Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Юристу » Арбитражный заседатель

Арбитражный заседатель

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Арбитражный заседатель

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:
Не забываем поделиться:


1. Арбитражный заседатель
2. Суд арбитражных заседателей
3. Участие арбитражных заседателей
4. Статус арбитражных заседателей
5. Судьи и арбитражные заседатели
6. Привлечение арбитражных заседателей
7. Ходатайство о рассмотрении дела с арбитражными заседателями

Арбитражный заседатель

Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК РФ и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей разрешается арбитражным судом в порядке, установленном статьей 159 АПК РФ.

В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Наличие случая, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 18 АПК РФ, является основанием для замены арбитражного заседателя. В этом случае другая кандидатура арбитражного заседателя определяется в порядке, установленном частью 3 статьи 19 АПК РФ.

Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей:

- Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ч. 3 ст. 17 АПК РФ);
- Дела особого производства (ч. 3 ст. 17 АПК РФ);
- Дела об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 17 АПК РФ);
- Дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение (ч. 2 ст. 17 АПК РФ);
- Дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи (ч. 2 ст. 17 АПК РФ);
- Дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам (ч. 2 ст. 17 АПК РФ);
- Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 221 АПК РФ);
- Дела о несостоятельности (банкротстве) (ч.2 ст.223 АПК РФ);
- При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства (ч. 1 ст. 266 АПК РФ).

Арбитражный заседатель не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу по основаниям, предусмотренным для отвода судьи (ст. 21 АПК РФ):
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

- При предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса является недопустимым;
- При предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля;
- При предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;
- Является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя;
- Лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
- Находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
- Делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Суд арбитражных заседателей


интересное на портале
документ Тест "На сколько вы активны"
документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
документ Тест "Для начинающего миллионера"
документ Тест который вас удивит
документ Семейный тест "Какие вы родители"
документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее - арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее - граждане), наделенные в порядке, установленном Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» № 70-ФЗ, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также - арбитражные суды) в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

• лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
• лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
• лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
• лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
• прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
• лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет.

По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации».

Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания дела по существу.

В соответствии со ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела.

В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Замена арбитражного заседателя возможна в случае:

• заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода арбитражного заседателя;
• длительного отсутствия арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке.

Замена судьи, арбитражного заседателя производится также в случаях прекращения или приостановления их полномочий по основаниям, установленным федеральным законом.

Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.

В случае неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично.

Если хотя бы одна из сторон возражает против рассмотрения дела судьей единолично, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство. Если проведение нового судебного заседания невозможно вследствие неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, суд по ходатайству одной из сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Участие арбитражных заседателей

Правовое регулирование привлечения арбитражных заседателей к осуществлению правосудия и порядка рассмотрения дел с их участием в течение последних лет оставалось достаточно стабильным, и в судебно-арбитражной практике в целом правильно применялось действующее законодательство.

Суды руководствовались положениями главы 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Федеральным законом N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) N 38 "О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия", а также информационным письмом Президиума ВАС РФ N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Федеральными законами N 228-ФЗ и N 210-ФЗ в АПК РФ внесены изменения, которые коснулись норм, регулирующих рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей.

На особенности рассмотрения дел с участием арбитражных заседателей, а также на изменения процессуальных норм, регулирующих рассмотрение такой категории дел, хотелось бы обратить внимание в данной статье.

Согласно частям 1 и 3 статьи 17 АПК РФ дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено указанной статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 названной статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Федеральным законом N 228-ФЗ в часть 2 статьи 17 АПК РФ включены дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного определения судьи.

Федеральным законом N 210-ФЗ (за исключением пункта 1 статьи 1), из части 2 статьи 17 АПК РФ исключены дела о несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, в настоящее время не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела:

• относящиеся к подсудности ВАС РФ;
• об оспаривании нормативных правовых актов;
• направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
• решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
• возникающие из административных и иных публичных правоотношений и дела особого производства.

