Унификация — (от. лат. umis — один, facio — делаю; объединение) — наиболее распространенный и эффективный метод стандартизации, который предусматривает приведение объектов к однотипности на основе установления рационального числа их разновидностей. Дает возможность снизить стоимость производства новых изделий, повысить серийность и уровень автоматизации производственных процессов.
Основой унификации является систематизация — распределение предметов продукции в определенном порядке и последовательности которые создают удобную систему использования. Уровень унификации определяется с помощью системы показателей из которых обязательными являются коэффициент использования на уровне типоразмеров.
Под коэффициентом принимают отношение количества заимствованных, купленных и стандартизованных типоразмеров к общему количеству типоразмеров изделия.
Унификация — обеспечение рационального единообразия различных видов продукции, деталей, узлов и других конструктивных элементов, применяемых материалов и технологических процессов.
Унификация способствует повышению серийности производства, применению высокопроизводительных и автоматизированных средств и прогрессивных технологий их изготовления, углублению специализации и расширению кооперирования производства.
В результате унификации достигается экономия трудовых и материальных ресурсов, сокращение сроков разработки и освоения новых видов продукции и длительности производственного цикла ее изготовления, рост производительности труда, повышение качества продукции и эффективности производства.
При этом сокращаются затраты на техническое обслуживание и ремонт изделий, облегчается снабжение предприятий запасными частями, внедряются прогрессивные методы организации технического обслуживания и ремонта. Унификации подлежат также конструкторские и другие документы, формы учета и планирования, бланки и др. Различают заводскую, отраслевую и межотраслевую унификацию.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Заводская унификация включает номенклатуру изделий, изготавливаемых одним предприятием, отраслевая — выпускаемых несколькими предприятиями отрасли, а межотраслевая — составные части изделий общепромышленного применения.
Межотраслевая унификация позволяет организовать массовое и крупносерийное производство крепежа, подшипников и других изделий. В технических заданиях на разработку изделий указываются требования к унификации и показатели унификации.
Унификация характеризуется коэффициентами применяемости (отношение количества типоразмеров стандартных и унифицированных деталей к общему количеству типоразмеров деталей), повторяемости (отношение общего количества деталей к общему количеству типоразмеров деталей).
Стандартизация и унификация
Большая часть управленческой информации закрепляется в виде документов. Сам процесс управления характерен значительным разнообразием и повторяемостью рабочих ситуаций и предпринимаемых действий по их разрешению. Отсюда большое, зачастую неоправданное разнообразие документов, элементов их составляющих и необходимость их стандартизации и унификации.
Экономическая эффективность унификации и стандартизации документов достигается в результате снижения затрат на составление, изготовление и оформление документов, их обработку. Кроме того, может быть получен косвенный эффект за счёт совершенствования системы управления, выражающийся в повышении оперативности управления за счёт сокращения времени на все виды работ с документами и приближении принимаемых решений к оптимальным вариантам в результате повышения качества документов. Следовательно, унификация документов будет представлять собой решение задач по совершенствованию их содержания и форм.
Содержание документа, применяемого в управлении, определяется составом и значением реквизитов, которые в него входят. Реквизиты могут быть разными, однако это не исключает возможности предъявления к ним общих требований.
Таким образом, объектами унификации и стандартизации документа должны быть как его форма, так и состав включаемых в неё реквизитов.
Основными задачами совершенствования содержания документа должны быть: при унификации - отбор реквизитов, соответствующих назначению документа и методам его обработки; при стандартизации - установление единых требований к реквизитам, включаемым в документы.
Основными задачами совершенствования форм документов следует считать: при унификации — целесообразное уменьшение разнообразия документов по форме и правилам оформления; при стандартизации - формирование и внедрение в качестве обязательной нормы ограничений, позволяющих отобрать наиболее эффективные формы и правила оформления документов и обеспечить их длительное хранение.
Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Особое значение в настоящее время имеет качество документа как носителя управленческой информации. На первый план выдвигается требование повышения информативности и унификации документов как по форме, так и по содержанию. Эта задача и решается методом стандартизации.
Существо термина «стандартизация» характеризуется тремя основными моментами. Во-первых, стандартизация есть устанавливаемые на длительный промежуток времени общегосударственные общеобязательные нормы создания документов. Причём она не только вводит нормы, но и гарантирует их соблюдение. Во-вторых, это унификация свойств и качеств документа, введение единых размеров форм, правил, требований для всех документов и, в-третьих, стандартизация — это закрепление и распространение лишь тех качеств и свойств документов, которые имеют наибольшую функциональную оправданность, обеспечивают наибольший управленческий эффект.
В области делопроизводства суть стандартизации следует толковать как процесс установления и применения оптимальных правил, норм по оформлению Документации, принятых в установленном порядке для всеобщего и многократного их использования.
Государственный стандарт России «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». ГОСТ Р 6.30 — основной стандарт в области делопроизводства, хоть и имеет многоаспектное применение. Основное его использование — в организациях всех форм собственности в качестве основы при разработке инструкций, правил или стандартов по документационному обеспечению управленческой деятельности.
Результатом работы по стандартизации могут быть как стандарты на отдельные виды документов (например, ГОСТ 7.32 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления») или их элементы (например, ГОСТ 9327 «Бумага потребительская. Форматы»), так и на унифицированные системы документации. Выше уже приводился ГОСТ Р 6.30 на требования по оформлению ОРД, который входит в состав унифицированной системы организационно-распределительной документации (УСОРД).
На государственном уровне проводятся работы по унификации документов и созданию унифицированных систем документации (УСД).
Унификация — это сокращение неоправданного многообразия разновидностей документов, приведение их к единообразию форм, структуры, языковых конструкций, операций по их составлению, обработке, учету, хранению.
Унификация документов заключается в установлении единообразия состава и форм управленческих документов, фиксирующих осуществление однотипных управленческих функций и задач. Унификация документов проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоёмкости их обработки, достижения информационной совместимости при автоматизированной обработке.
Работа унификации включает:
— разработку, внедрение и ведение унифицированных систем документации (УСД);
— разработку комплексов отраслевых унифицированных форм документов, — отражающих специфику отрасли, и не вошедших в УСД;
— разработку отраслевых классификаторов технико-экономической информации, отражающих специфику отрасли.
УСД — это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
УСД представляет собой комплекс взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определённых видах экономической деятельности; средств их ведения; нормативных и методических документов по их разработке; ведению и применению.
Одновременно разрабатываются классификаторы технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся в УСД. Ответственность за разработку и ведение УСД несут соответствующие министерства и ведомства.
Согласно общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 01 в настоящее время в стране действуют следующие унифицированные системы управленческой документации:
— унифицированная система организационно-распорядительной документации (код 0200000);
— унифицированная система первичной учетной документации (код 0300000);
— унифицированная система банковской документации (код 0400000);
— унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской — документации бюджетных учреждений и организаций (код 0500000);
— унифицированная система отчетно-статистической документации (код 0600000);
— унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации (код 0700000);
— унифицированная система документации по труду (код 0800000);
— унифицированная система документации пенсионного фонда Российской Федерации (код 0900000);
— унифицированная система внешнеторговой документации (код 1000000).
Поскольку унифицированные формы документов, входящие в состав УСД, составляют лишь часть документации организации, для упорядочения документов, не вошедших в УСД, но применяемых в деятельности, организации должны сами проводить работу по унификации форм документов. Результаты этой работы фиксируются в Табеле и Альбоме форм документов, применяемых в деятельности организации.
Одной из УСД является унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД). Характерной её чертой является то, что с её помощью документируются действия организаций и предприятий при выполнении любой управленческой функции на любом уровне управления и в любых отраслях. Поэтому для достижения большего единообразия документов необходимо установить единые требования к их составлению и оформлению, не зависящие от иерархической субординации и ведомственной специфики.
