Любой суд является государственным органом, которому государство поручило осуществлять правосудие по рассмотрению определенной категории дел в форме рассмотрения по существу и разрешению в определенном, установленном государством порядке. Административный суд не является исключением и должен рассматривать дела, возникающие из административных правоотношений. В Российской Федерации довольно давно и пока безрезультативно ведутся дебаты о необходимости создания подобных административных судов, и законы о них пока не приняты.
Поэтому по-прежнему часть полномочий, которые должны относиться к административным судам, находится на рассмотрении судов общей юрисдикции (мировые и районные) - в отношении дел с участием физических и юридических лиц, а также арбитражных судов - в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Полномочия суда
В настоящее время к полномочиям суда по административным делам относится рассмотрение споров, в которых одной из сторон обязательно является орган, должностное лицо или иной субъект, наделенные властными полномочиями либо управленческими функциями на законных основаниях (органы исполнительной власти или местного самоуправления). Суд по административным делам принимает заявления от лиц, которые посчитали нарушенными свои права или интересы в области публично-правовых отношений.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• обжалование различных нормативно-правовых актов органов (государственной власти, местного самоуправления) и организаций, решений этих органов, оспаривание их;
• обжалование конкретных действий должностных лиц или, наоборот, бездействий;
• споры, связанные с реализацией прав граждан на участие в выборах и референдуме, иных избирательных процессах;
• другие вопросы, связанные со спорами органов государственной власти и местного самоуправления между собой.
Здесь же подлежат рассмотрению дела об административных правонарушениях. Субъектами этих процессов также являются как физические лица, так и юридические лица. Суд по административным делам имеет свою специфику и определенную сложность. Есть трудности с определением подведомственности и подсудности административных дел, с порядком обжалования и вступления в законную силу принимаемых в административных судах решений и постановлений.
Необходимость учреждения в России федеральных административных судов по осуществлению административного судопроизводства основывается на ст. 118 и 126 Конституции РФ, согласно которым правосудие в судах общей юрисдикции осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
По мнению разработчиков законопроекта, создаваемые федеральные административные суды должны находиться в системе судов общей юрисдикции и рассматривать административные дела, к которым можно отнести (кроме дел, рассматриваемых по правилам конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства, и дел об административных правонарушениях) дела об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также по спорам, связанным с применением законодательства о выборах, налогового законодательства, по спорам органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой. К компетенции административных судов предполагается отнести и дела о приостановлении или прекращении деятельности общественных объединений.
К категории административных относятся дела, вытекающие из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, указанные административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции, включая федеральные административные суды и соответствующие коллегии по административным делам.
К будущим федеральным административным судам могут быть отнесены:
1) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным окружным административным судам;
2) федеральные окружные административные суды. Они могут стать, по мнению законодателей, непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для административных дел, рассмотренных входящими в судебный округ верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов. Создание в системе судов общей юрисдикции административных судов, не связанных с существующим административно-территориальным делением страны, будет направлено на преодоление негативных тенденций в разрешении административных дел. Планируется сформировать 21 федеральный окружной суд в пределах соответствующих федеральных округов (юрисдикция этих судов будет распространяться на несколько субъектов РФ);
3) судебные коллегии по административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, которые образуются президиумами этих судов по мере необходимости. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к федеральным межрайонным административным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ;
4) федеральные межрайонные административные суды, которые могут стать вышестоящей судебной инстанцией по административным делам, рассмотренным мировыми судьями. Эти суды будут действовать в отношении нескольких районов субъекта РФ.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ будет рассматривать дела в качестве суда второй инстанции и в порядке надзора, а в качестве суда первой инстанции — следующие дела:
1) об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
2) о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских, а также международных общественных объединений, действующих на территории Российской Федерации, в случаях нарушения ими законодательства РФ;
3) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
4) по разрешению споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, переданных Президентом РФ Верховному Суду РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
5) иные административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах.
Федеральные конституционные законы могут отнести к подсудности Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции и другие административные дела. Он рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Федеральный окружной административный суд будет рассматривать административные дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В качестве суда первой инстанции к его подсудности могут быть отнесены дела:
- об оспаривании нормативных правовых актов, принятых: законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, входящих в судебный округ;
- об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов;
- об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
- по спорам между органами государственной власти субъектов РФ, входящих в судебный округ. Предусмотрено, что в случае возникновения спора между органами государственной власти субъектов РФ, входящих в различные судебные округа, подсудность дела будет определяться Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ.
Федеральным конституционным законом к подсудности федерального окружного административного суда в качестве суда первой инстанции могут быть отнесены и другие административные дела. Федеральный окружной административный суд рассматривает в качестве суда второй инстанции административные дела по жалобам на не вступившие в силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.
Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные определения этих судов, на вступившие в силу решения и определения федеральных межрайонных судов.
Судебная коллегия по административным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает дела по жалобам на не вступившие в силу решения и определения федеральных межрайонных административных судов.
В качестве суда первой инстанции Судебная коллегия рассматривает дела:
- связанные с государственной тайной, кроме дел, подсудных вышестоящим судам;
- об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ (за исключением дел, отнесенных к подсудности федерального окружного административного суда);
- об оспаривании ненормативных актов высших должностных лиц субъектов РФ;
- о приостановлении и прекращении деятельности межрегиональных и региональных общественных объединений в случаях нарушения ими законодательства РФ.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным межрайонным административным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Указанные суды рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам, и к их подсудности в качестве суда первой инстанции федеральными конституционными законами могут быть отнесены и другие административные дела.
Федеральный межрайонный административный суд будет рассматривать административные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда РФ, федерального окружного суда, судебной коллегии по административным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа.
Предполагается, что административные дела в федеральных межрайонных административных судах рассматриваются судьей единолично, а в вышестоящих судах — в составе трех профессиональных судей.
Решение административного суда
Далеко не всегда содеянное субъектом правонарушение можно назвать преступлением.
Грань между этими понятиями определяют два законодательных акта:
• Административный Кодекс;
• Уголовный Кодекс.
Под действие первого попадают незначительные нарушения закона. Лица, их совершившие, не признаются опасными для общества, поэтому им вменяются менее суровые наказания.
Многие из них определяются без участия суда. Но есть и такие, которые подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Инициировать административное разбирательство может не только пострадавшее лицо. Это может сделать любой, кто оказался свидетелем, либо сотрудники правоохранительных органов.
В делах такого рода не обязательно наличие потерпевшего (как в уголовных делах). Эти правонарушения, как правило, нацелены против общественного порядка и уклада жизни граждан Российской Федерации.
Признаки наличия административного правонарушения
Ответственность за нарушение административного законодательства – это такая юридическая ответственность, которая несет за собой последствия в виде административных наказаний.
Среди их отличительных черт можно обозначить следующие:
• противоправность. Это когда незаконным действиям нарушителя подверглась общественная и общегосударственная ценность, которая при этом является охраняемой законодательством;
• виновность. Предполагает умышленное действие, либо действие по неосторожности (аналог уголовному);
• деяния. Результат осознанных решений о приятии неправомерных действий/бездействий;
• антиобщественные действия. Они направлены против институтов гражданского общества, государства.
Существует полный их перечень в законодательных актах Российской Федерации.
Логичные последствия административных нарушений
Исходя из градации признаков, приведенной выше, различают соответственно административные наказания.
