Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Статью подготовила Павлова Елена Геннадиевна, доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ. Связаться с автором
Профайлинг — это особое направление деятельности, о котором сегодня уже многие слышали, но не всем известно, чем оно может быть полезно для бизнеса и как работает. В действительности профайлинг можно применять в самых разных областях деятельности компании, от маркетинга до управления персоналом. Что представляет собой бизнес-профайлинг, для чего он необходим и как его применить в случаях, когда бизнесу угрожает реальная опасность, полезно знать каждому предпринимателю. Это даст возможность избежать в процессе ведения деятельности многих неприятностей, достигать успеха.
В этой статье разберем, что такое профайлинг и как его можно использовать в предпринимательской деятельности.
Что такое бизнес-профайлинг и где он полезен
Профайлинг позволяет составлять психологический портрет человека по различным вербальным и невербальным признакам – речи, мимике, жестикуляции, моторике различных частей тела, позе человека, его походке.
В настоящее время знания в области профайлинга стали не только необходимы, но и доступны любомуму, кто занимается бизнесом. Всегда есть возможность обратиться к услугам профайлеров.
Существует несколько направлений бизнес-профайлинга.
Методы кадрового профайлинга позволяют понять, насколько ваши сотрудники являются только вашими, совпадают ли их цели с вашими? Возможно, в компании есть работники, которые могли, например, передать информацию конкурентам, либо на вашем бизнесе могли делать какую-то прибыль также для себя. Возможно, в вашей компании есть люди, имеющие серьезные финансовые проблемы? Также опасными могут быть сотрудники, подверженные алкогольной либо наркозависимости.
Не забываем поделиться:
Аудит-профайлинг применяется для внутренней бухгалтерской проверки компании. Специалист-профайлер изучает не только документы, касающиеся непосредственно работы бухгалтерского персонала вашей компании, но также с помощью доступных ему психологических методов проанализирует персонал. Очень важно своевременно выявить людей, которые склонны к хищениям и различным махинациям.
В отдельных видах бизнеса неприятности могут ожидать бизнес не от сотрудников, а от клиентов. Избежать этого помогает, например, страховой профайлинг.
Одно из самых частых заданий бизнеса профайлеру – подготовка и/или проведение переговоров. Профайлер изучает оппонентов, составляет их психологические портреты и формирует аргументы своего нанимателя так, чтобы они были понятны и убедительны для второй стороны. Кроме того, профайлер рекомендует тип переговоров: нужно ли придерживаться стратегии обоюдной полезности друг другу или жёстко давить на собеседника. Обычно профайлер только готовит переговоры, но в определённых случаях может и сам в них участвовать.
Наём ключевых сотрудников - второй по распространению запрос к профайлерам – рекрутинг работников, готовых к долгосрочному сотрудничеству и искренне разделяющих ценности компании. В отличие от HR, который внимательно изучит резюме, проанализирует прошлый опыт и спросит про ожидания от работы в компании, профайлер обратит особое внимание на то, в какой степени соискатель искренен в своих ответах. На самом ли деле он готов приступить к продолжительной работе в компании или уйдёт, как только ему предложат чуть больше денег? Что будет мотивировать его не просто как-то трудиться каждый день, а действительно эффективно работать? Сможет ли этот человек эффективно работать в атмосфере, сложившейся в компании? Особенно важно это выяснить при найме ключевых сотрудников, которых достаточно долго нужно вводить в должность, и от работы которых будет зависеть успех важных проектов и целых подразделений.
Увольнение. Сегодня т.н. мягкое увольнение стало трендом, который прочно вошёл в жизнь компаний. Расставаться с сотрудниками по-доброму важно и для небольшого стартапа, и для крупной корпорации. Репутация работодателя строится долго, а рушится гораздо быстрее. Обиженный увольнением сотрудник может написать негативные отзывы на ресурсах по поиску работы, в социальных сетях, на сайтах-отзовиках. Даже если специалиста уволили за дело, потенциальные сотрудники, читая его историю, будут на его стороне. Если же под сокращение попал хороший специалист, то негативных эмоций в отношении работодателя будет значительно больше. Бизнес-профайлер подберёт правильные слова для увольнения сотрудника, при необходимости может сам провести неприятную процедуру. Как и при подготовке к переговорам, профайлер изучит психотип сотрудника и подготовит аргументы в пользу увольнения так, чтобы расстаться без скандалов и недобрых оценок.
Формирование эффективной команды. В любом бизнесе работают не отдельные люди, а команда. Но нередко бывает так, что в команде, которая на первый взгляд кажется вполне гармоничной, не складывается атмосфера, которая помогает добиваться качественных результатов. В этом случае профайлер изучает участников команды, анализирует их совместимость, помогает им выстроить конструктивные, доверительные отношения.
Может случиться и так, что прекрасный специалист внезапно начинает допускать ошибки после того, как его из маленького тесного кабинета пересадили в красивый и просторный. Или сотрудник перешёл к другому руководителю и сразу стал хуже работать. Человеческий фактор может проявиться не самым понятным образом. Задача профайлера – разобраться, что помогает или мешает сотруднику эффективно работать, и дать рекомендации по устранению причины «сбоя».
Кроме работы с сотрудниками профайлер может помочь собственникам модерировать стратегические сессии, расставить в правильном приоритете задачи, избежать выгорания.
На первый взгляд может показаться, что профайлера легко заменить другими, более понятными для бизнеса специалистами, например, сотрудниками HR. Однако в отличие от них, задача профайлера – выстраивать долгосрочные гармоничные отношения между людьми и строить коммуникацию, исходя из истинных потребностей, целей и возможностей участников.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Какие инструменты используют профайлеры
Например, интервью — в процессе беседы специалист не только задает вопросы и собирает информацию, но и обращает внимание на поведение собеседника: какие эмоции он испытывает во время диалога, как меняется его мимика, соответствует ли она тому, о чем он говорит. Испытывает ли он волнение, тревогу, не проявляет ли излишнюю агрессию, сообщает ли правдивую информацию или старается что-то скрыть.
Другой инструмент — анкеты, опросы и тесты, проводимые в письменной и устной формах. При необходимости профайлер может проанализировать почерк, биографические данные человека и т. д.
Где еще применяется профайлинг
Профайлинг может быть эффективно использован в маркетинге — например когда нужно составить психологический портрет представителей разных сегментов целевой аудитории. Эксперты в области продвижения говорят о том, что это позволяет делать рекламу более адресной и убедительной, потому что она будет обращаться не к абстрактному потребителю, а к людям с вполне конкретными характеристиками.
Профайлер может участвовать в общении с клиентами и покупателями и на основании полученных данных составлять профили потенциальных клиентов, используя которые, маркетологи будут разрабатывать стратегию продвижения.
Продажи — в данном случае профайлинг позволяет собрать данные, которые в последующем позволяют обучать сотрудников налаживать контакт с потребителями, работать с возражениями, помогать им получать позитивный покупательский опыт и т. д.
Для малого бизнеса есть и еще одно очень важное направление в использовании профайлинга. На начальном этапе в любой компании собственник является и руководителем, и менеджером и главным генератором в бизнесе. Эффективный руководитель, точно знает, как управлять подчиненными и еще лучше, если он точно знает, чего он сам ни в коем случае делать не должен, просто потому, что ему это от рождения не дано. Но многие предприниматели сегодня считают необходимым влезать в управление всеми процессами, даже теми, в которых они не смогут добиться успеха, потому что у них нет врожденных качеств для этого. И тогда важно понимать себя, чтобы точно знать какого профиля помощника руководителя надо найти в помощь себе и какие именно задачи стоит делегировать сотрудникам на этапе развития
Специалисты профайлеры проводят служебные расследования на предприятии, чаще связанные с хищениями, исследование телефонных переговоров с клиентом.
Чем бизнес-профайлер отличается от корпоративного психолога
Профайлинг и психология — это две разные области знаний, которые иногда пересекаются, но имеют разные цели и методы. Корпоративный психолог прежде всего занимается разрешением конфликтов между сотрудниками и помогает им приспособиться к новым условиям работы. Он также может изучать поведение людей в рабочей среде, их взаимодействие друг с другом и компанией, проводить тренинги, консультации и коучинг для повышения эффективности работы сотрудников.
Профайлер специализируется на анализе личности человека, его характера, мотивации и потенциальных рисков. Он использует специальные методы. для создания профиля клиента. Цель профайлера —определение возможных угроз безопасности компании или ее репутации. Профайлинг является прикладным направлением в психологии
Специалисты рекомендуют нанимать профайлера, который имеет:
высшее психологическое образование;
дипломы о переподготовке, прохождении курсов и тренингов по профайлингу;
опыт профильной работы в бизнесе;
презентабельную внешность;
содержательную, богатую и красивую речь;
приверженность научной парадигме, проверенным и методически корректным алгоритмам работы.
Можно ли полностью доверять профайлингу
По мнению экспертов, профайлинг, как и любой метод, имеет определенные погрешности, потому что сам профайлер — человек и может ошибаться. Кроме того, любой обследуемый таит в себе много загадок и противоречий.
Чтобы уменьшить вероятность ошибок, профайлер должен стремиться к осторожности и деликатности в своих решениях и постоянно совершенствоваться: проходить обучение, знакомиться с литературой, вращаться в профессиональных сообществах.
Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было: Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс? Девушка ему ответила: Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -… После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева. Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?