Комплексность подхода к унификации документов, включённых в УСОРД, выражается в том, что в пределах отдельных форм реквизиты располагаются в порядке, соответствующем последовательности их оформления и обработки. При этом учитываются и способы оформления отдельных реквизитов. Одна часть из них оформляется вручную, другая- с помощью технических средств, третья- с помощью отдельных механических приспособлений (штемпелей, печатей). Поэтому реквизиты и показатели, оформляемые одним способом, располагают рядом, чтобы упростить процесс их заполнения. Это, в частности, позволяет оформлять реквизиты, входящие в штамп бланка, одновременно с помощью резинового штемпеля. В УСОРД обеспечивается большая достоверность информации и придание документам юридической силы. При разработке форм отдельных документов обращено внимание на то, чтобы информация, имеющая правовое значение, оформлялась в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к ней соответствующим законодательством, чтобы документы содержали все реквизиты, обеспечивающие им необходимую юридическую силу.
Целью разработки и усовершенствования УСОРД является обеспечение задач управления оптимальной информацией, повышение оперативности принятия управленческих решений. Основной принцип, заложенный в УСОРД, заключается в выделении ряда типовых задач управления, которые реализуются с применением определённой цепочки унифицированных форм документов, построенных на базе единого формуляра. Первый документ цепочки содержит, как правило, исходную информацию, последний - формулировку управленческого решения.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации — комплекс стандартов, взаимоувязанных форм документов, правил и положений, устанавливающих требования к содержанию, построению документов, используемых для решения задач управления.
Таким образом, УСОРД устанавливает пути совершенствования ОРД, даёт возможность обрабатывать ОРД средствами вычислительной техники, регламентирует употребление форм документов в зависимости от задач управления.
Стандартизация и унификация документов тесно связаны. Унификацию рассматривают часто как один из методов стандартизации. Унификация документов также может проводиться и самостоятельно. В этом случае стандартизация как правовое закрепление требований унификации будет лишь одним из методов её практического выражения. Общим для этих двух терминов является требование введения единообразия, различие заключается в правовой силе и сфере распространения, причём общим является понятие «унификация».
Международная унификация
Международная унификация права – одна из ведущих проблем сравнительного правоведения. Симптоматично в этой связи, что X. Гаттеридж, будучи противником унификации, тем не менее посвятил ей три главы в своей известной книге. Некоторые компаративисты склонны превратить унификацию в конечную цель сравнительно-правовых исследований. Такая тенденция упрочилась в начале XX в., когда движение за унификацию достигло наивысшего размаха.
Корни современного унификационного движения можно видеть и римском jus gentium в виде попытки создания единообразного права, применимого к отношениям римлян с иностранцами и с жителями провинций. Движение за естественное право в XVI-XVIII вв. имело универсалистскую направленность; Theatram legale, эта панорама развития всех законодательств мира, очерченная Лейбницем в 1667 г., песет отпечаток унификаторских идей.
Во второй половине XIX в. осуществились первые унификаторские начинания. В основе их лежали практические потребности, раз-питие торговли и международных сношений. Одним из начинателей был Леон Леви, который в середине века предпринял попытку сравнения торгового права Великобритании с романскими системами, кодексами и законами 50 других стран. Он впервые показал связь между сравнительными исследованиями и унификацией права.
В 1865 г. первый конгресс по торговому праву изучил возможности унификации некоторых разделов морского права. В 1877 г. Международная ассоциация права осуществила первую, ставшую знамени той унификацию в области морского права, приняв Йорк-Антверпенские правила об общей аварии. За этой частной унификацией быстро последовало заключение конвенций, преследовавших ту же цель: в Берне были приняты конвенции об авторском праве (1886 г.) и о железнодорожных перевозках грузов (1890 г.), в Брюсселе – конвенция по морскому праву (1910 г.).
Гаагские конвенции, подписанные перед Первой мировой войной, имели своим объектом область коллизии законов. Движение продолжалось и в дальнейшем привело к принятию Женевских конвенций 1930 и 1931 гг. о простых и переводных векселях и о чеке, а также двух Гаагских конвенций 1964 г. о единообразных законах о международной купле-продаже товаров и заключении договоров такой купли-продажи.
Унификационное движение охватывает, таким образом, широкий круг вопросов и существует уже длительное время.
Объективным фактором, обусловливающим унификацию, является стремление, во-первых, обеспечить четкие гарантии в области международной торговли; во-вторых, избежать с помощью единообразных актов те сложности и неопределенности, которые порождаются коллизиями законов. К этому следует добавить веру юристов в создание международного, межгосударственного законодательства без ущерба для суверенитета государств.
Международное движение наталкивается на определенные препятствия и трудности. Сопротивление исходит, прежде всего, от государств в том плане, что каждое из них ревниво относится к своему суверенитету. Общественному мнению в той или иной мере свойственно недоверие к нормам иностранного происхождения или международного характера. Часто английские и американские юристы выступают против использования юридических приемов романского происхождения, против общих принципов и в меньшей мере – против адаптации чужих норм позитивного права. Страны общего права не присоединились к Женевской конвенции 1930 г. о переводных векселях.
Такая негативная позиция усиливается и в связи с трудностями применения единообразного закона. Напомним о глубоком различии между тем, как применялся Гражданский кодекс Швейцарии в самой Швейцарии, и тем, как он применялся в Турции, где он был реципирован.
Судьям и юристам свойственно стремление подчинить международные нормы своей национальной технике и внутреннему праву. Отсюда различие в толковании одного и того же единообразного текста в странах – участницах международных соглашений. В результате единообразный закон подвергается различному толкованию в процессе его применения. Создание единообразного закона невозможно без сравнения.
Следует различать унификацию национальную и унификацию международную. Национальная унификация является итогом сопоставления нескольких правовых порядков в рамках данной страны и выбора между ними. Например, Кодекс Наполеона превратил в реальность то, что Буржон в 1747 г. назвал «общим правом Франции». Германское гражданское уложение было унификацией немецкого нрава.
После Первой мировой войны в Польше и Румынии унификация происходила на основе сравнения различных правовых систем, действовавших на территории страны. По-особому вопрос о национальной унификации стоит в федеративных государствах, где, как, например, в США, каждый член федерации имеет свою правовую систему. Известны многочисленные попытки Соединенных Штатов унифицировать отдельные отрасли и институты действующего права. Практическим итогом таких предложений явились так называемые рестейтменты – сборники, в которых на основе последовательного сопоставления систематизированы решения, выработанные по определенным вопросам различными штатами. Известны также единообразные законы-модели, предложенные Американским институтом права для их последующего принятия легислатурами штатов. Разработанный таким образом к 1952 г. Единообразный торговый кодекс был затем принят почти всеми штатами. Такого рода национальная унификация предполагает большой объем сравнительных исследований.
Важное значение имеет и международная унификация. Ее осуществляют независимые страны, и она может быть спонтанной или, наоборот, преднамеренной и желаемой.
Спонтанная международная унификация порождается практическими потребностями и осуществляется в результате конкретных действий занятых в данной сфере лиц. Именно так начиная со средних исков создавалось континентальное Lex Mercatoria, аналогом которого в Англии явилось Merchant Law – торговое право. Уже с той поры торговое право стремилось к универсальности. Сходные условия и потребности порождают сходные последствия. Вот почему после эпохи кодификации XIX в., когда торговое право было заключено в жесткие рамки национальной регламентации, снова возродилось
стремление к созданию торгового права международного плана. Распространение типовых единообразных договоров и обращение к частному арбитражу способствовали развитию общего, обычного единообразного права международной торговой практики.
Однако унификация в собственном смысле слова – это, конечно, преднамеренная унификация, реализуемая тремя основными способами:
1) путем заключения конвенции (это стало классической формой), содержащей единообразный закон. Такая конвенция обязывает все подписавшие ее государства привести нормы национального законодательства в соответствие с нормами единообразного закона;
2) путем совместной выработки правовых норм, которые инкорпорируются затем в национальное право стран, участвовавших в совместной выработке этих норм. Однако такие страны не связаны при этом каким-либо априорным обязательством, и каждое государство само решает, когда, в каком объеме и в какой форме произойдет эта инкорпорация;
3) путем подготовки какой-либо официальной или частной организацией типового закона или закона-модели, который затем предлагается законодателям разных стран.
Законодатели могут принять этот закон полностью, частично или в модифицированном виде, словом, так, как они сочтут нужным.
