Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Государственные нужды и муниципальные нужды
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международныхобязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
2. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Поставка для государственных нужд
1. Понятие и сфера применения. Выделение поставки товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК) в отдельный вид купли-продажи преследует цель установление специального правового режима, учитывающего участие в этих отношениях такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство - Российская Федерация и ее субъекты (ст. 124 ГК). Сфера применения поставок товаров для государственных нужд определяется понятием таких нужд. В ГК не упоминаются муниципальные нужды, однако заказы для удовлетворения таких нужд существуют, что нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(16) (далее - Закон о размещении заказов). Кроме того, согласно ст. 3 этого Закона среди государственных нужд необходимо различать федеральные нужды и нужды субъектов РФ.
Понятие "государственные и муниципальные нужды" характеризуется следующими признаками. Во-первых, сущность нужд, т.е. потребности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в товарах, работах, услугах. Во-вторых, источник их покрытия - средства соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования. В-третьих, преследуемые цели. Ими могут быть: осуществление функций органа публичной власти, реализация целевых программ, решение вопросов местного значения (муниципальные нужды); исполнение международных обязательств (только федеральные нужды).
2. Источники правового регулирования. Отношения, связанные с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства, принято регулировать специальными актами гражданского законодательства. Специфика правового регулирования поставок для государственных нужд состоит в установлении специальных правил, направленных на стимулирование принятия заказа государства и обеспечение государственного влияния на исполнение таких договоров. Переход к рыночным методам регулирования экономики вызвал необходимость разработки ряда специальных законодательных актов в этой области.
Отношения по поставке товаров для государственных нужд регулируются: положениями § 4 гл. 30 ГК, посвященными этому договору и субсидиарной нормами о договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК); общими положениями о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Изданы специальные федеральные законы о поставках товаров для госнужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(17); Закон о закупках; Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве"*(18); Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. "О государственном оборонном заказе"*(19). Особое значение имеет Закон о размещении заказов. С момента вступления его в силу (с 1 января 2006 г.) иные федеральные законы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяются в части, не противоречащей этому Закону.
3. Основания поставок товаров для государственных нужд. Поставка товаров для государственных нужд осуществляет на основании государственного контракта на поставку товаров для госнужд, а также договоров поставки товаров для госнужд, заключаемых между организациями - исполнителями заказа и потребителями товаров (п. 1 ст. 525 ГК). Таким образом, структура договорных связей в этой области может быть, простой или сложной. В первом случае в соответствии с условиями госконтракта поставщик поставляет товары непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям. При этом поставщик не заключает каких-либо договоров поставки товаров с получателями. Во втором случае госконтрактом предусматривается прикрепление поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд.
Государственный контракт. По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК). Закон о размещении заказов содержит более общее определение государственного и муниципального контракта: это договор, заключенный заказчиком от имени РФ, ее субъекта или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 9).
В качестве государственных и муниципальных заказчиков могут выступать (ст. 4 названного Закона): органы государственной власти РФ или ее субъектов и органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств (при размещении заказов за счет бюджетных средств). Госконтракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для госнужд - государственного заказа.
Исходя из способов размещения госзаказов, перечисленных в ст. 10 Закона о размещении заказов, поставщиками-исполнителями могут быть:
1) победители торгов (конкурса или аукциона);
2) победители по результатам запроса котировок;
3) единственные поставщики (субъекты естественных монополий, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы исполнительной власти и т.п.), принявшие предложение госзаказчика;
4) лица, заключившие контракт по результатам биржевых торгов.
В предусмотренных законом случаях заключение государственного контракта будет являться для поставщика обязательным при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (за исключением казенного предприятия) в связи с выполнением госконтракта. Государственный заказчик обязан заключить госконтракт с лицом, победившим на конкурсе или принявшим заказ к исполнению (ст. 527 ГК). Проект государственного контракта разрабатывается госзаказчиком и направляется поставщику, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект госконтракта, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, либо при наличии разногласий составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным госконтрактом другой стороне, или уведомляет ее об отказе от заключения госконтракта.
