов.

Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности

Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности - деятельность не может совершаться, если не приобретёт для тех, кто ей занимается конкретный смысл и ценность. Механизм создания такого смысла и ценности в инновационной деятельности определяет её успешность - как в плане создания и внедрения нововведений, так и в плане детальной проработки и качества инноваций.

В системе социально-психологических функций инновационного менеджмента мотивация выполняет важную задачу стимулирования сотрудников к качественному выполнению делегированных задач в пределах принятых ими полномочий.

Известно, что позитивное или негативное отношение сотрудника к работе влияет на характер результатов его труда. В инновациях персонифицированный характер труда разработчиков естественным образом усиливает значение психологических факторов в управлении. Менеджер при организации инновационной деятельности кроме распорядительных решений должен создать условия, побуждающие всех участников к продуктивному сотрудничеству и достижению наивысших результатов.

Отсутствие стимулов к совместной деятельности или недостаточное внимание к мотивации труда способно разрушить самые современные и перспективные организационные построения.

Конкретное решение задач мотивации в инновационной деятельности зависит от принятой концепции её построения на предприятии, моделей поведения участников инноваций в трудовом процессе, форм стимулирования труда и ряда других факторов.

Содержательные концепции мотивации, основы которых развиты в работах Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга, исходят из классификации потребностей, побуждающих людей к мотивационному поведению, связанному, прежде всего с объемом и содержанием работы. Содержательные концепции мотивации исходят из того, что потребности и связанные с ними факторы определяют поведение людей и их отношение к работе.

Сложность реализации содержательной концепции мотивации в инновационном менеджменте связана, прежде всего, со специфическим характером труда в инновационной сфере.

Процессуальные концепции мотивации, отраженные в работах Виктора Врума, Лаймана Портера, Эдварда Лоулера, Ричарда А. Гендерсона и др., основываются на том, что поведение личности определяется не только потребностями, но и восприятием ситуации и ожиданиями, связанными с возможными последствиями выбранного типа поведения.

Современные процессуальные концепции в большей степени соответствуют специфике инновационной сферы и используют мотивационные механизмы, стимулирующие достижение целей и получение удовлетворяющего вознаграждения.

В соответствии с процессуальной концепцией мотивации люди по-разному и сугубо индивидуально оценивают одинаковое вознаграждение за равную работу в зависимости от индивидуальных потребностей и ожидаемой ценности вознаграждения.

Мотивация инновационной деятельности представляет собой постоянно повторяющийся процесс, содержащий три основные стадии: выбор и характеристика объекта мотивации, построение альтернативных вариантов мотивации и принятие мотивационного решения.

Характеристика объекта мотивации должна выявить существенные аспекты мотивационного механизма, связанные с определением системы ценностей для него. При этом необходимо выделить два аспекта деятельности: индивидуальные, личностные мотивы труда сотрудника и условия его труда, предоставляемые ИП при проведении инноваций.

Трудовые аспекты должны отражать характер поручаемых задач, подчиненность сотрудника, режим и пространственные условия работы. В случае выявления противоречий в трудовых и персональных аспектах деятельности сотрудника следует принять меры к их сочетанию. В противном случае в дальнейшем не удастся создать гармоничный механизм мотивации.

Последствия уже случившихся инноваций

Последствия уже случившихся инноваций - следует помнить, что инновация является не только конкретным изменением, но и социально-культурным феноменом сама по себе. Суть его в изменении существующих форм и структур. Последствия реализации инноваций определяют отношение и к инновациям как таковым, то есть к необходимости и допустимости изменения. И, соответственно, влияет на восприятие последующих инноваций во всех сферах.

Поскольку инновации открывают новые перспективы изменения гибкости на изменение спроса и предложения, т.е. идет замена старого - новым, это объективно порождает социальные противоречия. Дело в том, что преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы, ожидания. Чем радикальнее и масштабнее проводимые изменения, тем чаще они вызывают противоречия и конфликты, порождаемые борьбой старого и нового. Всякое нововведение связано с разработкой, "пробиванием", распространением и использованием новшеств в производстве. При этом возникает противоречие между сторонниками и противниками нововведения. Причина этого кроется в различии результатов и последствий нововведений для социальных групп работников с одной стороны, и организации в целом - с другой. Объективно между ними будут возникать достаточно противоречивые взаимоотношения. Так, возможны ситуации, когда нововведение выгодно предприятию (организации в целом), но не отвечает интересам отдельных групп его работников, или наоборот - невыгодно предприятию, но устраивает те или иные группы работников. Конфликты, которые возникают в результате нововведений в организации, как и все остальные, могут носить частично функциональный, а частично дисфункциональный характер. Конфликты могут, как облегчать, так и затруднять внедрение новшеств. При этом работники, активно сопротивляющиеся нововведению, становятся участниками конфликта. Инновационный конфликт можно трактовать как противодействие между сторонниками нововведения (новаторами) и противниками (консерваторами), что сопровождается переживаниями отрицательных эмоций по отношению друг к другу.

