Появление адвокатуры в России связано с Судебной реформой 1864 г. До этого времени роль адвокатов выполняли стряпчие, ходатаи по делам. Определенных требований для занятий этой деятельностью не существовало, как отсутствовала и какая-либо их организация. В большинстве случаев ходатаями по судебным делам выступали лица, не имевшие не только юридического, но и любого иного образования.
«Учреждение судебных установлений», утвержденное императором Александром II 20 ноября 1864 г., четко определило правовой статус адвокатов – присяжных поверенных, а также требования, предъявляемые к ним.
В соответствии со ст. 354 данного акта присяжными поверенными могли быть лица, имевшие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук либо «по выдержании экзамена в сих науках, если сверх того прослужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел», или состоявшие не менее пяти лет кандидатами на должности по судебному ведомству, или если они занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников. При этом указанные лица должны были иметь возраст не менее 25 лет.
Не могли стать присяжными поверенными:
1) лица, не достигшие двадцатипятилетнего возраста;
2) иностранцы;
3) лица, объявленные несостоятельными должниками;
4) лица, состоявшие на государственной службе или занимавшие выборные должности, за исключением занимавших почетные или общественные должности без жалованья;
5) лица, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
6) лица, состоявшие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, т. е. которые, находившись под судом за такие преступления или проступки, не были оправданы судебным приговором;
7) лица, исключенные со службы по суду, из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам сословий, к которым они принадлежали;
8) лица, которым по приговору суда воспрещалось хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
Присяжные поверенные приписывались к судебным палатами избирали место жительства в одном из городов округа той палаты, к которой они были приписаны.
Российская адвокатура по праву может гордиться тем, что в ее состав вошел ряд выдающихся юристов. В частности, в год учреждения адвокатуры присяжными поверенными стали В.Д. Спасович, Д.В. Стасов, А.И. Урусов, К.К. Арсеньев, В.И. Танеев, А.М. Унковский, А.Н. Турчанинов, В.П. Гаевский и др.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Для надзора за деятельностью присяжных поверенных «Учреждением судебных установлений» было предусмотрено создание советов присяжных поверенных. Совет присяжных поверенных, как отмечалось в официальной литературе того времени, не лишая их необходимой для защиты их доверителей самостоятельности, вместе с тем был призван способствовать скорому и действительному ограждению частных лиц от стеснений поверенных, служил средством к водворению и поддержанию между поверенными чувства правды, чести и сознания нравственной ответственности перед правительством и обществом.
Совет присяжных поверенных создавался следующим образом. Присяжные поверенные округа судебной палаты, если их было не менее двадцати, входили в судебную палату с просьбой о разрешении им избрать совет. Судебная палата назначала одного из своих членов для председательствования на общем собрании присяжных поверенных (ст.359). Назначенный член судебной палаты вызывал всех присяжных поверенных округа на определенный день и по прибытии не менее половины вызванных открывал общее собрание, на котором и избирали председателя, товарища председателя и членов совета. При этом выборы на каждую должность производились отдельно (ст.359). Для избрания требовалось набрать простое большинство голосов. При равенстве голосов, полученных несколькими кандидатами на одну должность, избранным считался тот, «кто прежде записан в список присяжных поверенных» (ст.360). Число членов совета должно было быть «соразмерно числу подведомых совету присяжных поверенных, не менее пяти и не более пятнадцати...» (ст.361). Список членов совета передавался прокурору судебной палаты и публиковался «во всеобщее сведение» (ст.363).
В тех городах, в которых отсутствовала судебная палата, однако имели место жительства более десяти присяжных поверенных, они могли с разрешения совета присяжных поверенных, состоящего при судебной палате, действие которой распространялось на данный город, избрать «из среды себя отделение при окружном суде в таком составе и с теми из принадлежащих совету правами, которые будут им самим определены» (ст.366).
Учреждением судебных установлений были также предусмотрены функции совета присяжных поверенных, к которым относились следующие:
1. Рассмотрение прошений лиц, которые желали «приписаться к числу присяжных поверенных или выйти из этого звания», и сообщение судебной палате о результатах рассмотрения (п.1 ст.367). Совет присяжных поверенных, рассмотрев соответствующие документы, «приняв в соображение все сведения, которые признает нужным», постановлял о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдавал ему свидетельство, или об отказе в принятии (ст.380). При этом большое внимание уделялось изучению нравственных качеств будущих адвокатов. В первом отчете Петербургского совета присяжных поверенных говорилось: «Основная руководящая мысль Совета заключалась в том, что в состав сословия присяжных поверенных не должны быть допускаемы лица, позволившие себе такой поступок, который несовместим с призванием адвоката».
