Добавленная стоимость — это разность между реализованной продукцией за определенный период и стоимостью закупленных фирмой за тот же период предметов труда и услуг (по ремонту, маркетингу, сервису и др.), предоставленных ей другими предприятиями. Иными словами, добавленная стоимость есть разность между продажами фирмы и ее покупками предметов труда и услуг.
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в России. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ.
Порядок обложения предприятий данным налогом регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ (часть II).
В целях реализации положений указанной главы Министерством по налогам и сборам изданы «Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ», утвержденные Приказом МНС РФ № БГ-3-03/447.
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Необходимо учесть, что предприятие на законных основаниях может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Право на освобождение согласно ст. 145 НК РФ имеют предприятия при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности два миллиона рублей. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.
Следует заметить, что освобождению не подлежат предприятия, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
Использование права на освобождение от уплаты НДС осуществляется в уведомительном порядке. Налогоплательщик, использующий право на освобождение должен представить в налоговую инспекцию по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Все документы предоставляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение. Освобождение дается на срок 12 месяцев и может быть продлено, если налогоплательщик продолжает соблюдать условия его предоставления. Форма уведомления, оформляемая при информировании налоговых органов об использовании права на освобождение, утверждена Приказом МНС России № БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». К документам, подтверждающим право на освобождение, относятся:
— выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации)
— выписка из книги продаж
— выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели)
— копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур
Следует учесть, что освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не освобождает от обязанности:
— выписывать счета-фактуры на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) в общеустановленном порядке. При этом в выставляемых счетах — фактурах сумма НДС не выделяется, а на счете делается надпись «Без налога (НДС)» (п.5 ст. 168 НК РФ);
— ежемесячно представлять налоговые декларации в целях контроля за показателями выручки от реализации товаров (работ, услуг);
— исполнять обязанности налогового агента в соответствии со ст. 161 НК РФ.
Если в течение периода, в котором налогоплательщики используют право на освобождение (включая период продления права на освобождение) от исполнения обязанностей налогоплательщика, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысит два млн. рублей, а также если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (в рамках всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя), то налогоплательщики, начиная с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение или осуществлялась реализация вышеуказанных товаров, и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение. В связи с этим, начиная с первого числа месяца, в котором утрачено право на освобождение, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.
Объект налогообложения добавленной стоимости
Объектом обложения НДС согласно ст. 146 НК РФ являются следующие операции:
• реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога, передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача имущественных прав;
• передача права собственности на товары на безвозмездной основе;
• передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету ( в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
• выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
• ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются реализацией товаров (работ, услуг), а, следовательно, не подлежат обложению НДС:
• инвестирование имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в фонды кооперативов;
• передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из общества или в случае выдела его доли из общей собственности;
• передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
• передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления.
При определении объекта налогообложения необходимо четко определить место реализации товара (работ, услуг).
Местом реализации товаров, согласно ст. 147 НК РФ, признается территория Российской Федерации, если при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
• товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
• товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:
• работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
• работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;
• работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
• услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры или туризма и спорта;
• покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
• деятельность организации или индивидуального предпринимателя в частьи выполнения других видов работ, услуг, осуществляемая на территории Российской Федерации. Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации либо места жительства индивидуального предпринимателя.
Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
1. контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2. документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии со статьями 153-162 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Расчет налога на добавленную стоимость
Расчет налога на добавленную стоимость производится:
• По НДС в настоящее время действуют три ставки 10%, 18% и 0 %.
Ставка 0% применяется, в частности, при реализации:
• товаров на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;
• работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;
• работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;
• услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации.
Ставка 10% устанавливается при реализации:
• продовольственных товаров по перечню, установленному ст. 164 НК РФ;
• товаров для детей, предусмотренных установленным перечнем;
• периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
• учебной и научной книжной продукции;
• медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
• лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
• изделий медицинского назначения.
При реализации остальных товаров (работ, услуг) взимается ставка 18%.
Кроме указанных налоговых ставок существует расчетный метод, на основании которого налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18 процентов к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Данный аметод применяется в случаях:
• при получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
• при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ;
• при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС в соответствии с пунктом 3 ст. 154 НК РФ;
• при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ.
Данные ставки получены путем следующего расчета:
НДС=Х/(110)*10
НДС=Х/(118)*18.
Расчет добавленной стоимости
С 01.01.2006 года вступает в действие новая редакция гл. 21 Налогового кодекса РФ, которая исключает имеющую место на сегодняшний день альтернативу учетной политики по НДС для налогоплательщиков. С 01.01.2006 года НДС можно будет начислять только методом "по отгрузке".
