Договор франшизы – это такой договор, согласно которому одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне – франчайзи («пользователь») совокупность прав. Сторона, получившая эти права, может заниматься изготовлением, продажей определённых товаров, предоставлением услуг согласно договору франчайзинга.
Франчайзинговый договор пользуется большой популярностью в сфере бизнеса, так как даёт определённые преимущества обеим сторонам. Так, франчайзи (пользователь), осуществляя свою деятельность под именем известной торговой марки, минимизирует предпринимательские риски. Кроме того, он работает на основе уже имеющегося чужого опыта. Правообладатель же, не вкладывая средства в создание филиалов, расширяет свой бизнес.
Юридическая характеристика договора коммерческой концессии:
• Форма договора: письменная;
• Стороны договора: правообладатель и пользователь (франчайзер и франчайзи – это зарубежные варианты).
Правообладателем является лицо, обладающее комплексом прав, которые он передаёт в пользование другой стороне сделки. Это может быть юридическое лицо в виде организации или физическое лицо в виде индивидуального предпринимателя.
Так или иначе, обязательное условие для заключения договора франчайзинга – предпринимательская деятельность и использование прав, подлежащих передаче, в своей коммерческой деятельности:
• Предметом договора является право на использование объектов права интеллектуальной собственности, (промышленные образцы, коммерческие тайны, торговые марки, ноу-хау и т.д.), а так же на использование объектов деловой репутации, коммерческого опыта;
• Государственная регистрация договора франчайзинга обязательна – в Украине и России этот вопрос регламентируется ГК.
Государственная регистрация договора осуществляется тем органом, который регистрировал правовладельца (хотя в Беларуси, например, все договоры франчайзинга регистрируются в Национальном центре интеллектуальной собственности).
Права и обязанности сторон
Правообладатель, прежде всего, обязан снабдить пользователя документацией (коммерческой, технической), предоставить пользователю прочую информацию, необходимую для полноценного осуществления прав, которые были переданы по договору франчайзинга.
Так же, если договор не предусматривает иного, франчайзер обязан:
• обеспечить проведение гос. регистрации договора франчайзинга;
• проводить контроль за качеством выполняемых/предоставляемых /производимых на основе договора франчайзинга работ.
Пользователь обязан:
• использовать полученные от правообладателя обозначения (например, торговую марку) по назначению, которое обычно прописывается в договоре;
• следовать указаниям, инструкциям правообладателя с целью соответствия способам, характеру прав, указанных в договоре.
Среди недостатков договора франчайзинга можно отметить:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• например, трудности с сохранением конфиденциальности коммерческой тайны;
• когда убыточные франчайзи бросают тень на всю франчайзинговую систему;
• когда успешные франчайзи нередко покидают свою систему и становятся её прямыми конкурентами.
Таковы особенности договора франчайзинга (франшизы, коммерческой концессии).
И украинский, и российский гражданский кодексы регламентируют понятие коммерческой субконцессии. Субконцессией является договор, который позволяет одной из сторон договора коммерческой концессии – пользователю – передавать комплекс полученных им от правообладателя прав (или часть этих прав) третьей стороне – субпользователю.
К особенностям договора субконцессии относится следующее:
• Права, предоставляемые субпользователю, являются производными от прав, которые пользователь получил от правообладателя в соответствии с основным договором;
• Срок договора субконцессии не может превышать срока действия концессии. В случае если основной договор прекращается, искомый комплекс прав переходит от пользователя к правообладателю, субпользователь же в такой ситуации превращается в пользователя. Однако правообладатель может отказаться от принятия прав и обязанностей, предусмотренных договором субконцессии;
• Основной договор предусматривает возможности передачи комплекса искомых прав в субконцессию; субконцессия может быть как правом, так и обязанностью – этот вопрос регламентируется положениями основного договора;
• Досрочное прекращение субконцессионального договора при определённых условиях преобразовывает его в основной: такая трансформация превращает опосредованные отношения между правообладателем и субпользователем в прямые договорные.
Зачастую пользователь выплачивает франчайзеру процент от оборота субпользователя. Размер этого процента так же регламентируется основным договором.
Чтобы яснее понимать суть договора коммерческой концессии, давайте рассмотрим его на конкретном примере.
Предприятие «А» (правообладатель) заключает с предприятием «Б» (пользователь) договор франчайзинга. Целью договора является «успешная реализация товаров и услуг на рынке Московской области и деловое сотрудничество сторон для достижения наилучших экономических результатов».
Пользователь, зная о высоком качестве системы производства и реализации товаров, обозначенных торговой маркой правообладателя, желает с ним сотрудничать и в этом сотрудничестве хочет использовать методы и технологии правообладателя, принимая от последнего техническую поддержку.
Таким образом, договор будет выгоден обеим сторонам: пользователь значительно уменьшит свои предпринимательские риски, а правообладатель увеличит рынок сбыта.
Есть пять человек разных национальностей, которые проживают в 5 домах. Каждый дом имеет свой цвет, отличный от цвета других домов. Каждый из этих людей курит и предпочитает определенный сорт сигарет. У каждого из этих людей есть по одному домашнему животному. Каждый из этих людей пьет свой любимый вид напитка.