В настоящее время глубокому всестороннему исследованию инновационных процессов в экономической науке уделяется большое внимание. Вопросы степени влияния инноваций на продолжительность инновационных процессов, цикличность возникновения инновационных конфликтов рассматривались в трудах С. Кара-Мурзы, Н. Кондратьева, Г. Менша. Так как в вопросах повышения эффективности деятельности инновации являются неизбежным процессом, чем значительнее при их реализации организационные изменения на предприятиях, тем сильнее заявляют о себе психологические охранные механизмы сотрудников. Эти механизмы запускают процесс, противоположный изменениям - сопротивление, которое является причиной конфликта. Вероятность конфликта во время введения инновации растет пропорционально масштабности инноваций. Масштабные инновации включают большое количество людей с различными интересами в инновационный процесс, что увеличивает частоту конфликтов. Радикальность инноваций повышает вероятность и остроту конфликтов. Быстрый процесс инноваций, как правило, сопровождается возникновением конфликтогенов. В процессе инновационного конфликта новаторы рассчитывают на улучшение работы предприятия и личной жизнедеятельности в результате внедрения инновации. Консерваторы опасаются того, что жизнь и работа станут хуже. Позиция каждой из этих сторон может быть достаточно обоснованной. В борьбе новаторов и консерваторов могут быть правы и те, и другие.

Большинство конфликтов между новаторами и консерваторами (66,4%) происходит во время осуществления управленческих инноваций, каждый шестой - педагогических, а каждый десятый - материально-технических инноваций. Чаще всего (65,1%) эти конфликты возникают на стадии внедрения новшеств. Технические инновации наиболее благополучны с точки зрения возникновения негативных последствий их внедрения. В социальных инновациях не столь очевидны и доказательны преимущества, как в случае с техническими нововведениями. Для социальных инноваций существует сложность с подсчетом их эффективности. Также для них расходы денежных средств могут быть относительно небольшими, по сравнению с техническими или другими видами инноваций, но это не означает подлинной дешевизны социальных нововведений. Одним из ключевых факторов успеха и неудачи при внедрении инноваций является скорость. Планирование изменений предполагает определение сроков и бюджета, распределение ответственности. Очень часто из-за отсутствия постоянного мониторинга по ключевым показателям, позволяющего понять, как идет процесс внедрения, инновации затягиваются. И чем больше растягивается инновация, тем меньше шансов на то, что она будет успешна.

Информационные и коммуникационные процессы

Информационные и коммуникационные процессы - с одной стороны влияют на координацию управленческих решений, являются базой для обучения и познания, координировать восприятие инноваций. С другой стороны интенсивность коммуникации и обмена информацией в обществе облегчает внедрение любых инноваций.

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между отдельными людьми или группой лиц. Основная цель коммуникационного процесса - это обеспечение понимания посланного сообщения.

В процессе обмена информацией есть четыре основных обязательных элемента:

- отправитель, лицо, собирающее информацию и передающее ее;
- сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
- канал, или средства передачи информации;
- получатель, или лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует её.

Научные концепции общественного развития на современном этапе ориентированы на исследование различных подходов к оценке возможностей и перспектив инновационных трансформаций в конструировании коммуникативной реальности, в развитии духовного потенциала личности в условиях информационного общества [17], информационной цивилизации, общества знаний.

Последнее понятие довольно часто используется в современной философской и научной литературе для конкретизации всего объема количественных и качественных изменений социальной среды под влиянием информационно-коммуникативных процессов постиндустриальной цивилизации.

Особая роль в становлении общества знаний принадлежит университетам как центрам науки и культуры, конструирующим новый образ социальной реальности с целью усиления положительного эффекта инновационных трансформаций в науке, образовании, производстве и т.д. Формирующиеся тенденции в развитии современных коммуникационных процессов способствуют изменению духовно-нравственной регламентации поведения человека в зависимости от особенностей и потребностей цивилизационного развития общества.