Выполнить любую из перечисленных обязанностей сторона должна в течение 30 дней. Сторона, получившая госконтракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию и известить другую сторону о принятии госконтракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также по истечении 30-дневного срока неурегулированные разногласия по госконтракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда. Если сторона, для которой заключение госконтракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт (ст. 528 ГК).
Государственные и муниципальные контракты, заключенные по итогам размещения заказов, учитываются в соответствующих реестрах контрактов, ведение которых обеспечивают уполномоченные государственные органы исполнительной власти и орган местного самоуправления (ст. 18 Закона оразмещении заказов).
Договор поставки товаров для государственных нужд. Если госконтрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком покупателю по договорам поставки товаров для госнужд, государственный заказчик не позднее 30 дней после подписания госконтракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. Извещение о прикреплении является основанием заключения договора поставки товаров для госнужд (ст. 529 ГК). Поставщик обязан направить проект договора поставки указанному в извещении о прикреплении покупателю не позднее 30 дней с момента получения извещения от госзаказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен госконтрактом либо проект не представлен покупателем.
Дальнейший порядок взаимоотношений сторон совпадает с порядком заключения госконтракта, за тем лишь исключением, что обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор поставки может только покупатель, а не поставщик.
4. Особенности исполнения обязательств. Оплата товаров (ст. 531, 532 ГК). Когда поставка товаров для госнужд осуществляется государственному заказчику или получателям, указанным в его отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится самим госзаказчиком. При поставке товаров покупателям по договорам поставки оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с госконтрактом, а госзаказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя. Если иное не предусмотрено законами о поставке товаров для госнужд или госконтрактом, убытки, причиненные поставщику в связи с выполнением госконтракта, подлежат возмещению госзаказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара.
Когда такие убытки в соответствии с госконтрактом не возмещаются, поставщик вправе отказаться от исполнения госконтракта, потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением госконтракта, отказаться от исполнения договора.
В предусмотренных законом случаях государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена госконтрактом, при условии возмещения поставщику (а в случае, если это повлекло расторжение или изменение договора поставки, то и покупателю) убытков, причиненных таким отказом (ст. 534 ГК). Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (ст. 530 ГК). В этом случае поставщик должен незамедлительно уведомить госзаказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.
Вместо выдачи нового извещения о прикреплении госзаказчик может направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров либо самостоятельно принять и оплатить товары. В противном случае поставщик вправе требовать от госзаказчика принятия и оплаты товаров либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением на госзаказчика разумных расходов, связанных с их реализацией.
5. Ответственность сторон. В целях побуждения сторон государственных и муниципальных контрактов и договоров поставки к надлежащему исполнению своих обязанностей законодатель широко использует такой способ обеспечения исполнения обязательств, как законная неустойка. Согласно ст. 9 Закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства по государственному или муниципальному контракту другая сторона вправе потребовать уплату за каждый день просрочки неустойки (штрафа, пеней) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день уплаты неустойки. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Что касается ответственности поставщика за допущенные им нарушения, то она регулируется соответствующими законами о поставках для госнужд. Штрафная неустойка в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции предусмотрена Законом о закупках (ст. 8), федеральными законами: "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (ст. 5), "О государственном материальном резерве" (ст. 16). Уплата неустойки не освобождает поставщика от выполнения своих обязательств по госконтрактам и взыскивается до фактического их выполнения.
Кроме того, Закон о размещении заказов предусматривает специфический механизм стимулирования исполнения государственных и муниципальных контрактов - ведение реестра недобросовестных поставщиков (ст. 19). Недобросовестными поставщиками признаются: уклонившиеся от заключения контракта участники размещения заказа, поставщики, с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением с их стороны. Сведения о недобросовестных поставщиках содержатся в реестре в течение 2 лет, после чего подлежат исключению из реестра.
Договор для государственных нужд
Данный вид поставки осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки для государственных нужд, каковыми признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или ее субъектов, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Договор поставки товаров для государственных нужд отличается от других договоров поставки целью продажи и приобретения товаров и участием в поставках государственных органов — государственных заказчиков или уполномоченных ими лиц. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд может быть охарактеризован как возмездный, консенсуальный и взаимный договор. Но этот договор обладает существенными особенностями, позволяющими выделить его из общей массы договоров поставки.
Первой его особенностью является специальный субъектный состав. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков.
Партнером государственного заказчика является поставщик. Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели должны удовлетворять квалификационным требованиям.
Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции. Поставляемая по государственным контрактам продукция, подлежащая в соответствии с законами РФ обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом.
Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.
Порядок заключения государственного контракта подробно урегулирован в гражданском законодательстве Российской Федерации (см., например, ст. 528-529 ГК РФ). С предложением о заключении договора поставки должен выступить поставщик, разрабатывающий проект договора и направляющий его покупателю. Для этого ему предоставлен 30-дневный срок, исчисляемый с момента получения извещения о прикреплении. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.
В договоре поставки товаров для государственных нужд обязательно должно быть предусмотрено такое существенное условие, как оплата товара. По общему правилу, государственный заказчик должен оплатить полностью или частично заказанный и поставленный товар при условии, что покупатель не совершил платеж надлежащим образом. Если в государственном контракте не содержится указаний на субсидиарную ответственность государственного заказчика, то он несет солидарную ответственность вместе с ненадлежащим плательщиком.
Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда государственный заказчик вправе отказаться (полностью или частично) от продукции, произведенной по государственному контракту. Государственный заказчик может поступить, таким образом, при условии полного возмещения им поставщику понесенных убытков в соответствии с действующим законодательством; от оплаты продукции, не соответствующей требованиям, установленным законодательством для определения качества продукции или государственным контрактом. В случае расторжения контракта по инициативе заказчика он обязан возместить поставщику понесенные им на момент расторжения контракта затраты по контракту, включая упущенную выгоду. Поставщику должна быть выплачена контрактная стоимость товаров, полностью или частично произведенных в соответствии с контрактом и не имеющих на момент его расторжения спроса на рынке, при этом все товары должны быть переданы заказчику. В случае если товары имеют рыночный спрос, поставщику должны быть возмещены убытки, причиненные в результате продажи товаров.
Заказы для государственных нужд
Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 июля 2005 г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.Под муниципальными нуждами понимаются, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования, потребности муниципального образования в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами.
Государственный (муниципальный) заказчик - государственные (муниципальные) органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, размещающие заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Участник размещения заказа - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или индивидуальный предприниматель, отвечающие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, претендующее на заключение государственного контракта.
Аукцион - торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта.
Конкурс - торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее выгодные условия исполнения государственного контракта.
Государственный контракт - контракт, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.
Аукционная (конкурсная) документация - документ, утверждаемый заказчиком, регламентирующий порядок проведения аукциона (конкурса), устанавливающий требования к выполняемым работам и определяющим форму и порядок заключения государственного контракта.
Заявка на участие в аукционе (конкурсе) - документ, подаваемый участником размещения заказа для участия в аукционе в срок ипо форме, которые установлены документацией об аукционе.
Аукционная (единая) комиссия - комиссия, создаваемая заказчиком для размещения заказа путем проведения аукциона, осуществляющая рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Размещение заказов для государственных нужд - действия заказчиков, осуществляемые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов, по определению исполнителей в целях заключения с ними государственных контрактов или иных гражданско-правовых контрактов на выполнение работ для государственных нужд.
Закупки для государственных нужд
При закупке для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации должны соблюдаться ряд правил проведения конкурса, в частности: сроки его объявления, сопоставление и оценка заявок и порядок обжалования результатов. К примеру, государственный контракт на закупку электронной вычислительной техники для нужд МОФОМС должен быть заключен не раньше, чем после одной недели с момента размещения заказа на официальном сайте, и не позднее 20 дней со дня подписания протокола.
Какую роль играет управление по закупкам для государственных нужд?
Управление (ФГУ) в плане госзакупок для государственных нужд и муниципальных нужд МВД России способно решить такие задачи:
- реализацию полномочий органов власти по созданию и размещению госзаказа;
- обеспечение деятельности аукционных комиссий;
- определение курса поведения для повышения эффективности выделения ресурсов для госзакупок;
- проведение единой политики по организации закупок в целях минимального расхода средств из бюджета области.
Федеральные государственные нужды
1. Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент Российской Федерации.
2. Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:
- создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
- поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
- обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
- реализации федеральных целевых программ;
- обеспечения иных федеральных государственных нужд.
3. Потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами и положениями настоящего Федерального закона.
Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.
4. Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным законом.
Подрядные работы для государственных нужд
Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).
В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваютсяв федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:
- создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
- поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
- обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
реализации федеральных целевых программ;
- обеспечения иных федеральных государственных нужд.
Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности установлены Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности.
Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами.
.
Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта (договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ N 812 (с изм. и доп.).
Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.
Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.
Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте.
Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.
Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.
Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.
Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта.
Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях.
Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд.
Содержание государственного контракта и ответственность сторон за его неисполнение.
Существенными условиями государственного контракта являются условия:
- об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;
- о сроках ее начала и окончания;
- о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
- о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).
В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.
Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.
Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта.
Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).
Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.
В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ России. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Изъятие земель для государственных нужд
Нередко при проведении строительных работ выясняется, что будущая автомагистраль или жилой квартал располагается на участке, принадлежащем частному лицу или негосударственной организации либо застроенном принадлежащей им недвижимостью. В таких случаях закон позволяет властям принудительно изымать это имущество, компенсируя потери собственникам и иным обладателям имущественных прав.
Основания для изъятия
Основания для изъятия имущества против воли собственника перечислены в п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса (ГК) и являются исчерпывающими. Из них следует, что недвижимое имущество может быть отчуждено у собственника только при изъятии земельного участка, на котором это имущество расположено. Земельный кодекс также устанавливает возможность принудительного изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Для собственника изымаемого земельного участка и/или объектов недвижимого имущества ГК предусматривает следующие гарантии: имущество, расположенное на земельном участке при его изъятии, подлежит выкупу государством - это гарантирует право собственника на предварительное равноценное возмещение; государственный орган или орган местного самоуправления обязан доказать в суде невозможность прекращения права собственности на недвижимое имущество.
Государственный орган или орган местного самоуправления должен обращаться в суд в том случае, если собственник не согласен на выкуп. Если же с собственником достигнуто соглашение о выкупе, то он может происходить и в административном порядке. Обращение уполномоченных органов в суд будет обязательным и в тех случаях, когда с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене или о других условиях выкупа.
Конечно, в российском законодательстве не обходится без коллизий. Так, согласно Конституции РФ, принудительное отчуждение имущества, принадлежащего лицу на праве частной собственности, может быть произведено только для государственных нужд. В то же время в ГК РФ установлена возможность изъятия земельного участка и недвижимого имущества на нем как для государственных, так и для муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Тем не менее, само решение об изъятии правомочны принимать только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В Москве эта проблема не очень актуальна, поскольку муниципальные органы фактически встроены во властную вертикаль органов власти субъекта федерации. Однако в регионах нередки случаи, когда решение об изъятии принимается на уровне городских или поселковых властей (муниципальных органов), а за соответствующим решением к органам власти субъекта федерации (областным, краевым, республиканским), муниципальные органы не обращаются. В результате у собственника появляется законное основание для блокирования принудительного изъятия его имущества, что значительно расширяет его возможности при торге по вопросу о выкупной цене.
