Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка 2018

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Полезные статьи » Вербальное общение

Вербальное общение

Вербальное общение

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

1. Вербальное общение
2. Вербальные средства общения
3. Вербальное общение детей
4. Вербальный язык общения
5. Вербальная процесс общения
6. Виды вербального общения
7. Развитие вербального общения

Вербальное общение

Вербальное общение – основная форма человеческой коммуникации. Она осуществляется с помощью речи – письменной или устной. Словесный обмен информацией требует от говорящего четкости дикции, продуманности высказываний, доступности посылаемых месседжей. Люди, выступающие перед публикой, должны владеть еще и ораторским искусством.

Облачение мыслей в одежду слов – это первичный и наиболее распространенный способ человеческой коммуникации. Многие языки мира имеют развитую систему информационных кодов и обладают обширным понятийным аппаратом. Они способны выразить самые мудреные идеи и тонкие переживания. Это позволяет им выполнять роль средства познания, сближения, взаимопонимания.

Однако – при всей своей универсальности – вербальное общение не является совершенным. Не все люди умеют ясно и четко говорить. Не все слушающие способны адекватно воспринимать чужую речь. Нередко смысл произнесенного или написанного не доходит до адресата речи либо воспринимается им превратно. Одно и то же слово или выражение можно трактовать по-разному. На пути у контактеров из разных стран зачастую встают языковые барьеры.

Преградами в речевом общении могут быть возрастные, половые, социальные, религиозные, интеллектуальные различия между говорящими людьми. Нельзя сбрасывать со счетов и такие нюансы вербалики, как стиль, контекст, двойной смысл. Не разбираясь в этих вещах, трудно уловить суть высказываний.

Кроме речи, в человеческом обществе существуют и другие – невербальные – инструменты общения. Это мимика, жесты, интонация, диспозиция говорящего, символичность его одежды, интерьера. По данным исследователей, на долю этого коммуникативного арсенала приходится 70 % информации. Невербалика обычно не контролируется сознанием человека, поэтому и выдает его истинные мысли и чувства.

Вербальное и невербальное общение обычно дополняют друг друга. Они выступают единым нераздельным комплексом смысловых сигналов. Жестикуляция без слов напоминает обезьяний язык. А речь теряет свой эмоциональный заряд без ритмики и интонирования.

Различают следующие вариации произносимых и воспринимаемых на слух высказываний:

1. Диалог – коммуникативная деятельность двух и более лиц, во время которой транслятор информации и воспринимающий поочередно меняются ролями.

Диалогическая речь реализуется в нескольких формах. Вот основные из них:

• разговор – непринужденный обмен мыслями и чувствами на темы, интересные для участников общения; предполагает живой контакт, спонтанность реплик, постановку любых вопросов, выражение отношения к словам коммуникатора;
• собеседование – специально организованный речевой процесс, призванный выявить профессиональные или общественно-политические компетенции его участников;
• спор – словесное разрешение конфликта между двумя противоборствующими сторонами;
• дискуссия – публичное обсуждение животрепещущих, часто неоднозначных, социально заостренных проблем с целью выработки единой позиции;
• диспут – научная или социальная словесная дуэль с выдвижением принципиально различных мнений.

2. Монолог – непрерывная речь одного субъекта, озвученная им или произнесенная про себя. Последняя получила название «внутренний монолог».

Подготовленная для публичного выступления монологическая речь имеет следующие вариации:

• лекция – логически связанное сообщение на научную или общественную тему;
• доклад – подробное изложение важного материала с привлечением документов и ссылками на проведенные автором исследования;
• отчет – краткое и четкое сообщение, подкрепленное цифрами и фактами, подводящее итог некой аналитической деятельности;
• выступление на собрании – произвольное или заранее подготовленное высказывание члена определенного коллектива по значимому для всех присутствующих вопросу;
• артистическое выступление – игровой сценический номер, вызывающий яркие эмоции и имеющий эстетическую направленность.

Коммуникация между пишущим транслятором и читающим реципиентом может иметь различные временные рамки.

В зависимости от этого, выделяются две формы письменной речи:

1. Непосредственная – свободный обмен записками, содержащими интимную, служебную или научную информацию. Во время лекции или доклада так обычно оформляют вопросы к выступающему.
2. Отсроченная – предполагающая паузу в общении. Так, при обычной переписке ее инициатор может ждать ответа несколько недель. А вот авторы книг – научных, философских или художественных – посылают иногда свои произведения грядущим поколениям. Нередко такие тексты становятся памятниками письменности определенной эпохи.