Они могут иметь следующие проявления (решения административного суда):
• предупреждение. Это задокументированное выражение неприятия содеянного;
• административные штрафы. Предполагают денежные выплаты (возмещения, компенсации);
• оплачиваемы изъятия незаконно хранящегося предмета. Предполагают выплату его стоимости;
• конфискации незаконных предметов. То же, но без выплат;
• административные аресты. Предполагают помещение виновника под арест на пятнадцать дней (в зоне спецопераций – до месяца);
• административной депортации. Это высылка иностранца-нарушителя за пределы Российской Федерации;
• дисквалифицирование. Выносится запрет организации (физлицу) продолжать заниматься подобными видами коммерческой деятельности;
• административные приостановления. Это когда ограничения на коммерцию накладываются на установленный временной термин.
Каждое из решений может быть оспорено в соответствии с законами России.
Постановление административного суда
Установленный законом судебным порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях является важной формой судебного контроля за деятельностью органов управления в области административно-правовых отношений. Принятие Кодекса РСФСР об административных правонарушениях повысило эффективность обеспечения прав и охраняемых законом интересов граждан в административных правоотношениях, способствовало дальнейшему укреплению законности при применении мер воздействия за административные проступки. Расширены полномочия судов в осуществлении их функции по проверке законности и обоснованности постановлений органов (должностных яиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Изучение данного вопроса доказало, что суды в основном правильно и своевременно рассматривают жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем, в их деятельности имеются и недостатки. Встречаются случаи неправильного решения вопроса о подведомственности указанной категории дел, не всегда проводится надлежащая подготовка их к судебному разбирательству.
Допускаются необоснованные отказы в удовлетворении жалоб либо освобождение заявителей от административной ответственности без достаточных к тому оснований, нарушаются установленные законом сроки рассмотрения таких жалоб. Отдельные суды, вопреки Закону Российской Федерации "О государственной пошлине" требуют оплаты жалобы государственной пошлиной (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ) Нуждается в улучшении и профилактическая работа судов по данной категории дал.
В целях устранения отмеченных недостатков и в связи с возникшими вопросами по применению действующего законодательства об административных правонарушениях, а также обеспечения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законодательством.
При разрешении вопроса о принятии к производству народного суда жалобы на постановление по делу об административном правонарушении следует, иметь в виду, что п. п. 1, 2 и абз. 1 п. 3 ч.1 ст-267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях установлена подведомственность в зависимости от желания заявителя. Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также потерпевший вправе по своему выбору обратиться с жалобой в районный (городской) народный суд либо в вышестоящий орган управления. Рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом управления (должностным лицом) не является препятствием для обращения в суд. При этом судом рассматривается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, а не на решение вышестоящего органа управления (должностного лица), (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10) Дело по жалобе на постановление об административном правонарушении может быть возбуждено по заявлению прокурора, обратившегося в суд в соответствии со ст.41 ГПК РСФСР в защиту интересов гражданина, в отношении которого вынесено постановление, а также лица, которому в результате административного проступка причинен моральный, физический или имущественный вред (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).
Судья вправе отказать в принятии жалобы на постановление по делу об административном правонарушении лишь по основаниям, предусмотренным законом (ст. 129 ГПК РСФСР). Поэтому Недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечения сроков наложения административного взыскания, исполнения постановления.
В силу п. 10 ст. 80 ГПК РСФСР и ч. 3 ст.267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях граждане, административные органы и должностные лица освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, поэтому суд не должен обязывать лицо, обжаловавшее постановление об административном правонарушении, оплачивать государственную пошлину или оставлять жалобу без движения по мотивам неуплаты государственной пошлины.
Исходя из требований ст.268 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях жалоба на постановление административного органа (должностного лица) подается в суд в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление. Уважительность причин пропуска проверяется в судебном заседании. Вывод о причинах пропуска срока и о том, подлежит ли он восстановлению, должен быть отражен в решении суда. Если же судом будет установлено, что этот срок пропущен без уважительной причины, он оставляет жалобу без удовлетворения, а постановление об административном правонарушении без изменения. При выяснении причин пропуска срока на подачу жалобы следует проверить; были ли административным органом (должностным лицом) выполнены требования ст. 263 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях о немедленном объявлении постановления и вручении (высылке) копии постановления в установленный срок, имея в виду, что несоблюдение указанных требований могло значительно затруднить или лишить возможности заявителя своевременно обжаловать постановление.
Исходя из требований ст.126 ГПК РСФСР, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна содержать сведения, обходимые для правильного и быстрого ее разрешения, а именно: наименование заявителя и его адрес; наименование административного органа (должностного лица), постановление которого обжалуется, а также место его нахождения; какое постановление обжалуется и дата его вынесения; обстоятельства, которыми заявитель обосновывает свое несогласие с постановлением, и доказательства, подтверждающие его доводы; просьба заявителя. Если жалоба не отвечает требованиям о ее форме и содержании, а также в случае, если к жалобе не приложены ее копии, подлежащие направлению административному органу, вынесшему постановление, а в необходимых случаях потерпевшему или лицу, в отношении которого вынесено в соответствии со ст.130 ГПК РСФСР судья выносит определение об оставлении жалобы без движения и предоставляет заявителю срок для исправления ее недостатков. При не устранении недостатков жалобы в установленный срок она считается неподанной и возвращается заявителю. В жалобе могут быть указаны и другие обстоятельства, необходимые для рассмотрения, в частности, изложены причины пропуска срока обжалования, если он заявителем был пропущен.
В соответствии с требованиями ст. 238 ГПК РСФСР и ст. 272 Кодекса ФСР об административных правонарушениях суд обязан в полном объеме проверить законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении.
При подготовке дела к судебному разбирательству во всех случаях должны быть представлены (в ред. установления Пленума Верховное" Суда РФ N10):
а) протокол о совершении административного правонарушения, составленный в предусмотренных законом (ст. 234 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) случаях уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации;
б) протокол заседания коллегиального органа, если дело об административном правонарушении рассматривалось этим органом;
в) постановление по делу об административном правонарушении. В случае необходимости для выяснения обстоятельств дела могут быть представлены и Другие доказательства, (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10).
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вправе использовать любые средства доказывания, предусмотренные законом, в том числе и заключениями экспертов.
В соответствии со ст.270 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Поэтому судья, приняв жалобу к рассмотрению, должен поставить в известность орган осуществляющий исполнение постановления, о поданной жалобе и о приостановлении в связи с этим исполнения постановления о наложении административного взыскания.
В случае отмены в порядке судебного надзора решения суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и правлении дала на новое рассмотрение вышестоящему суду в своем постановлении необходимо, кроме оснований отмены решения, указать приостановлении исполнения административного взыскания со дня вынесения этого судебного постановления.
Учитывая, что участие в судебном разбирательстве лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, представителя административного органа должностного лица, потерпевшего способствует наиболее полному и всестороннему исследования обстоятельств дела, суд обязан надлежащим образом известить указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, а в случае их отсутствия выяснить причины отсутствия. При неявке этих лиц в судебное заседание, если нет сведений о вручении им судебных извещений либо если причина отсутствия является уважительной, суду следует отложить разбирательство дела. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа (должностного лица), если сведения о причинах неявки отсутствуют, либо если суд признает причины неявки неуважительными, либо если представитель административного органа (должностного умышленно затягивает производстве по делу.
В целях обеспечения всестороннего и объективного разбирательства дела по жалобе на постановление административного органа (должностного лица) суду следует тщательно исследовать обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и личности лица, совершившего нарушения, и, в частности, выяснить: произведено ли административное взыскание на основании закона и управомоченным на то органом (должностным лицом), был ли соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности; допустил ли заявитель нарушение, за которое законодательством установлена административная ответственность, виновен ли он в совершении этого правонарушения и какова степень его вины; соответствует ли наложенное взыскание тяжести совершенного административного правонарушения; учтены ли при этом личность виновного, его семейное и имущественное положение; истекли ли сроки давности при наложении взыскания.
