Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня в первую очередь на основе медицинской модели инвалидности. Упор только на медицинскую модель вольно или невольно ослабляет социальную значимость ребенка имеющего инвалидность, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, не конкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.
Важнейшей задачей стоящей перед специалистами социально-реабилитационного процесса, является работа с семьей, с родителями и родственниками ребенка - инвалида.
Проблемы семьи имеющей ребенка с особыми нуждами, могут возникать и обостряться на разных этапах жизни. Известно, что даже самые любящие, заботливые и оптимистически настроенные родители, воспитывая такого ребенка, испытывают огромную эмоциональную и психологическую нагрузку, что в конце концов может привести к срыву.
Чаще всего подобная ситуация случается с матерью. Поэтому социально-психологическую помощь семьям призваны оказывать такие специалисты как психологи, социальные педагоги и социальные работники.
Одним из методов социальной поддержки семьи является социальный патронаж, который предполагает совместную деятельность специалистов по социально-психолого-педагогической реабилитации.
Социальный патронаж - это обследование семьи с целью выявления социально-психологических, демографических, жилищно-коммунальных особенностей и разработка индивидуально для каждой семьи программы социально-педагогической реабилитации.
Патронаж дает возможность наблюдать ребенка и его семью в естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Социальный патронаж - посещение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, с целью определения условий жизни, нуждаемости ребенка-инвалида и его семьи в различных видах помощи.
Социальный патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной ("командной") работы специалистов разного профиля.
Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.
Комплексный социальный патронаж осуществляется психолого-педагогическими, медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они инициируют новые подходы к организации социального пространства помощи детям - инвалидам, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социального обслуживания их семей на междисциплинарной основе.
Базовой основой социального патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.
Комплексный социальный патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения.
Становление в нашей стране системы социального патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное (субъект - субъектное) участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.
Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы социального патронажа являются следующие:
· рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;
· увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;
· качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности);
· нормализация внутрисемейных отношений;
· качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.
Социальное патронаж инвалида и его семейного окружения с момента установления инвалидности, осуществляется специально прикрепленным социальным работником для выявления различного рода потребностей инвалида, а также консультативной, информационной поддержки инвалида и его родственников, установления связи инвалида и семьи с государственными и общественными организациями, в том числе в части планирования жизнеустройства.