По охвату участников международная унификация может быть двусторонней или – что бывает чаще – многосторонней. В первом случае имеются лишь два государства-участника, как, например, при подготовке франко-итальянского проекта закона об обязательствах 1929 г. Во втором случае участвует много государств, которые действуют на основе общепринятой международно-правовой регламентации. В качестве примера назовем Варшавскую конвенцию о воздушной перевозке и Женевские конвенции о векселях и о чеке.
Следует также различать региональную и универсальную унификацию. Региональная унификация обычно охватывает несколько соседствующих стран или стран, образующих определенную политико-экономическую группу. Универсальная унификация охватывает самые различные страны, она открыта для государств, относящихся к разным общественным системам. Примером региональной унификации может служить Северный союз, а универсальной – Гаагский конвенции.
В зависимости от целей, которые преследует международная унификация, ее обычно подразделяют на тотальную и частичную. Под тотальной унификацией имеют в виду ситуацию, когда пришедшие к соглашению страны осуществили требуемое единообразие и во внутренней сфере, и в международной, т.е. реализовали все юридические последствия, которые должна была повлечь за собой унификация. В качестве примера можно привести Женевскую конвенцию 1930 г. о векселе. При частичной унификации, наоборот, единообразные нормы действуют лишь в сфере международных отношений, а внутренний правопорядок стран-участниц не испытывает воздействия унификационной конвенции. Такова ситуация, создавшаяся в результате принятия Варшавской конвенции о международных воздушных перевозках 1929 г. и Гаагской конвенции о единообразном законе о купле-продаже товаров 1964 г.
Общие условия, унификация имеют тенденцию к упрощению в результате того, что растет число организаций и соглашений регионального характера. Наиболее серьезным шагом в этом направлении стало развитие региональных организаций, которые, естественно, стремятся к унификации. В связи с этим следует сделать несколько замечаний.
Общее право содействовало сближению народов и законодательств, предлагая им не только определенную систему права, но и соответствующий образ жизни, мышления и действий, что выходило за рамки просто юридико-технических правил и в то же время вело к униформизации принимаемых решений. Здесь мы видим обширный регионализм, законодательно не организованный, но, безусловно имеющий гармонизирующее влияние.
Точно так же с многих точек зрения родство языка, нравов, традиций, дополняемое стремлением к объединению и взаимным доверием, лежит в основе Северного союза. В конце XIX в. Дания, Норвегия и Швеция начали систематические поиски сближения законодательств; они добились этого в начале 1881 г. В отношении векселей, чеков и т.п., а затем и в отношении морского права. Это движение развивалось, и впоследствии Финляндия и Исландия присоединились к Скандинавским странам, после чего занялись договорным правом, вопросами представительства и даже, что весьма примечательно, семейным правом (Стокгольмская конвенция 1931 г. о компетенции судов по делам о расторжении брака). Затем установилось активное сотрудничество в области уголовного права и особенно уголовной политики, главным образом благодаря конференциям Ассоциации криминалистов северных стран, которая с 1936 г. выпускала общий «Ежегодник». Северный совет, созданный после Второй мировой войны, придал более официальный характер этому стремлению к унификации. В 1960 г. был создан Северный комитет уголовного права.
Ликвидация колониального режима в странах Африки не только послужила толчком к созданию национального законодательства, но и стимулировала попытки создания «африканского права», по возможности максимально унифицированного или гармонизированного. Это особая правовая зона, объединяющая соседствующие государства, связанные различными нитями родства, как в случае с северными странами. В качестве примеров можно упомянуть и усилия Лиги арабских стран, направленные на определенную униформизацию правовых систем Среднего Востока, и движение в Латинской Америке, возглавляемое Латино-американским институтом интеграции (созданным Межамериканским банком экономического развития), по унификации терминологии, уточнению институтов и определению вопросов, которые могут быть унифицированы в этом регионе. Этот институт пытается также предлагать правительствам типовые законы.
С точки зрения унификации факт существования межправительственных и межгосударственных региональных организаций сопряжен с очевидными преимуществами. Их создание и структура определены самими государствами, они призваны активно работать в направлении унификации, в единых геополитических рамках и решать сходные проблемы сходным же образом. Сообщества основаны на единстве или на близости правовых концепций, что позволяет предварительно устанавливать пределы унификации, и облегчает ее последующее осуществление.
М. Ансель сформулировал следующие выводы по поводу унификации права:
1) унификация перестает быть главным объектом сравнительного права и главной заботой компаративиста;
2) по отдельным вопросам, в отношении которых трудно добиться унификации норм права, между отдельными системами возможны гармонизация, /Координация или униформизация;
3) при переходе от старой унификации к новой гармонизации снова обнаруживается, что наука должна отойти от нормы права и обратиться к правовым системам в целом.
Системы унификации
Под унификацией в широком теоретическом смысле понимают оптимальное сокращение числа элементов в объектах, составляющих какой-либо комплекс или систему. Основная цель унификации и стандартизации управленческой документации – создание системы документов, которая может дать экономический эффект.
Экономическая эффективность унификации и стандартизации документов достигается в результате снижения затрат на составление, изготовление и оформление документов, их передачу, обработку, хранение и уничтожение. Таким образом, унификация документов — это комплекс задач по совершенствованию их форм и содержания.
Содержание документа, применяемого в управлении, определяется составом и значением реквизитов, которые в него входят. Таким образом, объектами унификации и стандартизации документа является как его форма, так и состав включаемых в нее реквизитов.
Унифицированные системы документации (УСД) определяют совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в определенной сфере деятельности задачами и расположенных на носителе информации в определенном порядке.
В настоящее время на территории России действуют следующие УСД:
1) унифицированная система организационно-распорядительной документации;
2) унифицированная система банковской документации;
3) унифицированная система учетной и отчетной документации;
4) унифицированная система отчетно-статистической документации;
5) унифицированная система документации по труду;
6) унифицированная система документации пенсионного фонда РФ;
7) унифицированная система внешнеторговой документации.
Разработка УСД ведется соответствующими министерствами и ведомствами, которым поручена эта работа.
Основой построения всех перечисленных систем является унифицированная система организационно-распорядительной документации. Основным нормативным документом, регламентирующим функционирование данной системы является Государственный стандарт РФ «ГОСТ Р 6.30. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». ГОСТ определяет состав реквизитов документов и требования к их оформлению, требования к бланкам документов, языку и стилю деловой документации и является обязательным для любой организации при ведении делопроизводства.
Одновременно с формированием УСД разрабатываются классификаторы технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся в УСД.
Процесс унификации
Многообразие подходов к объяснению процесса унификации не позволяет даже говорить о единстве самого понятия «унификация». В последние десятилетия в научный оборот были также введены и другие понятия - «гармонизация законодательства», «сближение правовых систем», «координация» и ряд других. По нашему мнению, подобная несогласованность в терминологии не означает сильного расхождения во взглядах на суть унификационных процессов, она объясняется, прежде всего, отсутствием единства относительно различных видов и механизмов осуществления унификации. Возникнув в конце XIX- начале XX в., термин «унификация» предназначался только для обозначения деятельности государств по созданию единообразного регулирования определенных общественных отношений посредством заключения международных договоров. В дальнейшем стало очевидно, что унификация может осуществляться не только путем заключения международных договоров, да и степень единообразия вводимых в национальное право норм может быть различной - от полного единства до сходства в общих чертах. Это, как справедливо отмечает СВ. Бахин, «обусловило появление новой терминологии, призванной обозначить различные грани унификационных процессов».
Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т. д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права — в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам).
Унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии):
1. На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Собственно на этом этапе создаются единообразные нормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.
Принятие международного договора и соответственно международно-правовых унифицирующих норм государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств — сторон соответствующего договора.
2. Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием (трансформацией, национальной имплетацией) международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, т. е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов. Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В РФ правовая основа этого процесса предусмотрена п.4 ст.15 Конституции: «…международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».
Завершается эта стадия принятием национально – правовых унифицированных норм. Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо Федерального закона (о ратификации, о присоединении) (вводимые нормы будут обладать силой федерального закона), либо правовых актов Президента или Правительства (н-р, Постановление Правительства о присоединении) (вводимые нормы будут обладать юр. силой подзаконного акта).
Процесс унификации имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XX века. Сущ. орг. Специализирующиеся на унификации права (Гаагская конференция по международному частному праву), обеспечивающие сотрудничество между гос-вами (Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)). Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия межд. договоров, направленных на унификацию права.