Если в процессе судебного разбирательства будет установлено, что; административное правонарушение действительно имело место и заявитель мог быть подвергнут административному взысканию, но обжалуемое им постановление вынесено с нарушением срока для наложения административного взыскания, суд, удовлетворяя жалобу по мотивам пропуска этого срока, указывает в решении и на обстоятельства, свидетельствующие о совершении административного правонарушения. Если заявитель необоснованно был подвергнут административному взысканию и, кроме того, нарушен названный выше срок, суд удовлетворяет жалобу как по мотивам необоснованности привлечения заявителя к административной ответственности, так и в связи с пропуском срока наложения административного взыскания.
Содержание решения суда по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям ст. 197 ГПК РСФСР. При этом в случае признания необоснованным привлечения заявителя к административной ответственности за отсутствием состава и события административного правонарушения, а также при наличии иных перечисленных в ст. 227 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по деду об административном правонарушении, суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении дела об административном правонарушении. Если действия административного органа (должностного лица) на применение административного взыскания являются законными и обоснованными, суд оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения. Суд вправе изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, учитывая при этом характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено, Установив, что постановление по делу об административном правонарушении было вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, суд своим решением отменяет постановление, а дело об административном правонарушении, если не истекли сроки наложения административного взыскания, направляет на рассмотрение компетентному органу (должностному лицу). Отмена постановления с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же административный орган (должностному лицу) возможна, в частности, если суд, рассматривая дело по жалобе потерпевшего, придет к выводу о мягкости примененного в отношении нарушителя административного взыскания либо о необоснованности вынесения административным органом постановления о прекращении производства по делу, однако, при условии, если не истекли сроки наложения административного взыскания.
Копия принятого судом решения в трехдневный срок должна быть направлена административному органу (должностному лицу), применившему административное взыскание, с тем, чтобы в случае отказа в удовлетворении жалобы и оставления постановления без изменения оно реально было исполнено, а в случае отмены постановления и прекращении дела либо направления его на новое рассмотрение административный орган (должностное лицо) был уведомлен о причинах такого решения. В тот же срок копия решения высылается (выдается) лицу, в отношении, которого вынесено постановление, а также потерпевшему (по его просьбе).
Так как согласно ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях решение суда, состоявшееся по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не является окончательным, оно подлежит обжалованию или опротестованию в кассационном порядке.
При рассмотрении дел данной категории судам надлежит вскрывать причины и условия, способствовавшие нарушениям закона в сфере административно - правовых отношений, и реагировать путем вынесения частных определений на выявленные факты неправильного поведения граждан, нарушения законности со стороны отдельных должностных лиц, а также недостатки в деятельности административных органов и иных учреждений, организаций, предприятий.
Административные заявления в суд
Начала действовать большая часть положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения которого, как указано ранее, предусматривают подачу административного искового заявления.
Особенности подачи административного искового заявления включают требования к:
• форме и содержанию иска;
• документам, прилагаемым к иску;
• оформлению прав представителя;
• размеру оплаты государственной пошлины;
• необходимости подтверждения копий административного искового заявления и приложенных к нему на момент подачи (факультативно).
К форме и содержанию административного искового заявления ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены следующие требования.
Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.
Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению установлены в ст. 126 Кодекса:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.
Оформление прав представителя регламентируется положениями ст. 54-58 Кодекса, по которым представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.
Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Обжаловать административный суд
К объектам посягательства при административных правонарушениях могут относиться здоровье населения, частная собственность, общественный порядок и общественная нравственность, экология и другое.
Отличия административных нарушений от иных видов правонарушений
От преступлений, например, административные правонарушения отличает то, что при их совершении не наносится существенный вред обществу, и они не носят признаков общественной опасности в том смысле, который вкладывает в это понятие уголовный кодекс. Некоторые деяния такие, например, как нарушение или хищение авторских прав могут быть признаны признаваться как преступлением, так и правонарушением в зависимости от величины причинённого ущерба или иных обстоятельств.
Ответственность за совершение административного правонарушения
При совершении административного правонарушения применяется особая мера ответственности в виде административного наказания. В качестве основной формы такого наказания применяется штраф, но могут быть применены и иные меры наказания: административный арест, лишение специального права (например, водительские права) предупреждение, приостановление деятельности организации, и другие меры административного воздействия.
Административное расследование
В тех случаях, когда в результате выявления административного правонарушения, возникает необходимость осуществления экспертизы или же каких-либо других процессуальных действий, которые требуют значительных затрат времени, осуществляется проведение административного расследования (например, правонарушения в области налогов и сборов, антимонопольного законодательства, дорожного движения, таможенного дела, и других), которое само по себе является самостоятельной стадией делопроизводства. Административное расследование осуществляется по месту выявления или совершения административного правонарушения. Срок административного расследования не может больше одного месяца с даты возбуждения дела об административном нарушении. В исключительных случаях, по указанию вышестоящих должностных лиц срок этот может быть продлен, но не более чем на один месяц, а по делам, связанным с нарушениями таможенных правил, этот срок может быть продлён и до шести месяцев.
Преимущества и недостатки, связанные с административным обжалованием
По сравнению с судебным порядком обжалования, досудебный порядок, является наиболее простой формой обжалования с той точки зрения, что для подготовки и оформления документов требуется минимум затрат времени и усилий. Например, составить и подать жалобу совсем не сложно, а оснований для ее возврата без рассмотрения практически нет. Для заявителя административное обжалование бесплатно - государственная пошлина или какая-либо иная оплата за рассмотрение подобных обращений не оплачивается в противовес процедуре обращения в судебные инстанции. Кроме того, полученную жалобу, должностные лица или вышестоящие органы не имеют права оставлять без рассмотрения.
Все обращения физических и юридических лиц, которые поступают в уполномоченные контрольные органы, условно подразделяются на следующие виды документов - предложения, заявления, запросы, ходатайства и жалобы.
Если документ обращения в вышестоящие органы составлен грамотно, то такое обращение может оказаться весьма эффективным. Несмотря на то, что у многих граждан существует достаточно распространенное сомнение в том, что жалобы могут быть удовлетворены. Если же этого происходит, то нет причин отчаиваться. Необходимо просто постараться обернуть ситуацию в свою пользу.
Во-первых, если Вы заявили жалобу, то это даёт Вам пусть временное, но преимущество. Как пример, можно рассмотреть процедуру обжалования постановления привлечения к административной ответственности. Не секрет, что постановление, которое оспаривается, необходимо обжаловать в судебном или административном порядке не позднее десяти дней с момента получения на руки копии этого постановления.
Если срок уже упущен, то восстановление его будет непростым, поскольку потребуется осуществить большую работу по этому восстановлению, а именно: заявить отдельное ходатайство по восстановлению срока обжалования постановления, предоставить доказательства того, что срок был упущен по уважительной причине. При этом совершенно не факт - сочтут ли суд или чиновники эту причину уважительной. Кроме этого, десять дней, конечно же, очень мало, для того что чтобы успеть основательно подготовиться - проконсультироваться со специалистом, составить грамотно заявление, для подачи в суд, собрать все нужные доказательства, проконсультироваться со специалистами и экспертами, оформить другие необходимые документы.
Если Вы хотите обжаловать “незаконное” постановление в десятидневный срок в вышестоящий орган, то нужно знать, что в таком случае, Вы получаете временное преимущество, причем это преимущество возникает даже в том случае, если Вы заранее уверены в том, что Вам откажут. Пока Ваша жалоба будет рассматриваться в вышестоящем органе (а здесь можно добавить ещё несколько дней на доставку жалобы почтой), за это время можно свободно осуществить основательную подготовку к судебному процессу. Если же вышестоящий орган отказал в удовлетворении Вашей жалобы, то после этого сразу же необходимо обратиться в суд.
В случае, когда решение об административном наказании было обжаловано в административном порядке, десятидневный срок, необходимый для обращения в суд, будет исчисляться со дня получения или вручения решения вышестоящего органа по жалобе, поступившей в его адрес, а не с момента, когда была получена копия постановления о привлечении к административной ответственности.
Во-вторых, исполнение взыскания, которое было наложено в период административного обжалования, может быть приостановлено. Для этого, когда Вы будете составлять текст жалобы или приложения, лучше всего заявить мотивированное ходатайство.
В-третьих, у Вас появляется прекрасная возможность выяснения позиции вышестоящего органа или должностных лиц, решающих данный вопрос.
В-четвертых, официальный ответ по Вашей жалобе поможет определить, какие аргументы будут представлены суду контролерами. Узнав это, можно грамотно выстроить линию обоснования своих контраргументов, поскольку это поможет заблаговременно подготовить все необходимые доказательства.
Одним из главных недостатков административного обжалования является тот факт, что спор рассматривает только одна из сторон конфликта, и зачастую такое обжалование не может принести положительного результата. Должностные лица или вышестоящие органы привыкли действовать в ключе уже сложившейся практики и в соответствии со своими внутриведомственными документами (инструкциями, указаниями и другими документами), зачастую признавая неправильные решения, действия (бездействие) своих нижестоящих органов и их должностных лиц, юридически верными.
Как правильно подавать жалобу
Жалоба должна быть подана вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган обязательно в письменной форме. Не допускается подача жалобы электронными способами передачи информации (телеграфом, электронной почтой, факсимильной связью).
Если Вы хотите осуществить обжалование действия (бездействие) руководителя контролирующего органа или постановления о привлечении Вас к административной ответственности, то Вам следует обращаться в любой из вышестоящих органов. А если Вы хотите обжаловать действия (бездействие) инспекторов, то нужно обращаться к непосредственному руководителю данного контролирующего органа.
Если же Вы не знаете, куда необходимо подавать, а так же в чей адрес отправлять свою жалобу, то необходимо, прежде всего, изучить информацию, помещённую на информационных стендах в офисе органа, вынесшего решение или органа, в который представляют должностные лица из числа сотрудников этого органа, действия (бездействие) Вы хотите обжаловать.
Сроки подачи жалобы
Для того, что бы обжаловать постановление о привлечении Вас к административной ответственности, законом устанавливается десятидневный срок с даты, когда Вами была получена или Вам была вручена копия постановления. В других случаях срок подачи жалобы на действие или решение контролирующего органа или его должностных лиц, составляет 3 месяца с даты, когда Вы узнали или должны были узнать о том, что ваши права, свободы или законные интересы нарушены или были созданы препятствия к реализации этих прав, либо о том, что на Вас были незаконно возложены какие-либо обязанности.
Жалоба на бездействия (бездействие) уполномоченного органа или его должностных лиц, должна быть подана в течение трех месяцев с даты истечения срока, установленного для принятия решения о совершении действия этим органом либо его должностным лицом, который предусматривается законом.
Жалоба может считаться поданной в срок в том случае, когда она отправлена по почте или подаётся непосредственно в уполномоченный орган, до того момента, как истёк срок последнего дня, который был установлен законодательством. Когда жалоба подана заявителем непосредственно в уполномоченный орган, то датой его подачи будет считаться дата регистрации жалобы в этом органе. Если Вы направляете жалобу почтой, то штемпель, который был проставлен на конверте сотрудником отделения связи отправления, является подтверждением соблюдения срока подачи жалобы.
Как восстановить пропущенный срок
Упущенный, в связи с уважительной причиной срок для подачи жалобы Вы можете восстановить с помощью письменного заявления. Такое ходатайство может быть включено в текст жалобы или предоставляется как самостоятельный документ.
При этом, в любом случае, необходимо предоставить документы подтверждающие причины, в следствие которых был пропущен срок обжалования.
Когда решается вопрос о возможности восстановления срока обжалования по уважительным причинам, для индивидуальных предпринимателей уважительными причинами обычно признаются:
1. Временная нетрудоспособность, в связи с заболеваниями или травмами;
2. Арест или содержание под стражей;
3. Тяжелые личные или семейные или обстоятельства, такие например, как серьезное заболевание или смерть близких и родных;
4. Командировки;
5. Обстоятельства Форс-мажора (военные действия, стихийные бедствия, народные волнения и другое).
Юридическим лицам восстановление пропущенных сроков достаточно проблематично. В этом случае, даже если руководитель, в обязанности которого входит подписание обращение, уехал в командировку, или штатный юрист, в обязанности которого входит подготовка жалобы, получил производственную травму, то такие события не являются уважительной причиной пропуска срока обжалования. Для восстановления пропущенного срока необходимо, представить доказательства того, что возникли форс-мажорные обстоятельства, подтвердить факт изъятия сотрудниками уполномоченного органа, если таковое имело место, документов, в связи, с которыми, произошла просрочка срока обжалования, и другое, что может обосновать законность требования восстановления пропущенного срока.
Возможность того, что причина может быть признана уважительной определяется лицом, который рассматривает жалобу в каждом конкретном случае. Если жалоба принята к рассмотрению, то можно считать это фактом восстановления пропущенного срока. В случае, когда отказано в восстановлении срока обращения, мотивы и причины этого отказа должны быть разъяснены заявителю в письменной форме.
Составление жалобы
Как правило, при подготовке жалоб руководители организаций и предприниматели, зачастую пытаются экономить не только на оплате государственной пошлины, но так же и на услугах специалистов. Но далеко не все штатные сотрудники организаций и бизнесмены могут грамотно и самостоятельно подготовить доказательную базу, составить обращение, а также, привести ссылки на законодательство и судебные акты. Некоторые заявители, понадеявшись на собственные силы, ”умудряются” так составить свои обращения, что в них напрямую информируют контролирующие органы о собственных имевшихся нарушениях, тем самым непроизвольно подтверждая свою вину.
Результатом такой самостоятельности, как правило, являются отказы удовлетворения жалоб или, что совсем плохо, контролирующие органы получают на руки дополнительное доказательство вины самого заявителя.
Как правильно составить жалобу самостоятельно
Если Вы всё же приняли решение самостоятельно составить жалобу, то я предлагаю ознакомиться некоторыми рекомендациями о том, как это сделать правильно:
1) В первой части документа необходимо указать, кому и от кого этот документ поступил. Здесь же надо указать название органа (должность представителя органа), действия (бездействие) или решение которого обжалуется.
2) Обязательно указывается дата составления документа.
3) Для того, чтобы Ваше обращение было рассмотрено и принято, совсем не обязательно указывать в документе слово “жалоба”. Однако, нужно учитывать, что само по себе слово “жалоба” заставляет чиновников идентифицировать ее как таковую ещё на первичном этапе обработки документов, и рассматривать этот документ именно как жалобу, а не как Ваше предложение, направленное на улучшение работы их ведомства.
Необходимо отметить, что в ходе первичной обработки происходит определение сути Вашего обращения, а так же лица, которые будут являться исполнителями. К таковым могут относиться и подразделения ведомства и их должностные лица. Для того, чтобы решение вопроса не затягивалось, лучше конечно, если такое обращение, поступившее от граждан и организаций, будет обозначаться в ключе принятой для этой формы документов классификации.
