Р. Лайкерт с коллегами также разделял лидеров на тех, кто ориентирован на деятельность, и тех, кто ориентирован на человека. Но кроме этого он рассматривал такой параметр, как производительность труда.
Лидер, ориентированный на задачу, заботится прежде всего о четком проектировании задачи и разработке эффективной системы вознаграждений для повышения производительности труда.
Лидер, ориентированный на человека, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и сосредоточивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений.
Позднее Р. Лайкерт описал четыре базовые системы стиля лидерства.
К системе 1 относятся эксплуататорско-авторитарные лидеры, т.е. лидеры, для которых характерно стремление к абсолютной и неограниченной власти. Таким образом, система 1 ориентирована на задачу с жестко структурированной системой управления.
К системе 2 относятся благосклонно-авторитарные лидеры. Они также стремятся к неограниченной власти, однако могут разрешать другим членам группы хотя бы иногда участвовать в принятии решений.
К системе 3 относятся лидеры, которые используют консультативно-демократический стиль. Они значительно, но все же не полностью доверяют другим членам группы, поэтому многие конкретные решения принимаются рядовыми членами группы, по значимые решения принимает лидер единолично.
Система 4 основана на участии. К ней относятся лидеры, полностью доверяющие рядовым членам группы, активно вовлекающие их в принятие решений, использующих неофициальные формы общения. Эта система ориентирована на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль.
В рамках поведенческого подхода разрабатывались и другие концепции, предметом исследования в которых был не только стиль деятельности собственно лидера, но и характер его отношений с другими членами группы.
Так, Дж. Грэн вместе со своими коллегами разработал так называемую концепцию обмена, или модель вертикальной диодной связи. В соответствии с этой концепцией лидер во взаимодействии со своими последователями может использовать отношения двух типов. Первый тип отношений лидер устанавливает с членами так называемых внутренних групп. Такие отношения выражаются в тесных контактах, сильной поддержке со стороны лидера, высоком уровне доверия. Второй тип отношений лидер устанавливает с членами внешних групп. Для этих отношений характерны большая отстраненность, не столь частые контакты, меньшая поддержка. В какую из групп попадет тот или иной последователь, определяется на ранней стадии его взаимодействий с лидером. Образуя целостную систему, отношения лидера со всеми членами группы формируют ее морально-психологический климат, который, в свою очередь, во многом определяет эффективность деятельности как группы в целом, так и каждого ее члена.
Мотивационный подход к лидерству является развитием идей поведенческого подхода. Основной идеей, на которую опирались исследователи, работающие в рамках данного подхода, выступает представление о том, что любая активность человека всегда мотивирована, а значит, воздействуя на мотивацию людей, ими можно управлять. При этом наиболее эффективными будут такие преобразования группы и взаимодействий внутри нее со стороны лидера, которые позволят каждому члену группы максимально свободно осуществлять свои собственные планы и одновременно обеспечат максимально эффективное достижение общегрупповых целей.
Одной из наиболее известных мотивационных концепций лидерства является концепция "путь—цель" Т. Митчелла и Р. Хауса.
Авторы концепции считают, что лидер может повлиять на эффективность деятельности членов группы, увеличивая их личную выгоду, связанную с осуществляемой ими деятельностью. При этом эффективность деятельности лидера зависит от его способности мотивировать членов группы, проясняя их выгоды и увеличивая возможность стимулировать их личную удовлетворенность от получения общего результата.
В соответствии с этой концепцией лидер должен использовать модель действий, в которой он последовательно:
а) обозначает цель;
б) мотивирует последователей на ее достижение;
в) разъясняет последователям пути к пей, поддерживает их на этом пути и устраняет возможные помехи и препятствия.
В рамках этой концепции выделяются следующие приемы влияния лидеров на последователей:
• разъяснение того, что ожидается от члена группы, и каковы его перспективы в случае достижения цели;
• объяснение членам группы, что они должны сделать, чтобы цель была достигнута;
• актуализация потребностей членов группы, связанных с достижением цели (которые лидер в состоянии удовлетворить);
• направление усилий членов группы на достижение цели, оказание им поддержки и устранение сковывающих помех;
• удовлетворение потребностей членов группы, когда цель достигнута.
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?