2. Рассмотрение жалоб на деятельность присяжных поверенных и «наблюдение за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей сообразно с пользой их доверителей».
3. Выдача присяжным поверенным свидетельств о том, что «они не подвергались осуждению совета» (п.3 ст. 367).
4. Назначение присяжных поверенных для бесплатного ведения дел лиц, пользующихся «правом бедности». Данное назначение осуществлялось в порядке очереди присяжных поверенных. Например, Московский совет назначал для таких дел присяжных поверенных по старшинству их вступления в адвокатуру, а Петербургский совет – по алфавитному списку. С 1874 г. Петербургский совет также стал руководствоваться принципом, который применялся Московским советом.
5. Назначение по очереди присяжных поверенных для ведения дел лиц, обратившихся в совет с просьбою о назначении им присяжных поверенных.
6. В случае разногласий между клиентами и присяжными поверенными о сумме вознаграждения при отсутствии письменного договора определение суммы по таксе.
7. Распределение между присяжными поверенными процентного сбора, установленного ст.398. В соответствии с данной статьей из вознаграждения, получаемого присяжными поверенными, удерживался процент, определявшийся одновременно с таксою. Удерживаемая сумма предназначалась «для составления общей по всей России суммы на вознаграждение присяжных поверенных, назначаемых председателями судебных мест для защиты подсудимых». Данный сбор составлялся из средств распределяемых ежегодно по распоряжению министра юстиции соответственно количеству защитников, назначенных из числа присяжных поверенных.
8. Наложение взысканий на присяжных поверенных.
Поскольку закон, прежде всего, предписывал советам присяжных поверенных наблюдать за профессиональной деятельностью присяжных поверенных, то первые правила, издаваемые советами, регулировали именно эту сторону адвокатской жизни. Как писал А. Ф. Кони, советам присяжных поверенных приходилось «вырабатывать одновременно и приемы адвокатской техники и правила адвокатской этики».
В ст.368 были определены виды взысканий, которые совет присяжных поверенных имел право применять в отношении подведомственных ему присяжных поверенных за нарушение принятых на себя обязательств. К ним относились следующие санкции: предостережение; выговор; запрещение исполнять обязанность присяжного поверенного в течение определенного советом срока, но не более одного года; исключение из числа присяжных поверенных (исключенные лишались права «поступать в это звание во всем государстве»); предание уголовному суду.
При получении сообщения о нарушении присяжным поверенным принятых на себя обязанностей совет принимал решение о возбуждении (или невозбуждении) дисциплинарного производства. После этого от лица в определенный советом срок истребовалось объяснение (ст.371). В случае непредставления объяснения или неявки присяжного поверенного в установленный срок совет выносил постановление «на основании имеющихся у него сведений и известных ему обстоятельств» (ст.372). При дисциплинарном разборе должно было участвовать не менее половины членов совета. При равенстве голосов принималось решение, за которое голосовал председатель совета. Однако взыскания, предусмотренные п. 3-5 ст.368 (запрещение заниматься адвокатской деятельностью на определенный срок, исключение из числа присяжных поверенных, предание уголовному суду), применялись при условии, что за них проголосовало 2/з членов совета (ст.375). Решение совета по дисциплинарному производству (как оправдательные, так и обвинительные) сообщались прокурору судебной палаты. На все постановления совета, за исключением предостережения или выговора, в двухнедельный срок в судебную палату могли приноситься жалобы.
Ежегодно председателем совета присяжных поверенных созывалось общее собрание. На общем собрании председательствовало лицо, «избранное для сего собравшимися присяжными поверенными из среды себя».
На общем собрании заслушивался отчет о деятельности совета присяжных поверенных за прошедший год, а затем происходили выборы нового состава совета (ст.364). Если на собрание прибывало менее половины подведомственных совету присяжных поверенных, собрание созывалось вторично. При этом председатель совета извещал повестками всех присяжных поверенных, что в случае их неприбытия к назначенному для выборов новому сроку совет присяжных поверенных останется в прежнем составе. При вторичном отсутствии кворума составлялся протокол, выборы не проводились, полномочия ранее действовавшего совета продлевались еще на один год: «...И как председатель совета и его товарищ, так и все члены сохраняют свое звание до следующих выборов, о чем и публикуется во всеобщее сведение» (ст. 365).
