Структурами мезоэкономики являются, как правило, объединенные совокупности, включающие в себя предприятия как неделимые элементы, нуждающиеся в координации и управлении, структурированные по целям, ресурсам, технологиям или экономическим интересам.
Характерной особенностью мезоэкономических структур является трансформация отношений собственности в контексте ее отдельных составляющих.
Основываясь на изложенном выше, под мезоэкономикой будем понимать отрасль экономической теории, связанной с исследованием сущности, экономической природы, ролевой функции и механизмов функционирования промежуточных (серединных) систем, стоящих между микро- и макроэкономическими системами стратифицированного народного хозяйства, имеющими самостоятельное значение.
Базируясь на таком определении, становится очевидным, что многообразие мезоэкономических структур нуждается в типологизации. Целью такой типологизации является необходимость выявления сущностных основ функционирования систем мезоуровня, а также причинных форм объединения первичных элементов в мезосистемы в контексте поиска резервов их устойчивого развития в стратифицированной социально-экономической среде.
Очевидно, что мезоэкономические структуры являются разнородными как по своей внутренней сущности, так и по детерминантам возникновения и функционирования. Так, корпорации как мезоэкономические структуры возникают в результате объединения собственности. Как указывалось ранее, такое объединение может базироваться на межотраслевых связях или в рамках определенных территорий. При этом отношения собственности являются здесь механизмом реализации интересов и экономических потребностей частного собственника.
Отношения собственности участвуют и в реализации экономических интересов региона как владельца собственности и субъекта предпринимательской деятельности. В частности, представление региона как субъекта предпринимательской деятельности описано в трудах Н.А. Колесниковой. При реализации социальных интересов регион вынужден выступать регулятором предпринимательской деятельности, эффективность достижения которых зависит от степени согласования интересов региона и хозяйствующих субъектов, расположенных на его территории. Такая согласованность зависит от того, насколько соблюдается целостность подобной мезоэкономической структуры и теснота связи между ее элементами.
Отрасль в данном контексте представляется как некое абстрактное объединение схожих по технологиям и ресурсам субъектов микроэкономики. В условиях отсутствия отраслевого управления исследование подобной мезоэкономической структуры необходимо для разработки механизмов развития схожих экономических объектов с возможностью их тиражирования применительно к дифференцированным социально-экономическим условиям.
Является очевидным тот факт, что один объект микроэкономики может принадлежать к различным мезоэкономическим структурам. Однако цель его включения и степень влияния на такие структуры будет разной.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Эффективность функционирования структур мезоуровня будет зависеть от степени согласования интересов субъектов хозяйствования, составляющих мезосистему.
Мезоэкономические структуры отличаются и по своей организационной природе. Так, корпорация по своей организационной форме является институциональным субъектом экономики или имеет выраженную организационно-правовую форму, например ФПГ и холдинги. Регионы могут являться субъектами РФ или муниципальными образованиями, имея вполне определенный правовой статус. Отрасль же в настоящее время больше понятие теоретическое или используемое в материалах официальной статистики, т.е. в экономическом смысле является несколько абстрактным объектом.
Также можно дифференцировать структуры по степени жесткости объединения входящих в них объектов микроэкономики. Наибольшей жесткостью связей между элементами обладают корпорации. Это обусловлено тем, что подобные связи инициированы собственностью, обладают внутренней организационной структурой и распределением функций между элементами. В системе региональной экономики связи между входящими в нее хозяйствующими субъектами опосредованы территориальными условиями и ресурсами и зависят от степени согласованности интересов различных участников процесса хозяйствования. Отрасль не обладает жесткостью связи. Элементы, входящие в отрасли могут, лишь сочетать технологии, ресурсы, стили управления и т.д.
Как отмечает Н. Дорогов, региональная экономика отличается от других систем мезоуровня, в частности от корпоративных структур, тем, что не может быть ликвидирована или прекращена реализация функций. Особенностью также в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и природных процессов, что может выражаться, например, в депрессивности региона. Присутствие крупных корпоративных структур в социально-экономических системах разного уровня в настоящее время является объективной реальностью, и в этих условиях формирование механизмов регулирования и управления такими системами невозможно без понимания экономических основ хозяйствования крупных хозяйствующих субъектов как устойчивой формы существования бизнеса.
Мезоэкономическими объектами с определенной степенью условности можно считать группы предприятий, сформированные по размеру, например малые, средние, крупные, с помощью различных по экономической и институциональной природе интеграционных механизмов взаимодействия и согласования экономических механизмов. В этом смысле к мезоэкономическим объектам можно приложить понятие пакета, т.е. комплекта комплементарно однородных, но обособленных объектов, взаимодействующих на основе согласования разнонаправленных экономических интересов. Такие пакеты уже не являются однородными и требуют индивидуального подхода к анализу.
Механизмы взаимодействия корпоративной и территориальной экономик существенно различаются в зависимости от государственного устройства. Так, в федеративных государствах усиливается тенденция вмешательства государства в деятельность крупных корпоративных структур. В частности, существует жесткое антимонопольное законодательство, контроль за финансовыми и фондовыми операциями и увеличение доли госсобственности. Усиление государственного влияния здесь призвано вовлечь потенциал корпораций в решение общегосударственных задач и усилить конкурентную борьбу за территориальные факторы производства. Малые унитарные страны с низким уровнем внутренних межрегиональных диспропорций стремятся к либерализации и применяют механизмы привлечения не просто иностранных инвестиций, а иностранных компаний со своими механизмами хозяйствования для диверсификации отраслевой структуры и достижения устойчивых позиций в глобальном рынке. Взаимодействия корпоративной и территориальной экономик можно отразить в виде нормативно-правовых, институциональных и социально-экономических механизмов. Применение тех или иных механизмов и их комбинаций базируется на исходной взаимозависимости социально-экономического развития мезоэкономических структур различного типа.