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Налоговая база рассчитывается как разница между рыночными ценами реализованных товаров (работ, услуг) и суммой установленных налоговых льгот и вычетов.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Данное положение распространяется на:
• приобретенные в целях осуществления производственной деятельности товары (работы, услуги), имущественные права;
• товары (работы, услуг), приобретенные для перепродажи;
• товары (работы, услуги), приобретаемые у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации;
• суммы налога при реализации товаров в случае их возврата продавцу или отказа от них;
• суммы налога, предъявленные подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, по товарам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ и приобретении объектов незавершенного капитального строительства. При этом, если объект завершенного капитального строительства (основного средства) нуждается в государственной регистрации, то вычеты сумм налога производятся с момента, указанного в абзаце втором п.2 ст.259 НК РФ, т.е. с первого числа месяца, следующего за месяцем документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Организация может купить в готовом виде ранее построенное здание или сооружение. В этом случае НДС, уплаченный продавцу, возмещается после принятия на учет данных основных средств. Если эти основные средства нуждаются в регистрации, то на учет его можно принять только после получения свидетельства о государственной регистрации. Соответственно принять НДС к учету можно только после получения документов о регистрации;
• суммы налога, исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций (вычетам подлежат исчисленные и уплаченные суммы налога);
При строительстве объекта основных средств хозяйственным способом, вычеты сумм НДС производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. Объект строительства принимается на учет по дате, указанной в форме ОС-1. Объект строительства может быть введен в эксплуатацию, если есть формы КС-11, КС-14.
• суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и представительские расходы;
• суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) (после даты реализации соответствующих товаров, работ, услуг).
Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по оборудованию, требующему монтажа, подлежат вычету после принятия данного оборудования на учет в качестве основных средств с момента начисления амортизации.
Если организация приобретает имущество за счет средств бюджетного финансирования, то суммы НДС по имуществу (основным средствам), приобретенному за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемому с учетом НДС, вычету не подлежат, а покрываются за счет соответствующего источника финансирования.
Возмещению подлежат суммы налога только при выполнении предприятием всех следующих условий:
• принятия к бухгалтерскому учету товара, фактическое выполнение поставщиком работ, оказание услуг;
• наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Пример:
ООО «Успех», оказывающее бытовые услуги населению, приобрело и оприходовало в отчетном периоде расходные материалы на сумму 59000 рублей, в том числе НДС — 9000 рублей. В этом же периоде ООО «Успех» оказало услуги, облагаемые НДС по ставке 18%, на сумму 141600 рублей, в том числе НДС — 21600 руб.
Перечислению в бюджет подлежит сумма налога, определяемая как разница между суммой НДС, начисленного ООО «Успех» в соответствии с объемом реализации своих услуг, и налогом по приобретенным расходным материалам (его также называют входным НДС).
Таким образом, сумма налога к перечислению в бюджет за данный период составит 12600 рублей (21600 — 9000).
Налоговый период для отчёта по добавленной стоимости
Налоговым периодом признается календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими два миллиона рублей — квартал.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Формы отчетности по добавленной стоимости
Соответствующие расчеты налога на добавленную стоимость предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы по месту их нахождения в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период.
Приказом Министерства финансов России № 31н утверждены форма декларации по налогу на добавленную стоимость и форма декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, а также инструкция по заполнению налоговой декларации по НДС.
Декларация представляется в налоговые органы налогоплательщиками по месту регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые льготы на добавленную стоимость
Ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения).
Чтобы воспользоваться данной льготой предприятие обязано вести раздельный учет операций, которые подлежат и не подлежат налогообложению.
Перечисленные в указанной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у предприятия, осуществляющего эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.
Кроме того, не подлежит обложению НДС ввоз целого ряда товаров из-за рубежа на таможенную территорию России. В ст. 150 НК РФ дан подробный перечень товаров, продукции, материалов, ввоз которых на территорию России освобождается от налогообложения.
Валовая добавленная стоимость
Валовая добавленная стоимость (ВДС) характеризует конечный результат производственной деятельности и представляет собой ценность, добавленную обработкой в данном производственном процессе. На уровне секторов экономики ВДС определяется путем вычитания из валового выпуска (ВВ) промежуточного потребления (ПП). При этом в состав ВДС включается потребленная в процессе производства стоимость основного капитала (амортизация).
Промежуточное потребление - это стоимость продуктов и услуг, которые потребляются в течение текущего периода, с целью производства других товаров и услуг: материальные ресурсы; канцелярские и хозяйственные расходы; оплата услуг транспорта, связи, ВЦ; командировочные расходы; текущий ремонт зданий; повышение квалификации работников и др. Амортизация в промежуточное потребление не включается.
Абсолютный прирост ВДС всего рассчитывается так:
в том числе:
а) за счет изменения затрат труда
б) за счет изменения производительности труда
в) за счет изменения доли валовой добавленной стоимости в валовом выпуске (или изменение доли ПП в ВВ)
где - индекс затрат времени;
- индекс производительности труда;
- доля ВДС в валовом внутреннем продукте отчетного и базисного периодов соответственно (это может быть и доля промежуточного потребления в валовом выпуске),
, - ВДС отчетного и базисного периодов соответственно,
- валовой выпуск отчетного периода.
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость
НДС в отношении денежных средств, в виде пожертвований, получаемых некоммерческой организацией от коммерческой организации на осуществление уставной деятельности, а так же денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
Не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Об этом напоминает ФНС РФ в письме № ЕД-4-3/6814@.
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу применения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения этим налогом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" (далее - Федеральный закон N 239-ФЗ) пункт 2 статьи 146 Кодекса дополнен подпунктом 4.1, согласно которому не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 239-ФЗ пункт 1 статьи 2 данного Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 38 Кодекса определено, что работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. На основании пункта 5 данной статьи услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Таким образом, начиная с 01.01.2012 выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок представления декларации по НДС при экспорте товаров
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации российскими налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
При этом указанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, одновременно с налоговой декларацией.
В случае если полный пакет документов был собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, то операции по реализации товаров на экспорт подлежат включению в налоговую декларацию за тот налоговый период, на который приходится день сбора указанного пакета документов.
Вычет НДС по рекламе
Некоторые рекламные расходы принимаются в целях налогообложения прибыли по нормативам. В этом случае, как разъяснили чиновники, «входной» НДС по затратам на рекламу принимается к вычету лишь в пределах норматива, установленного для этих расходов (письмо Минфина России № 03-07-11/68).
В целях налогообложения прибыли к расходам на рекламу относятся (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ):
1) расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
2) расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов, а также рекламных щитов;
3) расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Причем расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не перечисленные выше, принимаются по нормативу. Он составляет 1 процент выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. Так прописано в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Вычет «входного» НДС
Согласно статье 171 Налогового кодекса РФ, при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению. Иначе говоря, можно применить вычеты «входного» НДС.
Причем, как указано в пункте 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ, если расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, то суммы налога на добавленную стоимость по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по расходам, нормируемым для целей налога на прибыль (скажем, по рекламным тратам), принимаются к вычету в указанном размере.
На это же обращено внимание чиновников в письме Минфина России № 03-07-11/68.
Пример:
Туристическая фирма разместила рекламные щиты внутри магазина (данный вид рекламы не относится к наружной, и потому расходы на нее в целях налогообложения нормируются). Стоимость рекламного мероприятия составила 54 000 руб. (в том числе НДС – 8237 руб.).
Предположим, что за отчетный период выручка турфирмы, принимаемая в расчет норматива, равна 450 000 руб.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли можно учесть рекламные расходы в размере 4500 руб. (450 000 руб. ? 1%).
К ним относится «входной» НДС, который можно предъявить к вычету из бюджета в сумме:
4500 руб. ? 18% = 810 руб.
Именно налог в таком размере турфирма сможет возместить из бюджета в отчетном периоде.
В последующие периоды сумма рекламных расходов, принимаемых в целях налогообложения прибыли, увеличится. Соответственно, из бюджета можно будет возместить еще часть «входного» НДС.
Важно запомнить
Чтобы предъявить налог на добавленную стоимость к вычету из бюджета, у турфирмы должны быть надлежащим образом оформленные счета-фактуры поставщиков.
НДС: новые формы документов
Обязательно применение новых счетов-фактур. Что изменилось в порядке оформления счетов-фактур, а также других документов, связанных с расчетами по НДС? Об основных нововведениях – в нашей статье.
Порядок введения
Формы счетов-фактур (в том числе корректировочного), журнала их учета, а также книг покупок и продаж, применяемых при расчетах по НДС, утверждены постановлением Правительства РФ № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее постановление № 1137).
Постановление было опубликовано 1в «Собрании законодательства РФ» № 3, причем фактическая дата выхода данного номера из печати – 30 января 2012 года.
Если исходить из общего порядка вступления в силу постановлений Правительства РФ, то указанный документ должен был вступить в силу по истечении семи дней после дня официального опубликования.