Поскольку учреждение адвокатуры было уступкой государственной власти нарастающему общественному движению, ее деятельность достаточно негативно воспринималась самодержавием. Это сказалось и на судьбе советов присяжных поверенных. В 1875 г. при создании новых судебных органов было приостановлено учреждение советов присяжных поверенных в тех местах, где они еще не были образованы. В 1889 г. в рамках «судебной контрреформы» приостанавливалось создание отделений присяжных поверенных. Советы присяжных поверенных, таким образом, отсутствовали в прибалтийских губерниях, Польше, Казахстане, Средней Азии, Белоруссии, на Кавказе, в Астраханской и Архангельской губерниях. Контроль за деятельностью присяжных 17 поверенных в местностях, где не было советов присяжных поверенных, возлагался на судебные органы.
Несмотря на строгую формализованность, судопроизводство в Российской Империи во многом основывалось на этических нормах. А.Ф. Кони по этому поводу писал: «Еще большее значение имеют этические устои деятельности для адвокатуры по уголовным делам, ибо уголовная защита представляет больше поводов для предъявления требований, почерпнутых из области нравственной, чем деятельность обвинительная, ввиду сложных и многоразличных отношений защитника к своему клиенту-подсудимому и к обществу».
Основополагающие положения адвокатской этики были непосредственно закреплены в «Учреждении судебных установлений» в гл. 2 «О присяжных поверенных вообще».
Присяжным поверенным запрещалось покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам не только на свое имя, но и на имя других лиц. Подобные сделки считались недействительными, присяжные поверенные за их совершение подвергались ответственности по решению советов присяжных заседателей (ст. 400).
Присяжный поверенный не мог осуществлять свои обязанности в суде, если это было направлено против его близких родственников (ст. 401).
Присяжный поверенный не имел права одновременно представлять интересы «обеих спорящих сторон», а также не мог «переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой» (ст. 402).
Присяжный поверенный не имел права разглашать тайны своего доверителя не только во время производства по делу, но и после его окончания и даже в случае устранения отдела (ст. 403).
Весьма актуальным в этическом плане был вопрос о гонораре присяжного поверенного.
В соответствии со ст. 393 Учр. суд. уст. по уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту по соглашению с подсудимыми или по назначению председателя суда. В первом случае за работу присяжного поверенного полагалось вознаграждение (гонорар), размер которого не определялся «Учреждением судебных установлений», однако указывалось, что он зависел от соглашения присяжного поверенного с его доверителем. Во втором случае деятельность присяжного поверенного оплачивалась из общей для всей России суммы, предназначенной для вознаграждения присяжных поверенных, назначаемых председателями судебных мест для защиты подсудимого. Данная сумма выделялась за счет процентного сбора, который удерживался из вознаграждения адвокатов. Различия в материальной выгоде не должны были повлиять на качество деятельности присяжного поверенного. В.Д. Спасович, выступая по делу В.Крестовского в 1876 г., очень удачно сказал по данному поводу: «Это такая же служба, как воинская повинность; ее можно исполнять двояко: как казенщину, формально, или с усердием, влагая душу в дело, употребляя все усилия, чтобы подействовать на ум и сердце судей. Я полагаю, что только тот, кто исполняет эту обязанность последним из двух способов, заслуживает, чтоб его уважали, и, конечно, когда кому защитник понадобится, а он может понадобиться всякому, то пожелают найти только такого защитника, который бы не делал ни малейшего различия между делом, назначенным ему от суда по повинности, и делом, защищаемым им по соглашению».
Известный русский юрист Е.В. Васьковский в 1893 г. в работе «Будущее русской адвокатуры» писал о негативных моментах определения гонорара по взаимному соглашению между клиентом и адвокатом: «Свободное соглашение о вознаграждении само по себе является опасным принципом, т. к. дает широкий простор произволу адвокатов и ведет к торгашеству и вымогательству крупных гонораров... Стремясь к наживе, адвокаты станут, с одной стороны, высасывать соки из клиентов, а с другой, открыто предпочитать и держать сторону богатых тяжущихся, отказывая в помощи тем беднякам, чьи карманы недостаточно объемисты для удовлетворения их волчьих аппетитов».
Относительная свобода занятия адвокатской деятельностью (в сословие адвокатов принимались лица, обладавшие установленным в законодательстве цензом, – ст.354) неизбежно вела к переполнению сословия, последствием чего неизбежно явилась жесткая конкуренция между присяжными поверенными, которая, как писали в то время: «...Заставит адвокатов не только прибегать к разным более или менее неблаговидным и предосудительным уловкам с целью привлечения клиентов, но и браться за посторонние занятия, т. к. одна адвокатура не в состоянии будет доставлять им необходимые средства к жизни».
Несмотря на благородное предназначение института присяжных поверенных (адвокатов), в их профессиональной деятельности постепенно сформировалась достаточно порочная практика, состоящая из совокупности неблаговидных поступков, в частности таких, как обман клиентов, разглашение сведений о клиенте, представление в суде ложных доказательств, присвоение денег доверителя, дача взяток должностным лицам при осуществлении профессиональных обязанностей, приобретение прав доверителей по их тяжбам, ведение дел обеих спорящих сторон и т. п. С.А. Андреевский по этому поводу отмечал: «Как досадно и обидно наблюдать все, что появилось вдруг на смену трудным, но поистине блестящим начинаниям нашей адвокатуры в последнее время. Все, от чего следовало бы очищать наше сословие, как от вреднейших плевел, мешающих его нравственному росту и авторитету, расплодилось с поразительной силой».
Одним из нарушений адвокатской этики в Российской Империи была самореклама, ставшая последствием конкуренции в среде присяжных поверенных. «Нужно ли объяснять, – писал С.А. Андреевский, – что реклама есть лавочный, торгашеский прием, совершенно несовместимый с какой бы то ни было умственной деятельностью, претендующей на общественное уважение и доверие... И вот в уголовной адвокатуре, т. е. учреждении, которое даже при лучших намерениях его представителей все-таки подозревалось обществом своекорыстии и продажности, реклама пустила такие глубокие корни и дала такие пышные плоды, что нет уже силы, которая истребила бы эту растительность...». В указанное время реклама заключалась в опубликовании в газетах статей, восхваляющих отдельных адвокатов, в действительности еще не проявивших себя должным образом.
Необходимо подчеркнуть, что лучшие представители сословия присяжных поверенных (адвокатов) нетерпимо относились к нарушениям профессиональной этики. В.Д. Спасович ставил вопрос об «этической нетерпимости», означавшей разборчивость в выборе принимаемых на себя дел и деликатность и «щепетильную брезгливость» при изыскании средств к наживе. Как справедливо отметил Е.А. Скрипилев, адвокатская деятельность В.Д. Спасовича служила примером для лиц, посвятивших себя адвокатуре, содействовала выработке профессиональных принципов и черт адвокатуры, неписаных норм поведения присяжных поверенных.
В частности, несмотря на то, что довольно часто судьи допускали бестактность и оскорбления присяжных поверенных, советы присяжных поверенных считали, что их коллеги должны были «подавать пример уважения к суду и его органам» и привлекали их к дисциплинарной ответственности за «неприличный образ действий на суде по отношению к судебным властям или за проявление неуважения к судебным органам во время своих объяснений».
Одновременно с присяжными поверенными в Российской Империи существовал институт частных поверенных, законодательно закрепленный в 1874 г., когда были утверждены «Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам». Предполагалось, что частные поверенные будут заниматься лишь гражданскими делами, но впоследствии, пользуясь положениями ст. 565 Устава уголовного судопроизводства, частные поверенные стали вести уголовные дела. Требования, предъявлявшийся к частным поверенным, были весьма заниженными. Ими могли стать любые грамотные, совершеннолетние, не отлученные от церкви, не исключенные со службы, из своего сословия или из ходатаев по чужим делам, не лишенные по суду всех прав состояния, не преданные суду за преступления, влекущие лишение всех прав состояния. Естественно, подобное негативно повлияло на профессиональные качества частных поверенных. Частный поверенный осуществлял свою деятельность на основании особого свидетельства, выдаваемого тем судом, в округе которого частный поверенный ходатайствовал по делам.
Ходатайствовать в иных судебных местах он мог лишь в двух случаях:
1) частные поверенные, имевшие свидетельство от мирового или уездного съезда, могли ходатайствовать и по делам, производящимся у мировых судей, земских начальников, городских судей и в губернских присутствиях, находившихся в округе съезда;
2) частные поверенные, принявшие ведение дела на основании полученного ими свидетельства, имели право ходатайствовать по этому делу в кассационных департаментах Правительствующего Сената.
Суды, выдававшие свидетельства частным поверенным, имели право накладывать на них дисциплинарные наказания либо по своей инициативе, либо по предложению прокурора. Меры дисциплинарного взыскания были аналогичны применяемым в отношении присяжных поверенных: предостережение, выговор, запрещение практики, исключение из числа поверенных.
Особого внимания заслуживает рассмотрение деятельности помощников присяжных поверенных. Составители судебных уставов имели в виду, что помощники присяжных поверенных будут заниматься оказанием им помощи в «практических занятиях» по канцелярии. При этом в Судебных уставах 1864 г. не был определен статус помощников присяжных поверенных. Этот пробел отчасти был восполнен советами присяжных поверенных. В 1872 г. в Петербурге советом присяжных поверенных были утверждены правила организации помощников присяжных поверенных, в которых устанавливались условия приема в помощники, их права и обязанности, дисциплинарная ответственность. Законом помощники присяжных поверенных были уравнены с частными поверенными. Поскольку первоначально присяжных поверенных было крайне недостаточно, тяжущимся разрешалось выбирать себе адвокатов из числа помощников присяжных поверенных, имевших университетское образование. О всех делах, находящихся в производстве, помощники присяжных поверенных обязаны были уведомлять присяжных поверенных, при которых они состояли.
Несмотря на популярность и увеличение количества адвокатов в России, их не хватало для удовлетворения потребностей населения в правовой помощи. В 1897 г. на одного адвоката приходилось 29 800 чел., к 1910 г. — 17 900 чел.
Существенные изменения в деятельности адвокатуры произошли после революционных событий октября 1917 г.
Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял Декрет «О суде» № 1, упразднивший всю судебную систему России, а также адвокатуру. Согласно декрету интересы личности в суде мог представлять любой человек, обладающий всеми гражданскими правами и неопороченный. Таким образом, к адвокатской деятельности были допущены все граждане без каких бы то ни было ограничений.
Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаний и о порядке ведения его заседаний», в соответствии с которой создавались коллегии обвинителей и защитников для работы в революционных трибуналах, организовавшихся в каждой губернии и в городах с населением более 200 тыс. чел. Прием в коллегии производился по рекомендации местных советов. Инструкция предусматривала, что судебное следствие в революционных трибуналах должно было происходить с участием обвинения и защиты.
Декрет «О суде» №2 установил: «При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждается коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству как форме общественного обвинения, так и форме общественной защиты. В эти коллегии поступают лица, выбранные Советами рабочих, крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде заплату». Декрет также предписывал, чтобы члены коллегий правозаступников избирались и отзывались Советами. Каждый обвиняемый был вправе приглашать себе защитника либо просить суд о назначении ему правозаступника. На основании Декрета «О суде» №2 местные Советы издавали Положения о коллегии правозаступников.
ВЦИК принял Положение «О народном суде», в соответствии с которым коллегии правозаступников были переименованы и стали называться «коллегиями обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе». Члены данных коллегий признавались государственными служащими и получали оклад в размере, назначаемом судьям народных судов. Личные контакты между защитниками и клиентами запрещались. Все необходимые прошения направлялись руководству коллегии или в суд, после чего назначался защитник. Положение значительно ограничило участие защитников в уголовном судопроизводстве. В судебном разбирательстве участие защитника стало выборочным, а не обязательным. Судьи имели право не допускать защитника в суд в целях предоставления интересов клиента, за исключением случаев, когда уголовное дело рассматривал суд с участием шести народных заседателей или когда по делу выступал государственный обвинитель. Контроль за деятельностью коллегий защитников осуществлялся губернскими отделами юстиции.
В 1920 г. коллегии правозащитников были распущены. План привлечения адвокатов к трудовой повинности, утвержденный Третьим Всероссийским съездом работников юстиции 29 июня 1920 г., предусматривал создание системы периодического привлечения юристов, работавших в частных или государственных учреждениях, к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности.
Переход к новой экономической политике (НЭП) увеличил спрос на квалифицированные юридические услуги, которые не могли в полной мере оказать работники отделов юстиции и юристы в порядке трудовой повинности. Это обусловило предпосылки создания организации адвокатов.
III сессия Всероссийского Исполнительного комитета IX созыва утвердила «Положение об адвокатуре», Народный комиссариат юстиции издал «Положение о коллегиях защитников». Коллегии защитников по гражданским и уголовным делам создавались при губернских отделах юстиции. Руководство коллегией осуществлял президиум, избиравшийся на общем собрании адвокатов. Президиум был наделен такими полномочиями, как прием и исключение членов коллегии, осуществление дисциплинарной практики, организация юридических консультаций для обслуживания населения. Адвокат был обязан представлять подробные отчеты о всей проделанной работе.
Надзор за деятельностью коллегий был возложен на суды, исполнительные комитеты, прокуратуры. В частности, стенограммы всех заседаний коллегии обязаны были направлять в прокуратуры и суды, а два раза в год в губернский суд президиум представлял отчеты о работе коллегии.
Народный комиссариат юстиции СССР утвердил новое «Положение о коллективах членов коллегии защитников». В соответствии с ним высшими органами управления коллектива являлись: общее собрание членов коллектива, бюро коллектива, ревизионная комиссия. Юридические консультации создавались для оказания юридической помощи населению, при этом большое внимание уделялось созданию консультаций в сельских местностях и рабочих районах. Решение об открытии новых консультаций принималось президиумом коллегии. Членам коллегии защитников было запрещено заниматься иной юридической деятельностью, за исключением работы в качестве юрисконсульта предприятий и учреждений по совместительству, а также научной, педагогической и литературной деятельности. Размер вознаграждения за оказанную юридическую помощь определялся таксой, которая вырабатывалась президиумом коллегии и утверждалась соответствующим судом. Неимущим лицам и гражданам с небольшим заработком юридическая помощь должна была оказываться бесплатно.
Постановлением Совета народных комиссаров СССР было утверждено «Положение об адвокатуре СССР». Общее руководство за деятельностью адвокатских коллегий передавалось Народному комиссариату юстиции СССР, народным комиссариатам юстиции союзных и автономных республик. Положение содержало требования к лицам, поступающим в коллегию, ими могли быть только лица, имеющие юридическое образование или стаж работы не менее трех лет в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта. Лица, не состоявшие членами коллегий адвокатов, могли быть допущены к адвокатской деятельности лишь с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики. Президиум коллегии руководил деятельностью коллегии, избирался, как и ревизионная комиссия, на двухлетний срок. Не менее двух раз в год собиралось общее собрание коллегии адвокатов. Руководители юридических консультаций назначались президиумом коллегии.
Верховный Совет РСФСР принял «Положение об адвокатуре РСФСР», в котором по-новому определилась подконтрольность коллегии адвокатуры, а также были значительно расширены права адвокатов. В частности, ст. 26 предоставила адвокату право запрашивать справки, характеристики и иные документы из государственных или общественных организаций. Руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов возлагались на Советы Министров АССР, исполнительные комитеты краевых, областных (в Москве и Ленинграде — городских) советов. Общее руководство адвокатурой в РСФСР осуществлялось Министерством юстиции РСФСР.
Верховный Совет СССР принял Закон «Об адвокатуре в СССР», а Верховный Совет РСФСР — Закон РСФСР «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР».
Закон об адвокатуре установил, что коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоявших из лиц, имевших высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа Совета народных депутатов. Данное предложение об образовании коллегии следовало направить в Министерство юстиции союзной республики, которое предоставляло его для утверждения и регистрации в Совет Министров союзной республики. Адвокатами могли стать лишь граждане, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имевшие стажа работы по юридической специальности или имевшие стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию после стажировки от шести месяцев до одного года, а лица, имевшие стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, могли быть приняты в члены коллегии при условии прохождения испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.
Положение об адвокатуре РСФСР было построено на основе Закона СССР «Об адвокатуре СССР».
Изменение государственного строя в стране в 90-х гг. XX в. кардинально повлияло на деятельность адвокатуры в России. Статья 48 Конституции Российской Федерации установила, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В России создается правовое государство и цивилизованное гражданское общество, где главенствующее место занимают права, свободы и законные интересы личности. В этой связи значительным достижением правотворческой деятельности является Федеральный закон Российской Федерации № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который в настоящее время регламентирует адвокатскую деятельность в нашей стране.
Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?