Виды унификации:
I. по способам правового регулирования:
А) унификация коллизионных норм (Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930г.);
Б) унификация материальных частноправовых ном (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.);
В) смешанная унификация (Всемирная конвенция об авторском праве 1952г.).
II. по предмету: унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального, семейного, наследственного, транспортного права и т.д. унификация гражданского процессуального права. Наиболее высокая степень унификации достигнута в области внешнеэкономических отношений (Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.), унификация договоров об оказании правовой помощи (смешанная в широком смысле слова, и по 1му и по 2му критерию).
III. в зависимости от вида международного договора:
А) Универсальная (для всех государств Венская конвенция);
Б) Региональная (локальная в пределах ограниченного круга государств - одного географического района или в рамках интеграционных образований) (Евразийская патентная конвенция);
В) двусторонняя Российско-польский договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам).
Особенности применения унифицированных норм:
Унифицированные нормы не сливаются с нормами внутреннего права в единые массы, а сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхождением. Договор определяет пространственную сферу реализации Унифицированные норм, предметную сферу применения Унифицированные норм, специфику толкования Унифицированные норм, временные рамки (приобретают юридическую силу не ранее момента, когда договор вступает в силу, прекращение договора прекращение действия унифицированных норм).
Какие нормы применять?
1. Унифицированные и национальные нормы (п.4.ст.15 УК РФ «Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
2. Унифицированные коллизионные и материально-правовые нормы (п.3с.1186ГК «Если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого в вопросах, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается).
3. Унифицированные нормы универсального, регионального, двустороннего характера (вначале следует обратится к двусторонним, потом к региональным, потом к универсальным).
Унификация права
Под согласованием и унификацией права международной торговли подразумевается процесс разработки и принятия правовых норм, способствующих развитию международной торговли. Международная торговля иногда сталкивается с препятствиями, связанными с такими факторами, как отсутствие определенности в вопросе о применимом праве. Комиссия USITRAL выявляет такие проблемы и затем проводит тщательную разработку вариантов решений, приемлемых для государств с различными правовыми системами и государств, находящихся на различных уровнях экономического и социального развития.
Под унификацией понимается принятие государствами общих правовых норм, регулирующих конкретные аспекты международных коммерческих операций.
Типовой закон или руководство для законодательных органов являются текстами, которые разрабатываются в целях согласования законодательства на внутригосударственном уровне, в то время как конвенция представляет собой международный документ, который принимается государствами в целях унификации права на международном уровне.
Не следует категорично утверждать, что результатом унификации должны быть идентичные, т. е. тождественные, полностью совпадающие по содержанию нормы. Это могут быть как согласованные, так и единообразные нормы.
Международная унификация права – правотворческий процесс, направленный на создание во внутреннем праве различных государств норм согласованных, не противоречащих друг другу, схожих между собой, причем содержание их может быть неидентичным.
Таким образом, международная унификация частного права – это понятие широкое, поскольку имеет разновидности:
• унификация права (прямая унификация);
• гармонизация права (косвенная унификация).
Критерием различия разновидностей унификаций норм права является метод унификации норм права. В качестве методов можно выделить: международную конвенцию, типовой или модельный закон, а также акт международной организации рекомендательного характера.
Термин «гармонизация права» уместно употреблять для обозначения такой международно-правовой унификации, при которой:
• в результате заключения международного договора по унификации не происходит установления одинаковых юридических понятий в национальных законодательствах государств-участников, а устанавливается лишь соответствие в регулировании охватываемых в договоре вопросов;
• использование государствами текстов законов или актов рекомендательного характера приводит к той или иной степени сближения национальных законодательств.
Однако сущность унификации права состоит не только в выработке единообразных норм, рассчитанных на регулирование схожих отношений, это еще и правотворческий процесс.
По аналогии с внутригосударственным правом унификацию как процесс международного правотворчества можно разделить на несколько этапов:
1. Познание социальных факторов, формирование международно-правовой позиции государств, намерение субъектов вступить в правотворческий процесс.
2. Согласование воли государств в отношении содержания правил поведения.
3. Процесс признания государствами этого правила в качестве национально-правовой нормы.
Унификация и стандартизация документов
Основными направлениями в совершенствовании государственной системы документационного обеспечения управления являются унификация и стандартизация. Унификация и стандартизация способствуют рационализации управленческой деятельности, придавая ей более организованный и упорядоченный характер.
Унификация – это установление единообразия состава и форм управленческих документов, создаваемых в процессе осуществления однотипных управленческих функций и задач, операций по их обработке, учету и хранению. Унификация проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования вычислительной техники. Организационное и методическое руководство унификацией и стандартизацией документов, координацию соответствующих работ и контроль осуществляет Росстат. Унификация управленческих документов предполагает унификацию состава документов, создаваемых при решении управленческих задач, и унификацию форм документов.
Унификация состава документов организации – это отбор и закрепление комплекса документов, необходимых и достаточных для решения управленческих задач (в результате состав документов организации может быть значительно сокращен).
Унификация форм документов – это отбор и закрепление в унифицированных формах документов информационных показателей и реквизитов, соответствующих назначению документов, и установление единых требований к их составлению и оформлению. Результаты унификации состава документов получают закрепление в Табеле форм документов, а результаты унификации форм документов – в Альбомах форм документов, применяемых в деятельности организации.
Примерный Табель форм документов – это перечень разрешенных к применению унифицированных форм документов, необходимых и достаточных для реализации функций и задач управления, с характеристикой их юридического статуса, этапов подготовки и прохождения. В текущей деятельности организаций Табель выполняет функцию справочника, используемого организацией для документирования управленческой деятельности, и позволяющего осуществлять оперативный поиск необходимых форм документов с указанием всех или основных этапов их подготовки и оформления. Альбомы форм документов содержат унифицированные формы документов, включенные в Табель, и закрепляют результаты проведенной унификации, состава и форм документов организации по функциям управления. Общегосударственные унифицированные формы документов разрабатываются с учетом возможностей их компьютерной обработки. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, на предприятиях независимо от их подчиненности и формы собственности. Унификация обычно проводится как предварительный этап стандартизации, но может быть и самостоятельным видом деятельности.
Стандартизация – возведение в юридическую норму основных правил и требований к разработке и оформлению управленческих документов. Благодаря стандартизации огромная масса документов создается по одним и тем же правилам, быстрее и легче воспринимается получателями. Процесс стандартизации осуществляется путем разработки и утверждения стандартов.
Стандарт – это нормативный документ, разработанный заинтересованными сторонами на основе согласия по существенным вопросам, утвержденный признанным органом (или предприятием), устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных объектов, и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Стандарт – нормативный документ, представляющий собой образец, эталон (модель).
Существуют следующие виды стандартов:
1. ГОСТы – государственные стандарты.
2. ОСТы – отраслевые стандарты.
3. СТП – стандарты предприятий, учреждений, организаций и др.
Стандарты разрабатываются и утверждаются Госстандартом России.
Для документационного обеспечения управления наибольший интерес представляют стандарты:
1. ГОСТ Р 6.30 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
2. ГОСТ Р ИСО 15489-1 «Управление документами. Общие требования».
Методы унификации
Метод стандартизации - это приём или совокупность приёмов, с помощью которых выполняются принципы и достигаются цели стандартизации.
В деятельности по стандартизации используются следующие научно-практические методы:
Классификация - разделение множества объектов на подмножество по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Систематизированный перечень классифицированных объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определённое условное обозначение, называется классификатором. Действующие классификаторы подразделяются на категории: общероссийские, межотраслевые, отраслевые и классификаторы предприятий.
Кодирование - образование и присвоение кода классифицированной группировке и(или) объекту классификации.
Каталогизация - одна из форм информационных технологий. В основу каталогизации положены работы по классификации и кодированию. Каталогизация продукции - это процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с её описанием.
Систематизация - расположение объектов стандартизации в определённом порядке и последовательности. При этом образуется чёткая и удобная для пользования система. Непременно учитывается взаимная связь объектов систематизации. Наиболее простой формой систематизации является алфавитная система расположения объектов. Такую систему используют, например, в справочниках, библиографиях. Применяют также порядковую нумерацию систематизируемых объектов или расположение их в хронологической последовательности.
