Структура аксиологии представляет собой совокупность направлений изучения ценностей, которые уместно будет охарактеризовать как, во-первых, исследования, посвященные постижению природы ценностного отношения (ценности), во-вторых, исследования, направленные на формирование и проработку концептуальной модели ценностного отношения, ценности, следовательно, изучение структуры, особенностей, типологического ряда ценностных отношений, функциональной зависимости между различными ценностями, форм их реализации в качестве структурообразующих параметров духовного мира человека, сообщества, наконец, в-третьих, исследования, ориентированные на операционализацию соответствующих концептуальных моделей (аксиологические теории) применительно к изучению конкретных культурно-исторических параметров воспроизводства ценностных отношений, ценностного сознания, ценностей. В последнем случае речь заходит об изучении роли, места, функционального проявления ценностей в качестве оснований конкретных социокультурных контекстов, их динамики и соотношения в рамках сопоставления различных (синхронно и исторически) социокультурных систем.
Первое направление исследований является областью соприкосновения аксиологии с онтологией, второе – характеризуется в качестве «теоретического ядра» аксиологической проблематики, соприкасаясь с множеством специальных философских исследований, тогда как третье – граничит, главным образом, с проблематикой социологических, исторических и других научных исследований ценностного аспекта, содержания человеческой жизнедеятельности.
Итак, аксиология – специальная философская дисциплина. В этом качестве она непосредственно взаимодействует: 1) с другими специальными философскими дисциплинами (философская антропология, социальная философия, этика, философия науки), 2) с онтологией как уровнем философского знания, который концептуально предшествует специализированным философским исследованиям, а также 3) с конкретно-научными дисциплинами.
При этом очевидно, что характер связей структурно своеобразен для каждого из этих случаев. Одно дело – взаимодействие различных фрагментов в пределах одного методологического подуровня (специальные философские дисциплины), другое – между различными подуровнями (подуровни философии) и третье – между разными уровнями теоретического познания, т.е. между философией и конкретной наукой. И речь в данном случае не идет о простоте или сложности, о степени интенсивности или эффективности взаимодействия соответствующих отраслей знания с точки зрения взаимообмена, трансляции познавательного ресурса.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Подобные вопросы, безусловно, представляют интерес для исследования, однако в данном контексте актуальным является не прагматический, а структурный аспект проявления методологических связей аксиологии. Именно это позволяет идентифицировать ее дисциплинарную позицию и, следовательно, функциональные параметры интеграции дисциплины в общий ход развития познавательного процесса.
Предметом аксиологического исследования является «ценность», ценностный аспект человеческой жизнедеятельности. Особенности изучения последнего определяются системой онтологических представлений, предшествующих аксиологическому исследованию в качестве «фрагмента» его методологических оснований. Они являются проекцией определенной онтологической концепции, параметры которой детализируются в ходе изучения конкретного (с точки зрения философии) предмета исследования. И это, наряду с проблемой концептуализации ценности в качестве онтологического образования, служит точкой соприкосновения аксиологии с онтологией. В то же время ценность является объектом рассмотрения, исследование которого становится особенно актуальным в контексте формирующегося в современном познании идеала научной рациональности.
Изучение ценностей, их структуры, особенностей, эволюции оказывается одним из путей движения к осознанию принципа социокультурной обусловленности познания, когнитивной насыщенности социальных процессов и, более широко, обусловленности «действительного» характером социокультурной заданности соответствующей системы координат, остов которой представляет собой структуру мировоззренческих оснований, воспроизводимых в качестве ценностей.
Соответственно, изучение аксиологической проблематики под данным углом рассмотрения проявляет аксиологию в методологической функции по отношению, с одной стороны, к дисциплинам социально-философского цикла и, с другой – к социально-гуманитарным наукам. Причем если на уровне специальных философских дисциплин подобное взаимодействие носит методологический характер разработки соответствующей концептуальной модели, то в формате взаимодействия специальной философской дисциплины (аксиология) и конкретной науки оно приобретает «общемировоззренческие» особенности применения сформированной в философии системы представлений в ходе фактологически ориентированных научных исследований.