Главное, на что нужно обратить внимание – это налоговый учет.
Дело в том, что в соответствии с пунктом 250 НК, выявленные в результате инвентаризации излишки должны быть включены во внереализационные доходы компании.
Это значит, что их необходимо учесть при расчете налога на прибыль.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 254 НК при определении суммы материальных расходов стоимость излишков, определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с внереализационного дохода.
То есть списать в убытки можно будет не всю рыночную стоимость оприходованных ценностей, а только сумму налога на прибыль, уплаченную в связи с найденным запасом.
При пересортице излишки и недостачи должны совпадать по количеству, о чем указывается в сличительной ведомости.
Документ должен быть подписан руководителем склада и передан на утверждение директору.
Он, в свою очередь, утверждает правильность формирования номенклатурных позиций товара.
После чего ведомость передается в бухгалтерию.
Но помните, что взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы работники учета могут сделать только в виде исключения за один проверяемый период и в отношении ценностей одного наименования в равных количествах.
Об этом сказано в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России № 49.
Материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии о допущенной пересортице.
Если конкретные виновники путаницы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в издержках обращения и производства.
В заключении отметим, что как бы долго ни затягивался ревизионный процесс, главная задача бухгалтера – приведение учетных данных в соответствие с фактическими показателями.
И чем точнее будут отражены результаты текущей инвентаризации, тем проще будет разобраться с недостачами и излишками в будущем.