Селекция - деятельность, заключающаяся в отборе из предварительно классифицированных и ранжированных объектов стандартизации таких конкретных объектов, которые на основании специального анализа их перспективности и сопоставления с будущими потребностями признаются целесообразными для дальнейшего производства и(или) применения в общественном производстве.
В некоторых странах результаты деятельности по селекции объектов стандартизации (продукции) оформляют в форме специальных стандартов вида "стандарт селекции". Только на основании этих стандартов в дальнейшем разрешается осуществлять заказы на производство, а также поставку селекционированной (отобранной) продукции как внутри страны, так и в виде заказов на поставки этой продукции по импорту. Национальные стандарты селекции широко используются развивающимися странами для проведения единой технической политики в области импорта продукции.
Одновременно с деятельностью по селекции объектов стандартизации осуществляются работы по симплификации, т.е. процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно.
Симплификация – деятельность, заключающаяся в определении из числа предварительно систематизированных объектов стандартизации таких конкретных объектов, которые на основании специального анализа их перспективности и сопоставления с будущими потребностями признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и (или) применения в общественном производстве.
Симплифицированные объекты стандартизации (продукции) исключаются из дальнейшего рассмотрения как морально устаревшие или по другим критериям принятия решений не включаются в специальные стандарты вида "стандарт селекции". Таким образом, в дальнейшем исключается возможность осуществлять заказы на производство и поставки симплифицированной (запрещённой к применению) продукции как внутри страны, так и в виде заказов на поставки этой продукции по импорту.
Характерным для деятельности по селекции и симплификации объектов стандартизации является то обстоятельство, что при проведении этих работ обычно не применяют какие-либо строгие экономико-математические методы и модели, а селекционированные (отобранные) конкретные объекты стандартизации (продукцию) при этом не подвергают каким-либо техническим преобразованиям (доработке, изменениям и др.).
Типизация – деятельность, заключающаяся в нахождении оптимальных по выбранному критерию эффективности параметрических (в том числе типоразмерных) рядов предварительно селекционированной совокупности однородных объектов стандартизации по главным параметрам, направлен на достижение высокой степени их совпадения с главными параметрами потребностей, которые будут удовлетворяться с применением данных объектов.
Типизацию однородных объектов стандартизации (продукция, технологические правила и др.) иногда трактуют излишне расширительно, включая в неё оптимизацию не только главных параметров, характеризующих целевое (функциональное) назначение этих объектов, но также и оптимизацию всех их других показателей качества и экономичности. Видимо, такие комплексные работы с однородными объектами стандартизации правильнее характеризовать не термином "типизация", а термином "оптимизация объектов стандартизации".
Типизация – метод стандартизации, заключающийся в разработке и установлении типовых конструктивных, технологических и организационных решений, согласно которым они могут быть приняты за образец по ряду характерных признаков.
Определение "типизация" непосредственно связано с двумя понятиями:
- типоразмер изделия – характеристика, определяющая отличие изделия от других изделий этой же конструкции (типа), хотя бы числовым значением любого параметра;
- типоразмерный ряд – совокупность типоразмеров изделия, построенная в соответствии с числовыми значениями одного из параметров.
В нормативных документах закрепляются общие для ряда изделий или процессов характеристики, которые в каждом конкретном случае могут дополняться необходимыми специфическими данными. Типизация конструкций представляет собой разработку и внедрение типовых моделей, которые содержат общие для ряда изделий и их деталей конструктивные параметры.
Типовой технологический процесс создаётся для классификации объектов производства в разделении их по характерным признакам на отдельные группы. Типизация технологических процессов применяется в качестве рабочей документации для изготовления продукции, информационной основы при разработке конкретных процессов, исходной базы при установлении стандартов и формировании фондов (базы данных) различных уровней.
Оптимизация объектов стандартизации – деятельность, заключающаяся в нахождении оптимальных главных параметров, а также значений всех других показателей качества и экономичности предварительно селекционированной совокупности однородных объектов стандартизации, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию в определённой области.
Необходимыми условиями корректной оптимизации главных параметров, характеризующих целевое (функциональное) назначение определённой совокупности однородных объектов стандартизации (продукция, типовые технологические правила), а также значений всех других показателей их качества и экономичности являются предварительные классификация и ранжирование объектов стандартизации и предварительные селекция и симплификация объектов стандартизации.
Строго говоря, фактическим началом проведения работ по оптимизации можно считать работы по селекции и симплификации однородных объектов стандартизации. Хотя при этом фактически и не используют строгие экономико-математические методы и модели оптимизации, а применяют более простые, в том числе экспертные методы оценки и обоснования принимаемых решений.
Оптимизацию объектов стандартизации обычно осуществляют путём составления и проведения многовариантных расчётов по специальной целевой функции оптимизации при определённой системе ограничений, а также в сочетании с прогнозами определённых областей науки и техники. В результате оптимизации объектов стандартизации находят (определяют) главные параметры, а также значения всех других (иногда только наиболее важных) показателей качества и экономичности на перспективу, которые подлежат далее включению непосредственно в стандарты и техническую документацию (конструкторскую, технологическую и проектную).
При проведении официальной (документированной) стандартизации объектов, подвергшихся предварительной оптимизации непосредственно в процессах разработки стандартов на эти объекты, часто выявляется необходимость и одновременно предоставляется возможность проведения дополнительной работы по оптимизации норм, требований и правил (например, по результатам обработки отзывов на проект стандарта, когда могут быть выявлены важные, не учитывающиеся ранее факторы; по результатам согласования проекта стандарта перед его принятием, когда могут быть выявлены дополнительные, не учтенные ранее ограничения, и др.).
Унификация (uni – один, unio – единство) – это выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
Различают межотраслевую, отраслевую, заводскую унификацию и унификацию продукции.
Межотраслевая (отраслевая, заводская унификация) – деятельность, заключающаяся в проведении работ по классификации и ранжированию, селекции и симплификации, типизации и оптимизации выбранных совокупностей однородных объектов стандартизации межотраслевого (отраслевого, заводского – предприятия, организации, объединения) применения, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения и максимальной эффективности в определённой области.
Наибольшее значение для ускоренного развития производства и решения проблемы коренного повышения качества продукции имеет межотраслевая унификация деталей, узлов и комплектующих изделий многоотраслевого производства и(или) применения, а также межотраслевая унификация принципиально новых высокоэффективных технологических процессов, которые можно применить в ряде родственных отраслей экономики.
Также большое значение имеют вопросы отраслевой унификации типовых технологических процессов, которые можно применить на ряде родственных предприятий отрасли.
Унификация продукции – деятельность, заключающаяся в проведении работ по классификации и ранжированию, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов конечной готовой продукции, направленная на достижение её оптимального упорядочения и максимальной эффективности в производственных процессах её разработки, изготовления, обращения, потребления и ремонта (восстановления).
Непосредственно результаты работ по унификации продукции оформляют в таких различных формах, как:
- альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц и др.;
- стандарты типов, параметров и (или) размеров, конструкций, марок, сортамента и др.
Унификация – наиболее распространённый и эффективный метод стандартизации, заключающийся в приведении объектов к единообразию на основе установления рационального числа разновидностей числа элементов (типов, видов, размеров) одинакового функционального назначения.
Известно, что номенклатура деталей одновременно используемого металлургического оборудования на крупносерийном заводе достигает 100 тысяч наименований. Метод унификации сводится к сокращению многообразия продукции путём анализа и приведения идентичных изделий к единой норме, типовой форме, единообразию конструктивных решений.
В основе способа унификации лежит принцип заимствования элементов существующих изделий, в результате которого элементы из ранее спроектированной конструкции переносятся во вновь проектируемые конструкции. В результате заимствования сокращается многообразие продукции путём анализа и приведения идентичных изделий при условии оптимизации. Характерной особенностью является то, что она может проводиться в случае, когда отсутствуют соответствующие стандарты, предполагающие проведение унификации изделий и его составляющих.
Унификации подлежат как продукция основного производства, так и изделия вспомогательного производства, методы контроля и испытания, а также терминология, условия обозначения и т.д. Этот метод стандартизации характерен как для деятельности отдельных и родственных предприятий, так и для межотраслевых отношений в области производства и эксплуатации продукции.
При унификации проводят рациональное сокращение числа типов, видов и размеров изделий (документов) одинакового функционального назначения. Унификация направлена на уменьшение числа разновидностей изделий путём комбинирования. Унификацию проводят на основе анализа и изучения конструктивных вариантов и особенностей работы изделий аналогичного назначения. Путём сопоставления вариантов создают один или несколько типов одноименных изделий и устанавливают ряд размеров (например, диаметров подшипников качения), который полностью удовлетворяет запросы всех отраслей промышленности. Если унификации подвергаются изделия массового применения, то она заканчивается разработкой стандартов на конструкцию изделий всего унифицированного ряда. Унифицироваться могут и изделия ограниченного применения. Но унификация имеет и границы, определяемые её влиянием на эксплуатационные свойства изделий. Например, в СССР действовало 700 разновидностей напряжений: 300 – переменного тока и 400 – постоянного. В результате унификации к 1970 году их количество было сокращено до 135.
Агрегатирование – метод стандартизации, применяемый для создания объектов производства с последующей эксплуатацией. Сущность его состоит в том, что машина, оборудование или технологическая оснастка компонуется из унифицированных агрегатов (сборочных единиц) с целью изготовления изделий иного назначения. Обобщение частных конструктивных решений положено в основу метода агрегатирования, при котором путём пространственного сочетания стандартных агрегатов расширяется область применяемого оборудования и замены его рабочих органов.
Агрегатирование – это метод, заключающийся в создании изделий путём их компоновки (сборки) из ограниченного количества стандартных унифицированных деталей и агрегатов (сборочных единиц), обладающих геометрической или функциональной взаимосвязанностью. Агрегат – часть сложного изделия, представляющая собой законченное целое (двигатели внутреннего сгорания, компрессоры, электронасосы и др.). Агрегаты разрабатываются по рациональным параметрическим рядам и изготовляются на специализированных заводах.
Унификация законодательства
Несмотря на воздействие со стороны ряда законодательных произведений, подобных Кодексу Наполеона или немецкому Гражданскому кодексу, несмотря на естественное влияние, которое оказывают на глубинном уровне родственные черты, свойственные отдельным народам, например, скандинавам, всемирная унификация законов остается химерой, а общая унификация законодательств двух или нескольких суверенных государств без их политической унификации — мифом.
В то же время унификация законодательств нескольких стран, ограниченная специальными вопросами, возможна и часто имеет место. Если она может осуществляться практическим путем и при посредничестве профессиональных организаций — наиболее яркие тому примеры находим в международном морском праве, — она находит выражение, прежде всего в межгосударственных соглашениях, в международных договорах. Выполнение таких договоров становится обязательным для стран-участниц, причем они главенствуют над внутринациональными законами: государства являются субъектами международного права. Кроме того, такие договора подкрепляются обязательным характером конвенций, с которыми они согласовываются. Превосходство международного договора над внутренним законом закреплено во французском законодательстве статьей 55 Конституции 1958 года.
Следует помнить, что сфера распространения и роль международных соглашений очень сильно варьируются. Помимо оговорок, затрагивающих отношения между странами-участницами, договора часто содержат юридические правила фундаментального уровня. Принято различать "договора-соглашения", в которых государства заявляют о принятии взаимных обязательств, и "нормативные договора", цель которых изложить и утвердить юридические правила, объективные юридические ситуации. Интенсивность влияния договоров сама по себе бывает разной, некоторые договора доходят до уровня "интеграции", и тогда международная организация обзаводится "надгосударственными" структурами, которые наделяются властью принимать решения, что позволяет такой организации устанавливать нормы, обязательные для государств.
Международные соглашения могут напрямую учреждать наднациональные организации; к таким организациям относится ООН, возможности которой определены и ограничены государствами, подписавшими соответствующий договор; в некоторых случаях речь может идти об учреждении международной юрисдикции (например, постоянно действующий и заседающий в Гааге Международный суд). Соглашения иногда определяют параметры какого-либо международного закона, отличного от внутренних законов государств-участников и предназначенного для регулирования международных отношений. В таком случае международные соглашения не отменяют различающиеся законы отдельных государств, но закрепляют новый закон, которому должны подчиняться субъекты международного права в случае возникновения между ними разногласий: Франция и Германия, страны-участницы Бернской конвенции о международных железнодорожных перевозках, сохраняют свои внутренние законы, регламентирующие железнодорожные перевозки, но в случаях, когда речь идет о перевозках по железным дорогам обеих стран — Франции и Германии — применяются положения Бернской конвенции. Наконец, целью договоров может быть содействие процессу унификации внутренних законов государств, подписывающих договора; в таком случае каждое из государств-участников договора обязуется заменить национальные законы на новые, единые для всех сторон положения: известным примером такого сотрудничества является возникновение вексельного права, когда соглашения, подписанные в Женеве в 1930 г.
и регулирующие процесс унификации национальных вариантов вексельного права, включая простые векселя и чеки, повлекли за собой провозглашение в странах, подписавших соглашения, в том числе и во Франции, новых внутригосударственных законов. Наиболее яркой иллюстрацией такой работы по организации международной правовой системы и гармонизации законодательств отдельных государств может служить правовая система Европейского Сообщества.
Принципиальная новизна права, действующего в рамках сообщества, заключается в том, что оно ставит задачей "движение в направлении определенного внутреннего юридического порядка посредством юридических технологий, в основе которых лежит международный договор. Этот договор является одновременно Конституцией сообщества, из которой вытекает распределение компетенций и которая располагается в самой верхней части иерархии правил, действующих в сообществе".
Договора регламентируют передачу полномочий руководящим органам сообщества и создают благоприятные условия для унификации законодательств по многим важным вопросам. В договоре Европейского Сообщества предусматривается, что "Совет... утверждает директивы, направленные на сближение законодательных, регламентарных и административных положений стран-членов сообщества; эти директивы самым непосредственным образом влияют на формирование, утверждение и функционирование общего рынка".
С другой стороны, ст. 189 Римского договора разрешает Совету и Комиссии издавать "регламенты" и "директивы", принимать "решения", формулировать "рекомендации" и высказывать "мнения". "Регламенты" — это тексты наиболее общего содержания, обязательные для выполнения по всем пунктам и применяемые в пределах каждого государства — участника договора. Обращаясь к конкретному государству — участнику договора, "директивы" указывают ему "на цели, которых необходимо достигнуть, оставляя при этом за внутригосударственными инстанциями право выбора формы и средств достижения целей": таким образом, директивы побуждают государства-участники к гармонизации правовых систем, регулирующих жизнедеятельность отдельных торговых сообществ, по многим пунктам.
В силу прямого применения договоров и производных от них текстов к юридическим системам отдельных государств-участников, а также в силу принципа, утверждающего примат правил сообщества по отношению к национальным законам, как принятым ранее, так и тем, которые еще только будут приняты, правовая система сообщества приобретает черты достаточно своеобразной (а может, и единственной в своем роде) системы унификации права.
Уровень унификации
В нашей стране типизация технологических процессов получила широкое распространение.
Различают следующие уровни унификации:
Внутриразмерная унификация всех модификаций определенного изделия с базовой моделью или между собой внутри одного типоразмера. Например, токарно-винторезные станки для обработки заготовок с максимальным диаметром 320 мм унифицированы с токарными, двухсуппортными, операционными и т. д.
Межразмерная унификация базовых моделей или их модификаций между разными размерами параметрического ряда изделий, но внутри одного типа. Например, унифицированы токарно-винторезные станки для обработки заготовок диаметром 320 и 400 мм. Степень такой унификации может составлять до 35 . Для планирования уровня унификации будет установлен коэффициент межпроектной межвидовой унификации, например, для универсальных токарных станков.
Межтиповая унификация изделий, относящихся к различным параметрическим рядам и различным типам. Например, на Минском станкостроительном заводе им. Октябрьской революции унифицированы в один межтиповой ряд продольно-фрезерные, продольно-строгальные, продольно-шлифовальные станки на основе стандартной ширины обрабатываемых заготовок, установленных по ряду К 10 800 1000 1250 и 1600 мм. Это позволило применить для указанных станков 45 унифицированных узлов стойки, станины, поперечины и др. Заводская в рамках завода и отраслевая для ряда заводов отрасли унификация может охватывать номенклатуру изделий, сборочных единиц и деталей, которые производят и применяют в различных отраслях народного хозяйства межотраслевая унификация.
Проведенная унификация и стандартизация, например, кузнечно-прессового оборудования и входящих в него сборочных единиц позволила уменьшить объем конструкторских работ на 30 , повысить качество изделий, организовать специализированное производство унифицированных узлов и снизить трудоемкость их изготовления на 16 40 . Унификация и стандартизация деталей и сборочных единиц машин общего назначения.
Наиболее простой метод унификации деталей и агрегатов общемашиностроительного назначения заключается в замене группы близких по конструкции и размерам типов одним оптимальным типоразмером, использование которого не связано с существенными трудностями в какой-либо сфере применения. Этот метод широко используют для деталей и узлов машин с ограниченным числом параметров, определяющих их конструкцию шайбы, винты, болты, гайки, уплотнения, муфты и т. д. В настоящее время приводные цепи, клиновые ремни, большинство крепежных деталей, арматуры и многие другие унифицированные детали и сборочные единицы изготовляют на специализированных заводах.
Это дает возможность значительно уменьшить себестоимость и повысить качество деталей. Например, трудоемкость изготовления болтов и гаек на специализированном предприятии в 10 раз ниже, чем на неспециализированном.
Неправильно осуществленная унификация может дать отрицательный эффект, в частности, когда приходится использовать ближайшие большие унифицированные детали, вызывающие неоправданное эксплуатационными условиями увеличение массы, габаритов и трудоемкости изготовления машин.
Задача унификации конструкций и типоразмеров изделий, составных частей и деталей является не только технической, но и экономической. Ее цель стандартизовать такие конструкции и их размерные ряды, при которых суммарная эффективность в сфере производства и эксплуатации была бы наибольшей. В настоящее время унификацию деталей и сборочных единиц проводят во всех отраслях машиностроения.
Унификация форм
Всплеск профессионального интереса к проблемам унификации управленческих документов безусловно вызван вступившим в силу Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - ФЗ № 402).
В соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ № 402 руководитель организации экономического субъекта утверждает формы первичных учетных документов, причем бухгалтеры-аудиторы рекомендуют утверждать их в составе учетной политики организации как самостоятельный раздел, либо приложения к ней, либо как изменения, вносимые в порядке ведения учетной политики.
В бухгалтерском делопроизводстве могут и должны применяться не только самостоятельные и заново разработанные формы первичных учетных документов. При наличии уже утвержденных типовых форм документов различных унифицированных систем и подсистем документации «изобретать велосипед» совершенно нецелесообразно.
Во-первых, остаются обязательными к применению те формы первичных учетных документов, которые устанавливают уполномоченные органы в определенных сферах государственной деятельности на основании других федеральных законов. Это, например, относится к форме кассовых документов, которые на основании положений Банка России о порядке ведения кассовых операций, были утверждены постановлениями Госкомстата РФ № 88 и № 1.
Рационально использовать и другие ранее действующие унифицированные формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, изменяя состав их реквизитов, уточняя и дополняя их с учетом обязательных реквизитов, состав которых установлен ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
Для организаций государственного сектора, к которому относятся государственные (муниципальные) учреждения, органы государственного управления, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и их территориальные органы и государственные академии наук (п. 9 ст. 3 ФЗ № 402), формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 9 ФЗ № 402).
Поэтому до принятия новых федеральных и отраслевых стандартов финансовой отчетности здесь по-прежнему могут применяться формы, закрепленные в Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОК 011-93; далее - ОКУД):
• формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации»;
• формы документов класса 05 «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» (документация сектора государственного управления, за ведение которой отвечает Минфин России).
И, наконец, рекомендуем не менять кардинально формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты, поскольку основные события в сфере трудовых отношений (приём, направление в командировку, предоставление отпуска) регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Вопросы учета кадров и воинского учета регламентируются соответствующими правилами ведения и хранения трудовых книжек и положением о воинском учете, которые утверждает Правительство Российской Федерации.
Закон № 402-ФЗ ввел элемент «демократизации» в работу с документами организации и актуализировал проблему управления ими. Теперь, в целях реализации законодательного требования, формы первичных учетных документов, применяемых организацией, утверждаются Руководителем организации.
Для исполнения этого требования служба делопроизводства, которая должна стремиться к статусу службы управления документами и главного центра компетенций в этой предметной области, может инициировать разработку политики управления документами на основе ГОСТ Р ИСО 15489-1.
Концепция управления документами предполагает обязательность выделения и отражения во всех внутренних регламентных документах «документоориентированного» аспекта. Это означает установление на уровне блок-схем процесса (или направления деятельности) видов и разновидностей создаваемых документов, формы их представления, срока хранения, полномочий по подписанию, ответственность за хранение, уничтожение и т.п.
При этом служба делопроизводства должна стать инстанцией обязательного согласования всех организационных и распорядительных документов, чтобы иметь возможность оптимизировать формы документов, обеспечить их единообразие и соответствие фирменному стилю, а также «вхождение» в информационные системы и т.п.
Утверждение форм
Унификация форм документов заключается в отборе и закреплении (с учетом материального носителя) показателей и реквизитов, которые наилучшим образом отражают цель создания документа, обеспечивают его юридическую силу, а также в установлении единых требований к их составлению и оформлению.
Основным инструментом реализации требований к унификации документов, а также к управлению ими, остаются:
• классификатор унифицированных форм документов, но поскольку его разработка представляет собой серьёзную профессиональную задачу, то возможно начать с разработки классификатора применяемых видов документов, поскольку вся идентификация документов в информационных системах осуществляется через их классификацию;
• табель унифицированных форм документов организации или табель применяемых/разрешенных к применению и утвержденных форм документов;
• альбом унифицированных форм документов/утвержденных и применяемых в организации форм документов.
Классификатор, табель и альбом форм возможно вести и в электронном виде, и в бумажной форме.
Необходимо учитывать, что если документ в зависимости от срока хранения должен создаваться в бумажной форме (например, личная карточка формы № Т-2 изготавливается на плотной бумаге), то альбом форм/его часть будет обязательно состоять из форм документов, утвержденных и разрешенных к применению в бумажной форме.
В соответствии с Законом № 402-ФЗ в организации должны быть утверждены:
• первичные учетные документы,
• состав и формы регистров бухгалтерского учета,
• книга (журнал) учета фактов хозяйственной жизни - в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Т.е. документы, которые имеют самостоятельное значение и состав реквизитов которых может изменяться чаще, чем 1 раз в год (цикл утверждения учетной политики).
Инициатором утверждения форм первичных учетных документов должна стать бухгалтерия организации.
При выборе алгоритма утверждения учитывайте, что:
- при утверждении приказом в тексте приказа можно установить ответственность, срок введения формы в действие, порядок доведения её до сотрудников организации и т.д.;
- при утверждении формы только подписью руководителя в грифе утверждения подобных конкретных поручений, дать невозможно.
При подготовке проектов форм первичных учетных документов, необходимо учесть, что если форма не меняется, из нее не исключается ни одного реквизита, а только дополняется показателями и реквизитами, то вместо грифа утверждения постановлением Госкомстата на каждой форме/проекте формы служба делопроизводства оформляет гриф утверждения приказом первого руководителя.
Унификация норм
Унификация (unie facere — делать единым) права — это создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств.
Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах — в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.
Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т.д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права — в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объясняется его спецификой.
Будучи частью внутреннего права государства, оно по своей природе экстравертно. Его объектом являются отношения международного характера, т. е. выходящие за пределы одного государства: частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объективную потребность в их единообразном правовом регулировании.
Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой результативности унификации в международном частном праве. Национальное право часто оказывалось неспособным регулировать отношения с международными характеристиками. Особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере.
Как уже говорилось, процесс унификации права протекает в двух правовых системах — и в международном праве, и в национальном.
Этапы процесса унификации:
1. соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений;
2. восприятие международно-правовых норм национальным правом государств.
Таким образом, унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии).
На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовые обя-зательства обеспечить их применение. Принятие международного договора и соответственно международно-правовых обязательств государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств — сторон соответствующего договора. Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происходит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.
Восприятие международно-правовых норм национальным правом государств (трансформация, либо национальная имплементациия) — второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью национально-правовых механизмов. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, т.е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.
Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт. В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: «...Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы. Поэтому данное правило можно рассматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в которых участвует Россия или в которых она будет участвовать, придается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например в ст. 7 ГК РФ).
Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо правовых актов Президента или Правительства (например, постановление Правительства о присоединении). Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы международных договоров вводятся в российскую правовую систему. Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в форме федерального закона, то его нормы будут обладать юридической силой федерального закона; если договор вводится подзаконным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.
Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре, станут частью национального (внутреннего) права государств, можно говорить об унификации права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств — участников договора появились одинаковые правовые нормы. Иначе говоря, нормы международного договора должны быть «санкционированы» государством для применения их в нацио-нально-правовой сфере, т. е. им должна быть придана юридическая сила национального права. Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами национального права.
Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии:
1. первая проходит в международно-правовой сфере и завершается принятием международно-правовых унифицирующих норм;
2. вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм.
Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам:
• международно-правовым договором;
• национально-правовыми актами (законами и подзаконными актами).
Унификация правил
В международной торговле проводится большая работа по унификации правил и условий международного торгового оборота. Благодаря международной унификации права стираются различия в регулировании отношений по международной торговле в национальных системах государств, в результате чего и создается единообразное право в международной области.
Наиболее значимым для международной торговли явился процесс унификации правил и условий в области международной купли-продажи товаров, и наиболее весомый вклад в этот процесс в настоящее время вносит Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
Данная комиссия разработала несколько важных документов в области международного торгового права:
- Конвенцию о единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров (1964 г.).
- Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.).
- Конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.).
- Конвенцию ООН о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1985 г.).
Большое значение для международной торговли имеют также конвенции в области международного торгового арбитража, который стал преобладающим способом разрешения споров, возникающих в международном торговом обороте.
Республика Беларусь является участницей двух международных конвенций в области арбитража:
- Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.);
- Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (1961г.).
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров – международный документ, который содержит унифицированные правила, объединяющие международную практику торговли товарами. Принята в 1980 году в Вене на Конференции ООН по договорам международной купли-продажи товаров. Участниками Венской конвенции в настоящее время являются 56 стран. Конвенция регулирует порядок заключения и основные условия договора международной купли-продажи товаров, определяет основные обязательства продавца и покупателя по договору, устанавливает перечень объектов договора купли-продажи, на которые не распространяется ее действие, позволяет устранить существенные расхождения в национальных законодательствах. Регулирование основано на принципе сбалансированности интересов сторон договора (продавца и покупателя) с учетом обычаев и практики, установившихся в международной торговле. Это позволяет избежать дискриминационных условий взаимоотношений сторон договора, содействует устранению возможности навязывания односторонних выгодных условий, помогает контрагентам по сделке однозначно понимать свои права и обязанности.
Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) в 1994 году были разработаны Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), которые позволяют охватить аспекты, не урегулированные в Венской конвенции (действительность договора, переход права собственности на товар, вопросы о штрафах и неустойках и др.).
В международной торговле проводится также большая работа по унификации и гармонизации торговых обычаев. Основную роль в этом процессе играет Международная торговая палата (МТП), созданная в 1919 году. Штаб-квартира находится в Париже. Под ее руководством был разработан ряд документов, целью которых было информирование об обычаях и практике международной торговли.
Торговый обычай – общепризнанное правило, сложившееся в сфере международной торговли на основании постоянного и единообразного повторения фактических отношений между контрагентами.
Торговое обыкновение – заведенный порядок или фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон, прямо не выраженной в контракте.
Одним из первых и наиболее часто используемых актов МТП являются Международные правила по толкованию торговых терминов – INCOTERMS. Эти правила определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
Большое значение в практике международного торгового оборота при проведении расчетов между контрагентами имеют единообразные правила и обычаи, касающиеся документарных аккредитивов (Публикация МТП №500). Важную роль играют также принятые Единообразные правила, касающиеся договорных гарантий (банковских и др.).
В международной торговой практике помимо торговых обычаев достаточно распространены типовые контракты (договора на типовом формуляре без данных контрагентов), общие условия сделок (могут быть составной частью договора) и руководства по заключению контрактов (содержат советы, варианты текста договора и рекомендации по заключению договора).
Обычно типовые контракты разрабатываются крупными участниками международного торгового оборота, профессиональными объединениями субъектов международной торговли (Торговые палаты, отраслевые ассоциации либо международные организации).
В настоящее время большое значение имеют типовые контракты и общие условия сделок, разработанные Европейской экономической комиссией ООН.
Под ее руководством было разработано более 30 вариантов типовых контрактов и общих условий поставок по определенным видам товаров:
- Общие условия экспортных поставок машинного оборудования;
- Типовые контракты для торговли зерновыми – 16 вариантов;
- Общие условия экспорта инвестиционных товаров;
- Руководство по заключению договора о передаче "ноу-хау" в области машиностроительной продукции и т.д.
Суть унификации
Система документации – совокупность взаимосвязанных документов, используемых в определенной сфере деятельности.
Унифицированная система документации – совокупность форм документов, созданных по единым правилам и требованиям, функционирующим в определенной сфере деятельности.
Задача унификации – сокращение многообразия применяемых документов, приведение к единому виду их форм, структуры, языка и стиля, а также процессов их обработки, учета и хранения.
Унификация обеспечивает снижение трудоемкости обработки документов, достижение информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективное использование вычислительной техники.
Задача стандартизации – разработка и принятие обязательных для применения норм, правил и требований, принятых в делопроизводстве.
Стандартизация – это форма юридического закрепления унификации и определение уровня ее обязательности.
Установлены следующие категории стандартов: государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), стандарты предприятия (СТП).
УСД разработаны на основе:
• Единого принципа построения форм документов,
• Регламентации видов документов, входящих в каждую систему документации,
• Установление совокупности реквизитов и показателей для каждого вида документов,
• Единства применяемой терминологии и условных обозначений.
Работа по унификации включает:
• разработку унифицированной системы документоведения (УСД), которая осуществляется министерствами и ведомствами, ответственными за соответствующие системы документации;
• внедрение межотраслевых (межведомственных) УСД в рамках республиканских и отраслевых УСД;
• ведение УСД и Отраслевого классификатора технико-экономической документации (ОКТЭИ) с целью поддержания достоверности информации и ее дальнейшего развития;
• разработку комплексов отраслевых унифицированных форм документов, отражающих специфику отрасли и не вошедших в УСД, а также их государственную регистрацию;
• разработку отраслевых классификаторов технико-экономической информации, отражающих специфику отрасли.
Цели унификации
Основные цели унификации:
- сокращение сроков проектирования, подготовки производства, изготовления, проведения технического обслуживания и ремонтов изделий;
- повышение экономической эффективности создания и эксплуатации изделий за счет снижения затрат при проектировании и специализации производства, технического обслуживания и ремонтов;
- повышение показателей качества (надежности, технологичности и др.), взаимозаменяемости изделий и их составных частей;
- рациональное ограничение номенклатуры и объемов выпуска продукции при обеспечении функциональной и количественной ее потребностей;
- уменьшение многообразия имеющихся видов, типов и типоразмеров ВВТ одинакового функционального назначения путем изменения в необходимых случаях конструкций или конструктивных элементов, основных и второстепенных размеров и т.д.;
- изменение конструкций и исполнительных размеров, марок материала, технической и термохимической обработки, точности изготовления аналогичных деталей, применяемых на разных заводах с целью внедрения автоматических линий, допускающих экономически выгодную переналадку при данных размерах серийного выпуска деталей;
- создание комплексов взаимозаменяемых агрегатов, узлов и деталей, предназначенных для сборки значительно большей номенклатуры ВВТ (по сравнению с существующими неунифицированными аналогичными изделиями) путем добавления некоторого количества специальных (оригинальных) узлов и деталей;
- пересмотр видов, типов и типоразмеров, изготовляемых или приобретаемых для комплектации ВВТ для замены морально устаревших или недостаточно качественных более современными, надежными и долговечными изделиями.