4) Если Вы написали слово “жалоба”, то лучше всего, если Вы к этому ещё укажете предмет этой жалобы, а именно, существо действий (бездействия) или обжалуемого решения. К примеру, такой текст может звучать следующим образом: “Жалоба на бездействие руководителя…” или “Жалоба на незаконные действия сотрудников полиции” или “Жалоба о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности” или “Жалоба на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью о…”.
5) Далее необходимо как можно более чётче, лаконичней и по существу изложить саму суть, спора или иной Вашей проблемы, указав обстоятельства, которые, по Вашему мнению, действиями (бездействием) или обжалуемым решением нарушают ваши права, законные интересы и свободы, создают препятствия к их реализации или незаконно возлагают на Вас какие-либо обязанности. Старайтесь не пренебрегать указанием дат совершения должностными лицами контрольных органов, вами или вашими контрагентами действий или бездействия. Если Вам приходилось обращаться в контролирующие органы с какими-либо ходатайствами или заявлениями то постарайтесь указывать дату подачи этих документов, а так же приводить даты, когда Вами были получены постановления, предписания, и другие документы контролирующих органов. При этом необходимо помнить, что бессистемно составленный и многословный документ очень трудно воспринимается тем кто его читает. Знайте, что чиновнику не интересно вникать в суть проблем вашей компании. Он, прежде всего, работает с документами и в его обязанность входит установление законности действий (бездействия) или обжалуемого решения.
6) Если Вы хотите в обоснование своих доводов хотите сослаться на какие-нибудь документы, то в тексте жалобы нужно указать реквизиты этих документов, по которым можно было бы их идентифицировать. К примеру, указать номер, дату и название документа, и предварительно сделав копию этого документа, указать в жалобе «см. приложения» или «копия прилагается». При этом будет излишним, если указывать содержание этих документов и их реквизиты указывать во всех подробностях.
7) Старайтесь свои доводы и требования обосновывать, ссылаясь на действующее законодательство и судебную практику, хотя это делать совсем необязательно, но желательно.
8) Старайтесь отдельно и чётко формулировать свои просьбы и требования. Например, такими оборотами речи как, “прошу освободить от ответственности”, “прошу отменить (снизить, смягчить) наказание (штраф, взыскание)”, “направить дело на новое рассмотрение”, “прекратить административное дело”, “изменить (отменить) постановление”.
9) В конце текста жалобы или в тексте сопроводительного письма нужно указать количество листов приложений, реквизиты и наименование документов, которые прилагаются к жалобе.
Если жалоба пишется от имени юридического лица, то в конце текста жалобы ставится подпись представителя юридического лица, действующего в пределах полномочий, которые предоставлены ему учредительными документами или нормативно-правовыми актами. Если жалоба пишется от имени индивидуального предпринимателя, то она подписывается самим предпринимателем.
10) Обращение должно быть составлено в двух экземплярах. Один экземпляр вручается должностному лицу на личном приеме, направляется по почте или передается непосредственно в уполномоченный орган, а второй должен оставаться у самого заявителя. У заявителя так же остаются документы, подтверждающие тот факт, что жалоба передана или отправлена или должностному лицу уполномоченного органа или непосредственно в уполномоченный орган. Документы, подтверждающие передачу или отправку жалобы в уполномоченный орган, могут сыграть важную роль при разрешении споров, связанных с доказательной базой, и могу свидетельствовать о том, что, как минимум, контролирующие органы были проинформированы о нарушении, а процессуальные сроки были соблюдены.
Отказ в удовлетворении жалобы
По результатам рассмотрения в удовлетворении жалобы может быть отказано. В таком случае обжалуемое решение, действия (бездействие) органа или его должностного лица признается правомерным.
Удовлетворение жалобы
В случае, когда Ваша жалоба удовлетворена, происходит отмена, приятого нижестоящим органом или его должностным лицом, решение, или же признаются неправомерными их действия или бездействие. Жалоба может удовлетворяться частично или полностью. Когда осуществляется отмена постановления о привлечении к административной ответственности, то прекращается производство по делу об административном правонарушении, либо может быть назначена дополнительная проверка, когда, к примеру, при доказательстве вины правонарушителя было собрано недостаточное подтверждающих или свидетельствующих документов, либо при нарушении процедуры привлечения к ответственности.
В процессе удовлетворения жалобы, должностное лицо или вышестоящий орган должны либо признать действия (бездействие) нижестоящего органа (должностного лица) неправомерными и одновременно определить перечень мероприятий, которые необходимо совершить для устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершить действия, относящиеся к его компетенции.
В рассмотрении жалобы может быть отказано:
1) когда нарушены сроки обжалования и не соблюдена письменная форма подачи обращения;
2) когда документ не подписан самим заявителем либо подписан, но лицом, который имеет необходимых и достаточных полномочий на осуществление такого представительства;
3) когда в обжаловании не указаны сам предмет обжалования, должностное лицо (орган), действия которых обжалуются, а также лицо, которое подаёт жалобу.
В таком случае заявителю в обязательном порядке должен быть направлен письменный отказ в рассмотрении жалобы с указанием причин отказа. При этом решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может подлежать обжалованию в общем порядке. Получив разъяснения причины отказа и устранив указанные недостатки, заявитель имеет право снова обратиться с подобной жалобой.
Обжалование решения
В решении по жалобе, в обязательном порядке, должен быть разъяснён порядок, определяющий действия по дальнейшему обжалованию решений, действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц. При этом в таком решении обязательно должна указываться ссылка на соответствующие законодательные нормы, в соответствии с которыми, предусматривается возможность такого обжалования.
Повторное обжалование решений, действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц может быть осуществлено только в судебном порядке. Хотя заявитель имеет законное право обратиться со своей жалобой и в прокуратуру.
Ответственность должностных лиц
О нарушениях, которые были допущены нижестоящими органами и их должностными лицами, во многих случаях, информация в вышестоящие инстанции поступает именно из жалоб, поступивших от физических или юридических лиц. Чиновник, совершивший нарушения, может понести наказание в виде дисциплинарной ответственности, такой как увольнение с гражданской службы, выговор, замечание, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме этого к, должностным лицам, в зависимости от тяжести нарушения, могут быть применены и более жёсткие меры, такие как привлечение к материальной, уголовной или административной ответственности.
Ходатайство в административный суд
Право любой стороны процесса заявлять ходатайства в суд закреплено сразу в нескольких законах: в статье 119 Уголовно-процессуального кодекса РФ, статье 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статье 35 Гражданского процессуального кодекса РФ — каким из них пользоваться, зависит от вида судебного процесса. В любом случае ходатайство может быть, по сути, о чем угодно — вопрос лишь в том, будет ли оно удовлетворено. Шансы на положительное решение существенно повышаются при правильном составлении ходатайства и при наличии законных на то оснований.
Чаще всего в суд поступают следующие виды ходатайств:
• о переносе либо отложении судебного заседания;
• об истребовании документов из различных инстанций;
• о назначении и производстве судебной экспертизы (строительно-технической, автотранспортной, бухгалтерской, психиатрической, почерковедческой, трасологической и т. д. — в зависимости от предмета судебного разбирательства);
• о приглашении переводчика, эксперта, специалиста;
• о вызове свидетелей;
• о принятии мер в обеспечение иска;
• о привлечении к участию в деле третьего лица;
• о восстановлении пропущенного срока;
• о замене ответчика;
• об уточнении исковых или изменении исковых требований;
• о выдаче копий документов (видео-, аудиозаписей);
• об истребовании доказательств и т.д.