Части 1 и 2 статьи 19 АПК РФ гласили: арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела.

Буквальное толкование вышеуказанных положений АПК РФ в данной редакции сводилось к тому, что отклонение ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей допускалось в двух случаях - пропущен месячный срок, предусмотренный частью 2 статьи 19 АПК РФ, или (и) дело не подлежит рассмотрению с участием арбитражных заседателей в соответствии с частями 2 и 3 статьи 17 АПК РФ.

В случае отсутствия этих двух обстоятельств суды исходили из того, что наличие своевременно заявленного стороной ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей являлось безусловным основанием для рассмотрения дела коллегиальным составом (Постановления ФАС Северо-Западного округа по делу N А56-55852, ФАС Московского округа N КГ-А41/702-07).

При этом суды практически всегда отказывали в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей в случае пропуска месячного срока обращения с таким ходатайством.

Большей частью суды ориентировались на позицию ВАС РФ, изложенную в Определении N 1660, в котором указано, что право на заявление ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей носит преклюзивный характер, то есть сторона утрачивает его, не реализовав в установленный процессуальный срок (Постановления ФАС Северо-Западного округа по делу N А56-51071, ФАС Северо-Кавказского округа по делу N А32-22124, ФАС Волго-Вятского округа по делу N А82-2151).

В то же время в Определении N ВАС-16912 ВАС РФ указал, что несоблюдение месячного срока может влечь отказ в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, то есть суд может, но не обязан отклонить соответствующее ходатайство, поданное позднее чем за месяц до даты судебного разбирательства.

При исчислении месячного срока, в течение которого сторона может реализовать право заявить о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, нужно обратить внимание на следующее.

Системное толкование положений АПК РФ, в том числе части 2 статьи 137, позволяет сделать вывод, что процессуальное право стороны на выбор кандидатуры арбитражного заседателя реализуется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и арбитражный суд отказывает в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, заявленного стороной после объявления судом в предварительном судебном заседании об окончании подготовки дела к судебному разбирательству и о назначении дела к судебному разбирательству.

На это прямо указано в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 38 "О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия".

В этой связи практический интерес представляет Постановление ФАС Московского округа, которым дело передано на новое рассмотрение.

Кассационная инстанция установила, что Определением арбитражный суд принял исковое заявление к производству, возбудил производство по делу и с целью досудебной подготовки назначил собеседование со сторонами и проведение предварительного судебного заседания. В этом же Определении суд разъяснил сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей.

Ходатайство ответчика о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей поступило в суд.

В предварительном судебном заседании арбитражный суд вынес определение об отказе в удовлетворении этого ходатайства в связи с несвоевременным обращением и назначил рассмотрение дела.

При этом арбитражный суд не учел, что ходатайство было подано ответчиком до окончания предварительного судебного заседания и назначения судебного разбирательства по существу, в связи с чем у суда не имелось оснований для вывода о пропуске истцом месячного срока на обращение с таким ходатайством (Постановление ФАС Московского округа N КГ-А40/14330-10).

Федеральным законом N 228-ФЗ редакция статьи 19 АПК РФ изменена и дополнительно установлены такие основания привлечения арбитражных заседателей, как особая сложность дела и (или) необходимость использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления (часть 1 статьи 19 АПК РФ).

В новой редакции приведенной нормы также предусмотрено, что ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 19 АПК РФ).

Следует признать, что приведенные изменения процессуального закона предоставили судам реальную возможность самостоятельно определять необходимость привлечения арбитражных заседателей как при наличии своевременно заявленного ходатайства сторон, так и по собственной инициативе.

Так, ФАС Московского округа отклонил довод кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, поскольку ответчик надлежаще не обосновал необходимость рассмотрения данного дела с участием арбитражных заседателей. Кассационная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что дело не является сложным и привлечение арбитражных заседателей к его рассмотрению нецелесообразно (Постановление ФАС Московского округа N КГ-А40/5788-11).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в настоящее время суды самостоятельно, по своему усмотрению определяют наличие особой сложности дела и необходимость использования специальных познаний.