Особой формой общения – воплощающей в себе элементы как устной, так и письменной речи – является дактильная коммуникация. Она обслуживает лиц, лишенных слуха и зрения. Во время контакта они составляют слова из букв «ручного алфавита», воспроизводимых ими с помощью пальцев.

Словесная форма передачи информации – наиболее древний и самый объемный коммуникативный ресурс человека. Кроме него, вербальным общением не владеет ни одно земное существо. Объясняется это тем, что речь – сознательный акт, возможный на определенном этапе мыслительного развития, которого достиг только homo sapiens.

Помимо этой главной особенности вербального общения, ему присущи следующие черты:

• многоуровневость структуры, включающая несколько языковых стилей – разговорный, научный, официальный, публицистический, художественный, – которые выбираются в зависимости от ситуации общения;
• уникальность: словами можно выразить любую знаковую систему, скажем, дорожные знаки или азбуку Морзе;
• лексические единицы языка, закрепляясь в массовом сознании, могут образовывать идеологемы и мифологемы – маркеры той или иной культуры или социальной среды; подобными смысловыми комплексами являются такие слова, как «демократия», «фашизм», «нарциссизм», «гедонизм», «нигилизм»;
• манера речи любого индивида дает о нем самое точное и полное представление: его статусе, уровне интеллекта, образованности, воспитанности, особенностях характера;
• овладение всем инструментарием вербального общения – неотъемлемая составляющая личностной и профессиональной самореализации индивида.

Наша речь, по меткому выражению Сенеки, это «убранство души». Однако максимального эффекта она достигает лишь в тандеме с невербальными инструментами общения. Так рождаются послания, вбирающие в себя весь блеск интеллекта и идущие от самого сердца.

Вербальные средства общения

Кто владеет информацией, тот, как говорится, владеет миром. А тот, кто умеет грамотно передавать информацию, владеет тем, кто владеет миром. Грамотная речь во все времена ценилась в человеческом обществе и значительно превышала статус того, кто ей обладал. Информация всегда передается двумя путями: вербально и невербально. И если ваши жесты и мимику прочитать сможет далеко не каждый, то ошибки в том, как вы пишете, и в том, что вы говорите, заметит практически каждый. Поэтому рассмотрим подробнее, что представляют собой вербальные средства общения.

Основным средством вербального общения является речь. Она делится на письменную и устную, слушание и чтение, а также на внутреннюю речь и внешнюю. Простыми словами, к вербальным средствам общения относится наше умение говорить и писать, умение слушать и воспринимать информацию, а также наши внутренние диалоги с самими собой и внешние - с окружающими.

Вербальная сторона общения заключается в том языке, на котором осуществляется коммуникация. Например, не каждый иностранец способен понять русский язык со всеми нашими междометиями и уменьшительно-ласкательными суффиксами. Именно поэтому, чтобы собеседники всегда могли понять друг друга, существуют общие правила вербального общения, виды вербальной коммуникации и общепринятые формы общения. И поскольку вербальная форма общения происходит на русском языке, не стоит забывать о стилях, с помощью которых мы передаем информацию.

Всего их пять:

• научный – этот вербальный способ общения основан на научной терминологии. Речь в научном стиле отличается своей логичностью, связанностью различных понятий и обобщенностью;
• официально-деловой – многим известен как язык законов. Этот стиль речи несет информативную и повелевающую функции. Тексты, написанные в официально-деловом стиле, как правило, стандартные и обезличенные, обладают сухостью выражений и точностью высказываний;
• публицистический – главная функция этого стиля – воздействие на аудиторию. Отличается эмоциональной окраской, экспрессией и не обладает конкретным стандартом;
• разговорная речь. Не совсем является разговорным стилем, однако в литературе её часто можно встретить в виде диалогов и монологов на повседневные темы;
• художественный литературный язык. Стиль, обладающий самыми яркими средствами выразительности. Кроме стандартных форм, используемых в остальных стилях, эта разновидность невербального общения может включать в себя диалекты, жаргонизмы и просторечие.

Коммуникативные барьеры

Вербальная форма общения является основной в деловых отношениях. Знание правил родного языка как никогда важно при ведении деловых встреч и переговоров.