Однако в Минфине России (см. письмо № 03-07-15/11) посчитали, что постановление было опубликовано слишком поздно, чтобы вводить его положения в обязательном порядке уже в первом квартале 2012 года. Поэтому стало возможным применение до начала очередного налогового периода, то есть, новых форм соответствующих документов наряду с формами, которые были утверждены постановлением Правительства РФ № 914.
Счета-фактуры: изменений немного
Основные дополнения связаны с новым порядком исправления счетов-фактур. В частности, появились строки для указания порядкового номера и даты исправления. Следует отметить, что форма корректировочного счета-фактуры отличается от рекомендованной формы, приведенной в письме ФНС России № ЕД-4-3/15927@), еще и расположением указываемых сведений.
Введена строка для указания наименования валюты. Дело в том, что Федеральным законом № 229-ФЗ перечень обязательных реквизитов счета-фактуры, перечисленных в пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ, дополнился еще одним – наименованием валюты.
Поправка вступила в силу со 2 сентября 2010 года, но изменения в форму счета-фактуры, утвержденную постановлением Правительства РФ № 914, не вносились.
Данный реквизит вносится в строку 7, а в корректировочном счете-фактуре – в строку 4. Указывается наименование валюты, а также ее цифровой код по Общероссийскому классификатору валют, утвержденному постановлением Госстандарта России № 405ст. В соответствии с данным документом рублю присвоен код 643, доллару США – 840, евро – 978.
Согласно подпункту « м » пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры… утвержденных постановлением № 1137, если оплата по договору предусмотрена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах, то в качестве наименования валюты указываются рубль и его код. На это обращено внимание в письмах Минфина России № 03-07-11/50, № 03-07-11/28.
Необходимо также отметить изменения в порядке заполнения строки 2 счета-фактуры «Продавец». В ней теперь указывается полное или сокращенное наименование продавца. Напомним, ранее в эту строку следовало вносить одновременно полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.
Нумерация счетов-фактур
Обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Поэтому в случае, если товары (работы, услуги) реализуются организацией через свои подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) могут выписываться этими подразделениями покупателям только от имени организаций.
Причем при реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав через обособленные подразделения порядковый номер счета-фактуры (общий для всей организации) должен быть дополнен цифровым индексом обособленного подразделения через разделительную черту. Этот индекс должен быть установлен в приказе об учетной политике. Такой порядок нумерации счетов-фактур теперь определен подпунктом « а » пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры... и подпунктом « а » пункта 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры... утвержденных постановлением № 1137.
Ранее налоговики рекомендовали так же нумеровать счета-фактуры обособленных подразделений (см. письмо ФНС России № ММ-6-03/886@).
Аналогично цифровым индексам необходимо дополнять номер счета-фактуры, выставляемого участником простого товарищества или доверительным управляющим при совершении операций в рамках договора простого товарищества или доверительного управления.
Как отмечено в письме Минфина России № 03-07-09/03, при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализованным подразделениями указанной организации, в строке 2б «ИНН/КПП продавца» указывается КПП соответствующего подразделения. В случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП головной организации.
Заполнение счета-фактуры посредником
Новые Правила заполнения счета-фактуры предусматривают порядок заполнения показателей счета-фактуры, который составляет комиссионер или агент, приобретающий товары, работы, услуги, имущественные права от своего имени. Так, в этом документе указывается дата счета-фактуры, выставленного продавцом комиссионеру или агенту. Порядковый номер посредник присваивает самостоятельно в соответствии со своей хронологией составления счетов-фактур. Также указываются наименование, адрес, ИНН, КПП продавца и реквизиты платежно-расчетных документов о перечислении денежных средств посредником продавцу и заказчиком посреднику.
Отметим, ранее аналогичный порядок официально установлен не был, но рекомендовался чиновниками Минфина России (письмо № 03-07-09/47) и ФНС России (письмо № ШС-22-3/85@).
Обратите внимание: отражение в счете-фактуре сведений, не предусмотренных подпунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ и постановлением № 1137, не может служить основанием для отказа в принятии покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом. Такой вывод содержится в письме ФНС России № ЕД-4-3/1193.
Если допущена ошибка
Вместо неверно составленного счета-фактуры продавцу необходимо выставлять новый с теми же номером и датой. При этом в специальной строке 1а следует указать порядковый номер исправления данного счета-фактуры и дату исправления. При первоначальном оформлении счета-фактуры в данной строке ставится прочерк.
Прежде исправления, внесенные в счета-фактуры, заверялись подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Налоговики рекомендовали зачеркивать неверные сведения, а исправленную информацию указывать в любом свободном поле счета-фактуры (письмо ФНС России № 03-1-03/1924).
