Напрямую на необходимость защиты указывают отдельные статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также Федеральный закон № 119. Именно в последнем проекте и прописаны все необходимые данные, которые необходимо учитывать суду для защиты отдельных лиц.
Стоит выделить и еще один важный документ. Это постановление Верховного суда № 17. Так, представленный документ регламентирует необходимость передать сообщение всем нижестоящим судам о применении в определенных случаях ряда мер по защите и предоставлении безопасности потерпевшим и свидетелям. Данное ходатайство должно подаваться почти по всем уголовным делам.
Таким образом, защита свидетелей и потерпевших - это довольно большой и сложный процесс, имеющий под собой значительную правовую базу.
Рассказывать о применении основных мер безопасности в отношении защищаемых лиц необходимо, опираясь на шестую статью соответствующего Федерального закона. Именно этот нормативный акт регламентирует основные методы, которые могут применяться в отношении потерпевшего или свидетелей.
Вот, что сюда относится:
• имущество, собственность и жилище находятся под личной охраной;
• отрегулирована связь оповещения об опасных ситуациях, выданы средства индивидуальной защиты;
• у охраны есть все необходимые данные о защищаемом лице;
• обеспечена конфиденциальность определенных сведений.
Защита свидетелей и потерпевших может предполагать и другие, более "радикальные" меры:
• внесение изменений в документы;
• переезд на другое место жительства;
• изменение внешних данных защищаемых;
• изменение рабочего или учебного процесса и местоположения;
• изоляция в безопасном месте и некоторые другие методы.
Далее стоит более подробно раскрыть те группы мер, которые может применять судебный орган в соответствии с ФЗ-119 и УПК РФ.
Дабы была обеспечена качественная защита потерпевшего и свидетелей, следователь имеет право не разглашать данные об их личности в протоколе. Под такую же систему могут попасть близкие и родственники защищаемых. Однако стоит учесть, что подобную процедуру нельзя будет осуществить без оформления специального уведомления и заверения его судьей (стоит также отметить, что в течение всех дальнейших процессов в отношении защищаемых будут использоваться псевдонимы).
Следователь может установить систему прослушивания телефонных и иных переговоров между защищаемыми и иными лицами. Необходимы бывают подобные меры, как правило, лишь в том случае, когда существует явная угроза вымогательства или насилия в отношении потерпевшего или свидетелей.
Защита свидетелей и потерпевших может также предполагать следующие условия:
• закрытое судебное заседание;
• допрос, скрытый от посторонних лиц;
• передача дела военному суду (с разрешения Генерального прокурора, и то лишь в самых крайних случаях).
Названный выше Федеральный закон регламентирует возложение защиты свидетелей и потерпевших на определенные инстанции. Что это могут быть за органы? Каким образом они принимают решение о таком процессе, как защита потерпевших от преступлений?
Закон гласит, что существует ровно две группы органов, которые обязаны заниматься защищаемыми. Первая группа - органы, принимающие соответствующее решение. Сюда можно отнести судью (или сам суд), руководителя следственного отдела, следователей, руководителей органов дознания и некоторых других лиц (или инстанций). Вторая группа - это органы, которые занимаются непосредственным осуществлением мер безопасности.
Здесь стоит выделить:
• органы ФСБ;
• органы контроля над оборотом наркотиков и психотропных веществ;
• воинские части, командование воинских частей;
• уголовно-исправительную систему;
• судебных приставов;
• иные государственные органы.
Таким образом, оформлением и осуществлением защиты занимается довольно большое количество самых различных инстанций.
Каким образом реализуется государственная защита свидетелей и потерпевших? Федеральный закон устанавливает ряд определенных этапов в работе соответствующих органов. Так, первое, что необходимо сделать, это собрать письменные заявления с будущих защищаемых. Естественно, без согласия самих потерпевших и свидетелей начать работу по их защите не выйдет.
Далее указанные органы должны проверить поданное им заявление о предоставлении защиты. Дается им на это ровно трое суток. Должны быть качественно рассмотрены причины просьбы. Лишь после этого принимается решение об отказе либо о согласии. И в том, и в другом случае должно быть вынесено мотивированное заявление. Так, если дается согласие, то копия заявления отходит будущему защищаемому лицу. Наконец, после того как все работы с документами будут закончены, соответствующие органы начинают подготовку по избранным мерам безопасности.
Насколько качественно осуществляется защита потерпевшего и свидетелей в Российской Федерации? Мнения на этот счет различны. Естественно, сами органы хвалят себя. Эксперты же говорят о том, что механизм защиты пока еще далек от совершенства.
Нельзя пропустить содержание четвертой статьи соответствующего Федерального закона. Именно в этой статье говорится об основных принципах, на основе которых и строится защита потерпевшего в уголовном процессе.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• государственная защита выстраивается на основе принципов законности; так, для каждого элемента, для каждой процедуры существует отдельная статья или глава в законах;
• обязательным является принцип уважения свобод и прав любого гражданина РФ;
• устанавливается принцип взаимной ответственности органов;
• защита прав потерпевших не может осуществляться без прокурорского надзора и специального контроля;
• применение методов безопасности никоим образом не должно мешать трудовым, жилищным, пенсионным или иным другим правам лиц, находящимся под защитой.
Это все принципы, которые прописывает соответствующий Федеральный закон.
Выше уже было рассказано о порядке работы органов, которые должны предоставлять защиту определенным лицам. Теперь же стоит рассказать о содержании статьи 23 ФЗ №119. Именно в этой статье повествуется о правах и обязанностях лиц, находящихся под защитой.
Вот, что относится к списку прав:
• знание своих прав;
• требование личной и имущественной безопасности;
• требования социальной поддержки (применимо не во всех случаях);
• требование мер дополнительной безопасности;
• обжалование решений тех или иных органов в суде;
• обращение за психологической помощью.
Об обязанностях стоит сказать следующее:
• безукоризненное выполнение законных требований органов, предоставляющих безопасность;
• информирование соответствующих органов об угрозе;
• сохранение полученной тайны;
• соблюдение требований федеральных законов и прочих нормативных актов.
Таким образом, закон о защите потерпевших и свидетелей регламентирует довольно большое количество обязанностей и прав самих защищаемых.
Глава 5 рассматриваемого Федерального закона регламентирует основные элементы ответственности, которые могут наступить за нарушение действий государственной защиты. При этом ответственность возлагается как на должностное лицо, так и на самого защищаемого.
Статья 25 ФЗ устанавливает, что то или иное должностное лицо, виновное в некачественном осуществлении государственной защиты, несет ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Статья 26 устанавливает основные меры ответственности за разглашение сведений о защищаемом лице. При этом государственная защита потерпевших предполагает наложение ответственности и на само защищаемое лицо. Так, может быть возбуждено соответствующее дело, если гражданин захочет продать, заложить, отдать или подарить все то имущество, которое было ему выдано в целях обеспечения безопасности.
Таким образом, защита потерпевшего по уголовному делу - это довольно серьезный и сложный процесс.
Защита потерпевшего в уголовном процессе не может осуществляться без соответствующего финансового, технического или материального обеспечения. Статья 28 рассматриваемого Федерального закона указывает на то, что покупка всего необходимого оборудования осуществляется за счет государственных средств. При этом контролировать закупку всех технических средств обязана сама система органов безопасности. Самое важное, что здесь стоит отметить, - это невозможность возложения расходов на защищаемое лицо. Такая система, как защита потерпевших от преступлений, предполагает закупку всего необходимого оборудования только за счет государственного бюджета. Именно поэтому любые финансовые просьбы или требования со стороны органов защиты будут считаться незаконными.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?