Однако здесь собеседников может поджидать проблема в виде коммуникативных барьеров:

1. Фонетический барьер. Может возникнуть из-за особенностей речи говорящего. Сюда относятся интонация, дикция, акцент. Чтобы избежать этого барьера, нужно говорить с собеседником громко и четко.
2. Логический барьер. Может возникнуть в том случае, если у собеседников разные типы мышления. Уровни интеллекта, например, могут привести к непониманию и возникновению этого барьера.
3. Смысловой барьер. Возникает между представителями разных стран и культур. Проблемой здесь является разная смысловая нагрузка одних и тех же слов.
4. Стилистический барьер. Возникает при нарушении построения сообщения. Чтобы избежать этого барьера, необходимо сначала привлечь внимание к своему сообщению, затем вызвать к нему интерес, перейти к основным положениям, обсудить вопросы и возражения, а затем дать собеседнику сделать выводы. Любое нарушение этой цепочки вызовет непонимание.

Особенности вербального общения заключаются не только в общепринятых правилах написания и речи. Осуществляя коммуникацию, стоит помнить о дистанции, на которой вы находитесь от собеседника.

Психология вербального общения заключается в четырех уровнях коммуникации:

• интуитивный - возникает, когда услышав издалека информацию, либо читая ее, человек вдруг осознает истинную причину новости или сказанного, это же касается и тонких намеков в процессе разговора;
• этический - сюда относятся: интонации в голосе, мимика, взгляд и жесты. Люди с хорошей интуицией без труда смогут прочитать такие сигналы;
• логический уровень - в котором происходит четкий обмен информацией, в текстовом или речевом виде;
• физический - сюда относятся разного рода прикосновения. Такой уровень возникает только при близкой дистанции между собеседниками, и люди умеющие читать эмоции, дыхание и сердцебиение, находят в этом уровне массу дополнительной информации.

Вербальная сторона общения позволяет нам определить социальный статус собеседника и уровень его интеллекта. Наша речь способна оказывать влияние на других людей и способствует карьерному росту. Бывает так, что на вас производит впечатление внешность и манера поведения человека, но как только он начинает говорить, все положительные впечатления мгновенно рушатся. Помните, что на месте этого человека в любой момент можете оказаться вы. Поэтому, если хотите чтобы вас понимали и принимали – говорите грамотно.

Вербальное общение детей

Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым она является и средством общения и формой существования мысли, сознания. Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти.

Ребенок с нарушениями зрения испытывает затруднения в мыслительных операциях сравнения, обобщения, классификации, которые формируются у него значительно дольше и в более поздний возрастной период, чем у нормально развивающихся детей. Так как человеческое мышление тесно связано с речью, то обобщающая роль слова компенсирует обедненный чувственный опыт и помогает выйти за рамки органического дефекта.

Вербализация чувственного опыта позволяет ребенку с нарушенным зрением находить наиболее интенсивный путь развития познавательной и коммуникативной деятельности. Оба фактора – деятельность и речь – конвертируются, создавая базу перцептивного прогресса детей.

Речь у детей с нарушением зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей. Так же как и у нормально видящих речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые особенности – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «вербализм», из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания. Причинами недоразвития речи являются отсутствие образов восприятия вследствие зрительного дефекта, а также нарушения общения детей с микросоциальной средой.

Речь и ее выразительные возможности являются необходимой и для многих детей единственно доступной и привычной формой получения и передачи информации. Поэтому достижение стадии установления отношений первоначально на вербальном уровне есть психологическое содержание и результат их коммуникативной деятельности.

Таким образом, речь служит самым важным средством общения. Так как невербальные проявления характера, настроения, эмоционального состояния с трудом улавливаются дошкольниками с нарушениями зрения.

Речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребенку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающим людям. Реализация их происходит в деятельности, ведущей для данного возраста, а именно – в игре.

Предметная, коммуникативная, игровая – ведущие виды деятельности детей дошкольного возраста, организуются и протекают благодаря связям нарушенного зрительного анализатора с сохранными. Они включаются в структуру стадий компенсации зрительного дефекта. В среднем и старшем дошкольном возрасте одним из основных средств компенсации является речь. Зрение и речь – представляют собой механизм овладения коммуникацией, так как их тесная взаимосвязь является основой перевода всех образов любой модальности на зрительные схемы (тенденция визуализации чувственного опыта) и развитие сигнификативной функции речи посредством абстрагирующей и обобщающей работы мысли.

Вербальный и невербальный, социальный и эмоциональный компоненты коммуникации тесно переплетаются с познавательной деятельностью, сосредоточенной у детей с внеситуативно-личностной формой общения на социальных аспектах окружающего мира. Однако снижение познавательных возможностей вследствие зрительного дефекта обуславливает ограничение объема представлений об окружающем мире, и негативно отражается на механизме и динамике оперирования его образами в воображаемом плане.

