Многообразие подходов к объяснению процесса унификации не позволяет даже говорить о единстве самого понятия «унификация». В последние десятилетия в научный оборот были также введены и другие понятия - «гармонизация законодательства», «сближение правовых систем», «координация» и ряд других. По нашему мнению, подобная несогласованность в терминологии не означает сильного расхождения во взглядах на суть унификационных процессов, она объясняется, прежде всего, отсутствием единства относительно различных видов и механизмов осуществления унификации. Возникнув в конце XIX- начале XX в., термин «унификация» предназначался только для обозначения деятельности государств по созданию единообразного регулирования определенных общественных отношений посредством заключения международных договоров. В дальнейшем стало очевидно, что унификация может осуществляться не только путем заключения международных договоров, да и степень единообразия вводимых в национальное право норм может быть различной - от полного единства до сходства в общих чертах. Это, как справедливо отмечает СВ. Бахин, «обусловило появление новой терминологии, призванной обозначить различные грани унификационных процессов».
Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т. д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права — в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам).
Унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии):
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Собственно на этом этапе создаются единообразные нормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.
Принятие международного договора и соответственно международно-правовых унифицирующих норм государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств — сторон соответствующего договора.
2. Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием (трансформацией, национальной имплетацией) международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, т. е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов. Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В РФ правовая основа этого процесса предусмотрена п.4 ст.15 Конституции: «…международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».
Завершается эта стадия принятием национально – правовых унифицированных норм. Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо Федерального закона (о ратификации, о присоединении) (вводимые нормы будут обладать силой федерального закона), либо правовых актов Президента или Правительства (н-р, Постановление Правительства о присоединении) (вводимые нормы будут обладать юр. силой подзаконного акта).
Процесс унификации имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XX века. Сущ. орг. Специализирующиеся на унификации права (Гаагская конференция по международному частному праву), обеспечивающие сотрудничество между гос-вами (Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)). Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия межд. договоров, направленных на унификацию права.
Виды унификации:
I. по способам правового регулирования:
А) унификация коллизионных норм (Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930г.);
Б) унификация материальных частноправовых ном (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.);
В) смешанная унификация (Всемирная конвенция об авторском праве 1952г.).
II. по предмету: унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального, семейного, наследственного, транспортного права и т.д. унификация гражданского процессуального права. Наиболее высокая степень унификации достигнута в области внешнеэкономических отношений (Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.), унификация договоров об оказании правовой помощи (смешанная в широком смысле слова, и по 1му и по 2му критерию).
III. в зависимости от вида международного договора:
А) Универсальная (для всех государств Венская конвенция);
Б) Региональная (локальная в пределах ограниченного круга государств - одного географического района или в рамках интеграционных образований) (Евразийская патентная конвенция);
В) двусторонняя Российско-польский договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам).
Особенности применения унифицированных норм:
Унифицированные нормы не сливаются с нормами внутреннего права в единые массы, а сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхождением. Договор определяет пространственную сферу реализации Унифицированные норм, предметную сферу применения Унифицированные норм, специфику толкования Унифицированные норм, временные рамки (приобретают юридическую силу не ранее момента, когда договор вступает в силу, прекращение договора прекращение действия унифицированных норм).
Какие нормы применять?
1. Унифицированные и национальные нормы (п.4.ст.15 УК РФ «Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
2. Унифицированные коллизионные и материально-правовые нормы (п.3с.1186ГК «Если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого в вопросах, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается).
3. Унифицированные нормы универсального, регионального, двустороннего характера (вначале следует обратится к двусторонним, потом к региональным, потом к универсальным).