Порядок выкупа
Порядок выкупа земельного участка, а также недвижимого имущества на нем для государственных и муниципальных нужд установлен в статьях 279-281 ГК РФ.
После принятия решения об изъятии земельного участка в зависимости от того, для чьих нужд он изымается (федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации), собственник земельного участка не позднее, чем за год до предполагаемого изъятия должен быть уведомлен об этом в письменном виде. В обязательном уведомлении об изъятии видится дополнительная гарантия прав собственника: участок не может быть изъят без воли собственника в течение одного года с момента получения им такого уведомления. В этот период собственнику предлагается достичь соглашения о выкупной цене земельного участка и недвижимости. В случае несогласия собственника с предполагаемым изъятием он вправе обратиться в суд с требованием о признании решения недействительным в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ (гл. 25 ГПК РФ), как не соответствующего закону и нарушающего его права и законные интересы.
Следует отметить, что по российской правоприменительной практике надлежащим письменным уведомлением считается такое уведомление, за которое у адресата тем или иным способом отбирается расписка. Поэтому надлежащее уведомление возможно либо на условиях вручения документов собственнику лично под роспись, либо на условиях направления ему заказного письма с уведомлением о вручении. Иногда письменной формой уведомления считается его опубликование в местных, региональных или центральных периодических печатных изданиях. Но применительно к данному закону такая форма письменного уведомления не действует.
Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. В соответствии с федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на земельные участки подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Органом, осуществляющим регистрацию прав на земельные участки, является Федеральная регистрационная служба в лице ее территориальных органов. Однако указанный закон не устанавливает правил регистрации подобных решений. Представляется, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит регистрации в ЕГРП в качестве ограничения (обременения) земельного участка. Перечень ограничений (обременений) недвижимого имущества в этом федеральном законе остается открытым. К примеру, к ним относятся сервитуты, ипотека, аренда, арест имущества и др. Но по своей сути и решение об изъятии земельного участка является своего рода стесняющим правообладателя обстоятельством, то есть обременением.
Существенным препятствием, ставящим под угрозу правомерность изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, является ситуация, когда право на земельный участок возникло до вступления в силу вышеуказанного федерального закона и не зарегистрировано по установленным в нем правилам. В этом случае государственная регистрация решения об изъятии земельного участка невозможна до соответствующего оформления прав на этот участок.
Вопрос в цене
Выкупная цена при изъятии земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением, заключаемым с собственником земельного участка.
Выкупная цена земельного участка складывается из двух составляющих:
- рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества (рыночная стоимость определяется в соответствии с законом "Об оценочной деятельности");
- убытки, причиненные собственнику земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.
При этом обязательство по выплате ложится на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В то же время допускается возможность возмещения убытков не только из бюджета, но и лицами, в пользу которых изымаются земельные участки. Тем не менее, эта коллизия не представляет для предпринимателя угрозы, так как ему в любом случае полностью возместят его убытки. Просто необходимо обратить внимание на источник, из которого их будут возмещать.
Убытки, вызванные изъятием для государственных или муниципальных нужд, возмещаются и лицу, владеющему земельным участком на правах аренды. Но такая обязанность предусмотрена уже не гражданским, а земельным законодательством. Это положение тем более важно, что именно арендатор земельного участка может являться собственником недвижимого имущества на таком участке.
На практике бывают случаи, когда подлежащий изъятию земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, а орган государственной власти при принятии соответствующего решения об изъятии зачастую забывает включить в решение положение об изъятии участка у арендатора, принимая решение лишь об изъятии недвижимого имущества на этом участке. Такое решение не соответствует закону и подлежит отмене.
Изъятие - тоже сделка
Гражданским кодексом установлено, что переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, и это право возникает у покупателя только с момента такой регистрации. Следовательно, лицо, в чью пользу происходило изъятие земельного участка и объектов недвижимости, обязано зарегистрировать за собой право собственности на это имущество. В противном случае возникает ситуация, когда земельный участок и объекты недвижимости остаются в собственности первоначального лица, в то время как полномочия по распоряжению этим имуществом уже осуществляются новым владельцем.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена следующая схема принудительного прекращения права собственности на недвижимое имущество:
1. Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об изъятии земельного участка и прекращении права собственности на недвижимое имущество на этом участке.
2. Собственник (правообладатель) уведомляется об изъятии земельного участка не менее чем за год до предполагаемой даты изъятия.
3. Решение регистрируется в Едином государственном реестре прав, о чем сообщается собственнику (правообладателю).
4. С собственником земельного участка заключается соглашение о выкупе земельного участка, а при не достижении такого соглашения выкуп происходит в судебном порядке по истечении года с момента уведомления.
5. Осуществляется государственная регистрации прав на земельный участок и/или недвижимое имущество за новым владельцем.
Однако противоречия земельного и гражданского законодательства, неопределенность роли органа местного самоуправления в принятии решения об изъятии земельного участка и другие пробелы нередко ставят под вопрос правомерность изъятия земельного участка и недвижимого имущество на нем. А зачастую государственными органами и органами местного самоуправления вообще не соблюдается указанный порядок изъятия - к примеру, в части государственной регистрации решения об изъятии земельного участка. Это, конечно, с одной стороны, может негативно повлиять на гарантии, предоставляемые собственникам недвижимости, а с другой -дает возможность оспаривать действия уполномоченных лиц и всячески затягивать процесс изъятия собственности.
Также необходимо отметить, что государственная оценка изымаемого участка и имущества может сильно отличаться от рыночных цен, и такая оценка тоже может быть оспорена в суде.
Понятие государственных нужд
Понятие "государственные нужды" является ключевым понятием государственных закупок.
Необходимость разработки специальных нормативных актов, определяющих, какие из потребностей признаются государством в качестве государственных нужд и обеспечиваются в специальном порядке, обусловлена переходом к свободной рыночной экономике.
Термин "государственные нужды" появился в законодательстве с переходом к рыночной экономике, основанной на различных формах собственности. Это не означает, что при административно-плановой системе ведения хозяйства не существовало общественных потребностей, удовлетворение которых обеспечивалось государством. Однако в тот период общественно-экономического развития господствовала концепция, согласно которой государство осуществляло руководство всеми сторонами экономической жизни: производством, обменом, распределением и потреблением. Как выразитель интересов народа государство организовывало выполнение планов в области промышленного развития, строительства, транспорта, заготовок сельскохозяйственной продукции и др.
Государственная собственность объявлялась всенародным достоянием, управление ею осуществлялось государством в качестве представителя народа. Соответственно, государственные и общественные интересы не разграничивались, и действовал единый централизованно-плановый механизм удовлетворения потребностей общества путем направления предприятиям плановых заданий по производству определенной продукции в необходимом объеме и распределения произведенной продукции по потребителям.
В конце 80-х гг. ХХ в. начавшийся процесс перестройки изменил представление об экономической роли государства. В литературе того периода отмечалось, что экономическая роль государства состоит не только в прямом руководстве всеми предприятиями, а обеспечивается многообразием форм его деятельности.
В рамках общего политического курса, проводимого государством и направленного на демократизацию всех сторон общественной жизни, формировалась новая система управления экономикой и организации деятельности государственных предприятий на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. Плановые задания предприятиям, устанавливаемые в форме государственного заказа, распространялись не на весь объем производимой предприятием продукции, а охватывали, как правило, часть производственной программы предприятия. Проводилась политика сокращения удельного веса государственных заказов в общем объеме производства продукции и расширения на этой основе самостоятельности предприятий в формировании производственной программы.
Экономико-правовое содержание государственного заказа по сравнению с прежними директивными заданиями состояло не только в снижении степени централизма в планировании. Государственный заказ отражал принципиальные изменения в функциях централизованного руководства по отношению к предприятиям, а именно: охват государственными закупками лишь особо важной продукции, обеспечение производства этой продукции ресурсами, поставка готовой продукции по установленной цене, создание заинтересованности исполнителей.
Термин "государственные нужды" как самостоятельное правовое понятие стал употребляться в законодательстве, опосредующем рыночные отношения.
Термин "нужда" означает потребность в чем-либо. Потребности могут быть самые разнообразные: физиологические, духовные, культурные, экономические и др.
Понятие потребности тесно связано и соотносится с понятием "интерес". Одно из основных значений слова "интерес" определяется как "нужды", "потребности".
Великие философы древности (Аристотель, Демокрит и др.) большое значение придавали нужде человека в чем-либо, что определяло его дальнейшие действия. В дальнейшем через понятие интереса происходило изучение социальных явлений. Известный ученый XIX в. Р. фон Йеринг в 1880 г. в работе "Интересъ и право" писал о том, что "интересы - это суть жизненные требования... в широком смысле". Разграничивая личные (частные) и общественные интересы, он основывался на римском праве, которое различало эти виды интересов и признавало действительными договоры, заключенные с общеполезной целью (например, сооружение публичных зданий, храмов, снаряжение военных судов частным лицом с передачей их в распоряжение государства). В таких случаях, делал вывод Йеринг, "...цель договора преступала пределы просто общеполезной деятельности и возвышалась в область государственных задач".
Ученые, рассматривая соотношение категорий "потребность" и "интерес", отмечали, что категория "потребность" применима ко всему живому, а категория "интерес" - это потребность особого вида, социальная потребность.
Категория "интерес" - это общенаучная, междисциплинарная категория, которая достаточно давно является предметом исследования различных наук.
Психология рассматривает эту категорию с точки зрения отдельного индивидуума, его психического отношения к какому-либо объекту.
В социологии данное понятие исследуется применительно к различным общностям населения - общества в целом, отдельным коллективам и группам населения.
В марксистко-ленинской философии классовые интересы рассматривались как движущая сила общественного развития.
В современном исследовании обобщаются взгляды различных авторов на понятие интереса и отмечается, что представители различных научных направлений преимущественно сходятся во мнении, что содержание интереса составляет потребность.
Потребности выражают зависимость человека от природы и общества. В основе интереса лежит социальная потребность.
С точки зрения природы категории интереса в литературе сложилось три группы мнений. Согласно первой точке зрения интерес является субъективной категорией, он должен быть осознан индивидуумом.
Интерес рассматривается и как объективная категория, существующая независимо от воли и сознания человека (наглядным примером является ребенок, который может не осознавать своих интересов).
Согласно еще одной точке зрения интерес является объективно-субъективной категорией. В качестве объективной составляющей выступает потребность, а в качестве субъективной составляющей - осознание субъектом своей потребности. Некоторые из высказываемых аргументов в пользу третьей точки зрения сводятся к тому, что интерес является динамической системой общественных отношений, а реализация интереса состоит из последовательных этапов: во-первых, объективное существование нужды (как предпосылки интереса), во-вторых, осознание интереса как предпосылки деятельности субъекта, в-третьих, целенаправленная деятельность и ее результат как реализованный интерес. Однако приводимые доводы в пользу двойственной природы интереса распространяются на стадию реализации интереса.
Многие ученые придерживаются мнения об объективной природе интереса, в основе которого лежит потребность, имеющая социальный характер.
Потребность - это нужда в чем-либо, которая обусловлена единством объективно существующих факторов и субъективных факторов. Можно сказать, что потребности являются объективным явлением и, будучи осознанными, проявляются в интересах.
Однако, после осознания потребности для перехода ее в "разряд" интереса необходимо добавить еще два существенных элемента:
1) интерес всегда представляет собой необходимость удовлетворения потребности;
2) интерес может реализовываться только в результате определенных общественных отношений.
Из сказанного можно сделать вывод, что интерес объективен.
Интересы многообразны. Они могут классифицироваться по носителям, сфере действия.
Носителями интересов выступают различные субъекты (гражданин, организация, группа лиц, общество в целом). Соответственно, различают частные интересы (имеющиеся у гражданина и организации), групповые интересы (имеющиеся у отдельных социальных групп), общественные, присущие обществу в целом.
В современный период правовые исследования различных аспектов категории интереса, интересов различного уровня чрезвычайно актуальны.
В литературе отмечается, что по своей структуре интересы не являются монолитными, они внутренне противоречивы. Противоречивы и групповые, и общественные интересы. Однако другой важной стороной взаимодействия интересов является их совпадение. В процессе взаимодействия интересов одни из них отвергаются, другие становятся приоритетными, и появляются общие групповые и общие общественные интересы.
Общественные интересы для получения защиты должны быть признаны государством и обеспечены посредством осуществления государственными органами их функций в соответствии с установленной компетенцией.
Нормативные правовые акты создают юридический режим обеспечения общественных и частных интересов.
Возникает вопрос, какие интересы имеет государство, участвуя в имущественном обороте. Являются ли эти интересы едиными? Исходя из теории разграничения частного и публичного права, основанной на теории разграничения частного и публичного интереса, государство, участвуя в гражданско-правовых отношениях, имеет частный интерес и выступает на равных основаниях с другими субъектами, имеющими частные интересы (физическими лицами и юридическими лицами), поэтому к таким отношениям применяются частноправовые методы регулирования. Так, в литературе отмечается, что "...при участии государства и муниципальных образований в гражданском обороте государственный интерес не будет являться публичным интересом, т.е. интересом субъекта, обладающего властью, а будет своего рода частным интересом".
Публичный интерес здесь понимается как интерес субъекта, обладающего властью по отношению к другим участникам гражданско-правовых отношений. Между тем в имущественных отношениях, и прежде всего в отношениях собственности, государственная собственность во всех странах с развитой рыночной экономикой делится на два вида: частную собственность государства и публичную собственность. К последнему виду собственности, которую нередко именуют национальным (общественным) достоянием, относится имущество, отвечающее критерию общественного интереса, общественной необходимости.
К частной собственности государства как разновидности государственной собственности относится имущество, не вошедшее в состав общественного достояния. Функционирование частной собственности государства происходит, как правило, путем передачи таких объектов в управление государственным унитарным предприятиям. К публичной собственности Российской Федерации согласно Конституции РФ относятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт и др. Как выразитель общественного интереса государство для нормального функционирования объектов публичной собственности осуществляет закупки необходимых материалов, оборудования и других товаров. Объекты общественного достояния преимущественно изъяты из имущественного оборота, но пользоваться ими может каждый член общества. Как отмечает С.А. Сосна, организация пользования общественным достоянием осуществляется государством как верховным представителем корпоративных интересов членов общества. Но это не является функцией собственника, поскольку общественное достояние не принадлежит государству.
Финансирование государственных нужд
Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федеральным законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", Федеральным законом "О государственном материальном резерве" и другими актами.
Государственные нужды - это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. В целях организации работы по выполнению целевых программ и удовлетворению иных государственных нужд определяются государственные заказчики, которые и становятся главными распорядителями бюджетных средств. Целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством РФ. Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ. Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение Федеральному Собранию в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.
Финансирование закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления Главным управлением федерального казначейства денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений. Платежные документы принимаются к исполнению только при наличии письменного подтверждения факта поставки товаров для государственных нужд государственному заказчику или факта выполнения работ и услуг. Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином России в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Главным управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управлением Минфина России.
Помимо непосредственного финансирования государственных нужд, в целях экономического стимулирования поставщиков, изготовителей, подрядчиков в соответствии с законодательством РФ им могут предоставляться: льготы по налогу на прибыль; текущие и долгосрочные кредиты на льготных условиях; валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации продукции на экспорт. Виды, размеры и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются соответствующими органами власти при утверждении конкретной целевой программы или перечня других государственных нужд.
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам. После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу. Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу. Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло. -так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?