Таким образом, нарушение зрения провоцирует неадекватное развитие неречевых и речевых средств общения, воздействуя на объем и качество общения, а также затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность. Универсальность театрализованной деятельности позволит пробудить у старших дошкольников с нарушением зрения потребность в главной роскоши – «роскоши человеческого общения». Что сформирует один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.

В развитии общения как вида специфической деятельности человека велико значение зрения. Именно зрение:

- делает общение более свободным, позволяет отыскивать нужного человека среди окружающих в большом пространстве;
- выступает как канал обратной связи и дает возможность видеть реакцию окружающих на действия, слова, с которыми обращается человек к партнеру или аудитории;
- позволяет овладевать средствами общения по подражанию;
- нормально видящий человек имеет возможность выразить свое эмоциональное состояние большим количеством средств и признаков, особенно неречевых – экспрессивно-мимических (например, прищурить глаза, опустить веки и др.);
- с помощью зрения человек учится воспринимать окружающий мир и внутренний мир другого человека через изобразительные средства: картины, иллюстрации в книгах, кинофильмы, телепередачи и др.

Очевидно, что зрительное нарушение у детей отражается на общении как непосредственном, так и опосредованном.

Закономерно, что дети с нарушением зрения во многих сферах неречевого общения существенно ограничены. Но ограниченность у детей проявляется по-разному и зависит от степени и характера нарушенного зрения, возможности дистантного восприятия (восприятия на расстоянии) мимики и пантомимики. Затрудненность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции. У детей, лишенных возможности зрительного, дистантного восприятия окружающей действительности и не обученных способам компенсации, представления о мимике, жестах, пантомиме очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения. В ряде тифлопедагогических публикаций отмечено влияние несформированности неречевых средств общения на усвоение учебной программы. Причина этого – незнание и низкий уровень овладения дошкольниками с нарушениями зрения экспрессивно-мимическими и предметно-действенными средствами общения.

Дошкольник с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера. Сомнения в правильности принятого решения, как правило, разрешаются с помощью речевых форм – вопросов, утверждений, уточнений. Если нормально видящий ребенок воспринимает и отражает окружающий мир на основе целого комплекса ощущений, представлений, то нарушение такого важнейшего анализатора как зрительный вызывает рассогласование «цифровых и аналоговых сигналов». Это может вызвать ложную интерпретацию детьми с нарушением зрения информации, исходящей от взрослых и сверстников, и, в свою очередь, затруднить понимание окружающими людьми поведения детей со зрительным дефектом. Однозначная интерпретация цепочки коммуникативных актов, как изолированных друг от друга, невозможна, так как вербальные компоненты взаимодействия несут в себе (в среднем) 35%, а невербальные – 65% информации.

Таким образом, общение детей с нарушениями зрения опирается прежде всего на речевые возможности, в то время как нормально видящие дети активно совершенствуют коммуникативную деятельность в практическом и «теоретическом» сотрудничестве со взрослым через развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации.

Поскольку дети с нарушенным и нормальным зрением живут в одном обществе и им необходимо общаться, то следует учитывать, что нормально видящие дети и взрослые пристально наблюдают за людьми с нарушениями зрения, их жестами и мимикой. И часто, поскольку они не знают о неадекватности выражения своих чувств слабовидящими, у них создается превратное, ложное представление о их внутреннем мире. У ребенка с нарушенным зрением отсутствует ответная реакция, которая дает возможность сравнить свою мимику и позу, жест с мимикой, позой, жестом окружающих людей, скорректировать их. Примером может служить прием в Кремле Президентом В. В.Путиным одаренных детей, где состоялся заинтересованный разговор, транслировавшийся по телевидению. Среди приглашенных был мальчик с тяжелым нарушением зрения. Дважды телевизионная камера показала этого мальчика: ребенок сидел сгорбившись, уткнувшись в свою тарелку с пирожными – в типичной «слепецкой» позе. Внешне мальчик выглядел абсолютно безразличным к происходящему, не проявлял ни малейшей заинтересованности, а вполне возможно, ему было что сказать Президенту и сверстникам, сидящим за столом. Но сработал стереотип, который годами формировался и закреплялся в семье и специальном образовательном учреждении: дети за столом, за партой сидят с низко наклоненной головой или даже часто «лежат на парте». Ни родителям, ни педагогам такая поза «не мешает», они не обращают на нее внимания. Наоборот, многие считают, что, находясь в таком положении, дети не обольют одежду во время еды, не испачкают стол и т.п. Никто из них не подозревает, как трудно будет взрослому человеку отучиться от этой позы или как будет трудно жить, зная, что ты за столом сидишь «не как все люди».