Если счет-фактуру необходимо исправить после составления корректировочных счетов-фактур к нему, то в дубликат должны быть внесены сведения без учета данных, содержащихся в корректировочных документах. Исправленный счет-фактуру подписывают руководитель и главный бухгалтер организации или иные уполномоченные лица (подп. «б» п. 1, п. 7 Правил заполнения счета-фактуры… утвержденных постановлением № 1137).
Корректировочный счет-фактура исправляется в таком же порядке.
Следует учитывать, что новые экземпляры счетов-фактур не составляются в случае обнаружения ошибок, не препятствующих налоговым органам идентифицировать:
– продавца;
– покупателя;
– наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– стоимость;
– налоговую ставку;
– сумму налога, предъявленную покупателю.
Книги покупок и продаж
В формы книги покупок и книги продаж введены три новые графы:
– номер и дата исправления счета-фактуры продавца;
– номер и дата корректировочного счета-фактуры продавца;
– номер и дата исправления корректировочного счета-фактуры продавца.
Кроме того, теперь данные книги вместо главного бухгалтера должен подписывать руководитель организации или иное уполномоченное лицо.
Регистрация исправленных счетов-фактур в книге покупок
Согласно пункту 9 Правил ведения книги покупок… утвержденных постановлением № 1137, исправленные счета-фактуры, в том числе корректировочные, регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты. Таким образом, исправленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в периоде его получения.
Ведь для регистрации данного документа в том периоде, в котором был получен первоначальный счет-фактура, следовало бы оформить дополнительный лист книги покупок, но новые Правила не допускают этого.
Внесение исправлений
Дополнительные листы оформляются, только если изменения необходимо внести в книгу покупок и книгу продаж за прошедшие налоговые периоды. Корректировка за текущий период производится непосредственно в книге, а не на дополнительном листе.
Для этого показатели стоимости и суммы налога аннулируемого счета-фактуры указываются с отрицательными знаками, а в отношении регистрируемого счета-фактуры указываются положительные значения (п. 9 Правил ведения книги покупок… п. 11 Правил ведения книги продаж… утвержденных постановлением № 1137).
Заполнение книги продаж при восстановлении НДС
Принятый к вычету НДС, который был предъявлен подрядчиками при строительстве объектов недвижимости или при покупке таких объектов, а также при приобретении иных товаров, работ, услуг для осуществления строительно-монтажных работ, необходимо восстановить, если данные объекты недвижимости налогоплательщик использует в не облагаемой НДС деятельности.
При восстановлении налога на добавленную стоимость в указанных случаях в книге продаж регистрируется бухгалтерская справка-расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению в текущем календарном году.
Эту запись необходимо сделать в последнем месяце текущего календарного года (п. 14 Правил ведения книги продаж… утвержденных постановлением № 1137).
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур
Данный журнал состоит из двух частей: первая часть – выставленные счета-фактуры, вторая – полученные счета-фактуры.
В журнале учета указываются:
– полное или сокращенное наименование налогоплательщика в соответствии с учредительными документами или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
– идентификационный номер и код причины постановки на учет налогоплательщика;
– налоговый период, за который составлен журнал учета.
Каждая из частей журнала состоит из 19 граф, в которых указывается следующая информация:
– порядковый номер записи;
– дата выставления или дата получения счета-фактуры;
– код способа выставления (1 – бумажный вид, 2 – электронный вид);
– код вида операции;
Перечень соответствующих кодов приведен в к приложении письму ФНС России № ЕД-4-3/1657@.
– номер счета-фактуры;
– дата составления счета-фактуры;
– номер корректировочного счета-фактуры;
– дата составления корректировочного счета-фактуры;
– номер исправления данного счета-фактуры;
– дата исправления счета-фактуры;
– наименование покупателя (продавца) товаров, работ и услуг;
– ИНН и КПП покупателя реализуемых товаров, работ, услуг или продавца приобретаемых товаров, работ, услуг;
– наименование и код валюты;
– стоимость товаров, работ, услуг по счету-фактуре, включая НДС;
– сумма НДС по счету-фактуре;
– разница стоимости с учетом НДС по корректировочному счету-фактуре;
– разница НДС по корректировочному счету-фактуре.
Журнал учета, составленный на бумажном носителе, должен быть подписан руководителем организации или иным уполномоченным лицом, прошнурован, страницы его должны быть пронумерованы и скреплены печатью.
Это необходимо сделать до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Важно запомнить
При возврате товаров, принятых покупателем на учет, счет-фактура по возвращаемым товарам выставляется покупателем, поэтому продавцом корректировочные счета-фактуры не оформляются. В случае если покупатель не поставил на учет возвращаемые товары, продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру (письмо Минфина России № 03-07-09/08).