Перечислить все существующие ходатайства невозможно: ни один из действующих законов не содержит их исчерпывающего перечня, поскольку предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в ходе судебного разбирательства, нельзя.
Говоря о требованиях к ходатайствам, вносимым в суд, можно сформулировать несколько основных принципов его составления:
I. Нормативное подкрепление
Процессуальные кодексы не предусматривают установленного бланка ходатайства, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. Формально при заявлении ходатайства необязательна ссылка на закон, однако лучше все же указать конкретные нормы права, подтверждающие доводы заявителя — в таком случае вероятность отказа в удовлетворении просьбы существенно ниже.
II. Конкретика
Для того чтобы лишить суд возможности двойного толкования изложенной просьбы и впоследствии облегчить процедуру обжалования отказа, если таковой последует, резолютивная (просительная) часть ходатайства должна быть сформулирована предельно четко и лаконично. Например, если речь идет о приглашении в судебное заседание эксперта, следует указывать на конкретное лицо с отметкой о готовности обеспечить его явку в назначенное судьей время.
III. Заблаговременность
Ходатайство в суд лучше всего готовить заранее. Да, бывают ситуации, когда это приходится делать прямо в ходе заседания, но это, скорее, исключение. Более того, предсказать развитие и исход судебного разбирательства зачастую не просто сложно, а вовсе невозможно, поэтому в некоторых случаях имеет смысл подготовить сразу несколько вариантов ходатайства, чтобы иметь возможность оперативно выбрать наиболее подходящий. Взять, к примеру, ходатайство об отложении судебного заседания — мотивировочная часть может отличаться в зависимости от ситуации (необходимость вызова неявившегося или вновь заявленного свидетеля, назначения экспертизы, состояние здоровья заявителя и пр.).
При отсутствии среди знакомых практикующего юриста ответ на вопрос о том, как написать ходатайство в суд, можно найти двумя способами: обратиться за профессиональной юридической помощью либо посетить соответствующие ресурсы Всемирной паутины. В первом случае, правда, можно избавить себя не только от мук творчества и необходимости постигать азы права, но и от энного количества денежных знаков. Поэтому если бюджет этого сделать не позволяет, придется действовать самостоятельно.
Ниже приведена пошаговая инструкция по грамотному поиску образца нужного ходатайства:
1. Изучить результаты поиска по заданному запросу, выбрать несколько образцов.
2. Выделить ссылки на законодательства, указанные в качестве обоснования ходатайства.
3. Ознакомиться с приведенными нормами права в источнике. Убедиться в актуальности закона (постановления, подзаконного акта и пр.) — если документ утратил силу, то об этом должна быть соответствующая пометка.
4. Сравнить выбранные образцы между собой на предмет соответствия их друг другу в части юридического обоснования.
Административная коллегия суда
Судебная коллегия по административным делам – это состав суда, который рассматривает конкретное административное дело.
За последние несколько лет законодательством была расширена возможность защиты в суде прав и свобод граждан. Это повлияло судов, которые занимаются административно-правовыми отношениями. Возросла сложность и количество категорий, рассматриваемых дел. Число административных дел с каждым годом увеличивается, поэтому судебная коллегия по административным делам сталкивается со сложными, с юридической стороны, спорами. Для качественной работы составу судебной коллегии приходиться постоянно углублять свои знания и навыки работы.
Судебная коллегия по административным делам значительно сокращает сроки проведения и разрешения подобного рода дел, в её работу входит: рассмотрение дел, оспаривающих нормативно-правовые акты, оспаривание бездействие (действие) и решение органов гос. власти, а также местного самоуправления, муниципальных и государственных служащих (защита прав на участие в референдумах (выборах) и избирательного права), должностных лиц.
Применение гражданского процессуального кодекса в большинстве случаев вызывает у судей (нижестоящих судов) трудности. Поэтому судебная коллегия по административным делам проводит консультации и оказывает практическую помощь районным и мировым судам по необходимым для них вопросам применения того или иного законодательства. Судебная коллегия по административным делам проделывает большую работу по предупреждению и устранению недостатков и нарушений в деятельности нижестоящих судов, а также следит и устраняет нарушения законов со стороны отдельных должностных лиц. Судебная коллегия выявляет условия и причины, которые способствовали административным нарушениям. При выявленных фактах нарушений законности судебная коллегия по административным делам реагирует вынесением определённых частных определений, а также направляет соответствующие информационные письма.
Одно из самых важных направлений судебной коллегии является проводимое наряду с помощниками судей обобщение и изучение судебной практики, а также анализирование судебной статистики. По данным результатам судебная коллегия по административным делам готовит предложение по совершенствованию судебной деятельности.
В судебных коллегиях созданы судебные составы. В данный состав входят: помощники судей, судьи по административным делам, секретари, работающие на заседаниях суда, специалисты. Работа судей и судебного состава организуется с учётом их специализации к рассматриваемым делам.
Судебная коллегия по административным делам областных и краевых судов, а также верховных судов республик, судов в автономных округах и автономных областях, судов в городах федерального назначения – являются федеральными административными судами. Судебная коллегия по административным делам рассматривает дела с жалобами, поданные на решения, которые не вступили в законную силу.
В России судебная коллегия является структурным подразделение в Верховном суде, в областных, краевых и равных им судах.
Административный надзор судами
Верховный Суд уточняет категории лиц, к которым административный надзор применяется в обязательном порядке:
- лица, освобожденные из мест лишения свободы, имеющие непогашенную (неснятую) судимость за преступления, признанные совершенными с опасным или особо опасным рецидивом;
- лица, освобожденные из МЛС, имеющие непогашенную либо неснятую судимость за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних граждан.
При этом вышеуказанные лица обязательно должны быть совершеннолетними. Если осужденный был направлен в колонию, будучи еще несовершеннолетним, а в ходе отбытия наказания достиг 18 лет, то адм. Надзор устанавливается за ними на общих основаниях.
За освобожденными иностранными гражданами также может быть установлен административный надзор, если после отбытия наказания они законно остаются на территории России.
Никаких поблажек не предусмотрено к беременным или тяжело больным освобожденным.
Применение административного надзора
Выше перечислены моменты, когда адм. надзор устанавливается автоматически. Далее рассмотрим, когда и в отношении кого такая мера может применяться по решению суда.
В отношении лиц:
- освобожденных из млс, которые имеют не погашенную (не снятую) судимость за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления;
- совершившие преступление при простом рецидиве;
- совершившие преступление в отношении несовершеннолетних(его) гражданин(а).
Но при этом должно соблюдаться одно из двух важных условий: указанные лица в период отбытия наказания должны быть признаны администрацией колонии злостными нарушителями. Либо, если они не были признаны злостными нарушителями в колонии, но после освобождения в течение года совершили два или более административных правонарушения, объектами посягательств которых являлись общественный порядок, общественная безопасность, порядок управления, здоровье граждан или общественная нравственность. То есть более трети всех правонарушений, предусмотренных в КоАП РФ.
Применение, снятие и обжалование административного надзора
В судебном порядке административный надзор за освобожденными лицами устанавливается по заявлению администрации колонии, где они отбывали наказание, либо органа внутренних дел, на территории которого проживает указанное лицо.
Продление – по заявлению органа внутренних дел.
Снятие – по заявлению ОВД, лица, в отношении которого он установлен либо его законного представителя. Прокурор также может обратиться в суд о снятии адм. надзора, если поднадзорный болен или не может лично подать такое заявление.
Само заявление в суд о применении, продлении или снятии административного надзора должно составлять по установленной форме, подписываться начальником колонии, начальником ОВД (или уполномоченным лицом), поднадзорным или его представителем. К заявлению должны прилагаться обязательные документы: характеристики, приказ начальника колонии о признании лица злостным нарушителем, копии приговоров.
Заявление о применении административного надзора должно подаваться в суд по месту отбытия наказания за два месяца до освобождения.
Обжалование административного надзора и мер административных ограничений
Обжаловать решение суда о применении адм. надзора или адм. ограничений можно на основании положений главы 39 ГПК РФ – в течение одного месяца со дня принятия решения.
Апелляция и жалоба рассматриваются в течение не более 2-х месяцев с момента их поступления в суд.
После отказа в снятии административного надзора поднадзорный повторно может обратиться с подобным заявлением в суд не ранее, чем через полгода.
Общие моменты
Срок административного надзора, устанавливаемый судом – 2 года, но не более срока, когда судимость будет снята или погашена.
Продлеваться такая мера может только на 6 месяцев, но, опять же, не далее, чем судимость будет погашена.
Осуществление административного надзора за освобожденными лицами возложено на органы внутренних дел по месту пребывания поднадзорного.
Меры административных ограничений
Наряду с надзором к освобожденным лицам могут применяться административные ограничения. Чаще всего это запреты посещать те или иные места, что связано с обстоятельствами совершенных поднадзорными лицами преступлений или правонарушений.
В качестве основных закон выделяет следующие меры административных ограничений:
- запрещение посещения мест массовых мероприятий и участия в них,
- запрещение покидать место своего жительства в определенное время суток,
- запрещение покидать, например, город пребывания,
- обязательство посещать ОВД 1-4 раза в месяц.
Кроме того, суд, учитывая характер совершенных поднадзорным преступлений, может расширить меры административных ограничений. Например, если лицо совершило свое деяние в состоянии алкогольного опьянения, то ему могут запретить посещать точки общепита (кафе, рестораны), где продаются спиртные напитки.
Административное судопроизводство в судах
Во многих государствах мира административная юстиция и административное судопроизводство считаются неотъемлемыми институтами правового демократического государства. Они позволяют обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов граждан от неправомерных действий, решений и бездействия органов публичной власти.
Понятие административной юстиции (justice administrative) впервые было разработано в праве Франции в конце XVIII в., когда судам, выступившим против революционных действий, было запрещено рассматривать дела с участием представителей власти.
Закон устанавливал: "Функции судебные отдельны и должны быть неизменно разграничены от функций административных; судьи не могут, под страхом ответственности за служебное преступление, ни каким бы то ни было образом нарушать деятельность административных учреждений, ни призывать к себе администраторов по предмету их функций".
Споры французских граждан с органами и служащими публичной администрации стали рассматривать специальные органы, созданные в рамках исполнительной власти и уполномоченные защищать граждан от произвола со стороны администрации. Их деятельность и получила название административной юстиции.
Впоследствии аналогичные задачи в ряде стран, в том числе в Германии и Швейцарии, были возложены на органы не исполнительной, а судебной власти – административные суды. Рассмотрение административных дел в этих судах приобрело форму административного судопроизводства.
В настоящее время понятия "административная юстиция" и "административное судопроизводство" каждая страна трактует по-своему, с учетом особенностей собственной системы государственных органов и системы права.
В Италии понятие "административная юстиция" трактуется наиболее широко как деятельность любых органов по контролю за администрацией.
Во Франции административной юстицией признается деятельность специализированных органов (административных трибуналов, административных апелляционных судов и Государственного совета) по разрешению споров, относящихся к управленческой деятельности публичных властей.
В Германии административная юстиция осуществляется в форме административного судопроизводства – рассмотрения административными судами всех публично-правовых споров за исключением конституционно-правовых и называется административным процессом.
В США к административной юстиции обычно относят рассмотрение споров граждан с органами и должностными лицами администрации как в судах, так и в иных органах, осуществляющих судебные функции, но судами не являющихся, – в квазисудебных органах.
Обобщая подходы к определению административной юстиции, встречающиеся в различных странах, можно выделить материально-правовые, организационные и процессуальные аспекты этого понятия.
Во-первых, институт административной юстиции предполагает выделение особой категории административных дел. Это дела, в которых одной из сторон является субъект публичной власти; оспаривается правомерность осуществления властных полномочий по принятию решений либо совершению действий или бездействия.
Во-вторых, административные дела должен рассматривать специально созданный для этого орган – административный суд или включенный в исполнительную власть "квазисудебный" орган, уполномоченный разрешать административные споры и не наделенный исполнительно-распорядительными полномочиями.
В-третьих, административные дела должны рассматриваться в особом порядке, отличном от порядка рассмотрения конституционных, гражданских или уголовных дел.
В России попытки создать административную юстицию в форме административного судопроизводства предпринимались неоднократно, но ни одна из них так и не увенчалась успехом.
Ни реформа Столыпина 1909 г., ни законы Временного правительства об административных судах 1917 г. не привели к формированию органов, самостоятельно и независимо от административной власти рассматривающих в особом порядке споры граждан с органами власти.
В советский период к административной юстиции относились крайне негативно и рассматривали ее как институт буржуазного права, доказывающий существование непримиримых противоречий между человеком и властью в эксплуататорском обществе. Однако значимость отдельных элементов административной юстиции признавалась и в Советском государстве. С 1920-х гг. неоднократно ставилась задача судебного контроля за деятельностью органов управления. С 1960-х гг. признавалась ценность административно-процессуальных норм для защиты прав человека, и в гражданско-процессуальном законодательстве появились нормы, определяющие порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых правоотношений.
В Российской Федерации не отрицается особая ценность административной юстиции и административного судопроизводства для защиты прав граждан и обеспечения эффективного функционирования государства. Часть 2 ст. 118 Конституции РФ закрепила существование административного судопроизводства, определив, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Однако уже длительное время в российской юридической науке, прежде всего в науках административного права и гражданского процесса, ведется дискуссия по проблеме выделения самостоятельного административного судопроизводства. Как отмечал М. К. Треушников, "ряд ученых отстаивают точку зрения, согласно которой нет необходимости выделять в самостоятельный вид производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, поскольку отсутствуют существенные отличия от искового производства, а имеющиеся в данных категориях дел процессуальные особенности не носят принципиального характера".
Между тем законодатель, учитывая, что наличие административного судопроизводства является одним из признаков демократического государства, выделил данную категорию дел, признав, что административное судопроизводство отличается существенными особенностями.
Выделение самостоятельного вида судопроизводства основано на качественном своеобразии, порождаемом предметом рассматриваемого дела, особенностями правоотношения, разрешаемого судом. "Публично-правовые отношения являются выражением публичного, общественного интереса. Властные полномочия органа государственной власти, местного самоуправления, их должностного лица свидетельствуют о неравенстве сторон в правоотношении и о возможности принудительного осуществления публичных прав в досудебном порядке".
Основной принцип отрасли публичного права – принцип императивности – обязывает субъектов публичного управления использовать свои властные полномочия только для достижения целей, поставленных законом и только в рамках закона. В связи с этим правовые средства защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются также средствами надзора и контроля за законностью деятельности органов исполнительной власти.
Особенности предмета административного судопроизводства связаны с фактическим неравенством граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с одной стороны, и публичных органов – с другой. Особенности положения участников материальных публично-правовых отношений предопределяют потребность в соответствующем административно-процессуальном режиме, призванном обеспечить правовое равенство сторон в административном деле, рассматриваемом судом.
В настоящее время в российском законодательстве определены процессуальные особенности рассмотрения административных и иных публичных дел. Осуществляется специализация судей, рассматривающих эти дела. Однако специальные суды по рассмотрению споров граждан с органами публичной власти пока не созданы.
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматривают как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды, причем порядок рассмотрения и разрешения дел данной категории в двух ветвях судебной власти различается. Процессуальные нормы, которые должны были бы составить важнейшую часть административного права в целом и административного процесса в частности, оказались включенными в ГПК РФ и АПК РФ.
Президент РФ внес в Государственную Думу проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), предусматривающий специальное правовое регулирование административного судопроизводства в судах общей юрисдикции проект КАС РФ был принят Государственной Думой в первом чтении.
Проект устанавливает правила рассмотрения судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий (ст. 1).
К данной категории отнесены, во-первых, дела, указанные в гл. 23–26.2 ГПК РФ:
– о признании недействующими нормативных правовых актов;
– об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти;
– о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
– о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении;
– об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Во-вторых, ряд дел, в настоящее время рассматривающийся в рамках искового, особого производства:
– о прекращении деятельности средств массовой информации;
– о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
– о взыскании в предусмотренных федеральным законом случаях налогов и обязательных платежей с физических лиц и некоммерческих организаций;
– о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина;
– об оспаривании решений, действий (бездействия) организаций, наделенных федеральными законами отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе государственных корпораций и саморегулируемых организаций).
Отметим, что проектом КАС РФ не регулируется производство по делам об административных правонарушениях.
Обращение в суд названо административным исковым заявлением. Лицами, участвующими в деле, признаны:
– стороны (административный истец и административный ответчик);
– заинтересованные лица;
– органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Наряду с особенностями судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в настоящее время уже установленными в ГПК РФ, проект КАС РФ закрепляет дополнительные процессуальные особенности административного судопроизводства:
– допускается применение мер предварительной защиты по административному исковому заявлению (по ходатайству истца), что сродни обеспечительным мерам;
– предусмотрена возможность граждан обратиться в суд с коллективным административным исковым заявлением (при соблюдении определенных условий). Проект предусматривает две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном административном деле. Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением. При этом наличие единого представителя или уполномоченного лица, действующего от имени всех истцов (ответчиков), освобождает от повторной подготовки и рассмотрения административного дела с самого начала;
– определяется предмет доказывания в отношении административных истцов и иных лиц, обратившихся в защиту чужих прав, свобод и интересов, которые освобождены от обязанности доказывания незаконности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия);
– предусмотрены иные последствия отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений;
– установлена обязанность граждан вести административные дела об оспаривании нормативных правовых актов в высших инстанциях только через представителя, если у заявителя нет высшего юридического образования;
– допускается рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства;
– возможно рассмотрение дела в отсутствие стороны административного спора при наличии оформленного в письменной форме обязательства от лиц, которые согласно закону должны участвовать в судебном разбирательстве;
– суд наделяется более широкими полномочиями по использованию такой формы процессуального принуждения, как привод, а также в применении повышенных размеров штрафа.
Принятие Закона РФ о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", предусматривающего объединение Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда РФ, создает предпосылки для подготовки новой редакции проекта КАС РФ. Стало возможным создание единых правил административного судопроизводства – как для судов общей юрисдикции, так и для арбитражных судов. В случае принятия КАС РФ начнется новый этап развития административной юстиции в нашей стране.
Учитывая особенности законодательного закрепления элементов административной юстиции в России, административное судопроизводство можно определить как особый порядок рассмотрения и разрешения в судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Административная деятельность судов
Необходимость учреждения в России федеральных административных судов по осуществлению административного судопроизводства базируется на ст. 118 и 126 Конституции РФ, согласно которым правосудие в судах общей юрисдикции осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
По мнению разработчиков законопроекта, создаваемые федеральные административные суды должны находиться в системе судов общей юрисдикции и рассматривать административные дела, к которым можно отнести (кроме дел, рассматриваемых по правилам конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства, и дел об административных правонарушениях) дела об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также по спорам, связанным с применением законодательства о выборах, налогового законодательства, по спорам органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой. К компетенции административных судов предполагается отнести и дела о приостановлении или прекращении деятельности общественных объединений. К категории административных относятся дела, вытекающие из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что указанные административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции, включая федеральные административные суды и соответствующие коллегии по административным делам.
К будущим федеральным административным судам могут быть отнесены:
1. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ будет непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным окружным административным судам;
2. федеральные окружные административные суды. Стоит заметить, что они могут стать, по мнению законодателей, непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для административных дел, рассмотренных входящими в судебный округ верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов. Создание в системе судов общей юрисдикции административных судов, не связанных с существующим административно-территориальным делением страны, будет направлено на преодоление негативных тенденций в разрешении административных дел. Планируется сформировать 21 федеральный окружной суд в пределах соответствующих федеральных округов (юрисдикция данных судов будет распространяться на несколько субъектов РФ);
3. судебные коллегии по административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, которые образуются президиумами данных судов по мере необходимости. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов будут непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к федеральным межрайонным административным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ;
4. федеральные межрайонные административные суды, которые могут стать вышестоящей судебной инстанцией по административным делам, рассмотренным мировыми судьями. Эти суды будут действовать в отношении нескольких районов субъекта РФ.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ будет рассматривать дела в качестве суда второй инстанции и в порядке надзора, а в качестве суда первой инстанции — следующие дела:
1. об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
2. о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских, а также международных общественных объединений, действующих на территории Российской Федерации, в случаях нарушения ими законодательства РФ;
3. об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
4. по разрешению споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, переданных Президентом РФ Верховному Суду РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
5. иные административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах.
Федеральные конституционные законы могут отнести к подсудности Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции и другие административные дела. Стоит заметить, что он рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Федеральный окружной административный суд будет рассматривать административные дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В качестве суда первой инстанции к его подсудности могут быть отнесены дела:
1. об оспаривании нормативных правовых актов, принятых: законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, входящих в судебный округ;
2. об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов;
3. об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
4. по спорам между органами государственной власти субъектов РФ, входящих в судебный округ. Предусмотрено, что в случае возникновения спора между органами государственной власти субъектов РФ, входящих в различные судебные округа, подсудность дела будет определяться Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ.
Федеральным конституционным законом к подсудности федерального окружного административного суда в качестве суда первой инстанции могут быть отнесены и другие административные дела. Федеральный окружной административный суд рассматривает в качестве суда второй инстанции административные дела по жалобам на не вступившие в силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.
Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные определения данных судов, на вступившие в силу решения и определения федеральных межрайонных судов.
Судебная коллегия по административным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает дела по жалобам на не вступившие в силу решения и определения федеральных межрайонных административных судов.
В качестве суда первой инстанции Судебная коллегия рассматривает дела:
1. связанные с государственной тайной, кроме дел, подсудных вышестоящим судам;
2. об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ (за исключением дел, отнесенных к подсудности федерального окружного административного суда);
3. об оспаривании ненормативных актов высших должностных лиц субъектов РФ;
4. о приостановлении и прекращении деятельности межрегиональных и региональных общественных объединений в случаях нарушения ими законодательства РФ.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа будет непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным межрайонным административным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Указанные суды рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам, и к их подсудности в качестве суда первой инстанции федеральными конституционными законами могут быть отнесены и другие административные дела.
Федеральный межрайонный административный суд будет рассматривать административные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда РФ, федерального окружного суда, судебной коллегии по административным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа.
Предполагается, что административные дела в федеральных межрайонных административных судах рассматриваются судьей единолично, а в вышестоящих судах — в составе трех профессиональных судей.
В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были. Что заказали зэки?