Правильная, адекватная той или иной ситуации поза может выработаться у ребенка с нарушениями зрения в том случае, если у него есть четкие, яркие представления о предметах и партнерах в этой ситуации. В противном случае ребенок, не зная, как поступить, выбирает из знакомых ему неречевых средств те, которые он использовал ранее, не заботясь, соответствуют ли выбранные жесты, поза, мимика данному моменту, так как ребенок и не подозревает, что он что-то делает не так, как это принято.

Предупреждать появление и закрепление навязчивых движений необходимо уже в самый ранний период путем включения ребенка в активную двигательную деятельность – коллективную двигательную деятельность сверстников в специальном учреждении или в семье. А для этого нужно устанавливать взаимопонимание между ребенком и взрослым. И родителям, и педагогам следует заботиться о формировании у ребенка позитивного образа своего «Я», основанного на адекватных представлениях о своих качествах и возможностях. При этом взрослые должны помочь ребенку увидеть свои достоинства, а также тактично указать на недостатки и помочь исправить их.

Трудности в общении неречевыми средствами у детей с нарушениями зрения объясняются не только степенью и характером их нарушения.

На развитие речевых и неречевых средств общения старших дошкольников существенное влияние могут оказывать внешние объективные причины:

- условия раннего воспитания в семье, детском саду;
- исходный уровень готовности ребенка участвовать во всех видах неречевой деятельности;
- отсутствие мотивов общения как следствие депрессивного психического состояния;
- характер самой личности (интроверт, экстраверт);
- замкнутость и однообразие круга общения в семье и дошкольном учреждении;
- особенности национального характера и др.

Таким образом, неречевым средствам общения старших дошкольников с нарушениями зрения можно и нужно обучать и обучать целенаправленно, максимально используя сензитивный период его развития.

Вербальный язык общения

Речевое воздействие - это управление человеческим поведением посредством речевой информации. Цель речевого воздействия побуждения к какой-либо активности, выгодной с точки зрения говорящего, но не нарушающей интересы слушающего.

Схема речевого воздействия следующая: сообщение какой-либо информации; формирование на ее основе интересов и потребностей; побуждение к деятельности.

Результатом речевого воздействия может быть не только убеждение, но и сопереживание, сочувствие, запланированное говорящим ответное поведение слушателей.

Выделяются следующие способы речевого воздействия: приказание (требование), внушение (проповедь), показывание, уговаривание, клянченье, принуждение.

Выделяются основополагающие факторы речевого воздействия, соблюдение которых необходимо для эффективности воздействия.

Одним из важнейших факторов речевого воздействия является соблюдение коммуникативной нормы, которая включает в себя нормы и требования речевого этикета и культуры речи.

Речевая культура личности, ее организаторские и коммуникативные способности - основа социального статуса человека.

Содержание речи

Успех общения во многом зависит от того, удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседников, в какой степени предмет обсуждения известен каждому разговаривающему.

Следует также принимать во внимание, что из-за неумения слушать друг друга общение превращается в какие-то нелепые диалоги, когда каждый говорит о своем, не принимая во внимание слова другого.

Психологи называют 5 ситуаций, в которых целесообразно помолчать:

1) собеседник горит желанием высказаться;
2) человек обеспокоен, обижен, отчего испытывает отрицательные эмоции;
3) собеседнику трудно выразить свою мысль, облечь ее в слова;
4) беседуя с застенчивыми, не уверенными в себе людьми;
5) при собеседовании во время приема на работу, чтобы больше узнать о претенденте. Молчание такого рода относится к рефлексивному слушанию. Для установления доверительных отношений с собеседником, рекомендуется использовать приемы рефлексивного слушания.

Можно обратиться к собеседнику за уточнениями, используя такие фразы как: «Я вас не понял»; «Не повторите ли вы еще раз?»; «Что вы имеете в виду?».

Целесообразно сформулировать мысли собеседника своими словами, чтобы уточнить сообщение. Перефразирование обычно начинается словами: «Как я вас понял…»; «По вашему мнению…», «Другими словами, вы считаете…».

Иногда необходимо понять и отразить чувства собеседника: «Мне кажется, что вы чувствуете…»; «Не чувствуете ли вы себя несколько…»; «Вы, вероятно, расстроены…».

