Проблематизация понятия толерантности, в том числе и политической, сегодня происходит в ситуации смены социально-философского мышления, что, в частности, вызвано осмыслением специфических характеристик современности, таких как многомерность, разнородность, расколотость современного социального и политического пространства. Актуальность проблемы заключается также в ее значимости в сфере прикладной политики, где толерантное поведение уже осознается не только в качестве определенной ценности или общественного идеала, но и является выигрышной стратегией достижения определенных целей.
Характеризуя вслед за Теллом, Тоффлером и многими другими теоретиками современную эпоху как информационную, можно признать, что за последнее столетие значительно увеличилось влияние именно информационной составляющей на способ и формы социально-политического бытия государства и гражданского общества. Политическая толерантность сегодня - это важнейший атрибут политической культуры демократического социума, включающего в себя и государство, и гражданское общество.
Такая разновидность толерантного поведения проявляет себя в равноправном публичном диалоге, участниками которого, с одной стороны, являются органы, учреждения и институты государственной власти, а с другой стороны, негосударственные (общественные, некоммерческие, добровольческие, самодеятельные и т.д.) организации, политические партии, профсоюзы, церковь и другие институты гражданского общества. "Распространение толерантных принципов готовности к диалогу предполагает целый комплекс условий, - считает С.М. Губаненкова. - Свое воздействие оказывают разнообразные факторы: социально-экономические условия, политическая воля и интересы элит разного уровня, наличие соответствующих законов, взаимоотношения между этносами, исторические традиции и, конечно же, менталитет и политическая культура народа".
Политика - сфера, где, как и в спорте, всегда присутствует четко выраженное стремление к победе, превосходству, доминированию над другими, то есть к политическому господству. Сегодня можно фиксировать отсутствие толерантности во многих отдельных категоричных высказываниях, транслируемых средствами массовой информации. В выступлениях политических лидеров и рядовых граждан. Однако и категоричные высказывания могут способствовать процессу обсуждения, дискуссии, диалога в том случае, если они дают повод в качестве реакции вызвать различные мнения и позиции, что создает эффект толерантности.
В процессе политического соперничества каждая сторона стремится доказать свою правоту и опровергнуть доводы противоположной, что создает весьма высокий конфликтный потенциал. Взаимодействие политических субъектов, это не только воздействие одного политического актора на другого (других), но еще наличие обратной связи, выражающееся в ответном воздействии (противодействии, содействии) адресата на адресанта, между ролями в процессе коммуникации, показателям толерантности относят эмпатию-адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека. Но в политике чувства значимы менее всего.
Из всех чувств наиболее актуальным является чувство тщеславия. Тщеславный, по определению В.Г. Крысько, "кто жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почёту, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почёта и внешних знаков почестей". Другие скрываемые политиками чувства - зависть и честолюбие. Тщеславие, зависть и честолюбие не могут не сопротивляться эмпатии.
И ещё об одном чувстве - чувстве эйфории. Эйфория, по данным словаря: состояние неестественного приподнятого настроения, довольства, не соответствующее объективным условиям, излишняя говорливость, опасная беззаботность. Политическая эйфория провоцирует экстремизм, нагнетание страстей - всё это не способствует толерантным отношениям в обществе. Власть должна быть тихой, считали наши предки, и тогда она способна делать полезные для людей дела.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Эйфория - как индивидуальная, так и общественная - проходит (затянувшаяся эйфория опасна по психологическим параметрам), и в постэйфорический период приходит понимание того, что истина не справа, не слева и даже не посредине, а в глубине сознания. Толерантность как фактор демократического сознания имеет именно такую пространственную очерченность.
Что касается толерантности в политике, можно сказать, что современная социальная и культурная ситуация в нашей стране характеризуется демократическими преобразованиями, полным уничтожением тоталитарных режимов, а также позитивными изменениями в политике. Однако, вместе с тем, человечество сталкивается с такими реальными опасностями, угрожающими правам, свободам и жизни граждан, как международный экстремизм, обострение ксенофобии, разнообразные национально-этнические и религиозные конфликты, международный терроризм. Именно актуальность данных проблем ставит перед нами нелегкую задачу поиска решений, с помощью которых мы сможем сохранить целостность мира, дружественные отношения между странами и народами.
Толерантность в этой ситуации есть условие выживания человечества, а в более широком контексте - всего живого на планете. Именно в этой контексте можно употребить понятие "глобализация", как одно из фундментальных для решения этих проблем. Итак, "глобализация" - это процесс установления взаимосвязей в экономической, социальной, политической, духовно-культурной и других сферах жизнедеятельности социумов и регулируемый политикой государств, их лидеров и иных субъектов. Как следствие глобализация катализирует толерантные отношения между странами. Во многом здесь играют роль организации и международные фонды, правовые акты, которые выполняют функцию донесения толерантности в массы.
В настоящее время "нетерпимость" имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. По этой причине правозащитники выступают с позиции объяснения понятия "толерантности" прежде всего в целом как преодоления абсолютно всех форм расизма и расовой дискриминации и считают, что такого рода отношение к "толерантности" вовсе не означает игнорирование других форм нетерпимости.
Согласно их мнению, непосредственно в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального либо этнического происхождения, "нетерпимость" в нынешнем обществе проявляется более наглядно. Весьма часто, "толерантность" связывают с необходимостью просвещать социум, развивать терпимость и уважение, подавлять психологические барьеры, способствующие появлению фобий.
Считается, что наиболее эффективный механизм воспитания толерантности - изучение иных культур. На него нацелено большинство международных образовательных программ и на нем же строится вся политика ЮНЕСКО. Сегодня определена государственная политика в области создания условий для социализации личности, переосмысления традиционных основ воспитания.
Это нашло отражение в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Национальной доктрине образования в Российской Федерации и других нормативных правовых документах. В Национальной доктрине образования сформулирован социальный заказ на качество выпускника общеобразовательного учреждения, в соответствии с которым российскому обществу требуются образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные сотрудничать, обладающие критическим мышлением, готовые к международному взаимодействию, ответственные за судьбу страны и планеты в целом.