Культура, общество и личность, условием существования и воспроизводства которых является коммуникативное взаимодействие, не могут существовать в полном соответствии с требованиями своего времени без приобретения опыта коммуникативного поведения; последнее осваивается под влиянием социокультурных факторов и ценностных установок, порождаемых совершенно новыми цивилизационными условиями.

Особенностью коммуникационного пространства современной цивилизации является разрушение былой замкнутости его систем под влиянием формирующегося общедоступного информационного поля и усиление тенденций виртуализации социальной реальности.

Особенность инновационной системы и структуры

Особенность инновационной системы и структуры - то есть сама структура институтов порождающих инновации, из детерминированность другими институтами общества, внутренняя организация, связь с институтами, реализующими инновации.

Создание и развитие национальной инновационной системы является ключевым этапом современной модернизации экономики и оценивается как одно из приоритетных направлений государственной экономической политики. В то же время слабость современной национальной инновационной системы является основным барьером для повышения уровня инвестиций в инновации как белорусского, так и зарубежного происхождения.

В процессе создания и развития национальной инновационной системы основные усилия государства и хозяйствующих субъектов должны быть сосредоточены на формировании эффективного нормативного обеспечения, в первую очередь, в вопросах защиты интеллектуальной собственности, а также на создании действенных механизмов трансформации научных исследований в инновационно привлекательные инвестиционные проекты. Роль государства для решения данной проблемы выражается в разработке программ стимулирования научных исследований и разработок, создания инновационных центров и кластеров, формирования благоприятной правовой и фискальной среды для развития инновационных предприятий и повышения их инвестиционной привлекательности. Субъекты инновационной деятельности решают вопросы оценки и управления собственным инновационным потенциалом, человеческим капиталом.

Только государство располагает достаточным объемом ресурсов для стимулирования инновационной деятельности и создания 3 предпосылок для перехода национальной экономики на путь модернизации. В современных условиях, роль государства не сводится только к регулированию отношений и бюджетному финансированию проектов. В настоящее время роль государства существенно шире, причем не только из-за набора решаемых задач, но и за счет существенной диверсификации инструментов поддержки инновационной деятельности. Также существенно возрастает значимость государства как системы трансформации социальных вызовов в стратегические задачи развития экономики. Представители инновационного бизнеса получают стратегические установки в форме целевых макроэкономических индикаторов и ориентиров развития.

Проблемам формирования и развития инновационной инфраструктуры были посвящены труды многих современных отечественных и зарубежных авторов, однако в данных исследованиях основное внимание авторов было сосредоточено на уточнении функций государства по формированию и развитию инновационной инфраструктуры, оценке эффективности государственной политики стимулирования инновационной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день проблема создания и развития современной национальной инновационной системы в Беларуси является крайне актуальной и малоизученной проблемой национальной экономики.

Национальную инновационную систему целесообразно рассматривать в рамках нескольких подходов: институциональный, субъектный, процессный, административный. В рамках институционального подхода основой построения национальной инновационной системы являются отношения, возникающие на макроуровне при создании и внедрении инноваций в национальную экономику. Субъектный подход позволяет анализировать конкретных участников инновационных отношений. Процессный подход дает возможность рассматривать последовательность создания и внедрения инноваций, а административный - отношения между государством и участниками инновационной системы.

В соответствии с субъектным подходом национальную инновационную систему целесообразно рассматривать как совокупность субъектов, участвующих в разработке, продвижении и последующей модернизации нововведений, а также других субъектов, вовлеченных в этот процесс. Процессный подход предполагает, что национальная инновационная система представляет собой последовательность активностей различных субъектов, учреждений, юридических и физических лиц, основной деятельностью которых является участие в научно-исследовательских, опытно-конструкторских и коммерческих работах по созданию инноваций.

В рамках административного подхода национальную инновационную систему можно рассматривать как систему взаимодействия государственных и коммерческих субъектов для установления в соответствии с законодательством условий бюджетного, налогового, таможенного, антимонопольного и технического регулирования инновационной деятельности.