Проявите доброжелательность к собеседнику, не замечайте мелких промахов в общении, приветливо смотрите и улыбайтесь, часто обращайтесь к собеседнику по имени, разговаривайте обходительно и учтиво. Используйте скрытые комплименты, именно так воспринимаются реплики типа: «Вы правильно заметили» или «Вы правильно сказали», «А я и не знал».

Но какими бы приемами не пользовался говорящий, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Объем сообщения

Речь должна быть экономной и краткой. Но краткость речи состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии всего лишнего.

Кроме того, каждый конкретный акт речевого воздействия требует совершенно определенных средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически окрашенных слов было оправдано целью высказывания.

Книжные, разговорные, просторечивые слова, правильно введенные в ткань высказывания, придают речи особый колорит, повышают ее выразительность, экспрессивность.

Стиль общения

Как известно, у каждого человека свой стиль общения, что также является немаловажным фактором речевого воздействия.

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания общения, называют стилем общения. Он зависит от темперамента человека, его характера, мировоззрения.

Содержание стиля общения составляют:

• преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника);
• отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, навязывание своего мнения);
• отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость или жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность);
• характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство).

По степени и характеру вмешательства в деятельность и поведение другого человека можно выделить следующие стили общения:

• альтруистический - человек стремится сделать приятное людям, помогает им в осуществлении их целей;
• манипулятивный - в общении используются средства манипуляции, давление и принуждение партнера в своих целях;
• миссионерский - собеседник стремится сохранить дистанцию в общении, соблюдает невмешательство в дела и суждения собеседника, воздействуют личным примером.

Выделяют несколько типичных стилей общения:

• общение-устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам);
• общение-заигрывание (собеседник стремится понравиться, снимая между собой и участниками общения необходимую дистанцию);
• общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях);
• общение - совместная увлеченность познавательной деятельностью.

Расположение информации

Говорящему необходимо не только убедить в чем-то собеседника, но и соответствующим образом повлиять на него, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на собеседника.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, говорящий не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления.

Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Адресат речи

Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу найти подход к собеседнику, установить с ним контакт. Очень важно продумать свой имидж, внешний вид, манеру держаться, интонацию.

В основе коммуникативного успеха лежат следующие этические установки субъектов речи:

- доброжелательность к собеседникам, умение рассуждать так, чтобы не унизить собеседника;
- предусмотрительность - способный предвидеть последствия речевого поведения в той или иной ситуации, умение ставить проблемы, которые слушатели в состоянии понять, и в той формулировке, которая будет способствовать речевому воздействию;
- вежливость - как умение сохранить собственные достоинства и подчеркнуть достоинство собеседника.

Следует учитывать также такие характеристики слушателя, как возраст, пол, национальность, социальное положение, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п.

Умелый и тонкий оратор должен иметь представления о гендерных различиях, сказывающихся на поведении людей (гендерный - связанный либо с мужской, либо с женской проблематикой). У мужчин и женщин разный характер вопросов; у мужчин больше грубых слов, бессвязных, но резких построений; женские вопросы могут быть по-житейски наивными и женщины очень чувствительны к форме ответа, интонации, в которой он преподносится; женщины более эмоциональны и искренни; мужчине говорят о фактах в обобщающем варианте, женщины - в событийном; по-разному представители разных полов проявляют себя в конфликтных ситуациях, они по-разному возражают, с разной степенью категоричности не соглашаются с чем-либо; для женщин важна тактика, для мужчин - стратегия; женщины скорее чем мужчины признают свои просчеты, ошибки, у них разная расстановка акцентов в интерпретации событий (зрелищная интерпретация событий, у мужчин - отстраненно-обобщающая) и многое другое.

Эффективность воздействия повышается также при совпадении (определенной гомогенности) говорящего и слушающего. Например, для рассказа о вреде наркомании в студенческую аудиторию лучше пригласить бывшего наркомана того же возраста, чем полицейского или врача, уровень доверия к сообщению которых будет ниже.

Чтобы собеседник понимал сказанное необходимо установить с ним личностный контакт. Понимание, доброжелательность, внимание, вежливость вызывают, как правило, ответные чувства.

Важен также и познавательный контакт, при котором только возможно интеллектуальное взаимодействие.

Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт не только бесконфликтным, но и эффективным. Поэтому очень важно учитывать темперамент собеседника.

Мобильный собеседник (экстраверт-сангвиник) быстро мыслит, быстро говорит, перескакивает с одной темы на другую, потому что ему кажется все ясным. Рекомендуется дать такому собеседнику высказаться до конца и лишь затем уточнить что-то или вернуться к началу разговора.

Ригидный собеседник (экстраверт-холерик) любит лидировать в разговоре.

