Дознаватель - одна из самых молодых, сложных и интересных профессий в системе органов внутренних дел.
Согласно ст. 5 УПК РФ:
• органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;
• дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;
• дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания; иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Виды органов дознания относятся (в соответствии с ч. 1 ст.40 УПК РФ) представлены в Приложении Б.
Итак, дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования - предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения.
Поэтому на органы дознания возлагаются следующие процессуальные задачи:
• производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
• выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
• производство дознания как формы предварительного расследования (ст.32 УПК РФ);
• производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч.1-3 ст.157 УПК РФ);
• выполнение следственных действий по поручению следователя (ч.4 ст.157 УПК РФ).
При этом возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается. Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Орган дознания является коллегиальным субъектом уголовной юрисдикции. Структурно он состоит из следующих звеньев: начальника органа дознания; начальника подразделения дознания; дознавателей.
В процессе расследования преступления дознаватель дает правовую оценку действиям преступника, и от его решения во многом зависят судьбы людей. В настоящее время более трети всех уголовных дел доведенных до суда, заканчивают именно дознаватели.
Сотрудники ОД в своей повседневной деятельности осуществляют анализ, прогнозирование, планирование, контроль за расследованием уголовных дел находящихся в производстве дознавателей. Все обладают достаточными знаниями, способностями анализировать и принимать управленческие решения.
Все сотрудники ОД профессионалы: имеют высшее юридическое образование и успешный стаж практической работы. Поэтому показатели работы отделения дознания из периода в период стабильные.
Основными задачами ОД являются:
• производство предварительного расследования в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно;
• соблюдение мер по обеспечению законности при производстве дознания;
• проведение профилактических мероприятий по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Кроме того, сотрудники ОД принимают участие в охране общественного порядка в период проведения культурно-массовых мероприятий, осуществляют проверку соблюдения законности при проведении выборов.
При этом в своей деятельности руководствуется конституционными принципами: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, презумпция невиновности и др.; общепризнанными принципами и нормами международного и уголовного права.
Деятельность ОД регулируется действующим законодательством РФ:
• Конституцией Российской Федерации;
• Федеральным законом «О полиции»;
• Уголовным Кодексом РФ;
• Уголовно-процессуальным Кодексом РФ;
• Федеральными Конституционными законами;
• Федеральными законами;
• Указами и распоряжениями Президента РФ;
• Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
• Нормативно-правовыми актами ГУ МВД России;
• Законодательными и др. нормативными актами ГУ МВД России по Саратовской области;
• Приказами и распоряжениями МО МВД России «Бородинский».
Процессуальные документы по уголовным делам, подследственным органам дознания:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.
• Уведомление о подозрении в совершении преступления.
• Протокол о вручении уведомления о подозрении в совершении преступления и разъяснении прав подозреваемого.
• Постановление о применении органом дознания меры пресечения в виде подписки о невыезде.
• Подписка о невыезде, которая дана органу дознания.
• Постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
• Постановление о продлении срока дознания.
• Обвинительный акт.
• Протокол уведомления об окончании следственных действий.
• Протокол ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.
Рабочий кабинет дознавателей - это далеко не единственное место их работы, ежегодно до четверти рабочих дней они трудятся в командировках по районным и городским подразделениям. Сегодня работа сотрудников ОД включает в себя проведение различных процессуальных действий. Это - квалифицированное рассмотрение материалов доследственных проверок, выезды в составе следственно-оперативных групп на места происшествий, производство неотложных следственных действий, изобличение лица, совершившего преступление. Дознаватели при расследовании уголовных дел тесно взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции. Существенно увеличилась нагрузка на дознавателей и по выездам на места происшествий в составе СОГ. Вот далеко не полный перечень всего того, чем ежедневно занимаются сотрудники ОД.
Отмечу, что интересы дознавателей со следователями не пересекаются, так как закон четко делит преступные деяния на подследственные органам дознания и на те, которыми занимается следствие. Нам достались дела небольшой и средней тяжести, следствию - все остальное. Так что у следователей больше возможностей активно работать над раскрытием и расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.
В связи с тем, что, по мнению сотрудников отдела, объем процессуальной работы по преступлениям, предварительное следствие по которым не обязательно, в ближайшем будущем будет только расти - требуется совершенствование организации управления, нормативно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения подразделений дознания. Первостепенное значение приобретают вопросы системного обучения сотрудников, повышения их квалификации. Обучение специалистов - одна из важнейших функций отдела организации дознания. Ежемесячно с дознавателями, которые проработали в должности менее трех лет, проводятся занятия.
Ежеквартально на базе отдела проводятся семинары - совещания, куда приглашаются работники прокуратуры, суда, отделов МВД России, а также с кем им приходится сталкиваться в своей деятельности. К сожалению, пока еще не в полной мере соответствует нормам и материально-техническая оснащенность службы. На оперативность и эффективность деятельности подразделений дознания также влияет отсутствие инфраструктуры удаленного доступа к информационным ресурсам органов внутренних дел. Тем не менее, несмотря на все проблемы и сложности оперативной обстановки, ОД со времени своего создания имеют стабильно высокие показатели оперативно-служебной деятельности.
В процессе прохождения практики в отделе дознания мною были изучены: состав отдела дознания, должностная инструкция сотрудников отдела дознания, роль отдела дознания и его задачи в уголовном судопроизводстве, компетенция органа дознания, правовая основа деятельности органа дознания; ознакомилась с организацией работы отдела дознания.
Приобретены навыки по составлению проектов уголовно-процессуальных документов таких, как протоколы и постановления.
Протокол - официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание). Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
В протоколе указываются:
• место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
• должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
• фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Протокол должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий. В случаях, предусмотренных УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых.
Постановление - это процессуально оформленное решение лица или органа, ведущего уголовный процесс, которым обосновывается и предписывается выполнение тех или иных процессуальных действий.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были. Что заказали зэки?