Выявление сущности ключевых элементов и структуры общего механизма национальной инновационной системы позволяет представить обобщенную модель взаимосвязи основных субъектов в рамках инновационной инфраструктуры. Масштаб и уровень развития отдельных составляющих, характер прямых и обратных связей между ними определяют различия в инновационных системах разных стран. Очевидно, формирование национальной инновационной системы происходит индивидуально для каждой страны и определяется сложившимися социально-экономическими отношениями. Однако в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные подходы и инструменты, доказавшие свою эффективность в других странах.

Непременным участником инновационного процесса является государство, выполняя одну из важнейших, ответственейших и квалифицированных функций, требующих высочайшего профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны руководителей государства, его органов и государственных служащих, инновационно-стратегическую функцию.

Благоприятный инновационный климат включает определенные преференции для участников инновационного процесса: компенсации повышенных затрат периода освоения принципиально новой техники и технологий; налоговые и таможенные льготы для участвующих в реализации стратегических приоритетов; льготные кредиты для осуществления инновационно-инвестиционных проектов; систему страхования инновационных рисков и др.

Поскольку для описания национальной инновационной системы используются различные подходы, очень трудно бывает оценить эффективность системы в целом.

Среди множества показателей, используемых в различных методиках оценки эффективности национальной инновационной системы, можно выделить совокупность основных индикаторов, которые позволяют составить общую картину уровня и условий развития инновационной системы страны:

- показатели достигнутого уровня научно-технического развития;
- качественные показатели развития рыночных институтов и законодательства;
- образовательный уровень работников;
- финансовые показатели;
- показатели передачи и использования знаний.

Специфика инновационной политики

Специфика инновационной политики - "вершина айсберга" представляющая собой соединение культурных, организационных, технологических, территориальных и международных факторов, итогом которого является создание правовой базы инновационной деятельности, а также деятельность государства как субъекта инновационного процесса.

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная политика - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления.

Сама инновационная политика характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной политики объективно необходима.

В настоящее время эффективность инновационной политики предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

В большинстве развитых стран регулирование и стимулирование инновационной политики происходит в основном через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей иметь большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей.

Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы эволюционный путь к современному рынку.

Преодоление объективной ограниченности рыночного механизма в интенсификации инновационных процессов требует усиления роли государства в этой области. Оно должно обеспечить выбор приоритетов научно-технического развития и производства новых знаний и технологий. Вне регулирующей роли государства многие аспекты инновационной деятельности предприятий не в состоянии обеспечить эффективное использование рыночного механизма.

Возрастание роли государства в развитии инновационной сферы обусловлено также специфическими условиями окружающей действительности. Глубокий системный кризис, сопровождающийся спадом производства, требует от государства больших усилий в решении проблем научно-технического развития, ликвидации хронической нехватки средств у предприятий, поддержании инвестиционной и инновационной активности. Использование регулирующей роли государства вызывается в большей мере усложнением объекта регулирования, активизацией инновационных процессов - как отличительной особенности современного этапа развития инновационной сферы и их неуклонно возрастающей ролью в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности микроэкономических агентов и национального хозяйства.

Инновационная политика основывается на таких принципах, как приоритетность инновационного производства; экономичность инновационного производства, предполагающая последовательный учет в практике управления производительного характера функционирования прикладной науки, определяющей не только самоокупаемость инновационного производства, но и его прибыльность, коммерческий успех на рынке; гибкость инновационного производства, означающая, что управление должно обеспечивать свободу действий субъектов инновационной деятельности, отказ от жесткой регламентации, поощрение предприимчивости.

Существенным фактором в инновационной политике является, то, что используемые им нововведения ограничены по времени рыночными циклами, т. е. тем пределом времени, когда это нововведение имеет рынок сбыта, после которого экономический и технологический потенциал нововведения исчерпывается и необходимо своевременное переключение ресурсов для внедрения в производство других нововведений.

В условиях развитых рыночных отношений инновационная политика характеризуется полной экономической самостоятельностью и юридической свободой в принятии хозяйственных решений, т. е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции и ее цен). Самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет материальную ответственность за все свои решения, т. е. действует и принимает хозяйственные решения в рамках своего бюджета. Известно, что в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность изменения цен или экономия затрат, но и своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего товара. В этом случае предприятия инноваторы получают добавочную прибыль за монополию на знания (так называемую "научно-техническую ренту").

тема

документ Инновационная политика
документ Инновационное и отклоняющееся трудовое поведение
документ Инновационные проекты
документ Инновационные технологии



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты