Управление финансами
документы

1. Акт выполненных работ
2. Акт скрытых работ
3. Бизнес-план примеры
4. Дефектная ведомость
5. Договор аренды
6. Договор дарения
7. Договор займа
8. Договор комиссии
9. Договор контрактации
10. Договор купли продажи
11. Договор лицензированный
12. Договор мены
13. Договор поставки
14. Договор ренты
15. Договор строительного подряда
16. Договор цессии
17. Коммерческое предложение
Управление финансами
егэ ЕГЭ 2017    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2016 Изменения 2016
папка Главная » Полезные статьи » Жизнеобеспечение человека

Жизнеобеспечение человека

Жизнеобеспечение человека

Для удобства изучения материала разбиваем статью на темы:

Внимание!

Если Вам полезен
этот материал, то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

добавить в закладки

1. Жизнеобеспечение человека
2. Система жизнеобеспечения человека
3. Жизнеобеспечение человека в жизни
4. Элементы природы необходимые человеку для его жизнеобеспечения
5. Системы жизнеобеспечения организма человека
6. Жилище человека жизнеобеспечения жилища
7. Система жизнеобеспечения человека в цивилизованном обществе

Жизнеобеспечение человека

Этот термин был предложен американским этнографом Р. Лоуи и означает собственно технологию добывания и производства пищи. В России понятие “жизнеобеспечение” получило значительно более сложное истолкование. Один из ведущих российских этнологов Игорь Крупник считает даже, что “само понятие “жизнеобеспечение” можно в значительной мере считать оригинальным русскоязычным образованием. Этот образный перевод английского слова subsistence (дословно “существование, пропитание, средство поддержания жизни”) первым из этнографов стал использовать С.А. Арутюнов. Очевидно, что “жизнеобеспечение” шире и понятийно богаче, чем “существование” и тем более “пропитания”. На основе удачного термина появились новые производные категории, выходящие далеко за рамки исходного значения слова subsistence, под которым в зарубежной этнографии по-прежнему обычно понимаются потребительские виды хозяйства, направленные на производство пищи: охоту, собирательство, ранние виды земледелия и скотоводства. Одним из ярких нововведений стало понятие “культура жизнеобеспечения” как особый компонент культуры этноса.”

Культура жизнеобеспечения - это “взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, т.е. экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания. Это - процесс экологической адаптации общества к природной среде”, происходящий “путем соответствующего социально-организационного территориального освоения.

Для более детального объяснения этого важного для этнологии понятия обратимся к коллективной монографии “Культура жизнеобеспечения и этнос”, теоретические главы которой специально посвящены разработке понятия “культура жизнеобеспечения”.


Деятельность по жизнеобеспечению развертывается в пространстве координат, одной из которых является отношение “общество - природа”, другой - отношения “общество - индивид”. Весь цикл физического освоения людьми природной среды - производство, распределения и потребление материальных благ - совершается в определенных социально-организованных формах. В соответствии с пониманием культуры как способа человеческой деятельности материальная технология общества является лишь одной из подсистем его универсальной технологии - geoglobus.ru. Она теснейшим образом сопряжена и взаимосвязана с социальной технологией общества - со способами организации социальных отношений и социально-необходимой регуляции поведения индивидов.

Социально-технологический комплекс культуры в целом включает в себя двоякого рода средства обеспечения того или иного (исторически и этнически определенного) способа внутренней организации общественной жизни. Первую группу этих средств составляет набор социальных институтов, оформляющих наиболее общие виды социальных отношений, образующие структурный “остов” общественной системы (институты разделения труда, собственности, родства, брака, общественного управления и т.п.). Будучи адресованы не индивидам как таковым, а социальным группам и имея центральной задачей организацию внутригрупповых связей, институциональные механизмы культуры ограничены в своих регулятивных возможностях сферой внешних условий и внешних, поведенческих проявлений человеческой деятельности, непосредственно не затрагивая область ее мотиваций. Именно в этом пункте институциональные средства технологии существенно отличаются от другой группы средств, которую можно условно обозначить как гуманитарные средства. Последние направлены именно на формирование определенных социально-целесообразных мотиваций деятельности людей и, следовательно, непосредственным объектом своего регулятивного воздействия имеют сферу человеческого сознания. Речь идет о комплексе разнообразных нормативно-ценностных и мировоззренческих идей и представлений этического, религиозного, этикетного, эстетического и пр. порядка.