При этом каких-либо разъяснений относительно понятия "особая сложность дела" и необходимости использования специальных познаний пока нет. Очевидно, что для формирования единой судебной практики такие разъяснения необходимы.

Следует также отметить, что законодатель оставил прежним круг лиц, которым предоставлено право заявить о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей: этим правом обладают только стороны арбитражного процесса, к которым согласно статье 44 АПК РФ относятся истец и ответчик.

Поскольку третьи лица не являются стороной в арбитражном процессе, то в силу прямого указания в законе у них такая возможность отсутствует.

На данное обстоятельство указано в Определениях ВАС РФ N 15075 и N 2296.

Редакция части 3 статьи 19 АПК РФ предоставляла право каждой стороне выбрать кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного для данного арбитражного суда, и обязывала заявить о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства.

При этом суд был вправе самостоятельно определить такую кандидатуру, если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя.

Ранее действующее законодательство исключало возможность при удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и сформированном коллегиальном составе суда рассмотреть дело судьей единолично.

Так, ФАС Московского округа признал, что дело рассмотрено арбитражным судом в незаконном составе, установив следующее.

Определением судом удовлетворено ходатайство ответчика о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, и определением к осуществлению правосудия привлечены арбитражные заседатели А. и Н.

Согласно протоколу судебного заседания стороны в судебном заседании заявили ходатайство о рассмотрении дела без участия арбитражных заседателей. Данное ходатайство судом удовлетворено, суд приступил к рассмотрению дела единолично.

Кассационная инстанция, направляя дело на новое рассмотрение, указала, что суд нарушил принцип неизменности состава суда, предусмотренный частью 2 статьи 18 АПК РФ, поскольку приступил к рассмотрению дела коллегиальным составом, а закончил судебное разбирательство единолично. При этом кассационная инстанция констатировала, что возможность при сформированном коллегиальном составе суда рассмотреть дело единолично арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена (Постановление ФАС Московского округа N КГ-А40/6599-09).

Федеральным законом N 228-ФЗ существенно изменен порядок определения кандидатур арбитражных заседателей.

Согласно части 3 статьи 19 АПК РФ в новой редакции кандидатуры арбитражных заседателей определяются с учетом их специализации путем случайной выборки из списка арбитражных заседателей при помощи автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Перечень случаев, когда при наличии удовлетворенного ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей судья вправе единолично рассмотреть дело, значительно расширен новой редакцией части 4 статьи 19 АПК РФ.

Законодатель к таким случаям отнес:

• невозможность сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей;
• неявку в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично;
• наличие ходатайства одной из сторон о рассмотрении дела судьей единолично, если после перерыва или отложения судебного разбирательства в связи с неявкой одного или двух арбитражных заседателей новое судебное заседание невозможно по этим же основаниям.

Вероятно, целью указанных изменений является устранение ситуаций, связанных с поведением сторон и арбитражных заседателей и направленных на необоснованное увеличение срока рассмотрения дел.

При этом судебная практика по измененному законодательству складывается таким образом, что неявка стороны в судебное заседание при надлежащем извещении и непредставление этой стороной возражений против рассмотрения дела судьей единолично расценивается судами как основание для единоличного рассмотрения дела судьей, предусмотренного частью 4 статьи 19 АПК РФ.

Так, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Определением от 17.11.2010 утвердил кандидатуры арбитражных заседателей Т. и С. и просил стороны высказать позицию относительно возможности рассмотрения спора судьей единолично в случае неявки арбитражных заседателей в судебное заседание.

Дополнительно суд в телеграмме предложил сторонам "представить позицию о рассмотрении дела судьей единолично".

Стороны и арбитражные заседатели в судебное заседание не явились.

При этом истец в письме согласился на рассмотрение дела судьей единолично. Ответчик, не выражая своего мнения относительно единоличного рассмотрения дела судьей, в телеграмме информировал суд о направлении встречного иска.

При наличии таких обстоятельств суд сделал вывод о том, что истец заявил ходатайство о единоличном рассмотрении дела, а ответчик не возражал против рассмотрения дела без участия арбитражных заседателей.

С учетом этого суд первой инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 19 АПК РФ, правомерно принял дело к рассмотрению судьей единолично (Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу N А56-50845).

Очевидно, что такой подход не в полной мере отвечает тем требованиям, которые установлены частью 4 статьи 19 АПК РФ для единоличного рассмотрения дела судьей при неявке арбитражных заседателей.

Следует обратить внимание, что помимо использования автоматизированной информационной системы подборки кандидатур арбитражных заседателей новая редакция части 3 статьи 19 АПК РФ предусмотрела "иной" способ, применяемый в арбитражном суде для формирования состава суда.

Вероятно, законодатель в будущем подробно регламентирует указанный "иной" способ формирования состава суда с тем, чтобы исключить возможность влияния на этот процесс лиц, заинтересованных в исходе рассмотрения арбитражных дел.

Как старой, так и новой редакцией статьи 18 АПК РФ предусмотрено, что дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. В случае замены судьи, арбитражного заседателя в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала.

Обе редакции названной нормы предусматривают такие основания замены арбитражных заседателей, как заявленные и удовлетворенные в порядке, установленном АПК РФ, самоотвод или отвод арбитражного заседателя, а также длительное отсутствие арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе (в служебной командировке - новая редакция).

Статья 18 АПК РФ в новой редакции дополнительно предусматривает замену арбитражных заседателей в случаях прекращения или приостановления их полномочий по основаниям, установленным федеральным законом.

При применении указанной нормы судам следует обратить внимание на различные последствия приостановления и досрочного прекращения полномочий арбитражных заседателей и прекращения в связи с истечением срока их полномочий.

Согласно статье 4 Федерального закона N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 136-ФЗ арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона N 70-ФЗ.

В случае если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.

Перечень оснований к прекращению и приостановлению полномочий арбитражных заседателей предусмотрен статьей 5 Федерального закона N 70-ФЗ.

Полномочия арбитражных заседателей подлежат приостановлению в случаях:

• предъявления обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);
• неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;
• признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

К основаниям досрочного прекращения полномочий отнесены:

• прекращение гражданства Российской Федерации;
• вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
• вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;
• совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;
• неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;
• замещение должностей, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;
• письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;
• смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Таким образом, в случае истечения двухлетнего срока полномочий арбитражного заседателя до рассмотрения дела суду следует закончить рассмотрение дела с участием этого заседателя даже при отсутствии сведений о повторном включении его в списки арбитражных заседателей.

Если же полномочия арбитражного заседателя прекращены или приостановлены, а судебное разбирательство по делу не закончено, суду следует произвести его замену в предусмотренном законом порядке.

Стоит отметить, что при применении ранее действовавшего законодательства наибольшее количество процессуальных ошибок суды допускали при замене арбитражных заседателей в случае истечения срока их полномочий, неявки и невозможности участия в рассмотрении дела.

ФАС Северо-Западного округа отменил решение суда первой инстанции, поскольку суд, инициировав замену не явившегося в судебное заседание арбитражного заседателя и самостоятельно определив его кандидатуру, нарушил тем самым установленный процессуальным законодательством порядок формирования состава суда и основополагающий принцип неизменности состава суда (Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу N А56-46287).

ФАС Уральского округа, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что дело рассмотрено с участием арбитражного заседателя С., полномочия которого истекли до вынесения обжалуемого решения.

Суд руководствовался приказом председателя суда о продлении полномочий арбитражного заседателя С.

При этом суд не учел, что до рассмотрения дела по существу Постановлением Пленума ВАС РФ N 67 "О прекращении полномочий арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации" полномочия арбитражного заседателя С. прекращены, что исключало возможность его дальнейшего участия в рассмотрении дела (Постановление ФАС Уральского округа N Ф09-2982/09-С5).

ФАС Северо-Западного округа сделал вывод о том, что суд первой инстанции нарушил требования о порядке формирования суда и рассмотрел дело незаконным составом, в связи с чем отменил обжалуемое решение. При этом кассационная инстанция указала, что данное решение вынесено с участием арбитражного заседателя К., полномочия которого прекращены на основании Постановления Пленума ВАС РФ N 67 и в материалах дела отсутствуют доказательства продления срока его полномочий (Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу N А21-6902).

Ранее существовавший порядок определения кандидатур арбитражных заседателей при их привлечении к рассмотрению дела и замене с учетом мнений сторон увеличивал продолжительность срока рассмотрения арбитражных дел.

Очевидно, что новый порядок подбора кандидатур арбитражных заседателей упростит эту процедуру и сократит сроки рассмотрения дел с участием арбитражных заседателей.

По результатам рассмотрения ходатайств и заявлений, связанных с участием в деле арбитражных заседателей (о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, об их замене, отводе и т.д.), арбитражный суд выносит определения в порядке статьи 159 АПК РФ.

Статьями 19 и 159 АПК РФ не предусмотрено обжалование таких определений.

При этом названные определения не препятствуют дальнейшему движению дела, что согласно части 1 статьи 188 АПК РФ исключает возможность обжалования определения отдельно от судебного акта.

По порядку обжалования указанных определений в целом сложилась единообразная судебная практика. Суды не принимают жалобы на указанные определения отдельно от судебных актов, которыми заканчивается рассмотрение дела по существу (Постановления ФАС Волго-Вятского округа по делу N А82-17400, ФАС Московского округа N КА-А40/3749-10, ФАС Северо-Западного округа по делу N А66-9811).

Статус арбитражных заседателей

Организационно-правовой формой участия граждан в отправлении правосудия при рассмотрении дел арбитражными судами является институт арбитражных заседателей. Порядок привлечения граждан к участию в арбитражном судопроизводстве в качестве арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» и ст. 19 АПК РФ.

Арбитражные заседатели могут участвовать только при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, которое может быть заявлено не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда. Численность арбитражных заседателей в каждом арбитражном суде субъекта Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Статья 2 Закона об арбитражных заседателях устанавливает требования, предъявляемые к этим лицам. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

При этом арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Срок полномочий арбитражного заседателя составляет два года. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в общем порядке.

Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. При этом судья является председательствующим в судебном заседании.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. При рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов судья и арбитражный заседатель, пользуются равными процессуальными правами.

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда. Кроме того, арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах РФ.

На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» и Законом «О статусе судей в РФ». За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

Судьи и арбитражные заседатели

Арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее образование и обладающие специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные заседатели участвуют в разбирательстве дел в первой инстанции в случаях единоличного рассмотрения судьей дел в соответствии с ч. 1 ст. 14 АПК РФ. В состав суда, как и в гражданском процессе, входит председательствующий профессиональный судья и два арбитражных заседателя.

Постановлением Пленума ВАС РФ N 10 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7, рекомендуется рассматривать с участием арбитражных заседателей дела, возникающие из гражданских правоотношений и связанные с применением банковского законодательства, законодательства о ценных бумагах, международного частного права, законодательства о перевозках. В перечень могут быть включены и другие экономические споры, в которых хотя бы одной из сторон являются гражданин-предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Конкретный перечень дел, в которых могут принять участие арбитражные заседатели, определяет председатель арбитражного суда субъекта России. При этом председатель суда исходит из особенностей местонахождения арбитражного суда, наличия в регионе специалистов по определенным направлениям, концентрации в арбитражном суде определенных категорий споров, из других местных обстоятельств.

Арбитражные заседатели участвуют в процессе на безвозмездной основе. Это основано на практике безвозмездного участия присяжных поверенных и народных заседателей в судах общей юрисдикции РФ и привлечения заседателей в хозяйственных судах Франции. Французские заседатели рассматривают свое участие в судебных заседаниях, как признание их профессионального уровня и высокого авторитета руководимых ими организаций.

Однако председатели некоторых арбитражных судов находят данное положение сдерживающим признаком привлечения арбитражных заседателей.

Арбитражные заседатели могут рассматривать дела при наличии письменного ходатайства сторон, заявленного до начала судебного разбирательства. Для участия в рассмотрении конкретного дела арбитражные заседатели выбираются председателем суда из списка арбитражных заседателей, утвержденных для каждого арбитражного суда субъекта России постановлением Пленума ВАС РФ.

Если стороны не заявили такого ходатайства, то судья при вынесении определения о подготовке дела к судебному разбирательству вправе предложить сторонам заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

В информациях арбитражных судов субъектов России отмечается, что привлечение специалистов в качестве арбитражных заседателей к участию в арбитражном процессе может способствовать скрытому лоббированию интересов предпринимательских кругов, что может быть характерно для периферийных арбитражных судов. Стороны также опасаются, что арбитражные заседатели могут использовать полученную информацию о финансовом и материальном положении лица, участвующего в деле, по месту своей основной работы или предоставят неопределенному кругу лиц.

Арбитражные суды сообщают, что по этом мотивам часто одна из сторон возражает против участия в процессе арбитражных заседателей, заявляя им отвод.

Учитывая, что при рассмотрении дела и принятии решения арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности наравне с профессиональными судьями, то лицом, участвующим в деле, им может быть заявлен мотивированный отвод по правилам, предусмотренным ст. ст. 16, 19 - 21 АПК РФ. Арбитражный заседатель при наличии обстоятельств, препятствующих его участию в рассмотрении дела, обязан заявить самоотвод. Кроме того, если решение арбитражного суда отменено и дело передано на новое рассмотрение суда первой инстанции, то вопрос о его рассмотрении с участием арбитражных заседателей решается заново. При этом арбитражные заседатели, участвовавшие в принятии решения, в соответствии с требованиями ст. 18 АПК РФ не могут повторно участвовать в рассмотрении дела.

Не могут рассматриваться с участием арбитражных заседателей дела о несостоятельности (банкротстве), а также дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды указывают еще одну из причин, по которой стороны не ходатайствуют об участии в процессе арбитражных заседателей. Сообщая, что стороны по сложным делам, как правило, принимают меры к их до арбитражному урегулированию, в том числе с привлечением специалистов, обладающих профессиональными знаниями. Не сумев в добровольном порядке найти пути разрешения возникшего спора, они передают его на рассмотрение арбитражного суда, с тем, чтобы ситуация была разрешена профессиональным юристом-судьей.

Так Арбитражный суд Брянской области с участием арбитражных заседателей - специалистов в области банковского права рассмотрел ряд дел, в которых ответчиком являлся коммерческий "Брянсксоцбанк". Истцы: ЗАО "Брянский горпромторг", ООО ПКО "Энерго - Регион", АО "Шипка" требовали с ответчика взыскать задолженность денежных средств по неисполненным платежным поручениям и процентов за ненадлежащее совершение операций по счету и неправомерное удержание денежных средств. Иски были удовлетворены полностью.

Арбитражный суд Республики Хакассия с участием арбитражных заседателей рассмотрел дело по иску акционерного общества "Агроторг" к Сбербанку РФ о возмещении убытков, причиненных исполнением нотариальной надписи, удовлетворив исковые требования. Решение суда было проверено в апелляционной и кассационной инстанциях и оставлено без изменения. Участие арбитражных заседателей в рассмотрении дела было воспринято сторонами как положительный факт, вызвало их большее доверие к суду и побудило более активно вести себя в процессе. Арбитражные судьи, специалисты по разному относятся к участию в процессе арбитражных заседателей, приводя доводы как за, так и против их участия.

Быть или не быть арбитражным заседателям, покажет судебная практика, в том числе не в последнюю очередь позиция сторон по данному вопросу.

Привлечение арбитражных заседателей

Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела.

Суд обязан разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство в определении о принятии искового заявления к производству суда и при подготовке дела к судебному разбирательству. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей разрешается арбитражным судом в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Наличие случая, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 18 настоящего Кодекса, является основанием для замены арбитражного заседателя. В этом случае другая кандидатура арбитражного заседателя определяется в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи. Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.

В случае неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично.

Если хотя бы одна из сторон возражает против рассмотрения дела судьей единолично, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство. Если проведение нового судебного заседания невозможно вследствие неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, суд по ходатайству одной из сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Ходатайство о рассмотрении дела с арбитражными заседателями

Арбитражные заседатели используются в ведении дел в арбитражных по ходатайству любой из сторон. Как правило для этого может быть две причины: дело представляет некоторую трудность или же требует специальных знаний.

Поданное ходатайство на использование арбитражных заседателей принимается только не меньше чем за месяц до первого судебного заседания по этому делу. При каждом очередном рассмотрении дела может быть подано отдельное ходатайство.

При положительной оценке заявления на участие в деле арбитражных заседателей, претенденты на роль арбитражных заседателей устанавливаются из перечня арбитражных заседателей, утвержденного в определенном федеральным законодательством режиме, с учетом специализации кандидатов, или путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

Предусмотрено и основание для замены арбитражного заседателя, об этом говорится в п. 4 ст.19 АПК РФ. Замена арбитражного заседателя бывает по причине самоотвода, который должен быть заявлен и удовлетворен в порядке, установленном законодательством РФ. Отвод арбитражного заседателя возможен и при длительном отсутствии арбитражного заседателя из-за пребывания на учебе, по причине болезни или отпуска, а также нахождения в служебной командировке.

Процесс в Арбитражном суде судья может вести и самостоятельно, даже при наличии удовлетворенного ходатайства о рассмотрении дела арбитражными заседателями. Но только в тех случаях, когда имеет факт отвода арбитражных заседателей, при котором невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей в положенный срок или при других обязательных условиях.

Также рассмотрение дела судьей самостоятельно может быть при не появлении арбитражных заседателей, ответчик и истец или их представители присутствуют на данном судебном заседании и не высказываются отрицательно по поводу рассмотрения дела судьей. Но если одна из сторон не согласна, чтобы дело рассматривалось судьей единолично, судебное разбирательство откладывается. Иногда возможно объявить перерыв. А когда уже выявляется повторная неявка в судебное заседание арбитражных заседателей, суд уже по ходатайству лишь одной из сторон уде может принять решение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции.

О праве подавать ходатайство о рассмотрении дела арбитражными заседателями ответчик и истец должны быть уведомлены еще на стадии подготовки дела к рассмотрению.

При удовлетворении ходатайства рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, обе стороны – ответчик и истец - выбирают кандидатуры арбитражных заседателей (каждый свою) для рассмотрения дела из утвержденного федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» списка арбитражных заседателей. О выбранной кандидатуре следует сообщить за десять или более дней до начала судебного процесса.

Думаю, ходатайство, приведенное ниже, будет удовлетворено, так как правильность выполнения проекта здания цеха оценить без определенных знаний невозможно, то есть основание привлечь арбитражных заседателей.

Судя по всему и ответчик будет не против такого положения, поскольку уверен в своей правоте, а доказать неправильность расчетов или чертежей проекта гораздо сложнее, чем подтвердить правильность, для последнего достаточно просто говорить, что обязательства выполнены в точности с договором.

Истец также может ходатайствовать о проведении экспертизы. Расходы на экспертизу будут возложены на него.

Необходимость участия заседателей при рассмотрении дел в арбитражных судах первой инстанции вызвана в первую очередь, когда рассматриваемое дело требует специальных знаний, либо существуют определенные трудности для его разрешения. Существуют временные ограничения подачи данных ходатайств. Так ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно подаваться за месяц до судебного разбирательства. Списки арбитражных заседателей формируются и утверждаются Арбитражными судами из списков кандидатов в установленном законом порядке.

Учитывается область профессиональной специализации претендентов, так же используется информационная автоматизированная система для возможности случайного выбора претендента. Публикация списков арбитражных заседателей осуществляется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Законом определены требования, предъявляемые к арбитражным управляющим. Ими могут быть граждане достигшие 25лет. Иметь высшее образование и стаж работы в областях профессиональной специализации не менее 5 лет. Эти граждане не должны иметь непогашенную или не снятую судимость. Обладать безупречной репутацией. Также законодатель предусматривает ещё ряд ограничений. Заседателями не могут быть лица, признанные недееспособными, или ограниченно дееспособными, лица совмещающие государственные должности.

Замена арбитражного заседателя определена ст.19 АПК РФ. Данная процедура возможна по заявлению самоотвода или отвода арбитражного заседателя по определенным обстоятельствам, а так же в виду длительного отсутствия арбитражного заседателя по причине болезни, отпуска, нахождения в служебной командировке.

В исключительных случаях, даже при удовлетворенном ходатайстве, судья может вести судебное заседание без участия арбитражных заседателей. Так при наличии факта отвода заседателей, когда нет возможности сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей в положенный срок или при других обязательных условиях. Также в случае неявки арбитражных заседателей, а при этом присутствующие стороны не высказывают своего несогласия по поводу рассмотрения дела судьей.

Заседание откладывается, даже при наличии одной несогласной стороны по поводу рассмотрения дела из-за неявки заседателей.

Стороны уведомляются еще на стадии подготовки процесса о своем праве подавать ходатайство о рассмотрении дела арбитражными заседателями. При положительном рассмотрении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, ответчик и истец - выбирают кандидатуры арбитражных заседателей для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей. Стороны обязаны сообщить о выборе кандидатур заседателей не менее, чем за 10 дней до начала процесса.

Данное ходатайство по делу было рассмотрено положительно. Иск удовлетворен в полном объеме.

темы

документ Арбитражный иск
документ Арбитражный процесс
документ Арбитражный суд
документ Арест
документ Арест имущества
документ Арест на автомобиль

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

Выше колена, пониже пупка, дырка такая, что влезет рука...

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

Из какого полотна не сшить рубашку?

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

Новое в расчетах с персоналом в 2023 г.
Отчет по сотрудникам в 2023 г.
НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Что нового в патентной системе налогообложения в 2023
Что важно учесть предпринимателям при проведении сделок в иностранной валюте в 2023 году
Особенности работы бухгалтера на маркетплейсах в 2023 году
Риски бизнеса при работе с самозанятыми в 2023 году
Что ждет бухгалтера в работе в будущем 2024 году
Как компаниям МСП работать с китайскими контрагентами в 2023 г
Как выгодно продавать бухгалтерские услуги в 2023 году
Индексация заработной платы работодателями в РФ в 2024 г.
Правила работы компаний с сотрудниками с инвалидностью в 2024 году
Оплата и стимулирование труда директора в компаниях малого и среднего бизнеса в 2024 году
Правила увольнения сотрудников коммерческих компаний в 2024 г
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Как уменьшить налоги при работе с маркетплейсами
Как защитить свой товар от потерь на маркетплейсах
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Размещение рекламы в интернете в 2024 году
Компенсации удаленным сотрудникам и налоги с их доходов в 2024 году
Переход бизнеса из онлайн в офлайн в 2024 г
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах



©2009-2023 Центр управления финансами.