Пассивный собеседник (интроверт-меланхолик) не обнаруживает своей реакции. В разговоре с ним следует применить прием активного слушания: задавать вопросы, перефразировать и т.д.

Вербальная процесс общения

Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение - общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций.

Вербальная общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Невербальная общение - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, предусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в процессе коммуникации - пассивные или активные, разные сенсорные механизмы и разное участие паралингвистнческих средств типа темпа речи, особенностей почерка, особенностей произношения, речевые механизмы оказываются разнообразными и иерархически соподчиненными. Прежде всего следует выделить центральные управляющие отделы, сосредоточенные в левом полушарии головного мозга, которое иногда называют речевым. При различных повреждениях левого полушария, например, при инсультах, операционных вмешательствах, травмах, человек теряет возможность говорить, читать, писать, понимать обращенную к нему речь. Без соответствующего медицинского вмешательства это повреждение может оказаться необратимым и превращается в подлинную социальную трагедию, так как пострадавший теряет основное орудие общения. В левом полушарии головного мозга находятся специ-альные зоны, ответственные за моторные функции речи (моторный центр речи Брока, названный по имени открывшего его французского хирурга) и сенсорные функции (сенсорный центр речи Вернике, названный в честь открывшего его немецкого нейрохирурга Вернике).

К исполнительным отделам речевого механизма прежде всего относится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность артикулировать (произносить) разнообразные речевые звуки. Артикуляционный отдел, в свою очередь, состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из легких. Чем больше разнообразных речевых звуков способна создать артикуляционная система человека, тем больше у него возможностей для обозначений разных объектов и явлений действительности с помощью фонетических средств (с греч. phone - звук). В русском языке достаточно богатая система фонетических средств - 41 самостоятельный звук-тип с выделением мягких и твердых согласных, сонорных, произносимых с участием голоса (М, Н, Л), шипящих. При произношении русских звуков практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки (сравните специфику кавказских языков) и зубно-губные сочетания, типичные дня английского языка, а также звуки-дифтонги, двойные гласные, среднее между А и Е (например, типичные для прибалтийских языков). Впрочем, если учесть, что есть языки с очень лаконичной системой речевых звуков (например, 15 звуков в языках некоторых африканских народов), то русская фонетическая система может считаться достаточно богатой.

Следует отметить, что овладение навыками артикуляционных движений составляет довольно большую часть общего речевого развития. Иногда, особенно при врожденных физических аномалиях, например, заячьей губе или короткой уздечке языка, требуется помощь со стороны медицины, иногда достаточно проведения коррекции с помощью дефектологов, логопедов. Некоторые же особенности навыков произношения остаются на всю жизнь в виде акцента, по которому так легко определить доминантный язык, так называемый mother language - материнский язык.

Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым. Глухонемота приводит к умственному отставанию, различным коммуникативным трудностям, личностным изменениям. Еще в Древней Греции глухим и слабослышащим запрещалось занимать руководящие должности. Существует довольно много методов общей и речевой аудиометрии, позволяющих проводить раннюю психодиагностику речевой слуховой функции, что помогает овладеть языком с помощью компенсаторных способов, например с помощью языков жестов (язык глухонемых). Предполагается, что язык жестов включает очень много наднациональных черт, что обеспечивает относительную универсальность его использования. Глухонемой из Африки с помощью языка жестов быстрее поймет глухонемого из России, чем обычный носитель нормального звукового языка.

Зрительная система принимает очень небольшое участие в развитии речевых функций у ребенка. Слепые дети и слепые взрослые ориентируются на акустические каналы речевой информации, иногда - на тактильные (шрифт Брайля для слепых). Сложности возникают при переходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с выделением мелких различительных деталей графем (букв) или с овладением навыков повторения этих деталей в собственной деятельности (письменная речь). Вообще зрительная модальность речевых процессов во многом факультативна, более осознанна и предполагает обязательный этап обучения на специальных занятиях, например, в школе на уроках чистописания и чтения. Акустическая модальность речевых процессов более спонтанна, жизненно необходима и произвольна. В любом человеческом сообществе прежде всего систему акустической речевой связи, что обеспечивает оперативный обмен информацией, например, в случаях всеобщей безграмотности или в специфических условиях обитания - при плохой освещенности, трудностях зрительного контакта и пр.

Виды вербального общения

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной(обмен письмами).