Речь идет также о комплексе механизмов, образующих характерные для той или иной этнокультурной общности способы (технологию) внедрения указанных духовных образований из фонда коллективного сознания в фонд сознания индивидов (технология научения, воспитания, просвещения, социального контроля, социализации и т.п.) Этот тип можно назвать гуманитарной технологией.

Эффект организации коллективной жизни достигается здесь, таким образом, функционированием не внешних (объективных в институциональной структуре общества), а внутренних - идеологических и психологических предпосылок человеческой деятельности.

Любое духовное образование, любой факт коллективного сознания, сколь угодно отвлеченным по содержанию и сколь угодно "непрактичным" в социальном отношении он ни казался бы, в действительности представляет собой компонент социальной технологии общества и, следовательно, так или иначе, участвует в поддержании и воспроизводстве структуры данного общественного механизма.

Функции компенсации стрессовых факторов, разрушительных и в плане психологического дискомфорта индивидов, и в плане психологической сплоченности социального коллектива, были призваны выполнять многие сопутствующие жизнеобеспечивающей практике человека символические акции. И именно в этом, при полной “бессмысленности” и нецелесообразности в утилитарном отношении этих акций и состоит их конечная целесообразность.

Чем выше уровень тревожности людей в связи с теми или иными угрожающих их жизни и благополучию факторами, и чем в меньшей степени или с меньшей надежностью они могли противодействовать этой угрозе, тем большее место в общем поведенческом массиве жизнеобеспечения занимают символические акции, создающие иллюзию такого противодействия.

Таким образом, проблема психологической адаптации человека и человеческого общества выделяется в качестве отдельной важной темы в российской этнической экологии. К окружающей природной среде люди адаптируются не только в физическом, но и в психологическом отношении. Несомненно, что если группа людей живет в одних и тех же условиях не одно столетие, то такая психологическая адаптация не проходит бесследно; известно о существовании некоторых связей между психологическим складом, темпераментом и природными условиями, хотя причинно-следственные закономерности здесь не всегда четко прослеживаются - geoglobus.ru. В целом механизмы психологической адаптации более гибки и действенны, чем физической, и такая адаптация идет быстрее, но и она требует времени. Люди привыкают к определенному ландшафту, считают его родным. Человек, выросший в холмистой лесной полосе, чувствует себя неуютно при переселении на равнинную степь или морское побережье, даже если климатические условия их очень близки. Характерно, что русские переселенцы в степные районы старались посадить около дома хотя бы одну березку или какое-то другое “родное” дерево, чтобы ослабить острое чувство ностальгии.

Особо следует подчеркнуть, что в российской этнической экологии и культурологии, в отличие от представителей магистрального направления культурной экологии за рубежом, адаптация рассматривается как процесс приспособления не только к природной среде обитания, но и к среде обитания социальной, сфере "межобщественных (межплеменных, межгосударственных и т. д.) связей и взаимодействий, рассмотренных в перспективе деятельности того или иного общества, с которым они (члены данного общества) вступают в контакт посредством институализированных мирных (дипломатических, торговых и других), а также военных средств".

Аналогичным образом и относительно того, что касается системы жизнеобеспечения, ее психологической составляющей, подчеркивалось, что ее главным содержанием является “взаимоотношение людей не с природной, а с социально-культурной, этнической средой... Действию стрессогенных факторов противостоит система социокультурных установок, определяющих (иногда в деталях) поведения человека в тех или иных случаях жизни. Абхазы, например, воспитываются в духе социальной дисциплины и самоконтроля и обычно чуть ли не с детства достаточно четко знают, что именно нужно делать в случае ссоры с близким другом или в какой-то другой ситуации; такой установленный этикет предохраняет от чрезмерного нервного напряжения.”

Важная роль психологической адаптации приводит к тому, что культура жизнеобеспечения включает в себя как рациональные, так и иррациональные элементы: ритуалы, легенды, специфические элементы идеологии. Наличие в культуре иррациональных адаптивных элементов признается и в западной этнологии, однако эти элементы рассматриваются в рамках скорее материальной, нежели психологической адаптации.

Так, например, Сирена Нанда пишет: “Подчеркивая адаптивную природу различных аспектов социокультурной системы, культур-экологи в своих исследованиях стремились продемонстрировать, что по-видимости совершенно иррациональные элементы верований и поведения членов социокультурной системы в действительности способствуют достижению значительных результатов в рациональном использовании для удовлетворения своих потребностей своего природного окружения. В частности, Мартин Харрис, называвший себя приверженцем культурного материализма - одного из ответвлений культурной экологии, приводил следующий пример. Табу, присущее культуре индийцев, на употребление в пищу мяса коровы, несмотря на повальную нищету индийского населения и частые периоды голода, кажется европейцам курьезным. Но это табу имеет значение с точки зрения адаптации. Коровы важны в Индии не потому, что они могут быть съедены, а потому что они используются в качестве тягловых животных, которых впрягают в телеги и сельскохозяйственные орудия. Если бы в период голода семья съела бы своих коров, она бы не могла в последствии заниматься сельским хозяйством и была бы обречена на полное вымирание. Религиозное табу на употребление в пищу говядины обеспечивает способность общества сохранять себя, несмотря на частые неурожаи.”

Вернемся к проблемам психологической адаптации человеческого общества к среде обитания. Благодаря своим тонким регулятивным и компенсаторным свойствам человеческая психика является совершенным “прибором” установления прямой и обратной связи с окружающей средой. Поломка этого “прибора”, сбои в его работе - сигнал о нарушении экологического равновесия, о разрыве важнейших связей, о существовании которых мы нередко даже не догадываемся. В русле проблем этнической экологии, основная задача которой - изучение условий и путей гармонизации отношений этноса со средой обитания (как природной, так и социальной - geoglobus.ru), психологические исследования - одни из наиболее необходимых. Они позволяют вскрывать основные закономерности человеческого бытия. Методы психологического исследования, отличающиеся глубиной и тщательностью, могут помочь при решении таких важных проблем этнической экологии, как сущность внутренней связи этноса с природной средой его обитания.

Система жизнеобеспечения человека

Системы жизнеобеспечения (СЖО) — комплекс (система) градостроительных, соци-альноэкономических, хозяйственнобытовых, медикопрофилактических мероприятий, направленных нанейтрализацию или сглаживание негативных воздействий окружающей среды на жизнедеятельностьнаселения и обеспечение его высокой работоспособности при сохранении высокого уровня здоровья исоциального благополучия.

Создание СЖО особенно актуально при экономическом освоении территорий с экстремальнымиприродными условиями и привлечении туда на работу людей по контракту на определенный срок,оговоренный контрактом. СЖО включает в свою сферу, как самого работника, так и его семью, остающуюсяна месте постоянного проживания или в базовом городе. СЖО должна охватывать не только периодпребывания человека в экстремальных условиях, но и время до отъезда туда (период профессиональнойподготовки, психологического и медицинского отбора, обеспечение семьи социальнобытовыми удобствамина время отсутствия главы семьи) и после окончания срока работы в экстремальных условиях (обеспечениеработой по специальности, жильем повыенной комфортности и т.д.). Особенно остро стоят эти вопросы, если работник переезжает с семьей с постоянного места жительства в новый базовый город, откудапериодически отправляется «вахтовать». При этом возникает проблема опережающего по сравнению сосвоенными районами социальнобытового обустройства трудящихся и их семей в базовом городе ипоследующего предоставления жилья на «материке».

Администраторы СЖО должны привлекать квалифицированных специалистов физиологов, врачей, психологов, социологов, экономистов, архитекторов, географов, экологов и др., хорошо знакомых собстановкой в конкретном экстремальном районе, для окончательного решения вопроса о длительностипребывания там здорового человека, о характере снятия психологических и физических нагрузок в трудовомколлективе, необходимом типе питания, одежды, жилища, защите от кровососущих членистоногих.

Жизнеобеспечение человека в жизни

Людям для того, чтобы жить, нужно есть, одеваться, иметь теплые дома, бытовые вещи, медицинскую и военную защиту, иметь возможность получить образование, отдохнуть и многое другое. Естественно, все необходимое для этого следует произвести, построить, оказать нужные услуги. Люди этим занимаются непрерывно, раньше это называлось бы просто работой или службой, но люди называют эту свою деятельность участием в жизнеобеспечении. Такое уточнение требуется, чтобы отделить эту работу от других видов деятельности Людей в Новой России.

Законов на этот счет так и не было издано, но каждый Человек считает своим долгом лично участвовать в этом деле, и если нет каких-либо обстоятельств непреодолимой силы (скажем, как у членов космических экспедиций), то каждый и участвует в жизнеобеспечении, поскольку неучастие делает Человека как бы неполноценным и этого избегают. Надо сказать, что хотя работа по жизнеобеспечению ни для кого не является единственным видом деятельности, но для многих она единственный источник доходов.

Результаты любой деятельности по жизнеобеспечению оцениваются в киловатт-часах (как я уже говорил — рублях и копейках), причем оцениваются не только их себестоимость, но и потребительная стоимость — стоимость, которую согласны заплатить за эти результаты их потребители.

На вопрос о том, что по старым, марксовым представлениям при Коммунизме не должно быть денег, Люди отвечают, что они не способны беречь энергию, если не знают, какому количеству энергии эквивалентно все, что они делают или потребляют.

Результаты своего труда по жизнеобеспечению Человек продает тому, кому они требуются, по потребительской стоимости, сам же по такой же стоимости закупает все, что ему требуется для получения этого результата. Разницу между потребительской стоимостью и себестоимостью люди называют не прибылью, а экономией. Из нее они оплачивают работу своего руководителя, иногда платят авторам за используемое изобретение или ноу-хау и налог в общину (на обще общинные и общегосударственные дела). Оставшаяся часть остается в распоряжении Человека, на нее он закупает все для собственного жизнеобеспечения и творчества.

Но поскольку потребности Людей невелики и в их мировоззрении заложено, что их жизнь на земле не должна обходиться Природе очень дорого, то на жизнеобеспечение хватает всем с избытком. Причем, хотя этого никто не контролирует, но эти расходы у всех практически одинаковы. На Человека, который вдруг резко ограничивает свои потребности смотрят как на чокнутого, а на того, кто резко увеличивает потребление, — как на животное, не способное контролировать свои инстинкты. Но главное то, что дело даже не в окружающих: Люди сами на себя так смотрят и поэтому, даже не сговариваясь, тратят на свое жизнеобеспечение примерно равное количество денег (экономии).

Снижение индивидуальных потребностей и резкое развитие техники и технологии привели к тому, что законодательно было ограничено рабочее время во всех сферах обеспечения жизнедеятельности Людей 24-мя часами в неделю. К этому вели несколько соображений: не создавать товары и услуги, которые не будут востребованы; дать возможность принять участие в процессе обеспечения жизнедеятельности всем; искусственно иметь большое количество самых разнообразных специалистов.

Давайте пока на этом прервемся и, раз уж мы упомянули о налогах, то поговорим о том, как устроено государство будущей России.

Элементы природы необходимые человеку для его жизнеобеспечения

Природные ресурсы - элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство (атмосферный воздух, вода, почва, солнечная радиация, полезные ископаемые, климат, растительность, животный мир и т. д.).

Природные ресурсы подразделяются на исчерпаем и неисчерпаемые. Исчерпаемые природные ресурсы - ресурсы, количество которых ограничено и абсолютно, и относительно. Исчерпаемые ресурсы могут быть невозобновимыми, т. е. абсолютно не останавливающимися (каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых) или восстанавливающимися значительно медленнее, чем идет их использование (торфяники, многие осадочные породы). Использование этих ресурсов неминуемо ведет к их истощению.

Наиболее важные проблемы ресурс потребления в настоящее время следующие:

1) низкий технологический уровень добычи и переработки сырья (всего в хвостах обогатительных фабрик, в факелах и отвалах теряется около 1/3 всех добываемых полезных ископаемых);
2) структура народного хозяйства с высоким удельным весом ресурсоемких отраслей;
3) недостаточность экономических стимулов к ресурсосбережению;
4) слабость государственной политики в области ресурсосбережения.

Все это является главным источником гигантских перерасходов топлива, сырья и материалов. Электроемкость и энергоемкость ВВП России соответственно в 2,5 и 4,5 раза выше этих показателей в США. Разрыв по отношению к европейским странам и Японии еще более впечатляющий: в 3,5 и 8,8 раза. Еще больше по сравнению с ведущими промышленными странами Россия пере потребляет минерального сырья, в частности железной руды, а из промышленных материалов - стали и цемента. Например, Россия в начале 90-х гг. XX в. потребляла железной руды на единицу ВВП в восемь раз больше, чем в США.

В результате всеобщего пере потребления природных ресурсов Россия тратит только на энергоносители от 25 до 30% ВВП, в то время как США - не более 67%, а европейские страны и Япония - еще меньше.

Возобновимые природные ресурсы по мере их использования постоянно восстанавливаются (животный мир, растительность, почва). Однако для сохранения их способности к восстановлению необходимы определенные условия, нарушение которых замедляет или вовсе прекращает процесс восстановления. Процессы восстановления протекают с разной скоростью для разных ресурсов: для восстановления животных требуется несколько лет, леса – 60-80 лет, почвы - несколько тысячелетий.

Системы жизнеобеспечения организма человека

Система жизнеобеспечения

Cовокупность органов управления, сил и средств, обеспечивающих необходимые энергетические, физиологические, эргометрические и др. условия для автономного выживания и эффективной работы спасателей, сохранения жизни пострадавших, в т.ч.: технические средства — мобильные лагеря, энергетические установки, устройства для добычи и подготовки воды; продукты питания; средства санитарии и гигиены.

Система жизнеобеспечения

Cовокупность органов управления, сил и средств, обеспечивающих необходимые энергетические, физиологические, эргометрические и др. условия для автономного выживания и эффективной работы спасателей, сохранения жизни пострадавших, в т.ч.: технические средства — мобильные лагеря, энергетические установки, устройства для добычи и подготовки воды; продукты питания; средства санитарии и гигиены.

Энциклопедия техники

Система жизнеобеспечения Система жизнеобеспечения (СЖО) — комплекс технических средств (устройств, агрегатов и запасов веществ), обеспечивающих необходимые условия жизнедеятельности экипажа и пассажиров летательного аппарата в течение всего полёта. Поскольку организм человека сохраняет жизнедеятельность лишь в пределах небольших отклонений от нормальных наземных условий, то функция СЖО заключается в создании на любой высоте полёта летательного аппарата для экипажа и пассажиров условий жизнедеятельности и функционирования, близких к имеющимся на земле. В задачу СЖО входит поддержание в кабинах требуемых значений давления, скорости изменения давления, температуры, влажности, скорости движения и расхода воздуха, парциального давления кислорода, углекислого и других газов; очистка воздуха от вредных примесей; защита экипажа и пассажиров от вредного воздействия шума, солнечной радиации и др. Эти задачи решаются с помощью ряда частных систем (подсистем) всего комплекса СЖО, обеспечивающих соответствующие стороны жизнедеятельности организма (газообмен, теплообмен) и условия для поддержания необходимой работоспособности. СЖО могут быть коллективными (СЖО многоместных кабин экипажа, салонов пассажирских самолётов) и индивидуальными (СЖО отделяемых капсул, кабин одноместных летательных аппаратов). Одним из эффективных способов обеспечения работоспособности экипажей летательных аппаратов и необходимых жизненных условий для пассажиров гражданских самолётов является применение гермокабин с системами кондиционирования воздуха (СКВ). Давление воздуха в кабинах пассажирских и транспортных самолётов должно поддерживаться не ниже 74,5 кПа. При этом предупреждается развитие высотной декомпрессионной болезни (см. Декомпрессия) и выраженной кислородной недостаточности. В кабинах боевых самолётов с продолжительностью полёта до 2 ч допускается минимальное давление около 36 кПа, а при длительности более 2 ч — 46,5—41,3 кПа. Такие параметры давления и времени его выдерживания достаточны для профилактики высотной декомпрессионной болезни, но требуют дополнительного кислородного обеспечения экипажа. Из-за низкой способности организма человека быстро выравнивать давление в полузамкнутых полостях (главным образом в полостях среднего уха и придаточных пазух носа) с изменяющимся внешним давлением существуют ограничения скорости повышения давления в кабине до 660 Па/с и скорости снижения до 1330 Па/с (при перевозке пассажиров эти параметры составляют соответственно 24 и 33 Па/с). Для исключения попадания вредных примесей из окружающей среды в кабину в ней всегда поддерживается небольшое избыточное давление. В кабинах летательных аппаратов должна устанавливаться температура 20—25(°)С через 10—20 минут полёта.

На непродолжительное время (10—20 минут) допускается понижение температуры в кабине до 5(°)С и повышение до 45(°)С. Перепад температуры воздуха в области головы и ног не должен превышать 5(°)С. Для улучшения гигиенических условий в кабине предусматриваются индивидуальные воздушно-туширующие устройства и вентиляторы, с помощью которых можно регулировать интенсивность подачи и направление потока вентиляционного воздуха на лицо и туловище. Кроме того, для создания комфортных условий используются подсистемы кондиционирования воздуха специального снаряжения экипажа, которые обеспечивают температуру подаваемого воздуха в пределах 10—80(°)С при его расходе от 250 до 450 л/мин. Скорость движения воздуха в кабине на рабочих местах экипажа не должна превышать 1,5 м/с, а в местах размещения пассажиров — 0,5 м/с. Необходимый температурный режим в кабинах летательного аппарата наряду с охлаждением и нагревом воздуха с помощью СКВ обеспечивается также применением теплоизоляции стенок кабины. В зависимости от назначения, скорости и высоты полёта для кабин летательных аппаратов применяют различные способы тепловой защиты (см. Теплоизоляционные материалы). Относительная влажность воздуха в кабинах летательных аппаратов при полётах до 4 ч строго не регламентируется. В более длительных полётах оптимальное значение влажности воздуха составляет 40—60%.

В целях улучшения микроклимата кабин летательного аппарата разрабатываются устройства для увлажнения и ионизации воздуха. Системы наддува и кондиционирования воздуха кабины используются также для удаления продуктов жизнедеятельности и вредных примесей. Парциальное давление углекислого газа в кабине летательного аппарата не должно быть более 0,26—0,93 кПа, концентрация оксида углерода — 0,02 мг/л, паров топлива — 0,3 мг/л, продуктов термического разложения минеральных масел — 0,005 мг/л. Эффективное удаление вредных примесей из воздуха обеспечивается при кратности обмена воздуха в течение 1 ч не менее 5 в кабине экипажа и не менее 20 в пассажирском салоне. Защита экипажа и пассажиров от внешнего шума осуществляется с помощью звукоизоляции стенок кабины. Для поглощения внутрикабинного шума, создаваемого главным образом, движущимся по трубопроводам вентиляционным воздухом, применяются глушители. Уровень шумов в кабине летательного аппарата не должен превышать значений, устанавливаемых Нормами шума. Обычно допустимые уровни акустических шумов регламентируются медико-техническими требованиями на конкретный летательный аппарат и используемое экипажем защитное снаряжение. Отдельные элементы СЖО и её подсистем (кабина, кресло, снаряжение и т. д.) служат также для защиты экипажа и пассажиров от вибраций. Для дополнительного питания кислородом экипажа и пассажиров применяется кислородное оборудование. Для защиты членов экипажа летательного аппарата от воздействия неблагоприятных факторов наряду с бортовыми системами применяется носимое защитное снаряжение, например, высотно-компенсирующие и противоперегрузочные костюмы, защитные и герметичные шлемы, скафандры и т. д. (см. Высотное снаряжение).

Необходимость в технических средствах обеспечения жизнедеятельности экипажа существенно возрастает с увеличением продолжительности полёта. В длительных (многочасовых) полётах наряду с не регенеративными подсистемами СЖО, предусматривающими наличие бортовых запасов кислорода, воздуха, воды и т. д., применяют подсистемы, основанные на регенерации этих веществ на борту летательного аппарата в полете.

Жилище человека жизнеобеспечения жилища

Человек многого достиг в достижении комфорта. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас. Мысленно перенесемся на 100 лет назад, в начало XX в., и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека.

В доме была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо было запасать дрова и топить ими печь. Пища также готовилась на огне в печи. Комнаты в большинстве домов освещались керосиновыми лампами, туалет был на улице. Умывались из рукомойников, воду в дом носили из колодцев или уличных колонок. Хранилась вода в ведрах или бочках.

Иными словами, требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта. Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована. Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые, электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура.

Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и иных обязанностей по отношению к нему. Чтобы обезопасить себя и свое жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации. Несоблюдение этих правил может привести к беде.

Нарушение правил электробезопасности может привести к электротравмам и пожару.

Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электробытовыми приборами, при хранении и использовании горючих и легковоспламеняющихся веществ может привести к пожару.

Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к затоплению своей квартиры, квартиры соседей.

Чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в нем поддерживать постоянный порядок. В этом есть и часть ваших обязанностей: нужно помогать родителям в уборке комнат, всегда держать в определенном месте свои учебники, спортивный инвентарь.

При необходимости использования того или иного прибора надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации.

Система жизнеобеспечения человека в цивилизованном обществе

В процессе постижения феномена кочевой цивилизации важнейшую методологическую роль выполняет антропологический принцип исследования, завоевывающий все большее признание на современном этапе развития социогуманитарных наук. Это вполне объяснимо, так как «обладающий определенной психофизической организацией, путем бесчисленных страданий и опытов выработавший интеллект, как могучее средство творчества истории, ставящий себе цели и достигающий их человек был всегда единственным творцом своей истории».

По сути дела, цели человека детерминируются разнообразными потребностями человека. Поэтому исходной точкой антропологического принципа исследования феномена кочевой цивилизации должна служить система потребностей человека, составляющая предмет научной дисциплины – узологии.

Как известно, в современной антропологии существуют различные подходы к классификации человеческих потребностей с их детализацией по тем или иным основаниям.

На мой взгляд, в методологическом ракурсе их необходимо подразделить на две группы:

1) повседневные потребности;
2) сакральные потребности.

Включение мира повседневности в сферу научного исследования связано с именами таких ученых, как Макс Вебер, Альфред Шюц , Фернан Бродель и др. «Повседневность – это сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и переживания мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Для нее характерно напряженно-бодрствующее состояние сознания, целостность личностного участия в мире, представляющем собой совокупность не вызывающих сомнений в объективности своего существования форм объектов, явлений, личностей и социальных взаимодействий».

Если структуры повседневности выстраиваются в связи с необходимостью удовлетворения витальных, физиологических потребностей человека, то структуры сакральности выполняют функции удовлетворения бессознательных (архетипических) потребностей. «Мы исходим из теоретической предпосылки, – пишет В.В.Василькова, – что миро организация по законам бессознательного является важнейшим аспектом социальной самоорганизации. Человек и человеческое сообщество в своей эволюции стремится организовать свое социальное пространство, социальные отношения, социальную идеологию и социальные идеалы по законам миропорядка, сгруппированным и выраженным в архетипических символах и смыслах».

Основу структур сакральности образует мифопоэтическая модель мира, которая при всех культурных вариациях содержит некое общее ядро бессознательных коллективных представлений и воплощается в такие формы, как «языческая обрядность, лежащая в основе всех народных культур, идеалы и принципы всех мировых религий, народные сказки, детская субкультура, организация социального пространства, сюжетные мотивы массовой культуры, семантика изобразительного искусства, структурное содержание социальных утопий и др.».

Признание человеческих потребностей исходной точкой в исследовании общества, включая и кочевой социум, имеет большое значение и в том смысле, что подводит к понятию «культура жизнеобеспечения». Раз удовлетворение человеческих потребностей в определенных природно-климатических, социально-политических, культурно-исторических условиях приобретает различные формы, то представляется правомерным выделение некоторыми исследователями категории «культура жизнеобеспечения». «Непосредственный процесс экологической адаптации общества к природной среде, - пишет Э.С.Маркарян, - происходит путем ее соответствующего социально-организованного территориального освоения, которое выражается в поселениях и образующих их жилищах, путем производства необходимых для поддержания жизни людей пищевых продуктов и одежды. Эти элементы культуры могут быть интегрированы благодаря общему понятию «культура жизнеобеспечения.

В данном определении культура жизнеобеспечения сводится лишь к вещественным элементам (поселению, жилищу, пище, одежде, утвари, меблировке и т.д.), что вызывает справедливые возражения со стороны ряда ученых. Так, Н. Алимбай, подвергая критике, подобное узкое понимание культуры жизнеобеспечения, предлагает более широкое ее толкование. Применительно к казахскому кочевому обществу он считает, что «составляющими жизнеобеспечивающей системы казахов являются: система поселения, рассматриваемая как специфическая форма социокультурного и экологически обусловленного жизненного пространства определенной группы кровных родственников в пределах двух-трех поколений по отцовской линии; ее элементарные единицы – жилище, одежда, утварь, меблировка, – а также разнообразные виды народных знаний, – медицина, ветеринария, календарь, метрология, метеорология, этноботаника и т.п.».

По моему мнению, такая расширительная трактовка культуры жизнеобеспечения является недостаточной, так как сводит ее лишь к структурам повседневности. Это обстоятельство в определенной мере сужает теоретическое и методологическое значение понятия «культура жизнеобеспечения».

Если брать понятие «жизнеобеспечение» в широком смысле этого слова, то его необходимо рассматривать и с точки зрения архетипов – первоначальных образов, посредством которых проявляется коллективное бессознательное человеческой психики. По К. Юнгу, «бессознательное как совокупность всех архетипов является хранилищем всего человеческого опыта, восходящего к его самым отдаленным истокам. Но это не отнюдь не мертвые залежи, наподобие заброшенной кучи хлама, а живая, активная система реакций и диспозиций, определяющая жизнь индивидуума незаметным, а значит и более эффективным образом. Бессознательное – вовсе не гигантский исторический предрассудок, не какое-то априорное историческое условие; скорее оно служит источником инстинктов, ибо архетипы – это всего лишь формы, принимаемые инстинктами. Из живого источника инстинкта льется все творческое; стало быть, бессознательное не просто обусловлено историей, но само порождает творческий импульс».

В свете учения об архетипах возможно выделение еще одной фундаментальной потребности человека - стремления к обретению Самости. К. Юнг определяет Самость как полную личность в смысле интегративного единства сознательной и бессознательной структур ее психики. По его мнению, путь человека к Самости - это путь его духовного возвышения: «Говорящий прообразами говорит, как бы тысячью голосов… он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь».

Следовательно, культура жизнеобеспечения должна представлять собой систему структур повседневности и структур сакральности, ориентированных на удовлетворение соответствующих потребностей человека и в идеальном варианте уравновешенных друг с другом.

В этой связи интересно сопоставить культуру жизнеобеспечения оседлой и кочевой цивилизаций. Не вдаваясь в подробный анализ специфики культуры жизнеобеспечения оседлой цивилизации отмечу, что она ориентирована, прежде всего, на удовлетворение повседневных потребностей. А удовлетворение сакральных потребностей человека отдано на откуп праздникам (религиозным, календарным, трудовым и т.д.), которые выпадают на долю человека оседлой цивилизации не очень часто. Вот как об этом применительно к средневековому человеку писал М.М. Бахтин: «Можно сказать, (с известными оговорками, конечно), что человек средневековья жил как бы двумя жизнями: одной – официальной, монолитно серьезной и хмурой, подчиненной строгому иерархическому порядку, полной страха, догматизма, благоговения и пиетета, другой – карнавально-площадной, вольной, полной амбивалентного смеха, кощунств, профанацией всего священного, снижений и непристойностей фамильярного контекста со всеми и со всем. И обе эти жизни были узаконены, но разделены строгими временными границами».

На мой взгляд, образцом такой социальной организации, в которой структуры повседневности и структуры сакральности относительно уравновешены друг с другом, может выступать кочевая цивилизация, в условиях которой «обыденная жизнь, одухотворенная изначальной и органичной связью с миром, полна внутренней, эмоциональной глубиной, человек живет в гармонии и в ладу с Миром и в мире с самим собой».

Следовательно, спецификой культуры жизнеобеспечения кочевой цивилизации является то, что в ее реалиях удовлетворение повседневных и сакральных потребностей человека не разведены во времени, а происходят синхронно, т.е. одновременно. Этот тезис подтверждается многочисленными примерами. Так, казалось бы, самое что ни на есть будничное дело, как перекочевка номадов с места на место, характеризуется глубокими сакральными мотивами. Если рассмотреть этот, сопровождающий номада от рождения до смерти, процесс в соответствии с идеей М. Элиаде об архетипическом повторении небесного земным, то можно сформулировать следующий вывод: освященные ритуалами и обрядами сборы перед осуществлением пути, в особенности разбор переносного жилища номадов – юрты, само перемещение в пространстве, созерцание беспрерывно меняющегося пейзажа в пути, установка юрты на новом месте – все это переживается человеком на архетипическом уровне как переход от порядка к хаосу и от хаоса к порядку.

Иными словами, выполнение реальных практических действий при осуществлении кочевого образа жизни сообразно мифологическим представлениям о зарождении мира как упорядоченного устройства из хаоса обладает громадным терапевтическим эффектом и в условиях кочевой цивилизации повседневные будни протекают в праздничной атмосфере, что было отмечено в многочисленных источниках (А. Гумбольдт, В.Даль, А. Янушкевич, Г. Зелинский и др.). А есть еще предельно ритуализированные асы-поминки, институт гостеприимства, конные скачки и другие явления, в которых также проявляются сакральные мотивы!

Таким образом, специфическими чертами культуры жизнеобеспечения кочевой цивилизации являются:

1. Органичная слитность структур повседневности и структур сакральности, когда повседневная жизнь сакрализуется, а структуры сакральности находят свое воплощение в будничной повседневности.
2. Своеобразная праздничность атмосферы жизни бытия, когда происходит перманентное восхождение человека-номада к своему «Я», к новым глубинам своего неприкаянного кочевнического духа.

тема

документ Дисциплинарное взыскание
документ Товарно транспортная накладная
документ Чистые активы
документ Оборотные средства
документ Основные средства



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами

важное

1. ФСС 2016
2. Льготы 2016
3. Налоговый вычет 2016
4. НДФЛ 2016
5. Земельный налог 2016
6. УСН 2016
7. Налоги ИП 2016
8. Налог с продаж 2016
9. ЕНВД 2016
10. Налог на прибыль 2016
11. Налог на имущество 2016
12. Транспортный налог 2016
13. ЕГАИС
14. Материнский капитал в 2016 году
15. Потребительская корзина 2016
16. Российская платежная карта "МИР"
17. Расчет отпускных в 2016 году
18. Расчет больничного в 2016 году
19. Производственный календарь на 2016 год
20. Повышение пенсий в 2016 году
21. Банкротство физ лиц
22. Коды бюджетной классификации на 2016 год
23. Бюджетная классификация КОСГУ на 2016 год
24. Как получить квартиру от государства
25. Как получить земельный участок бесплатно


©2009-2016 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты