Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
Психологические тесты Интересные тесты   Недвижимость Недвижимость
папка Главная » Кадровику » Трудовая инспекция

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Трудовая инспекция 2019
2. Трудовая инспекция
3. Жалоба в трудовую инспекцию
4. Проверка трудовой инспекции
5. Заявление в трудовую инспекцию
6. Штрафы трудовой инспекции
7. Права трудовой инспекции
8. Предписание трудовой инспекции
9. Внеплановая проверка трудовой инспекции
10. Плановая проверка трудовой инспекции
11. Анонимная жалоба в трудовую инспекцию
12. Декларация в трудовую инспекцию

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – это государственный орган, призванный осуществлять надзор за выполнением норм трудового законодательства. Рассмотрим более подробно, чем занимается трудовая инспекция, какими методами осуществляет работу, и какими нормативными актами руководствуется.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ. Полномочия главного федерального инспектора регламентируются ст. 353 ТК, также как и деятельность всей системы инспекций.

Основными методами деятельности инспекции по труду являются плановые и внеплановые проверки различных организаций. Плановый надзор – это инспекции, проводимые 1 раз в 2 года. Исключения составляют только что образованные компании, они не подлежат проверке первые 3 года деятельности. Внеплановые ревизии проводятся на основании заявлений граждан.

Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения. При совершении проверки инспекторы имеют право выполнять определенные действия, регламентированные нормативными актами трудового законодательства.

Трудовая инспекция – это государственный орган. Поэтому его основная функция – это защита прав и свобод работающих граждан в соответствии с Трудовым законодательством РФ.

За соблюдением норм Трудового кодекса государством следит контролирующий орган, находящийся в подчинении Министерства труда и соцзащиты.

Постановлением правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.

Эта организация имеет территориальные подразделения в каждом субъекте Российской Федерации и непосредственно подчиняется Федеральной службе по труду и занятости.

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

1. Контроль за соблюдением норм трудового права работодателями. Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
2. Надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии.
3. Надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
4. Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
5. Рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, которые финансируются государством.
6. Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
7. Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
8. Оценку соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Жалоба в трудовую инспекцию



Инспекция труда на основании поступающих жалоб (заявлений) обязана провести проверки, в ходе которых определить, существуют ли заявленные фактические нарушения трудовых прав работников или они отсутствуют.

По итогу проверки должен составляться акт. Если факты нарушения подтверждаются, то директору предприятия (работодателю) выдаётся предписание об устранении выявленных нарушений, согласно ст.357 ТК РФ.

Далее заявителю направляют письменно обоснованный ответ на указанные в жалобе вопросы, где определяется, какие нарушения в результате проверки были выявлены, какие приняты меры в сторону работодателя для исправления ситуации (выдаётся предписание либо возбуждается дело об административном нарушении), объясняется ход дальнейших действий для восстановления прав работника.

Если заявитель не согласен с полученным ответом, он имеет право повторно направить заявление руководителю территориальной инспекции (ст.361 ТК РФ).

При обнаружении нарушения трудового законодательства работодателю грозит либо дисциплинарная, либо административная, либо уголовная ответственность.

При несоблюдении трудовых отношений КоАП РФ предполагает штраф, размер которого зависит от вида правонарушения. Если правонарушение повторяется, то суд имеет право назначить наказание в виде запрета руководящих должностей сроком от 1 до 3 лет.

Кроме штрафов, работодатель может понести наказание в виде лишения свободы, срок которого устанавливается законодательством, обязательных работ, лишения права работать на руководящих должностях.

С чего начать при обращении в инспекцию труда:

• узнать месторасположение её территориального органа;
• написать жалобу (заявление) с обозначением нарушения трудовых прав;
• прикрепить необходимые документы, подтверждающие указанные доводы;
• принести заявление в инспекцию, бланк которого при необходимости можно посмотреть в каждом территориальном органе либо найти через интернет.

Жалобу необходимо писать, придерживаясь условий деловой переписки, иначе она может быть не рассмотрена.

Как пишется заявление:

• указать название территориальной инспекции;
• фамилию, имя, отчество начальника инспекции;
• фамилию, имя, отчество заявителя;
• содержание жалобы, где описывается предмет трудового спора, указывается, какие именно права нарушил работодатель;
• не стоит употреблять ненормативную лексику в обращении и угрозы в адрес начальника, текст должен быть составлен кратко, грамотно и корректно;
• представить подтверждающие документы — например, договор трудового найма, бланк расчёта о зарплате, банковская выписка и другие;
• число, когда составлена жалоба, подпись и расшифровка.

Как отправить:

• почтой и обязательно с уведомлением;
• принести самостоятельно;
• через интернет (через электронный сайт инспекции).

Необходимо также сделать копию жалобы и поставить пометку о регистрации в виде штампа либо написать собственноручно «Принято», проставив дату, ФИО и личную подпись. При подаче заявления никаких государственных платежей не требуется.

Если заявитель решил составить анонимную жалобу, не указав свои контакты и координаты, то в инспекции не станут её регистрировать и не возьмут на рассмотрение.

Если сотрудник переживает по поводу дальнейшего гнева со стороны руководителя и желает оставаться инкогнито, он имеет право написать «Прошение о конфиденциальности», указав причины, по которым не желает указывать свои личные данные.

Для оперативности и удобства заявителям была создан официальный сайт инспекции.

Электронный сервис даёт возможность:

• отправлять в инспекцию по труду заявления (жалобы);
• получать онлайн консультации в отношении требований и правил трудового законодательства;
• предоставлять работодателю право лично провести контроль по соблюдению трудового законодательства.

Проверка трудовой инспекции

Проверочные мероприятия ГИТ бывают плановые и внеплановые. Первые из них носят профилактический характер и не зависят от действий работодателя и третьих лиц.

Ранее предприятия проверялись инспекцией не чаще чем 1 раз в 3 года — по общей норме ч. 2 ст. 9 закона «О защите прав…» № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Ныне частота планового контроля ГИТ зависит от категории риска, присвоенной работодателю. Так, проверки работодателей с высокой категорией проводятся не чаще 1 раза в 2 года, а с низкой — не проводятся вообще (см. пп. 17–24 Положения о надзоре по труду, утв. постановлением Правительства РФ № 875).

Истечение указанных сроков с окончания последнего планового контроля или регистрации предприятия само по себе уже является основанием для новой проверки.

Для внепланового контроля установлены специальные основания (ч. 7 ст. 360 ТК РФ):

1. Истечение срока устранения нарушений, установленного в ранее выданном работодателю предписании.
2. Поступление в инспекцию:
• информации о нарушениях на предприятии, которые повлекли угрозу жизни и здоровью людей, невыплату зарплаты или выплату ее ниже МРОТ;
• информации о не оформленных надлежащим образом трудовых отношениях;
• жалобы на нарушение трудовых прав или заявления о проверке условий охраны труда от сотрудника.
3. Приказ руководителя инспекции, изданный в соответствии с поручением Президента, Правительства или требования прокуратуры.

Цель плановых проверок любого из контролирующих органов — выяснить, соблюдают ли хозяйствующие субъекты обязательные требования закона в той или иной сфере. Соответственно, предмет планового контроля ГИТ — соблюдение работодателями законодательства о труде и об охране труда.

Также в рамках планового контроля проверяют соответствие обязательным требованиям сведений, указанных в уведомлениях о начале определенных видов деятельности.

Напомним, что о начале деятельности в некоторых сферах должны обязательно уведомляться надзорные органы. Так, Роструд уведомляется о таких видах деятельности, как уход с обеспечением проживания и социальные услуги без обеспечения проживания (п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ № 584).

Методические рекомендации (утв. приказом Роструда №455) выделяют проверки комплексные и тематические (подп. 2.6 п. 2). Первые направлены на проверку соблюдения трудового законодательства в общем (по главным институтам трудового права).

Тематические проверки трудовой инспекции касаются отдельных институтов трудового права, например:

• надлежащее оформление трудовых отношений;
• обучение по охране труда;
• своевременность и полнота оплаты труда;
• предоставление компенсаций и гарантий и т. д.

На практике в планах ГИТ в графе «Предмет проверки» указывается стандартная фраза о проверке соблюдения законодательства о труде. Поэтому узнать, что проверит при проверке трудовая инспекция, заранее нельзя.

Информация о запланированных проверках Роструда находится в открытом доступе. Так, инспекции в регионах обязаны публиковать план на своих официальных порталах в интернете до 1 декабря года, предшествующего году проверки.

Кроме того, сведения о проверках трудовой инспекции включаются в единый сводный план проверок предпринимателей, формируемый Генеральной прокуратурой РФ. С помощью соответствующего сервиса на сайте органа можно узнать, какие плановые проверки ждут предприятие в текущем году.

Если организацию не включили в план, хотя срок очередной проверки подошел, в течение года этого сделать уже не могут. Исчерпывающий перечень оснований для изменения плана закреплен в п. 41 Административного регламента, утв. приказом Минтруда № 354н (далее — Регламент).

План поможет определить предполагаемый месяц проверки, но не ее конкретную дату. О начале плановой проверки инспектора ГИТ обязаны уведомить работодателя минимум за 3 рабочих дня до контрольного мероприятия путем вручения ему распоряжения на проверку (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).

Как правило, ГИТ требует при плановых проверках следующий перечень документов:

1. Документы, подтверждающие трудовые отношения:
• трудовые книжки и вкладыши;
• трудовые договоры и дополнительные соглашения.
2. Книга учета движения трудовых книжек.
3. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек.
4. Приказ о возложении обязанности по ведению трудовых книжек.
5. Обязательные локальные нормативные акты:
• правила трудового распорядка;
• положение о защите персональных данных;
• положение, устанавливающее оплату труда, доплаты, надбавки и премии.
6. Коллективный договор (при наличии).
7. Обязательные кадровые документы:
• штатное расписание;
• табель учета рабочего времени;
• личные карточки;
• должностные инструкции;
• график отпусков;
• график сменности.
8. Форма расчетного листка.
9. Медицинские книжки.
10. Кадровые распорядительные документы и основания к ним (служебные записки, заявления и т. д.).
11. Журналы регистрации и учета (больничных, трудовых договоров, приказов, несчастных случаев на производстве и т. д.).
12. Инструкции и иные документы по охране труда (состав зависит от направления деятельности предприятия).
13. Документы, относящиеся к оплате труда (зарплатные ведомости, записки-расчеты и т. д.).
14. Журнал учета мероприятий по контролю.

Отметим, что большая часть нарушений связана с отсутствием каких-либо документов по охране труда.

В Законе 294-ФЗ сделана оговорка, что проверка по основанию истечения срока ранее выданного предписания ограничивается только подтверждением его выполнения (ч. 21 ст. 10). Однако по общей норме этого же закона контролирующим органам вообще запрещено выходить за пределы предмета проверки (п. 3 ст. 15).

Поэтому границы внеплановой проверки трудовой инспекции напрямую зависят от основания ее проведения. Так, по жалобе на невыплату зарплаты инспекция должна проверить доводы работника и запросить лишь документы, которые помогут это сделать.

Перечень требуемых в рамках внеплановой проверки документов может отличаться от указанного выше.

Так, если она проводится по факту несчастного случая на производстве, ГИТ может запросить:

• сведения о проводимых на территории предприятия работах, гражданско-правовые договоры, на основании которых такие работы проводятся, реквизиты подрядчиков;
• данные о состоянии травматизма на предприятии;
• акты о расследовании несчастных случаев и т. д.

На те или иные неправомерные действия инспектора ГИТ (в том числе при запросе «лишних» документов) можно пожаловаться в порядке, установленном разделом V Регламента.

В законе нет перечня документов, которые вправе требовать Роструд (для обоих видов проверок). Главное — чтобы не был нарушен запрет на затребование документов (а равно иной информации, проб, образцов и т. д.), не относящихся к предмету проверки. А решение об относимости тех или иных объектов к ее предмету субъективно и принимается государственным инспектором труда.

Любая проверка ГИТ (как плановая, так и внеплановая) может проводиться в документарной или выездной форме. Форма контроля указывается в плане и распоряжении на ее проведение (по внеплановым проверкам — только в распоряжении).

Фактические действия инспекторов должны соответствовать форме проверки. Они не вправе явиться на предприятие, если проверка определена в распоряжении как документарная.

Осуществляемая Рострудом проверка по документам состоит из нескольких этапов:

• Инспекция направляет в адрес предприятия письменный запрос с указанием перечня требуемых документов.
• В течение 10 рабочих дней работодатель исполняет запрос.
• При выявлении в документах ошибок, неточностей, противоречий ГИТ предлагает работодателю предоставить пояснения и дополнительные документы.
• Если выявленные ошибки, неточности и противоречия не устранены, проверка трансформируется в выездную.

Все документы работодатель предоставляет в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя организации или предпринимателя (либо иного уполномоченного на такие действия доверенностью лица), а также печатью (при наличии).

Трудовая инспекция не вправе требовать:

• оригиналы документов и их нотариально заверенные копии;
• документы, которые она может получить в порядке межведомственного взаимодействия.

В законе нет ограничения в отношении периода, за который ГИТ может потребовать документы. Не указывается проверяемый период деятельности и в распоряжении на проверку. Поэтому запрос может поступить в отношении любых документов, в том числе касающихся уже уволенных работников.

Объективно представить документы не всегда возможно из-за того, что срок их хранения истек и они были уничтожены. В такой ситуации работодателю следует в ответе на запрос пояснить причину отсутствия документов. Напомним, что при уничтожении относящихся к трудовым отношениям документов нужно руководствоваться перечнем, утв. приказом Минкульта № 558.

Непредставление документов в срок или представление их в неполном объеме без уважительной причины может повлечь для работодателя ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Выездные проверки трудовая инспекция проводит по месту нахождения предприятия. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ ее проводят, если по документам оценить соответствие деятельности работодателя закону не представляется возможным.

Мнение о том, что ГИТ всегда обязана начинать только с документарной проверки, ошибочно. Однако если инспектора могли оценить отсутствие или наличие нарушений по документам, выездную проверку можно признать неправомерной через суд. В основном это касается внеплановых проверок по жалобам работников, то есть проверок, имеющих узкий предмет. В ежегодных планах обычно все проверки определены как выездные, оспорить их на этом основании невозможно.

При выездной проверке инспектора вправе (ст. 357 ТК РФ, ст. 12 Конвенция МОТ №81 «Об инспекции труда…»):

• при наличии распоряжения на проверку и служебных удостоверений в любое время беспрепятственно проходить на территорию предприятия и проверять состояние используемых зданий, сооружений, оборудования, транспорта и т. д.;
• запрашивать для ознакомления документы (причем инспектора вправе просить изготовить для них копии на безвозмездной основе), иную информацию;
• беседовать с сотрудниками предприятия;
• на месте выдавать предписания;
• запрещать использование средств индивидуальной защиты, не соответствующих нормативам;
• расследовать несчастные случаи на производстве и т. д.

Препятствование проверке будет расценено как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Подготовка к любой проверке ГИТ заключается:

• в ознакомлении с нормативными актами, регламентирующими проведение проверок, уяснении прав и обязанностей — как своих, так и контролеров;
• определении соответствия деятельности предприятия трудовому законодательству (в том числе в изучении документов на предмет согласованности между собой, наличия ошибок, соответствия их содержания закону);
• оперативном устранении нарушений.

При плановом контроле ГИТ применяет проверочные листы (ч. 11.1–11.5 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Причем проверка должна ограничиваться вопросами чек-листов. Правда, ранее листы применяют только в отношении работодателей с умеренной категорией риска, а после указанной даты — в отношении любых работодателей.

Ответы на проверочные листы могут существенно помочь работодателю при подготовке к проверке, так как:

• листы разработаны по большинству аспектов трудовых отношений;
• контрольные вопросы сформированы исходя из наиболее типичных нарушений;
• ответы на вопросы однозначно позволяют установить, есть ли нарушения.

Любой работодатель может скачать листы на официальном портале Роструда. Но мы рекомендуем воспользоваться расположенным там же сервисом «Электронный инспектор». Ответить на контрольные вопросы из всех разработанных чек-листов можно онлайн, а по завершении сервис дает рекомендации по устранению нарушений. Сервис бесплатный, доступен в любое время, а факт выявления нарушений никаких последствий для работодателя не повлечет.

Заявление в трудовую инспекцию

В нынешней экономической ситуации трудно найти человека, который хоть раз не сталкивался или не испытывал на себе трудовой дискриминации. Возникает вопрос: что может сделать рядовой сотрудник в ситуации, когда работодатель нарушает его трудовые права? Согласно законодательству, в данной ситуации каждый гражданин имеет право заявить о нарушениях в ГИТ, составив жалобу. Обратиться в Инспекцию можно в случае, если Вы стали свидетелем злоупотреблений со стороны работодателя, либо испытываете дискриминацию на себе лично.

Рассмотрим на примерах противоправные действия работодателя, зафиксировав которые, Вы можете обратиться в ГИТ:

1. Принимая Вас на службу, работодатель нарушил процедуру оформления.
• если в трудовом договоре не указана информация о размере оклада, поощрительных выплатах и условиях их получения, то Вы смело можете обращаться в ГИТ, так как это является нарушением ТК;
• Если Вы – беременная женщина, то работодатель не имеет права оформлять Вас на испытательный срок;
• При приеме на работу Вас не ознакомили с внутренними правилами и распоряжениями, после чего к Вам были применены меры взыскания за их нарушение.
2. В процессе трудовой деятельности к Вам применялась разного рода дискриминация:
• Грубым, но довольно распространенным нарушением, является отказ в предоставлении работнику ежегодного отпуска;
• Выплата зарплаты осуществляется несвоевременно и не в полном объеме, существуют долги по выплатам;
• Вам не были выплачены компенсации, предусмотренные ТК (больничные, отпускные и т.п.). Вместо больничного руководитель принуждает Вас оформить отпуск «за свой счет»;
• Вас принуждают работать сверхурочно, в выходные и праздничные дни, переводят на рабочее место, условия которого не соответствуют нормам ТК.
3. Были допущены нарушения при увольнении:
• Вы не были своевременно и в установленном порядке уведомлены об увольнении/сокращении;
• при расторжении трудового договора Вас не были перечислены все причитающиеся выплаты (например, компенсация за неиспользованный отпуск);
• компенсации были выплачены позже дня увольнения;
• в последний рабочий день Вам не была выдана трудовая книжка.

Если Вы сами или Ваш коллега столкнулись с одной из вышеописанных ситуаций, то Вы имеете все основания обратиться с претензией в ГИТ.

Как видим, Вы можете заявить о правонарушениях не только в период работы, но и после увольнения, если расторжение трудового договора проводилось с нарушением установленной процедуры. Если Вам незаконно было отказано при приеме на работу.

Законом не установлена форма, согласно которой должна быть составлена претензия в ГИТ. Вы можете подать жалобу на работодателя в трудовую инспекцию, написав письмо в свободной форме. При этом не стоит забывать об обязательных реквизитах.

Для того, чтобы правильно написать жалобу, в тексте нужно указать основные данные:

• информация о Вас как о заявителе (ФИО, почтовый/электронный адрес для получения ответа);
• данные о работодателе (наименование организации, адрес);
• суть претензии;
• Ваша подпись и дата.

Что касается описания правонарушения, то при составлении заявления стоит придерживаться правил деловой переписки. Информация должна быть достоверна и проверена, отражать объективное положение вещей, а не Ваше отношение к конкретному лицу (начальнику, коллеге). В то же время суть претензии нужно подавать кратко и точно, избегать лишних, не имеющих значения деталей. Лучше, если заявление будет составлено в виде фактов, которые Вы описываете последовательно в хронологическом порядке.

После того, как претензия была составлена, Вы можете обратиться с ней в трудовую инспекцию удобным для Вас способом:

• Вариант 1. Вы можете лично посетить ГИТ и передать претензию ответственному специалисту. Для этого необходимо предварительно составить заявление в 2-х экземплярах, на одном из которых работник Инспекции поставить подпись и дату получения. К претензии можно приложить дополнительные документы, подтверждающие Вашу позицию (копия трудового договора, заявления, докладные и т.п.).
• Вариант 2. Если у Вы по тем или иным причинам не желаете (или не имеете возможности) отправиться в ГИТ лично, то можете воспользоваться почтовыми услугам. Для этого нужно отправить письмо с уведомлением и описью вложений (если имеются прочие документы, помимо претензии). Получив от Вас конверт, сотрудник Инспекции сверит наличие документов с описью и подтвердит получение. У Вас же останется корешок уведомления, где будет указана дата приемки документа и подпись ответственного лица ГИТ.
• Вариант 3. Все большую популярность набирает электронный вариант отправки претензий. Как написать жалобу в трудовую инспекцию онлайн? Сделать это очень просто: Вам нужно зайти на официальный сайт трудовой инспекции в Вашем регионе и заполнить электронную форму.

Оформляя заявку онлайн, Вы можете:

• выбрать причину обращения из популярного списка (невыплата заработной платы, нарушение рабочего графика, дискриминация при увольнении/приеме на работу и т.п.);
• оперативно заполнить анкету о себе и данные о работодателе благодаря удобному формату;
• сообщить ГИТ о необходимых, по Вашему мнению, действиях, которые должны быть применены к работодателю (проверка, привлечение виновных к ответственности, административное взыскание и т.п.).

Также в бланке заявки позволяет указать способ, которым Вам будет удобно получить ответ (в виде электронного или почтового письма).

Инспекция имеет 30 дней на обработку Вашей заявки и уведомлении Вас о результатах, при этом не важно, каким способом была отправлена претензия. Если Ваша претензия не относится к компетенции Инспекции, то она будет передана компетентному органу для рассмотрения. Сделано это будет в 7-дневный срок после регистрации, Вы же получите извещение о перенаправлении заявки.

Следует помнить, что Инспекция имеет право не рассматривать Ваше заявление, если в нем содержаться прямые угрозы или оскорбления.

Многих интересует вопрос: можно ли составить жалобу в ГИТ анонимно, не указывая личных данных заявителя? Согласно законодательству, Инспекция вправе не рассматривать анонимные жалобы. В то же время, заявляя о нарушениях работодателя в ГИТ, Вы можете требовать сохранения конфиденциальности Вашего обращения. Для этого необходимо дополнить текст заявления соответствующей фразой например, «При проведении проверки прошу не разглашать работодателю информацию обо мне как о заявителе» или поставить отметку о конфиденциальности в бланке электронной заявки.

Заявить о нарушениях со стороны работодателя можно, подав коллективную жалобу. Как правило, такие обращения касаются трудовых дискриминаций по отношению к коллективу в целом (отделу, цеху, подразделению и т.п.). В то же время закон не запрещает коллективно заявлять о нарушениях в отношении одного работника. При составлении обращения нужно указать ФИО представителя, от лица которого подается претензия.

Если обращение в Инспекцию составлено правильно и в нем содержится обоснованная информация о правонарушениях со стороны работодателя, то по истечению 30-ти дневного срока Вы получите уведомление о назначении проверки по жалобе.

При проведении проверки инспектор вправе провести осмотр условий труда, опросить работников предприятия, запросить для анализа необходимые документы например, ведомости начисления заработной платы, если речь идет о задержке или невыплате зарплаты работникам. По факту проверки инспектор составляет акт, в котором фиксирует факты нарушения ТК в отношении работника или трудового коллектива в целом.

На основании установленных правонарушений к работодателю могут быть применены следующие меры:

• выдано предписание, в котором указано о необходимости устранения тех или иных нарушений в установленный срок;
• наложение административного штрафа. Сумма штрафа устанавливается индивидуально в соответствии с правонарушением.

В случае выявления серьезных правонарушений результаты проверки могут быть переданы в суд или прокуратуру для возбуждения уголовного дела по отношению к работодателю.

В данном случае речь идет о грубых нарушений законодательства о труде:

• нарушение правил техники безопасности ответственным лицом, которое повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью сотрудникам организации;
• увольнение беременной женщины или матери, имеющей ребенка до 3-х лет;
• систематическая невыплата заработной платы (более 3-х месяцев).

Различные виды взысканий, в том числе штрафы и уголовная ответственность, может быть применены как к первым лицам организации, так и к непосредственно виновным. К примеру, если сотрудник заявил о том, что он вынужден работать в условиях, не соответствующих нормам безопасности, то виновным в данном случае признается не только руководитель, но и специалист по охране труда.

О результатах проведенной проверки и мерах, примененных к работодателю, Вы будете проинформированы, получив соответствующее уведомление. В тексте уведомления также будет указана информация относительно Ваших дальнейших действий (если речь идет о незаконном увольнении, то в уведомлении будет описана процедура, необходимая для восстановления на рабочем месте). В случае, если результаты проверки Вас не удовлетворили или Вы считаете, что Ваши права нарушены действиями или бездействием инспектора ГИТ, Вы вправе отстоять свои интересы в суде. Для этого Вам нужно составить исковое заявление, к которому приложить уведомление от ГИТ. Также Вы можете пожаловаться на инспектора напрямую, направив обращение руководителю территориального отделения Инспекции.

Штрафы трудовой инспекции

Нарушения в сфере трудового законодательства могут повлечь дисциплинарную, административную, уголовную ответственность. Она касается предпринимателей и юрлиц. Штрафы ГИТ накладывают на руководителей, бухгалтеров, начальников отдела кадров и лиц, назначенных на предприятии отвечать за охрану труда. Размер санкций — от 50 до 800 тысяч рублей в зависимости от правонарушения. При повторном нарушении наказание могут заменить на дисквалификацию должностных лиц на 1–3 года.

По статистике, больше всего нарушений трудовая инспекция находит именно в сфере предоставления работникам нормальных условий труда. Ошибки могут выявить в рамках плановой или внеплановой проверки — когда на организацию поступает жалоба от работников.

Халатное отношение руководства к условиям труда влечет за собой административную и даже уголовную ответственность. Нарушения выделены в отдельную статью 5.27.1 КоАП.

Чаще всего работодателей штрафуют за неправильное проведение оценки специальных условий труда, допуск сотрудников к работе, отсутствие необходимых документов.

Штрафы трудовой инспекции для ИП и юрлиц:

• В организации не назначен ответственный за охрану труда, не проведена специальная оценка условий труда, инструктаж для работников — от 50 до 80 тысяч рублей для юрлиц, от 5 до 10 тысяч для ИП и должностных лиц.
• Нет документов о проведении инструктажа по технике безопасности на предприятии — от 110 до 130 тысяч рублей для юрлиц, от 15 до 25 тысяч рублей для ИП и должностных лиц.
• Сотрудники не прошли плановый медосмотр, если это предусмотрено ТК — 110–130 тысяч рублей для юрлиц, 15–25 для ИП и должностных лиц.
• Сотрудники не обеспечены средствами индивидуальной защиты, если это предусмотрено в ТК — от 20 до 30 тысяч рублей для юрлиц, ИП и должностных лиц.

Повторное нарушение того же закона карается строже: от 100 до 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на 90 суток для юрлиц, от 30 до 40 тысяч и приостановка деятельности на 90 суток для ИП и 130–150 тысяч рублей или дисквалификация до 3 лет для должностных лиц.

Но есть смягчающие обстоятельства при первичном нарушении ТК: для малых предприятий предусмотрена замена штрафа на предупреждение, если нет имущественного ущерба, не нанесен вред здоровью и нет угрозы ЧС. Юридическим лицам тоже дают поблажки при незначительных нарушениях — инспектор может на первый раз ограничиться предупреждением и дать время на исправление ситуации.

Если работодатель умышленно или случайно нарушил ТК и нанес материальный ущерб сотруднику, то он обязан заплатить административный штраф и возместить ущерб сотруднику. Чаще всего нарушения касаются оплаты труда и оформления трудового договора. Штрафуют за безосновательные увольнения, невыплату зарплаты, уклонение от оформления трудового договора. Нарушения указаны в ст. 5.27 КоАП РФ.

Штрафы трудовой инспекции:

• Отсутствие трудового договора, неправильное оформление, работа по договору ГПХ вместо трудового — от 50 до 100 тысяч для юрлиц, от 5 до 10 для ИП, от 10 до 20 для должностных лиц; повторное нарушение — 100–200 тысяч рублей для юрлиц, 30-40 тысяч для ИП, дисквалификация до 3 лет для должностных лиц.
• Невыплата или неполная выплата зарплаты сотрудникам в установленный срок — от 30 до 50 тысяч для юрлиц, от 1 до 5 тысяч для ИП, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц.
• Зарплата установлена в меньшем объеме, чем требуется по закону — от 30 до 50 тысяч для юрлиц, от 1 до 5 тысяч для ИП, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц.
• Повторное нарушение законодательства об оплате труда — 50–100 тысяч для юрлиц, 10–30 для ИП, 20–30 тысяч или дисквалификация до 3 лет для должностных лиц.

Чаще всего к ответственности по оплате труда привлекают руководителя. Споры с работниками решаются в судебном порядке. Если суд признает работодателя виновным, то он обязан будет выплатить штраф, возместить моральный ущерб сотруднику.

Во время проверок трудовая инспекция может найти другие правонарушения, которые связаны с неправильно оформленными документами.

За что можно получить штраф:

• в трудовом договоре не указано, что сотрудник получил свой экземпляр на руки;
• в личной карточке работника нет учета отпусков, нет подписей о приеме на работу, переводе или увольнении;
• сотрудники получили расчет позже дня их увольнения.

Подобные нарушения ТК влекут ответственность: 30-50 тысяч рублей для юрлиц, 1-5 тысяч рублей для ИП, 1-5 тысяч или предупреждение для должностных лиц.

Чтобы избежать штрафов трудовой инспекции, работодателям нужно внимательно следить за изменениями в законодательстве и выполнять все требования ТК. Нужно тщательно следить за правильностью оформления документов, соблюдением условий труда и прав сотрудников. Следите, чтобы ваши работники были довольны зарплатой, рабочим местом: тогда они не будут писать жалобы в трудовую инспекцию и уберегут вас от внеплановых проверок.

Права трудовой инспекции

В своей работе инспекция труда руководствуется Трудовым кодексом РФ и Положениями об инспекции труда, где определены ее функции, полномочия трудовой инспекции и права инспектора по труду.

Также деятельность органа регламентируется федеральными законами и Конвенцией «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему:

• выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
• предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
• выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
• привлечение к административной ответственности;
• расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
• инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
• приостановление деятельности организации или ее подразделений.

Для того, чтобы выполнялись основные полномочия федеральной инспекции труда, в ст. 357 ТК РФ закреплены права контролирующего органа. Инспектор по труду может:

• беспрепятственно и в любое время суток посещать организации с целью проведения проверки (при наличии удостоверения). Если речь идет о плановой проверке, то инспектор должен уведомить руководство организации не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала;
• запрашивать документы и информацию, связанную с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников;
• изымать для анализа образцы веществ и материалов, которые используются на предприятии.

Однако, в соответствии со ст. 360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц.

В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.

Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.

Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).

Предписание трудовой инспекции

Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

Предписание - это распорядительный документ, который обязывает работодателя устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки (ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н).

В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ №354н).

Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд. В случае судебных баталий, компаниям следует руководствоваться гл.12 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.

Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ №74-КГ17-6).

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда - в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).

А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки? Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

Например, в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда № А41-24800).

Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.

Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда №5-480).

Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

То есть, если размер штрафа находится в диапазоне - от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

Если компания пропустит срок для обжалования постановления, то оно вступит в силу через 10 дней и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст.32.2 КоАП РФ).

Если работодатель не заплатит штраф, то его взыщут судебные приставы в принудительном порядке (с учетом исполнительного сбора - 7 процентов от суммы штрафа или 10 000 рублей для организации и 1 000 рублей для предпринимателя).

Внеплановая проверка трудовой инспекции

Проверки трудовой инспекции делятся на несколько видов:

1. Документарные. При таких проверках инспектор не посещает организацию, проверяются только документы, которые рассматриваются на территории ГИТ.
2. Выездные. В этом случае проверяющий посещает организацию лично, при этом он может не только затребовать документы, но и опросить сотрудников, проверить их рабочие места.
3. Внеплановые. Такие проверки не имеют определенной периодичности, и инициируются по мере необходимости;
4. Плановые. Проводятся через определенный промежуток времени, по графику.
5. Предварительные. Данный вид проверок похож на расследование. Проводятся они в случаях, если в ГИТ поступил сигнал о несоблюдении трудовых прав, но у инспекторов недостаточно оснований для инициирования внеплановой проверки. При такой проверке инспектор вправе сделать опрос сотрудников, попросить пояснений от работодателя, но предоставление любых сведений носит чисто добровольный характер и не является обязанностью.

Ревизионные мероприятия, проводимые в рамках проверки трудовой инспекции, часто становятся предметом споров. Прочитав этот материал, вы точно будете знать, что делать.

Под внеплановую проверку от ГИТ может «попасть» любая фирма, независимо от регистрационной формы.

Внеплановые проверки делятся на несколько типов, в зависимости от оснований и целей их проведения:

1. Целевая. Самый распространенный тип, инициируется по заявлениям трудящихся.
2. Комплексная. Всесторонне инспектируется деятельность организации в части соблюдения норм трудового права. То есть проверяется и соблюдение прав, и правильность ведения кадрового учета и документации, и соблюдение безопасности на рабочих местах.
3. Документарная. Чаще всего проходит на территории трудовой инспекции, проверяются только документы. Если нет возможности запросить какие-либо сведения от сторонних госорганов, то их должен предоставить работодатель.
4. Выездная внеплановая проверка проводится в случае, если просмотра одних документов недостаточно.
5. Тематическая. Проводится, по тем же основаниям, что и целевая, но при этом не афишируется имя работника, подавшего жалобу. В таких случаях вместо рассмотрения конкретного факта нарушения, проверяется соблюдение какой-либо нормы закона в целом.

Для подготовки к проверке у работодателя есть 24 часа. Хоть проверка и внеплановая, но инспектор обязан предупредить о своем визите по почте, лично или посредством факсимильной связи.

Однако, редко, но и без предупреждения может «нагрянуть» внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях инспектор не должен предупреждать о своем визите? В случаях, если обращение связано с прямой угрозой жизни и здоровью работника, инспектор выезжает на место проверки в кратчайшие сроки без предупреждения администрации учреждения.

Закрытые организации могут узнать о проверке раньше, чем за сутки, так как для посещения инспектором такого предприятия необходимо будет согласование и пропуск.

Любой результат проверки, если работодатель с ним не согласен, может быть обжалован. Для начала, при подписании акта нужно в письменном виде указать на несогласие, далее обратиться в вышестоящие органы или в суд.

Статья № 360 ТК РФ и иные законодательные акты по трудовому праву четко определяют основания для внеплановой проверки трудовой инспекции, среди которых:

• Сведения о задержке или невыплате зарплаты;
• Сведения об оплате труда ниже МРОТ;
• Проверка из-за неисполнения ранее выданных рекомендаций на устранение нарушений;
• Проверка по заявлениям работников о нарушении норм трудового законодательства;
• В организации был несчастный случай или поступили сведения о несоблюдении норм по охране труда;
• Информация от органов власти, СМИ или граждан о нарушениях прав трудящихся;
• Инициатива руководителя ГИТ на проведение проверки по требованию Президента, Правительства или прокуратуры.

Обратиться с жалобой на компанию, где нарушают права трудящихся, может любой гражданин, даже если он не является сотрудником данной организации.

Для подачи заявления в ГИТ необязательно посещать организацию лично. Заявление можно оформить через специальный онлайн-сервис на сайте Роструда.

Если заявление было отправлено анонимно, то для основания проведения внеплановой проверки трудовой инспекции будут недостаточными. Однако работник имеет право подать заявление не анонимно, но указать, что он не хочет, чтобы работодатель узнал, кто обратился в инспекцию с жалобой (ТК РФ ст. №358).

При внеплановой проверке, если она не является комплексной, инспектируются те нормы законодательства, по которым были подозрения на нарушения. Инспектор может истребовать и изучить только документы, или же лично оценить обстановку, качество оборудования и условия труда работников.

В зависимости от причины и цели инспектирования, могут проверяться следующие документы:

• Трудовые книжки и договоры с работниками;
• Ведомости по зарплате;
• Графики отпусков и больничные листы;
• Документы о квалификации рабочих;
• Кадровые приказы;
• Учредительные документы компании;
• Положения по заработной плате и премировании;
• Инструктажи;
• Документы по оценке рабочих мест;
• Журналы учетов;
• Справки о прохождении работниками медосмотров.

Моменты, на которые проверяющие особо обращают внимание:

1. Соблюдение режима труда и отдыха, отпуска для рабочих. Помимо выходных дней, каждый работник имеет право на отпуск. Если такового не было более 2 лет, это будет засчитано как нарушение.
2. Своевременная выдача зарплаты. Заработная плата трудящимся должна выдаваться 2 раза в месяц и отображаться в платежных документах. Если зарплата выдается реже, или график платежей не отображен в положении об оплате, это будет считаться нарушением.
3. Соблюдение норм по охране труда. За соблюдением данного пункта должен отвечать специалист, в обязанности которого входит чтение инструктажей и ведение журнала учета.
4. Документы по аттестации рабочих. Если деятельность компании требует наличие аттестованных рабочих, то необходимо вести учет аттестаций и оформлять результаты по определенным правилам.

Документы инспектор может запросить лично при посещении организации, или же обязать отправить заверенные руководителем копии документов. Кроме почтовой отправки, документы можно передать в ГИТ лично или в электронной форме, согласно установленным нормам законодательства.

В зависимости от выявленных нарушений, по результатам инспектирования сотрудник ГИТ может выдать следующие виды документов:

• Акт;
• Предписание об устранении нарушений;
• Постановление на административное наказание;
• Протокол об административном наказании.

Акт проверки выдается в том случае, если нарушения выявились незначительные или вообще отсутствуют. Составляется данный документ в двух экземплярах, один из которых выдается руководителю проверяемого учреждения (его уполномоченному лицу), другой остается у инспектора.

Предписание пишется, если были выявлены нарушения. Его пишут на основании акта. В нем указываются конкретные нарушения и сроки на их устранение.

В предписании все перечисленные нарушения должны сопровождаться ссылками на нормы закона, которые были нарушены.

Протокол об административном нарушении выписывается тогда, когда есть достаточные основания для возбуждения дела. Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол должен быть выписан сразу или в течение 2 суток (время для выяснения всех обстоятельств).

Постановление на административное наказание пишется на основании протокола после рассмотрения всех обстоятельств дела, но не позднее года после совершения нарушения.

В случае выявления нарушений, могут быть следующие исходы:

• Пишется предписание;
• Выписывается штраф;
• Приостанавливается деятельность организации;
• Принудительно увольняются сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности;
• Материалы проверки направляются в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.

Однако при проведении проверки инспекторы могут превысить свои полномочия или вынести ошибочное решение. Если работодатель не согласен с результатами инспектирования, у него есть право их оспорить.

Плановая проверка трудовой инспекции

Правилами установлены определенные виды проверок: плановые и внеплановые ревизии. В обоих случаях для процедуры необходимы законные причины и основания.

Задачей проверяющих является контроль соблюдения правовых нормативов по трудовым взаимоотношениям на предприятии и выполнение руководством ранее выданных предписаний. Если работодатель учел указанные замечания и исправил положение дел на предприятии в срок, то взыскание снимается.

Плановая проверка проводится в сроки, зависящие от присвоенной предприятию категории риска. Чем выше категория (всего их пять), тем чаще инспекция организует плановый контроль. Например, компании с высоким риском производства проверяются 1 раз в два года. Если объекту присвоена низкая категория риска, то плановые проверки не проводятся.

При проведении инспекций должны быть строго соблюдены ст. №353, 356 ТК РФ, регламентирующие цели и назначение ревизий. Перечень не может быть расширен контролирующими органами, в том числе в целях проверки соблюдения ТК РФ.

Законодатель указал некоторые организации, в отношении которых правило не действует. Два и более раз в течение трехлетнего срока контролируются предприятия, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере и некоторых энергетических, тепловых направлений.

Права проверяемых (юрлиц и ИП) отражены в ФЗ-№294, где указаны возможности муниципальных и государственных комиссий. Превышение полномочий, несоответствие актов и предписаний требованиям ФЗ со стороны инспекторов позволят считать проверку недействительной. Официальные лица обязаны придерживаться правил и следить за законностью своих действий.

График проведения проверок находится в свободном доступе на сайте Генпрокуратуры РФ на отчетный год. Информация формируется до наступления отчетного периода, в конце предшествующего года. Если руководитель организации не согласен с графиком и самим фактом предстоящей проверки, то существует возможность обжаловать действие, заранее написав заявление и изложив свою позицию.

Региональное отделение Роструда обязано официально уведомить организацию за три рабочих дня до плановой инспекции. В противном случае результаты действия не имеют юридической значимости.

Длительность плановых проверок не может превышать 20 дней для крупных предприятий. Для малого бизнеса период посещения составляет максимально 50 часов, микро предприятия проверяются в течение 15 часов. Если сроки грамотно продлеваются по объективным причинам, то руководителя уведомляют об этом за три дня до окончания ревизии. Отсутствие официального уведомления не позволяет продлевать контрольные действия дольше установленного законом регламента.

В настоящее время для предприятий малого и среднего бизнеса установлены «надзорные каникулы». Если трудовой инспекцией выявлены грубые нарушения в течение последних трех лет деятельности, то для таких субъектов льготы по отсутствию проверок не действуют.

Документальная ревизия проводится непосредственно в отделении государственной трудовой инспекции. Сотрудники учреждения запрашивают документы по трудовым отношениям и проверяют их законность. Например, могут быть рассмотрены коллективный трудовой договор и выборочно личные трудовые договора работников. Кроме стандартного набора документов, трудовой надзор имеет право запросить дополнительные сведения официальным письмом с уведомлением.

Руководитель должен подготовить информацию и выслать в течение 10 рабочих дней. К рассмотрению принимаются заверенные копии или электронные варианты нужных сведений. Если руководитель сочтет, что требуемые документы не относятся к теме проверки (трудовые отношения), то спор может решаться в суде.

Выездная плановая проверка проводится на предприятии, куда приходят представители трудовой инспекции. Руководитель или его законный представитель имеет право сопровождать инспекторов и давать пояснения по задаваемым вопросам. По результатам обеих видов проверок составляется акт, который подписывают члены комиссии и руководитель компании.

Проверяемая сторона имеет право отразить в акте свое мнение о правильности проверки. На оспаривание сведений, указанных в акте, предприятию предоставляется 15 дней. Заявление подается на имя руководителя трудовой инспекции с аргументированной позицией. Если выявлены нарушения ТК РФ, то предприятию выдается предписание и указывается срок для исправления недочетов.

Обязательно должны быть указаны основания (правовые нормы), которые были нарушены. Кроме предписания, административное взыскание может быть вынесено руководителю компании, ее управляющему звену. Штрафные санкции могут быть обжалованы в судебном порядке. При обнаружении грубых нарушений трудового законодательства деятельность компании может быть приостановлена до полного исправления ситуации.

Установлен новый регламент плановых проверок. Если проведена документальная проверка, то трудовые инспекторы не имеют права вновь запрашивать ранее проверенные документы при выездной ревизии.

Согласно ст.357 ТК РФ, инспекторы имеют право запрашивать документы, освещающие трудовую деятельность и взаимоотношения работодателя и работников.

Основными направлениями контроля являются:

• коллективный и личные трудовые договора работников. Вся информация должна быть законна и содержать актуальные сведения;
• приказы по кадрам (прием, увольнение, отпуска, переводы) должны фиксироваться и храниться в надлежащих архивах. Кадровые документы должны подписываться работником, иметь порядковый номер и основание;
• локальные приказы, внутренний распорядок и ведение журналов учета по всем кадровым вопросам;
• личные карточки, трудовые книжки, протоколы обучения по технике безопасности, прохождения медосмотров и др.

Давность запрашиваемых сведений ограничивается только установленным периодом хранения. Если документы уже ликвидированы по существующим правилам, то запрос будет незаконным.

В первую очередь комиссия проверяет соответствие документов правилам делопроизводства. Типовые распоряжения, приказы и другая локальная документация должны быть заполнены на утвержденных бланках, с точным соблюдением государственных требований. Обязательна нумерация страниц в учетных журналах, быть в наличии подписи исполнителей и печать предприятия. К такому масштабному событию, как плановая проверка комиссии по труду, за несколько дней подготовиться невозможно. Если на предприятии своевременно проводится внутренний аудит, то претензий к ведению документации и соблюдению трудового регламента не возникнет.

Анонимная жалоба в трудовую инспекцию

В трудовой практике нередко возникают ситуации, когда необходимо активно повлиять на противозаконные действия (бездействия) работодателя и обратиться за помощью в трудовую инспекцию или иную государственную структуру. При этом зачастую работник не желает афишировать свои личные данные, боясь ухудшения отношений с начальством и прочих неприятных последствий.

Жалоба на работодателя не имеет строго фиксированной формы. При ее составлении действуют общие правила деловой переписки.

Жалобы в инспекцию состоят из нескольких обязательных частей:

1. Шапка заявления. Составляется в верхнем правом углу листа. В ней указывается территориальный орган трудовой инспекции, в который будет отправлен документ, личные данные заявителя (ФИО, занимаемая должность и полное наименование организации, где он работает или работал), адрес постоянного проживания. Контактные данные в виде телефона или электронной почты указываются по желанию, но лишними не будут;
2. Основная часть жалобы. В ней подробно описывается сложившаяся ситуация, указывается время, в течение которого заявитель работает в организации, его должность и рабочее подразделение. Максимально подробно рассказывается, когда и как были нарушены трудовые права. Желательно по ходу повествования делать ссылки на статьи Трудового кодекса и прочих законов, которые были нарушены и на основании которых работодатель несет административную ответственность;
3. В конце основной текстовой части делается блок с просьбами, среди которых может быть просьба провести полную проверку организации и устранить выявленные нарушения трудового законодательства, а также просьба принудить работодателя к исполнению его обязанностей на основании трудового договора или привлечь к административной ответственности круг виновных лиц;
4. Блок с приложениями. К заявлению обязательно прикладывают копию паспорта заявителя и копию трудового договора, а также прочие документы, которые связаны с рассматриваемой ситуацией. Это могут быть копии приказов, бухгалтерских документов, отчетов, выписок о начислении заработной платы и пр. Пригодятся и письменные показания свидетелей (других работников организации);
5. Блок с датой, подписью и ее расшифровкой (ФИО).

Описанная форма жалобы в инспекцию подходит и для подачи иска в судебные органы или прокуратуру, если трудовая инспекция не сможет помочь в решении ситуации. Но в случае судебного разбирательства говорить об анонимности не приходится вовсе, так как на заседании обязаны будут лично присутствовать обе стороны.

Жалоба в инспекцию составляется в 2-ух экземплярах, один из которых с проставленным регистрационным номером, датой получения и подписью принявшего должностного лица (с ее расшифровкой и указанием должности) остается на руках у работника. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней, а в случае незаконного увольнения – 10 дней.

Способов доставить жалобу на работодателя в трудовую инспекцию несколько:

• Отнести ее в местное отделение трудовой инспекции лично;
• Отправить через Почту России заказным письмом с уведомлением. Доказательством доставки письма послужит уведомление, а до его получения следует сохранять при себе квитанцию об отправки письма;
• Переслать заявление через сайт Онлайнинспекция. Сейчас этот способ наиболее оперативен и удобен, но он требует обязательной регистрации на портале Госуслуги. Именно с этого сайта будет браться информация о заявителе, которую можно будет дополнить подробным описанием проблемной ситуации и файлами в виде фотографий или сканированных копий документов, доказывающих факт нарушения. Ответ инспекции на поданное через интернет заявление придет на электронную или реальную почту заявителя, по выбору.

Государственные органы, в том числе инспекция по труду, не принимают анонимные жалобы и заявления (документы, в которых полностью или частично отсутствуют личные данные заявителя). В этом случае некому отправлять уведомление о проведенной проверке, отсутствует сама сторона, в интересах которой должна действовать инспекция.

Но есть небольшой нюанс – работник вправе попросить в заявлении о неразглашении его имени и прочих личных данных. Сделать это можно при помощи фразы «Прошу не разглашать данные обо мне, как о заявителе».

В указанном случае жалоба будет анонимна только для работодателя, но не для сотрудников Роструда. Инспекторы имеют право не сообщать работодателю о том, кто именно заявил о нарушении трудового законодательства. Просьба о неразглашении личных данных — это не анонимная жалоба, но это единственный способ защититься от ответных негативных действий со стороны работодателя.

Формально за разглашение сведений о заявителе инспектор по труду несет ответственность на основании статьи 6, часть 2 Федерального закона № 59: При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Однако о реальной ответственности (административной и тем более уголовной) речи не идет, поэтому ни один государственный работник не даст полной гарантии сохранения в тайне личных данных заявителя. Сохранить их в тайне сложно еще и потому, что законом инспектору запрещено требовать от работодателя предоставления сведений и документов, которые непосредственно не касаются рассматриваемой жалобы. Поэтому в случае нарушения трудовых прав работника оставить его в тени будет довольно сложно.

Возможность составления анонимной жалобы при обращении в инспекцию по труду законом не предусмотрена. Сохранение анонимности сильно зависит от конкретной ситуации и личности трудового инспектора.

Декларация в трудовую инспекцию

Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — Декларация) оформляют в отношении рабочих мест, на которых:

• вредные или опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены,
• установлены оптимальные (класс 1.0) условия труда,
• установлены допустимые (класс 2.0) условия труда.

За исключением рабочих мест, на которых идентификация потенциально вредных или опасных производственных факторов не осуществляется (ч. 1 ст. 11 , ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ).

При соблюдении ряда условий подача Декларации позволит не проводить в отношении указанных рабочих мест очередную специальную оценку.

Ранее Декларацию оформляли только на рабочие места, в отношении которых вредные или опасные производственные факторы не были выявлены. Вступил в силу Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».

В настоящее время работодатель может подать уточненную Декларацию в территориальную Государственную инспекцию труда. В этот документ включают рабочие места, условия труда на которых по результатам СОУТ были признаны оптимальными или допустимыми.

Декларация не действует в отношении рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. К ним относятся:

• рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначают страховые пенсии по старости;
• рабочих мест, в связи с работой на которых работникам предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
• рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или спецоценки были установлены вредные или опасные условия труда.

Декларация действует в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о СОУТ (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Затем срок действия Декларации продлится еще на 5 лет, если за истекший период на указанном рабочем месте не было:

• несчастного случая с работником,
• выявлено у работника профессиональное заболевание,
• выявлено нарушений государственных нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП).

Таким образом, при соблюдении указанных условий можно будет не проводить на данных рабочих местах специальную оценку в течение 10 лет.

Если у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов или в отношении работника и (или) на его рабочем месте в ходе проведения проверок ГИТ выявлены нарушения, установленные ст. 5.27.1 КоАП, то Действие декларации в отношении такого рабочего места прекратится. Работодатель должен будет провести внеплановую специальную оценку условий труда на данном рабочем месте (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Декларацию подают в трудовую инспекцию по месту нахождения организации. Ее форма и порядок подачи утверждены приказом Минтруда России № 80н.

Работодатель должен подать декларацию не позднее 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда можно предоставить:

• лично;
• по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении);
• через Интернет на официальном сайте Роструда, если декларация подписана квалифицированной электронной подписью.

При подаче Декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, в Декларацию включают сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному.

Декларация состоит из двух частей. Первую часть заполняет работодатель, вторую – территориальный орган Роструда.

В Декларацию вносятся данные из отчета по проведению спецоценки.

Наименование должности, профессии или специальности работников, занятых на декларируемом рабочем месте, а также их численность указывают согласно Перечня рабочих мест.

Индивидуальный номер рабочего места указывают в соответствии с первой графой Перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда.

При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указывают их порядковые номера с добавлением прописной буквы «А» в соответствии с данными четвертой графы Перечня.

При заполнении строки «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» указывают:

• фамилию и инициалы выполнившего идентификацию потенциально вредных или опасных производственных факторов на декларируемом рабочем месте эксперта,
• организацию, проводившую специальную оценку условий труда,
• дату и номер заключения указанного эксперта, на основании которого принято решение о декларировании.

Основание для отказа в принятии Декларации — ее несоответствие утвержденной форме. Отказать в принятии Декларации по иным основаниям не могут.

В случае отказа в принятии Декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда возвращает ее работодателю почтой с указанием причин возврата. Срок выполнения этой операции – не больше 10 рабочих дней со дня поступления Декларации.

После устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы формируют и ведут реестр Деклараций.

В реестр вносят сведения:

• о поступивших декларациях,
• продлении их действия,
• прекращении их действия.

Действие Декларация прекращается:

• в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве или были выявлены профессиональные заболевания, из-за воздействия на работника вредных или опасных факторов,
• по результатам проверки ГИТ на рабочем месте или в отношении работника выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда,
• в случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации.

Сведения о Декларации вносят в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения на бумажном носителе или в электронном виде через официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет».

В реестре содержатся следующие сведения:

• полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
• место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
• идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
• основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;
• полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;
• перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;
• реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;
• срок действия декларации;
• дата прекращения действия декларации.

Сведения, содержащиеся в реестре, размещают на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет». Эти данные являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.

тема

документ Трудовой срок
документ Трудовой приказ
документ Трудовые обязанности
документ Трудовой распорядок
документ Трудовой кодекс РФ



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты Контакты