К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь. Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Точность понимания слушающим смысла высказывания говорящего зависит от обратной связи. Такая обратная связь устанавливается, когда коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами. Реципиент своим высказыванием дает понять, как он понял смысл принятой информации. Таким образом, диалоговая речь представляет своего рода последовательную смену коммуникативных ролей общающихся, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Монологическая же речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других. Для нее требуется предварительная подготовка. Это обычно развернутая, подготовительная речь (например, доклад, лекция и т.п.).

Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой поставленных перед собой задач. Важность вербальной коммуникации, например в управлении, переоценить невозможно. Однако здесь, как было показано выше, надо преследовать и цель обеспечения правильного понимания передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать – составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного.

В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере. Однако полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во-первых, существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во-вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения. Вербальное (или речевое) общение — это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка».

По мнению авторов книги «Межличностное общение» (там же), говорящие люди могут обладать речевой гибкостью в разной степени. Так, некоторые из них уделяют минимальное внимание выбору речевых средств, разговаривая в разное время с разными людьми, в разных обстоятельствах преимущественно в одном и том же стиле. Другие, стремясь сохранить свой стилевой облик, умеют выполнять разные речевые роли, используя в разнообразных ситуациях разностилевой речевой репертуар. Однако кроме индивидуальных особенностей участников вербальной коммуникации на выбор стиля речевого поведения влияет и социальный контекст. Ролевая ситуация диктует необходимость обращения то к поэтической, то к официальной, то к научной или бытовой речи.

Так, проведение научной конференции для родителей требует от педагога умения оперировать строгими научными терминами (которые тем не менее должны быть расшифрованы в речи, чтобы исключить недопонимание недостаточно подготовленной части аудитории и тем самым предотвратить возможные в таких случаях агрессивные выпады или «самоустранение» слушателей).

В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Авторы упомянутой выше монографии приводят следующие принципы построения речевой коммуникации.

Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» — предполагает, что вербальное общение должно:

• содержать оптимальное количество информации (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);
• содержать правдивые высказывания;
• соответствовать целям, предмету разговора;
• быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).

Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи:

• тактичности;
• великодушия;
• одобрения;
• скромности;
• согласия;
• благожелательности.

Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. Именно поэтому в основном литература, посвященная проблемам конструктивного поведения в конфликте, направлена на оптимизацию вербальной коммуникации. Вербальная коммуникация может носить дезорганизующий характер и является каналом для поиска взаимоотношений.

Развитие вербального общения

Человек – это единственное существо на Земле, которое в своей речи применяет вербальное общение, то есть контактирует с другими представителями своего при помощи слов. Есть предпосылки считать, что у животных такое качество тоже развито, но если это и так, то уровень очень низкий. Первые люди, проживающие на планете, общались невербально, то есть жестами. Но потом появились первые звуки, обозначающие то или иное действие. Собственно говоря, сегодня человечество потому стремительно и развивается, поскольку в разговорной речи преимущественно употребляет слова. Хотя некоторые люди доносят свои идеи и невербально. Если вы встречали таких, то знайте, это не вредная привычка, просто ваш собеседник пытается доступнее высказать собственные соображения.

Как говорили древние люди, об уровне Разума человека свидетельствует ясность излагаемой им речи. Наверное, это правда, поскольку даже сегодня в обществе очень ценятся люди, которые могут без проблем озвучит свои идеи. Это говорит о том, что у них вербальное общение развито очень хорошо. Большинство из таких жителей планеты Земля работают в средствах массовой информации. Ведь они общаются с интеллигентными людьми, потому должны вести себя подобающе.

С появлением человека на Голубой планете речь была прямой, голос грубый. За несколько тысяч лет связки у людей стали более эластичными. Потому сегодня мы имеем возможность пародировать, менять темп речи и выполнять множество других процедур. Как показывают исследования, больше всего приятно общаться с человеком, у которого спокойная и плавная манера изложения информации.

За несколько тысяч лет эволюция человека сделала большой шаг в выражении эмоций. Если раньше люди могли делать это исключительно невербальным способом, то сегодня имеется множество вариантов. Наиболее используемые нами – это смех, плач или вздохи (они свидетельствуют об усталости). Имеются и эмоции, которыми человек практически не может совладать, они связаны с физиологией, мы имеем ввиду кашель и чиханье. Также люди применяют паразитирующие методы вербального общения в виде звуков «э-э-э» и «хм-хм». Первый вариант зачастую свидетельствует о дефиците знания слов. Также это может указывать на то, что человек долго формирует свою речь.

тема

документ Невербальное общение
документ Средства общения
документ Средства связи
документ Деловое общение
документ Психология общения
документ Социальный факт




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты